Size: a a a

2018 February 05
WTF_HR
источник
2018 February 06
WTF_HR
Издержки демократии

Недавно мы с оптимизмом писали о внедрении электронного кадрового документооборота, благо поводом была неплохая статья. Но, как говорят мудрецы, путь к истине труден и извилист. В нашем случае, после успешного пилота в Сбере и Юлмарте путь инициативы Роструда по внедрению электронного кадрового документооборота проходил через парламентские слушания в профильном комитете Госдумы.
Таких оказалось аж целых два, и на  их совместном заседании кого только не было - от бессменного председателя Федерации (как бы) Независимых Профсоюзов г-на Шмакова до также бессменного (а кажется, что даже бессмертного)  Владимира Жириновского.
Наши эксперты затруднились оценить познания этих господ в области диджитализации, но говорят, что без телекамер Жириновский становится адекватным и с ним можно обсуждать рабочие вопросы.

По делу выступили представители Роструда и делегаты от бизнеса в лице Директора Департамента HR-компетенций Сбербанка Анны Бланковой и Директора по персоналу Мечела Натальи Трубкиной, несколько неожиданно заявившие, что переход на цифровую подпись должен осуществляться только по инициативе работодателя (что, по нашему мнению, приведет к растягиванию полного перехода в электронную форму на десятилетия).
Выступил также Директор Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ, в которого, судя по тезисам выступления, вселился Капитан Очевидность и заставил говорить вещи типа "бюрократизация цифровой экономики", "необходимо подготовить правовую среду" и "системно совершенствовать трудовое законодательство".

К чему мы все это пишем? Дело в том, что парламентские слушания - стандартный механизм при выработке новых решений, которые затем становятся законами. Компромиссы, на которые приходится идти профессионалам типа Анны Бланковой (и даже ее боссу Грефу), странные речи заслуженных людей, которые якобы что-то  понимают в предмете, выступления одиозных политиков, - все это нормальные, хотя и безумные с нашей точки зрения, элементы обсуждения подобных инициатив перед тем, как сделать их обязательными для всех. Так работает парламент.
Как итог, электронные трудовые книжки, видимо, введут в ближайшие год-два, а с 2020 года бумажные трудовые перестанут оформлять. Это медленно, но лучше, чем никак.

Для тех, кто хочет глубоко погрузиться в вопрос, мы выкладываем сборник материалов по внедрению электронного документооборота и электронной подписи (в котором, если присмотреться, есть много интересного), а также презентацию, в которой подробно описывается инициатива Роструда. Как всегда, в следующих постах.
источник
WTF_HR
источник
WTF_HR
источник
2018 February 07
WTF_HR
Вчера интернет-издание «Фонтанка.ру» опубликовало скандальный репортаж о том, что погибший в Сирии летчик зарабатывал меньше денег, чем «солдаты удачи» из частных военных компаний, и узнать это удалось благодаря бреши в HRM-системе Минобороны.

Суть статьи, если предельно упрощать, в двух вещах.
1. На сайте минобороны можно зайти в личный кабинет военнослужащего, просто введя его личный номер и дату рождения, которые достаточно легко получить. В личном кабинете доступна вся информация о карьере военнослужащего, его зарплатные листки и т.д., и все это очень пригодится вероятному противнику.
2. Опытный военный летчик в звании майора получал деньгами меньше, чем солдаты частных военных компаний (ЧВК), которых, по информации издания, нанимали в России и отправляли воевать в Сирию.

Перед тем как это комментировать, мы хотим подчеркнуть, что Фонтанка, по сути, пляшет на костях только что погибшего военного. Создатели WTF_HR по-разному относится к военным действиям в Сирии, но такое поведение на наш взгляд – за гранью журналистской этики, не говоря уже о том, что качество контента едва ли выше хрестоматийного вброса про уборщицу в Газпроме.

Тем не менее, мы считаем необходимым прокомментировать это с точки зрения HR и HRIS, и вот почему.
1. Реальная безопасность персональных данных зависит не только от способа их хранения, но и от способа доступа к ним, и это вопрос не технологий защиты, а дизайна системы. Госорганы традиционно побаиваются облачных технологий в HR из-за боязни, что персональные данные будут храниться не у них на сервере, а где-то еще.
При этом в данном случае система явно сидит не в облаке, а на серверах минобороны, доступ к которым защищен так, что ни один шпион на пушечный выстрел не подойдет, а данные при передаче шифруются ГОСТовскими методиками, которые взломать практически невозможно. Но не важно, где лежат данные, если система аутентификации пользователей спроектирована так, что к ним можно получить доступ без всяких хакеров. Вот о чем на самом деле нужно думать корпоративным службам безопасности, а не о мифических дополнительных рисках облачных систем.

