Size: a a a

Чёрная бухгалтерия

2019 August 10
Чёрная бухгалтерия
Из жизни бухгалтерии.

Мы бухгалтерская компания, предоставляем услуги учёта. Клиенты у нас есть разные. С некоторыми мы вообще раз в квартал созваниваемся. Базу 1С в облаке пердоставляем без проблем. И большинство наших клиентов сами заводят свою первичку, делают реализации и акты, а также оплачивают счета. Мы, конечно, всё это контролируем, но всё отследить получается не всегда.

В 1С есть такая возможность закрыть период для редактирования и мы всегда это делаем, чтобы клиенты не лазили и задним числом ничего не проводили. Но случаются и накладки.

Звонит нам клиент и просит изменить реализацию прошлого квартала. Выясняем причину, узнаём, насколько это действительно нужно, открываем период и меняем. Клиент говорит нам, что будут ещё изменения буквально завтра. Ок, ждём. На следующий день звонит клиент и спрашивает, почему он не может изменить документ в 1С. Выясняем, что за документ и хватаемся за голову. Оказывается, клиент сверился с одним из своих контрагентов и решил переделать все свои ошибки в реализациях за этот и прошлый 2018 год. За этот он всё поменял, ибо период был открыт, а за прошлый, вот незадача, не может.

Как оказалось, ошибок у него в реализациях было много. Вина полностью на менеджерах по продажам, но от этого не легче. А контрагент-покупатель требует полного соответствия актов сверок. Объясняем клиенту, что для этого нужно будет пересдавать всю отчётность, формировать новую декларацию по НДС, возможно доплачивать налоги и пени и переформировать баланс. Клиент говорит – делайте, покупатель важный, хочет, значит надо.

Для бухгалтера, как вы понимаете, это работа не доставляет удовольствия, но суть не в этом. Если пересдавать прошлые периоды, они всегда будут проверяться налоговой заново. И если раньше они могли на что-то закрыть глаза, то сейчас могут этого и не делать. А учитывая то, что клиент иногда покупает документы, делать это ради совпадения актов сверок точно не стоит.

Объясняем ситуацию ещё раз, уже при личной встрече. Понимает. В итоге договариваемся сделать требуемый клиентом акт сверки. Но…в экселе. А с крайнего периода всё подбить и вести уже дальше ровно. А о зачётах он лично с директором компании клиента договорился.
Вот так вышли из ситуации.

@ProfAudit
источник
2019 August 12
Чёрная бухгалтерия
Если директор просит оформить на бухгалтера новую компанию

Бывает такое, что директор или бенефициар не может оформить на себя новую компанию или требуется организация для целей оптимизации налогообложения. Если у директора была запись о недостоверности в ЕГРЮЛе, или организация была брошена, то он на 3 года лишается права зарегистрировать новую компанию. Поэтому могут попросить бухгалтера. Грубо говоря, руководитель предлагает бухгалтеру стать номиналом.

Тут нужно понимать одну вещь. Если вы полностью понимаете, чем и как занимается организация, и полностью доверяете своему директору, на это можно пойти. В случае, если это реальный бизнес, который давно работает и не собирается закрываться, имеет наёмных сотрудников и хорошие связи с контрагентами, и вы сами понимаете, что бизнесу нужна ещё одна компания, а это не блажь или схема, такое допустимо. Но необходимо оговорить все условия заранее. Продумайте все плюсы и минусы и задавайте как можно больше вопросов реальному директору. Потому, что при проблемах делать это будет поздно. И вас не будут слушать, если вы будете указывать пальцем на бенефициара и говорить, что он вас заставил или попросил.

Также необходимо понимать точную цель создания нового юридического лица и примерно просчитать риски. Вы, как директор, будете полностью отвечать за деятельность компании. Если реальный бенефициар будет с помощью этой фирмы уходить от налогов, то вызывать на комиссии и допросы в ФНС будут вас. А если возникнет серьёзная проблема из разряда обналичивания денежных средств, то тут вам будет грозить уголовная статья.

Также при проверках вы будете чаще платить штрафы как должностное лицо. Например, за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ штраф составит 10 000 руб. При банкротстве или ликвидации на директора или учредителя могут лечь долги компании, как по налогам, так и перед контрагентами (ст. 61.10 № 127-ФЗ). Главное не соглашайтесь брать на компанию, которая оформлена на вас большой кредит в банке. Это огромный риск, который не зависит даже от порядочности реального владельца. В случае любых проблем, кредит будете выплачивать вы.

По-хорошему лучше, конечно, в подобное не вписываться. Но ситуации бывают разные. Однозначного ответа дать нельзя.

@ProfAudit
источник
2019 August 13
Чёрная бухгалтерия
Последнее время участились случаи кражи средств с расчётных счетов компаний. Статистики по таким делам нет, и банки предпочитают замалчивать такие случаи.

