Size: a a a

Чёрная бухгалтерия

2019 April 26
Чёрная бухгалтерия
Что делать, если требуемые документы уничтожены в ЧС.

Чрезвычайные ситуации случаются. Если документы бухгалтерии пострадали, то проблемы при налоговой проверке, вы точно получите. Отчитаться без документов проблематично.

Если возник пожар, нужно, само собой, сразу вызвать пожарных. Они должны составить акт/заключение, который подтвердит, что пожар реально был и бумаги сгорели. Если не пожар – значит документ должна предоставить соответствующая структура МЧС. При потопе - Водоканал. После ликвидации ЧС, по закону (п. 27 приказа Минфина от 29.07.1998 N 34н), директор обязан провести полную инвентаризацию. А также необходимо создать комиссию, которая займётся расследованием причин. По результатам расследования, оформляется акт, который утверждает руководитель (п. 6.8 «Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете»). С двумя актами вы и будете доказывать, что документы пропали по независящим от вас обстоятельствам. В течение 10 рабочих дней после запроса документов, в ФНС отправляете уведомление в произвольной форме об отсутствии затребованных документов, и прикрепляете копии актов.

Если всё правильно подготовить, собрать справки и акты и доказать, что документы были уничтожены в случае ЧС (ст. 109 и 111 НК РФ), то штрафов быть не должно. На практике ФНС может приписать 126 НК РФ «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля». Но, если вы обратитесь в суд, скорее всего, выиграете.

Первичную документацию по закону (п. 8 статьи 23 НК РФ) требуется хранить до 4-х лет. Если есть возможность её восстановить – лучше это сделать. Это работа по запросу банковских выписок и всех документов у ваших контрагентов, а также кадровых. Но в реальности полностью всё поднять невозможно. И у вас должен быть назначен ответственный за эту задачу работник, который должен будет составить акт, где отразит, что было восстановлено, а что нет и почему. Акт храните 4 года.

Если испорчен товар, ситуация по тому же сценарию. Акты, комиссия, уведомление. Товар нужно списать. Совместно с представителем санитарного или другого надзора требуется заполнить форму ТОРГ-15 («Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей») или ТОРГ-16 («Акт о списании товаров»). Акт считается основанием для списания товара. При налоговой проверке именно этот акт официально подтвердит отсутствие остатков.

В противном случае, ФНС может доказать, что товар был куплен фиктивно, а НДС — искусственно занижен. За списанный в результате порчи товар НДС платить не нужно (п. 3 статьи 170 НК РФ, Решение ВАС РФ от 23.10.2006 N 10652/06, письмо МинФина РФ от 15.03.2018 N 03-03-06/1/15834, письмо ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/8627@).

@ProfAudit
источник
2019 April 27
Чёрная бухгалтерия
Заплатили физлицу и не удержали НДФЛ.

Был такой случай. Только пришла работать в компанию бухгалтером. Предыдущий бух с директором не сошлись характерами, и она была уволена. Само собой, в базе бардак, бумаги пачками на столе валяются. Но это не самое плохое. Дело в том, что директор ходил на бухгалтерские курсы и считает, что всё понимает в этом. Банк ведёт сам, счета тоже сам делает.

Так вот. За время, пока бухгалтера в компании не было, он успел заплатить целым трём физлицам за оказанные услуги. Одному за юридические услуги, второму за перевозку чего-то, третьему за консультацию по бухгалтерии. Естественно, ни о каком НДФЛ он не знает. Отчёт 6ндфл не делал, справки 2 ндфл тоже.

Я тоже с таким не сталкивалась, но по совету коллеги попросила директора потребовать возвращения физиками 13% НДФЛ на расчётный счёт. Подрядчики оказались нормальными и 13% от  сумм вернули. Правда, получилось так, что уже в следующем году. Услуги были оказаны в декабре 2018г. Один только отказался и пропал, но директор сам за него внёс. После чего мы перечислили эти суммы в бюджет как положено.

Но, как оказалось, что ситуация не исправлена! Дело в том, что средства, которые физики возвращают компании, не признаются налоговиками удержанным налогом. И согласно п.4 ст. 226, удержать НДФЛ можно только при выплате вознаграждения. Штрафа за неудержание НДФЛ, таким образом, не избежать. А также будут штрафы за каждую справку.

Обратились к аудитору, тот посоветовал вернуть физическим лицам налог, который они вернули нам, и затем подать в ФНС правильные справки 2НДФЛ за прошлый год с признаками 1 и 2 о неудержанном налоге. После нужно написать заявление на возврат излишне-перечисленного налога, к которому приложить налоговый регистр по НДФЛ, карточку по счёту 68 и копию платёжки, по которой мы перечислили налог. Тогда ФНС выставит физикам неудержанный налог, они сами его заплатят. А нас должны оштрафовать только за несвоевременную подачу справок.

Так и сделали, ждём штрафов.  

@ProfAudit
источник
2019 April 28
Чёрная бухгалтерия
Классификация бухгалтеров.😉

Обыкновенный

Бухгалтеры этого подвида встречаются в компаниях, куда их могут взять на обучение и стажировку. Стоят перед всеми на задних лапках и преданно заглядывают в лицо. Особенно тем, от кого зависит их еда и сон. Согласны выполнять любую работу, даже ту, которую выполнять не умеют. При этом, постоянно делают ошибки, даже если выполняли эту работу не раз. Потому что спешат и торопятся. Ответственную работу такому бухгалтеру поручить нельзя, забудет. Не только потому, что знаний им не хватает. Потому что обучатся правильно работать - не хотят. Даже если есть наставник, который их обучает и дает поручения. Безинициативен. Никогда не спросит, почему так или иначе (все равно не запомнит). Редко когда занимают должность Главного бухгалтера, ибо абсолютно безвольны и безответственны. В профессию приходят чаще всего потому что их мамы - тоже бухгалтеры. Трусливы, после того, как особо сильно напортачат – прячутся и берут больничный.

