Size: a a a

2022 January 26
Wild Field
Рассуждения о том, как НАТО ограничивает национальный суверенитет участников и неизбежно ведет к угрозам России нигде не звучат столь фантасмогорично как в Турции - стране, которая буквально гордится тем, что сидит на двух стульях.

https://t.me/turkulubu/2885
Telegram
Türk Kulübü
🇺🇦🇷🇺 Украинский кризис с российской точки зрения – статья посла России в Турции Алексея Ерхова в газете Daily Sabah

📍 То, что сейчас происходит, не касается Украины, при всем моем уважении к этой стране. Речь идет о России и ее национальных интересах, в первую очередь о ее безопасности. Речь идет об отношениях между Россией и НАТО, а также Россией и США.

🔺 Альянс, продвигающийся все ближе и ближе к Востоку и нашим границам, представляет серьезную угрозу нашей национальной безопасности.

🔺 Мы требуем, чтобы НАТО сократило определенные действия, включая размещение высокоточных наступательных ударных вооружений вблизи России, включая Украину.

🔺 Мы не хотим, чтобы пусковые установки крылатых ракет базировались на востоке Украины, где их время полета до центра России, включая Москву, составит около трех минут. И мы полны решимости не допустить этого.

Является ли такое желание странным или незаконным? Я так не думаю. Вот хороший пример из истории: когда покойный президент США Джон Ф. Кеннеди узнал в 1962 году…
источник
Wild Field
Хорошая статья о до-республиканской Анкаре

"Современное понимание истории Анкары, находящееся под влиянием и сформированное дискурсами турецкого национализма, стремится нарисовать образ Анкары в эпоху Османской империи как небольшого, отдаленного, этнически, лингвистически и религиозно однородного города. Согласно этой националистической точке зрения, именно эти характеристики сделали Анкару достойным кандидатом на пост столицы Турецкой республики в 1923 году.

Таким образом, первые республиканцы изображали Анкару как образцовый турецко-мусульманский город, который мог бы служить чистым листом для городских, политических и социальных изменений, намеченных для республиканской Турции. Анкара была переосмыслена как антитеза кажущейся отсталости, упадка, религиозности и космополитизма бывшего имперского центра Стамбула. Таким образом, перенос центра власти в Анкару рассматривался как возможность провести ребрендинг Турции и реализовать новое видение турецкого урбанизма и современности.

Однако такое понимание Анкары стирает мультикультурное прошлое города. На самом деле Анкара в эпоху поздней Османской империи была городом примечательного религиозного разнообразия и конфессиональной конвивиальности со значительным армянским, греческим православным и еврейским населением."

https://ajammc.com/2022/01/24/how-ankara-became-turkish/
источник
Wild Field
Очередной шаг в рамках секуляризации Азербайджана, который тем не менее вполне укладываются в исторические модели именно суннитских государств прошлого, когда назначение имамов было прерогативой правителей, а не духовных управлений.

https://report.az/ru/milli-mejlis/v-azerbajdzhane-u-umk-zabirayutsya-polnomochiya-naznachat-religioznyh-liderov-v-mecheti-eksklyuziv/
источник
2022 January 27
Wild Field
Вулканическая карта Турции

В Турции расположено 13 вулканов, которые были активны в Голоценовую эпоху
источник
Wild Field
Перед Афоном извинились, теперь пришло время ведьм.

https://www.bbc.com/russian/news-60145467
источник
Wild Field
Археофутуристический Багдад в видении великого американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Еще одна нереализованная ориенталистская мечта о другом Ближнем Востоке.

https://telegra.ph/Skazochnyj-Bagdad-Frehnka-Llojda-Rajta-01-27
источник
Wild Field
Рагып Сойлу в Middle East Eye напоминает о том как конфликт в Украине важен для Турции. И почему Турция последовательно (как минимум с 1918 г.) поддерживает независимую Украину.

"Каждого турецкого школьника учили одной и той же истории : на протяжении всей истории Россия стремилась контролировать тепловодные порты, принадлежавшие Османской империи.

Их учили, что эта политика привела к грандиозному соперничеству между Москвой и Константинополем, которое постепенно склонялось в пользу первой, поскольку Россия захватила то, что хотела, от Великой Порты путем войны и принуждения.

