Size: a a a

Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность

2021 August 05
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
источник
2021 August 06
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
⚽️ У Барселоны — серьёзная защита!
#trademarksinreallife

Месси уходит из футбольного клуба Барселона, но остаётся в наших сердцах. И в истории канала Games of Brands — ведь мы рассказывали, как он успешно защитил свой товарный знак Messi.

Но и сама Барса имеет надёжную охрану товарными знаками. Самые классные — на слайде.

Знак BLAUGRANA с датой приоритета 1966 года буквально переводится как "сине-красные" и используется как прилагательное в отношении ФК Барселона.

🔵🔴 Свою сине-красность клуб охраняет не только словом, но и цветом — цветовые товарные знаки с фирменными полосками охраняются как на национальном, так и на международном уровне.

🎵 Если цветовые знаки вас уже не впечатляют, то напоминаем о звуковом товарном знаке Barça.

А если мало и звукового знака, то в портфолио товарных знаков Барсы есть целый стадион. Даже несколько. Правда, охраняются они для игрушек, либо ювелирных изделий, либо рекламных услуг и прочего 🤷‍♀️
источник
2021 August 09
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
Опрос: превью нарушает?

Многие соцсети и мессенджеры умеют делать превью контента, скрытого за ссылкой. Ещё до нажатия ссылки на сторонний сайт пользователям демонстрируется изображение или текст, размещённые по ссылке.

Допустим, Вы на своей странице в Фейсбуке опубликовали ссылку на чей-то пост в Твиттере. В этом твите было фото с котиком, и Фейсбук заботливо подгрузил его, чтобы каждый пользователь видел фото без необходимости кликать на ссылку.

И вдруг к вам приходит претензия от автора твита о том, что он и его кот планируют засудить вас за нарушение авторских прав на фото 🙀

На чьей стороне закон?
источник
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
Нарушает ли превью авторские права?
Окончательные результаты
17%
Да, превью нарушает авторские права, потому что контент транслируется без разрешения автора
37%
Нет, для нарушения пользователь должен непосредственно скопировать сам контент, а не только ссылку
20%
Зависит от юрисдикции, где будем судиться
26%
Этот вопрос ставит авторское право в тупик и демонстрирует смерть копирайта в цифровую эпоху
Проголосовало: 281
источник
2021 August 10
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
​​🙏 ГПН/GPN против/vs Роспатента/Rospatent
СИП обязал зарегистрировать ГПН как охраняемый элемент товарного знака

На прошлой неделе Суд по интеллектуальным правам обязал Роспатент зарегистрировать товарный знак со словесным элементом "ГПН" в полном объеме. Весной такое же Решение СИП, но в отношении элемента "GPN", было оставлено без изменения в кассации. На протяжении 4 лет ПАО "Газпром нефть" спорит с Роспатентом по вопросу признания элементов "ГПН" ("GPN") охраноспособными. Указанные решения должны стать завершением этого спора.

🚫 Почему отказывал Роспатент

По мнению Роспатента, элемент "ГПН" не обладает изначальной различительной способностью, так как является сочетанием букв русского алфавита "ГПН", не имеющих словесного характера и характерного графического исполнения. Кроме того, "Газпром нефть" не представило документы, подтверждающие приобретение различительной способности.

⚖️ На что обратил внимание СИП

1) "ГПН" имеет изначальную различительную способность, поскольку является аббревиатурой.

Роспатент не принял во внимание доказательства, свидетельствующие о том, что "ГПН" воспринимается потребителями в качестве аббревиатуры, образованной путем сложения трех букв слов "Газпром нефть". Роспатент также не учел, что в комбинированном обозначении на восприятие словесного элемента "ГПН" в качестве аббревиатуры, а не буквосочетания, влияет наличие изобразительного элемента. Кроме того, этот элемент в виде стилизованного изображения пламени представлен на серии товарных знаков, зарегистрированных "Газпром нефть".

2) Различительная способность, приобретенная фирменными наименованиями, указывающими на источник товаров и услуг, определяет различительную способность иных средств индивидуализации и освобождает заявителя от доказывания приобретения такой способности.

Такая позиция была впервые указана СИП в Решении от 05.12.2018 по делу № СИП-453/2018. По мнению СИП, фирменные наименования сами по себе способны индивидуализировать не только юридические лица, но и товары и услуги, источником которых на рынке являются эти юридические лица. Если обозначение приобрело широкую известность как средство индивидуализации юридического лица, оно тем самым приобретает способность отличать товары и услуги, предлагаемые на рынке данным юридическим лицом, от товаров и услуг иных производителей.

В итоге СИП решил не отправлять дело на новое рассмотрение, а сразу обязал Роспатент зарегистрировать знак (что происходит не так часто, как хотелось бы).

"Мы доказали, что известность фирменного наименования – это безусловно известность товарного знака, и наоборот, — прокомментировал это дело для Games of Brands представитель ПАО "Газпром нефть" Вадим Нюняев. — Был поддержан подход, что если компания твоя всем известна, то ты можешь во всех 45 классах регистрировать аббревиатуру из согласных букв и не опасаться отказа в отсутствие приобретенной различительной способности. Вот в этом, наверное, новизна подхода".
источник
2021 August 11
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
🌒 Темная сторона права авторства

Привет, с вами Мая Просвитлюк. Споры в копирайте часто ведутся вокруг признания авторства на произведения, например, на фанфики или мелодию с картины Босха. Но бывают и случаи, когда приходится доказывать, что произведение не имеет отношения к человеку.

