Size: a a a

Чёрная бухгалтерия

2019 May 16
Чёрная бухгалтерия
Налоговая расскажет о признаках номинала

В письме от 29.03.2019 N ГД-4-14/5722 ФНС указала на признаки, по которым можно определить номинального директора и учредителя. Рекомендуют ознакомиться всем без исключения. Напоминают, что проблемы у вашего контрагента могут легко отразиться на вас.

В документе сказано, что хотя понятия людей «профессионально создающих номинальные юридические лица» нет, на практике они есть. Проводя большую аналитическую работу, налоговики выдали нам признаки т.н. номинала.
Эти признаки следующие:

-отсутствие постоянного места работы;
-незначительный уровень дохода;
-низкий уровень образования;
-проживание в регионе, отличном от места регистрации юридического лица.

В дополнение сообщается, что возраст таких опасных номинальных учредителей обычно в рамках 25 - 30 лет. Также у этих лиц часто есть статус учредителя или руководителя нескольких юридических лиц, по которым есть запись в ЕГРЮЛ о недостоверности данных. Иначе говоря, они являются массовыми директорами - учредителями.

Хорошо, что отметили, что наличие данных признаков не свидетельствует о том, что лицо профессионально создает номинальные юридические лица.

Если у вашего контрагента есть признаки номинала – проявите особую бдительность и осторожность. Во избежание риска советуют проверять всех контрагентов и собирать на них досье перед заключением договоров. Собранные документы можно будет предъявить в ФНС, если возникнут претензии и это докажет инспекторам, что вы проявили должную бдительность.

Всё это прекрасно. Вот только кто ответит на вопрос, почему при регистрации подобных юрлиц сама налоговая не обращает внимания на эти признаки и не проявляет осторожность и осмотрительность? Выходит, что они сами однодневки сотнями в день регистрируют, а от нас потом требуют с ними не сотрудничать.

@ProfAudit
источник
2019 May 17
Чёрная бухгалтерия
Вывод учредителя из компании

При создании ООО, учредители должны внести уставный капитал, согласно их долям. Это должно быть отражено проводками в базе 1С. И если уставный капитал в деньгах, нужно внести его на расчётный счёт в банке. Соответственно, если один из учредителей выходит из общества. Он должен получить стоимость своей доли обратно.

Во-первых, потому, что есть риск судебного спора с бывшим участником. Но даже, если всё хорошо, а гражданин просто отказался от доли, налоговая посчитает это доходом компании и быстро доначислит налог. Конкретный порядок действий зависит от того, есть ли отказ участника от стоимости доли или нет.

Вариант первый. Участник не отказывался от денег. Тогда на последнее число месяца, перед тем как учредитель подал заявление о выходе из ООО, нужно посчитать действительную стоимость доли по балансу. После этого в течение трех месяцев со дня получения заявления, надо выплатить стоимость доли. Другой срок может быть прописан в Уставе общества.

На дату списания средств в бухгалтерском учете это отразится проводкой: Д 75, субсчет «Участник» - К 51 (50).

Важный момент, выплачивая долю, не забудьте удержать НДФЛ со всей её стоимости (письмо Минфина от 10.11.2016 № 03-04-05/65811).

Вариант второй. Участник отказался от доли. В таком случае он должен написать заявление о том, что он безвозмездно передает свою долю компании. И после с действительной стоимости вам будет нужно заплатить налог (письмо ФНС от 01.07.2010 № ШС-37-3/5674).

В учете проводится таким образом: Д 75 субсчет «Расчеты с выбывшим участником» К 91 субсчет «Прочие доходы». Дата проводки – дата заявления о выходе. Этим вы отразите в составе прочих доходов стоимость доли выбывшего учредителя.

@ProfAudit
источник
2019 May 19
Чёрная бухгалтерия
Удобные сервисы на сайте налоговой.

1. https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/

С помощью этого сервиса можно получить информацию по ставкам, а также льготам по всем имущественным налогам в любом регионе РФ:
Транспортный налог
Земельный налог
Налог на имущество организаций
Налог на имущество ФЛ (физических лиц)                
Сервис предоставит ссылки на соответствующий нормативный акт, и подскажет срок уплаты налога. Более того, можно посмотреть ставки по всем этим налогам за предыдущие периоды. Это удобно при проверках компаний аудиторами.

2. https://pb.nalog.ru/index.html Сервис для проверки контрагентов.

Сервис бесплатен, но висит объявление, что он работает в тестовом режиме. Основную информацию об организации выдаёт. Проверяет также по ЕГРЮЛ, реестру дисквалифицированных лиц; реестру субъектов малого и среднего предпринимательства; реестру аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц; реестру налогоплательщиков иностранных организаций.
Даёт информацию о массовости директора, юридического адреса. В целом, полезен.

3. https://pb.nalog.ru/calculator.html сервис по определению налоговой нагрузки.

Даёт возможность рассчитать свою налоговую нагрузку и сравнить ее со среднеотраслевой, для того, чтобы понимать налоговые риски. Дополнительно можно узнать показатели средней ставки оплаты труда по вашей отрасли.