Первый османский оплот, захваченный русскими? Крымское ханство на территории современной Украины , которое Москва захватила в 1783 году.

«Украина похожа на плотину, которая останавливает дальнейшее влияние и давление России в регионе», — сказал Middle East Eye турецкий чиновник на условиях анонимности. «Если Украина падет, это будет иметь прямые последствия для Турции».

Через сто лет после падения Крымского ханства Российская империя постепенно, но непреклонно захватила территории к западу от Украины, пока в 1878 году не подошла к порогу Константинополя, ныне Стамбула.

Под давлением Москвы османы потеряли Балканы, где возникли новые государства. При этом тысячи турок стали беженцами. На востоке Российская империя захватила Кавказ после кровавой кампании, в результате которой погибли тысячи мусульман, и захватила турецкие города, такие как Карс, Ардаган и Артвин.

Именно такие истории приходят на ум в Турции, когда Россия наращивает свои силы на границе с Украиной."

Middle East Eye утверждает также, что именно Украина стал первым иностранным покупателем беспилотников Akinci, о чем сообщалось на прошлой неделе (но покупатель открыто не назывался).

https://www.middleeasteye.net/news/ukraine-turkey-why-conflict-matters
источник
Wild Field
Этот же самый Джабир-паша, командуя корпусом в Ване, разругался с Иззет-пашей, губернатором курдом, котором Стамбул назначил специально, чтобы улучшить отношения с курдами Вана. Джабир-паша высмеивал нового губернатора как "грязного курда", мечтающего якобы о Kurmanji Beylik. Более того, он жаловался, что Иззет не умеет работать с армянами и даже открыто высказывал пожелания, чтобы армянские дашнаки убили губернатора.  Со своей стороны, Иззет, "ярый мусульманин и противник России", обвинял командующего в союзе с дашнаками и выражал недоумение, как вообще такой человек мог быть назначен на столь высокую должность. "Неудивительно, что армяне благосклонно относились к Джабиру и ругали Иззет-бея" пишет Рейнольдс в Shattering Empire.

https://t.me/semenovkirill/4330
источник
2022 January 28
Wild Field
​​Польский дипломат бродил по горам Анатолии и нашел древний город, который искали десятки лет (мне понравилось слово histracking).

"Польский дипломат в Турции помог разрешить давнюю загадку Фивасы, древнего города на юге центральной Анатолии.

Роберт Д. Рокицкий, дипломат посольства Польши в Анкаре, обнаружил Фивасу в 2021 году в деревне Пинаркайя южной провинции Караман.

За последние два столетия многие ученые и путешественники тщетно пытались найти этот город. Среди них была известная британская писательница, авантюристка и государственная деятельница Гертруд Белл.

Последнее известное предположение о местонахождении ФИвасы было сделано австрийской ученой Гертрудой Ламингер-Пашер в 1991 году.

Город Фиваса занимает небольшое, но заметное место в истории. Согласно римскому географу Плинию, он находился в горах Тавра и был одним из самых заметных городов провинции Ликаония, большого региона во внутренней части Малой Азии.

Рокицкий сказал, что Фиваса конечно не Троя, но сыграла определенную роль в истории. По его словам, он случайно обнаружил ее во время похода по диким ландшафтам Анатолии.

"Здесь я могу свободно заниматься своим любимым видом туризма, который я называю хистрекинг - походы по бездорожью в поисках исторических мест. Он сочетает в себе природные и культурные открытия. Турция - лучшее в мире направление для такого рода деятельности, поскольку она богата историческими памятниками, природными чудесами и обеспечивает дружественную среду", - сказал он.

Согласно его исследованию, Фиваса и ее замок приобрели новое значение после мусульманского завоевания Киликии, когда она стала одной из важнейших крепостей на восточной границе Византии.

"В 793 году Фиваса сдалась армии Абдур-Рахмана бен Абдалмалика из-за нехватки воды; в 805 году она была восстановлена по инициативе императора Никифора I, а в 806 году разрушена во время великого похода халифа Харуна ар-Рашида", - говорится в статье.

"Из-за скудной и неоднозначной информации город искали в разных местах, часто очень удаленных друг от друга", - добавляется в статье.

