
История, в том числе и российского бизнеса, знает разные примеры отношения к HR-функции. Есть ВкусВилл, заявлявший «у нас нет и никогда не будет эйчара», но при этом последовательно создававший систему отношений между сотрудниками и подразделениями, в которой значительная часть HR-функций выполнялась менеджерами.
Правда, был, конечно, забавный момент, когда один наш источник на встрече с эйчарами ВкусВилла задал им вопрос «а правда ли, что вас нет и не будет?» и ему вместо ответа подарили книжку основателя про «как делать все не так».
Wildberries – другая история. Тут никакой принципиальной позиции собственников не было. Собственники просто долгое время были не в курсе, что HR вообще бывает. Ну то есть надо кого-то набирать, конечно, учить, поставить лаунж-зону в офисе для айтишников, ага.
Судя по нескольким талантливым коллегам, которых приглашают в Wildberries последние пару лет, это отношение начало меняться. Правда, задерживаются эти люди там не очень долго.
Текущий же уровень работы с HR-брендом и опытом сотрудников в Wildberries можно легко оценить по тому, что у международной компании с двухмиллиардным в долларах оборотом нет своего карьерного сайта – вместо него простенькая страничка не HH – а на ней в рубрике «Истории успеха сотрудников» должности и годы работы сотрудников не совпадают с их историями. Так, некто Глеб, региональный операционный директор по Москве, рассказывает, как он стал менеджером проектов разработки на Golang.
История показательна и еще с одной стороны – оказывается, что айтишечка айтишечке рознь. Вроде как и Яндекс и Wildberries – это онлайн-бизнес, но Яндекс в скандалах с массовыми увольнениями «по собственному» не замечен (да и OZON, в котором массовые сокращения айтишников имели место, по информации наших источников таки выплачивал выходное).
А в случае Wildberries, перефразируя распространенное изречение, можно вывезти компанию из подмосковной квартиры на международный рынок, но вывести подмосковную квартиру из компании – значительно тяжелее.
С сотрудниками распределительных центров еще можно без особого ущерба для HR-бренда договариваться о внезапном увольнении «по собственному». Но с айтишниками «жестить» не получится, они могут и в инстаграме написать. А потом их пост могут заметить в каком-нибудь нишевом издании, которое читают айтишники, и там в комментариях начнется флэшмоб, с выкладыванием ссылок на карьерные сайты конкурентов. А потом об этом напишет «Медуза», и все станет еще веселее.
И вся страна узнает, что, компания, конечно получила 9 место в рейтинге журнала Форбс.Тетенька за женскую карьеру, но вот только женщину-айтишницу из компании могут запросто уволить без выходного пособия вне зависимости от наличия у нее семьи и детей. А еще компания, конечно, занимает 5 место в списке популярных работодателей в секторе e-commerce для московских айтишников по версии Ancor, но вот только из 3000 вакансий, о которых заявляет ваша пресс-служба, айтишных – всего 5.
А потом вы с удивлением обнаружите, что средний миддл вместо стандартных на рынке 220 чистыми, будет просить 250, узнав, кто работодатель, а хорошие сеньоры к вам просто не пойдут, потому что читали про вас такое, что волосы дыбом. К вопросу о том, зачем вам HR-бренд, каков ROI хорошей культуры и процессов и вот про это все.









