Size: a a a

2021 September 05
Wild Field
источник
Wild Field
Aja Mola

Тоннара это древняя сицилийская (шире - средиземноморская) традиция ловли тунца с помощью больших ловушек. Считается, что ей более 4000 лет, и жители острова научились специальной технике еще от финикийцев. Обряды и традиции, связанные с техникой, остаются почти неизменными со средних веков.

Во время ловли рыбаки поют сакральные песни (т.н. Cialoma или Scialoma , термин, который, как считается, происходит то ли от еврейского слова "шалом", то ли от арабского "салам"). Самая известная песня содержит взывание к Богу, дошедшее со времен мусульманской арабской Сицилии - Aja Mola...Aja Mola - это искаженное с арабского Ya Mawlay ("О, Владыка" или "О, Господин").

Лидер всей тоннары традиционно зовется Rais (тоже понятное дело арабское слово). Интересно, что раис не должен иметь отношений с другими тоннароти и не должен происходить из того места, где установлена ловушка. Его слушались безоговорочно, при этом приказы должны были быть ясными, и никогда не выкрикивались. Раис должен был идеально знать морское дно и повадки тунца, разбираться в сетях, предвидеть погодные условия и так далее. Профессия передавалась по наследству в семьях раисов.

Сейчас традиционная тоннара уже отмирает из-за уменьшения популяции тунца, так как море стало грязнее, а главное - тунца промышленно отлавливают косяками еще до того, как он приближается к прибрежным районам.

Тем не менее, тоннара умудрилась дожить до 21 века, а арабская терминология и даже зикр рыбаков дошли можно сказать по непрерывной цепочке со времен Сицилийского эмирата.

"Айя Мола" на видео с 34:56.

https://www.youtube.com/watch?v=60SL0M8hL9E&t=2096s
источник
Wild Field
​​Раз уж вспомнил о Сицилии, дам слово мэру Палермо Леолука Орландо:

"В частности, на юге Италии мы не европейцы, извините, но Палермо - это не Франкфурт или Берлин.

"Палермо - это не Париж… Палермо - это Бейрут, Палермо - это Стамбул, Палермо - это Иерусалим, Палермо - это Триполи. Палермо - ближневосточный город в Европе. Средиземное море - это не море, это континент. У нас мультикультурная средиземноморская идентичность".

"Сейчас я чувствую себя дома...Если я уезжаю в другое место в Италии, например, в Венецию или Милан, я говорю "нет", я хочу вернуться домой, в свой Палермо".
источник
2021 September 06
Wild Field
​​Агонстон корректирует некоторые устоявшиеся в историографии (и в популярном представлении) тезисы относительно османской дипломатии и так сказать международного права, того, что он называет lawfare.

Например, Житваторокский мир, подписанный 11 ноября 1606 года, считается своего рода водоразделом, так как Османы впервые после завоевания Константинополя признали равенство статуса императора Священной Римской империи, присвоив ему титул «падишах» или «император», что было собственным титулом султана. Дескать, это было воспринято как признание divisio imperii, в котором имперская гегемония была разделена на Запад (СРИ) и Восток (ОИ). До этого Габсбург считался просто королем.

Действительно, в переписке османские правители всегда стремились возвысить свои собственные титулы и если не принизить, то упростить титулы Габсбургов.

Например Сулейман в письме перечисляет более 40 своих почетных титулов и владений, тогда как Габсбурги были чаще всего королями Испании (Карл V) и «королями Вены либо Германии (Фердинанд).

При этом если Габсбурги всегда лишь короли, то титул падишаха Османы могли использовать в переписке для дружественных королей Франции (которые также бывали «королями» и «беями»), и даже для венецианского дожа (который еще бывал «бейлербеем», «королем» и просто «дожем»). Действительно, отказывая Карлу V в его императорском титуле, Сулейман таким образом отрицал претензии своего соперника на вселенское царство.

Это работало и в другую сторону, Карл V в своем письме от 1533 года перечисляет 69 своих титулов, включая земли которыми владели Османы (Иерусалим, Венгрия). Сулеймана же братья Габсбурги называли «император Турок, Азии и Греции».

Но это письма, у которых автор всегда одна сторона. А с дипломатическими соглашениями дело обстояло иначе. Стороны могли спорить неделями над текстом договора, чтобы прийти к взаимоприемлемым титулам. В Житваторокском соглашении Рудольф назван императором (imperador) и цезарем, но не падишахом. Считали ли это признанием равенства вопрос спорный.