В Великобритании (не)авторы могут воспользоваться правом на защиту от ложной атрибуции (Section 84 of Copyright, Designs and Patents Act 1988). Это право на защиту от приписывания авторства на:
- произведение;
- переработанное произведение автора;
- копию произведения, созданную не его автором.

Аналогичные нормы есть в законодательствах Австралии (Division 3 of Copyright Act 1968) и  Новой Зеландии (Section 102 of Copyright Act 1994), а ещё в Гонконге (Section 96 of The Copyright Ordinance, Cap 528).

Чаще всего на это право ссылаются, когда используется известное имя для получения прибыли (например, продажи произведения), причинения вреда репутации или при приписывании авторства копии/переработки произведения создателю первоначального произведения (так, художники могут создавать картины в нескольких экземплярах, поэтому важно, чьей рукой сделана копия).

Хотя в России защита от ложной атрибуции не включена в авторские права, есть более универсальные способы признания права не быть автором.

Например, можно воспользоваться правом на защиту имени (ст. 19 ГК РФ). Эта норма гарантирует ответственность за вред, который возник из-за нарушения права на имя или псевдоним, и даёт право на опровержение. Преимущество такого способа — возможность обратиться в суд в порядке особого производства в силу п. 10 ч. 2 ст. 264 ГК РФ.

Ещё один способ — обратиться за защитой от распространения ложной информации (п. 10 ст. 152 ГК РФ). При этом можно рассчитывать как на опровержение данных, так и на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Такое обращение суд может рассмотреть и в порядке особого производства (п.2 ПП ВС от 24.02.2005 г. № 3).

Более экзотичный метод борьбы с ложной атрибуцией — использование товарных знаков. Хотя не каждый может похвастаться зарегистрированным обозначением на имя или псевдоним, при его наличии можно обратиться к более понятной и сложившейся практике борьбы с незаконным использованием товарных знаков.
источник
2021 August 13
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
​​🌐 Ссылки на контент
Нарушает ли превью контента авторские права? Ответ на понедельничный опрос.

В конце июля суд Южного округа Нью-Йорка установил, что включение ссылки на произведение нарушает исключительное право, если в результате на сайте будет демонстрироваться произведение.

Пол Никлен снял на видео истощенного белого медведя, который бродит по канадской Арктике, и разместил видео в своих аккаунтах в Instagram и Facebook. Десятки новостных агентств и онлайн-издателей, включая Sinclair Broadcast Group, Inc., использовали видео в онлайн-статьях в отсутствие лицензии.

Для демонстрации видео Никлена Sinclair Inc. использовал "встроенный HTML-код" на своем сайте с помощью API Instagram или Facebook. Когда пользователь посещает страницу, которая включает такой HTML-код, интернет-браузер пользователя извлекает встроенный контент с сервера Instagram или Facebook и отображает его на веб-сайте. В результате пользователь видит встроенный контент со стороннего сервера. Таким образом, видео Никлена появлялось в статье Sinclair Inc., даже когда читатель не предпринимал никаких действий для извлечения видео или перехода к учетной записи Пола Никлена в Facebook или Instagram, и даже когда у читателя не было учетной записи Facebook или Instagram.

Почему суд Нью-Йорка встал на сторону фотографа?

1️⃣ Демонстрация видео в статье является "публичным показом" независимо от способа предоставления доступа к такому видео.

Согласно the Copyright Act 1976 (17 U.S.C. § 101), показом является демонстрация копии непосредственно или с помощью любого другого устройства или процесса. Такая дефиниция позволяет признавать показом действия владельца сайта при использовании им "встроенного HTML-кода".

Кроме того суд Нью-Йорка отверг ссылку Sinclair Inc. на  «правило сервера», использованное в деле Perfect 10, Inc. vs Amazon.com, Inc.

Согласно "правилу сервера" не является "публичным показом" использование владельцем сайта изображения с помощью HTML-кода, который "передает адрес изображения в браузер пользователя", и браузер "взаимодействует со сторонним компьютером, на котором хранится изображение, нарушающее права".

Суд Нью-Йорка не применил "правило сервера", поскольку оно основывалось на двух специфических фактах, не характерных для настоящего случая, а именно: 1) Perfect 10, Inc. являлось поисковой системой, и 2) изображения, защищенные авторским правом, отображались только в том случае, если пользователь нажимал на ссылку.

2️⃣ Действия Sinclair Inc. не охватываются доктриной "fair use".

Sinclair Inc. использовало всё видео Пола Никлена в своей статье о популярности его видео. Однако в соответствии с темой статьи, по мнению суда, было бы достаточно скриншота с количеством лайков и просмотров этого видео.

Также подобные действия могут нанести ущерб рынку лицензирования видео Пола Никлена. Новостным изданиям вообще не понадобилось бы лицензировать видео, если бы каждое издание могло без предварительного разрешения встраивать видео из Instagram или Facebook.