4. https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/el_usl/ Все сервисы ФНС

Позволяют удалённо открыть личный кабинет для ИП или организации, зарегистрировать бизнес (юр.лицо или ИП), получить различные сведения об ИПП (ИП, юрлица, физ.лица), оплатить  налоги и пошлины (для физ.лиц) и подготовить платежные документы, воспользоваться налоговыми калькуляторами и прочая полезная информация, включая нормативные акты.

@ProfAudit
источник
2019 May 20
Чёрная бухгалтерия
Что запрашивает ФНС при камеральной проверке?

При камеральных проверках инспекторы сравнивают декларации по НДС и банковские выписки. И если поставщик не представил отчетность, значит это разрыв. Компании, заявившей вычет, сразу летит требование представить документы по данной сделке.
Требовать все подряд документы ФНС не имеет права. Есть статья 88 НК РФ, указывающая, что затребовать не могут, это: договоры с поставщиками и покупателями, платежные поручения, регистры бухучета, расшифровки отдельных строк декларации. А также неофициальные отчеты, аналитические справки и другие материалы, которые не являются первичными документами.

В реальности налоговики часто просят эти документы. При таких требованиях апеллируйте к статье 88 НК РФ.
Если документов нет, тогда требуемый документ можно заменить. Допустим, вместо банковских выписок и карточек счетов можно показать акт или товарную накладную.

Если вы уже представляли именно эти документы в другую инспекцию, вы имеете право не предоставлять их второй раз. И не имеет значения, в рамках какой конкретно проверки, вы это делали. Налоговики, кстати, имеют право запрашивать только копии документов.
Каким путём к вам доставлено требование не имеет значения. Компания обязана отвечать даже на простое письмо. Если вы отвечаете по всем каналам, ФНС понимает, что вы реальная компания. Поэтому лучше это делать.

Представить в налоговую документы необходимо в течение 10 рабочих дней (ст. 93 НК). Если это сделать не удаётся, у компании есть лишь один день, чтобы уведомить их об этом. Уведомление может снизить штраф.
Откуда считать срок? Если требование прислали в пятницу вечером, а бухгалтер отправил квитанцию о получении в понедельник утром, вы вправе считать срок с понедельника. Разночтения могут быть, это факт, в НК точных рекомендаций нет. Хотим заметить, что реальные неясности суды обычно трактуют в сторону налогоплательщика.
Если вы вообще не представили документы налоговикам, вас ждёт штраф 200 руб. за каждый документ (ст. 126 НК). Изучайте требование внимательно, количество документов, как и формулировки, там могут быть разными.

Может быть указано «счета-фактуры за 2017 год». Тут без конкретики. Значит, вы можете предоставить 1 документ из этого года и штрафа быть не должно.
А если написано «счет-фактура № 123 от 10.01.2018», штраф составит именно 200 руб. за этот документ.

@ProfAudit
источник
2019 May 21
Чёрная бухгалтерия
Может ли ФНС при камеральной проверке прийти в организацию?

В ходе камеральной проверки налоговики могут нанести визит компании с целью осмотра помещений. Ст. 92 НК указывает, что должностное лицо может осмотреть помещение, в отношении которого производится камеральная проверка. Причины такого визита обычно либо декларация с НДС к возмещению, либо наличие в декларации пунктов, указывающих на занижение НДС. Также. если зафиксируют разрывы.

Инспекторы могут посмотреть, есть ли у вас товар на складе, но пересчитать его или провести инвентаризацию при камеральной проверке не имеют права.  Об осмотре и инвентаризации есть приказ Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н, № ГБ-3-04/39.

Могут ли работники ФНС производить выемку документов в ходе камеральной – вопрос спорный. Отметим, что суды часто встают на сторону инспекторов. При этом налоговики могут изъять не только документы, но и компьютеры. Осмотр компьютера не отвечает целям проверки, поскольку информация содержится в электронном виде, а это означает, что инспектор вполне может использовать установленное ПО. Бояться проверки лицензии Windowsи и ПО не нужно, необходимых знаний и технологий у налоговиков нет.

При проверке выемка материала допустима только на территории проверяемой организации и в рабочее время. Поэтому, если у компании заключён договор с аутсорсинговой бухгалтерской компанией, где хранятся документы, изъять их налоговая не может (решение суда от 30.08.2017 № А 40-254345/2016). Также не производят изъятие документов в ночное время, но могут составить протокол.

Также инспекторы не могут попасть на территорию предприятия без понятых. И на этом нужно настаивать! Без понятых результаты проверки могут быть оспорены и признаны ненадлежащими, а доказательства — полученными недопустимым путем вследствие нарушения прав налогоплательщика.

Не нужно мешать инспекторам, если они ведут видео- или фотосъемку. Представители ФНС имеют право снимать копии с документов. При этом пленки, негативы и полученные файлы должны быть в итоге приложены к протоколу.

Вообще, налоговикам мешать не стоит. Если у вас есть, что прятать, то лучше это просто в офисе не хранить. А создание помех вызовет только более пристальное внимание.