Тем не менее Сулейман уже называл Фердинанда I «императором немцев, королем и правителем Богемии, Славонии, Хорватии и других земель» в договоре 1562 года, что отражает некоторые из официальных титулов Фердинанда. После смерти Фердинанда в обновленном договоре 1565 года с императором Максимилианом II также использовались эти самые титулы для нового императора, как и в договоре 1568 года, который Максимилиан заключил с преемником Сулеймана, Селимом II.

Отдельная тема — канцелярия османских правителей в Венгрии. Османский правитель в Буде называл Фердинанда I императором в 1560-х годах в их венгерской переписке с Габсбургами. И снова они использовали венгерский термин császár, закрепив термин «падишах» для османского правителя. Но они считали эти два титула равными. Например, Искендер, правитель Буды в 1564–1565 годах, называл мир 1562 года между Фердинандом I и Сулейманом пактом, заключенным «между двумя императорами», используя один и тот же термин для обоих монархов. Османский правитель Буды обращался к Максимилиану II и Рудольфу II как к римским императорам и королям Венгрии. Соколлу Мустафа-паша (наместник в 1566–1578 гг.) почти всегда обращался к Максимилиану как к римскому императору (romai cyazar). Эти письма писали венгерские секретари пашей Буды, работавшие в их канцеляриях, прошедшие обучение на латыни и венгерском канцелярском языке. Но вряд ли они использовали эти титулы без ведома своего начальства. Это еще один пример нюансов османской дипломатии в приграничных провинциях, где требовался прагматический компромисс.

А Житваторокский мир все равно стал водоразделом, но немного по другому. Это первый договор, подписанный не в Стамбуле, а в палатке на территории Габсбургов, при участии третьей стороны-посредника (трансильванский князь Иштван Бочкаи), на непривычно длительный срок (20 лет) и с включением в договор наследников Рудольфа и Ахмеда I. Явный признак того, что для Османов дела шли уже не так как раньше.
источник
Wild Field
Интересно, что по словам Агостона, у Османов "...наименее престижным был арабский титул султан, широко используемый суверенными мусульманскими правителями. Мы видели утверждение, что султан Баязид I (годы правления 1389–1402) просил теневого халифа в мамлюкском Каире разрешить использовать титул «султан Рума». Однако он не использовал его как средство самоидентификации на своих монетах, и он не получил широкого признания среди его мусульманских соседей. Например, когда чингизидский правитель Золотой Орды и основатель Казанского ханства Улуг Мухаммад (1405–1445) называл Мурада II «султаном страны Рум», он отмечал, что его предок Тохтамыш (ум. 1406) считал Баязида I лишь бегом (то есть как бы князем, одним из многих). "

Престижными считались тюрко-монгольский титул "хан", и его вариант "хакан". Эти титулы занимают видное место как в официальной переписке, так и в монограмме правителей (tuğra), используемой для удостоверения подлинности документов, выпущенных от их имени...

После завоевания Константинополя османские правители добавили византийские титулы к своим исламо-турецким титулам: Мехмед II стал цезарем и василевсом. В договоре 1502 г., заключенном с Венецией и написанным на греческом языке (как и несколько предыдущих договоров), Баязид II назвал себя "милостью Божией василевс и автократор двух континентов Азии и Европы и других владений".
источник
Wild Field
​​"Эволюция титулов, используемых Османами для правителей Московии и России, также отражала меняющиеся геополитические реалии. Иван IV, великий князь Московский, назывался Moskof Beyi (1539 г.), то есть канцелярия Сулеймана использовала тот же титул для великого князя, что и для наместников в санджаках Османской империи. В Карловицком мирном договоре (1699 г.), по которому Россия и Порта заключили двухлетнее перемирие, Петр назван «царем страны Московии, правителем / сувереном всех русских земель и царем / владыкой всех русских земель, зависимых царств и великих городов, Великим / Могучим царем Московии». В Константинопольском договоре (1700 г.) он назывался поочередно «Царь Московии и Руси» (Moskov ve Rus Çarı) и «Царь Московии» (Moskov Çarı) в турецкоязычной копии; но в 1713 году его называли только «царем Московии», что, возможно, отражало османские настроения после побед русских и османов в войнах 1686–1700 и 1711 годов. По договору 1720 года Петр I был «царем всей России». Этот же титул унаследовали и его преемники. Точно так же императрица Анна (годы правления 1730–1740) названа в договоре 1739 года «царицей Московии» (Moskof Çariçesi)."
источник
Wild Field
​​Несостоявшийся сикхский Афганистан.

