Size: a a a

Чёрная бухгалтерия

2019 April 06
Чёрная бухгалтерия
Как не попасть под статью, если вы бухгалтер.

Последнее время всё больше случаев, когда налоговики и полиция инкриминируют компаниям обналичивание и уход от налогов. Это уже обычная практика. Дела возбуждаются по ст. 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления». Часто к этому добавляют мошенничество и иногда незаконное получение кредита.

Если зафиксирован путь движения денежных средств: фирма — банк — наличные — фирма/физлицо, то доказать факт обналичивания не представляет труда. Ответственным за ведение учета денежных средств в компании всегда является главбух. Вызывают его на допрос в таких случаях в обязательном порядке. В начале обычно в качестве свидетеля.
Как бухгалтеру не стать обвиняемым по такому делу?

Есть несколько моментов и следующие варианты построения линии защиты.

1. Главбух, как лицо подчинённое, действовал строго по приказу руководителя, а документов, обосновывающих перечисление денежных средств, не было. Правда, для подкрепления данного факта необходимо наличие письменного указания. На слово в данном случае не верят. Главное, чтобы директор не стал валить всё на бухгалтера.

2. Документы, послужившие основанием для платежа, представлены в полном объеме и в них все в порядке. Детально изучать контрагента на предмет наличия в нем признаков фирмы-однодневки бухгалтер не обязан. Хорошо бы иметь тщательно составленный трудовой договор, где детально расписаны должностные обязанности и полномочия бухгалтера.

3. На предприятии установлена система «банк-клиент» и доступ к ней помимо главбуха имеют другое лица: генеральный, финансовый директор, которые и перечислили деньги. В данном случае потребуется получение сведений, подтверждающих реальную невозможность осуществления операции бухгалтером. Допустим, в момент отправки платежных документов он находился на недосягаемом расстоянии от компьютера. Если же в момент осуществления операции он был в офисе, специалисты по криптозащите должны предоставить сведения о том, с использованием какого конкретного ключа осуществлялась операция.

@ProfAudit
источник
2019 April 07
Чёрная бухгалтерия
Воскресный пост

Крупная компания. Бухгалтерия. Время - 18.00, все сотрудники сидят, трудятся. Одна из сотрудниц выключает компьютер, одевает куртку, берет портфель и уходит. Все провожают её неодобрительным взглядом. Следующий день. В 18.00 та же сотрудница выключает компьютер, одевает куртку, берет портфель и уходит. Все продолжают работать и начинают недовольно шептаться.. Следующий день. В 18.00 снова та же сотрудница выключает компьютер, одевает куртку, берет портфель и тут к ней подлетает коллега. - Наташа, как тебе не стыдно, мы сидим работаем, конец квартала, столько отчетов, нам тоже хочется вовремя домой а ты такая единоличница... -  Девчата, да я вообще в ОТПУСКЕ!!!
*
- Ты знаешь, оказывается, если поймать курицу, направить ее взгляд на землю и провести прямую линию перед ее глазами, курица впадает в мистический транс, продолжительность которого зависит от персональной восприимчивости конкретного курицеинвидуума (от 15 секунд до 30 минут).
- Пойду, схожу в бухгалтерию, развлекусь.                                                                                                              - Как?
- Я знаю, чтобы ввести в мистический транс курицу из бухгалтерии, достаточно поменять местами ярлыки на ее рабочем столе.
*
Идет задумчивый директор компании по улице, навстречу ему бомж:
— Дайте 100 рублей!
— А зачем вам?
— Куплю водки, выпью и буду под забором валяться.
Директор молча достает телефон:
— Алло, отдел кадров? Увольняйте главбуха, я честного человека нашел!
*
Приходит бухгалтер к врачу с жалобой на бессонницу. Врач:
— А вы попробуйте считать овец.
— Да я уже пробовал несколько раз, только я все время при этом делаю ошибку, и мне потом приходится 3 часа ее искать!
*
— Вадик, похоже, в нашей конторе грядут серьезные перемены.
— С чего ты это взял?
— Сегодня мониторил истории поисковых запросов сотрудников… Так вот, наш главный бухгалтер искал "Уголовный кодекс РФ", "экономические преступления", "как прикрыться приказом директора" и "билеты в Тайланд".


@ProfAudit
источник
2019 April 08
Чёрная бухгалтерия
Если нет первичных документов

Что делать, если их нет, и что будет, если их не предоставить контрагенту.

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (П. 1 ст. 9 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).  «Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок» (тут же).

Факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают влияние на финансовое положение экономического субъекта, результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Ответственность есть дисциплинарная и уголовная. Рассмотрим возможные последствия.

1. Если такие санкции прописаны в договоре, за не предоставление документов можно попасть на штраф. Сейчас это очень распространённая практика, и не зря.

2. Если контрагент потерпит убытки потому, что вы не предоставили первичные документы, очень вероятно возложение этих убытков на вас. Главным условием взыскания убытков будет, разумеется, договор, поэтому грамотное составление его не последнее дело.

3. Если вам не предоставили первичный документ, где подтверждено, что вы выполнили обязательства, в большинстве случаев, оплаты вы не получите. Никакой договор не поможет.
В редких случаях, в основном при договоре подряда, можно использовать косвенные доказательства. Например, проведение экспертизы по определению факта и качества выполнения работ. Но это стоит денег и часто суды просто указывают на необходимость документирования участниками фактов своей хозяйственной жизни и отказывают в удовлетворении требований о взыскании на основании косвенных доказательств.

