Size: a a a

2021 October 01
Wild Field
Вот такой флаг сейчас развивается у тюрбе Хайреддина Барбароссы в Стамбуле
источник
Wild Field
В (около)-турецких соцсетях обсуждается закрытие антикварного книжного магазина Denizler Kitabevi на Истикляле, в Бейоглу (Стамбул). Магазин работал с 1993 в историческом здании, которое было построено еще для голландского консульства более 100 лет назад, а потом там располагалась армянская фотостудия. Для любителей Стамбула это безусловно почти культовое место. Не помню, чтобы я хоть раз там что то купил, но заходил много раз туда просто как в музей. По сути это был своего рода клуб, куда люди приходили не только покупать книги, но и обмениваться информацией.

Экономические трудности подкосили многие старые заведения на Истикляле, вынудив их закрыться, пришел черед и Denizler. Большинство покупателей в магазине это туристы, а пандемия снизила продажи на 80%. Работать только на турок владельцы себе не могут позволить. По словам хозяина магазина "...такое любопытство имеет место в странах с высоким уровнем благосостояния. К сожалению...благосостояние и культурный порядок в Турции не параллельны".

Главное возмущение вызывает однако даже не само закрытие книжного, а то что на его месте, по слухам, откроют фалафельную. Возможно, если бы речь шла о ресторане французской кухни реакция была бы мягче, но фалафельная только подстегивает боль "коренных стамбульцев" от арабизации Истикляля.

В этой связи вспоминается история, которую рассказывают в разных вариациях про всемирно известного фотографа Ара Гюлера. Гюлер, армянин по происхождению, родился как раз в Бейоглу, и всю жизнь прожил в Стамбуле. Однажды к нему приехали французские журналисты, чтобы взять интервью. Они спросили Гюлера: "Что такое Стамбул?". Гюлер проигнорировал вопрос. Потом проигнорировал его снова, и снова, и наконец ответил: "Стамбул мертв".

Его спросили: "Ладно, а когда он умер?"

На что Гюлер ответил: "Когда пришел кебаб" (Kebabin geldigi zamanda).

Для старого поколения "белых турок" кебаб это символ всех тех перемен в Стамбуле, что случились после массовой анатолийской миграции, начавшейся в 1950-е годы. Хотя для армянина Гюлера он может символизировать даже больше, чем для других "белых турок".

Ну а кебабом нового поколения стал фалафель, кулинарный символ Ближнего Востока и арабской культуры, который побеждает старый добрый культурный Стамбул.

https://www.youtube.com/watch?v=w3FeB7rr0iU
источник
Wild Field
Пятничное.

Прекрасное видео о том, как один из последних изготовителей фески в Каире хранит 600-летнюю традицию.

Шляпы Феска* когда-то были символом Османской империи.

Название этой шляпы произошло от названия города Фес в Марокко, где производились головные уборы. Широкое распространение феска получила в начале XIX века в качестве мужской шляпы на территории Османской империи, где она пришла на смену тюрбану в экипировке чиновников и солдат.

В 1920 годы было отменено ношение фески в качестве форменного головного убора, а после того, как они были запрещены в Египте в 1950-х годах в рамках стремления к модернизации, фески практически исчезли.

*Феска, или фес (тур. Fez, Fes) — высокая жесткая шляпа в виде усеченного конуса или цилиндра без полей, обычно украшена кистями.
источник
2021 October 02
Wild Field
Немецкий капитан рассказывает Энверу-паше, как работает камера.

Энвер-паша институционализировал кинематограф в Османской империи. Энвер-паша, увидев фильмы о военной пропаганде и подготовке новобранцев в немецкой армии, в 1915 году основал Центральное армейское киноуправление (MOSD).

@turkulubu
источник
Wild Field
Официально: в Черногории живет один турок-атеист
источник
Wild Field
Боснийский офицер и албанский доброволец австро-венгерской армии. ПМВ.
источник
Wild Field
Мне сразу вспомнились yarem kristian (полу-христиане) среди кызылбашей Карса.

https://t.me/tyrasbaibak/5249
источник
Wild Field
Турцию куда справедливее было бы критиковать за профранцузскую позицию во время Алжирской войны (за это в своё время извинялся Тургут Озал).
источник
Wild Field
Эммануэль Макрон раскритиковал Турцию... за колонизацию Алжира

🇫🇷🇩🇿🇹🇷 В своём выступлении позавчера перед молодыми потомками харки* Макрон раскритиковал Турцию за её историческую роль в Алжире и добавил, что алжирская нация была создана в период французской колонизации: «Была ли алжирская нация до французской колонизации? Вот в чем вопрос. Были лишь предыдущие колонизации. Меня восхищает способность Турции заставлять людей полностью забыть о той роли, которую она сыграла в Алжире, и о господстве, которое она осуществляла. А алжирцы верят в это»

Макрон раскритиковал «официальную историографию» Алжира, которая, по его мнению, зиждется на ненависти к Франции и предложил создать редакционные группы на арабском языке, чтобы «противостоять турецкой пропаганде»

Харки* - алжирцы, воевавшие за Францию против алжирцев.