Вариантов несколько. Самый простой – подделка платёжных документов и сговор с работниками банка, чтобы они не уделяли им особое внимание. Вариант посложнее связан с созданием специального программного обеспечения (вируса), который позволяет мошенникам дать доступ к компьютеру, где установлен банк-клиент. При помощи чего аферисты просто списывают деньги через личный кабинет жертвы. Также есть программы, которые в процессе загрузки в банк подменяют реквизиты платежа и деньги уходят не на тот счёт.

Тут многое зависит от действий бухгалтера. Насколько оперативно он сможет выявить проблему. Если средства ещё находятся в вашем банке, можно остановить перевод. Если нет, и банк тоже не заметил опасности, придётся собирать документы, доказывающие, что транзакция была инициирована мошенниками, и подавать заявление в полицию.

Для того, чтобы кража прошла максимально быстро и успешно, мошенники иногда договариваются не только с работниками банка, но и с бухгалтерами. Зачем нужен бухгалтер?

Во-первых, бухгалтер подскажет, когда на счёте будет находиться крупная сумма денег и сколько она может там пролежать. В какое время лучше совершать кражу. Во-вторых, бухгалтер может сам дать доступ к компьютеру с банк-клиентом или установить вредоносное ПО. И даже сделать это якобы случайно или подчистить следы после установки. В-третьих, бухгалтер может долгое время не замечать кражи и тянуть время до тех пор, пока средства не будут выведены в безопасное место и обналичены.

Было несколько случаев, когда бухгалтеры сами искали таких людей и сливали им информацию. Особенно, если компания занимается различным серым бизнесом и внимание полиции ей ни к чему. Ибо, при подаче заявления в органы, следователи вполне могут попросить изъять компьютеры компании и детально поковыряться там.

К тому же, доказать вину бухгалтера тут практически невозможно, как и вину банковского работника.

Поэтому дружить с бухгалтером в современных условиях – это не правило хорошего тона, а необходимость.

@ProfAudit
источник
2019 August 14
Чёрная бухгалтерия
Ответственный бухгалтер

Реальная история от клиента

Средних размеров строительная компания, персонала в офисе человек двадцать. Менеджеры не спеша общаются с клиентами, офис-менеджеры оформляют и печатают документы, бухгалтера сидят в базах и пьют кофе. Рабочая обстановка. Офис – один большой холл, столы расставлены в хаотичном порядке. Только пространство директора отделено перегородками из непрозрачного стекла, там одно рабочее место руководителя и сейф. Это важно.

В один прекрасный день в офисе появляются инспектора ФНС вместе с полицией. Пришли не просто так, а с конкретными претензиями. Провели свои стандартные мероприятия: осмотр, допрос персонала, сделали выемку необходимых документов, заполнили протоколы. Не буду описывать подробности, но в итоге они сели пообщаться с директором за большой общий стол в центре офиса. Бухгалтера и прочие сотрудники расползлись по углам или пошли курить на улицу. Но разговор при желании могли слышать все. Инспектора аргументировано предъявляли директору доначисления налогов на общую сумму 4,5 млн. руб. Разговор был напряжённый. Но в моменте директор приглашает старшего проверяющего в свой кабинет для того, чтобы обсудить вопрос без свидетелей. Они удаляются, а главбух садится за свой компьютер и открывает 1С.

Через 5 минут женщина главный бухгалтер что-то печатает на принтере и смело идёт к кабинке директора. Из кабинета в это же время уже выходит директор и проверяющие, все в приподнятом настроении.  

С чувством выполненного долга бухгалтер протягивает директору листок и заявляет во всеуслышание, что она только что всё оплатила, и долгов перед бюджетом у компании больше нет! Сумма в платёжке была ровно 4,5 млн. руб.

Кто расстроился больше, директор или проверяющие, которые уже обо всём с ним договорились и решили, как и за сколько компания выйдет из ситуации, неизвестно.

@ProfAudit
источник
2019 August 15
Чёрная бухгалтерия
За непредоставление ОСВ может быть штраф

Суд подтвердил: инспекция вправе запрашивать оборотно-сальдовые ведомости при проверке вычетов по НДС.

Компания пересдала декларацию за прошлые периоды, налоговая запросила документы для проверки, в том числе оборотно-сальдовые ведомости для анализа по всем счетам. Компания пыталась оспорить, но суд поддержал налоговиков: налогоплательщик не сообщал ни о том, что у него нет запрошенных документов, ни о том, что он объективно не может их представить. А значит должен уплатить штраф.

Истребование бухгалтерских регистров (оборотно-сальдовой ведомости с расшифровкой по счетам учета) в общем случае в рамках камеральной проверки не предусмотрено. И ранее суды всегда считали, что оборотно-сальдовые ведомости по счетам и аналитические регистры бухгалтерского учета не являются документами, на основании которых рассчитываются налоги.

Но при проверке вычетов по НДС, особенно если организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка, то в таком случае налоговая вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета.