По словам профессора Стивена Митчелла, одного из крупнейших исследователей Малой Азии, члена Британской академии и почетного секретаря Британского института в Анкаре, исследование разрешает давнюю загадку исторической географии Малой Азии и помогает понять некоторые ранее неразрешимые проблемы дорог и путей сообщения между Коньей и Аданой.

"Его Роберта Д. Рокицки статья добавляет совершенно новую главу к истории конфликта между византийцами и арабами в X и XI веках", - сказал он.

Поиски Фивасы велись почти два столетия, при этом рассматривалось не менее восьми различных мест. Ее расположение в стороне от основных, точнее, известных маршрутов, скрывало ее не только от нападавших, но и от ученых и путешественников."

(Yeni Safak)
источник
Wild Field
Обложка номера журнала la Turquie Kemâliste за октябрь 1936. Это был пропагандистский журнал на французском языке (с отдельными статьями на английском и немецком) издававшийся ежеквартально с 1934 г. под руководством Ведата Недима Тора, чтобы познакомить мир с достижениями кемалистской революции. Всего вышло 49 номеров.
источник
Wild Field
да, изначально журнал назывался La Turquie Kemaliste, но после того как Ататюрк сменил "арабское" имя Кемаль на "истинно-турецкое" Камал, журнал тоже стал называться уже La Turquie Kamaliste.
источник
2022 January 29
Wild Field
Читаю биографию Катти Герая, чингизидского принца, потомка крымских ханов. Встретив шотландских миссионеров, которые активно работали на Кавказе в начале 19 века, он обратился в протестантское христианство, потом уехал в Шотландию, где женился на шотландке Анне Нельсон. У них родились 14 детей (половина умерла в младенчестве). Все были крещены в протестантской церкви, но интересно как Катти Герай подбирал им имена. Евразийский микс, например  Андрей Арслан Герай, Александр Джанибек Герай, Николай Альфред Адиль Герай и Шарлотта Леонис Алиме Герай.

Самым знаменитым из его детей был конечно Николай Александрович Султан-Крым-Гирей, ставший к Первой мировой войне сенатором и действительным тайным советником.

К слову, Катти Герай и его сыновья были единственными потомками крымских ханов по мужской линии, которые жили в уже российском Крыму в 19 веке. Вероотступничество выкинуло их из ханского рода, естественно, но и позволило жить в Крыму, в отличие от остальных Гераев.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD-%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC-%D0%93%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%B9,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
источник
Wild Field
Поздравляю и желаю успехов!

https://t.me/tyrasbaibak/5788
Telegram
Степной суслик
В честь достижения отметки в тысячу подписчиков, означающего переход во взрослую лигу, даю список каналов, которые считаю полезными для мысли.
Самые близкие:
@ostroget солярный Острог, неинституциональный дефиниционист, добрый плод, вызревший на перегное руснализма.
@tsarofkazan Марк Шишкин, казанский публицист, краевед, градозащитник, экскурсовод, человек и пароход, ищущий оптимальный модус взаимодействия русской и татарской культур в Татарстане.
@ershoff83 Егор Ершов, национал-демократ, публицист, советолог.
Русские националисты, с которыми не во всем согласен, но считаю достойными упоминания:
@kolosoff_n  Николай Колосов, палеоконсерватор и знаток американской правой. Работает с Юнеманом – у каждого есть свои недостатки.
@dimitriy_savvin Димитрий Саввин, национал-монархист, политэмигрант, проживающий в Латвии.
@rusquad Никита Хилькевич, пытается сделать что-то правильное из мейнстримного русского национализма.
Молодое поколение русского национализма:
@vorbote Люциус Беловежский, правый взгляд из Таганрога.…
источник
2022 January 30
Wild Field
🇬🇷🇹🇷 99 лет назад был подписан протокол по принудительному обмену населением между Грецией и Турцией. Примечательно, что обмен был основан не на национальности жителей или их языке, а исключительно на религиозной принадлежности.

Так, сотни тысяч христиан Турции (в том числе тюрки-караманлы) были депортированы в Грецию, а сотни тысяч мусульман Греции (среди них греки, принявшие Ислам, и критские мусульмане) в Турцию.