@voice_of_turkey@voice_of_turkey
источник
Wild Field
Энвер-паша со своей новорожденной дочерью Махпейкер. Около 1917 года.
источник
2021 October 03
Wild Field
Самые читаемые книги в Турции. Цвейга аж 2 книги. Но разумеется к таким рейтингам надо подходить с определенным  скептицизмом.
источник
Wild Field
Доспехи из фильма "Троя" vs исторические доспехи бронзового века. Фотошоп Патрика Робинсона, реконструкция ФБ-сообщества Hellenic Armors.

Можно было бы добавить еще третью версию, описание доспехов у Гомера отличается от обоих вариантов на картинке.
источник
2021 October 04
Wild Field
Шукрю Ханиоглу в "Краткой истории поздней Османской империи" пишет о самых популярных книгах до-печатного периода 18 - начала 19 в.в., и Далаиль уль-Хайрат там в тройке самых популярных книг. Если не считать Коран и сборников из сур и аятов, Далаиль уль-Хайрат уступает лишь Васийет аль-Биргиви (книга по акыде) и Мультака аль-Абхур (книга по ханафитскому фикху). И при этом обходит по распространенности другие популярные книги, такие как "Гулистан" Джами (поэзия), Тарикат аль-Мухаммадия Биргиви (суфизм), Мухтасар аль-Кудури (ханафитский фикх), Нафахат аль-унс (биографии суфиев) и другие.

А вообще бытует мнение, что Далаиль уль-Хайрат долгое время была самой распространенной книгой в исламском мире (опять же не считая Коран). Сахих Бухари и другие сборники хадисов были в основном ограничены группами уляма и туллабов, тогда как Далаиль уль-Хайрат читали все группы.

https://t.me/kizilelmaya/688
источник
Wild Field
​​Эдвард Саид в своем невероятно влиятельном труде "Ориентализм" утверждает, что "ориентализм — это совокупность средств и инструментов (таких как искусство, наука и т. д.) для обеспечения доминирования Запада на Востоке и сохранения империалистических позиций." Живопись ориенталистов 19-го столетия по его мнению служит именно этим целям.

Джон Маккензи, критик Саида, пишет уже в своем "Ориентализме", что Саид и его последователи неправильно понимают значение Востока для очень многих художников-ориенталистов, среди которых были даже люди вроде Ивана Агуэли:

"Возникает большой парадокс. По мнению современных критиков ориентализма, ориенталисты изображали упадочные и отсталые цивилизации Востока, чтобы  сделать и х более сговорчивыми к экономическим, культурным и политическим трансформациям империализма. Чтобы показать свое моральное осуждение, они использовали устарелый реализм и цеплялись за него даже после того как "высокое искусство" прошло этот этап. Но если Ориентализм читать альтернативными и более убедительными способами, как серию реакций и уроков для собственных обществ художников, как средство расширить язык искусства через опыт других климатов и иных художественных и архитектурных традиций, как движение, которое необходимо рассматривать в гораздо более широком хронологическом контексте, мы придем к совершенно другому заключению. Ориенталисты 19-го столетия не были культурными радикалами и техническими консерваторами, они были культурными консерваторами и техническими инноваторами. Далеко от того, чтобы предлагать художественную программу для империализма, они находили на Востоке древние истины, потерянные в их собственной цивилизации. Многие из них отправлялись не порицать Восток, но исследовать эхо мира, который они потеряли. Для их коллег из двадцатого века этот потерянный мир включал в себя скрытые эмоциональные состояния, психологическую драму абстракции или смысла кружений, или деконструированных геометрических элементов. Снова Восток предлагал вдохновение для радикального движения к обновлению себя в глубинах красок и света, паттернов и дизайна."

John M. MacKenzie, Orientalism: history, theory and the arts
источник
Wild Field
​​Британский журналист Дэвид Барчард как-то отметил, что спор между туркофилами и туркофобами внутри Британии практически не имеет аналогов во Франции. Там просто никогда не было чего-то похожего на туркофильское направление у британцев, хотя периодически и Франция могла заключать союзы с ОИ, как в Крымскую войну.

