Size: a a a

Чёрная бухгалтерия

2019 July 20
Чёрная бухгалтерия
Почему не приняли декларацию по НДС

Закон обязывает всех налогоплательщиков в срок предоставлять отчетную информацию в ФНС. За нарушения есть штрафы и санкции. Например, за несданную декларацию по НДС оштрафуют на 5% от суммы налога в отчете за каждый месяц просрочки. Но не менее 1000 рублей.

Если пришёл отказ, всегда указана категория ошибки, что существенно упрощает работу. Но, бывает, при отправке всплывает и неизвестная ошибка. Тогда неясно, что не устроило принимающую сторону. Налоговая имеет право отказать в приемке, но их отказ должен быть мотивирован. Причины могут быть следующие.

- Налогоплательщик не предоставил в ИФНС документы, подтверждающие личность и полномочия по предоставлению отчетности.
- Если отчёт сдается по защищенным каналам связи, то основанием для отказа является просроченная доверенность или неактуальные паспортные данные отчитывающегося лица.
- Декларации и расчеты не соответствуют установленным требованиям, форматам и структуре. Или бланки заполнены не по утвержденным правилам.
- Данные не заверены руководителем либо иным уполномоченным представителем.
- Если ЭЦП не соответствует требованиям криптозащиты, то ФНС вправе не принять отчет.
- Отчёт предоставлен в территориальное отделение инспекции, которое не имеет полномочий по приемке такой отчетности. Сдали не в ту налоговую.

Во всех остальных случаях отказ ФНС считается неправомерным.

Но ситуаций, когда ФНС не принимает декларации, в 2019 году много. Часто причины этому – сбои. Тут не защититься никак. Ещё проблема — обновленный алгоритм сверки отчетности контрагентов  АСК НДС. Это сервис, который сопоставляет декларации на соответствие показателей. Например компания А заявила вычет, а компания Б не подтвердила его. При автоматической сверке ФНС программа выдает ошибку: расхождение в отчетности контрагентов. Такое разногласие не является законной причиной для отказа в приемке декларации по НДС.

На практике же бывает иначе. Декларация сдана, но не принята. При этом инспектора требуют предоставить сразу ещё и корректировки. Дабы привести отчетность в соответствие с отчетностью контрагента, чтобы при сверке не было разногласий.

Что с этим делать разберём далее.

@ProfAudit
источник
2019 July 22
Чёрная бухгалтерия
Что делать, если не приняли декларацию по НДС

Алгоритм действий достаточно простой и состоит из 4 пунктов.

1. Выясняем причину отказа.
Причина, по которой не приняли декларацию должна быть отражена в ошибке. Ошибка будет указана в отрицательном протоколе. Бывает, что из этих данных ничего не понять или указано Неизвестная ошибка. Тогда обязательно нужно звонить в свою налоговую и разбираться конкретно.

2. Устраняем проблему.
Если ошибка понятна, устраняем причину. Это может быть отсутствие сведений, устаревшая доверенность, ошибки в заполнении. Если устарела ЭЦП ил сменились реквизиты, необходимо получить новую. Ошибки исправьте. Проверьте актуальность формы. Запустите проверку. Можно проверить выгруженный файл формата xml на сайте gnivc.

3. Отправляем повторно.
Исправленную декларацию отправляем в нашу ФНС. Важно помнить о сроках. Если был принят первый отчет, а сообщения об ошибках пришли позже, то при подаче корректировки и разъяснений штрафа за просрочку не будет.

4. Ожидаем ответа о приёме.
Если получили положительный протокол, можно расслабиться.

Последнее время бывают случаи, когда декларацию не принимают из-за отсутствия отчетности контрагента. Со стороны ФНС такие действия неправомерны. Если это произошло, выясняем причину, обращаемся в налоговую официально. Подготовьте письменный запрос о предоставлении разъяснений причин отказа в принятии отчетности и дождитесь ответа. Возможно, декларацию примут без дополнительных действий. Если ответа нет, обратитесь в вышестоящее отделение ФНС. Подготовьте официальную жалобу, где изложите свои права со ссылкой на закон и укажите нарушения инспекторов.

Если есть все документы и нет доказательств преступной взаимосвязи, то право на получение вычета по НДС, не зависит от выполнения контрагентом своих налоговых обязательств.  
Жалоба будет рассмотрена в общем порядке. Директора могут пригласить для беседы в ИФНС. Возможно, организация попала в список подозрительных, похожих на фирмы-однодневки. Но и это не основание для отказа в приемке отчетов.