Этим решением суд Нью-Йорка подтверждает складывающуюся практику по делам об использовании контента с помощью «встроенного HTML-кода» (см. McGucken v. Newsweek LLC; Sinclair v. Ziff Davis, LLC).

Иное мнение о проблеме использования ссылок с чужого ресурса выразил Суд Европейского союза в деле BestWater International GmbH vs. Michael Mebes and Stefan Potsch. Так, Суд ЕС считает, что встраивание чужого произведения, общедоступного на чужом сайте, в свой собственный сайт, является публичным показом при соблюдении двух условий:

1️⃣ воспроизведение не происходит по конкретной технической процедуре, отличной от первоначального воспроизведения;

2️⃣ чужое произведение не воспроизводится для новой аудитории.

Как у позиции американской судебной практики, так и у позиции, главенствующей в Европейском союзе, есть свои преимущества и недостатки. Это оставляет другим юрисдикциям пространство для создания наиболее оптимального правила.

Итак, правильный ответ: зависит от юрисдикции.

На изображении: Пол Никлен. © Steve Jurvetson, CC BY 2.0.
источник
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
Охрана кроссовок высокого уровня
#trademarksinreallife

Air Jordan – бренд кроссовок Nike, созданный специально для баскетболиста Майкла Джордана. В 1992 в рекламе Air Jordan VII был сам Багз Банни. В 1996 Air Jordan XI появились в фильме "Космический джем". В 2008 году вышли Air Jordan XX3 — последняя модель линейки из всех, заслуживших переиздание в будущем.

Дизайн такой обуви – предмет искусства, результат профессионального творчества и самодостаточная ценность бренда.

Дизайн одной лишь модели Air Jordan XX3 охраняется группой из 7 промышленных образцов. Каждый из них защищает отдельный элемент уникального образа.

Сам по себе бренд Air Jordan в целом охраняется товарными знаками, и это уже другая история. Однако, рассматривая их, нельзя не вспомнить легендарный эпизод, когда американский суд отказал автору фотографии с баскетболистом в прыжке в защите авторских прав в споре с Nike:

▫️ Спор об авторских правах на Джампмена
▫️ Как товарными знаками охраняется бренд Nike
источник
2021 August 17
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
📊 Реестры мира под подошвой Converse
#brandстатистика

Вы читаете этот пост, потому что наша команда биг дата проанализировала активности Converse в разных юрисдикциях и пометила этот бренд как невовлечённый в реестры товарных знаков России, стран Восточной Европы и многих других стран из тех, которых нет на слайде.

Мы провели исследование активности компании Converse по подаче заявок на регистрацию товарных знаков в разных юрисдикциях и в разные годы. На слайде не поместились все страны, поэтому всё внимание — к некоторым из тех, где активность наиболее высокая. Также за кадром остались годы до 2002. Общие данные по всем исследованным юрисдикциям — в крайних строке и столбце ОБЩ.

В топ-4 юрисдикций вошли США, Китай, Аргентина и ЕС. Наибольшее внимание привлекают внезапные всплески заявок в 2003 году в США, в 2009 году в ЕС, в 2014 году в Уругвае и Чили, и особенно — в 2013 году по всему миру.

Догадки о причинах этих аномалий оставляйте в комментариях, а мы продолжим наши исследования. До завтра!
источник
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
🎸 Музеи, токены и рок-н-ролл

История, в которой прекрасно все: Эрмитаж обвинил фронтмена группы Rammstein в незаконной продаже NFT-токенов.

Недавно Тилль Линдеманн объявил о продаже серии NFT-токенов с его изображением в Эрмитаже. В их основу легли материалы из клипа «Любимый город», снятые в музее. Для съемок Линдеманн заключил с Эрмитажем договор на использование музейных объектов в составе клипа. По его условиям музыкант мог использовать для съемок три произведения (явно меньше, чем есть в клипе).

6 августа платформа NFT Frame Art разместила на NFT маркетплейсе twelve x twelve 6 токенов, в которых использованы музейные картины. Самый бюджетный из них стоит всего €999. Один из токенов называется «One Shot Video Hermitage Edition».

Эрмитаж быстро отреагировал на публикацию и уже обратился как к музыканту (безответно), так и к NFT Frame Art, которая разместила токены на маркетплейсе, однако пока ни один из токенов не был удален. Если конфликт не решится мирным урегулированием, нас ждет первый спор о неправомерном использовании музейного объекта в NFT.

Так, Эрмитаж может привлечь Линдеманна к ответственности за нарушение договора, в котором были определены способы использования, и требовать взыскания неустойки и/или убытков по договору.

Также музей вправе требовать удаления с площадок NFT Frame Art и twelve x twelve всей информации, нарушающей права на использование произведения, но только на территории Российской Федерации. Если вы думаете, не староваты ли экспонаты в Эрмитаже для действия исключительного права, то вы правы — эти работы давно перешли в общественное достояние. Однако на них действует бессрочное, но не экстерриториальное музейное право, по которому использование произведений определяется музеем.  

