Size: a a a

Психология Маркетинга

2020 August 15
Психология Маркетинга
Мотивашки на выходные.

У большинства людей есть такое особенное безопасное место: «я занят».

И остальные должны расступиться, отстать со своими глупыми вопросами, ведь мы и правда заняты. Весь день носимся, переключая свое внимание с одного горящего вопроса на другой, не останавливаясь, чтобы дать себе перерыв. А в конце дня без сил валимся на диванчик с фильмом.

Нет никакого смысла в том, чтобы быть занятым. Смысл есть в поисках эффективности. В том, чтобы делать то, что имеет значение.
источник
2020 August 17
Психология Маркетинга
То, что покупатели будут злиться, видя рост цен, предугадать несложно. Чаще забывают, что и снижение цен оказывает негативное психологическое влияние.

К примеру, после выхода моей книжки, я купил несколько штук на озоне рублей эдак за 640. Через неделю, раздарив все, снова пошел покупать. И увидел, что новая цена – 480 руб. Помню и злюсь до сих пор.

Я не одинок. Экспериментальные данные: если покупатели узнают, что продавец снизил цену на товар, который они недавно купили, то их будущие покупки в этом магазине сокращаются на 15%.

Просто сниженная цена теперь выступает в качестве отправного ориентира и нас мучает мысль что мы переплатили – и будем переплачивать, покупая товар в данном магазине. Поэтому - следите чтобы ретаргетинг с акциями не догонял клиентов, уже совершивших покупку.
источник
2020 August 18
Психология Маркетинга
Помните Буратино, который закопал 5 золотых червонцев на поле дураков?

А откуда он их взял?

Повзрослев, я напрочь забыл сказку, но предполагал, что их, вместе с азбукой, дал ему папа Карло на обучение. И только недавно, читая книгу детям, вспомнил, что это не так. Золотые монеты Буратино дал Карабас Барабас.

И это прекрасное, с точки зрения поведенческой психологии, решение автора.

Потому что у нас в голове существуют разные «ментальные счета».

Золотая монета папы Карло и золотая монета, врученная Карабасом Барабасом – равны лишь формально. С психологической точки зрения у них совершенно разная ценность. Закопать деньги от папы Карло на поле дураков – психологически сложно. Это обман отца и расход средств, которые наш мозг относит к ментальному счету «на образование», нецелевым способом.

А вот подарок Карабаса Барабаса – это шальной доход. Буратино на него не рассчитывал, он нигде не учтен и поэтому даже деревянная кукла беззаботно может закопать монетки на поле дураков.

В общем, человек разносит расходы в голове по разным "счетам". Затраты на Сникерс можно отнести в раздел «удовольствие», а можно в «питание». И если потребители готовы тратить больше денег на еду, чем на удовольствие — задача компании позиционировать батончик как средство от голода. Что она, кстати, и делает.
источник
2020 August 21
Психология Маркетинга
У вас есть любимая поза для селфи?

Есть-есть. И не только для селфи. Девяностно процентов лично моих фотографий – «достопримечательность в центре, Коля справа».

Попробуйте сказать, что вы собираетесь сделать фото кого угодно – и они тут же примут позу, выражение лица, которое считают «наиболее подходящими».

Ситуация усугубляется необходимостью выкладывания фото в социальные сети. Ведь там наши френды (большинство из которых даже близко не являются нашими друзьями в настоящем смысле этого слова) будут ставить нам лайки (которые вовсе не говорят о том, что мы по-настоящему им нравимся).

Причем эти позы до боли похожи друг на друга. Человек - существо осторожное, исторически наша стратегия выживания как вида - не выделяться. Мы склонны делать то же самое, что и  остальные. Поэтому, чтобы получить необходимый эффект, достаточно продемонстрировать, что точка зрения популярна в обществе.

А самое печальное, что люди, которым мы склонны доверять – как раз те, которые не встают в позы. Мы верим тем, кто постоянен и не меняется в зависимости от ситуации.

Моя книга "Драйверы роста", лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии PwC: OZON, Litres
источник
2020 August 25
Психология Маркетинга
Если хочется стать немножко лучше - эффективнее всего вырабатывать долгосрочные привычки. В дальнейшем они станут незримыми опорами нашей жизни.