Бухгалтерская работа выполняться не будет, хотя он все время будет ее выполнять. Если начнете сильно требовать показать вам результат - скорее всего, исчезнет вместе с документами и расчетами, из которых любой сведущий человек сделает вывод о непрофессионализме такого бухгалтера. Деньги украсть, скорее всего, побоится, но при определенных условиях, если взять деньги будет более безопасным, чем не взять их, может случиться и такое.

Распознать этот подвид при приеме на работу можно, задав ему несколько профессиональных вопросов. Бухгалтер данного подвида, скорее всего, ответит, что узнает ответ на этот вопрос у мамы и расскажет вам. Во время испытательного срока на любые профессиональные вопросы будет отвечать уклончиво или брать тайм аут на ответ. Отвечать, при этом торопиться не будет, в надежде, что вы забудете, о чем спрашивали. Потому  Вам придется много раз возвращаться к этому вопросу самостоятельно.

Бухгалтер не обыкновенный.

Бухгалтера этого вида считают себя не обыкновенными. Профи с большой буквы. Чаще всего они работали во многих компаниях, подрабатывали еще больше. Могут разработать стратегию, политику организации, регламенты. Но обычную бухгалтерскую работу выполнять - считают ниже своего достоинства. Хотя и берут за это деньги, но на их взгляд - это неадекватно маленькие деньги. Поэтому очень сильно обижаются, если за эти деньги с них еще и выполнение рутины требуют.  Считают, что это не недостойно их. Работой у таких бухгалтеров считается все, кроме получения ими вознаграждения  - создание документа, проведение его, отправка, ответственность и т.д. Потому бухгалтера подкладывают работу всем, кому угодно, только не себе. Если кто-то из сотрудников захочет вернуть работу, сильно обижаются и начинают мстить, пытаясь выпихнуть неугодного из фирмы. При этом кричат, возмущаются, лгут, выкручиваются. А уж если работу впихнуть не удалось никому, считают подвигом, достойным всенародного признания.

Бухгалтерская работа будет выполняться только тогда, когда его привяжут, и не  будут оплачивать ту работу, которая не выполняется. Правда - в этом случае такой бухгалтер вряд ли останется на  работе и полетит себе искать других начальников, которые позволят переложить работу в чужие руки, оплачивая при этом им. Уйти может скоропалительно, не доделав работу, не передав дела, не дождавшись нового бухгалтера. И ему будет плевать, что идет разгар отчетного периода или проверки. Еще и не посчитает зазорным захватить с собой что-нибудь для шантажа руководства. На всякий случай, вдруг не захотят оплачивать за то, что не сделано?

Распознать этот подвид при приеме на работу можно, задав ему вопросы об ответственности бухгалтера, об обязанностях и должностных инструкциях, о том, какие наказания он считает приемлемыми за их невыполнение. Также можно предложить оплату труда, зависящую от объема и результатов работы. Скорее всего, бухгалтер данного вида на такие условия труда не согласится.

@ProfAudit
источник
Чёрная бухгалтерия
Христос Воскрес! Нас 10т!
источник
Чёрная бухгалтерия
Кто ты?
Анонимный опрос
2%
Бух обнального бизнеса
6%
Бух реального бизнеса, но балуемся НДСом и обналом.
10%
Бух реального и белого бизнеса
26%
Владелец бизнеса
5%
Обнальщик
2%
Сотрудник налоговой
3%
Сотрудник МВД
5%
Юрист
40%
Читатель
Проголосовало: 2012
источник
2019 April 29
Чёрная бухгалтерия
О выездных проверках

Сейчас выездные - редкость, но мероприятие для компании всё-таки страшное. Максимально белых и пушистых нет. Сами налоговики говорят, что если хорошо покопать – обязательно нарушения будут. А там штрафы и возможные другие последствия. К тому же руководители плохо знают свои права по отношению к ФНС. Могут ли инспектора копаться в базе 1С или опрашивать работников? Часто показывают документы, которые можно было и не предоставлять. А то что результаты можно оспорить вообще никто не знает.

ФНС может, но не обязана предупреждать о проверке. То есть могут и появится без предупреждения, но на практике – большая редкость. Вариант своего человека в налоговой не рассматриваем. Но времени будет мало.

В первую очередь наведите порядок в документах. Это значит сдать в бухгалтерию все документы. Подписать и поставить печати везде, где они нужны. С 2016 суды стали признавать видео и аудиоматериалы в качестве доказательств, это значит, что налоговики могут сфотографировать неподписанные документы, и это станет доказательством нарушения. Во-вторую - предупредите всех сотрудников. В третью – пригласите юриста.

Составьте положение о коммерческой тайне, оно перечисляет, какая информация считается тайной. Данные о контрактах и ценах, клиентской базе, планах компании, финансовая информация и т.д. Такое положение полезно иметь потому как инспектора вправе допрашивать сотрудников. А если Положение запрещает сотрудникам говорить о деталях сделок, они на законных основаниях могут молчать.
Но уповать на него не следует. Не советуем отказывать в доступе к документам на его основании, истребуют через суд, и попадёте под подозрение. Право госорганов на получение информации, составляющей коммерческую тайну, прямо закреплено в статье 6 закона № 98-ФЗ.