2. Вознаграждение – это плата не только за работу, но и за риск. Фрилансеры (а в данном случае наемники ЧВК именно ими и являются) в любом виде деятельности получают больше денег, чем штатные сотрудники даже на более высоких должностях, потому что фрилансер берет все риски на себя. Плюс, в отличие от штатного сотрудника, фрилансер получает деньги только за отработанное время, а не за время нахождения в штате.
Так что это нормально если, например, фрилансер в консалтинге за две недели работы у клиента получит столько, сколько штатный консультант получает в месяц. У фрилансеров нет корпоративной страховки, привилегий, скидок, льготной ипотеки (а в случае военных – и просто квартиры от государства). В России имеется довольно разветвленная система льгот для военных, особенно награжденных, и членов их семей, в том числе включающая гарантии в случае гибели военнослужащего при исполнении. В то же время погибших солдат ЧВК никто не вспоминает, не чтит как героев, и ничего не выплачивает их семьям, к тому же эти люди еще и рискуют попасть под статью УК «наемничество». Так что, при всем цинизме, с учетом всех рисков, это вполне нормальная рыночная разница в вознаграждении.

#WTF_HRпредупреждает: внимательно относитесь к безопасности данных и критически - к творениям ушлых журналистов
источник
2018 February 08
WTF_HR
Говорят, что HR-директор Магнита Евгений Лурье ушел из компании и переехал обратно в Москву. Учитывая, что HR-директором он проработал меньше года, первая реакция любого нормального человека, немного знающего Магнит и Галицкого - снисходительно-сочувственное "ниасилил, бедняга".  Но скорее всего, все не так просто.

Наши источники из консалтинга говорят, что Магнит с точки зрения управления HR всю дорогу жил в  позапрошлом веке даже на общем фоне продуктовой розницы, в которой системное внедрение передовых HR-практик случается нечасто. Все это усугублялось патологическим нежеланием собственника работать с консультантами. То ли Галицкого кто-то из консалтеров объегорил на старте бизнеса, то ли просто по мелочи жалко денег на советы как жить. При этом не жалко на футбольный клуб высшей лиги и стадион с парком №2 в стране.
Про Магнит рассказывали умопомрачительные байки. По слухам, вместо того, чтобы купить обзор зарплат за жалкие для федеральной компании три тысячи долларов, Магнит ориентировался на данные собственных (!) обзоров зарплат, которые формировались по результатам обзвона конкурентов сотрудниками отдела мотивации с вопросами типа "а сколько у вас платят продавцам". В эту байку с трудом верится, но она отлично передает общее настроение магнитовского эйчара до прихода Лурье.

Лурье руководил разработкой продуктов для оценки персонала в Ecopsy, и возглавил функцию обучения и развития Магнита в 2016 году. Спустя год он был назначен HR-директором ритейлера в 300 000 человек, что для методолога-консультанта достаточно серьезный вызов. Магнит как раз начал системно проигрывать X5, что вселило надежду на то, что компания начнет, наконец, поворачиваться лицом к лучшим HR-практикам хотя бы 1990-х годов, а HR-консультанты получат нового жирного клиента.
Действительно, Лурье, хотя и осторожно, начал проводить изменения. Появился системный подход к обучению персонала, компания начала пользоваться рыночными бенчмарками, в Краснодар начали переезжать эйчары из Москвы, а на воркшопах с приглашенными консультантами (и не только из Экопси) начали робко звучать такие неведомые прежде слова как компетенции, грейды и даже HRIS.

Но внезапно все кончилось. То ли в свете очередного неудачного года Галицкому надоели московские хитросделанные умники, то ли Лурье самому надоело тащить из болота бегемота и он решил вернуться к любимому делу обучения и развития, но теперь на его профиле в LinkedIn красуется должность Product Director в Yandex Education. Зачем он туда ушел - отдельная интересная история, и возможно, из совместной инициативы Яндекса и Просвещения скоро родится новый мегамонстр, о котором мы обязательно напишем.
Но одно можно сказать точно - мы надеемся, что ржавая телега HR-трансформации в Магните, после того, как Лурье раскачал ее, покатится под гору, набирая скорость, а не застрянет в слякоти теплой краснодарской зимы.
источник
2018 February 09
WTF_HR
Кажется, мы превращаемся в какое-никакое, а СМИ. И как уважающее себя какое-никакое СМИ, мы открываем рубрику #нампишут
Вчера нам написал один из читателей, прочитавший байку про деньги и стулья и указал нам на то, что мы написали про привлечение персонала и #HRмаркетинг, но не написали про то, какой эффект гибкий график сотрудников оказывает на выручку и ФОТ ритейлера.
В письме было много букв, и некоторые из них нам показались важными, в том числе чтобы понять, откуда растут ноги у гибкого графика в ритейле. Публикуем тезисно с разрешения автора. На его же совести оставляем и цифры.