@ProfAudit
источник
2019 May 22
Чёрная бухгалтерия
Как ФНС оформляет результаты камеральной проверки

Если нет нарушений, по результатам проверки составляют итоговый документ. Если нарушения есть, оформляется акт. Чтобы подать возражения или поспорить с инспекторами, нужно понимать сроки.

Акт составляется не позднее 10-ти рабочих дней по окончании проверки. Его подписывают и вручают компании в течение ещё 5-ти рабочих дней. После получения акта у организации есть один календарный месяц для подачи пояснений или возражений. Данные материалы и возражения по акту налоговики должны рассмотреть и вынести по ним дополнительное решение. А также решить, нужно ли проведение дополнительных мероприятий.

Потом, по результатам этих дополнительных мероприятий, будет оформлен документ – дополнение к акту налоговой проверки. Его также должны подписать и вручить в течение 5-ти рабочих дней. У компании после этого есть 15 рабочих дней на подачу возражений к дополнению.

Когда проверка завершена и итоговый документ подписан, ФНС принимает решение по его итогам – решение о привлечении к ответственности. Его также вручают в течение 5-ти рабочих дней. Но в силу это решение вступит лишь через месяц. За это время организация может подать апелляционную жалобу или иск в суд. Потом есть ещё 20 рабочих дней для уплаты недоимок по налогам и штрафам. Если этого не сделать, тогда уже будет выставлено требование об уплате налогов.
А ещё через 2 месяца после выставления требования, придёт решение о взыскании налога

@ProfAudit
источник
2019 May 23
Чёрная бухгалтерия
Ответственность по результатам камеральной проверки

Если в процессе проверки вам доначислили налог, то будут также штрафы и пени. Если декларация сдана в срок, будут пени, а когда срок сдачи декларации пропущен, либо в ней занижена налоговая база, по ст.119 и 122 НК, вам начислят штрафы за каждый месяц просрочки.

Штраф может быть уменьшен, при наличии смягчающих обстоятельств, таких как:
•  тяжелое состояние здоровья физлица;
•  тяжелое материальное положение организации;
•  незначительная просрочка;
•  лицо самостоятельно признало вину и устранило ошибки;
•  благотворительная деятельность;
•  социальная направленность деятельности налогоплательщика;
•  сезонный характер работ;
•  несоразмерность штрафа допущенному нарушению.

Если есть хотя бы одно из них, штраф должен быть снижен минимум в два раза (Ст.114 НК). До нуля снизить не получится.
Требование об уплате придёт через 20 дней после вступления решения в силу, оплатить нужно в течение 8-ми рабочих дней, иначе ещё через 2 месяца придёт уже решение о взыскании.

На уплату доначисленных налогов можно получить отсрочку (ст.64 НК). Но для этого должны быть основания. Пишите заявление о рассрочке, если сумма доначисленных налогов не менее 30 и не более 70% от общей выручки за прошлый год или когда поступления на счет в банке за последние 3 месяца меньше, чем краткосрочные обязательства по балансу за прошлый год с учётом доначислений. Также можно писать заявление, если вы не обжалуете решение о проверке и не находитесь в стадии реорганизации или ликвидации.

По результатам проверки установлена и ответственность для должностных лиц. Директору или бухгалтеру грозит административный штраф за несдачу декларации или за непредоставление доступа для осмотра помещений инспекторам.
Уголовная ответственность по линии ФНС не грозит. Но в случае неуплаты налогов в бюджет более 5 млн. руб. за три года, данные об этом будут отправлены в полицию.

@ProfAudit
источник
2019 May 24
Чёрная бухгалтерия
Как вычисляют незаконное дробление

Если в вашем бизнесе есть несколько компаний, будьте готовы к вниманию ФНС. Последнее время участились заявления, что много организаций пользуются спецрежимами незаконно. Инспектора намерены выявлять такие компании и пересчитывать налоги. Вычисляются они по таким признакам:

В компаниях один учредитель или директор (или это родственники); деятельность одинаковая; персонал устроен по совместительству или был переведен из одной организации в другую; оборот и численность персонала одной организации близка к лимиту; отправка отчетности происходит с одного компьютера; доверенности выданы на одних и тех же лиц.

После этого, налоговики доказывают, что дробление фиктивное. И единственная цель деления - спецрежим. Что они приведут в доказательства: одни и те же поставщики и покупатели, либо договоры заключают только между компаниями группы; одинаковый адрес офиса, общий склад, производственная база, магазин; за одну компанию часто платит другая; один и тот же товарный знак; общие бухгалтерия и отдел кадров; если работников «перекидывают» между компаниями, их функции не меняются; единый сайт; расчетные счета в одном банке.

Если искусственное дробление доказано, ФНС считает суммарный доход всех компаний , а также количество работников. И если показатели выходят за рамки позволенного на спецрежиме, просто пересчитывает налоги по общей системе и требует уплатить штрафы.
Напомним, если доходы всех компаний и ИП превышают 150 млн руб, УСН использовать нельзя.