Помните, что ФНС собирает информацию из разных источников, поэтому информация, которую вы предоставляете в ФСС, ПФР, статистику и другие ведомства должна совпадать. Это также относится к открытым источникам. Не нужно писать на сайте, что у вас 50 специалистов, если по факту оформлено 5. Картина вашего бизнеса должна быть целостной и непротиворечивой.

Сразу скажем, что результаты проверки можно оспорить, как в досудебном порядке в самой ФНС, так и через суд. После окончания проверки, у налоговой есть 2 месяца, чтобы подготовить акт проверки. Если результаты вас не устраивают, их можно обжаловать. У вас будет 1 месяц, чтобы собрать подтверждающие вашу позицию бумаги. Вы также можете не исполнять решение налоговиков, пока идет обжалование. Но есть условие - у вас должно хватать денег на расчетном счете, чтобы покрыть доначисления и банковская гарантия на эту сумму.
После решения налоговой вы можете пойти в суд. Часто можно выиграть дело, когда из-за неверно составленных документов суд признает проверку недействительной.

@ProfAudit
источник
2019 April 30
Чёрная бухгалтерия
Есть несколько рекомендаций, как себя вести при налоговой проверке.

1. Не препятствуйте. Нет смысла запирать двери и сейфы. Налоговики придут с оперативниками. В принципе они могут вынести всё, что посчитают нужным. Особенно, если решат, что вы можете уничтожить документы. Это минус в суде.

2. Привлеките юриста. Из-за незнания законов легко совершить ошибки. Наличие юриста окажет впечатление на инспекторов и они возможно будут более вежливыми.  
Также он поможет подготовиться к допросу и сможет на нем присутствовать.

3. Попросите налоговиков показать решение о назначении налоговой проверки и служебные удостоверения и сфотографируйте их. Если проверку проводит не тот инспектор, который указан в решении, это играет против них.

4. Назначьте одного ответственного за проверку (главбух), который и будет общаться с инспекторами. Остальных попросите пока просто помолчать.

5. Если есть возможность, дайте им отдельный кабинет, чтобы изолировать инспекторов. Лучше, если вокруг них не будет шкафов с документами, компьютеров с 1С, разговоров сотрудников и возможных клиентов. Не давайте лишних поводов для подозрений.
Также можно написать заявление, указать отсутствие площадей, ремонт и другие обстоятельства и попросить провести проверку на территории ФНС.

6. Поменьше эмоций.
Инспектора – обычные люди и просто выполняют работу. Хамить, психовать и угрожать не нужно. Но и выполнять все требования тоже не стоит. Больше риска, что вы расскажете лишнее и подставитесь. Самое правильное – вести себя нормально, не злить и не прогибаться.

7. Давайте только ту информацию, которую запрашивают. Если вас просят конкретный документ, не давайте всю папку. Не давайте доступа к 1С! Налоговая имеет право запрашивать только те документы, которые имеют отношение к проверке (ст. 89, 93 НК РФ). То есть, если, сейчас проверяют НДС, а просят табельное расписание, можно отказать, или зафиксировать факт нарушения и использовать это потом в суде.

8. Подготовьте сотрудников. По идее лучше, чтобы никто с инспекторами не общался.
Держите столы пустыми, уберите важные документы, пароли доступа, стикеры и т.д. Сотрудники должны отвечать только на вопросы, которые касаются их должностных обязанностей. Также сотрудники могут не отвечать, если есть положение о коммерческой тайне. Лучше отвечать общими фразами, говорить забыл, не помню.

9. Не бойтесь спорить Если вы понимаете, что требования налоговиков трудновыполнимы или бессмысленны, не бойтесь отстаивать свое мнение. Это сэкономит вам нервы и тонны бумаги.

10. Фиксируйте процесс проверки. Вы вправе записывать все, что происходит на аудио и видео. Это может пригодиться, как потом в суде, а также для того, чтобы инспектора вели себя более вежливо и корректно. Хорошо, если вы будете вести журнал проверки, где писать, какие документы предоставляли и когда. Попросите инспекторов там расписаться.

@ProfAudit
источник
2019 May 01
Чёрная бухгалтерия
От подписчика

О выездных проверках.

В нашей юридической практике был такой случай.
В компанию пришли инспектора и стали проверять начисление налога НДС. По окончании проверки было выставлено требование на 14 миллионов рублей. Компания привлекла юристов, то есть нас и мы стали досконально изучать документы. Вскоре было обнаружено, что в протоколах допроса нескольких контрагентов, на показаниях которых строилось дело, указаны одинаковые дата и время. Совпадали некоторые номера. Инспектора допрашивали свидетелей, а оформлением протоколов допроса не озаботились.

Было подано ходатайство в суд. Одного этого факта оказалось достаточно, чтобы суд признал протоколы недействительными. Без этих протоколов развалилось все дело. Кроме этого юристы вчинили налоговой все юридические расходы и расходы на консалтинговые услуги, а также репутационные издержки. Дело было выиграно. В итоге налоговая оказалась должна компании 500 тысяч рублей.

По закону налоговая может проводить в год не более двух выездных проверок по одним и тем же налогам. Компания сможет подготовиться, если будет назначена ещё одна выездная.
Есть исключение. Провести проверку качества или повторную налоговую проверку может вышестоящая налоговая. Для того, чтобы убедиться, что инспектора на местах хорошо выполнили свою работу.
Правда, если результаты первой проверки были оспорены или отменены в суде, налоговики не вправе выносить решение, изменяющее судебный акт и не вправе дублировать выводы первой проверки.

Но после суда больше проверок не было. Не бойтесь оспаривать результаты и привлекайте юристов в таких случаях всегда.

@ProfAudit
источник
2019 May 03
Чёрная бухгалтерия
Вместо процентного выдали беспроцентный заём.