"Как показал Дэвид Кеннедайн, британские представления об империи и колониализме в значительной степени вдохновлялись аристократическим духом. Джон Маккензи, оппонент Саида, также продемонстрировал что романтизация Востока носила классовый характер и была проявлением аристократического и консервативного этоса.  Точно так же экзотические и средневековые образы Востока сыграли важную роль в создании дискурса туркофилов для тех, кто был очарован "соблазнами Востока".  В этом отношении туркофильство также включало классовые детерминанты и культурные формации. Антипатия к "турку" также была сконструирована в рамках этих ориенталистских представлений, встроенных в классовые культурные формации. Для либералов османский истеблишмент, связанный с коррупцией, обскурантизмом и жестокостью, был не только анафемой исповедуемым ими ценностям, но и поддержка коррумпированной Османской империи британскими тори была свидетельством морального вырождения аристократической политической элиты Британии. В то время как либералы почти полностью отвращались от турок и ненавидели "порочную Османскую империю", имперские тори развили особую симпатию к "Османской империи", возможно, из-за экзотических образов и обещанных рыцарских возможностей. Хотя после 1890-х годов тори также отказались от своей положительной оценки "турка", некоторые все еще придерживались туркофильства, включая аристократического дипломата-туркофила, депутата парламента, и "the man who was Greenmantle", Обри Герберта, который, возможно, построил свой "образ турка" на призме ориенталистских образов."

Dogan Gürpinar, The Rise and Fall of Turcophilism in Nineteenth-century British Discources
источник
2021 October 06
Wild Field
О западных татарах (на украинском языке)
источник
Wild Field
🎙️На радіо "Культура" трохи поговорили з Василем Шандро, про феномен татар липків, а також участь кримських і служивих татар в буремних подіях  Хмельниччини, Руїни та Польсько-турецької війни другої половини XVII століття. Випуск просвітницького характеру, тому пройшлись і загалом по відомих стереотипах в українсько-татарських відносинах.
🖼️Ілюстрація: Татарський ротмістр. 1660-ті роки.
📌Запис ефіру за посиланням:
http://www.nrcu.gov.ua/schedule/play-archive.html?periodItemID=2946554&fbclid=IwAR0fmnG83kEbjHYJ915dtwBwToxHtZlUivcZBs00a1fDJIeHosS099EoMUo
#інтервю #татари_липки #кримські_татари #Річ_Посполита #ВКЛ #Гетьманщина
источник
Wild Field
Часто говорят, что историю пишут победители. С этим трудно вроде бы спорить, но исключения бывают. И создание тюрко-персидских сообществ Евразии, например сельджукские завоевания, относятся как раз к ним.

Тюрки завоевали обширную географию от Палестины до современного Китая, но описали все это дело в основном далеко не тюрки. Основные источники по Сельджукскому государству написаны завоеванными арабскими и персидскими интеллектуалами, которые во-первых описывали ранних сельджуков как диких варваров, а во-вторых, вполне вероятно, что намеренно преуменьшали роль кочевого и тюркского фактора в более поздней обширной империи Сельджуков.

В итоге мы сегодня можем лишь приблизительно представить себе сколько тюркского, а сколько персидского было в этих государствах. И вполне возможно, что тюркские националисты, которые до хрипоты спорят с самим понятием Turco-Persian tradition, и утверждают, что это были чисто тюркские государства (просто персидский там был "канцелярским языком"), на самом деле чуть ближе к истине, чем общепризнано в академии. Просто доказательства их как правило высосаны из пальца, а первичные исторические источники создают совсем другое впечатление.

https://en.wikipedia.org/wiki/Turco-Persian_tradition
источник
Wild Field
Отношение американцев к Марокко (первой стране, признавшей США, кстати) гораздо позитивнее, чем отношение к другим странам Ближнего Востока и Северной Африки, мусульманским и арабским. И даже на 2 пункта позитивнее чем отношение к Израилю.

https://t.me/tolk_tolk/10159
источник
Wild Field
📊🇹🇷 26% турок выступают за религиозное государство, а 69% за светское, - результаты опроса MetroPOLL. В аналогичном опросе 2017 года против светскости высказались 20% респондентов.

Среди избирателей разных партий наибольшее количество противников светскости в электорате партии Эрдогана - 37,4%, а наименьшее в партии кемалистов - 13,3%.

@voice_of_turkey@voice_of_turkey
источник