Вот только обычно, думая о создании привычки, мы привязываем ее к какой-нибудь яркой цели. Например, пробежать полумарафон через год. Мы даже способны преуспеть, но шансов на то, что все бросим – намного больше. А вот цель дважды обходить квартал в течение 60 дней подряд может стать постоянной привычкой.

Аналогично в обучении. Цель «освоить программирование» очень отличается от «записаться на курсы по python и слушать их по полтора часа четыре дня в неделю».

Создавая привычки - создавайте систему, которая поможет им закрепиться. Забудьте о заманчивой цели. Этот путь ведет к провалу.

И остерегайтесь феномена «уцененного будущего». Отдаленные последствия не задевают органы чувств, поэтому мы относимся к ним проще. Люди ведут неправильный образ жизни, так как небольшие удовольствия прямо сейчас перевешивают крупные негативные последствия, которые произойдут когда-нибудь потом. По гамбургскому счету, большинство из нас вообще не задумываются о своем будущем.

Поэтому рассказ об отдаленных преимуществах продукта оказывает слабый эффект. Для покупателя важно чувствовать выгоду от покупки незамедлительно. Даже небольшой, но немедленный выигрыш выглядит привлекательнее - поэтому так популярны моментальные лотереи.
источник
2020 August 26
Психология Маркетинга
Итак, мысленный эксперимент от Амоса Тверски. Человек пошел в магазин, где подвергся вооруженному ограблению и был легко ранен. Два сценария

1. На него напали в магазине, который он посещал часто

2. На него напали в магазине, который он посещал редко

Должно ли как-то повлиять место, где произошло нападение, на выплачиваемую человеку страховку?

Даже не пытайтесь найти хитрый подвох. Его нет. Практически все заявляют, что компенсация должна быть одинаковой. И действительно – какая разница, где все произошло.

А вот другим участникам эксперимента сценарии предлагались по отдельности. Когда же испытуемых просили определить сумму страховки, то она оказывалась выше для варианта с редко посещаемым магазином.

Причина – в таком случае растет уровень сожаления: «не повезло чуваку», с человека снимается часть вины за случившееся - ведь он мог не знать, что район опасен, так как редко ходил в магазин.

Проблема здесь вовсе не в том, что мы даем больше денег тому, кого жалеем. А в том, что люди принимают объективные решения, когда имеют перед собой несколько альтернатив. В таком случае мы способны увидеть и отбросить «лишние факторы».

Только жизнь, как правило, состоит из оценки одиночных случаев. К тому же нам легче делать вывод, видя только одну альтернативу - и мы сознательно избегаем сравнения множества вариантов. В результате наши решения деформируются под влиянием абсолютно несущественных, и ускользающих от сознательного контроля факторов.
источник
2020 August 27
Психология Маркетинга
Если в интернете развернется дискуссия, посвященная болезням или эпидемии, рано или поздно кто-нибудь запостит картинку "чумного доктора" с длинной маской-клювом.

Однако, вообще-то на протяжении сотен лет никакой специальной униформы у врачей не существовало. А для защиты собственной одежды применялись фартуки, иногда - перчатки. Причем наличие на них крови стало "ложным сигналом качества" - признаком качества проведенной операции.

Потому что большая часть людей разделяет идею - если человек пашет по 15 часов в сутки, руки по локоть в грязи - значит он молодец и работает хорошо. А тот, кто мечтательно смотрел в окно два часа, после чего написал пару страниц текста и пошел домой - бездельник.

В то же время никто из нас не платит стоматологам за почасовую работу. И если нам вырвут зуб мудрости за пару минут - мы не начнем просить заплатить поменьше, так как "врач совсем не трудился".

На самом деле, людям важнее то, как сделана работа, а не то, сколько часов она заняла.

Да, в ряде отраслей выставлять прайс в часах давно стало нормой. Сам этим грешил. Только когда мы продаем свое время, мы отбрасываем возможность оценить себя как специалиста, способного сделать разницу.

Если возможно - продавайте результат.
источник
2020 August 28
Психология Маркетинга
Почему вообще наши планы проваливаются?