По ошибке бухгалтер скопировала назначение платежа из прошлого поручения. Заем получился беспроцентный. ФНС обещает доначислить НДФЛ, и выписать штраф за его неуплату. Штраф – 20: от неудержанной суммы налога. Дело в том, что у получателя возникает материальная выгода, если он получает заём без процентов или с % ниже 2/3 ставки рефинансирования. С этой выгоды по закону нужно удержать НДФЛ.

Кроме того банк может принять беспроцентный заём как обнал. Особенно, если сумма больше 600 000 рублей. И может затребовать пакет документов, чтобы убедиться в обратном.

Что делать? Если деньги не ушли – отзовите платёжку. Если деньги ушли, составьте 2 документа. Первый – уведомление заёмщику о том, что изменяете назначение платежа (2 экземпляра) и попросите поставить подпись, что он согласен. Второй – заявление на уточнение платежа в банк в произвольной форме. В нём сообщите верное назначение.

Пример уведомления заёмщика. 01.01 ООО Альфа по платёжному поручению №1 перечислило Иванову И.И. сумму в размере 1 млн руб. по договору № 1 от 01.01. В поле Назначение платежа было ошибочно указано беспроцентный заём. Просим считать верным назначение: Процентный заём по договору №2 от 01.01. (ставка 7%) и дать согласие изменить ошибочную формулировку. Подписи директора и заёмщика.

Письмо банку примерно по той же схеме.

Менять назначение платежа банк не будет, но отправит банку заёмщика письмо с просьбой считать верной новую формулировку.

Уведомление банка поможет и в споре с налоговой, если вам всё же начислят налог, штраф  и пени.

@ProfAudit
источник
2019 May 04
Чёрная бухгалтерия
Что делать, если ошиблись в платёжке на уплату налога НДФЛ

Была ситуация, бухгалтер торопилась и поставила неверный КБК (не налог, а пени) в платёжном поручении на уплату налога НДФЛ. Средства ушли в срок, но результат недоимка по налогу. То есть налог вы как-бы заплатили, но его не увидели. Из-за неверного КБК платёж не дойдёт по назначению и ФНС начислит просрочку и штраф с пенями.

Как решать? Пени платить не спешите. Необходимо уточнить платёж. Минфин разрешает уточнять поручение, если в нём указан КБК пеней. Для этого нужно составить заявление в налоговую, куда ушли деньги, и попросить заменить ошибочные реквизиты на правильные. ФНС уточнит платёж в течение 10-ти рабочих дней с даты получения.

Заявление должно выглядеть примерно так.

В поле 105 платёжного поручения №1 от 01.01 на сумму 100 000 рублей ООО по ошибке указало следующие реквизиты КБК(пени)________ вместо КБК(налог)_________. В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 45 НК, просим уточнить реквизиты в поручении №1 от 01.01 и считать правильными реквизиты, КБК______________. Копия платёжного поручения прилагается.

Заявление отправляется по электронным каналам связи.

Пени, которые вам успеют начислить на недоимку по налогу из-за ошибки в платёжке должны списать.

Таким же образом можно уточнить: основание платежа, КБК, ОКТМО, налоговый период, статус плательщика, ИНН и КПП плательщика и получателя.

Нельзя уточнить: счёт казначейства и банк получателя. В данном случае налог придётся платить заново, а первый платёж возвращать.

@ProfAudit
источник
2019 May 05
Чёрная бухгалтерия
Классификация бухгалтеров – 2

Художник
У такого бухгалтера - всегда хорошие отношения с руководством. Ответ на вопрос Как дела в бухгалтерии? всегда – Замечательно! Работа выполняется быстро, вовремя, руководство обычно пребывает в счастливом неведении относительно того, как обстоят дела в их бухгалтерии. Момент истины может наступить не скоро и очень неприятно. Обычно - при любых проверках. После предупреждений аудиторов или штрафов налоговой такой бухгалтер обычно говорит: Они не правы, на самом деле у меня все правильно! И он действительно так считает. Потому что единственное, что бухгалтер такого вида научился делать - рисовать отчетность. Любую, какую надо директору. Если руководству не надо - тогда такую, какую считает нужной. При этом не научился и не озадачился под эту отчетность подводить доказательную базу.

Мало того, что кроме бухгалтера этого подвида никто не разберется что там, в отчете нарисовано, так еще в связи с короткой памятью бухгалтера он и сам через какое-то время забывает, где и что. А потому часто при проверках не может объяснить, откуда и какая цифра у него в отчетности взялась.
Самодеятельность такого бухгалтера - художника может привести фирму к очень неприятным последствиям. Потому что бдительность руководителя на нуле.

Распознать этот подвид при приеме на работу можно, задав ему вопросы о том, какие связи у него есть и какие он рекомендует бухгалтерские или правовые базы. Бухгалтер-художник, даже не зная вашей ситуации, начнет вам настоятельно кого-то рекомендовать, тогда, как бухгалтер профессионал не решиться давать такие советы, не видя особенностей вашей организации.
Также надо поинтересоваться, можно ли как-то исправить ситуацию с плохой отчетностью, если банк для получения кредита требует хорошую отчетность - с соответствующими финансовыми показателями. Бухгалтер художник ответит: Легко.