4. Отсутствие первичных документов или противоречие их другим документам может повлечь сомнение ФНС в реальности ваших отношений с контрагентом. Налоговики легко могут признать сделку мнимой или притворной. А это может привести к негативным налоговым последствиям.

Сейчас можно включить в договор пункт, который будет гласить, что если вам не предоставили мотивированный отказ в разумное время, то акт считается подписанным, а услуги оказанными. Если вы исполнитель, включайте такой пункт в договор, а если заказчик, то не стоит.

Такие формулировки реально «работают», и если дойдёт до суда, там будут признавать отсутствие мотивированного отказа свидетельством того, что работы выполнены. Если конечно не будет веских доказательств обратного. Простое наличие в договоре срока на предоставление мотивированного отказа подписывать акт уже будет в помощь в споре.

@ProfAudit
источник
2019 April 09
Чёрная бухгалтерия
Если вас вызвали в налоговую по поводу низких зарплат

Уведомление о вызове приходит по почте или через ТКС (каналы электронной отчётности). Обычно там всё указано: ваши реквизиты, дата и причина вызова, а также документы, которые надо подготовить.

Средняя зп по отрасли - общедоступная информация, по коду ОКВЭД (классификатору видов деятельности) её можно легко посмотреть на официальном сайте Росстата и не только. Среднюю зарплату в вашей компании ФНС высчитывает через ваши справки 2НДФЛ по формуле:  
общий доход, выплаченный персоналу за год / численность сотрудников / 12 месяцев.

После чего ФНС анализирует это с данными Росстата и делает выводы.

Налоговики знают, что бизнес скрывает часть зарплаты сотрудников, чтобы сэкономить на взносах. И поэтому в регионах были созданы специальные комиссии (письмо ФНС РФ от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490 «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам»). Эти комиссии анализируют зарплаты ниже средних по отрасли. Также они вызывают предпринимателей на беседу. Предполагается, что после бесед бизнес повысит зарплаты и будет платить больше взносов.

По ст. 2 ТК РФ каждый работник имеет право на получение зарплаты в соответствии с установленным показателем МРОТ. МРОТ в 2019 году составляет 11 280 рублей по регионам, в крупных городах выше. Естественно, вы имеете право платить МРОТ. Но для налоговой это маркер зарплат в конвертах и вообще вашей фиктивности. Это всё - повод для вызова на разговор.

Ходить нужно. Бояться не нужно. По закону, вызовы – лишь рекомендательная беседа. И не будет никаких последствий, если вы немного подготовитесь.

Бывает, что средняя зп занижается из-за тех, кто на неполном рабочем дне, совместителей и декретчиц. Можно давить на это. Приготовьте пояснительную записку и штатное расписание с должностями, режимами работы и окладами, трудовые договоры, табели рабочего времени, сведения о больничных и отпусках сотрудников. Чем больше бумаг, тем лучше. Утверждайте, что бизнес развивается, закон не нарушается, кризис и т.п. Они конечно всё это слышали много раз, и будут смотреть на вас без интереса. Но если вы будете подтверждать свои слова бумагами – это очень хорошо скажется. Например, принесите документы по оплате рекламных услуг и продукции от поставщиков. Говорите, что сейчас пойдут продажи и оклады повысите. Расскажите о перспективах. Покажите сайт, клиентскую базу, отзывы. Пригласите к себе, пусть приходят и смотрят на довольных сотрудников.

По итогу, они вам всё равно настоятельно порекомендуют поднять оклады и могут даже попугать проверками, но если вы покажите свою готовность и подкованность в данных вопросах, задерживать не будут. Там тоже люди. Покажите им, что вы реально работаете.

@ProfAudit
источник
2019 April 10
Чёрная бухгалтерия
Рост налогов стимулирует экономику!

Не верите? Читайте высказывания главы МинФина.

Далее цитата: «Повышение налоговой нагрузки начнет оказывать положительное влияние на экономический рост во втором полугодии». Об этом глава Минфина Антон Силуанов заявил во вторник, выступая на Апрельских чтениях в ВШЭ.

Министр утверждает, что деньги, полученные от повышения НДС, поступят в экономику в виде инвестиций и национальных проектов.

Это не шутка, вот ссылка:
https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/siluanov-povyshenie-nalogov-uskorit-ekonomiku-v-blizhayshie-mesyacy-1028095346

Только результат мы должны увидеть не раньше середины года.

Вот  странно, а во всех учебниках почему-то пишут, что снижение налогов стимулирует экономику, потому как облегчает работу бизнеса. Если все деньги уходят на налоги, за счёт чего развивать бизнес, который является основой экономики??

Давайте ещё тогда НДС повысим, до 50%, экономика вообще взлетит!

И ещё. К ускорению экономического роста, по словам Силуанова, должны подключиться правоохранительные органы. Они будут «участвовать непосредственно в реализации общенациональных целей и задач, поставленных президентом, и создавать необходимые условия, комфорт работы наших предпринимателей», заявил глава Минфина.

Он вообще думает, что говорит?)))

@ProfAudit
источник
2019 April 11
Чёрная бухгалтерия
Я – юрист и ничто не доставляет мне большего удовольствия, чем послать нах налоговую в рамках правового поля. Конечно, кроме денег за выигранный процесс.

Поэтому моим любимым занятием всегда были налоговые споры в арбитражном суде.
В 90% случаев претензии налоговиков связаны с обналичиваем денежных средств и занижением налогооблагаемой базы через фирмы-однодневки.