@ProfAudit
источник
2019 July 23
Чёрная бухгалтерия
50тр, генератор с/ф. Уменьшает время работы буха в десятки раз. @NameHolder
источник
2019 July 24
Чёрная бухгалтерия
Опасны ли аудиторские проверки

С этого года аудиторов обязали передавать в ФНС данные о клиентах. Многие бизнесмены решили, что аудиторы теперь будут их сдавать и опасаются проводить проверки. К тому же неясно, что именно будут отсылать аудиторы налоговикам. И что налоговая будет с этим делать. Так что по факту?

Да, аудиторы должны предоставлять сведения инспекторам, но только по их запросу и только, когда проходит выездная проверка (ст. 93.2 НК) и если организация сама не ответила на запрос инспекторов. Если ответить, то они могут и не обратиться к аудиторам вовсе. При камеральной проверке запрашивать информацию у аудиторов инспектора не имеют права. Выездные на практике проводят крайне редко. Выезжают к одной-двум компании из тысяч.

Кроме ФНС, аудиторы должны передавать сведения о подозрительных операциях и в Росфинмониторинг (п. 2.1 ст. 7.1 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Для них даже разработали рекомендации, как выявлять сомнительные операции. Росфинмониторинг советует аудиторам обращать внимание на те признаки, за которыми уже давно пристально следят банки. Это: низкая налоговая нагрузка, регистрация контрагентов по массовому адресу, недостоверность в ЕГРЮЛ, отсутствие зарплат, снятие налички в больших объёмах. А также смотреть за экономической обоснованностью сделок. Но пока аудиторы не спешат массово отсылать данные. Проверки 2017 уже закончились, а 2018 ещё идут.

При этом аудит проводится на выборочной основе и аудитор может и не увидеть эти самые сомнительные операции. Закон не требует от аудитора искать именно их. К тому же аудитор может и не посчитать операции сомнительными, чётких критериев этой самой «сомнительности» до сих пор нет. Но, если при проверке будет выявлена обналичка, сообщение должно быть направлено. Объяснить смысл сделок аудиторы всегда проще. И он может войти в ваше положение.

Нужно ли включать в договор с аудиторами особые условия, чтоб он не смог передать документы? Скорее всего, нет. По закону аудитор обязан хранить документы, в том числе первичку из выборки, и их копии не менее пяти лет (п. 2 ст. 13 № 307-ФЗ). Следовательно, какие-то пункты, которые будут мешать ему сделать это, автоматически будут вне закона. Да и аудиторы вряд ли согласятся на спорные пункты.

@ProfAudit
источник
2019 July 25
Чёрная бухгалтерия
От подписчика

Собирайте документы заранее

Я бухгалтер на удалёнке. Веду несколько компаний. Расскажу показательный случай из недавней практики.

Есть у меня один клиент. Скажу сразу, он у меня только с начала года. Занимается хозяйственными товарами строительного назначения. Покупает и продаёт оптом и в розницу. Есть даже свой магазинчик небольшой. Магазинчик, кстати, очень выручает, что касается налички и даже НДСа. Получается, что товара с НДС покупается больше, чем продаётся юрлицам. Поэтому с НДС проблем никогда не было. А розничную выручку он показывает не всю. Даже думал нал продавать одно время.

Дошло до того, что клиент почти перестал заморачиваться сбором первички по НДС с контрагентов. НДС вместе с прибылью делался и платился всегда в размере 1% от оборота.

Но недавно случилось так, что количество реализаций юрлицам резко выросло, а продажи в магазинчике упали. И по 2 кварталу 2019г. налог НДС получился в районе 700 т.р. Это при оборотах в 10 млн. Документами из этого квартала его никак не закрыть. Пришлось искать и поднимать документы из прошлых периодов. Почти без проблем смогли поднять на 350, а с остальными начались долгие переговоры. Стали сверяться, где-то новые менеджеры, где-то новые бухгалтера, одна компания вообще прекратила деятельность. В итоге оплаты есть, а документов нет.

Ещё печально то, что все документы мелкие. Суммы в районе 10-20-30 т.р., НДСа там кот наплакал, но их много. Вот директор с 20 по 25 число июля носился по всему городу с реестрами и табличкой недостающих документов и выпрашивал их у своих, часто бывших контрагентов. По итогу к 25 июля смогли закрыть ещё четвёртую часть. Покупать НДС директор отказался. Пришлось платить около 175 т.р.

Мораль: если что-то оплатили, требуйте документы сразу.

