💄
Выйти с новым макияжем на улицу становится опасно?
Может ли макияж быть объектом авторского права? Мировая практика даёт однозначный ответ – да!
Первопроходцем среди кейсов, когда макияж признали объектом авторского права, стало дело Carell v. Shubert (2000). В центре скандала оказался макияж актеров бродвейского мюзикла «Cats». Несмотря на то, что актеров было много, всем им наносили один и тот же макияж, что в итоге и помогло доказать, что он является объектом авторского права. Суд указал, что макияж актеров достаточно оригинальный и выразительный для того, чтобы быть охраноспособным с точки зрения авторского права.
В 2017 году то же
самое удалось проделать и киностудии Paramount Pictures, которая потребовала у Axanar Productions прекратить использование макияжа актёров Star Trek. Несмотря на то, что
суд встал на сторону Paramount Pictures, в том же году две студии заключили соглашение. Так, ответчик согласился внести существенные изменения в фильм «Axanar» и впредь при сьемке фильмов руководствоваться гайдлайнами «по созданию фан-фильмов», выпущенными Paramount Pictures в 2016 году.
Один из самых свежих кейсов в мире авторских прав на мейкап -
Mourabit v. Klein, Shiseido, Inc. (2020). Дело интересно по трем причинам. Во-первых, Mourabit в самом начале процесса отказался от основного требования – признать нарушенными его авторские права. Во-вторых, суд еще раз признал макияж объектом авторского права. В-третьих, суд тактично обошел вопрос того, является ли кожа человека материальным носителем макияжа.
Теперь обо всём по порядку. В 2013 году Mourabit был визажистом модели на съемках для журнала W Magazine. Klein делал фотографии модели для журнала. В 2015 году Shiseido и Klein создали линию косметики, для продвижения которой Shiseido решил использовать фотографии Klein со съемок 2013 года.
В 2018 году Mourabit зарегистрировал авторское право на макияж и сразу же подал иск к Shiseido и Klein. В иске Mourabit указал, что они нарушили его авторские права и засчет этого неосновательно обогатились, а также совершили акт недобросовестной конкуренции.
Непонятно почему, но еще до того, как ответчики успели предоставить отзывы на иск, истец отказался от требования о признании нарушенными его авторские права. Все остальные требования он поддержал. Суд логично указал, что поскольку истец отказался от основного требования, от разрешения которого зависят и все остальные, то суд отказал в удовлетворении всех требований.
Mourabit, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратился в апелляцию. В жалобе он утверждал, что остальные требования никак не связаны с объектом авторского права, так как его работа не относится ни к одному из известных объектов авторского права. Кроме того, макияж не был зафиксирован на материальном носителе, соответственно, суд должен рассмотреть остальные требования.
Апелляция поддержала решение суда первой инстанции и добавила, что авторское право охраняет двухмерные изображения, в связи с чем макияж подпадает под один из видов объектов авторского права.
Вместе с тем, апелляция тактично проигнорировала проблему того, можно ли признать человека материальным носителем макияжа. Суд только сказал, что фиксация произошла в момент, когда мейкап был сфотографирован.
Так стоит ли уже бояться выходить на улицу с новым макияжем?
Слава богу, нет. Макияж будет признан объектом авторского права только в том случае, если для начала он будет признан достаточно оригинальным. Термин, конечно, очень размытый, но повседневный макияж к таковым явно не относится. Если, конечно, он не такой как у
Лил Реймер,
Арюна Тардис или
Пэт МакГрат.
Яна Чучук