Причин много. Основных две. Если планы касаются лично нас - то мы автоматически тяготеем к лучшему сценарию, игнорируя реальную статистику исходов. А если план чужой...

Все мы люди, в особенности – чиновники и менеджеры среднего звена. Кто будет, а главное – зачем, протестовать против глобальных проектов? Чего, как вы думаете, добьется начальник отдела регионального министерства, выступая против реализации федеральной программы?

В результате, к примеру, исследований всех проектов железнодорожного строительства за 30 лет выяснилось, что в более чем 90% случаев прогноз пассажиропотока завышался в среднем на 106%. В два раза. А стоимость проекта превосходила плановую на 45%. Свидетельств нереалистичного планирования было множество – только менеджеры предпочитали их игнорировать.

Подобные ошибки удобно использовать компаниями-поставщиками на рынке B2B. Занижаем стоимость, выигрываем тендер, а дальше добиваем допниками те работы, которые заказчик упустил из виду при оптимистичном планировании. С крупными компаниями так уже не прокатит, но со средним бизнесом – можно.

А при планировании для себя лично – опирайтесь на опыт схожих проектов. Учитывать, чего добились условные Петя и Маша в аналогичной ситуации эффективнее, нежели руководствоваться собственными радужными представлениями о будущем.
источник
2020 August 31
Психология Маркетинга
Иисус прожил 33 года. А проживи он 67 лет - изменилось бы представление людей о нем? Вряд ли. Мало кто в курсе, сколько прожил на свете Конфуций, Будда или известные современники. Намного важнее, что они успели совершить в жизни.

Проще говоря, людям свойственно игнорировать длительность событий - мы запоминаем яркие моменты и чем все закончилось - а вот скучные и однообразные периоды в промежутках стираются из памяти.

Эд Динер провел эксперимент - испытуемым давалось жизнеописание вымышленной женщины Джейн, жившей счастливо, с любимой работой, друзьями и хобби. Погибшей быстро и безболезненно. Участников эксперимента попросили оценить привлекательность жизни Джейн. При этом одной группе сообщили, что она дожила до 30, другой - что до 60 лет. Никаких различий в оценках двух групп не наблюдалось. Увеличение продолжительности жизни вдвое не оказало влияния на оценку.

Исследование продолжилось. Следующим участникам сообщили, что Джейн прожила 35 и 65 лет соответственно. Правда, добавленные пять лет описывались как "нормальные".

И вот здесь уровень привлекательности жизни Джейн незамедлительно упал. 30 счастливых лет оценивались лучше, чем 30 счастливых плюс 5 обычных лет. Ситуация выглядит абсурдно. Но именно так и воспринимает мир человек.

Во-первых, люди обращают внимание только на пиковые и финальные переживания - в том числе и в процессе покупки. Во-вторых, добавляя к  "превосходному" описанию (продукта / акции / преимуществ) перечень "нормальных" качеств (по которым компания схожа с конкурентами) мы тем самым размываем, занижаем степень "превосходного" в глазах покупателей.
источник
2020 September 01
Психология Маркетинга
1 сентября. День, с которым связано множество традиций. Пора и мне начинать свою. Так что повторю  прошлогодний пост.

ВУЗ я закончил 19 лет назад. И, вроде бы, магия "1 сентября" на меня действовать уже не должна. Однако порой ловлю себя на мысли, что именно с 1 сентября планирую начать меняться к лучшему.

Я не одинок. Люди часто привязывают начало кардинальных изменений к определенным датам или дням недели. Мы решаем начать новую жизнь с Нового Года. В крайнем случае - с понедельника.

Психологически эффект "свежего старта" объясним. Нам нужно поверить, что у нас все получится. Несмотря на то, что в прошлом было множество неудачных попыток. И "значимый день" становится водоразделом. Мы отодвигаем прошлое, говоря: «Это не я. Это старый я. Новый я не собирается повторять ошибки».

Исследователи из Уортонской школы бизнеса выяснили, что некоторые запросы явно привязаны к временным ориентирам. Так, "диету"  в понедельник ищут на 9,78% чаще, чем в воскресенье и на 41,91% чаще 1 января, в сравнении с 31 декабря.