Итак, перевод сотрудников на гибкий график может сэкономить продуктовому ритейлу 5-15% ФОТ и поднять продажи на 2-7% в консультативных продажах. Все эти прелести за счет того, что благодаря планированию смен не нужно платить за лишний персонал, а наличие нужного количества сотрудников в пиковые часы увеличивает количество обслуженных клиентов и выручку.
Все, конечно, очень хотят это внедрить. Но беда в том, что планировать гибкий график сотрудников в масштабах розницы вручную не получится, потому что план нужно составлять не в выручке на человека в месяц (что можно и в экселях считать), а в таких страшно звучащих показателях, как штукокилограммы за человекочас, а такие фокусы (а также динамическое управление расписанием и прочие штуки) возможны только с WFM (Workforce Management) системой.
Производители и покупатели WFM-систем хвастаются успехами. SAP WFM, внедренный в 2015 году, экономит для М.Видео 500+ млн руб ежегодно только на ФОТ, а система Verme на пилоте в Эконике в прошлом году, показала рост выручки магазинов  до 19%.

Глядя на такие показатели, понимаешь, что наш читатель прав и история про гибкий график и планирование персонала - это, конечно, круто.
Но есть небольшая, как говорят психологи-любители, "когнитивная ловушка". Дело в том, что задача формирования месседжей для привлечения персонала и задача экономии ФОТ за счет рационального использования человеческих ресурсов различаются так же, как задачи "пригласить девушку в ресторан, чтобы добиться от нее взаимности" и "написать смску жене, чтобы приготовила ужин, не ходить с ней в ресторан и сэкономить деньги". Вроде и женщина в сюжете есть, и ресторан, а истории принципиально разные.
Обе темы очень важны, но не стоит пытаться коммуницировать кандидатам какой-то бенефит только потому, что хитрые буржуины могут в конечном счете на этом сэкономить.  
Мудрость настоящего эйчара как раз и заключается в том, чтобы понимать, где у нас действительно win-win и привлекательный бренд, а где нужно оставить гибкий график как льготу для сотрудников, но при этом коммуницировать  кандидатам деньги и стулья.
источник
WTF_HR
Мы тут за неделю приросли на 150 читателей. Есть мнение, что нас кто-то неплохо пропиарил. Это всегда приятно, и спасибо этим прекрасным людям.
На следующей неделе у нас консультанты-правдорубы, особенности внедрения продвинутых HR-инструментов в российской культуре, очередной взгляд в будущее и ещё пара вещей, о которых мы до поры вам не скажем.

Всем хороших выходных!
источник
2018 February 11
WTF_HR
источник
WTF_HR
Брэйкин Нюс

Мы не выходим в эфир по выходным, но тут особый случай. Мы, конечно, в легком шоке. В пятницу вечером группа прогрессивных эйчаров без всякого участия с нашей стороны осуществила заговор по превращению нашего уютного канальчика в Средство Массовой Информации. Напомним, что по российскому законодательству СМИ считаются печатные издания с тиражом более 1000  экземпляров и электронные СМИ с ежедневной аудиторией более 3000 человек.
Мы искренне благодарим коллег за несколько неожиданную и столь высокую оценку. и хотим официально заявить: мы не испытываем головокружения от успехов и ставим себе новые более высокие цели.

Итак, несмотря на то, что мы по количестве подписчиков опережаем, например, чатик @hrdigital и восхитительный канал "Нецифровая экономика" (зачитываемся и рекомендуем), нам еще далеко до таких влиятельных изданий, как "Протвино сегодня" (тираж 2000 экз), "Кыштымский рабочий" (4156) и "Я покупаю Киров" (5000), не говоря уже о таких грандах информационного пространства, как «Урюпинская правда» (даже не будем говорить, сколько). Так что нам (как и российскому HR-сообществу в целом) есть куда стремиться.
Так что, как говорил Адмирал Фаррагут, Damn the torpedoes, full speed ahead!.

Источник информации о тиражах печатных изданий – Национальная тиражная служба.
источник
2018 February 12
WTF_HR
Доброе понедельничное утро!