Если суммарная численность всех компаний и ИП превышает 100 работников, УСН и ЕНВД также недоступно.
А если группа пытается экономить за счет применения ЕНВД, считают суммарную площадь торгового зала всех компаний и ИП. Она не должна превышать 150 кв. м.

Был такой случай. Розничная торговля. Несколько ООО, площадь торгового зала у каждой не превышала 150 м2, но торговые площади не обособлены. Один общий торговый зал, где покупатели имели доступ ко всем товарам и действовали одни и те же скидочные карты и сертификаты. Вывеска также была одной компании. Поставщики были одинаковые. Бухгалтерия общая. Налоговики доначислили по деятельности всех компаний налоги на общей системе. Судьи это поддержали.

@ProfAudit
источник
2019 May 25
Чёрная бухгалтерия
Что делать, если переплатили НДФЛ

Когда компания переплатила из своих средств – это будет не налог, а досрочный платёж, и зачесть в НДФЛ его не получится, а если удержали лишнее с сотрудника, тогда можно как зачесть, так и вернуть.

Например, если бухгалтер посчитал, что какие-то выплаты сотруднику облагаются НДФЛ и удержал налог, а на деле вышло, что это ошибка, тогда переплату можно либо вернуть, либо зачесть в счёт будущих оплат. Перевести эти средства на другие налоги и взносы не выйдет, потому что это деньги работника, а не фирмы. Работника нужно уведомить о том, что есть переплата в течение 10 рабочих дней. После чего он должен написать заявление о возврате и приложить свои реквизиты для перечисления денег. Вернуть наличкой средства нельзя.

Если  компания просто заплатила больше, чем требуется, то ФНС считает это досрочным платежом и начисляют пени. Этот досрочный платёж нельзя зачесть, потому что по закону компания не имеет права платить НДФЛ из собственных средств. Такую переплату можно зачесть в счёт, например, упрощённого или любого другого федерального налога. А можно вернуть. В таком случае, нужно подать в налоговую заявление о зачёте или возврате. Но ФНС может «повыпендриваться», потому что не считает это налогом. Поэтому лучше заранее уточнить форму заявления, бланк и куда подавать.

В случае, если вы просто перепутали КБК и другой налог ушёл в счёт уплаты НДФЛ, платёж не будет переплатой, т.к. вы не удерживали эти средства с работников. Такие ошибочно-переведённые средства можно тоже либо вернуть, либо зачесть в счёт того же УСН. Но в таком случае может быть пени, за то время, пока переплату зачтут, поэтому разумнее всё-таки уточнить платёж.

@ProfAudit
источник
2019 May 26
Чёрная бухгалтерия
Воскресный пост
Забавные случаи из бухгалтерии

Лет 10 назад поехал я в налоговую сдавать декларацию по НДС. Тогда еще мы отчитывались на бумаге. Собирался, а бумаги положил на стол. Потом ушёл в другую комнату, потому, что чего-то забыл и долго искал. Пока собирался и одевался, ребёнок, тогда ему было 4 года, нарисовал на верхнем листе паровозик, причём красной ручкой. Не заметить не возможно, но я схватил и не увидел. Заметил только в налоговой, у окошка. Инспектор непонимающе посмотрела, а я тупо спросил: а разве нельзя рисовать на декларациях паровозики? Улыбнулась и приняла.
*
Пожилого и замученного проверками бухгалтера жена застает у холодильника. Увидев супругу, он опрокидывает рюмку водки под огурчик и говорит:
— Ну, за пятницу!
— Старый ты дурак, — говорит жена. – Сегодня же суббота.
— Не беда, — отвечает муж и тянется за бутылкой вина, — сейчас красненьким отсторнируем.
*
Знаете ли вы, что по классификатору основных средств ослов и верблюдов можно ставить на ОС, а оленей нельзя?
*
Я сисадмин. Один раз получаю сразу три заявки от главного бухгалтера на установку в бухгалтерии вторых мониторов. Зачем вообще бухгалтеру дополнительный монитор? Как оказалось, бухгалтерия была внутренняя и для налоговой. А это нужно было, чтобы 2 базы одновременно открывать и проверять, не перенесли ли чего лишнего.
*
Как-то случилось увольнять со склада одного работягу. Рассчитываю его: начислена согласно табелю сумма, часть премии снята по причине прогулов. Вычитаю налог, суммы на спецодежду, продукты в долг, питание в нашей столовой. Выхожу в минус. Дотошно объясняю несчастному каждую цифру. Он согласен со всеми доводами по отдельности. Но очень недоволен результатом расчета в целом. Уходя, говорит: «Вот так люди киллерами и становятся». Так что, опасная это работа, бухгалтер по зарплате.
*
Я работал следователем по экономическим преступлениям. И мы пришли с проверкой в офис. Было заметно суету и бардак. Кто-то выбрасывал из окна бумаги. На моих глазах главбух успел открыть ящик стола, что-то кинуть в свою сумку (я видел, что это несколько печатей) и выбросить сумку в окно! Ну, детский сад... Хотя, кстати, туда, куда они кинули сумку и бумаги, мы уже добраться не смогли – была территория другой организации. А бухгалтер по зарплате успела перекачать какие-то данные с компьютера на флешку, повесила ее себе на цепочку и отказывалась отдавать, потому что «Это драгоценное украшение».

