
Мы и по убеждением, и по опыту принципиально против отношений «босс-подчиненный». Но история «Мамихлапинатаны» в смысле дискуссии соблазнительно неоднозначна: это не хардкорный харрассмент в стиле «не переспишь, повышения не получишь», а скорее сложные и манипулятивные, но в общем, добровольные отношения между молодыми людьми, в которых обе стороны были до некоторой степени очарованы друг другом и время от времени делали шаги, которые можно было истолковать как приглашение к продолжению.
И тут мы опять вспомнили другой неоднозначный кейс – уже из нашей индустрии. Один фаундер однажды нарядил своего единственного эйчара в день ее рождения в футболку с просторечным названием женского полового органа и выложил ее фотографию в этой футболочке в фейсбук с ее согласия и горячего одобрения.
Мы вспомнили этот кейс не потому, что там был харрассмент – его там не было. Вместо этого было кое-что более фундаментальное. Когда понабежавшее в комменты старшее поколение дружно спросило фаундера, зачем он так с дамой, он ответил «вы ничего не понимаете – это же контркультура!». Упомянутому фаундеру, как и Егору Мостовщикову, на момент описываемых событий не было и тридцати.
И тут, наконец, мы подошли к основной идее. Правила комплаенса – в том числе с точки зрения харрассмента – написаны слезами и деньгами людей с разрушенными карьерами, точно так же как воинские уставы написаны кровью погибших солдат. Но, во-первых, все меняется, а во-вторых, эти правила иногда прямо противоречат сильным желаниям и эмоциям молодых людей.
И поэтому каждое нормальное молодое поколение стремится эти самые правила и уставы отменить, пока не натыкается на те же грабли, на которые наступали их родители. «У нас будет драйвовая команда, где мы будем работать, тусить и заниматься любовью как хотим, с кем хотим и когда хотим», - думают они. И придумывают для своей компании название «Мамихлапинатана», которое, между прочим, в переводе с языка жителей Огненной Земли означает «Взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым». Это вам не навевающие тоску названия бизнес-изданий.
И некоторое время так и правда происходит – все весело работают, тусят и занимаются любовью –пока в драйвовую команду не заносит человека, который слишком неопытен или слишком раним, чтобы играть по этим довольно жестким правилам – и он травмируется. О чем и сообщает обществу – либо сам и добровольно, либо с помощью людей, топящих за свои идеалы, стремящихся к хайпу или осуществляющих личную вендетту.
А далее разгорается публичный скандал, за которым следует обсуждение того, как не допустить в будущем подобных вещей – потому что они очевидно не приносят пользы организации, особенно в общении с более взрослыми и консервативными сообществами. Да и травмировать никого нормальным людям обычно не хочется. Вырабатываются правила, и в следующий раз компания уже ведет себя по другому. И так, дорогие коллеги, каждый раз.
В общем, как пела уже не молодежная группа «Каста»:
- А ведь не так сильно щас, - отвечаю шепотом
Прошлый раз вы помните. Все приходит с опытом.