@ProfAudit
источник
2019 July 26
Чёрная бухгалтерия
Самодельная первичка

Бывают случаи, когда необходимо срочно получить первичку от контрагента. При этом контрагенты не всегда бывают ответственные. Или просто не серьёзно относятся к документам. Один раз мы даже слышали предложение напечатать акт самим и расписаться за их директора, а они по почте пришлют фотку печати. Некоторые на это идут, но это вне закона и, следовательно, опасно.

Если при проверке инспектора обнаружат, что первичка поддельная, есть риск не только доначисления налогов, но и возбуждения уголовного дела за подделку документов. Но ситуации бывают разные и иногда это действительно единственный путь заиметь документ. На что обратить внимание при его создании.

Во-первых, создавайте его не по вашему шаблону, а по форме прочих документов контрагента, если они есть. Если нет, пусть он будет максимально отличаться от вашего. Если это какое-то письмо, пусть его составит не тот сотрудник, который составляет подобные документы для вас. Стиль должен отличаться. Если на руках есть документы того же периода, лучше отталкиваться от них.

Во-вторых, у принтеров бывают дефекты при печати. Поэтому печатайте его лучше на другом принтере. Иначе, если при проверке и не докажут поддельности, могут заподозрить в том, что компании взаимозависимы. К тому же тогда на вашем офисном компьютере точно не сохранится электронной копии этого документа. Компьютеры тоже иногда изымают и данные восстанавливают. И всегда сначала создавайте документ, а потом ставьте печать и подпись, иначе краска ляжет поверх подписи, и это вас выдаст.

В-третьих, пусть у вас будут 2 экземпляра документа, которые будут немного различаться. Один из которых вы можете послать нерадивому контрагенту. Один документ на двоих – это плохо, как минимум, взаимозависимость. Отнеситесь серьёзно и к нумерации документов. Дробь – это подозрительно, и может говорить о том, что документ был создан задним числом.

В четвёртых. Печать в программе на компьютере – это не профессионально. Лучше сделать реальную по оттиску. Экспертизу, она не пройдёт, но на глаз подозрений не вызовет.

В-пятых, подпись. Перед постановкой, попросите сотрудника потренироваться и расписаться минимуму раз 100 на чистых листах. Чтобы появилась небрежность. Не ставьте подпись на авось.

И сначала всегда предоставляйте для проверки копию. По ней экспертизу провести гораздо тяжелее. Если не примут копию, тогда давайте оригинал.  

@ProfAudit
источник
2019 July 28
Чёрная бухгалтерия
Начальников ФНС тоже ловят за взятки

Летом в Петербурге суд арестовал замначальника ФНС № 18 Калининского района Василия Макара за взятки. Задержали в рабочем кабинете. Он обвиняется по ч.5 ст. 290 УК РФ. Уже предъявлено обвинение, но сам он пока находится под домашним арестом. Коррупционер совместно с начальницей отдела выездных налоговых проверок требовали у представителя одной из коммерческих фирм взятки в размере 50 тысяч рублей ежемесячно за покровительство. С 1 декабря по 8 апреля организация платила, а потом написала заявление в полицию. В итоге они получили от потерпевшего 250 тысяч рублей за 5 месяцев.

Немногим ранее суд приговорил бывшую замначальника ФНС № 24 по Петербургу к трём годам колонии общего режима за мошенничество. Было установлено, что с марта 2016 года по сентябрь 2017 года мошенница и ещё один замначальника ввели в заблуждение учредителя одной из коммерческих структур о нарушениях налогового законодательства с их стороны. После этого он передал им около 4 миллионов рублей. В июне 2017 года подельник мошеннице получил от ещё более 4,5 миллиона рублей за невнесение в акты сведений о выявленных налоговых нарушениях. Уголовное дело возбуждено по ст. 159, ст. 290 УК РФ «Мошенничество, получение взятки».

Ещё случай недавно произошёл в Курске. Там вынесен приговор по уголовному делу в отношении бывшего главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок. Его признали виновным в получении взятки и служебном подлоге. Подсудимый в телефонном разговоре с индивидуальным предпринимателем потребовал у него взятку в размере 20-30 тысяч рублей за общее покровительство и отсутствие проверок контрольно-кассовой техники. Кроме того, с апреля 2015 года по август 2016 года инспектор составлял фиктивные акты по контролю и надзору, вносил в протоколы заведомо ложные сведения. Суд приговорил взяточника к двум годам лишения свободы условно и лишил его права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, в течение двух с половиной лет.