На прошлой неделе в HBR вышла заметка Григория Финкельштейна про корпоративные ценности под названием «Сплошная Ложь».
В этом довольно метком набросе на вентилятор Григорий пишет, что в большинстве компаний приняты корпоративные ценности, которые отражают представления первого лица о том, как сотрудники должны вести себя. При этом люди в компании ведут себя не так, как первое лицо говорит, а так, как первое лицо и его окружение ведут себя сами.
История не новая, и как это водится с консультантами, в конце статьи в автора вселяется сова из анекдота про мышек/ежиков, и заставляет говорить вещи типа «меняйте HR-систему и оргструктуру». Но наброс справедливый, по делу и даже содержит высокоуровневый рецепт по работе вот с этим всем, если уж другого выхода у вас нет.
Мы хотим добавить в эту тему свои пять копеек. Дело в том, что формализация корпоративных ценностей – история с несколькими серьезными вопросами.

Во-первых, ценности у всех приличных людей получаются одинаковыми. Наши источники в консалтинге долго смеялись, когда узнали, как в известном телекоме HR потратил несколько недель на придумывание новых ценностей и в результате пришел к тем же трем, что и у известного банка, только в другом порядке. И правда – ведь быть лидером, командным игроком и клиентоориентированным – это же круто! Добавьте сюда честность (Integrity), гибкость (Agility), инновации (Innovations), двух диковинных для России животных – Sustainability и Diversity, и еще заботу об окружающей среде (если вы добывающая компания) – и вы получите универсальный суповой набор для любой международной компании. А сейчас доезжайте до офиса и гляньте на плакаты на стенах – улыбнет, обещаем. Хотите чем-то отличаться? А это не так просто – хорошие вещи довольно универсальны.

Во-вторых, если ваше руководство вдруг с бодуна решит внедрять ценности в систему управления талантами, вы неожиданно обнаружите, что не все функции и не все уровни людей в одинаковой мере должны их демонстрировать. Мега-инновационный младший бухгалтер и супер-честный пиарщик – это только два наиболее очевидных способа постепенно разрушить компанию, если зашивать корпценности в рекрутмент и упаси господи в годовую оценку для всех сотрудников. А как правило, в компании есть пара ценностей, которые в определенных случаях могут противоречить друг другу (безопасность труда и результативность в краткосрочной перспективе, например). Не говоря уже о том, что тут же появляется соблазн увольнять людей за недостаточную предрасположенность к одной из ценностей по MBTI или соционике.

Ну и наконец, маленький технический момент. Внимательно и добросовестно описывать эти ценности, класть их в описания позиций, подбирать инструменты оценки, искать или создавать тренинги, ну и, наконец, заставлять молодых неопытных рекрутеров (или начальников) оценивать их у кандидатов и сотрудников – это долгая и сложная работа, которая требует последовательного спонсорства со стороны первого лица и может обвалиться на каждом из этапов.
Поэтому #WTF_HRпредупреждает: если ваш большой босс загорелся идеей корпценностей, и вы видите, что он явно не Ли Куан Ю – нарисуйте для него три плакатика и забудьте как страшный сон. Уж лучше аджайл и биг дата.
источник
2018 February 13
WTF_HR
Две недели назад мы уже писали про несколько противоречивое, но талантливо и даже с юмором сделанное исследование от PwC по поводу будущего рынка труда. Сегодня исследование на ту же тему и с тем же горизонтом (до 2030 года), но от BCG и сделанное к Форуму в Давосе. Скажем прямо, такой развлекухи, как у Прайсов – с цветными картинками и фантазийными статьями из газет будущего – вы в нем не найдете. К тому же исследование написано на довольно занудном английском.
Но, поскольку в Давосе люди хотя и занудные, но серьезные и по делу – вы найдете в исследовании весьма трезвый анализ возможных вариантов на основании трех основных факторов (скорость развития технологий, эволюция образования и трудовая мобильность), которые на выходе дают восемь возможных сочетаний.

Так, если технологии будут развиваться во взрывном темпе, система образования останется такой же, а трудовая мобильность усложнится (станет сложнее переезжать из страны в страну и из региона в регион), то мы увидим, как роботы нас постепенно выдавят из большинства профессий, оставив затыкать дыры, до поры неосвоенные машинным интеллектом под руководством немногих. Вполне реальный сценарий, который уже сейчас реализуется на Среднем Западе США, хотя и довольно адский по нашим представлениям.
Или вот, например, мечта консультантов – мир, где технологии развиваются медленнее, чем мы все боимся, зато обучение и мобильность на высоте. В нем мировое HR- и образовательное сообщество дружно напряглось, стандартизировало на блокчейне все возможные скиллы, компетенции и средства оценки, а правительства стран и городов вместо закрытия границ изо всех сил пытаются привлечь и удержать наиболее успешных и сильных профи со всего мира. Нам сложно в это поверить, но в некоторых регионах мира такую историю, хоть и в усеченном формате, можно наблюдать уже сейчас.