@ProfAudit
источник
2019 May 28
Чёрная бухгалтерия
Минтруд начал штрафовать за отсутствие спецоценки.

После сдачи отчёта 4 ФСС за первый квартал в организацию пришли трудинспекторы, которыепопросили документы по спецоценке рабочих мест. А так как спецоценка не проводилась выписали штраф в размере 40 000 рублей. Организация занимается связью, персонала 35 человек.  
Согласно  № 426-ФЗ от 28.12.2013, специальная оценка условий труда должна быть проведена у всех работодателей.

Какие штрафы. Согласно п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, при первом нарушении законодательства о СОУТ, нгакладываются следующие санкции:
ИП и должностные лица: 5-10 тысяч рублей.
Юридические лица: 60 - 80 тысяч рублей.

При повторном нарушении, должностные лица и ИП: 30 - 40 тысяч рублей. Или дисквалификация от 1 до 3 лет для должностных лиц, а для ИП приостановка деятельности до 90 суток.
Юрлица: штраф 100 -200 тысяч рублей или также приостановка деятельности на срок до 90 суток.

Кроме Минтруда, за спецоценку грозится штрафовать ПФР. Были случаи, когда приходили письма из фонда, в которых сообщалось о расхождениях сведений, содержащихся в ГИС СОУТ с фактическими данными по СОУТ, содержащимися в отчете. По факту в карте СОУТ указан класс 3, что даёт право на досрочную пенсию, а в системе у работника указан класс 2.

Также ПФР просит организации сдать все документы по СОУТ до 1 июня 2019.

Роструд же сообщил, что штрафовать работодателей, по которым нет информации о проведении спецоценки в системе ФГИС СОУТ, в автоматическом режиме станут с 2020 года.

До 2020 штрафы будут только по результатам проверок.

@ProfAudit
источник
2019 May 29
Чёрная бухгалтерия
Как править счета-фактуры

Если вы исправляете счёт-фактуру, первое, что вы должны помнить - форма счета-фактуры должна быть та же, на которой был составлен первоначальный документ.
Продавец обязан внести исправленный документ в свою книгу продаж. Если, конечно, покупатель планирует заявить по нему вычет НДС. Если это не произойдёт, вычет вы не получите.

Также нет нужды исправлять мелкие ошибки, которые не препятствуют определить стоимость и ставку и сумму налога, а также продавца, покупателя, наименование товаров или услуг. Инспектора не могут отказать в вычете из-за недочётов такого рода. Если вы всё же решили исправить мелкие ошибки, то заново регистрировать счета-фактуры в книге продаж не нужно.

Разъяснения МинФина:

«В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога на добавленную стоимость, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

На основании пунктов 1 и 7 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в исправленном счете-фактуре, составляемом продавцом в случае обнаружения ошибок, препятствующих налоговым органам идентифицировать вышеназванные показатели, указываются порядковый номер и дата счета-фактуры, составленного до внесения в него исправления.

В связи с этим исправленный счет-фактура составляется продавцом по форме, действующей на дату, проставленную в счете-фактуре, составленном до внесения в него исправлений. При этом исправленный счет-фактура, составленный продавцом в указанном случае и выставленный покупателю, регистрируется продавцом в книге продаж в порядке, установленном пунктом 11 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением N 1137.

В случае если исправленный счет-фактура составлен продавцом при обнаружении ошибок, не препятствующих налоговым органам идентифицировать показатели, поименованные в вышеуказанном абзаце пункта 2 статьи 169 Кодекса, то продавцом такой счет-фактура в книге продаж не регистрируется.

Что касается вычетов налога на добавленную стоимость на основании исправленных счетов-фактур, выставленных продавцом, но не зарегистрированных им в книге продаж, то согласно пункту 5.1 статьи 174 Кодекса в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика, что создает условия для осуществления налогового контроля за сведениями, содержащимися в налоговых декларациях продавцов товаров (работ, услуг) и их покупателей.

Таким образом, в случае если продавцом исправленный счет-фактура, выставленный покупателю, в книге продаж не зарегистрирован и, соответственно, сведения этого счета-фактуры в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость не включены, то у покупателя оснований для применения вычетов по налогу не имеется».

@ProfAudit
источник
2019 May 30
Чёрная бухгалтерия
Как обратиться к омбудсмену при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

Если кто не знал, в нашей стране есть уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей – бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он призван защищать интересы бизнеса. Помогать в суде, приостанавливать нормативные акты и действия чиновников. В основном он работает с обращениями предпринимателей, чьи права так или иначе ущемлены. Жалоба может быть индивидуальная или коллективная. Заявителем может выступать как сам пострадавший бизнесмен, так и его представитель.