На компанию был наложен штраф в размере 4200 руб. как раз за непредоставление оборотно-сальдовой ведомости и анализа по всем счетам. В сумме запрашивали 21 документ по 200 рублей за документ.

Компания обратилась в суд высшей инстанции с повторной попыткой обжаловать начисление штрафа по п. 1 ст. 126 Кодекса в размере 4200 руб. Но второй суд компанию также не поддержал. Требование налоговой о предоставлении заверенных надлежащим образом копий документов оставлено налогоплательщиком без исполнения. Об отсутствии запрашиваемых документов или объективной невозможности их непредоставления (в количестве 21 документа) общество не сообщало. Судом апелляционной инстанции отмечено, что перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренный ст. 172 Кодекса, не является закрытым, и налоговый орган при проведении проверки декларации вправе истребовать у налогоплательщика любые необходимые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

Так что ОСВ, если их запрашивают, лучше предоставлять.

@ProfAudit
источник
2019 August 16
Чёрная бухгалтерия
Как оформить командировочные

Обязательных документов для оформления по закону только два. Это приказ или распоряжение работодателя и авансовый отчет. В приказе прописывается продолжительность служебной командировки, направление и т. д. Приказ можно оформить по форме Т-9 или в свободной форме на своём фирменном бланке.  Авансовым отчётом сотрудник подтверждает произведенные им расходы во время поездки с прикреплением оправдательных документов. Составляется по форме АО-1.

Есть дополнительные документы, их оформляют по необходимости и многие до сих пор используют старые формы. Это командировочное удостоверение, служебное задание, отчет о выполнении задания, журнал работников, служебная записка.

Порядок оформления командировок закрепляется в положении о командировках. Там прописывается порядок документального оформления поездок в компании, правила учета расходов на командировки, порядок оплаты поездок, условия и гарантии, которые предоставляются работникам.
Основание для направления работника в командировку – приказ или решение директора о направлении в командировку. По закону штатному сотруднику, которого направили в командировку, организация должна возместить: оплату проезда; расходы на наем жилья; суточные; другие расходы, которые сотрудник произвел в поездке с разрешения компании.

При отправлении в служебную командировку работник получает денежные средства на оплату расходов, а также суточные по каждому дню нахождения в поездке. Размер, суточных должен быть установлен в локальном акте. Сотрудник может ещё сам оформить служебную записку на предполагаемую сумму расходов, но она должна быть подписана директором.

Подтверждением таких командировочных расходов будет авансовый отчет. К отчету командированный прикладывает документы, подтверждающие затраты на командировку.
Командировочные можно выдать из кассы или отправить с расчётного счёта компании работнику на его банковскую карту.

Если по завершении поездки у командированного остались денежные средства, он должен вернуть их в кассу в течение 3 дней с момента оформления им авансового отчета. Для этой операции предусмотрен приходный кассовый ордер.

Если возник перерасход средств, и работник потратил больше, чем ему выдавалось, нужно проверить его авансовый отчет. Если траты были обоснованы, то они подлежат компенсации из кассы по расходному кассовому ордеру.

@ProfAudit
источник
2019 August 17
Чёрная бухгалтерия
Если исключили из ЕГРЮЛ

Бывают ситуации, когда налоговая узнаёт о том. Что компания не находится по юридическому адресу. Некоторое время они пытаются связаться по телефону, а если это не приносит результата, делают пометку в ЕГРЮЛ, что адрес не подтверждён. Через какое-то время компанию могут исключить из реестра. При этом компания может быть действующая, сдающая отчётность и уплачивающая налоги. На балансе организации может быть имущество или автомобиль, а на расчетном счёте средства. Что делать в таком случае?

Если коротко, схема проста: компания ликвидируется, долги кредиторов погашаются, оставшееся имущество распределяется между учредителями или оформляется на единственного. Но самому это не сделать. Признать право на имущество компании можно только через суд. Для этого надо подать в арбитражный суд заявление на распределение имущества (даже, если один истец). Суд рассмотрит заявление, назначит процедуру и утвердит арбитражного управляющего. В суд надо будет представить документы, подтверждающие наличие у компании имущества на момент исключения. После выполнения всех действий, связанных с распределением и передачей имущества, арбитражный управляющий составит отчёт о проделанной работе и направит в суд ходатайство об окончании процедуры.

Образец заявления можно получить у юристов или обратится за ним в суд. Там же можно узнать, как именно происходит процесс. Заявление можно подать лично, что надёжнее, или на сайте Мой арбитр.  

@ProfAudit
источник
2019 August 19
Чёрная бухгалтерия
Как упростить работу, если много компаний

Прилетела ценная информация от подписчика. Спасибо!

Мы маленькая бухгалтерская компания, и время каждого сотрудника у нас очень ценно. Поэтому мы тестируем и находим различные технические решения для упрощения работы. В учёте есть много типовых задач, где нужно просто водить мышью по экрану по определённому алгоритму. Например, это сдача отчётов СЗВМ, которые нужно отправлять каждый месяц. Учитывая, что в большинстве наших компаний один, максимум - два работника, это тупая и однообразная работа, которая занимает время. Вот директор и решил её отдать роботу. У него получилось. Есть специальные программы, которые записывают движение мыши и потом могут его воспроизводить с разной скоростью.