И вы таки будете удивляться, но у этого занудного документа с повторяющимися на разных страницах под копирку фразами есть ощутимое преимущество над бесспорно более легкой для восприятия прайсовской версией, которую все мы любим за то, что в ней весело горстями едят стимуляторы, чтобы повысить производительность, или дружно воздвигают права человека на пьедестал.
Внимательно изучив давосский документ BCG, вы можете понять не только то, как может выглядеть конечный результат, но и то, за чем следить, в том числе в нашей прекрасной стране. Как у нас меняется образование? Что сейчас с трудовой мобильностью в стране, где до сих пор существует слово «прописка»? Успеваем ли мы за эволюцией технологий, или будем наблюдать как старшее поколение так называемых digital-immigrants окажется на обочине?
BCG пишет, что в разных географиях и областях деятельности могут реализовываться разные сценарии, а значит, нам всем есть о чем подумать. Но не всем об одном и том же.

PDFка, как обычно, в следующем посте.
источник
WTF_HR
источник
2018 February 14
WTF_HR
Сегодня мы публикуем небольшой обзор дружественных каналов, а заодно и некоторые соображения о том, какие HR-каналы наиболее популярны в России и почему.
Дело вот в чем: для большинства сотрудников российских компаний, HR – это рекрутмент, кадры, плюс иногда (если компания продвинутая) – HR бизнес партнер. Существование остальных функций HR для большинства сотрудников тайна, и это нормально, как бы мы, коллеги, к этому не относились. Итак, среднестатистический россиянин видит HR в нескольких лицах.

Первое из них – это такая девушка, которая первой проводит собеседование, ничего в вашей работе не понимает и поэтому задает две категории вопросов: странные (например, «каковы ваши сильные стороны») и неуместные (например, «почему, вы ушли с предыдущего места работы?»).  Но, поскольку она имеет некоторое влияние на вашу будущую судьбу, нужно знать лайфхаки, которые позволяют ее успешно «пройти». Поэтому понятно, что люди в первую очередь читают каналы, в которых написано, как это сделать.

Первый так и называется: @FAQHR – «Канал о том, как победить HR». Довольно провокационное название (впрочем, кто бы говорил), скрывает весьма трезвые рассуждения извне на тему того, как работает рекрутмент, и что с этим делать.

Второй канал - @govorit_recruiter – «канал рекрутера и карьерного консультанта о том, как получить оффер от компании мечты».  Другой взгляд (изнутри и про «помочь», а не про «знать врага в лицо»), весьма читабельно и полезно. Советуйте кандидатам, которые вам нравятся.

И два канала от рекрутеров с узкой специализацией – @hr4pr и @gvaninblog  В первом – про карьеру в маркетинге и PR, а во втором – про карьеру и вознаграждение высших руководителей. Если вы вдруг связаны с тем или другим – будет интересно.

Второе лицо HR для среднестатистического россиянина – это такая строгая средних лет женщина, которая появляется в вашей жизни, когда у вас в работе происходят судьбоносные события. Она все про вас знает, у нее все ходы записаны, и шутить с ней опасно, особенно если повод для встречи не слишком радостный. Но если она на вашей стороне - то жизнь становится сильно легче. Немудрено, что следующий канал довольно популярен.

@prostokadry – «ваш личный юрист по трудовым спорам. На канале проводятся консультации по вопросам приема, увольнения, переводов, отпуска, больничных листов, выхода на пенсию. Интересен тем, кто хочет знать, как можно защитить свои права».

И, наконец, если вам повезло и вы работаете в продвинутой компании, то, возможно, вы столкнетесь с человеком, который называется HRBP и иногда, когда не заставляют вас писать ИПР или давать обратную связь подчиненным, решает ваши проблемы. Эти инопланетные создания обычно обладают гуманитарным образованием, желанием «причинить добро» и неистребимой верой в то, что все люди в глубине души хорошие. Последние (по порядку, но не по значению) каналы в нашей подборке – именно про это и про жизнь HR в компаниях - для тех, кому это интересно. Советуйте коллегам из «бизнеса», желающим понять этих инопланетных существ, а заодно сделать свою жизнь чуть легче и комфортнее.

@zametkihr – «авторский канал о карьере, работе и саморазвитии для тех, кто хочет расти на работе, меньше сомневаться в себе и получать от карьеры удовольствие».