Право Эрмитажа на имя охраняется как товарными знаками, так и специальным правом музеев на использование названий и символики. Их, как и музейные предметы, в России можно использовать только с разрешения дирекции музея (ст. 36 ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"), что может служить дополнительным основанием для блокировки информации в РФ.

Мая Просвитлюк

▫️ Ликбез про NFT с точки зрения IP
▫️ О музейном праве на картины
▫️ Разбор товарных знаков Эрмитажа
источник
2021 August 18
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
⁉️ Нарушение? Зависит от контекста
СИП подтвердил, что использование чужого товарного знака в качестве ключевого слова в контекстной рекламе не является нарушением исключительного права.

В понедельник Суд по интеллектуальным правам (СИП) принял Постановление, в котором обобщил важнейшие позиции судебной практики об использовании средств индивидуализации в контекстной рекламе.

ℹ️ Правовой контекст

Использование в контекстной рекламе ключевого слова, охраняемого чужим товарным знаком, может быть признано актом недобросовестной конкуренции. При этом такое использование само по себе не является нарушением права на товарный знак. Об этом ещё в 2019 году говорили Верховный Суд и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В том же 2019 году ПАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод" обратилось к  ООО "Машиностроительный завод "Тонар" с иском о взыскании компенсации за нарушение права на товарный знак. И как показывают решения, принятые по этому делу, позиции ВС РФ и ФАС не были сразу восприняты судами.

Вначале был ФАС…

Антимонопольный орган пришел к выводу, что использование в контекстной рекламе ключевого слова "HARTUNG", которое было зарегистрировано "ЧКПЗ" в качестве товарного знака, может ввести потребителей в заблуждение относительно сотрудничества "ЧКПЗ" и  ООО "Тонар". Впоследствии такое использование может привести к потере потенциальных клиентов "ЧКПЗ".

Затем выступил СИП

На волне успеха в ФАС правообладатель обратился в суд с иском о взыскании компенсации за нарушение исключительного права. Спустя 2 года разбирательств СИП поставил точку в этом деле, отказав в удовлетворении требований правообладателя, руководствуясь следующим:

1️⃣ Исключительным правом на товарный знак охватывается использование знака с целью индивидуализации товаров, то есть придания различительной способности товару или производителю в целях предотвращения смешения товаров.

2️⃣ Ключевое слово является техническим параметром показа рекламы в поисковой системе, не индивидуализирует какие-либо товары, услуги либо самого рекламодателя и не является самостоятельным способом использования товарного знака по смыслу статьи 1484 ГК РФ.

Ключевое слово не обладает индивидуализирующей способностью в отношении конкретного рекламного объявления, так как на основании ключевого слова невозможно выделить конкретное объявление из всех существующих, при этом потребителю неизвестны настройки выданных результатов поиска.

3️⃣ Отображение такого обозначения в гиперссылке при переходе на рекламируемый сайт не может быть признано использованием этого обозначения для индивидуализации предлагаемых к продаже товаров, поскольку оно не входит непосредственно в определяемое рекламодателем наполнение этого сайта (его контент).

Теперь остаётся верить, что обобщенные в этом Постановлении позиции станут ориентиром для судов, разрешающих подобные споры.

Никита Петров
источник
2021 August 19
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
​​🇨🇳 Trademark-сквоттеры против китайских чемпионок

Токио-2020. 5 августа 2021 года потрясающая 14-летняя Цюань Хунчань (全红婵), самая молодая представительница олимпийской сборной Китая, совершает 10-метровый прыжок в воду и получает золото. 🥇

В этот же день в провинции Гуандун неизвестная компания Shenzhen Lianzhou Electrical Technology Development Co., Ltd. подаёт 2 заявки на регистрацию товарных знаков с именем спортсменки для 29 и 30 классов МКТУ (продукты растительного и животного происхождения).
В последующие 5 дней были поданы новые заявки с именем Цюань Хунчань для различных классов МКТУ — всего 30 заявок! Аж несколько компаний решились эксплуатировать бренд 14-летней спортсменки. И не только её — свои имена в китайском реестре заявок на товарные знаки смогли обнаружить чемпионка по стрельбе Ян Цянь и чемпионка по настольному теннису Чэнь Мэн.

Китайским журналистам удалось связаться с некоторыми из компаний-заявителей и задать вопрос о цели таких регистраций. Ответ оказался примерно такой: почему бы нет, вдруг зарегистрируют? 🤷‍♀️

Однако регистрация маловероятна. Ведомство интеллектуальной собственности Китая совсем недавно начало принимать активные меры по борьбе с недобросовестными заявителями — 15 марта 2021 года было опубликовано "Уведомление о специальном плане действий в случае злонамеренного сквоттинга", в котором разработаны масштабные меры по борьбе с подобными заявками. "Уведомление" предусматривает такие меры как механизм быстрого отказа в регистрации, формирование единообразной судебной практики, устрашение сквоттеров и другие.