Нашим юристам оформлялись доверенности на представление интересов в суде однодневок и компании клиента. Клиент подаёт иски против всех однодневок с требованием признать все заключенные с ними сделки недействительными. Основной упор делался на то, чтобы суд отказал в иске и признал сделки законными, в таком случае налоговая не сможет обвинить клиента в отмывании доходов и неправильном начислении налогов. Если же однодневки проигрывали суд - налоговая не сможет обвинить клиента в отмывании денег, ведь последствием признания сделки недействительной выступает односторонняя реституция (возврат всего полученного по сделке).

В судебном споре с налоговой в ход шли решения судов о признании законности сделок между однодневками и клиентом. Данные решения принимались как юридический факт и не могли быть предметом рассмотрения другого суда той же инстанции.

90% претензий налоговиков состояли только от подобных сделок с однодневками и подобный исход был для них поражением. В подобных спорах, конечно, было много нюансов, но всю суть я попытался вам передать. Наши квалифицированные юристы были намного сильнее юристов налоговой, которые проводят в день несколько судебных споров и работают за 20 тысяч рублей.

Однажды всё же мы потеряли хорошего клиента из-за проигрыша в арбитраже. Дело было на 80% "нашим", но с Дальнего Востока прилетела молодая девушка юрист и выиграла дело. Через определенное время мне удалось уговорить её на переезд в Москву и трудоустройство в нашу компанию.

@ProfAudit
источник
2019 April 12
Чёрная бухгалтерия
За счёт чего бизнес пытается уменьшить налоги. Методы по увеличению популярности.

Использование льготных режимов. Компании, делают вид, что они инновационные предприятия. Соответственно имеют всякие послабления и право не платить НДС. В реальности всё как обычно, никто над инновациями не трудится, ничего интересного не происходит. Например, производственные или бухгалтерские компании могут добавлять себе разработку ПО. Проверить тяжело, но если узнают, то НДС могут насчитать. А также штрафы и пени. В случае проверки будут искать производство, и оценивать инновационность, готовьтесь.

Перевод работников в статус ИП на упрощёнке.  Формально вы ничего не нарушаете. Метод не черный. Если всё грамотно сделать и подготовить все документы, проблем быть не должно. Доказывать, что человек не ИП, если он ИП, налоговая не будет. Понятия номинальный ИП у нас пока нет, и быть не может.

Так называемое дробление бизнеса. Одна крупная компания делится на несколько мелких и совсем мелких ООО и ИП. Режимы налогообложения ставятся УСН и ЕНВД. Сейчас налоговики научились вычислять такие схемы через одинаковые адреса, руководителей и одинаковые IP-адреса, с которых сдаётся отчётность. Поэтому, если практикуете, позаботьтесь о хотя бы разных помещениях для отпочковавшихся организаций.

Самый частый способ на сегодня - фиктивные поставки. В обычные для своей деятельности операции, например поставки товаров, фирма для уменьшения базы исчисления налогов включает некое промежуточное звено. Компания якобы заказывает товар у этого посредника, который завышает цены, уменьшая тем самым сумму своей прибыли иногда в разы. Эти мифические траты идут в расходы.

Главное тут реально создать все необходимые документы и сделать так, что связь с посредником не прослеживалась. Но если налоговая что-то заподозрит и будет проверять, то смотреть будут не только документы, но и действительную возможность совершения сделки. Искать будут любые доказательства фиктивности. Будьте готовы к вопросам типа: Как вы нашли этого поставщика, где происходили встречи, на чём они приехали, покажите переписку и дайте контакты. Если суммы фигурируют большие, то могут даже запросить видео с камер как ваших, так и уличных у ГИБДД. Заранее придумайте легенду экономической обоснованности данной сделки. Если всё-таки придут к выводу о фиктивности, точно доначислят налогов и штрафов.

@ProfAudit
источник
2019 April 13
Чёрная бухгалтерия
Несколько советов при оптимизации налогов

1. Старайтесь не работать с явными однодневками. Думаю, их признаки вы знаете, но налоговики определяют так: компании, которые создаются без цели ведения предпринимательской деятельности и не обладают фактической самостоятельностью. ФНС сейчас обязывает всех проверять партнёров и даже приводят 12 признаков для оценки контрагентов. Такие как убыточность, миграция между налоговыми, нет зарплаты и т.д.
Если будут проверять ваших контрагентов и никого не найдут, а по их юрадресам этих компаний тоже не окажется, подозрения у налоговой возникнут сразу. Или если у транспортной компании нет ни одного автомобиля в парке, как и сотрудников с окладами – готовьтесь к вопросам.

2. Сохраняйте переписки, а лучше пишите важные переговоры. В случае проверки очень пригодится. Разумеется, вы могли общаться только по телефону или лично, но при наличии доказательств защищаться будет проще. Послужат любые факты вашего общения. Особенно важно, если ваш подрядчик из другого города. Хорошо показать, откуда вы узнали об этом подрядчике вообще, который ещё и находится от вас за 1000 км. Также фиктивность сделки будет доказывать и то, что ваши сотрудники не слышали ничего о таком контрагенте. Опять же, это не доказательство, но на подозрения наводит. Выясняют простым допросом.