Ленивец
Такие бухгалтеры терпеть не могут работу с жестким графиком. Потому что очень часто опаздывают. Опаздывают на работу, со сдачей отчетности, с оплатами и т.д. При этом у них найдется сотня ответов на вопрос, почему так произошло. При этом ни в одном из этих ответов сам бухгалтер виноват не будет. Между сдачей отчетности такие бухгалтера пребывают в совсем расслабленном состоянии и на очень многие просьбы о выполнении какой-либо задачи реагируют вяло. Мол, да, сделаем, может быть на следующей недельке. Выполнение любого поручения будет растягиваться до последнего момента, и будут очень веские причины для отказов и переносов сроков.  Абсолютно безынициативен, ибо знает, что инициатива наказуема. Никогда не вносит предложений по улучшению работы и ничего не улучшает сам. Работает тихо, спокойно, очень рад, когда его не трогают. Если его не трогать, будет тихо подремывать в своем кабинетике все рабочее время.

Из-за того, что все делается в последний момент или даже с опозданием, организация постоянно несет потери, в том числе и финансовые. На уплату пени, штрафов по договорам или налогам. Подразделения и сотрудники находятся в нервном напряжении от того, что не могут получить от бухгалтерии вовремя нужную бумагу или справку.
Обычно очень хорошо чувствуют, когда наступит срок проверки предприятия и постараются к этому моменту уволиться, чтобы не напрягаться лишний раз.

Спросите бухгалтера при приеме на работу о том, получается ли у него сдавать отчеты на неделю или две раньше срока, установленного Законом. Если ответ будет - не получается, узнайте о причинах. Бухгалтер ленивец назовет много причин, и в их числе не будет упоминания о том, что он и сам мог бы что-то исправить в своей работе.

Так же спросите, сколько и каких проверок прошел бухгалтер. Если ему все время везло, и его деятельность ни разу не проверяли, и при этом смена работы происходит каждые 2-3 года, то есть повод задуматься, не является ли сидящий перед Вами кандидат подвидом ленивца.

@ProfAudit
источник
2019 May 06
Чёрная бухгалтерия
Департамент Верховного суда РФ обнародовал данные за 2018 год.  За преступления в сфере экономики за год осудили 7717 человек или 1,2% от осуждённых. Статистика, например, 2013 года показывает по подобным преступлениям цифру 3728, или 0,5% от осужденных. Рост за 5 лет больше, чем в два раза. Осуждённые по этим статьям в основном директора и бухгалтеры.

Больше всего приговоров – 2702 было по статье 171 УК (незаконное предпринимательство). Правда, основные дела по азартным играм и продаже алкоголя. (2013 - 195 дел).

1537 человек осудили по 173 статье (незаконное образование юрлица). В 2013 – всего 8 таких обвинений. В основном заводили дела за регистрацию номинальных директоров по борьбе с однодневками. Можно считать это налоговой статьёй.
1235 человек осудили по статье 175 (приобретение и сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем).
491 человека судили по  статье 199 (уклонение от уплаты налогов). Это именно налоговые преступления, где под суд попадают и бухгалтера. Посадили из них 54. Для сравнения, в 2013 году по этой статье судили 372 человека, а посадили 28.

Вывод - стали больше сажать за налоги. Но обычно, если предприниматель понимает реальную возможность присесть по 199, он старается всё уплатить по-быстрому. А по тем, кому намекали статистики, разумеется, нет.
Государство сейчас стало пристальнее, чем раньше смотреть за уплатой налогов. Гайки закручиваются.

Растиражированные схемы отмирают. Выявление схем налоговиками поставлено на поток. Первыми под проверку всегда попадают выгодоприобретатели.  Казалось бы, безукоризненно работающая 5-6 лет назад схема сегодня приводит к доначислениям.
Вывод: Ваша схема не должна быть похожа на схему. Ваши действия не должны совпадать с примерами из методички для сотрудников налоговых органов.

Беглый взгляд на оборотно-сальдовую ведомость по счету 60 в разрезе по контрагентам не должен выявлять слабые моменты вашей оптимизации. А уж если картинка в ОСВ печальная, то налицо необходимость грамотно продумать и документально обосновать эту картинку.
И ещё, обращаюсь сейчас к владельцам бизнеса: если вы думаете, что ваша бухгалтерия запросто, быстро и охотно всё это придумает, если вдруг понадобится, - это не так.

Задумайтесь заранее об усложнении процессов. Спросите своего юриста о степени безопасности ваших схем в присутствии вашего главбуха. И если между ними нет объективного согласия по поводу реальной оценки рисков, задумайтесь вдвойне.
В силу специфики своей деятельности, я часто вижу последствия нежелания подумать в виде сумм доначисленных налогов и крайне неприятных вопросов к собственникам. Если видите, что ваши сотрудники не справятся с такими задачами - ищите консультантов, которым верите.

В прошлую пятницу познакомилась с человеком, которому доначислили 43 млн, отбить которые практически невозможно. Просто потому, что поздно задумались. Грустно, а ведь это реальное производство. Качественное, хорошее, нужное. А теперь пребывающее в шоке и растерянности. Желаю вам никогда не сталкиваться с подобной жестью. Учитесь на чужих ошибках.

@ProfAudit
источник
2019 May 07
Чёрная бухгалтерия
Была ситуация. Заблокировали счет из-за 0,09 руб. Счёт заблокировали раньше, чем пришло требование.

Чтобы избежать подобного, рекомендуем отслеживать хотя бы раз в месяц состояние расчетов с бюджетом. А можно и раз в две недели. Это просто делается по системе электронной отчётности. Запрашивается справка о состоянии расчётов с ФНС. Также это можно сделать, если создать личный кабинет юрлица на сайте nalog.ru. С помощью этого сервиса можно бесплатно запрашивать справки о состоянии расчетов с бюджетом даже каждый день.

