
Вроде бы все окей – компания является безусловным лидером на российском рынке джоб-бордов и понемногу добивает мелких конкурентов, заходя в небольшие города. Консолидировать рынок интернет-рекрутмента все еще есть куда (страна большая), безработица на минимумах, экономика стабильна, показатели у компании хорошие.
С другой стороны, РБК приводит слова аналитика о том, что «целью IPO является монетизация части актива отдельным акционерами», и утверждает, что сама компания доходов от акций не получит. Mail.ru продал Хедхантер в 2016 году значительно дешевле, чем его выставляют на IPO сейчас. То есть акционеры выходят из части актива (насколько большой – не сообщается) в удачный момент, и не собираются реинвестировать эти деньги в компанию.
Мы не биржевые аналитики, но нам кажется, что так обычно поступают с компаниями, перешедшими в категорию «дойных коров». То есть бизнес стабилен и еще какое-то время будет расти, прорыва ждать не приходится, но и риски в краткосрочной перспективе невелики. Есть вопросы в среднесрочной – на Западе таким игрокам сейчас приходится нелегко, и ведущие универсальные джоб-борды в последние несколько лет серьезно трясет – нишевые специализированные сайты значительно более удачливы. Гугл не даст соврать.
В нашей части мира все еще интереснее – с одной стороны мы идем в том же тренде, что и Запад с отставанием на несколько лет, так что можно с успехом делать прогнозы. А с другой – и мы об этом регулярно пишем – технологии, которые могут уничтожить рынок рекрутмента, каким мы его знаем, у нас появляются достаточно быстро, чтобы полностью на эти прогнозы не полагаться.
Массовый переход на рекрутмент без резюме, действительно умных ботов и прочие вещи, которые потенциально способны вывести джоб борды из игры, в нашей стране явно вопрос лет, а не месяцев. Но решение выводить компанию на IPO именно сейчас, на наш взгляд, говорит само за себя. Сейчас компанию можно продать удачно (что в реалиях корректного западного рынка означает, что акции должны расти хотя бы какое-то время после размещения), а вот через год, если компания серьезно не изменится, все может быть совсем не так.
Так что, если ничего форсмажорного не произойдет, готовимся поздравлять акционеров HH с удачным IPO, а российский рынок рекрутмента с тем, что грядут перемены.