Несколько дней он занимался тем, что записывал последовательность, как должна двигаться мышь по экрану со всеми задержками. И теперь отчёты отправляет программа, нужно только запустить запись. Сейчас пишем последовательность для запроса сверок по всем компаниям. Тут сложнее, но тоже реально. Дальше в планах заполнение отчётов 4ФСС и расчёт по страховым взносам по нулёвкам. Основная проблема в том, что баз много и если комп на секунду подвиснет, алгоритм собьётся. Поэтому его сделали на 20 баз. Всё работает.

Реальный лайфхак!

@ProfAudit
источник
2019 August 20
Чёрная бухгалтерия
Индексация окладов

Последнее время налоговики рассылают всё больше требований и вызывают налогоплательщиков на ковёр. Но прицепиться они могут не только к вопросам налогообложения, но и к зарплатам. Инспектора требуют индексировать оклады, согласно инфляции. Это увеличит поступления от НДФЛ и страховых взносов. Повод для беседы – более низкий оклад, чем МРОТ или в среднем по отрасли в конкретном регионе. И если раньше они просто рекомендовали повысить ставки, то сейчас они на этом настаивают. Согласно Трудовому кодексу, работодатель должен постоянно индексировать зарплату работникам.
К таким вопросам лучше заранее подготовиться и знать, как действовать. Нормы индексации можно найти в открытых источниках. Непосредственно этими вопросами занимается Минтруд и Роструд. Есть письмо от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305, где обязанность индексации закреплена. Конкретный порядок компания устанавливает в локальном акте или коллективном договоре. Официальную инфляцию можно также отслеживать на официальном сайте статистики.

Зарплату лучше индексировать. Это отсечёт лишние вопросы. Если не успели – исправляйте ситуацию и прямо заявляйте, что индексация будет с такого-то месяца. Если руководство отказывается это делать, пытайтесь оправдаться тем, что есть разные способы для повышения уровня дохода работника, например ежеквартальные и прочие премии. Можно прописать, что индексация напрямую зависит от прибыли компании и поспорить на этой почве. Судебная практика в данном вопросе противоречива. По крайней мере, у вас будет весомый аргумент.

Самый распространённый случай ухода от повышения до МРОТа - это оформление на полставки. Некоторые прописывают даже четверть ставки. Но в этом случае, будьте готовы подробно рассказать инспекторам, почему это подходит для компании и как работник успевает справляться со всеми своими обязанностями. И лучше всегда иметь готовую легенду, а не выдумывать на ходу.

За то, что компания не ввела индексацию, возможен штраф в размере 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП). Но налоговики не вправе оштрафовать компанию за нарушение трудового законодательства. Они могут только сообщить о нарушении трудовым инспекторам.

Кстати говоря, поступают так они далеко не всегда. Для них это лишняя работа. Поэтому есть вероятность, что трудовые инспекторы не узнают о том, что компания не проводит индексацию, даже если об этом знает налоговая.

@ProfAudit
источник
2019 August 21
Чёрная бухгалтерия
Налоговая требует новый отчёт

ФНС с 3 февраля 2019 года вправе требовать новый отчёт. Инспектора хотят знать о реальных бенефициарах компании. Такой отчёт обязали сдавать всех, кому пришёл запрос. Если не отвечать, можно получить штраф на компанию от 100 до 500 000 рублей, а на директора — на 40 000 руб. Основание – 115-ФЗ. Ответить необходимо в течение 5-ти дней.
Форма отчёта уже утверждена и есть на сайте налоговой. Это касается абсолютно всех. Даже малый бизнес, несмотря на то, что он имеет право вести упрощённый учёт. Они и раньше это делали, но это было крайне редко, к тому же не было формы.

Бенефициарный владелец — это физлицо, которое прямо или косвенно, то есть через третьих лиц, владеет более 25 процентами капитала компании либо имеет возможность контролировать ее действия (п. 8 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ).Если, физлицу полностью принадлежит компания А, которая владеет 50 процентами уставного капитала компании Б, то физлицо будет бенефициаром для обеих организаций.

Если компания получила запрос, подготовьте список бенефициаров. Указать нужно фамилии, имена, отчества, гражданство, даты рождения, паспортные данные, места жительства, а также ИНН, если есть. Также компания обязана хранить эту информацию и обновлять её.

Также предусмотрено, что данные о бенефициарных владельцах придется предоставлять по запросам не только ФНС, но и некоторых госорганов. В частности, Росфинмониторинга, налоговых органов и еще одного органа исполнительной власти, который позже утвердит Правительство РФ.