После унизительного поражения, которое британцы испытали в Кабуле в 1841 году от рук афганцев, они решили предложить сикхам город Джелалабад и всю провинцию Нангархар, если те помогут англичанам отомстить за их поражение. Это назвали "Джелалабадской взяткой".

Сикхский дурбар в целом отказался от этой затеи, но один раджа Гулаб Сингх (правитель Джамму и будущий основатель династии кашмирских махараджей) проявил живой интерес и желание даже взять под контроль Кабул. Обе стороны месяцами договаривались и пытались проработать детали. По их оценкам, для удержания Джелалабада требовалось 26000 сикхов.

Сикхи в итоге послали 4625 кавалеристов и пехотинцев в Джелалабад, но отказались от кампании, когда оказалось, что британцы собираются полностью вывести войска из Афганистана, и не собираются помогать им. Они этого не ожидали и думали, что британцы им помогут установить сикхский контроль над Джелалабадом. К тому же в страну возвращался амир Дост Мухаммад, что обещало новые проблемы. Да еще сикхи в это самое время воевали с китайцами за Тибет (в Ладакхе).

Вспомнил этот эпизод благодаря посту в Пробковом шлеме.

Более детально в Will the Sikhs take Jalalabad?" (by Nancy Hatch Dupree).
источник
Wild Field
​​До 1793 года у османов не было постоянных дипломатических представительств в других странах. Хотя в самом Стамбуле, начиная с венецианского байло в 1454 году, различные страны Европы имели постоянных амбасадоров, резидентов и агентов (была своя иерархия у этих представителей). Агостон оспаривает популярный тезис об односторонней дипломатии как результате османской исключительности.

"Османское отношение к дипломатии и нежелание Порты учреждать постоянные посольства в европейских столицах - так называемый «дипломатический односторонний подход» - традиционно объясняется чувством превосходства Османов, их презрением к христианской Европе и их приверженностью исламским заповедям. Это привело к антагонистическим отношениям и постоянному состоянию войны между Обителью Ислама (Дар аль-Ислам) и Обителью войны (Дар аль-Харб). Хотя такие взгляды - основанные на поверхностном понимании «ортодоксального ислама» - могут время от времени всплывать в популярных работах, исследования дипломатических и коммерческих отношений между исламскими политиями и их европейскими современниками уже давно опровергли их.

Само понятие османской дипломатической односторонности вызывает сомнения. В эпоху раннего Нового времени едва ли был год, когда бы не было посланников Османов, направлявшихся в одну или несколько европейских столиц. Кроме того, османские наместники санджаков и провинций регулярно общались со своими венецианскими, венгерскими, габсбургскими и сафавидскими коллегами.

Отсутствие постоянных османских дипломатов в европейских столицах (или где-либо еще в этом отношении) изначально не вредило никак интересам Высокой Порты. Напротив, отсутствие взаимности позволяло Османам оказывать давление на европейских послов в Порте. Однако в долгосрочной перспективе отсутствие постоянных османских дипломатов в иностранных столицах лишало Порту наиболее эффективного учреждения для систематического сбора информации и превращения ее в знание о соперниках и врагах Порты. "
источник
Wild Field
🇮🇶🇹🇷 Курдистан о двух концах

Когда представители турецкой власти, начиная с эпохи Давутоглу, совершали периодические визиты в Иракский Курдистан (курдская автономия со своим флагом и вооружёнными силами в составе Ирака), налаживая с автономией союзные отношения, оппозиция критиковала власть и правящую партию за контакты с курдами Ирака. Критиковали все - от простых депутатов до руководителя партии -  Кылычдароглу.

Теперь, когда на днях делегация кемалистской партии (CHP) совершила визит в Иракский Курдистан: с точностью до наоборот, проправительственные ресурсы стали обвинять оппозицию за встречу с руководителями курдской автономии Ирака.  

@voice_of_turkey@voice_of_turkey
источник
2021 September 07
Wild Field
Помимо очевидных предвыборных соображений, у этой встречи есть еще и пост- выборные перспективы. СНР всерьёз готовится брать власть в Турции в 2023 году. Их эмиссары сейчас гоняют по странам запада, но и Иракский Курдистан останется в орбите турецких интересов после 2023 (кто бы там не победил на самом деле). И как бы не ругались они на семейство Барзани, никто не откажется от турецкого влияния здесь потому как это дескать агенда Эрдогана. https://t.me/voice_of_turkey/5600
источник
Wild Field
Комментарий дня:

"Талибан может выдать свое новое правительство США и использовать полученные от награды деньги для реконструции и управления. "

Hassan I. Hassan
источник
Wild Field
​​Taxation is theft или либертарианство по-афгански

Из интервью с майором Томасом Клинтоном-младшим, американским морским пехотинцем, который с апреля 2004 года обучал афганских коммандос.