@ProfAudit
источник
2019 July 29
Чёрная бухгалтерия
От подписчика

Хочу поделиться новой для меня информацией по поводу мер, какими может оперировать налоговая. Все знают, что они сейчас легко и просто блочат расчётный счёт, как только нет ответа на требование или недоплачены налоги. Но в этом квартале у них новая фишка. Они блочат ЭЦП и попросту не принимают декларацию. Расскажу, как это было.

Компания занимается торговлей строительными материалами. Приходит уведомление о том, что нужно дать пояснения по поводу расхождений в декларации за 3(!) квартал 2018г. Сейчас уже 3 квартал 2019г. Это не требование, на которое необходимо ответить в течение 5 дней, а уведомление о вызове для дачи пояснений. Ходить по таким уведомлениям толку мало, всё равно всегда тебе выписывают штраф. Поэтому раньше мы такие письма игнорировали и оплачивали то, что придёт позже.

Но сейчас ситуация изменилась. Если проигнорировать такое письмо, налоговая блокирует вашу ЭЦП, и ни один отчёт вы сдать не сможете. Будет стоять отметка «Не принято в обработку», обнаружены критические ошибки. Если провалиться в саму ошибку, будет указано: ЭП не принадлежит отправителю/подписанту документа (код ошибки: 0100100008). Оператор говорит: решайте с налоговой. Дозвониться туда нереально. А если приедешь лично и спросишь в чём дело, в обязательном порядке затребуют директора с паспортом. Мол, теперь мы не уверены, что владельцем ЭЦП является директор. На уведомление можете ничего не отвечать, пусть приедет директор. Вот так.

На вопрос, почему так долго расхождения искали был ответ, что расхождения мелкие. Сначала мы крупняком занимаемся, от миллиона, а как время остаётся, всем прочим. Вот год и прошёл. Имейте в виду.

@ProfAudit
источник
Чёрная бухгалтерия
Дамы и господа, у нас появились новые услуги ❤️

Выписка с ЕГРН. Показывает всё имущество, которое зарегистрировано на физическое лицо - 700₽
Сведения о банковских счетах физического лица - 700₽
Сведения о банковских счетах юридического лица - 700₽
МВД - от 1000₽
Все выписки делаются в течение 24 часов, но мы берём время до 3-х суток.

Повторение - мать учения.
Чтобы ваши банковские счета жили долго и счастливо, пробиваем входящих/исходящих контрагентов на 550/639 и чёрные списки ЦБ. Только у нас вы можете получить выписку на прямую с Росфинмониторинга. Это самые актуальные списки, которые обновляются в режиме реального времени. Даже не у всех банков есть такая возможность. А у вас есть. Ответ формируется в течение 30-60 мин. Стоимость - 700₽, проверка ЦБ в подарок.

По всем проверкам пишем моему менеджеру: @ObCheck
источник
2019 July 30
Чёрная бухгалтерия
Премия и НДФЛ

Очень популярный вопрос у всех клиентов бухгалтерских услуг. Нужно ли платить взносы и НДФЛ с премий. Ибо часто предприниматели делят зарплату на - оклад и премию. В учёте этих выплат есть нюансы, но по поводу налогов ответ один. Нужно.

Причём независимо от системы налогообложения и со всей суммы ежемесячной или квартальной премии. Подробнее: п. 1 ст. 208 НК РФ. Даже не важно, прописано ли это в трудовом договоре. Со всех премий работникам нужно удерживать налог. Ну если вы конечно не платите им втихаря из собственного кармана.

По поводу налога на прибыль. В налоговую базу премии включаются в зависимости от вида. А они бывают производственные и непроизводственные. Первые учитываются в месяце, за который их начислили, вторые – в месяце, когда выплатили.

В первом случае датой дохода для НДФЛ будет последний день месяца, когда премию начислили. Во втором, этой датой будет день выплаты. Непроизводственные премии всегда включаются в налоговую базу по НДФЛ того месяца, когда их выдали.

Примеры проводок:
Дебет 44 Кредит 70 – ежемесячная премия начислена;
Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» – удержан НДФЛ с суммы премии;
Дебет 70 Кредит 51– премия выплачена.
Дебет 68 Кредит 51– перечислен НДФЛ в бюджет.

По закону перечислить удержанный налог в бюджет нужно не позднее следующего рабочего дня после выплаты поощрения сотруднику.

Справка 2-НДФЛ заполняется в общем порядке. Обратите внимание только на коды по премиям в поле «Код дохода». Производственные премии - код 2002. Непроизводственные и прочие премии - код 2003.