Поэтому в маркетинге учитывайте дни пикового интереса со стороны потребителей. Особо эффективны: первый день месяца и недели, религиозный праздник, начало сезона, первый день возвращения из отпуска. Так что таргетируйте. В этот момент на рынке появляются свежие, как огурчики, потенциальные клиенты.

А вот в личной жизни дам противоположный совет. Дата календаря не дает никакой поддержки. Обещая себе: "буду вести себя по другому с 1 сентября" мы просто переносим проблему подальше в будущее. Лишь бы не завтра.

Если вы решили что-то изменить в своей жизни, лучшее время для старта - прямо сейчас.
источник
2020 September 02
Психология Маркетинга
Прошедший день знаний заставил меня вспомнить еще один пост. Что учение, мол, свет, а неучение - тьма. Только верно и обратное. Собака в закрытой клетке слышит звук, а затем получает удар током. Через несколько повторений клетку открывают. Собака может убежать, но не делает этого. А лежит на полу и скулит, ожидая удара током.

Выучиться можно и беспомощности.

Представьте – вам сказали, что нажатие клавиши отключает неприятный звук. Но несколько минут тыкания кнопки ничего не изменили. Часть людей после этого просто сидят и ждут конца эксперимента. Вообще - после длительного пребывания в стрессовой ситуации значительная часть людей «сдается». И сохраняет пассивное поведение даже когда условия вернулись к нормальным.

Выученная беспомощность легко определяется по стилю внутреннего диалога. Человек объясняет неблагоприятные события как постоянные, вызванные глобальными причинами. «Мой начальник всегда недоволен моей работой», «гуманитариям никогда не дается математика». Хотя причины могут лежать в конкретных обстоятельствах – плохой день руководителя, нудный учебник статистики.

Пессимистический подход к объяснениям ситуации формирует привычку думать, что «виноват я» и «так будет всегда». Это резко снижает эффективность работы, подрывает силы и вызывает депрессию. Не надо так. Даже если весь прошлый опыт негативен – смотрите на него под другим углом. И периодически предпринимайте попытки изменить ситуацию
источник
2020 September 03
Психология Маркетинга
В исследовании Шульца обезьянки нажимали на рычаг десять раз подряд. За что получали в награду по изюминке. А так как изюминка - это хорошо, то у обезьян повышался уровень дофамина.

А потом, после 10 нажатий обезьяны неожиданно получили - ура-ура - сразу две изюминки! Уровень дофамина незамедлительно вырос.

Правда, только однократно. Обезьяна продолжает получать по две изюминки, но радости столько же, сколько было от одной.

Более того. Когда уровень вознаграждения вернулся на круги своя - и ученые снова стали давать лишь по одной засушенной виноградинке - уровень дофамина начал снижаться.

Ничего не радует нас так сильно, как в первый раз. Но мы неизбежно привыкаем даже к самым сильным наградам. Кстати, поэтому же неестественно сильная степень удовольствия от наркотиков вызывает неестественно сильную же степень привыкания.

Так что если сотрудникам платят меньше среднего по рынку - это раздражает. Но из этого не следует обратное - что большие гонорары ведут к росту продуктивности. Да и вообще - большинство приемов, основанных на материальном вознаграждении как сотрудников, так и покупателей, приносят не тот результат, ради которого задумываются.
источник
2020 September 04
Психология Маркетинга
Кстати. Если посмотреть на обезьянок из вчерашнего поста чуть внимательнее , окажется, что уровень дофамина повышается не в момент получения награды. А когда включается свет, обозначающий начало эксперимента.

В другом исследовании (и его и предыдущее взял из биологии добра и зла Сапольски), с крысами, свет в левой стороне клетки давал животным понять, что теперь нажатие рычага приведет к получению награды. В результате грызуны предпочитали проводить время в левой части клетки. Потому что им там больше нравилось. (Собственно говоря, таким образом и возникают фетиши)

В общем - когда мы, или обезьяны, или крысы, приступаем к задаче, с которой рассчитываем справиться - удовольствие заключается уже в ожидании удовольствия. Сам факт получения награды становится не столь важен.