Если вдруг появился долг, то лучше его заплатить. Налоговой всё равно, копейка там или миллион. Они вышлют вам требование и быстро заблокируют счёт. Есть ещё один сервис service.nalog.ru/bi.do, там вы можете узнать, не собираются ли блокировать ваш расчётный счет. Здесь информация появляется обычно за день до самой блокировки. Если решение есть – делайте свои платежи быстрее и начинайте разбираться.

Если вы всё погасили, а счёт так и не разблокировали, звоните в отдел урегулирования задолженности ИФНС. Да, туда непросто дозвониться и может быть проще будет приехать лично. Если вас игнорируют - пишите жалобу в УФНС. Дело в том, что на линии взаимодействия между банками и ФНС часто происходят сбои и файлы, которые налоговая отправляет банкам, те просто не получают.

Если денег для взыскания у вас на счёте нет, это тоже не есть хорошо. Потому, что тогда команду получают приставы. А это добавляет вам расходов на их комиссию. К тому же, судебные приставы, после взыскания с вас средств могут передать в ФНС некорректную информацию. Были случаи, когда счёт налоговики хотели получить транспортный налог, а приставы заявили, что взыскали налог на имущество. В этом случае вам придётся долго общаться с теми и другими, чтобы все требования были закрыты.

Для надёжности раз в месяц проверяйте свою компанию на сайте приставов fssprus.ru, сервис «Банк данных исполнительных производств», укажите регион и название. Исполнительные производства могут быть заведены и по ошибке. Предусмотрительность поможет вам выявить их заранее.

Лучше всё же гасить недоимки как можно раньше. Особенно, если они не крупные.

@ProfAudit
источник
2019 May 08
Чёрная бухгалтерия
Изменения в 2019 году.

1. С этого года немного изменились правила проведения проверок. Теперь будут запрашивать больше документов. Все копии документов, которые потребуют инспектора в ходе проверки, нужно будет группировать, сшивать и заверять. Есть подробная отдельная инструкция на этот счёт.

2. Аудиторы теперь должны следить за тем, кого проверяют.
По закону от 29.07.2018 № 231-ФЗ, аудитор должен по запросу ФНС передать в налоговую данные о проверяемых им компаниях. Делать это требуется в срок 10 рабочих дней.
В случае, когда организация не может или не хочет предоставить необходимые документы и данные при выездной проверке или проверке ценообразования, налоговики будут запрашивать их у аудитора. Данные аудиторов будут истребованы, если их запросят налоговые ведомства других стран.

3. Плановых проверок малого бизнеса больше не будет.
Компании и предприниматели, которые являются субъектами малого бизнеса, не будут подвергаться плановым проверкам (закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ). Но это только с 1 января 2019 и по 31 декабря 2020 года. Но, если организацию уже привлекали к ответственности, то освобождения от проверок для неё не будет.

4. Немного меняется порядок штрафов по НДФЛ.
Если вы сдали расчет по налогу на доходы физлиц в срок, и там нет ошибок, которые занижают налог, ФНС теперь не вправе штрафовать организацию за просрочку уплаты налога. Также не будет штрафа, если налог и пени уже вами заплачен, а инспекторы только узнали о просрочке.

5. В 2019 вводят штрафы для самозанятых. Если плательщик налога на профессиональный доход не вовремя или с нарушением порядка отчитывается в налоговую, его первый штраф составит - 20 процентов от суммы, а за повторное нарушение в течение шести месяцев - 100 процентов от суммы. Сумма имеется в виду та, по которой он не отчитался перед инспекторами.

@ProfAudit
источник
2019 May 09
Чёрная бухгалтерия
Серия вопросы от налоговой

Инспектора не просто проверяют отчёты, которые компания подаёт в налоговую, но и сравнивают их между собой. А также анализирует банковские выписки. Поэтому возникает большое количество вопросов. Сегодня расскажу об одном и как на него отвечать.
Один из вопросов в виде требования пояснений может быть таким: Почему доходы в отчёте 6-НДФЛ меньше, чем выплаты по банковской выписке?

Дело в том, что налоговики начали сравнивать доходы в 6-НДФЛ с данными выписки. И когда реальные выплаты физлицам по банку больше, чем отражённые доходы в отчете, налоговики потребуют пояснений.
А расхождения реально могут быть у всех и совсем не обязательно по причине ухода от взносов. Налоговики могут посчитать доходом физиков даже подотчётные средства. Особенно, если вы не указали это чётко в назначении платежа.

В таком случае в пояснении к требованию нужно написать, что организация перечислила данному  работнику денежные средства под отчет. Чем больше информации дадите, тем лучше. К таким пояснениям ничего прикладывать не обязательно п. 4 ст. 88 НК. Но налоговая может и запросить подтверждающие документы.
Если запросят, подтвердить нужно обязательно. Приложить первичку, обосновывающую расходы подотчётника. В противном случае, вам легко доначислят НДФЛ. При этом, судебная практика на стороне ФНС.

При перечислении денежных средств под отчёт на всякий случай подробно описывайте это в назначении платежа. Формулировка может быть такой: Перечисление денежных средств под отчет на командировочные расходы Ивановы Ивану Ивановичу. Приказ о выдаче денежных средств под отчет от 01.02.2019 № 12.
Кстати, ответить на требование необходимо в течении 5-ти дней. Если игнорировать требования пояснений, начислят штраф в размере 5 000 рублей.

@ProfAudit
источник
2019 May 10
Чёрная бухгалтерия
Серия вопросы от налоговой

Как мы уже писали, налоговая сравнивает отчёты и задаёт вопросы по расхождениям. При этом, у бухгалтера есть 5 рабочих дней, чтобы ответить на требование. Ещё один возможный вопрос.

Почему доходы в отчёте 6-НДФЛ меньше, чем в расчете по страховым взносам?