Утром 18 августа Олимпийский комитет Китая осудил подобные попытки регистрации товарных знаков и призвал все секторы общества уважать права и интересы спортсменок. В свою очередь, китайские юристы полагают, что с большой вероятностью в регистрации товарных знаков будет отказано в связи с нарушением права чемпионок на имя.
источник
2021 August 20
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
​​🏅 Партнёр CLAIMS Екатерина Проничева о юридических рейтингах

Мы уже обсуждали в Копикасте достоинства и недостатки рейтингов юридических фирм. Со временем есть что дополнить – в преддверии нового сезона рейтингов Екатерина Проничева обобщила опыт CLAIMS за последние годы:

▫️ О международных рейтингах
"Так как CLAIMS изначально была ориентирована на международные кейсы, то уже на второй год существования компании мы начали штурмовать Chambers & Partners, Legal500 и профильный IP Stars. Уже потом на международной конференции иностранные коллеги нам рассказали, что в эти рейтинги молодой компании сразу попасть практически нереально, как бы ни были хороши ее кейсы, поэтому пока занимаемся укреплением бренда и продолжаем каждый год в них подаваться.
Из международных рейтингов со временем добавились Who's Who Legal, WIPR Leaders, World Trademark Review, Leaders league, Best lawyers. В последние два удалось попасть сразу без особых проблем".


▫️О российских рейтингах
"С российскими рейтингами было попроще. Мы сразу начали подаваться в Коммерсантъ, затем в Право-300 и Деловой Петербург. Во все эти рейтинги попасть удалось сразу.
Однако и Коммерсантъ, и Право-300 по основной номинации упорно отправляют нас в региональную часть рейтинга, хотя мы себя не рассматриваем в качестве чисто региональной фирмы – петербургских проектов у нас не очень много, большую часть можно назвать общефедеральными.
Интересно, что критерием для отнесения в федеральную часть является наличие офиса в Москве. Это достаточно странно для нашего цифрового мира".

▫️ О пользе рейтингов
"Рейтинги – относительно эффективный маркетинговый инструмент. В юридической сфере продавать сложные и большие проекты практически нереально, если у тебя совсем молодой бренд, поэтому попадание в рейтинг является некой гарантией для клиента, что тебе можно доверять.
За последние пару лет
несколько клиентов говорили нам, что лидирующее место в рейтинге являлось одним из критериев обращения с проблемой именно к нам".

▫️Неочевидные плюсы участия в рейтингах
"По нашим ощущениям, попадание в рейтинг усиливает HR-бренд. На стандартный вопрос на собеседовании «Что вы знаете о нашей компании?» мы всё чаще слышим ответ о том, что наши юристы находятся в тех или иных рейтингах и что это привлекает молодых специалистов".

▫️ Каких клиентов привлекает попадание в рейтинг
"Для определенной части потенциальных клиентов рейтинги являются эффективным маркетинговым инструментом и обязательной галочкой в чек-листе при выборе подрядчика. К таким клиентам можно отнести крупные российские предприятия, а также иностранных заказчиков без представительства в России, которые мало что знают о местном рынке юридических услуг и ориентируются в первую очередь как раз на рейтинги".

📰 Полную статью о юридических рейтингах с комментарием Екатерины и других юристов читайте на Право.ру:
https://300.pravo.ru/story/233213
источник
2021 August 23
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
👔💼😎 Форс-мажоры или Глухарь: насколько правдивы сериалы о юристах
"Как юристы из сериала, только настоящие"

Открытие первого офиса, путешествия по судам всей России, подача кассационных жалоб в отпуске, выгорание, работа с клиентами, отдых с коллегами – на примере истории фирмы CLAIMS партнёр Екатерина Проничева и юрист Виктор Горский-Мочалов рассказали студентам, что на самом деле происходит на фронте IP-юриста в консалтинге.

Ещё обсудили, что делать в юридической профессии интровертам, чем занимаются юристы CLAIMS в свободное время, какое образование лучше получать, сложно ли найти взаимопонимание с судьями в IP-спорах и многое другое.

Лекция о повседневной реальности юриста была прочитана в рамках Летней школы магистратуры ИТМО "Стратегическое управление интеллектуальной собственностью".

Полная запись лекции выложена на ютуб-канале IP-биржи ИТМО. А мы сделали тайм-коды, чтобы было удобно переключиться сразу на самое интересное.

🔹 Основная часть:

1:58 Начало
3:45 Spoiler alert
4:15 Юристы из сериалов, но только настоящие
5:00 Первый офис – как в "Хорошей жене"
6:32 Документы – совсем не как в "Лучше звоните Солу"
8:41 Юрист, который спал 2 часа – совсем не как в "Форс-мажорах"
11:16 Подготовка к суду - тоже не как в "Форс-мажорах"
12:47 Поездки в суд – Харви Спектеру и не снилось
18:23 Отели – чего никогда не увидит Харви Спектер
24:05 Сеттинг: большой город и заправка у Суда по интеллектуальным правам
25:58 Стиль и дресс-код
28:37 Отпуск
31:21 Итог. Ожидание/Реальность
31:56 Воспринимать жизнь как сериал иногда полезно

🔸 Ответы на вопросы аудитории:

39:28 Как при таком графике вам удается не выгорать?
45:15 Какой лучше тип работы с клиентами выбирать?
47:38 Как изменилась жизнь вашей команды во время Covid?
53:44 Какое количество дел клиентов оптимально брать на старте юридической карьеры?
56:47 Назовите лайфхак, который используете в суде во время пандемии?
59:16 Вы сразу выбрали консалтинг, или был опыт в инхаусе? Почему работаете в консалтинге?
1:02:15 Проводятся ли стажировки в CLAIMS?
1:03:24 Были ли у вас на практике ситуации, когда пришлось отказаться от клиента и его дела? Какие это были случаи?
1:05:10 Возможно ли работать в юридическом консалтинге и при этом не ходить в суды?
1:07:30 Зачастую бывают случаи, когда клиенты приходят с тупиковой ситуацией. Как вы корректно объясняете такое положение клиенту?
1:12:19 Остаётся ли у вас время на себя?
1:16:46 Расскажите о самом продолжительном и необычном судебном заседании
1:24:24 Сложно ли добиться от судей понимания вопросов, связанных с объектами интеллектуальной собственности?
1:29:17 Лучше ли сразу после бакалавриата получать LLM? Или лучше отучиться в магистратуре в России, получить опыт работы и потом получить LLM?
1:32:12 Как поиграть с юристами CLAIMS в DnD?
1:32:24 Что делать с тем, что по статистике большинство решений тройки судей в кассации отказные?
1:34:33 Прибегали ли когда-нибудь к услугам дизайнера, чтобы интересно оформить позицию для суда?
1:39:15 Итоги

https://youtu.be/3mRz016yyqQ
источник
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
Кстати, какие сериалы о юристах нравятся вам? Кликайте в опрос (можно выбрать несколько) и делитесь в комментариях.
Подсказка: некоторые из сериалов, заслуживающих внимания, мы упоминали в 5-м выпуске подкаста Копикаст "Юристы в кино".
Анонимный опрос
11%
Хорошая жена (The Good Wife)
5%
Хорошая борьба (The Good Fight)
19%
Лучше звоните Солу (Better Call Saul)
9%
Юристы Бостона (Boston Legal)
34%
Форс-мажоры (Suits)
2%
Шёлк (Silk)
2%
Схватка (Damages)
4%
Небесный суд
4%
Глухарь
9%
Улицы разбитых фонарей
Проголосовало: 349
источник
2021 August 24
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
🦸🏻‍♂️ Среди нас только один предатель

В начале 2020 года резко выстрелила и моментально набрала широкую популярность игра Among Us. В ней десять игроков одновременно находятся на космическом корабле, но только 8 из них хотят долететь до пункта назначения. Двое игроков, предатели (в английской версии игры они называются "Impostors"), хотят саботировать миссию и убить всех членов команды.  При этом игроки могут созывать совещания и демократическим голосованием демократически выкидывать одного из игроков в открытый космос.

17 августа 2021 года в другой игре — в самой популярной королевской битве Fortnite — появился новый игровой режим, до боли напоминающий игру Among Us. Десять игроков одновременно находятся на станции и пытаются выполнить миссию, а двое предателей нацелены на саботаж. Игроки также могут собираться и с помощью голосования ликвидировать подозрительных игроков.

Игровые журналисты отметили не просто сходство концептов а-ля Мафия, но также указали на совпадение сеттинга (космический корабль, футуризм), терминологии (и там, и там игроки-лжецы называются "Impostors"), наличие сторонних мини-игр и аналогичной системы голосования. Это создало у игроков впечатление о недопустимости действий Epic Games (создателей Fortnite), а также о незаконности копирования игры. Особенно противоречивым подобное "заимствование идей" нашли в связи с иском Epic Games к Apple о размере комиссии в магазине приложений.

В действительности же в действиях Epic Games вряд ли можно обнаружить нарушение исключительного права, потому что большинство современных правопорядков не признают идею игры (к чему относятся и геймплей, и игровые механики) объектом авторского права. Прямого копирования ассетов, моделей, музыки или кода Among Us в Fortnite не наблюдается — за исключением игровой механики все элементы созданы с нуля.

Подобное ограниченное понимание "идеи" в авторском праве, на наш взгляд, противоречит сути современного игрового рынка, а его участники давно ждут от правопорядков создания специального механизма, который мог бы защищать игровую механику как она есть.

Посудите сами, Epic Games взяла готовое игровое решение, готовый геймплей (над которым трудились сотрудники InnerSloth) и реализовала его на собственном движке. Согласитесь, один из обязательных творческих этапов создания игры (проработка, собственно, игрового процесса) был успешно пропущен сотрудниками Epic Games. Теперь же эта компания готова включать машину монетизации и использовать ее против игроков, плавно перетекающих из Among Us. В это же время InnerSloth вряд ли сможет что-то противопоставить таким действиям игрового гиганта, ведь у нее нет ни такого количества денег, ни человеческих ресурсов, как у Epic Games. Поэтому игроки постепенно забудут об Among Us, ведь Fortnite дает все то же самое, только он красивее, и игроков у него больше.

Подробнее об игровой механике и о необходимости ее внедрения в авторское право мы говорили в 73 выпуске Копикаста.