Источник: приказ ФНС от 20.12.2018 № ММВ-7-2/824

Для чего налоговым эта информация, понятно. В случае долгов компании перед бюджетом РФ, они будут стараться доказать вину в этом её бенефициара и пытаться возместить ущерб стране за счёт его личного имущества. Такие случаи уже были. Необходимо иметь это в виду.

@ProfAudit
источник
2019 August 22
Чёрная бухгалтерия
Минздрав беспокоится о работниках

Компаниям работодателям дали рекомендации по укреплению здоровья персонала, ибо профилактика заболеваний сотрудников поможет сократить расходы организации и повысить производительность труда!
Чиновники советуют, как лучше следить за здоровьем и отдыхом сотрудников. Как организовать корпоративные программы укрепления здоровья.

Что советует Минздрав?

В первую очередь рекомендуют бороться с курением. Предлагается оснастить рабочие места и места общего пользования детекторами дыма и знаками, запрещающими курение. Также рекомендуют организовать помощь курящим сотрудникам в отказе от вредной привычки, в том числе в интернете. Дополнительно, как меру по борьбе с курением можно ввести систему штрафов и поощрений. По закону такие штрафы недопустимы, поэтому есть вариант уменьшать премии или ввести отдельные поощрения для некурящих работников.

По направлению борьбы с потреблением алкоголя, чиновники советуют тестировать сотрудников и проводить безалкогольные корпоративы и мероприятия. А за появление на работе в состоянии опьянения сотрудника можно и уволить.

Рекомендуют организовать здоровое питание на рабочих местах, в офисе помогут доступ к питьевой воде, маркировка "здоровых" блюд и конкурсы рецептов. А также оценить пищевые привычки своих работников.

Чтобы развивать физическую активность, советуют проводить командно-спортивные мероприятия и физкульт-брейки.

Кроме того, Минздрав порекомендовал заботиться и о сохранении психологического здоровья и благополучия персонала. Этому будут способствовать, например, телефонная линия психологической поддержки работников и комната психоэмоциональной разгрузки.

Главное, чтобы рекомендации не превратились в требования. Потому что, кому за это всё платить - понятно.

Сам документ тут: https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/zozh

@ProfAudit
источник
2019 August 23
Чёрная бухгалтерия
Отменили продажу. Можно ли получить вычет НДС с аванса

Ситуация. Договорились о поставке, провели реализацию. Получили аванс, начислили НДС с полученного аванса. Но обстоятельства изменились, товар сами не получили и поставить не можем. Вернуть деньги пока нет возможности. Покупатель пошёл на встречу, договорились миром и заключили договор о новации долга. Суть такого договора – смена предмета сделки. То есть, вместо долга за непоставленный товар образуется заемное обязательство. Теперь компания просто должник и реализацию нужно отменить. Как принять к вычету НДС с аванса?

Это законно, запрета нет. По логике, вы и не должны платить этот НДС. Но раньше налоговики высказывались резко против вычета НДС с авансов, если стороны позже заключили договор новации. Да и сейчас тоже могут скривиться и отказать в вычете. Но есть рычаг. Суды в таких делах всегда на стороне компаний (п. 23 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда от 19.03.2015 по делу № 310-КГ14-5185).

Налоговики об этом знают и поэтому не сильно упорствуют. Определение Судебной коллегии даже было разослано по инспекциям, чтобы инспектора использовали его в работе (письмо ФНС от 17.07.2015 № СА-4-7/12693). Об этом и нужно напомнить инспектору, если при проверке он предъявит претензии к вашим вычетам. А также сошлитесь на судебную практику: Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.11.2018 № Ф02-5010/2018, Поволжского округа от 06.12.2018 № Ф06-39323/2018 по делу № А65-3269/2018.

Ещё момент. Заявляйте вычет в момент заключения договора о новации долга. Для этого просто отразите в книге покупок счет-фактуру на аванс, который до этого зарегистрировали в книге продаж.

Да и во всех спорных ситуациях ищите в открытых источниках решения судов по похожим случаям. Если озвучивать инспекторам номера и даты постановлений, они всегда становятся спокойнее и выдвигают меньше требований. Можете даже составить список прецедентов, относящийся к вашей сфере деятельности и использовать по необходимости.

@ProfAudit
источник
2019 August 24
Чёрная бухгалтерия
ФНС узнает о зарубежных счетах

С этого года, согласно конвенции о международном обмене налоговой информацией, налоговая служба РФ может получать данные из других стран.
Конвенция была подписана ещё несколько лет назад, и в теории всё должно уже давно работать. Но есть одно но. Согласно этой же конвенции, информация должна быть не старше 1 января 2016 года. Это значит, что сведения о гражданах РФ и их счетах до этого времени ей недоступны. Но в письмах ФНС много раз было упомянуто, что в случае, если Россия договорится с другими государствами, то могут дать и информацию, датированную раньше 2016 года. Конвенция подписана и ратифицирована уже 117 государствами, и все любимые россиянами государства там есть: Кипр, Швейцария, и различные острова. Дело по сути за малым – просто заключить соглашения с этими юрисдикциями и можно будет запрашивать информацию ранее, чем 1 января 2016 года. Скорее всего, это вопрос времени.