@abouthr – «канал про работу, тайм-менеджмент, зарплаты и наблюдения с HR-кухни»
источник
2018 February 15
WTF_HR
источник
WTF_HR
Картинка выше – это все, что нужно знать о первом внедрении оценки 360 в любой компании, если она к этому не готова. Дело в том, что как говорит Александр Невзоров, «Homo Sapiens не очень-то хорошо получились», и любые изменения прежде всего вызывает у них тревожность.
А если изменение связано с тем, каким образом тебя оценивают другие, или с тем, сколько ты будешь получать  (или, упаси боже, продолжишь ли ты работу в этой организации), то тревожность превращается в острое желание всеми силами эти изменения предотвратить.

Вот какие занятные цитаты сотрудника мы получили от коллег из HR:  «Вспонимаю, как однажды в компании затеяли историю с 360. При этом ощущалась турбулентность, то есть все сделали однозначный вывод, что делается оценка для оптимизации численности департамента."
Или вот, например, "Заполняя опросник на своего руководителя, искренне ненавидя его при этом, я был уверен, что меня вычислят, потому как верить в анонимность происходящего не представлялось возможным».

Представьте состояние человека, который выбирает между необходимостью правдиво охарактеризовать коллегу и уверенностью, что ему за это прилетит. В таком контексте наш диалог на скриншоте – отличный выход с точки зрения рядового сотрудника.
Еще один epic fail - это когда оценка 360 в итоге ни на что не влияет. В этом случае все заполнение опросников, все переживания и волнения, все переговоры – зря. Это не просто бесполезно, это оскорбительно и дискредитирует идею любой оценки вообще.

#WTF_HRпредупреждает: перед внедрением оценки 360 лучше убедиться в следующих 5 вещах:
1. Мы хорошо понимаем, что мы пытаемся оценить, что мы с этими оценками будем будем делать и какой это объем работы для HR и для сотрудников.
Последняя часть важна - если вы не рассчитаете объем дополнительной работы по результатам оценки, вы или сами погибнете под грузом ИПРов, или завалите ими своих и так несчастных людей, или спустите все на тормозах и дискредитируете идею оценки в принципе.

2. Момент внедрения выбран правильно Проверочная цитата про внедрение оценки 360 в период перетряски организации приведена выше.

3. Мы рассказали людям о целях оценки, о том, на что это влияет, и на что это НЕ влияет Вы удивитесь, насколько меньше людей хотят манипулировать оценкой, когда им четко коммуницировали ее цель и при этом ясно указали,  что опасности нет. Идеала, конечно, не достигнуть, но для этого есть следующие пункты.

4. Мы хорошо понимаем, что мы будем делать с командами, которые ставят друг другу все пятерки
Оцените свои шансы пригласить менеджеров на непростой разговор по поводу манипуляции оценками в его команде. Придут? Выслушают? Результаты изменятся?

5. Мы хорошо понимаем, что мы делаем с успешными руководителями, которые будут игнорировать подозрительные результаты 360 в их команде.
Проверочный вопрос: готов ли будет гендиректор в крайнем случае уволить успешного менеджера, который спокойно относится к манипуляции оценками в своей команде или сам ими манипулирует?

Если хотя бы одно из этих утверждений находится в зоне "неверно" или "бог его знает", то можно даже не начинать. Ну или, как вариант, удивляться, что все в компании друг о друге очень высокого мнения. Как на скриншотике.
источник
2018 February 16
WTF_HR
Коллеги их маленького, но гордого фейсбучного СМИ под названием The IT HR Times, которые каждую пятницу готовят дайджест самых интересных англоязычных материалов о работе HR с комментариями от практиков рынка, попросили нас прокомментировать вот эту статью SHRM о романтических отношениях на работе.
Посмотрев на название, мы не думали, что это будет весело – что может быть скучнее, чем статья эксперта по комплаенсу в эйчаре, даже если она про любовь? Но статья неожиданно оказалась просто огонь, и вот почему.

Философ Сенека однажды сказал: «Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре», имея в виду, что анализ авторского текста может поведать нам весьма интересные вещи о самом авторе. Так вот, самая занимательная часть статьи – это не сами рекомендации, абсолютно разумные и сбалансированные (читайте обязательно), а та огромная пропасть между нами и англосаксами в том, какие проблемы решает политика или регламент, регулирующий романтические отношения на работе.

В российских организациях политика (если она есть) решает задачи эффективной деятельности организации. Она существует для того, чтобы предотвратить принятие неэффективных бизнес-решений или появление у руководителей (в прямом смысле) любимчиков, что мешает справедливой оценке подчиненных. А в Америке такая политика сейчас пишется в основном для того, чтобы предотвратить случаи, когда одна из сторон заявит о харрассменте, если вдруг ей перестанет нравиться «поездка в поезде любви». Потому что за харрассмент, как правило, очень быстро и без разговоров увольняют.