3. Не выводите деньги банально. Самый простой и известный способ – создать цепочку из фиктивных сделок, на конце которой ИП. ИП-шник может выводить деньги, заплаченные за эти несуществующие услуги, в личное пользование. Нал, сами понимаете, возвращаются в самое начало цепочки. Часто этот ИП-шник может перевести деньги с карты на карту владельца первой ООО. Раньше такое могло прокатить, сейчас – нет, это откровенное доказательство схемы. В общем, если вы платите контрагенту, а тот на следующий день перекидывает на ип – это подозрительно. Даже, если он кристально честен, спрашивать будут вас. Вот почему ещё важно иметь доказательство реальности сделки.

4. Собирайте то, что может подтвердить сделку. Просто так. Учитывайте мелочи. Например, по договору оказания услуг перевозчик должен был доставить груз из А в Б. Оцените, насколько реальна такая перевозка в принципе. ФНС легко делает запросы в ГИБДД и могут выяснить, что машины, которые должны были перевозить груз, находились в точке В, за 500 км. Может быть на перевозку нужно разрешение от Ространснадзора. Уведомите партнёров, чтобы ваши показания сходились, это важно особенно, если поставка фиктивная. Если груз должны были сопровождать охранники, договоритесь с охранной фирмой. Смотрите, чтобы машины реально находились в собственности их владельцев на дату перевозки, а не под арестом или на штрафстоянках. Хорошо бы иметь несколько человек, которые аргументированно скажут, что они были водителями и везли груз. Но тут всё уже опасно, любая мелочь – подозрение на вас.

@ProfAudit
источник
2019 April 14
Чёрная бухгалтерия
Воскресный пост

Уважаемая Оксана Ивановна, потерявшая свой паспорт в районе ул. Горького. От всей души поздравляем Вас с назначением на должность Генерального Директора и Главного Бухгалтера с правом подписи в 43 компаниях!
*
Бухгалтер возвращается с семьей из отпуска на курорте.
В аэропорту в зоне пограничного контроля, пограничник:
- Откуда прибыли?
- Откуда прибыли!!?? Да какие, б%, прибыли?! Одни убытки!
*
Бухгалтерши отличаются от остальных женщин тем, что у них кроме месячных есть ещё квартальные, годовые и полугодовые.
*
У хорошего бухгалтера не сойтись может только юбка.
*
- У тебя есть какой-нибудь толковый знакомый бухгалтер?
- Есть. Но он еще пока сидит.
*
Фирма ищет нового бухгалтера, и старого тоже!
*
В аду существует специальное место для бухгалтеров, которые присылают реквизиты в электронном виде картинкой.
*
Умирает бухгалтер. Его, как положено, встречает святой Петр:
- Ну, куда хочешь, в бухгалтерский рай или в ад.
- А вы мне и то, и другое сначала покажите, - просит бухгалтер. Петр показывает ему ад. Тесная комнатка, набитая бухгалтерами; глаза красные, руки дрожат, кофе не лезет, кругом груды бумаг – через час надо сдавать отчет, а еще ничего не готово.
Бухгалтер тихонько прикрывает дверь. Знаем-знаем, накушались вволю.
Ему показывают рай. В точности та же картина: тесная комнатенка, замученные люди, программа сбоит... В общем, отчет надо сдать через полчаса, а еще конь не валялся.
Бухгалтер шарахается от рая в ад и спрашивает у святого Петра:
- А разница-то в чем?!
- А разница, - отвечает святой Петр, в том, что эти, в раю, успеют.
*
После прихода советской власти организовали в одном из аулов Средней  Азии колхоз. Выбрали председателя, а бухгалтером никого назначить некого. Ну и взяли одного узбека, самого смышленого, отправили в Москву, на бухгалтерские курсы.
Вернулся он в родной аул и стал себе работать. Завел в начале года две бухгалтерские книги. Первую назвал ”ПРИШЛА” - и аккуратненько туда записывал все документы на приход. Вторую назвал  ”УШЛА”, и таким же образом записывал туда все операции по расходу. И себе спокойно так работал целый год. Но вот год закончился - нужно баланс делать. Сел и начал составлять. Долго мучился, но не идет у него баланс, ничего не получается, не сходится дебет с кредитом. Тогда этот узбек-бухгалтер задумался, думал целый день, вспоминал чему на курсах учили.... Взял да и завел ТРЕТЬЮ книгу - и назвал ее ”УШЛА И БОЛЬШЕ НЕ ПРИШЛА”!
                                                         
@ProfAudit
источник
2019 April 15
Чёрная бухгалтерия
источник
Чёрная бухгалтерия
Продолжу тему, как обезопасить себя в случае проверки.

Если вы оформляете фиктивные документы, например, на перевозку товара, который в реальности лежит на складе, вписывайте подходящий транспорт. А то некоторые менеджеры, был реальный случай, для перевозки якобы мазута использовали обычные камазы. В общем, просто предъявить бумаги мало, нужно, чтобы они были адекватные. Готовьтесь, что если пришли, копать будут глубоко, просто так им уходить не захочется.

Запрашиваются обычно все документы по максимуму. Начинают с выписок банка и учредительных документов. Потом идут по персоналу: штатное расписание, приказы, должностные инструкции, ведомости, авансовые отчёты, командировочные, больничные и т.п. Если кто-то устроен неофициально или на ¼ ставки, а работает весь день – поймут. Далее начинают шерстить контрагентов: договора, акты, всю первичку, доверенности, документы склада. Лицензии и сертификаты, если есть.

После запроса документов начинаются допросы и вызовы ваших сотрудников и директоров компаний-контрагентов. Если кого не найдут – будут спрашивать вас. Проводят даже встречные допросы. И под конец осматривают все ваши площади: склады, офисы, площадки, что есть. Если используются основные средства – готовьте бумаги на них.