Есть один прецедент. Предприниматель из города Иваново в 2014-2015 годах через эстонский банк переводил прибыль на Кипр, а потом получал оттуда дивиденды по пониженной ставке. ФНС запросила информацию у Эстонии, и она была предоставлена. В итоге через суд налоговая доказала, что бизнесмен должен бюджету РФ примерно 75 млн. рублей с пенями и штрафами.  Правда, предприниматель не амнистировал свои капиталы. Сейчас амнистия продлена до марта следующего года, но успеть на этот поезд не просто. Амнистия — в целом не простой инструмент и не решает проблемы по взмаху руки. И подать декларацию в рамках амнистии нужно ещё до того, как к вам пришла проверка. Если проверка уже пришла и выявила нарушения, амнистия не поможет.  У ФНС есть достаточно времени, чтобы запрашивать и получать сведения о такого рода случаях из прошлого.

Важный момент - если налоговики договорятся с каким-то государством, то им даже не нужно будет оформлять письменное согласие. Конвенция то в силе. Кстати, из тех, с кем уже есть договорённость - популярный офшор — Каймановы острова.

Не со всеми получится договориться легко. Вряд ли Швейцария сразу пойдёт на контакт. Но такой обмен уже идёт. И нужно понимать, что он коснется и более ранних периодов, чем 2016 год.

@ProfAudit
источник
2019 August 26
Чёрная бухгалтерия
Как дать денег фирме

Во многих компаниях бывает так, что не хватает оборотных средств или происходит кассовый разрыв. В таком случае, деньги обычно вносят учредители. Но в учёте есть несколько способов, как можно оформить такие внесения. Это заём (процентный или беспроцентный), вклад, дарение, аванс. Как сделать правильно, сказать нельзя. Для каждой отдельной ситуации подойдёт свой вариант.

В случае с займом, минус только один - его всегда необходимо вернуть. Если учредитель, конечно, его не простит. Но если заём простят, то появятся облагаемые доходы. Если заём процентный, то облагаемых доходов нет, а проценты можно включить в расходы. Но в этом случае нужно удерживать НДФЛ за учредителя с процентов и перечислять в бюджет. Также этот доход нужно отразить в отчёте 6-НДФЛ, что добавляет работы бухгалтеру. Договор займа лучше оформить по всем правилам и заключить до того, как внесены средства, во избежание споров с инспекторами.

В случае с вкладом в имущество всё немного по-другому. Посмотрите только, нет ли в уставе запрета на вклады. Оформляется протокол собрания учредителей (решение единственного учредителя) и вносятся средства. Есть условие - если учредителей несколько, каждый должен внести сумму соответственно своей доле. В учёте вклад в доходах не отражается.

В случае дарения (безвозмездной финансовой помощи) тоже нужен договор. Но тут подарок вправе сделать и один учредитель. Только вот, если доля учредителя менее 50%, нужно будет уплатить налог, что невыгодно.

Учредитель может и что-то купить у своей компании и внести аванс. Но при проверке, инспектора обязательно проанализируют цену сделки на предмет соответствия рыночной. В случае аванса средства может внести только один учредитель, и вся сумма пойдёт в доход компании. По сути, это обычная продажа.

@ProfAudit
источник
2019 August 27
Чёрная бухгалтерия
Из бухгалтерии на аутсорсинге

Есть у нас один клиент, вернее два. Два товарища, у каждого из которых свой небольшой бизнес. Мелкое производство и продажа запчастей. Оба на НДС. Бизнесы идут так себе, и решил один из них себе дополнительное направление открыть. А именно заниматься перепродажей услуг по так называемому зашиву НДС. Нашёл он себе партнёров, кто ему эту услугу будет оказывать за недорого, стал накручивать свою дельту и предлагать знакомым бизнесменам. Своему товарищу с производством первому предложил.

У мелкого бизнеса с НДС всегда проблема, друг хороший, первый и согласился купить документов на 3 млн. рублей, тем самым снизив себе НДС на 600 000. Вернее, провести несуществующую сделку без оплаты на покупку какого-то оборудования. Второй свои 1-2 % получил, документы сделал на свою фирму, декларации подали всё хорошо. А сам он документы у партнёров купил дешевле.

Всё бы хорошо, но вот партнёры подкачали и документы его не «легли», требование пришло по партнёрским документам. А у него даже первички нет, так он своим партнёрам верил. А они вообще растворились и на связь не выходят. В итоге доначисления на всю сумму. Сейчас думает, как ему быть. Фирма живая и закрывать её не хочется. К тому же ещё и субсидиарку могут присудить. Да и новую потом открывать придётся.