Обращение можно подать на приеме у бизнес-омбудсмена или в электронном виде на почту: priem@ombudsmanbiz.ru. Форму жалобы вы можете найти в сети.

Чтобы правильно заполнить жалобу, понадобится: паспорт; свидетельство ФНС о постановке на учет ИП или организации; ИНН; наименование органа власти и (или) ФИО должностного лица, которые нарушили ваши права; ответы органов исполнительной власти, решения, письма, которые привели к нарушению ваших прав; решение суда, если вы использовали судебное обжалование.
На бланке жалобы семь разделов, все надо заполнить. Это: информация о пострадавшем; информация о заявителе; статус заявителя; информация о нарушении; меры по обжалованию; текст жалобы; список прилагаемых документов. Обязательные поля помечены *.
Приложите копии подтверждающих документов. Именно копии, потому, что документы не вернут. На свое усмотрение вы можете представить любые дополнительные документы, а также аудио- и видеозаписи. Если жалоба содержит неполные сведения, ее отложат или не рассмотрят вообще.

Заполняйте поля максимально подробно и понятно. Саму жалобу можете изложить в произвольной форме. Но обязательно укажите: суть нарушения; почему вы не согласны с решением органа власти. Перечислите основания.

Решение, рассматривать ваше обращение или нет, принимается в течение 10 дней. Потом предпринимателю в течение трех дней отправляют уведомление. Уведомление гласит, что жалобу: либо приняли, либо не будут рассматривать, приобщат к ранее поступившей жалобе, приняли, но надо представить дополнительные документы, или направили в другие органы.

После рассмотрения жалобы, омбудсмен либо разъясняет бизнесмену вопросы, которые касаются его прав и интересов, либо направляет органу власти, который нарушил права бизнесмена заключение, в котором указывает меры по восстановлению прав бизнесмена. Также он может обратиться в суд с заявлением о признании недействительными правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов власти или с иском о защите прав бизнесмена. Может обжаловать вступившие в силу судебные акты арбитражных судов, направить в органы власти обращение о том, чтобы привлечь лиц, нарушивших права предпринимателя, к ответственности или передает жалобу в те органы власти, которые компетентны в вопросе, указанном в обращении.

@ProfAudit
источник
2019 May 31
Чёрная бухгалтерия
Можно ли получить займ от нерезидента наличными?

Если клиент банка, нерезидент, снимает с банковского счета наличные денежные средства в сумме более 600 тыс. руб. для выдачи процентного займа российской организации, то банк обязан направить в Росфинмониторинг сообщение.

Такая операция не соответствует требованиям валютного законодательства. Если нерезидент предоставляет займ резиденту, юридическому лицу, то это должно быть только в безналичной форме. И не важно, является нерезидент юридическим или физическим лицом.  

Операция имеет признаки необычных сделок, (коды вида признаков 1101, 1109, 1113 и 1420), имеет запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидной законной цели, и банк будет должен применить комплекс мер, установленных правилами внутреннего контроля. А также зафиксировать и представить в Росфинмониторинг сведения. Скорее всего, в выполнении такой операции будет отказано.

Заемные денежные средства передаются заимодавцем заемщику в собственность с обязательством последнего вернуть по истечении установленного договором срока такую же сумму денег. Следовательно, согласно ст. 1 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", предоставление нерезидентом резиденту займа в валюте Российской Федерации является валютной операцией.

Согласно ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами только через банковские счета, открытые в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, а также переводами электронных денежных средств. Есть несколько исключений из общего правила, предусматривающих возможность осуществления операций между резидентами и нерезидентами наличными деньгами, но предоставление займа к таким ним не относится. Таким образом, согласно требованиям ст. 14 Закона о валютном регулировании нерезидент не вправе совершить валютную операцию (предоставить заем российской организации) в валюте РФ в наличной форме. Банк такую операцию провести не вправе.

Заметим, что законодательством установлен общий запрет на наличный расчет между юрлицами сверх определенного предела. Согласно ст. 82.3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ, Банк России устанавливает правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У, установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическим лицами в размере, не превышающем 100 000 руб. либо суммы в иностранной валюте, эквивалентной вышеуказанной по официальному курсу ЦБ РФ на дату проведения.

@ProfAudit
источник
2019 June 01
Чёрная бухгалтерия
Что такое налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг – это новый вид  налогового контроля. Появился он 1 января 2015 года согласно ст. 1, 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ.

Суть налогового мониторинга в том, что компания добровольно и в режиме реального времени, предоставляет налоговикам полный доступ ко всем первичным документам, а также налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета и прочей информации. Это позволяет инспекторам контролировать правильность расчета налогов без проверок. Как выездных, так и камеральных. К тому же компания может оперативно исправлять ошибки и недочёты, о которых узнаёт, получая рекомендации от ФНС.