Самое интересное впереди. В следующей серии экспериментов животные нажимали на рычаг, а награда выдавалась случайно, примерно в половине случаев.

Казалось бы - облом. Ан нет.

Уровень дофамина возрос практически двукратно. Надежда, мысли "а вдруг..." - лучше всего подогревают выброс гормона.

Собственно говоря, поэтому и существуют азартные игры. Шансы на победу ничтожны, но когда видишь, что до суперприза в барабане однорукого бандита не хватило всего одной вишенки - дофамин подскакивает до небес. А периодические выигрыши - пусть и небольшие - постоянно напоминают: "система работает и рано или поздно я все равно получу награду"

Так что, для особо рисковых маркетологов - когда покупатель уже решил, что сейчас получит приз, бесплатную версию или что-то еще - вводите требование, которое в любой другой момент стало бы серьезным препятствием на клиентском пути. Например, сообщите о необходимости оформления бесплатной (в течение семи дней, конечно) подписки.

Момент задержки в получении награды незамедлительно делает ее самой ценной вещью на свете.
источник
2020 September 07
Психология Маркетинга
Однажды Такаси Хасияма, глава компании Maspro Denkoh, попал в затруднительное финансовое положение. Изыскивая источники финансирования, он решил продать коллекцию живописи. Которая состояла из полотен Сезанна, Пикассо, Ван Гога и других великих, а главное – востребованных на рынке художников.

Дело за малым – как продать. Даже далекие от торговли искусством люди слышали названия двух крупнейших аукционных домов - Christie's и Sotheby's. Но какой именно компании поручить продажу коллекции?

Подобные вопросы мы решаем каждый день - выбирая, какой бренд купить или какого поставщика нанять. Критерии выбора более-менее схожи – ищем самое выгодное предложение, читаем отзывы, опираемся на личный опыт. А потом, «взвесив все», принимаем решение.

Такаси Хасияма поступил немножко по-другому. Он предложил Christie's и Sotheby's разыграть право на продажу коллекции в камень-ножницы-бумага.

В бизнесе такие решения случаются крайне редко. «Бросить монетку» кажется ужасно несолидным. Как будто расписываешься в собственной некомпетентности. Ведь у нас же ООО, мы должны все анализировать, быть data driven.

Хотя обнаружить лучшее среди хороших предложений часто сложно. Порой – невозможно. На оценку требуются время и ресурсы, а взамен получаешь лишь иллюзию спокойствия. Ткнув пальцем наугад, мы, по крайней мере, знаем, что приняли отчасти рисковое решение. И в дальнейшем будем внимательнее наблюдать за победившей компанией, а не отстранимся с мыслью «ну мы же выбрали лучшего».

Кстати, Такаси Хасияма, положившись на судьбу, был спокоен. А вот представители аукционных домов – наоборот. Будучи приверженцами классического бизнеса, они не могли также положиться на слепой случай. Поэтому перед поединком анализировали статистику мирового общества игры «Камень, ножницы, бумага», использовали теории экспериментальной экономики.

Выиграл, кстати, Christie's. В первом туре, выбросив «ножницы».
источник
2020 September 08
Психология Маркетинга
Представим, что мы прыгаем в длину. Какой-то из прыжков оказался крайне удачным. Не то, чтобы прямо наш рекорд, но близко к нему.

Как вы думаете, в следующей попытке мы прыгнем еще дальше? Или несколько хуже?

Обратная ситуация. Начали разбег, споткнулись и прыгнули корявенько и недалеко. Что стоит ждать в следующей попытке?

Это я так издалека подхожу к теме регрессии к среднему. Скорее всего в следующий раз в первом случае мы прыгнем ближе, ухудшив результат, а во втором – немного дальше. Это естественно, и, в случае прыжков в длину, понятно.

Но в бизнесе действует совершенно иная логика. От компании или команды, продемонстрировавшей отличные темпы роста, ждут дальнейших успехов. Инвестиционные меморандумы подчеркивают «очевидную привлекательность» вложений в акции компании.

Аналитиков можно понять. Вывод на уровне «прошлый год был как-то не очень, значит в этом дела у них пойдут получше» вряд ли вызовет бурю восторга у руководства.