С грустью отметим, что у InnerSloth были возможности не допустить такого массового заимствования сеттинга и терминологии, которыми, однако, компания вовремя не воспользовалась. К примеру, она могла бы зарегистрировать в качестве товарных знаков в ключевых юрисдикциях не только название игры и изображение маскота, но и названия игровых элементов, слова из игровой терминологии. Например, компания могла подать заявку на обозначение IMPOSTOR, чтобы исключить хотя бы его заимствование конкурентами. Также довольно узнаваем кадр EMERGENCY MEETING, всплывающий в определенные моменты игры. Однако заявку на такие товарные знаки разработчики Among Us не подали, что и дало Epic Games возможность использовать ту же терминологию в своей игре.

Антон Ендресяк
источник
2021 August 26
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
🍫 Больше точно не слипнется

Привет! Советую прямо сейчас налить себе чашечку чая — сегодня на десерт новое постановление шанхайского суда по делу о нарушении прав на товарный знак при переупаковке шоколадных конфет Ferrero Rocher.

⚖️ Китайский суд против переупаковки

На протяжении долгого времени (с 2018 по 2020 гг.) китайский коммерсант Лю с намерением делать серьёзные деньги приобретал огромное количество всемирно известных сладостей Ferrero Rocher в больших упаковках по супернизкой цене за штуку. Затем он нанял подрядчиков для подделки небольших коробок собственного производства и решил уйти вразнос, используя в процессе товарный знак Ferrero Rocher на упаковках поменьше и подороже.

В ходе расследования было установлено, что создание и дальнейшая перепродажа изъятой продукции не были разрешены правообладателем (сделайте, пожалуйста, вид, что вы удивились!). Команда во главе с обвиняемым успела, кстати говоря, изготовить более 5,65 млн этикеток —  fingers crossed, что вы случайным образом не наткнулись на эту партию.

Суд утвердил — виновен и точка, поскольку:

«ответчик не имел лицензий на упаковку пищевых продуктов и не мог гарантировать соблюдение гигиенических условий окружающей среды во время упаковки товара, а также здоровья персонала; возникшая угроза безопасности пищевых продуктов явилась риском посягательства на здоровье потребителей».

Нарушителю смягчили наказание, поскольку он добровольно сознался в содеянном, приподняв белый флаг. Также условными сроками и штрафами отделались подельники, изготовившие контрафактную упаковку.

❓ А как же исчерпание права на товарный знак?

Справедливо ли осуждены китайские подсудимые, которые фактически перепродавали оригинальные конфеты, меняя лишь упаковку?

С одной стороны, приобретение товара у правообладателя позволяет покупателю перепродавать товар под тем же обозначением, и такая перепродажа, очевидно, не будет считаться распространением контрафакта. Это называется исчерпанием права на товарный знак.

С другой стороны, правило об исчерпании права на товарный знак не предполагает возможность переупаковки товара и его перепродажи в неоригинальной упаковке. Это общее правило было сформулировано в практике Европейского Суда в конце 1970-х (см. статью). Существуют исключения, при которых Европейский Суд признаёт переупаковку допустимой — обычно это касается случаев, когда переупаковка требуется в интересах рынка.

В данном деле китайские предприниматели использовали неоригинальную упаковку вовсе не из интересов рынка, а лишь из стремления получить прибыль от недобросовестной перепродажи. Поэтому решение шанхайского суда можно считать вынесенным вполне в духе европейских традиций.

Евгения Булдакова, Виктор Горский-Мочалов
источник
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
​​💫 Алтайский мёд против Магии Алтая
СИП разрешил дело о столкновении заявки на товарный знак и НМПТ "Алтайский мёд", не забыв защитить законные ожидания

На этой неделе Суд по интеллектуальным правам (СИП) отменил решение Роспатента по отказу в регистрации товарного знака "Магия Алтая SIBERIA".

Общество "Магия Алтая" обратилось в Роспатент с заявкой на регистрацию комбинированного товарного знака в отношении мёда и прочих товаров. Поскольку в заявленном обозначении словесные элементы "Магия Алтая" и "SIBERIA" выполнены буквами разных алфавитов, расположены один под другим и воспринимаются как два самостоятельных элемента, Роспатент провёл сравнительный анализ обозначения отдельно по каждому элементу.

Это позволило противопоставить заявленному обозначению охраняемые наименования места происхождения товара (НМПТ) "АЛТАЙСКИЙ МЁД" и "Мед горного Алтая", зарегистрированные в отношении товаров "пчелиный мёд" и "мед", а также товарные знаки с элементами "SIBEERIA", "SIBERRYA", "SIBERIYA".

Рассмотрев заявление Общества, Роспатент отказал в регистрации указанного обозначения со ссылкой на наличие сходных до степени смешения НМПТ и товарных знаков.

🏛 СИП критически отнёсся к такому решению Роспатента, указав следующее:

1️⃣ При определении степени сходства заявленного обозначения и противопоставленных НМПТ Роспатент исходил из неверного представления о составе слов, которыми определяется смысловое значение обозначений.

Семантическое и фонетическое сходство обозначений должно устанавливаться по главным словам словосочетания, на которые падает логическое ударение и которые определяют смысл словосочетания. По мнению СИП, ударение падает вовсе не на слова "АЛТАЯ" и "АЛТАЙСКИЙ", а на "МАГИЯ" и "МЕД", семантическое значение и фонетическое звучание которых являются принципиально различными.