В одном из пунктов рекомендаций даже предлагается подумать о необходимости заключения «соглашения о согласии» (consensual agreement) между сторонами, чтобы предотвратить претензии в отношении участников служебного романа. Давайте будем политкорректными, перешагнем через гендерные стереотипы и представим себе ситуацию: просыпаются вместе после корпоратива девушка из отдела продаж и молодой человек с ресепшна. И тут молодой человек и говорит человеческим голосом: «А не подписать ли нам с тобой, дорогая, соглашение, чтобы люди, упаси бог, не подумали, что ты меня харрассишь?». Представили? Без улыбки? А есть страны, где таким историям особо уже никто не улыбается.

Хотя, если уйти от культуроведческого анализа в реальную жизнь, самое главное, что написано в статье – это то, что если в компании такая политика есть и вы ее (или хотя бы про нее) знаете, то вам и вашей потенциальной пассии будет не так тревожно, когда вас внезапно охватит пламя страсти. Так что, слегка перефразируя известную фразу, если не можешь с чем-то справиться – узаконь это.
источник
WTF_HR
Последнюю неделю мы прирастали больше чем по сотне читателей в день. Даже не знаем, с чем сравнить такой рост – то ли с ВВП Вьетнама, то ли с акциями Amazon, то ли с бонусом ушлого инвестбанковского сейла. Но факт остается фактом – сейчас нас уже заметно больше двух тысяч человек.

Некоторые из этих двух тысяч человек #нампишут. Кто-то пишет комплименты. Иногда пишут вещи, над которыми стоит задуматься. А некоторые пишут гадости, но мы благодарны им все равно. Как говорят эйчары в западных компаниях – feedback is a gift.

А еще несколько раз #наспопросили о размещении рекламы. Пока мы, как неопытная девушка-интеллектуал, радостно отпугиваем ухажеров своей закрытостью, нерешительностью и сарказмом, но очевидно, что рано или поздно эта чаша нас не минует. И когда мы найдем способ делать рекламу так, чтобы почтенная публика от нас не разбежалась, вы узнаете об этом первыми.

А пока мы готовимся на следующей неделе рассказать о том, как выглядит Гартнеровская кривая хайпа в реальной жизни, почему дважды не получается войти в одну и ту же реку, существуют ли HR-каналы за МКАДом и еще пару вещей, о которых мы вам традиционно заранее не скажем. Приглашайте больше коллег, будем расти дальше.

Хороших выходных!
источник
2018 February 19
WTF_HR
Доброе понедельничное утро!

Всю пятницу Россия обсуждала новость,  про то что Галицкий продал 29% акций Магнита ВТБ, причем с дисконтом относительно рыночной цены, и будет уходить из компании.

Теперь окончательно понятно, почему ушел Лурье. Это тот самый случай, когда с компанией случаются тектонические сдвиги, в которых HR вряд ли что-то может поделать. Отдельно отметим, что всегда весело посмеяться над собой, когда мы рассуждаем как умные о том, что же такого случилось между Галицким и Лурье и что такого супер-интересного в проекте Яндекса и Просвещения, что ради него человек ушел с такой должности, а дело оказывается в смене собственника.

Но такие истории – это тот случай, когда нам помимо очевидных фактов есть что сказать сразу про несколько вещей.
Для начала, мы считаем своим долгом выразить Галицкому безусловный респект как предпринимателю. Создать девятимиллиардный в долларах бизнес федерального уровня из провинции без помощи государства – это круто, и тут ничего не скажешь – мы не собираемся изображать из себя людей, которые могут давать советы титанам бизнеса.

Но при этом мы достаточно самоуверенные люди, чтобы утверждать, что поведение руководителя – это если не зона влияния HR, то уж точно зона их интереса и изучения. И тут случилась совершенно классическая история, о которой написаны десятки книг по лидерству. Подход Галицкого, завязанный на единоличном принятии всех решений, практически армейской дисциплине, «все своими силами» и «минимум костов», не только не оправдал себя в условиях изменения рынка и роста конкуренции, но и очевидно, привел к тому, что Галицкий, по мнению знакомых с ситуацией людей, выгорел как менеджер.
Очевидно, при таком поведении собственника ждать нормального развития HR-функции не приходится, как бы ни старались сами эйчары и какими бы квалифицированными они ни были. Кстати, наш пост про уход Лурье был именно об этом, а вовсе не о том, хороший или плохой был в Магните HR и хорошую или плохую работу сделал Лурье.
Есть много теорий управленческой зрелости компаний, и многие из них говорят о том, что пока у власти основатель компании, то она может показывать результат за счет его предпринимательского драйва и харизмы, даже если процессы управления HR находятся, прямо скажем, не первом приоритете. При этом, когда заниматься управлением начинают наемные менеджеры, то многие процессы (и не в последнюю очередь HR) начинают структурироваться и развиваться, потому что предпринимательский драйв и харизму ушедшего собственника необходимо чем-то заменять. Возможно, мы сейчас наблюдаем тот самый момент, когда что-то начнет целенаправленно меняться в этой области.