@ProfAudit
источник
2019 July 31
Чёрная бухгалтерия
Еще про премии

В любом случае, со всей суммы ежемесячной премии в обязательном порядке надо удержать НДФЛ. Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний начисляются на сумму премии, также независимо от системы налогообложения. И неважно, прописаны ли премии в договорах.

А вот учитывать премии в составе расходов на оплату труда следует при одновременном соблюдении двух условий:
- премии предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором (ст. 255, п. 21 ст. 270 НК РФ);
- премии выплачены за трудовые достижения и показатели (п. 2 ст. 255 НК РФ).

Согласно НК, премии, не связанные с выполнением сотрудником его трудовых обязанностей (например, ежемесячные премии, выплачиваемые сотрудникам, имеющим детей), не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Эти выплаты не соответствуют критерию экономической обоснованности затрат (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Соответственно, производственные премии для работодателя более предпочтительны. И для того, чтобы не было вопросов от инспекторов все премии, которые вы планируете хоть как-то выплачивать, нужно описать в трудовых (коллективных) договорах или в положении о премировании. Единой формы положения нет, составляйте его в произвольной форме. Постарайтесь охватить, как можно больше нюансов. Прописать можно, например, таким образом: «Премии такие-то выдаются на основании приказа директора, в размерах, указанных в приказе».

Непроизводственные премии не могут быть включены в расходы, хотя суды часто позволяли это делать. Но, чтобы до этого не доводить, делайте обтекаемые формулировки. Не нужно писать: «премия по случаю дня рождения Иванова А.А.». Лучше назначить премию имениннику просто «за многолетний и добросовестный труд». А ещё лучше какой-нибудь производственный показатель добавить, скажем, за фрезеровку 10000 детали для станка.

Просто уделяйте внимание формулировкам, и тогда выплатить премию к празднику или юбилею будет не проблема.

@ProfAudit
источник
Чёрная бухгалтерия
источник
2019 August 01
Чёрная бухгалтерия
За что в отпуск могут не выпустить за границу

Время отпусков и работники разъезжаются по курортам. Но в законе есть один момент, за который могут не выпустить за границу, независимо от того, что вы оплатили путёвку и билеты. Это долги. И судебные приставы имеют право закрыть для вас выезд в буквальном смысле (229-ФЗ). Кстати это они делают ещё и не бесплатно. Исполнительский сбор – 7% от суммы, но не менее 1000 руб.

За какие долги это может быть произведено? Перечислим по пунктам.
1. Требования о взыскании алиментов.
2. Требование о возмещении вреда, причиненного здоровью, или в связи со смертью кормильца
3. Требование возмещения имущественного ущерба или морального вреда, причиненных преступлением.
4. Требования неимущественного характера.
5. Иные требования, если сумма задолженности по исполнительному документу более 30 000 рублей. Минимальный же порог требований для блокировки выезда за рубеж составляет 10 000 рублей.

Есть и временное ограничение. За единовременную неуплату налогов до 30000, вас вы пустят, а если просрочка более двух месяцев, сумма автоматом снижается до 10000. Алименты – 10000, независимо от срока.
Кроме приставов, запрет на выезд за рубеж может наложить суд. (114-ФЗ), если вы уклоняетесь от исполнения его решения, например. Информация о запрете передаётся приставами или судом в общую базу данных госорганов по электронным каналам. Вы можете об этом и не знать. Посольства никаких справок не просят. Скажут вам это сотрудники таможенной службы. Кстати, узнать заранее, есть ли ограничения через сайт Федеральной Таможенной Службы самому невозможно. Такая база не в общем доступе. Остаётся только проверять задолженность.

Это делается в личном кабинете налогоплательщика https://lkfl2.nalog.ru/lkfl/. Если не, заводите, пригодится. Регистрация простая. Можно входить через госуслуги. Второй источник информации – это сайт самих приставов - https://fssprus.ru/iss/Ip. Если на вас заведено производство. Там вы это увидите. По закону приставы должны уведомлять должника о запрете на выезд, но в жизни это случается далеко не всегда.

Проверяйте свою задолженность и будете уверены в отпуске.

@ProfAudit
источник
2019 August 02
Чёрная бухгалтерия
Административная ответственность бухгалтера

Если ошибка бухгалтера отразилась на уплате налогов, в НК РФ за это существует отдельная ответственность, прописанная в нескольких статьях. Но есть и нарушения, за которые есть штрафы, независимо от влияния на налоги.