2️⃣ Роспатент своими действиями нарушает принцип защиты законных ожиданий.

Как отмечает СИП, при обращении в Роспатент с возражением Общество ссылалось на факт государственной регистрации в качестве товарных знаков 15 обозначений, в состав которых входит словесный элемент "АЛТАЙСКИЙ".

Поскольку в период с даты государственной регистрации противопоставленных НМПТ не вносились изменения в п. 7 ст. 1483 ГК РФ, а также, принимая во внимание указанную практику Роспатента по регистрации товарных знаков, СИП полагает, что у Общества имелись разумные ожидания о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. СИП далеко не в первый раз встаёт на защиту разумных ожиданий заявителей.

3️⃣ Роспатент не выделил сильные и слабые элементы заявленного обозначения, в результате чего пришёл к неверному выводу о значимости сходства элемента «SIBERIA» со словесными элементами противопоставленных товарных знаков ("SIBEERIA", "SIBERRYA", "SIBERIYA").

СИП отметил, что без установления сильных элементов заявленного на регистрацию обозначения его сравнение с противопоставленными обозначениями не может считаться проведенным надлежащим образом.

По мнению СИП, элемент «SIBERIA» является слабым с учетом:
- места государственной регистрации заявителя (с. Онгудай, Республика Алтай);
- территориальных границ такого географического района, как Сибирь;
- пространственного расположения словесного элемента "SIBERIA" в составе заявленного обозначения,
- размера шрифта, которым выполнено данное слово.

В результате СИП пришёл к выводу, что при принятии оспариваемого решения Роспатентом была нарушена установленная законом и правоприменительной практикой методология оценки сходства обозначения с противопоставленными НМПТ, и обязал Роспатент повторно рассмотреть возражение.

Изображение: Ondřej Žváček, CC BY 2.5
источник
2021 August 27
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
🇦🇫 Товарные знаки в Афганистане
#IPлонгрид

#IPлонгрид

▫️ Что будет с интеллектуальными правами в Афганистане после смены власти?
▫️ Можно ли зарегистрировать товарный знак в этой юрисдикции?
▫️ Как относятся к интеллектуальной собственности исламские правоведы?

В этих непростых вопросах — особенно сложных в настоящие дни — разобралась Яна Чучук.

Читайте статью по ссылке:
👉 https://claims.ru/articles/afghanistan/
источник
2021 August 30
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
⚔️ Юрист CLAIMS Виктор Горский-Мочалов — о тенденциях в спорах по защите брендов

▫️ О развитии права товарных знаков
"Право товарных знаков — сравнительно молодая отрасль, которая активно развивается прямо сейчас. Например, лишь в июне 2020 президиум Суда по интеллектуальным правам (СИП) впервые сформулировал стандарт доказывания общеизвестности товарных знаков. Прямо сейчас СИП разбирается, как должны охраняться объёмные товарные знаки, проводит конcультации с юристами.
То есть вместо явных пробелов есть масса тонких, но важных спорных вопросов, решение которых зависит от судебной практики. Повезло, что в России есть специализированный Суд по интеллектуальным правам. В ситуации, когда уровень IP-культуры в России ещё невысок, наличие такого суда значит многое".

▫️ Об основных видах споров
"Можно выделить 3 основные категории споров:
1) споры между бизнесами о нарушении прав на товарные знаки;
2) споры бизнеса против патентных троллей;
3) споры бизнеса против Роспатента.
Не так давно основной болью были патентные тролли. Но сейчас есть много прецедентной судебной практики, которая облегчает борьбу с ними. Теперь самыми неприятными спорами стали споры с Роспатентом. Он не только стал чаще, на мой взгляд, выносить неправомерные решения, но и более агрессивно не выполнять указания СИП. Из-за этого предприниматели тратят годы, чтобы получить необходимую охрану своего бренда. Если ситуация не изменится, политика Роспатента может привести к дискредитации суда как средства эффективной защиты, не говоря уже о дискредитации товарных знаков в целом в глазах российского бизнеса".

▫️ О разнице споров в России и за рубежом
"Зарубежный бизнес лучше понимает ценность внесудебного разрешения споров. В спорах о товарных знаках зарубежные оппоненты более склонны включаться в переговоры, находить точки соприкосновения, заключать взаимовыгодные соглашения. В России же культура переговоров сильно отстаёт. Российские компании часто просто игнорируют направленные к ним претензионные письма и оставляют их без ответа. Они редко понимают, как работают товарные знаки, насколько непредсказуемо работает суд и что реальность сильно отличается от ТВ-шоу. В России приходится прилагать невероятные усилия, чтобы убедить оппонентов, что им выгоднее выйти в переговоры и не доводить дело до суда, даже если они уверены в своей правоте".

📰 Полную статью "Патентные тролли стали беспокоить меньше, чем строгость профильного ведомства" Дарьи Голиковой с комментарием Виктора и других юристов читайте на сайте Делового Петербурга:
"Патентные тролли стали беспокоить меньше, чем строгость профильного ведомства" Дарьи Голиковой с комментарием Виктора и других юристов читайте на сайте Делового Петербурга:
👉 https://www.dp.ru/a/2021/08/25/Brendovie_tjazhbi
источник