Но все же, в оценке бизнеса, сотрудников, собственных прыжков в длину – помните о регрессии к среднему. Не ругайте за разовые плохие результаты. И не слишком полагайтесь на крупные единичные победы.
источник
2020 September 09
Психология Маркетинга
Ну что ж, пришла пора и мне высказаться по теме BLM. Точнее, адаптировать Сапольски. Итак, с одной стороны, как бы да - все жизни имеют значение. Но вот на биологическом уровне мы очень хорошо понимаем, что есть "свои", а есть "чужие".

Настолько хорошо, что когда в эксперименте показывают лица людей в течение 100 мс - участники вообще не понимают, что они видят. Но когда их просят угадать цвет кожи - угадывают правильно.

Цвет кожи мозг распознает очень быстро. А если цвет не такой - значит и сам человек не похож на нас. Так, испытуемым показывали ролик - человека колют иголкой в руку. Стандартная реакция, когда мы видим подобное видео - в ответ напрягаются мышцы нашей собственной руки. Только вот если рука в фильме принадлежит человеку другой расы - реакция смазывается.

Я специально опустил "что" именно думают люди при виде человека другой расы. Решил сосредоточится на факте мол, просто быстро распознаем. А дальше уже включается сознательный контроль - мы думаем, что делать с этим знанием.

Хотя, конечно, мы не просто реагируем на внешность. Визуальные сигналы формируют наше отношение. Так, большие глаза, коротенькая мордочка и круглый лобик - классические признаки "милого детеныша" для млекопитающих. Сразу хочется воспитывать и заботиться.

На поведение оказывают влияние визуальные сигналы, даже относящиеся к другому виду. Так, сумма, которую люди жертвуют на помощь исчезающим видам животных, напрямую зависит от величины их глаз. Как пишет Сапольски - "большие глаза хорошо развязывают кошельки".
источник
2020 September 10
Психология Маркетинга
Недавно один миллиардер говорил мне, что тексты для его бизнеса "пишут ребята из провинции за 500 рублей статья". Искренне гордясь данным фактом - как примером экономии затрат на маркетинг.  

Действительно, написание текстов на сайтах, в рекламе часто сваливается в качестве нагрузки штатному маркетологу. Или таргетологу. Или пиарщику. В крайнем случае в ход идут биржи контента. Логика проста - зачем платить за копирайт большие деньги, если и так компания получает с виду более-менее приличный текст.

Тестирование тонких различий представляется бессмысленной тратой бюджета. На мой взгляд - зря.

В классическом эксперименте Амоса Тверски, проведенном в медицинской школе Гарварда, врачи выбирали между хирургическим вмешательством и радиотерапией при лечении рака легких.

Одним сообщалось, что в случае с операцией "месячный уровень выживаемости - 90%". Другим, что "смертность составляет 10% в первый месяц". Как можно догадаться,  в первом случае хирургическое вмешательство выбрали 84% врачей. Во втором - 50%.

Легко быть умным и доказывать эффективность правильных формулировок, имея перед глазами два разных варианта. Однако в реальной жизни, видя лишь один текст, врачи и не подозревали, что приняли бы другое решение, столкнувшись с иной формулировкой.

Качество описания продукта или услуги прямо сказывается на ее восприятии.
источник
2020 September 11
Психология Маркетинга
Итак, белые начинают и выигрывают.

Неважно, насколько хорошо мы играем в шахматы. Все равно присутствует ощущение, что право первого хода дает дополнительные преимущества.

С этим, кстати, согласны и теоретики шахмат - собираемая с 1851 г. статистика показывает, что белые побеждают чуть чаще. Выигрывая у черных в 52-56% случаев.

Однако, Андрош Андорьян полагает, что преимущество белых заключено больше в психологии игроков. Естественно, услышав такой вывод, я спешу согласиться с гроссмейстером.

Например, в ходе одного эксперимента агентам по недвижимости демонстрировали дом, выставленный на продажу. Выдавали всю возможную информацию о здании. После чего одной половине риэлторов сказали, что собственник запросил крайне высокую, а другим – крайне низкую цену.