Вот так, 30-60 000 получил, а в казну заплатит 600 000. Это ещё хорошо, что у него один такой «клиент» был. Да и друга тоже немного подставил. Сам то НДС не заплатил. А это значит, что и тем могут заинтересоваться инспектора. Отношения, кстати, тоже испортились в связи с этим.

Мораль: не умеешь – не играй.

@ProfAudit
источник
2019 August 28
Чёрная бухгалтерия
Как не ошибиться с объявлением

Последнее время инспектора всё более присматриваются к деятельности бизнеса, и даже объявление в интернете о поиске сотрудников может вызвать вопросы. К тому же правила размещения вакансий запрещают указывать некоторые личные характеристики, не относящиеся к профессиональной квалификации. Что указывать нельзя?

В вакансиях запрещено писать требования к возрасту, полу, семейному положению и другим непрофессиональным качествам кандидата (ст. 3 ТК, п. 6 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1). Такие признаки дискриминации ограничивают трудовые права соискателя (ст. 64 ТК). Например, в объявлении нельзя указывать, что фирма ищет молодую девушку без детей или мужчину без вредных привычек.

Если интернет ресурс и разместит подобное объявление (а крупные площадки, типа Авито, за этим уже давно пристально следят), то за подобное нарушение компанию может оштрафовать трудинспектор на 10—15 тыс. руб. (ст. 13.11.1 КоАП). Отменить штраф не удается даже в суде (постановление Томского областного суда от 10.11.2017 № 4а-496/2017). Причём, к ответственности привлекают не только работодателей, но и владельцев сайтов, на которых размещают вакансии (постановление Пермского краевого суда от 12.01.2017 № 44а-16/2017).

Более того, из-за подобных причин очень рискованно письменно отказывать соискателям в приеме на работу. За такой незаконный отказ компанию оштрафуют на 30—50 тыс. руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП). Если соискатель попадётся настойчивый, то он может и обратиться в суд, где потребует его трудоустроить. И суд обяжет организацию это сделать, если кандидат докажет, что ему отказали из-за дискриминации (определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.09.2017 № 33-17198/2017).

Кстати, если кандидату отказывают в приеме на работу, он вправе узнать, почему. Статья 64 ТК запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Работодатель обязан объяснить, почему отказал кандидату. Отказ должен быть обоснованным, то есть связан с деловыми качествами работника.

Поэтому не указывайте в вакансиях возраст, желаемые пол кандидата и другие признаки, попадающие под требования о дискриминации. Если у вас реально есть пожелания к кандидатам, касающиеся их личных качеств, то просто не приглашайте на собеседование неподходящие кандидатуры. А в отказе ссылайтесь на недостаточность профессиональных знаний и опыта соискателя.

@ProfAudit
источник
2019 August 29
Чёрная бухгалтерия
Хочу рассказать, как я был гостем в двух аутсорсинговых бухгалтерских компаниях.

Начну с того, что я приглядываюсь к франшизе 1С Бухобслуживание. Изучаю материал и рассчитываю бизнес-модель. На этой почве решил заехать и поговорить с теми кто уже ведёт дело по этой франшизе. Был в двух компаниях в Питере.

Сказать, что они сильно отличаются - ничего не сказать. Одна очень большая. Занимает целый этаж в бизнес-центре, несколько отделов: первичка, маркетинг, клиентский отдел и сама бухгалтерия, свои сервера и служба IT. Большое пространство с перегородками. Руководитель при этом сам не бухгалтер. Спрашиваю директора, сколько клиентов, говорит (Внимание!) чуть меньше пятисот. Персонала я насчитал пятьдесят человек, потом сбился. Все поголовно делают вид, что работают. Везде кучи бумаг и канцелярии. Отдел первички - отдельный кабинет со шкафами до потолка и только там человек 10 работают. В общем, как в фильмах, атмосфера рабочая.

Вторая компания на вид совсем маленькая. Небольшой офис, метров 25, 4 стола, один стол пустует, работник в отпуске. Бумаг никаких нет, один шкафчик под первичку. Руководитель сам бухгалтер. Атмосфера идиллическая. Спрашиваю владельца - сколько у вас клиентов, думаю, ну 10-20. Отвечает: примерно 150(!). Я не верю, говорю: а как вы справляетесь? Очень просто, ответ. Мы даем 1С всем в облаке и всю первичку заводят сами клиенты, мы их обучаем, с банком тоже работают они. Документы делать, акты, счета тоже обучаем. Мы выполняем по сути только функции главбухов, проверяем, ну и так по мелочи.

Круто! Так тоже можно. Кому надо, могу дать контакт.

@ProfAudit
источник
2019 August 30
Чёрная бухгалтерия
Опасные объявления

Подавая объявление о поиске персонала, нужно уделить внимание нескольким вещам. Кроме указания личных данных, типа пола, возраста, длины ног и проч., есть ещё ряд опасных моментов.