В процессе проверки оправдания уже не действуют. Если будете валить на должностных лиц, на бухгалтера, например, это тоже не поможет. В уходе от налогов виновны будете всё равно.

Если не можете ответить на вопросы – сразу под подозрение. Поэтому подготовьтесь заранее. Хотя бы расскажите алгоритм, как проверяли контрагентов, запрашивали учредительные, паспорт директора, ЕГРЮЛ и т.д. Если сможете предъявить переписку - отлично.

Спрашивать будут даже, где встречались и как друг друга нашли. Покажите объявление, по которому звонили и т.д. Если кто-то посоветовал – предупредите его, т.к. ему позвонят и проверят.

Контрагент должен быть реальный, и ему следует подтвердить ваши показания. Кроме того, предъявить возможности для осуществления услуги. Кстати, тут подойдут договора с субподрядчиками. Но они тоже должны быть. И квалификация работников субподрядчика должна также соответствовать выполняемым работам.

В общем, сохраняйте бдительность и идите на контакт. Налоговики тоже люди, и если сможете убедительно доказать, что сделка была выгодна или необходима для компании, это подействует.

@ProfAudit
источник
2019 April 16
Чёрная бухгалтерия
История из Краснодарского края.

Недавно там условно осудили очередного бухгалтера. Суд учёл смягчающие обстоятельства по максимуму.

Статья банальна: 160 УК РФ, присвоение/хищение вверенного имущества с использованием служебного положения в особо крупном размере.

Как работала хитрая бухгалтерша. Женщина много лет работала бухгалтером-фрилансером на удалёнке. Клиентов было много и были довольны. На момент совершения преступления мошенница вела более 10 юрлиц и несколько ИП.

Почти все директора доверяли ей ключи доступа в банк-клиент и право подписи. Женщина потихоньку начала создавать платёжные поручения на оплату фиктивных услуг между своими организациями. Сама же делала все акты и счета-фактуры. Документы подписывала за директоров и сама ставила печати. Таким образом, она также регулировала начисление налогов в компаниях, перекидывала НДС у тех, у кого его много, на тех, у кого возмещение.

Удобно быть главбухом в нескольких больших организациях. И так ей это понравилось, что как-то раз решила она начать деньги с расчётных счетов выводить. Некоторые переводы делались на ИП, с которыми она договаривалась о обналичивании за процент. Что-то было банально снято по чековым книжкам в кассе банка.

Работа шла более 3-х лет(!). Всего за это время бухгалтерша, как потом посчитала прокуратура, вывела и незаконно присвоила сумму порядка 18 миллионов рублей. Пострадавшими явились почти все её клиенты в большей или меньшей степени. Деньги выводились регулярно. Самое интересное, что все клиенты ни о чём не подозревали и были довольны работой бухгалтера. Даже рекомендовали её другим.

Куда уходили деньги до сих пор неизвестно, потому как ни квартир, ни машин в её собственности обнаружено не было. Есть версия, что наличка уходила на заграничные счета, но их также не нашли. Для возмещения убытков была продана вторая квартира, оставшаяся от отца.

Свою вину женщина признала, на сделку со следствием пошла. Приговором суда обвиняемая была осуждена на 2 года условно, как мать одиночка с иждивенцами.

@ProfAudit
источник
2019 April 18
Чёрная бухгалтерия
Из жизни ООО.

Есть компания. Занимается перепродажей комплектующих из Европы. Есть учредитель, который всё собственно и замутил с нуля ещё в далёкие 90-е. И есть его однокашник. Который является директором ООО и ещё и главбухом, так как квалификация экономиста позволяет. Мужики знакомы давно, вместе на рыбалки ездят, дружат семьями. Владелец, разумеется, помогает директору по-разному и всецело доверяет. Сам хозяин много времени проводит за границей, там у него партнёры и ещё один бизнес. Он лично обеспечивает контракты и занимается развитием.  Директор работает на месте, принимает текущие решения и ведёт бухучет. Все ровно. Компания прибыльная.

Периодически, правда, собственник может попросить какие-то данные, а директор скажет, что занят и предоставит через какое-то время. Если не забудет случайно. По выручке и затратам тоже. Суммы часто меняются, и расходы могут неожиданно вырасти. Управленческий учёт для внутренних нужд директор вёл в экселе и часто этот файл был недоступен или пропадал. Дружба дружбой, но решил хозяин в очередной приезд директора проверить. Пригласил аудитора знакомого и показал ему базу.

Аудитор принял данные, но вот работу свою выполнить не смог. Анализировать было нечего. Учёт в 1С не вёлся в принципе. Данные никуда не заносились. А отчёты в налоговую бухгалтер-директор рисовал тоже в экселе. Налоги во все бюджеты просто-напросто переплачивались. Да и файлик с управленческими данными, как потом выяснилось, к реальной жизни имел мало отношения. Ведомости на зп были ювелирно составлены так, что налог НДФЛ вычитался 2 раза. Куда шла разница, объяснять не нужно.

Восстановить учёт как положено не представлялось возможным. Владелец решил открыть новую компанию. С директором больше не друзья.

@ProfAudit
источник
2019 April 19
Чёрная бухгалтерия
Если нужно закрыть ООО

Есть следующие варианты.