"Моей задачей было подыграть их национальной гордости, говоря конкретно об Афганистане. Это нация отличается от иракцев. Они хотят иметь центральное правительство, и они хотят верить в то, что они являются мировыми игроками, но они не хотят, чтобы центральное правительство указывало им, что им делать, - хотя им нужны все преимущества, прямо как американцам. Я не хочу платить налоги, но мне нужны хорошие дороги, полицейские, пожарные, социальное обеспечение, но я не хочу платить налоги. Они ничем не отличаются от американцев. Им нужны дороги, школы, вода, колодцы и все такое. Подождите, пока они попытаются создать ДТС Департамент транспортных средств там. Я имею в виду, здесь же у каждого есть машина.

По сравнению с ними афганцы думают, что у американцев деньги выходят из задниц. Однажды я читал начальную лекцию об Американской революции. Я говорил о налогообложении и обо всем этом. Когда я начал говорить о налоговых проблемах с Англией, они спросили, что такое налоги. Я начал объяснять, что это очень похоже на ваших полевых командиров, которые облагали налогом людей. "О нет, это просто воровство". Затем мне пришлось объяснять все налоговые дела. Офицеры были увлечены, они понятия не имели о налогах. У них не существует реальной концепции центрального правительства, у которого есть всеобъемлющая власть от Асадабада до Герата на западе, и до Калата и Кандагара на юге и Спин-Болдака и Мазари-Шарифа на севере. У них нет концепции правительственного агентства, которое взимает налоги и занимается всем этим.."

U.S. Marines in Afghanistan, 2001–2009: Anthology and Annotated Bibliography

И это без всяких там теоретизирований от Хоппе и Ротбарда....
источник
2021 September 08
Wild Field
Несколько дней назад ссылался на отличную книгу Гюркана о магрибинских пиратах. И тут внезапно такая новость. Очень круто.
источник
Wild Field
источник
Wild Field
В 2018 году я писал, что мечтаю увидеть книгу на русском.

https://t.me/wildfield/2617
Telegram
Wild Field
​​У создателя подкаста ОНР (Ottoman History Podcast) профессора Эмраха Сафы Гюркана вышла новая книга SULTANIN KORSANLARI: Osmanlı Akdenizi’nde Gazâ, Yağma ve Esaret, 1500-1700 (Корсары султана: священная война, добыча и рабство в Османском Средиземноморье, 1500-1700).

Вот что говорит аннотация:

"Основываясь на широком спектре первичных и вторичных источников на английском, французском, османском, итальянском, испанском, португальском, каталанском, немецком и латинском языках, эта новая работа из 12 глав и 600 страниц посвящена деятельности османских корсаров от Адриатики до Исландии, от Балеарских до Азорских островов, имея дело с несколькими различными аспектами: культура (религия, суеверия, сексуальность, повседневная жизнь на корсарских кораблях), экономика (раздел добычи, функция пиратства на развивающемся капиталистическом мировом рынке), социальный аспект (пиратство и бандитизм), география (топография побережья Северной Африки), политика (связь Магриба с Стамбулом) и военный аспект (типы кораблей, составы…
источник
Wild Field
Теперь бы еще эту. "Шпионы султана: разведка, саботаж и агентура в 16 веке".
источник
Wild Field
Интересно, что комментируя заявленный политический строй Афганистана при талибах, часто говорят, что это как в Иране - верховный духовный лидер во главе страны, совет и фигура исполнительного главы правительства. При этом на самом то деле для шиитского Ирана это скорее нововведение, через новую интерпретацию вилаят аль-факих от аятоллы Хомейни, а вот для суннитской политической мысли это наоборот, традиционная система.
источник
2021 September 09
Wild Field
Вообще в пару к «Шпионам султана» Эмраха Гюркана заодно перевести бы уже и «Секретную службу Венеции» Иоанны Иорданау. Их натурально можно будет в комплекте предлагать))
Турецкое издательство Kronik выпустило книгу 2019 года в сентябре 2020. Вот это скорости!
источник
Wild Field
Рейтинг, где внезапно Йоханнесбург лучше Рима и Стамбула
источник
Wild Field
37 лучших городов мира в 2021 году по версии Time Out

Cписок составлен на основе ответов 27000 жителей городов, а также мнений редакторов Time Out и экспертов со всего мира.

🇹🇷 Time Out поместил Стамбул на 36-е место в списке 37 лучших городов мира [Москва на 34 месте].
источник