@voice_of_turkey@voice_of_turkey
источник
Wild Field
Карта племен Марокко из книги 1936 года. #maps

Интересно, что за племя Zemmour...
источник
2022 January 31
Wild Field
Османские офицеры на галицком фронте как-то решили сфотографироваться со своими местными подругами...одев их в османскую униформу с медалями.
источник
Wild Field
Чтение на вечер.
Антропологический взгляд на партию с точки зрения индустриализации, тезисно.

Рис. ниже: объем производства в турецкой экономике и доля голосов основной исламистской партии в Турции, 1973–2019 гг. Создано автором на основе данных Статистики ООН и Высшего избирательного совета Турции.

Производство ПСР в Турции, Middle East Research and Information Project

В настоящее время в Турции второе по продолжительности непрерывное исламистское правительство в мире после Ирана. Но до 1980-х годов исламизм был, в-основном, маргинальным политическим движением в Турции.

Хотя однозначного ответа на вопрос, почему судьба исламистов изменилась, нет, свою роль сыграл кровавый государственный переворот в сентябре 1980 года.

Исламское возрождение в Турции совпало с переходом от импортозамещения к стратегии индустриализации, ориентированной на экспорт. Фактически, доля голосов основных исламистских партий того периода (Партии благоденствия, Партии добродетели, а затем ПСР) тесно связана с взлетами и падениями производства в период с 1987 по 2019 год (см. рис. ниже).

Сосредоточение внимания на этом разрыве между исламистами и секуляристами упускает из виду связь между поздней индустриализацией и исламским возрождением и чрезмерно подчеркивает культурные и политические причины напряженности между секуляристами и исламистами.

Глядя на союзы исламистов, а не на разногласия, становится ясно, что владельцы малых и средних производственных предприятий — мелкие промышленники — являются одним из их важных партнеров. Союз между исламистами и этим средним классом является ключевым фактором их многолетнего успеха на выборах.

В продолжении статьи:

— Подъем мелких промышленников: краткий экскурс в историю.
Поскольку их экономическая судьба была связана с политикой правительства, мелкие промышленники искали надежного партнера в национальной партийной политике. В то же время исламисты были заняты заполнением политической пустоты, оставленной социалистами в быстро растущих рабочих кварталах, а также искали местного партнера.

— Альянс мелких промышленников и исламистов.
Союз между мелкими промышленниками и политиками-исламистами, который начал формироваться в 1980-х годах, принес свои плоды в 1994 году, когда исламисты одержали победу на муниципальных выборах в Анкаре и Стамбуле, двух крупнейших городах Турции. Исламисты увеличили свою долю голосов в 1990-е годы почти исключительно в городах, где рост промышленного производства был выше среднего по стране. Более того, они получили наибольшую долю голосов от бедных рабочих районов этих городов. И последнее, но не менее важное: Эрдоган дебютировал в национальной политике на выборах 1994 года.

— Управление улицами, цехами и разумом.
Хотя раскол между секуляристами и исламистами сыграл важную роль в формировании исламистской риторики, этот раскол больше не является центральным вопросом турецкой политики. В двух соперничающих избирательных лагерях, возглавляемых ПСР и НРП, теперь есть как светские, так и исламистские фракции. Самое жестокое политическое столкновение за последнее десятилетие произошло между двумя исламистскими группировками под руководством Эрдогана и Гюлена, а не между исламистами и секуляристами. По факту, всё это важные, но не центральные движущие силы, которые удерживают исламистов у власти. Ключевым фактором постоянного политического успеха исламистов является их способность контролировать улицы, торговые залы и умы бедняков в рабочих кварталах.

Полная версия.
источник
Wild Field
Турецкий кейс кстати интересно сравнивать с американским. Там конечно другая динамика, но кое-что похоже - малый бизнес становится фундаментом консервативной политики.