И вот еще важная вещь. У нас на рынке есть большое количество розничных компаний (и не только продуктовых), которые до сих пор считают, что если мы обеспечиваем низкие цены, то мы можем относиться к клиентам и к сотрудникам по принципу «никаких плюшек, цена решает». Но рынок не стоит на месте, и текущий результат битвы X5 с Магнитом – это серьезный звоночек для российского ритейла по поводу отношения не только к покупателям, но и к сотрудникам. Не услышите его – и Вас рано или поздно купит ВТБ.
источник
2018 February 20
WTF_HR
Хайп - это не только то, что рекламирует Дмитрий Нагиев, но еще и часть придуманной компанией Gartner Inc. методологии для оценки зрелости технологии. Но даже методология вам знакома, есть уровень, доступный только мудрым эйчарам: понимать, на какой стадии хайпа находится новая игрушка, и вести себя соответственно. Попробуем приблизиться к нему.

Для этого посмотрим на то, что происходит сейчас с предиктивной аналитикой, которую некоторые коллеги называют "предикативной" (видимо, филологическое образование не даёт покоя).
Допустим, появляется провайдер, который заявляет о том, что его модель предсказывает срок жизни и успешность сотрудника по результатам соционического теста, сделанного на основании цифрового следа кандидата в соцсетях (все совпадения с реальными компаниями, конечно, случайны). Что думает эйчар, когда это слышит? Что-то вроде "мне скажут, сколько у меня проработает Вася Пупкин на любой должности в компании, и насколько конкретно он будет успешен". И эйчара сложно в этом обвинять, ведь некоторые провайдеры в целях раскрутки продукта показывают еще не реализованные функции как рабочие, а особо впечатлительная публика сразу объявляет .
Потом выясняется, что эта штука работает только на массовых должностях, таких Вась в компании уже должно быть несколько тысяч, по всем должны быть данные по производительности, плюс все должны сидеть во вконтактике, а ещё компании нужно подготовить данные и исключить всех сокращенных в кризис. И после всех мучений модель выдаёт результат типа «с точностью 0,62 кандидат проработает больше трех месяцев».

И вот тут случается такое разочарование, что люди вежливые начинают говорить, что технология "противоречивая", а невежливые – такое, что и повторять не хочется.
Но некоторые упертые товарищи начинают ползти вверх по склону просвещения: собирать свои данные (попутно структурируя свое понимание должностей), экспериментировать с параметрами модели (заодно понимая, что соционика ненадежна, и можно просто смотреть цифровой след) и в итоге получают неплохую точность предсказаний и снижение костов на массовый рекрутмент процентов на двадцать, потому что рекрутеры не тратят время на тех, кто с определенной вероятностью не проработает больше трех месяцев или не будет успешен.
Упертые товарищи – молодцы. Будьте как упертые товарищи. Но помните, что если сокращение костов на массовый рекрутмент на 20% не окупит затрат на внедрение новой технологии, то возможно, это будет ваш последний эксперимент на текущем месте.

#WTF_HRпредупреждает: Чтобы понять, на какой стадии находится технология, сходите на конференцию к провайдеру, но не слушайте презентацию маркетолога. Найдите разработчика (методолога) в кулуарах, скажите, что вам интересно попробовать и выпытайте, какая инфраструктура, данные и ресурсы нужны от клиента, на каких компаниях технология уже применялась, и какие дала результаты. Если разработчик говорит то же самое, что и маркетологи на презентации – бегите, это деструктивная секта.
Если разработчик даст вам более реальные цифры и при этом много раз скажет «возможно» и «при определенных условиях», разделите положительный эффект на два, прикиньте получившиеся цифры на свои обороты или косты, посчитайте, сколько времени, сил и денег вам придется убить на внедрение, и узнайте стоимость. А теперь как можно реальнее представьте: вы принесли эти цифры гендиректору и он страшным голосом сказал, что если обещанной экономии не будет, то не сносить вам головы. Если после этого желание не отпало, продолжайте разговор.
источник