Инспектора обязательно проверят новое контрольное соотношение в отчёте 6-НДФЛ. Начисленный работникам доход за вычетом дивидендов они сравнят с общей суммой выплат в расчете по страховым взносам.

И если доходы сотрудников в расчете по страховым взносам больше, чем в 6-НДФЛ, инспектора подумают, что организация недоплатила налоги. Сразу полетят требования о пояснениях.
Это соотношение проверяли в ходе камеральных проверок в 2017 году, но потом отменили проверку. Сейчас возобновят. Для проверки налоговая использует такую формулу:

Строка 020 раздел 1 :НДФЛ – строка 025 раздел 1 :НДФЛ ⩾ строке 030 прил. 1раздел 1 Расчёта по взносам.

Но, в случае, когда соотношение у вас не соблюдается, это не значит, что допущена ошибка. Доходы в отчёте 6-НДФЛ бывают меньше, чем в расчете по страховым взносам. 6-НДФЛ не отражают все выплаты организации. Это могут быть, допустим,  суточные в пределах норматива. А в строке 030 приложения 1 расчета по страховым взносам они показаны полной суммой.

Ещё вариант. Организация может начислять доходы по договорам подряда в одном квартале, а выплачивать в другом. В расчете 6-НДФЛ они показываются в том периоде, в котором выплатили доход (письмо ФНС от 21.07.2017 № БС-4-11/14329), а в расчете по страховым доход подрядчика отражается в том периоде, когда подписали акт приемки-сдачи работ. Имейте это в виду.

Если такие ситуации возникли, опишите их подробно в ответ на требование инспекторов и они это примут.

@ProfAudit
источник
2019 May 12
Чёрная бухгалтерия
Классификация бухгалтеров – 3
Бухгалтер Волк в овечьей шкуре

Скорее всего, такой бухгалтер придет к вам по знакомству, чем усыпит Вашу бдительность. Он будет очень востребован, его буквально заваливают предложениями, но он выберет именно вашу организацию, потому что ему рекомендовали вас как руководителя, который всегда выполняет свои обещания. Он будет прекрасно говорить, замечательно выглядеть, много обещать. Но единственная цель его появления в вашей организации - получение как можно большего количества денег или нематериальных выгод от нахождения здесь. Он будет ругать предыдущих бухгалтеров, даже если вы его об этом не спросите. Он будет говорить, что до него в бухгалтерии полный бардак, и ему придется долго и упорно наводить порядок. И что за это нужно дополнительно доплатить. Вообще за любой шаг, о котором не было договоренности при приеме, будет требоваться доплата. Он будет за все хвататься и обещать исправить. Кроме того, такой бухгалтер будет стараться все вопросы с налоговой решить только взятками и подарками. Он будет говорить о налаживании хороших отношений с контролирующими органами. Будет приносить чеки для возмещения ему расходов на купленные  и якобы подаренные дорогостоящие подарки ко всем праздникам. Будет лично стараться общаться с любыми органами, которые могут прийти на проверку, а потому часто на рабочем его не застанешь, потому что он поехал в банк, фонд, налоговую, статистику или еще куда.

Чем опасен

Данный вид бухгалтера особо опасен тем, что бдительность руководства усыплена. Ведь руководитель искренне верит в то, что его бухгалтер все делает для фирмы. Постоянно меняет поставщиков канцтоваров для бухгалтерии или правовых баз, хотя на самом деле бухгалтер может  сидеть на бонусах. Для фирмы бегает по налоговым и другим органам с подарками, хотя на самом деле вы никогда не проверите, действительно ли дарился подарок.

Такой бухгалтер будет помогать фирме завысить расходы, предлагая произвести оплату за неоказанные услуги. Поставщиками таких услуг будут его знакомые предприниматели или фирмы. Которые, естественно, оставят у себя часть оплаченных денег на уплату налога или за оформление документов. Кстати, этих документов  вы, скорее всего, не увидите.
Если у бухгалтера будет возможность украсть деньги у предприятия - он непременно ей воспользуется.

При этом, результатом труда будет хаос, нервная обстановка в бухгалтерии и на предприятии, постоянные намеки на трудности, на необходимость доплачивать. И еще, в бухгалтерии будут проблемы с оплатой счетов и налогов, сдачей отчетности, претензии налоговых органов, которые, будут выявлены гораздо позже.

Когда начнутся реальные, а не выдуманные проблемы бухгалтер, исчезнет из вашей организации, оставив вас разбираться самих. При этом, он постарается не общаться с Вами ни по телефону, ни по электронной почте. Отвечать на вопросы нового бухгалтера или аудиторов тоже не будет. Дела передавать - даже не подумает. И если даже вы успеете прижать такого бухгалтера дверью за хвост, прежде чем он навсегда исчезнет из поля зрения организации, он никогда не признается в том, что это его ошибка.

Как вычислить

При приеме его на работу он всем своим видом будет показывать, что сделал одолжение вам или своему протеже, когда принял приглашение прийти на работу. Он будет говорить о своей загруженности и востребованности, поднимая цену своей работы. Если вы не согласитесь на подъем оклада - он все равно пойдет к вам работать, но только потому, что его попросили вам помочь. Будет все время говорить о трудностях, раздавать всем свою работу и поручения, говоря, что он за такие смешные деньги будет только балансы сводить.

@ProfAudit
источник
2019 May 13
Чёрная бухгалтерия
Что такое реестр МСП

Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – открытая база данных компаний, подпадающих под определённые критерии и льготы.

