Правильный ответ: 🍊 Вторая фотография охраняется, первая нетЧтобы объяснить почему так, нужно разобраться в понятии "критерий оригинальности" (threshold of originality). Мы уже вскользь касались этой темы в разборе
кейса с фотографией датчика с фотостока.
Критерий оригинальности – это юридическая концепция, которая используется для оценки того, может ли работа быть признана объектом авторского права. Другими словами, это инструмент для определения степени оригинальности объекта, в зависимости от которой его можно считать самостоятельным произведением, защищаемым авторским правом, либо нет.
Например, если фотограф использовал цветокоррекцию, принимал участие в создании композиции или сделал постобработку, то фотография защищена, так как в ней проявляется творческий труд автора. В противном же случае, как в кейсе с фотографией датчика с фотостока, о защите можно забыть.
Теперь разберем фотографии из опроса.
Второй снимок сделан во время концерта Боба Марли в Барселоне в 1970-ых годах фотографом Максом Мессерли. Вокруг него разгорелся нешуточный спор, связанный с критерием оригинальности.
Макс судился с парикмахерской, которая использовала его фотографию без разрешения.
Верховный суд Цюриха постановил, что фотография не соответствует критериям защиты, потому что фотограф никак не влиял на композицию во время съёмки, т.к. был зрителем концерта, а прочие параметры (глубина резкости, фокус и диафрагма) соответствуют стандартным для любой камеры того времени. Однако последующее рассмотрение дела в Федеральном суде Швейцарии изменило ход дела. Там увидели в фотографии выражение личной воли автора, и именно поэтому посчитали фотографию объектом авторского права. Подробнее об этом деле вы можете прочитать
здесь.
Со вторым снимком все намного интереснее. На нём изображен
Кристоф Мейли, выкравший 8 января 1997 года две папки документов швейцарского банка UBS за 1945—1965 годы с доказательствами финансирования войны нацистов против человечества. А вот, кстати, его
facebook аккаунт.
Сам спор касался использования этой фотографии в
документальном фильме BBC без согласия фотографа Гизела Блау. Суд
решил, что фотография не защищена авторским правом, т.к. фото сделано с использованием стандартных настроек камеры, композиция фотографии выполнена так, как её бы выполнил любой человек, который хотел бы показать Кристофа с папками, а для освещения используется стандартная вспышка. Учитывая всё это, суд пришел к выводу, что фотография не соответствует критерию оригинальности.
Отметим, однако, что в разных юрисдикциях существуют отличающиеся подходы к тому, что следует считать оригинальным в конкретной стране. Поэтому, если бы Кристоф Мейли был гражданином России и смог бы выкрасть документы из российского банка, итог бы этого дела, а равно иных дел с ним связанных, мог бы стать совсем другим.