Можно просто бросить. Есть мнение, что если фирма «нулёвка» и нет долгов и сотрудников можно бросить. Просто перестать сдавать отчёты и всё. Если ООО в течение года не сдает отчетность и нет движений по банку, ФНС может её исключить из ЕГРЮЛ. Только она этого делать не обязана. Процедура называется принудительная ликвидация. Какие риски. В 99% случаев мелкие задолженности перед бюджетом останутся. При ликвидации их спишут, но учредители и директор не смогут открыть новое ООО целых 3 года.  Также стать руководителем как частной или государственной организации. Задолженность вашей брошенной ООО может быть даже 1 копейка, но в список вы войдёте. К тому же есть поправка, которая говорит, что учредители и директор брошенной фирмы отвечают по его обязательствам в случае если ФНС найдёт за вами косячки.

Банкротство. Дорого и долго. Может тянуться несколько лет. Долги после ликвидации спишут. Если начать по собственной инициативе, процедура проще. Чтобы провести самостоятельно, нужно быть неплохим юристом, поэтому без помощи и затрат не обойтись. Очень много нюансов. Кредиторы могут обратиться в суд и попытаться привлечь вас как физлицо. Тут возможны разные варианты.

Можно продать. В сети много компаний, занимающимся этим недорого. Могут даже закрыть глаза на долги. Есть риск, что фирму могут зарегистрируют на подставных лиц и начнут обналичивать деньги. В любом случае вы станете фигурантом дела. А там как пойдёт. Но если грамотно по закону все оформить, то вариант хороший.

Есть вариант ликвидировать официально. Такая процедура гарантирует абсолютную чистоту перед законом, но снова долго и дорого: 4-6 месяцев и налоговая проверка. Если не дай Бог найдут недоплаченный рубль – затянется. Документы должны быть идеальны.

Нужно собрать ликвидационную комиссию, назначить ответственного за процедуру. Потом отправить в ФНС уведомление по форме Р15001, заверив его нотариально. После сообщение о ликвидации нужно разместите в журнале «Вестник государственной регистрации». Также оповестить всех кредиторов и выждать два месяца для предъявления возможных претензий. Затем готовится основной пакет документов: заявление по форме Р16001, ликвидационный баланс, квитанция об уплате госпошлины, документ в пенсионный фонд. Ждём ещё несколько месяцев. При малейшей неточности – откажут, и придётся переделывать и ждать снова.

@ProfAudit
источник
2019 April 20
Чёрная бухгалтерия
Бухгалтер, особенно главный, всегда в курсе всех дел  компании, которую ведёт и соответственно знает нечто, что знать совсем не нужно. Некоторые пытаются использовать эти знания себе на пользу. Закрепить себе место или повысить зп.

Был такой случай. Обычная торговая фирма, само собой «оптимизирует» налоги всеми возможными путями. Бухгалтер работает давно, вопросов к нему нет. Но однажды он решает уволиться и извещает руководство, что имеет большой пакет компромата: кто из контрагентов помойка, какие договора фейк, кто зашивает НДС, как работают сотрудники в реальности. За долгое-долгое время. Постарался заранее. И директора реально за всё это могут закрыть. Просит, чтобы не идти к налоговикам и в ОБЭП, нехилый откат за уход, так называемый золотой парашют. На переговоры человек не шёл.

Директор нанимает юриста. Тот, изучив материалы, объясняет следующее. Если фирма не уплатила налоги на сумму свыше 500 тысяч рублей, то проблемы, будут уже с Уголовным кодексом. Ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций».

Кроме серьёзных штрафов, ещё и срок лишения свободы до двух лет. Но имеется фраза из этой статьи: уклонение от налогов «путем непредставления налоговой декларации или иных документов... либо путем включения в налоговую декларацию... заведомо ложных сведений». А кто включил «заведомо ложные сведения»? Ответ - главный бухгалтер. Бухгалтер был оформлен именно как главный бухгалтер. И по закону о бухучете он ставил свою подпись на документах.

То есть легко можно попытаться свалить вину именно на главбуха.  Да, в УК есть статья 40, которая освобождает от уголовной ответственности, если преступление совершено по причине «физического или психического принуждения». Но здесь есть тонкость. Принуждение должно быть обязательно связано с опасностью, угрожающей личности и правам данного лица.

Директор физической расправой не угрожал, фактов подтвердить это нет. Доказать свою невиновность шанс есть.

В любом случае главный бухгалтер является соучастником преступления. И ему, так же как и генеральному директору, грозит привлечение к уголовной ответственности по части 2 статьи 199 Уголовного кодекса. Так, как с точки зрения следствия это преступление будет совершено «группой лиц по предварительному сговору». И наказание за него грозит лишением свободы на срок до шести лет.

После конструктивного разговора директора, юриста и бухгалтера, стороны договорились и разошлись миром.

@ProfAudit
источник
2019 April 21
Чёрная бухгалтерия
Как работать с самозанятыми?

Должно ли ООО, заключая договор с самозанятым на НПД, платить по нему взносы в ФФОМС и ПФР?

Для начала нужно составить договор. Обязательно это сделайте, иначе вы точно никому не докажете, что у вас с самозанятым были какие-то отношения. Да и нормы ГК РФ того требуют, ст. 161. Если в договоре будет прописано, что физическое лицо является плательщиком НПД (налога на проф доход), то компания не будет выступать в качестве налогового агента. Соответственно удерживать и перечислять взносы не нужно. ФНС России разъясняла это в письмах (см. письмо ФНС России от 20.02.2019 №20-14/026815@).
Собственно и всё. И если правильно составить договор, то вся работа получится, как и с любым другим контрагентом. Необходимо будет принять работы или товары и оплатить по счёту.