"Специфика недовольства Движения чаепития становится более понятной, если мы понимаем его как движение владельцев малого бизнеса, многие из которых увидели, что стоимость их жилья и бизнес-активов обесценилась в одночасье в результате кризиса ипотечных кредитов. Убежденные сторонники Трампа не были наемными рабочими и даже независимыми подрядчиками, а были представителями малого бизнеса, сосредоточенными в секторе жилищного строительства и связанных с ним профессиях "белых воротничков" в сфере розничной торговли товарами для дома, услуг в сфере недвижимости и т.д.  Именно стремительный взлет и падение сектора малого бизнеса, а не долгая сага деиндустриализации, породили нынешний цикл ультраправого популизма."

https://www.dissentmagazine.org/article/family-capitalism-and-the-small-business-insurrection
источник
Wild Field
У представителей арабского мира позиции по поводу событий в Восточной Европе такие же полярные, как и везде. От полной солидарности с Украиной до такой же полной солидарности с РФ, и вся палитра мнений между ними. Особенно резко это заметно у сирийцев понятное дело.

Но в отношении стран Магриба замечаю, что те кто мыслит поглубже обеспокоены не тем, что "надо одинаково ненавидеть США и Россию", а главным делом возможными последствиями для своего региона. А именно - Украина это один из главных поставщиков зерна в Северную Африку, как раз когда регион борется с засухами и неурожаем. Возможная война в Украине оборвет этот импорт, а учитывая широкие санкции против России, то вероятно и про российскую пшеницу лучше будет забыть. И тогда тому же Алжиру придется идти на поклон к Франции, и это после того как алжирские власти наконец-то добились освобождения от прежнего доминирования французских поставщиков, снизив импорт французской пшеницы почти до нуля. Но и то не факт, что этого хватит, ведь даже во Франции производство пшеницы снизилось. А это все означает, что у региона будущее может быть еще мрачнее чем кажется.

https://t.me/semenovkirill/4333
Telegram
Kirill Semenov
Интересна позиция представителей арабского мира к событиям вокруг Украины и России-НАТО.
Так, мой друг из алжирской Гардайи проводит аналогии между этими событиями и кризисом в отношениях Алжира и Марокко. Он, полагает, что Марокко действует также как и Украина и ради обеспечения собственной безопасности, готова предать собственные ценности и обратилось к историческим противникам мусульман и арабов в лице Израиля и готова обратится к кому угодно. Вероятно, он считает, что Украина это тоже часть православного, славянского мира и привлекать для своей защиты НАТО и США это как для арабского, мусульманского Марокко звать на помощь Израиль.

Также один из популярных ливийских активистов, принадлежащий к сторонникам Триполи и убежденным противникам Хафтара, написал в своем твиттере, что США, окружая Россию НАТО, заставляют ее реагировать. И  что  ненависть по отношению к России не должна оправдывать действия США, которых также следует ненавидеть, а не превращать в положительного героя.
источник
Wild Field
​​У османских младотурок, в их подпольно-революционный период, имелся свой тайный ритуал инициации, в духе ку-клукс-клана или масонских лож. Варианты ритуала могли с местом и временем различаться, но благодаря дошедшему до нас регламенту общества и мемуарам участников (Энвера-паши, Казима Карабекира и других) мы знаем, как он проходил после сентября 1907 года.

Нового члена общества должен был представить руководитель (рехбер) комитета по присяге. С завязанными глазами ночью его приводили в дом одного из членов комитета. Для входа в дом он должен был знать пароль - hilal (полумесяц). Там он представал одетым в красный плащ перед тремя членами комитета, одетыми в плащи и маски. Рехбер зачитывал речь об идеалах общества и о том, что отступничество от них означает смерть. Затем с глаз кандидата снимали повязку, он видел присутствующих и давал клятву, положив одну руку на Коран, другую на револьвер. Христиане и евреи (а такие тоже были среди младотурок) клялись соответственно на Библии и Торе.

Позже младотурки описывали церемонию как мистический опыт, который они никогда не забывали. Нередко в их мемуарах можно встретить упоминания о Cemiyeti Mukaddes ("Святое общество") и Kâbe- i hürriyet ("Кааба свободы"), так они называли свою организацию. Для некоторых это создало узы, которые пережили сам ЕиП, который был официально распущен в 1918 году.

Описанный выше ритуал практически полностью повторяет аналогичную церемонию у итальянских карбонариев и греческих "Филики Этерия". Возможно также, что это прямое влияние балканских комитаджей, с которыми воевали младотурецкие офицеры. Плюс влияние русских революционеров. В свою очередь младотурки вероятно повлияли уже на другое движение - похожая церемония инициации практиковалась у ранних египетских "Братьев-мусульман".
источник