Нельзя писать, что заключение трудового договора происходит после испытательного срока. Согласно ст.67 ТК, договор должен быть подписан в течение 3-х дней с момента начала осуществления трудовых обязанностей. За это нарушение предусмотрен штраф 50-100 тыс. руб. В договоре испытательный срок обязательно должен быть прописан. Как и ставка. Лучше проводить тестирование перед приемом на работу.

Если работник устраивается на постоянную работу, 5/2 с обычным графиком и регулярной зарплатой, то заключение договора ГПХ будет нарушением. Трудовые отношения должны быть закреплены трудовым договором. На это обратят внимание уже и налоговики. Штраф - 20% от недоимки по взносам и 50-100 тыс. от трудинспекторов.

Опасно стало и указывать в объявлении зарплату выше официальной. Уже были случаи, когда инспектора ФНС «предъявляли» компаниям их же рекламу о поиске сотрудников. Это не доказательство серой зарплаты, но внимание точно привлечёте. А если все же конверты докажут, начислят штраф - 20% от доначисленного по всем налогам и взносам.

Не рекомендуем также указывать адрес, по которому фирма не стоит на учёте. При проверке могут заподозрить скрытое обособленное подразделение. Тоже лишнее внимание. Если докажут - штраф 10 тыс. руб.

@ProfAudit
источник
2019 August 31
Чёрная бухгалтерия
Персональные данные

С этого года Роскомнадзор усилил контроль за персональными данными. На этом даже пытались играть мошенники, рассылая ложные письма с требованиями от РКН.

Письма также рассылают компании, которые оказывают услуги по разработке документации якобы для создания системы защиты персональных данных в компании. Навязывают необходимость разработки более 30-ти документов и просят за это от 10000 до 100000 рублей.

Персональные данные получают все компании, где есть работники, а также предприятия сферы услуг. К таким относятся: ФИО, дата рождения, паспорт, телефон, адрес, семейное положение, образование и т.п.

Что нужно на самом деле?
Необходимо утвердить положение о работе с персональными данными, форма есть в интернете. Все работники компании должны быть с ним ознакомлены под роспись. Также нужно назначить ответственных, кто допускается к работе с ними и уведомить Роскомнадзор (ст. 22 152-ФЗ). Это делается один раз по почте или через портал персональных данных РКН: pd.rkn.gov.ru. Также надо получить согласие лица на обработку и хранение его данных. В согласие пропишите все максимально подробно, чтобы потом не было вопросов.

Не нужно ничего этого делать, если вы собираете только ФИО, данные для разового прохода в компанию и информацию по договору.

Хранить данные нужно в сейфе. Передавать только с согласия физлиц. А для уничтожения требуется создать комиссию и оформить акт уничтожения данных.

Штрафы за различные нарушения данного порядка от 10000 до 75000 рублей.

@ProfAudit
источник
2019 September 02
Чёрная бухгалтерия
Задерживать налоги опасно

Если так случилось, что вы оплатили налоги чуть позже, вас могут ждать неприятности. И пени со штрафами – не самое страшное. Случаев, когда блокировали счета из-за 1 копейки действительно много. При задолженности налоговая не оценивает её масштаб, система автоматически высылает требование, которое может прийти одновременно с решением о приостановлении операций в банке. О рациональности система не думает, поэтому вам может прийти даже заказное письмо за 23 рубля, сообщающее, что вы должны 1 рубль.

Последнее время появились вообще абсурдные вещи. Одному нашему клиенту пришло требование об уплате недоимки на сумму 0 руб. 00 коп. Как на это реагировать совсем непонятно. После множества неудачных попыток прояснить информацию по телефону, бухгалтер поехала в налоговую. Там ей просто ответили, что это некий лайфхак. С помощью таких вот писем инспекторы обнуляют в системе предыдущие требования, по которым долги были погашены.  

О возможном решении по блокировке вы можете узнать на сайте service.nalog.ru/bi.do. Но, к сожалению, только за один день. Делается это только вручную, оформить подписку нет возможности.

Дело в том, что решение о блокировке обычно до банка доходит быстро, а вот о разблокировке может задержаться. Были даже случаи, когда инспектора честно признавались, что на маршруте у них произошёл сбой и поэтому они советуют налогоплательщику приехать в инспекцию лично для получения файла с решением о разблокировке и самому отвезти его на флешке в банк. Ну, или ждать, пока проблему решат. Сроки никто не называет.

На разблокировку банк тоже берёт время до двух дней. При этом банк не отвечает за материальные потери при блокировке. Если вы не смогли рассчитаться с партнёром и потеряли контракт, подавать на банк в суд бесполезно. Чтобы избежать риска, советуем хотя бы раз в месяц делать сверку с бюджетом, а если у вас много операций, лучше раз в две недели. Это делается через систему электронной отчётности или на сайте налоговой в личном кабинете. Сверки предоставляются бесплатно, количество запросов неограниченно.

Если вы всё погасили, а счет не разблокируют, звоните в отдел урегулирования задолженности ИФНС и потребуйте объяснений, желательно продублировать свое обращение письменно.

@ProfAudit
источник