Но составить надо правильно. Для этого включаем в договор следующие формулировки.

1. Самое главное, чётко пропишите, что это договор с плательщиком НПД.
«Исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход»
Именно это и позволит организации уйти от роли налогового агента. Дальше уплата налогов ляжет на плечи исполнителя. Он сам должен будет внести необходимые данные в приложение «Мой налог»: № договора, дату и сумму.

2. Исполнитель обязан предоставить заказчику чеки на все выплаты по договору путем их направления на следующий адрес электронной почты в срок до
Как юридическое лицо может проверить, что самозанятый внёс данные в приложении и оплатил налог? Правильно никак, только если на руках будут чеки и желательно переписка с ним. Только фиксация сделок подтверждает его статус как плательщика НПД. И базируясь на данных, которые он сам же и вводит, рассчитывается налог, а также фиксируется факт отсутствия обязанности платить взносы. Приложение не печатает бумажные чеки, по НПД чеки имеют только электронную форму. Поэтому и необходимо отметить в договоре сроки отправки их вам на почту.

3. Последний важный момент. Пропишите обязанность исполнителя уведомить вас, если он свой статус плательщика НПД, а с ним и все преимущества, потеряет.
Статус самозанятого предполагает, что суммарный доход за год у лица не превысил отметку в 2,4 млн. рублей. После этого порога снова вернутся и НДФЛ в 13%, и все взносы в фонды.
Формулировка может быть такой: Исполнитель обязан сообщить заказчику об изменении своего статуса плательщика НПД.

В целом ничего сложного, но это нужно сделать, чтобы обезопасить себя от проблем с ФНС и недобропорядочных самозанятых.

@ProfAudit
источник
2019 April 22
Чёрная бухгалтерия
От подписчика

Столкнулся с неприятной ситуацией. Может, кому поможет.

Компания ООО, работаем давно, лет 10 уже. Была у нас бухгалтер, но потом уехала в другую страну. По объявлению нашли другую женщину. Впечатление произвела хорошее, в терминах разбирается, на вид приятная. Взяли. Проработала она у нас как главный бухгалтер причём, 9 мес. Или 3 квартала. Потом просто пропала. Телефоны отключены, по адресу прописки не проживает давно, концов не найти. Аванс при этом взяла за 2 месяца, типа по семейным обстоятельствам. Ну, думаем, ладно. Может реально случилось чего. Подключили знакомого буха, который у контрагента работает. Контрагент у нас просто документы попросил, а мы в такой ситуации. Вот их бух и вызвался помочь.

Выяснили ужасающую ситуацию. Наша беглянка не сдавала ни квартальную, ни полугодовую отчетность, не был уплачен налог на прибыль. НДС платился, но цифры были взяты непонятно откуда. Закрытие месяцев в 1С не делалось. Декларации по НДС и прибыли были составлены от балды. При этом помню, как она всё время бегала, выражая активную занятость и показывая, что у неё работы выше крыши. Какие-то документы распечатывала и на подпись давала. На все вопросы директора давала компетентные ответы. Короче впечатление производила ого-го.

Отчетность  по ТКС сдавалась, но вся она была рисованная. И сразу, как она ушла налоговая нам счёт заблочила. А чтобы разблокировать – нужно нормальную декларацию по НДС и прибыли сдать. И они будут меньше, чем те, что сдавались. Поэтому ещё и проверка, скорее всего, будет, как нам сказали. Позже выяснили, что все документы, в которых была её подпись и данные, она тоже забрала. Ситуация кошмар.

Новый бухгалтер уже неделю сидит, документацию ковыряет, акты сверок запрашивает, конца работе не видно. Переделывает всю отчётность и пересдаёт сразу. На требования отвечаем правду, вот, мол, бухгалтер попалась недобросовестная, ситуацию исправляем.

Подключили юриста, тоже работает в паре с бухгалтером. В итоге всё сделали, штрафов заплатили порядка 50 000 и с контрагентами со всеми всё решили. Документы делали три недели в совокупности. Базу бухгалтер поднял и дела передал. Ему тоже заплатили порядка 50 000. Сейчас заключаем договор по итогу с бухгалтерской фирмой на аутсорсе. Они точно не пропадут. Дела передали. Но за восстановление пришлось им тоже немного заплатить, чтобы всё идеально было. Ждём проверки, но уже не страшно.

Проверяйте своего бухгалтера хоть как-нибудь.

@ProfAudit
источник
2019 April 23
Чёрная бухгалтерия
От подписчика

Один раз очень поздно получили документы от контрагента. Подали корректировочную декларацию на прибыль. Налоговая прислала пени, грозят штрафом.

Была сделана реализация, а контрагент документы не подписал. Директор тогда обещал приехать лично и поставить подпись. Хотя реальная отгрузка была. Оплата тоже. И не то, что решили доход специально не отображать, а просто забыли про эту отгрузку. Но вот контрагент проснулся и просит документы, как и обещал директор лично приехал. Только через 4 месяца. Документы оформили. Продажа без НДС. Решили по правилам уточнёнку сдать за тот период, в котором реализация фактически была. Клиент расход в том периоде показал. Как бы НДСа нет, конечно, но по-хорошему так нужно сделать. Указали изменённый доход. Этим спровоцировали камеральную проверку. Налоговики быстро начислили штраф за то, что налог был уплачен не полном объёме, и сроки прошли. Подтянули юристов. Дошли из принципа до суда.