Малый и средний бизнес может не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе. Предприниматели могут держать в кассе деньги в любом количестве. А если лимит наличных до этого был установлен, то его необходимо отменить приказом.
Ведут упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). То есть амортизацию начисляют раз в год, материальные затраты списывают в полной сумме. Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. Микропредприятия могут даже вести бухучет сплошным методом регистрации хозяйственных операций, не используя двойную запись.

Получают субсидии от региональных властей — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество. Наличие организации/ИП  в реестре дает право на «налоговые каникулы», мероприятия поддержки, установленные Законом № 209 ФЗ, а также открывает доступ к государственным закупкам.
Ещё микропредприятия могут отказаться от принятия внутренних нормативных актов.

Самое, наверное, важное, что для субъектов МСП в разы меньше и проще по форме отчёты в статистику. Обычно по звонкам из Росстата предприниматели и узнают, что они больше не малые предприятия с точки зрения налоговых органов.

Критерии для попадания в МСП – численность сотрудников не более 100 чел, доход без учёта НДС – 800 млн (для малых предприятий), а доля участия государства не более 25%, а иностранных юрлиц и несубъектов МСП – не более 49%.

Для попадания в реестр ничего специально делать не нужно. Это происходит автоматически на базе информации из отчётов. Ежегодно на 1 июня. Но, если вы забыли сдать, например, среднесписочную численность, вы автоматом из этого реестра выпадаете.

Если такое произошло, а компания отвечает критериям, нужно воспользоваться специальным сервисом (https://rmsp.nalog.ru) на сайте ФНС. Он позволяет направить оператору заявку на проверку сведений Реестра. Ответ должен поступить на почту в течение 15 дней.

@ProfAudit
источник
2019 May 14
Чёрная бухгалтерия
Чеки и БСО

По закону, все расходы компании должны быть подтверждены.  Что касается подотчётных средств и любых хозяйственных расходов компании, подтверждением будет являться кассовый чек. К тому же чек отражает информацию. На что реально потрачены средства. К каждому авансовому отчёту по закону должны быть приложен чек. Ранее мелкие торговые точки могли работать без кассы и не выдавать чеки, но с 1 июля 2019, обязаны это делать все, даже ИП на патенте без работников. Очередной отсрочки пока не объявлено.

Уже сейчас необходимо проинструктировать подотчётников на эту тему.

Чек должен быть только от онлайн-кассы и содержать QR-код. Обычные чеки принимать рискованно. Перед покупкой всегда интересоваться дадут ли ему чек. Если продавец говорят, что чеки только онлайн, он должен иметь возможность выслать его на почту или телефон. Если такой возможности нет, пусть оформит любой документ о приеме денег. Это может быть квитанция об оплате с реквизитами и подписью. В чеке должна быть расшифровка купленных товаров. Чеки без расшифровки вправе выдавать лишь ИП на спецрежиме. Если продавец отказывается давать что-либо, лучше воздержаться от покупки.

Главное отличие онлайн-касс – возможность выдавать электронные чеки, в котором содержаться все необходимые реквизиты. Такой чек может быть отправлен на почту или смской. Это удобно и их можно в любой момент распечатать. Сообщите подотчётным лицам электронную почту бухгалтерии для отправки чеков. Лучше создать для этого отдельную почту.  

По поводу чеков с заправок. При проверке инспекторы могут задать вопрос, на каком топливе ездит авто и проверят это. Возможно, будут вопросы, если бензина за одну покупку приобретено больше, чем помещается в бак. Будет подозрительно, если заправка находится вдали от маршрута следования, согласно путевому листу.

Последнее. Обычные типографские бланки БСО с 1 июля 2019 будут незаконны. БСО можно будет также печатать на онлайн-кассе (ст. 7 Закона № 290-ФЗ), и они будут мало отличаться от онлайн-чека.
Все ваши подотчётные лица должны быть в курсе нововведений.

@ProfAudit
источник
2019 May 15
Чёрная бухгалтерия
Налоговая проводит эксперимент по отслеживанию товаров

В 2019 году ФНС поставила задачу больше следить за оборотом некоторых товаров: транспортных средств и бытовой техники, а также детских товаров. Ведомство совместно с таможней проведет экспериментальное внедрение новой национальной системы отслеживания. Детали в информационном письме ФНС от 16.04.2019.

Инспекторы собираются следить за передвижением всех товаров выбранных категорий по территории России в реальном времени. Партиям товара будут присваиваться специальные номера, правила отражения которых в сопроводительных документах пока только разрабатывает ФНС. В первую очередь они будут интересоваться ценой, по которой ввезли товар. В дальнейшем по мере движения товаров к конечному потребителю, будут отслеживать изменение цены, и считать количество фирм-посредников. Вся цепочка контрагентов, имеющих дело с данной номенклатурой, будет прослежена.

Налоговая ставит и цели эксперимента: борьба с контрафактом, подтверждение подлинности товаров, повышение собираемости таможенных платежей, налогов, разработка предложений по внесению изменений в законодательство РФ, масштабирование информационной системы на другие товары.

За чем будут следить. На первом этапе налоговики будут отслеживать товары внутреннего потребления, а именно: мониторы и проекторы, холодильное и морозильное оборудование, промышленные автотранспортные средства такие, как погрузчики, бульдозеры, экскаваторы, электронные схемы, стиральные машины, детские коляски, металлическая мебель.

В 2019 году участие в этом эксперименте добровольное. Но заявлено, что если эксперимент будет признан успешным, эту систему введут на законодательном уровне уже с 2020 года.
В связи с этим в Налоговый кодекс планируют добавить поправок.

Скоро придём к тому, что происхождение любого товара будет прослеживаться от производителя до потребителя. Все, кто занимается такими поставками, может поучаствовать в эксперименте.

@ProfAudit
источник