В мае 2019 года эти штрафы немного изменили. Различное нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчётности прописано в ст. 15.11 КоАП РФ. Там предусмотрено, что нарушение требований влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Нарушения указаны следующие:
- занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
- искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 %;
- регистрация в регистрах бухучета мнимого объекта (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта;
- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;
- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
- отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, регистров бухучета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также аудиторского заключения, если аудит обязателен, в течение установленных сроков хранения таких документов.

Неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни, теперь относятся к мнимым объектам бухгалтерского учета. Мнимой признается сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. А притворной является сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях. Оба вида сделок являются ничтожными и признаются недействительными.

Напомним, что согласно 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухучета организует руководитель. Он же обязан возложить ведение такого учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо данного субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

@ProfAudit
источник
2019 August 03
Чёрная бухгалтерия
Необходимые качества для внутреннего аудитора

Для начала аудитор должен быть решительным. Ведь схемы, которые он может вскрыть при проведении проверки могут иметь защитников. Не исключено и реальное противодействие со стороны сотрудников, и даже угрозы. Нередко одна схема тянет за собой другие.

Был такой случай. Аудитор выявил странные завышенные на его взгляд, расходы на топливо автопарка. При этом работники кивали друг на друга, а начальник автохозяйства долго был занят, а потом вовсе заболел. Выяснилось, что все расчёты он проводил в Excel, а бухгалтерия верила ему на слово, тоже не просто так. Бухгалтер имела личную топливную карту для собственного пользования и заправляла по ней свой личный автомобиль. Так продолжалось более года. А на самого начальника была оформлена карта без лимита и топливо он однозначно продавал.

Аудитор должен уметь искать и замечать связи. А также потенциальные возможности для схем и воровства. Например, служебные записки о списании продукции, как естественные потери при хранении могут вскрыть большой объём банального воровства товара с предприятия. Даже если все документы оформлены правильно. Для этого аудитор должен лично посетить все места хранения и убедиться, что факт имеет место быть. Иногда мелкое воровство годами превращается в крупные убытки.

Для этого аудитор должен быть активным. Хорошо обойти всё предприятие и провести ревизию всех мест хранения и производства товара, если это производственная компания. Делать всё из кабинета не получится. Участие аудитора в инвентаризации – не пожелание, а необходимость. Проблемные места можно выявить только на месте, в полях. Причиной обычной недостачи не обязательно должно быть воровство, это легко может быть бардак в бизнес-процессах компании.

Аудитор должен общаться с людьми. Обязательно разговаривать с персоналом и собирать информацию из разных источников. Ему следует задавать вопросы и узнавать мнение даже самых низших по должности сотрудников на предприятии. Бывает, что проблема кроется в совсем незначительной детали, о которой знают все рабочие, но не видит руководство. Допустим, водитель может знать, что поставщик привозит товар не того качества или количества, а мастеру на это всё равно. Убытки копятся. Или что в цеху постоянно происходят перепады напряжения, а из-за этого электронные компоненты быстрее выходят из строя. Рабочие об этом знают. а начальство нет.

Также аудитор должен уметь задавать вопросы и консультироваться с более опытными коллегами. Ситуаций различных много, все бизнесы разные и наверняка, кто-то из аудиторов уже сталкивался с подобными вопросами. Будет полезно узнать мнение такого человека.
И помните, мелочей для аудитора не существует.

@ProfAudit
источник
2019 August 05
Чёрная бухгалтерия
Сотрудника можно наказать за то, что он сидел в интернете

Если работник использует рабочее время и рабочее место для личных целей, его можно привлечь к ответственности. Это не шутка. Недавно появилось соответствующее постановление суда. И не первое. Документ: Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 17.06.2019 по делу N 33-3692/2019. До этого похожие дела были и у московских судов.

В одном из МФО республики Коми один из работников использовал интернет в собственных целях, за чем был неоднократно замечен. Было проведено служебное расследование, которое установило, что работник пользовался интернетом исключительно для своих нужд: читал новости, вёл переписку, публиковал статьи и записи в социальных сетях. Отследить сайты, на которые заходили ни для кого не проблема, даже если удалять журнал посещений. Работодатель объявил сотруднику за это выговор. Но сотрудник с этим не согласился и обратился таки в суд.

В итоге суд выяснил, что у работодателя существует запрет на использование интернета в нерабочих целях. Он закреплен в правилах внутреннего трудового распорядка, и более того, работник с ними ознакомлен под роспись. Соответственно, раз работник нарушил этот запрет, работодатель правильно применил наказание.

Так, что если вы работодатель, а ваши сотрудники любят посидеть в интернете, пропишите подобное правило и можете применять меры. А будут роптать – покажите определение суда. А если вы сотрудник, просто имейте это в виду.