В суде предоставили факты, что документов реально не было, контрагент согласился даже. А нет документов – нет дохода. Но суд указал. Что раз деньги перевели – значит, мы о нём знали. И со ссылками на НК РФ установили, что в данной ситуации компании нужно было заплатить пени до подачи корректировки. Ну, или хотя бы до того, как ФНС выявила нарушения. Это сделано не было. Гуляйте.

То есть, прежде, чем сдавать декларацию, мы должны были пени уплатить!

Штраф тоже выписали неплохой. Обжалования и попытки снизить штраф ни к чему не привели.

Мораль. Нет документов – проверяйте поступления на расчётный счёт, вдруг вам кто-то денег перевёл. А потом вспомнит об этом.

@ProfAudit
источник
2019 April 24
Чёрная бухгалтерия
За СЗВМ теперь штрафуют 2 раза!

Интересная новость для всех бухгалтеров и предпринимателей. С этого года ПФР за несдачу или просрочку ежемесячного отчёта СЗВ-М в срок не только выписывает штраф в размере 500 рублей на каждое застрахованное лицо. Но и отправляет информацию в КОАП.

Те, в свою очередь, составляют протокол об административном правонарушении и высылают его на домашний адрес генерального директора. Внимание! Не юридический адрес, а адрес по прописке или регистрации директора. В протоколе, который составлен на целых 3-х листах, указывается, кем совершено, состав правонарушения, кем зафиксировано, при каких обстоятельствах, место совершения (как не удивительно, это ваш юр адрес) и дополнительные сведения.

В конце уведомляется, что рассмотрение дела будет осуществлено мировым судьёй участка №___. К протоколу в суд будут направлены целых 8 приложений. Печать и подпись.

Расшифровываю. Теперь штраф за просрочку сдачи отчёта будет платить само юридическое лицо, а потом ещё и директор, как физическое лицо. За то, что он не уследил за своим бухгалтером. Если это одно и то же лицо, это никого не волнует. Если у вас нет сотрудников или фирма вообще нулёвка, это тоже не аргумент. На суд, разумеется, можно не являться. Это ничего не изменит. Штраф в районе 300 рублей будет всё равно. Это если первый раз.

Такой момент. Даже если отчёт был сдан вовремя и не принят ПФР по причине реальной технической ошибки на стороне оператора, и у вас будет на руках акт технической экспертизы об этом, вы всё равно будете признаны виновным. Потому, как вы должны были проверить доставку отчёта, и если он не доставлен, отправить его повторно.

Последний раз, когда был в ПФР в кабинете начальника, слышал показательную беседу работников, которые начислили штраф за просрочку сдачи СЗВ-М на 350 человек в размере 175 000 и были безумно рады этому. Может им теперь премии за это дают? Видимо, ежемесячная отчётность очень понравилась чиновникам, раз за одно нарушение теперь 2 штрафа снимают.

@ProfAudit
источник
2019 April 25
Чёрная бухгалтерия
От подписчика

Добрый день! В продолжение последнего материала, могу добавить, что реально можно снизить штраф в 10 кратном размере. Проверено на двух организациях.

Приходить в ПФР и объяснять им, причины, по которым они не получили отчёт – занятие бессмысленное. Они, в любом случае сошлются на нормы закона, обязывающие вас делать всё во время, и ответят, что вы должны проверять получение ими отчёта. Сколько ходили, даже с актами – безрезультатно. Но есть вариант.

Что делаем
1. Штраф, который по 500 рублей на сотрудника не платим.
2. 300 рублей на генерального директора оплачиваем сразу.
3. Ждём 3-4 месяца, пока Пенсионный фонд подаёт на вас в Арбитражный суд.
4. Арбитражный суд автоматом принимает решение о рассмотрении в упрощённом порядке, что позволяет нам направить все документы через сайт суда, даже без ЭЦП.
5. Пишем обстоятельное письмо, где указываем любые основания, которые вам нравятся (свет выключили, компьютер сломался, интернета не было и т.д.), и в конце говорим о несоразмерности размера штрафа и совершенного деяния.
6. Суд выносит решение о снижении штрафа.

Мне по двум ООО уменьшили размер штрафа в 10 раз разные судьи. При необходимости могу дать ссылку на решения суда.

Письмо может быть, например, таким:
ООО "АБЦ" (рег.номер в ПФР) получило Акт… (описываем ситуацию).
ООО "АБЦ " признает факт правонарушения и не отрицает своей вины. Данное правонарушение произошло в следствие технических работ, проводимых администрацией бизнес-центра, по причине которых временно не было соединения с интернетом.
Компания является добросовестным налогоплательщиком, и сейчас находится в тяжелом финансовом положении.
При принятии решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности прошу принять во внимание смягчающие обстоятельства, такие как:
Нарушение срока представления отчетности в ПФР допущено впервые (за период с даты по настоящее время установленная законодательством отчетность представляется строго в срок, уточнений и корректировок ни разу не было, организация к штрафным санкциям не привлекалась, задолженности по страховым взносам не имеется); нарушение не нанесло ущерба бюджету ПФР; незначительный период просрочки; отсутствие умысла в нарушении. Руководством ООО "АБЦ" будут приняты все меры для недопущения в дальнейшем подобных нарушений.
На основании изложенного, ООО "АБЦ" просит признать недействительным принятый акт в части несоразмерной тяжести выявленного правонарушения.

@ProfAudit
источник