
Наша героиня – из тех эйчаров, которые последовательно растут в крупных международных компаниях, пока не получают «предложение, от которого не могут отказаться». В нашем случае, на момент переезда в Россию внутри IBM у Шломит был довольно серьезный международный опыт, что добавляло ей очков. Дальше был традиционный переход с повышением из англосаксонской компании в европейскую (SAP), а затем – предложение занять пост HR-директора Альфа-Банка.
Сложно сказать, что конкретно сподвигло собственников Альфы пригласить Шломит – то ли понимание, что банки понемногу превращаются в ИТ, то ли желание построить HR «как у них», то ли диаспоральные связи – скорее всего, все вместе. Как бы то ни было, ее пребывание в Альфе трансформационным не назовешь. Как и пребывание назначенного тогда же CEO Алексея Марея. Лозунгом шестилетки в Альфа-Банке были фразы «Не ломай, если работает» и «делаем то же самое, только быстрее».
В результате, несмотря на выдающиеся финансовые результаты 2017 года, акционеры недовольны: подуставшая Альфа теперь работает на меняющемся рынке с быстро цифровизирующимся Сбером и изначально цифровым Тиньковым, и одних финансовых результатов уже мало. Марей ушел с должности, а Шломит, по неподтвержденным пока данным, не продлили контракт.
Надо сказать, что во многом позиция «ничего не менять» была вынужденной. Когда известные своим консерватизмом в плане рисков акционеры Альфы в непростой для рынка период ставят амбициозные краткосрочные цели, сложно что-то серьезно менять. А учитывая альфовскую культуру внутренней конкуренции, где за ошибку съедают мгновенно, мандат на изменения и вовсе становится миражом.
Извне это выглядело странновато. Коллеги из консалтинга говорят, что за шесть лет было несколько подходов к снаряду под названием «перестроить вознаграждение, карьеру, компетенции, оргразвитие (нужное подчеркнуть) под новые требования рынка», причем инициатором каждый раз был кто-то из подчиненных Шломит. Но после представления проекта HR-директору все обычно заканчивалось отказом с формулировкой «сейчас нет на это денег» или в лучшем случае отправлялось в пилот.
Пилоты – вообще любимая игра Альфы, и не только в эйчаре. Один и тот же проект мог пилотироваться несколько раз с разными провайдерами, и в результате откладываться на полку, потому что более решительные конкуренты уже все внедрили и теперь нет смысла.
Если верить рыночным слухам, акционеры ждут от нового топ-менеджмента банка серьезных изменений, для которых эйчару нужны не просто отдельные успехи типа нашумевшего кейса с наймом разработчиков, а основательная перестройка принципов и моделей HR как поддерживающей функции. Будем надеяться, что следующий HRD не окончательно загонит альфовских эйчаров, пытаясь все больше оптимизировать существующие процессы, а построит им прекрасный новый мир. Не без жертв, конечно, но тут уж как пойдёт.