После чего агентов попросили подсказать – за какую же оптимальную цену они бы посоветовали продать дом. Естественно, все профессионалы гордо проигнорировали предложенные собственником цены. Так считали, что и безо всяких подсказок могут самостоятельно определить стоимость дома. И предложили свои варианты.

Только вот разница в стоимости дома у первой и второй группы составила 41%. Проигнорировав возможности первого хода, можно почти в полтора раза снизить свою выручку.

Тот кто называет цену первым, по сути бросает "якорь" - как продавец на базаре - от которого уже и начинает отталкиваться торговля.
источник
2020 September 13
Психология Маркетинга
В жизни происходит множество неприятностей. Кто-то борется с ними. Кто-то отступает.

А вот вирджинский опоссум падает в обморок, морда вниз, пасть открыта, язык вывалился, слюна течет.

Ну или североамериканские камышовые стрекозы. Чтобы избежать повторного секса с надоедливыми самцами, стрекозы-девочки еще в полете прикидываются мертвыми, падают и лежат бездыханными на земле. Куда там до них с классическим "голова сегодня болит".

В общем, используют технику мнимой смерти, или танатоза.

Это я о PR. В ряде кризисных ситуаций, особенно если под рукой нет профессиональной команды - прекратите суетиться. Нелепые попытки оправдаться, снять пост, выпустить опровержение лишь дадут новую еду для интернет-троллей. Иногда проще переждать - "мы в курсе ситуации, разбираемся" - и скоро мнение толпы переключится на что-то иное.

"Важные темы" обычно длятся около пары дней - дальше интерес проходит и СМИ бросаются на поиск новой жертвы. Люди устают даже от глобальных тем - так и коронавирус отошел на задний план, Беларусь отчасти затмил Навальный.

Ну а когда о промашке ваших пярщиков забудут - займитесь массовой заливкой информационного фона. Сдвиньте ворохом скучных пресс-релизов и новостей неприятное событие на третью страницу выдачи поисковика.

Но в самом начале - притворитесь мертвым.
источник
2020 September 14
Психология Маркетинга
«Стоимость литра бензина в России расти не будет. Будет уменьшаться объем литра». Это про даунсайзинг или шринкфляцию — снижение веса продукта при неизменной цене.

В конце прошлой недели Союз потребителей России внес предложение о двойных ценниках с указанием веса/объема  - чтобы бороться с этой практикой. Так как новость запестрила в СМИ, можно предположить - маркетологические хитрости уже всех достали.

Давайте посмотрим на литровый пакет молока. Литра там давно нет. В «Домике в деревне» — 930, а «Русское молоко» съёжилось до 900 миллилитров. Плитки шоколада не весят, как мы привыкли, 100 граммов. «Воздушный» шоколад полегчал до 95, а «Alpen Gold» и «Milka» — до 90 граммов.

В литровых упаковках сока «Я» и J7 — 0,97 литра, а «Тонус» уменьшил объем до 0,9. Да чёрт с ним, с соком! В бутылке Carlsberg — 0,48 литра, в Holsten - 0,47. Ну, а в «Толстяке», «Tuborg Green» и «Балтике 7 экспорт» — по 0,45 литра.

Представители последней компании, кстати, объясняют недолив "заботой о здоровье потребителей".

Даунсайзинг — тренд современности. Работает не только с материальными товарами. Можно продавать «облегчённые» версии подписок, услуг, приложений и т.п.

Порой техника подразумевает сокращение объёма товара одновременно с уменьшением цены. В таком случае бизнес надеется: покупатель решит, что ему предлагается привычный объём, но со скидкой.

Приятно, что на страже интересов маркетологов стоит Минпромторг, который заявил, что "не считают целесообразным вводить двойные ценники". Ведь тогда ценники "будут перегружены информацией", - аргументировали свою позицию в министерстве.

PS. Интересный факт. Я дублирую тексты канала в ЯндексДзен. Разместил там уже 585 постов. И вот, первый раз, мой вчерашний пост был заблокирован Яндексом . Я вот думаю - почему? Они не любят вирджинских опоссумов? Или там стоит робот, автоматически реагирующий на слово "навальный"? В общем - мир (и Яндекс) - полны загадок.
источник