@ProfAudit
источник
2019 August 06
Чёрная бухгалтерия
От подписчика

Случай с компанией на общей системе.

Компания занимается производством и продажей кормов для животных. Продаёт как физикам, так и юрлицам. Находится на общей системе. С НДС особо проблем нет, потому, что закупается больше, чем продаётся официально другим компаниям. Директор документами не занимался, все собирают менеджеры, собирают кое-как. Бухгалтер работала на удалёнке, женщина на пенсии, особо в учёт не вникала.

Мы взяли компанию месяц назад. Последнее время продажи упали и для того, чтобы НДС не был заоблачным, пришлось поднимать документы по всем контрагентам. В том числе за предыдущие периоды и года. Тут выяснился занятный факт. У компании есть интересный контрагент, который экономит на НДС занятным способом. Это поставщик различного сырья для кормов. Он получает авансом деньги на расчётный счёт, а реализацию на них не делает. Связывается с директором и договаривается с ним о том, что заказанного товара сейчас нет, но он, чтобы не возвращать деньги, готов отгрузить по другой номенклатуре на эту сумму больше. Например, было заказано и оплачено тонна опилок и тонна стружки. На склад покупателя в итоге несколькими партиями приходит 1,5 тонны опилок, ибо опилки дороже стружки в два раза. Полтонны, разумеется, без всяких документов. Это топорный пример, но зато наглядно. Получается, что по деньгам ни у кого претензий нет, ну а с документами пусть бухгалтера разбираются.

Так продолжалось несколько лет. Суммы экономии для поставщика, таким образом, складывались серьёзные. Грубо говоря, он отгружал товар налево.

Когда мы пришли и стали настраивать учёт, увидели несколько миллионов на 60 счёте не закрытые документами. На вопрос директору, откуда это, он искренне отвечал, что ему всё компенсировали, звоните контрагенту, вопросов у него нет. Директор контрагента говорит, что он сделал зачёт и по этим поставкам уже ничего не помнит, звоните бухгалтеру. Бухгалтер говорит, что какие-то суммы действительно висят, а что с ними сделать она не знает… Как потом выяснилось, часть этих сумм они вообще списывали.

В итоге оба директора не понимают, что от них требуют, а бухгалтера не могут навести порядок в базах. Но второй директор, скорее делает вид, что не понимает.

Сейчас заставляем контрагента предоставить документы, он увиливает, как может. Что из этого получится, пока неясно.

@ProfAudit
источник
2019 August 07
Чёрная бухгалтерия
Ипотека на директора

Вы знали, что теперь банки при оформлении ипотеки на физлицо, если это физлицо является директором или учредителем юрлица, просят сданную отчётность этого юрлица?

При этом финансовое положение у компании стабильное, налоги платятся, выручка растёт. Даже зп налоги платятся. Казалось бы, какое отношение имеют декларации и баланс компании к тому, что директор решил взять ипотеку. Но банки думают, что имеет и запрашивают отчётность, причём за последние 3 года. Причём с протоколами и живыми печатями налоговой.

Всё бы хорошо, если вы не меняли бухгалтера и базу 1С. А также оператора для сдачи отчётности. А если меняли? Получить эти документы почти невозможно.

Одна наша клиентка решила взять ипотеку, и банк запросил у неё всю отчётность за 2017,18 и 19 года. Но по иронии судьбы компания за 3 года сменила 3-х бухгалтеров, и каждый работал через своего оператора (Контур, Сбис, 1С). Также была смена налоговой по причине смены юрадреса.

Удалённые запросы в обе ФНС ничего не дали. Ваши же сданные декларации они вам не предоставят, несмотря ни на какие просьбы. При поездке лично в одной налоговой после длительных уговоров и ходьбы по кабинетам, нам смогли предоставить одну декларацию УСН за 2018 в формате pdf и даже поставили свою печать, но без протоколов принятия. Во второй при попытке взять декларацию за 2017 – категорический отказ. Быть может, если у вас там есть знакомые, они могут помочь, в нашем случае их не было. Банк же запрашивает сами декларации с живой печатью налоговой и протоколы отправки.

Доступа в старые базы у нас нет. Пришлось связываться с прошлыми бухами и просить документы у них. Повезло, что одна бухгалтерша смогла выгрузить отчётность как раз за тот период, когда она сдавалась в ФНС, где нам отказали. Так мы получили декларацию за 2017. Вторая бухгалтер отказала, сославшись на то, что базы давно нет, и вообще она больше не работает. В итоге с документами по 2017 году пошли снова в налоговую, где нам ранее отказали, за живыми печатями. Печати, слава богу, поставили. А вот с протоколами за 2018 пришлось повозиться. Отправленные запросы к операторам ТКС ничего не дали.