Но ввести налоговый мониторинг могут не все, а только крупные компании с большими объемами налоговых платежей (ст. 105.26 НК РФ). Ограничения следующие:

Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 300 млн. руб.
Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.
Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

Налоговый мониторинг – дело добровольное, но и не для всех желающих. Если компания решила его ввести, нужно подать в ФНС заявление о проведении налогового контроля.
Основанием для проведения налогового мониторинга будет положительное решение инспекции на поданное заявление.
Если компания уже охвачена налоговым мониторингом, соответствие установленным критериям нужно подтверждать лишь через 2 года после перехода (ст. 105.26 и 105.27 НК РФ).

@ProfAudit
источник
2019 June 02
Чёрная бухгалтерия
Воскресный пост

Прапрадедушка современной бухгалтерии «жил» во времена неандертальцев.
Древние люди уже тогда вели счет событиям, животным, дням, делая зарубки на скалах, костях, дереве, а позже – делая узелки на веревках. А уже в Месопотамии и Древнем Египте для этих целей использовался папирус, глиняные таблички и бумага.

Первым официальным бухгалтером в мире является Христофор Штехер (XV век).
Он работал делопроизводителем в Инсбрукской счетной палате, а после был назначен бухгалтером. К слову, бухгалтеры плодотворно работали и до 15 века, просто назывались иначе – писцами.

Ставка налога на доход была известна… еще в Библии!
В Пятикнижии Моисея сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу».

Международный день бухгалтера отмечается 10 ноября.
Эта дата выбрана не случайно. 10 ноября 1494 года Лука Пачоли издал книгу собственного сочинения, одна из глав которой была посвящена бухгалтерскому учету. Книга Пачоли оставалась настольной у «продвинутых» счетоводов на протяжении 4 веков!

А в Беларуси хотели привязать праздник ко Дню принятия закона о бухгалтерском учете и отчетности —  18 октября, но есть ещё и День экономиста — 30 июня, установленный Указом Президента — в общем, дат празднования предостаточно!

Кстати, Пачоли считается автором «двойной» бухгалтерии.
Правда, в XV веке понятие «двойная» бухгалтерия имело несколько иное значение. Дело  в том, что сборщики податей ходили по домам по двое – по замыслу власть имущих, так было меньше искушения украсть что-то из собранного. Каждый из сборщиков контролировал другого и вел собственную бухгалтерскую книгу. В итоге книг выходило две. Вот отсюда и пошла «двойная» бухгалтерия.

В Средневековье бухгалтеры пользовались только римскими цифрами.
Они были убеждены, что римские «галочки и палочки» сложнее подделать, чем их арабских собратьев.

Современная бухгалтерия имеет женское лицо.
Согласно статистике, в бухгалтерской сфере работают 80% женщин и 20% мужчин.

@ProfAudit
источник
2019 June 03
Чёрная бухгалтерия
От подписчика

Пришло требование явиться на комиссию в налоговую. Дело в том, что с нового года установили он-лайн кассу. Всё по закону, подключили как надо. Как выяснилось проблема в том, что мы не платим взносы за официальных работников. Работники у нас есть, но официально не оформлены. Просто потому что, во-первых, мы ещё не определились, кого будем оформлять, а во-вторых, сами работники оформляться не хотят. Бухгалтер, соответственно сдала нулевой 6НДФЛ за первый квартал. И вызвали именно из-за этого. Основной довод инспекторов – кто пробивает чеки на кассе? Как мы узнали, наш случай не единичный, вызывают по таким случаям всех. Получается, что они чеки видят, а взносы за кассиров нет, вот и вызывают.

Также оказалось, что в наших чеках отсутствует обязательный по закону реквизит, а именно фамилия кассира. Так произошло потому, что когда мы купили кассу и сразу настроили её, мы не знали, кто будет за ней работать. Мастер из компании по настройке забил стандартное «Кассир №1». Рассказали всё как есть, признали свою вину и пообещали всё исправить. За одно это нарушение на первый раз нам выписали нам выписали предупреждение. Потом, если повторится, будет штраф в размере 5 000 рублей (ст. 14.5 КоАП).

Как сказали инспектора, вскоре они будут проверять фамилию кассира в чеке и отчёт 6НДФЛ, и будут отслеживать, платит ли компания по нему взносы. Если нет, то тоже будут вызывать на комиссии.

По итогу комиссии нам выписали штраф за несдачу сведений по неоформленному работнику. И обязали пересдать все отчёты за первый квартал. А также доначислили взносы и пени на 1 сотрудника.

Договор ГПХ не спасёт, по нему тоже нужно начислять взносы. Как мы выяснили позже можно было попробовать оправдаться тем, что кассир был сотрудником аутсорсинговой компании по предоставлению персонала. Нужно только найти такую компанию и заключить с ними договор.  

@ProfAudit
источник
2019 June 04
Чёрная бухгалтерия
Как проверить контрагента на долги

Состояние расчётов с бюджетом по сторонним организациям получить в налоговой не удастся. Такие справки выдают только по себе. При этом ФНС требует, чтобы компании проверяли своих контрагентов. Какие выходы?