В итоге подали документы в банк без протоколов о сдаче за 2018 год. Они взяли время на проверку. Будет информация, поделюсь.

@ProfAudit
источник
2019 August 08
Чёрная бухгалтерия
Памятка самозанятым

Чтобы банк лишний раз не блокировал ваш счёт, лучше сообщить банкирам о том, что вы стали самозанятым и платите налог на профессиональный доход. Ибо пока сбором такой информации банки не утруждаются. Соответственно, когда вам приходят регулярно на карту внушительные суммы и вы их снимаете, они просто без разбирательств блокируют счёт до выяснения. То есть операции, которые кажутся им подозрительными для физлица попадают в блок.

Некоторые думают, что блочат всех самозанятых, это не так. Просто они не разбираются и всё. Если банк подозревает, что вы участвуете в обнальной схеме или отмываете деньги, то согласно закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ, вас блокируют. Если вы не снимаете деньги, а сразу переводите их дальше, особенно на счета других физлиц, это тоже маячок для банка.

При этом в договорах на обслуживание счета физлица почти всегда прописано, что его нельзя использовать для предпринимательской деятельности. Но пока ещё отдельных счетов для самозанятых не предусмотрели. Соответственно они и пользуются своими личными. Каких-то отдельных указаний банкам от ЦБ или Финмониторинга по поводу самозанятых, тоже не поступало.

Выходит, что самозанятые нарушают условия договора на обслуживание. А учитывая то, что в последнее время банки внимательно изучают назначения платежей, формулировки в транзакция физлицу «за поставленный товар» или «оказанные услуги» их «напрягают». Обычно они отправляют гражданину запрос, в котором просят пояснить источник поступления и задают разные вопросы. Пока не будет информации, платёж будет висеть. Но, если банк знает, что вы плательщик НПД, таких ситуаций возникать не должно. Но это в теории.

Недавно ФНС в рекомендательных письмах посоветовала банкирам проверять, не связаны ли регулярные поступления на счета физлица со статусом самозанятого. И даже подсказала. Где это можно сделать, а именно на официальном сайте ФНС. Есть возможность проверки в автоматическом режиме — через сервис API ФНС, на сайте api-fns.ru. Это ресурс, к которому банки и компании подключают свои информационные системы и получают доступ к базе данных ФНС. Но пока эта работа только началась и далеко не везде.

Вывод: стали самозанятым – уведомляйте банк.

@ProfAudit
источник
2019 August 09
Чёрная бухгалтерия
Ответственность за рисование документов

Если руководитель просит бухгалтера подправить отчётность для банка, советуем сразу объяснить ему последствия.

Хищение денег у банка на сумму не более 1 500 000 руб., если компания получила кредит путем предоставления заведомо недостоверной отчетности и не вернула его наказывается штрафом до 120 000 руб. или в размере зарплаты за период до одного года, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 159.1 УК)

Хищение денег у банка на сумму от 1 500 000 до 6 000 000 руб., если компания получила кредит путем предоставления заведомо недостоверной отчетности и не вернула его, наказывается штрафом от 100 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере зарплаты за период до шести месяцев либо без штрафа (ч. 3 ст. 159.1 УК).

Хищение денег на сумму более 6 000 000 руб., если компания получила кредит путем предоставления заведомо недостоверной отчетности и не вернула его, влечёт лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом до 1 000 000 руб. или в размере зарплаты за период до трех лет, либо без штрафа (ч. 4 ст. 159.1 УК).

Получение кредита на сумму более 2 250 000 руб. путем предоставления заведомо ложных сведений о финансовом состоянии компании - штраф до 200 000 руб. или в размере зарплаты за период до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет (ч. 1 ст. 176 УК).

Подделка платежки для получения товаров на сумму от 10 000 до 3 000 000 руб. - штраф до 300 000 руб. либо в размере зарплаты за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет (ч. 5 ст. 159 УК).

Подделка платежки для получения товаров на сумму от 3 000 000 до 12 000 000 руб. - штраф на сумму от 100 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере зарплаты за период до шести месяцев или без штрафа (ч. 6 ст. 159 УК)

Подделка платежки для получения товаров на сумму более 12 000 000 руб. - лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом до 1 000 000 руб. или в размере зарплаты за период до трех лет либо без штрафа (ч. 7 ст. 159 УК)

@ProfAudit
источник