Если ваш контрагент нормальный, попросите такую сверку у него, а также справку от отсутствии задолженности перед бюджетом. Если контракт серьёзный, лучше просить оригиналы с синей печатью ФНС. Кроме этого, можно спросить и бухгалтерскую отчётность с расшифровками за прошлый год.

Есть вариант посмотреть, не заблокирован ли счёт у вашего контрагента. Сейчас это делают быстро. Проверить можно на сайте ФНС https://service.nalog.ru/bi.do

Недавно налоговая презентовала ещё один сервис для проверки «Прозрачный бизнес». Там правда информации немного, но полезен он может оказаться. Вот ссылка: https://pb.nalog.ru/ Похожий сервис есть на Клерке по ссылке https://www.klerk.ru/tools/opendata/. В разы удобнее, чем у налоговой. По ИНН выдаёт информацию по: среднесписочной численности работников организаций, специальных налоговых режимах, доходах и расходах организаций на основании данных последней отчетности, суммах уплаченных налогов, сборов и взносов. А также данные о суммах задолженности по пеням и штрафам, информацию о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, нахождение компании в реестре МСП.

Кроме всего этого, неплохо ещё проверить организацию на наличие судебных производств и поданных исков против контрагента. Сведения из картотеки арбитражных дел официально открытая информация. Смотреть тут: http://kad.arbitr.ru/. Также работает по ИНН. Если были процессы в арбитражном суде, вы их увидите. Более того, сможете провалиться в каждый и проследить историю его движения, ознакомиться с составом истцов, ответчиков и даже с суммой искового заявления.

Не забудьте проверить контрагента также на наличие исполнительных производств. База данных Федеральной службы судебных приставов существует уже давно. Проверить, кстати, можно не только компанию, но и физическое лицо. Располагается по ссылке https://fssprus.ru/.

@ProfAudit
источник
2019 June 05
Чёрная бухгалтерия
Как списать безнадежную дебиторскую задолженность

Компания имеет право признать дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности безнадежным долгом. При этом необходимости проведения каких-либо действий по взысканию нет (ст. 266 НК РФ).

Согласно ст. 200 ГК РФ срок исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является ответчиком по иску о защите этого права. В соответствии с этим, общий срок исковой давности составляет три года.

Если рассматривать с точки зрения расчёта налога на прибыль, то безнадежные долги это убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде, которые включаются в состав внереализационных расходов компании (ст. 265 НК РФ).

Подтвердить факт дебиторской задолженности, могут любые первичные документы о совершении хозяйственной операции, по которой возник долг. Это накладные, акты выполненных работ, платежные документы и т.п. Чтобы подтвердить, что задолженность не погашена, необходимо иметь акты инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного периода. А также нужен приказ директора о списании задолженности как безнадежного долга (ст. 313 НК РФ).

Чтобы признать задолженность безнадёжной, самого факта окончания исковой давности вполне достаточно. И для того, чтобы отнести её к внереализационным расходам от компании ничего более не требуется. Это подтверждается и судебной практикой.

Кстати, обратиться в суд можно и после истечения срока исковой давности, но заявление должника о применении исковой давности, будет служить основанием для отказа в иске.
Но признать в расходах можно задолженность, срок исковой давности по которой истек в прошлых, более ранних отчетных периодах.

Также задолженность признаётся безнадёжной в случае, когда организация дебитор прекратила деятельность или невозможность взыскания дебиторской задолженности подтверждена постановлением судебного пристава об окончании исполнительного производства по причине невозможности установить место нахождения должника, его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, либо имущество отсутствует.

@ProfAudit
источник
2019 June 06
Чёрная бухгалтерия
Если заработал на биткойне, нужно уплатить НДФЛ

Думаю, не нужно объяснять, что такое биткоин. Биткойн (Bitcoin) — платёжная система, криптовалюта и одноимённый протокол передачи данных. Для работы и защиты системы используются криптографические методы. Вся информация о транзакциях между адресами системы доступна в открытом виде.

Одна из главных особенностей системы — полная децентрализация: нет центрального администратора или какого-либо его аналога.

Платёж между двумя сторонами происходит без посредников и необратим — нет механизма отмены подтверждённой операции (даже если платёж был отправлен на ошибочный или несуществующий адрес, или когда транзакция была подписана закрытым ключом, который стал известен другим лицам). Средства никто не может заблокировать (арестовать), даже временно, за исключением владельца закрытого ключа (или лица, которому он стал известен). Но предусмотренная технология мультиподписи позволяет привлечь третью сторону (арбитра) и реализовать «обратимые транзакции». При помощи специального языка сценариев есть возможность реализовать и другие варианты умных контрактов.
Касательно этого Минфин издал письмо Об НДФЛ в отношении доходов от операций по покупке и продаже биткойнов (Письмо Минфина России от 29.03.2018 N 03-04-05/20048) и дал такие пояснения.

Особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с биткойнами главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не установлен.
Вместе с тем согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Выходит, что НДФЛ нужно будет уплатить с выгоды, которую можно выразить в рублевом эквиваленте и ощутить ее реально в своем кошельке. Посчитайте сами и уплатите.

@ProfAudit
источник