Size: a a a

2021 December 26
Wild Field
Скончался Реджеп Уяр, муэдзин Зеленой мечети в Бурсе.

Он стал известен после вирусного видео, на котором представил пять макамов исламского призыва к молитве (азана).

Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун

https://www.youtube.com/watch?v=9Z9u_f0qbpQ
источник
2021 December 27
Wild Field
Турецкий сампровозглашенный "мессия" Хасан Мезарджи отметил свое "рождество" в Дюздже. Настоящий день рождения Мезарджи 11 мая, но человек, считающий себя Иисусом, отмечает его 25 декабря в кругу "апостолов".

Мезарджи это фрик, над которым сейчас смеется турецкий твиттер. Между тем, так было не всегда.

Человек после школы имам-хатип окончил иляхият (теологический факультет) в Университете Анкары. Помимо этого еще учился в медресе, изучал арабский язык, тафсир, хадисы и калам. Был имамом и муэдзином в студенческие годы, прошел военную службу, работал офицером по связям с общественностью. Потом 15 лет проработал на государственной службе в диянете и министерстве сельского хозяйства. 9 лет работал муфтием, в том числе 3,5 года в стамбульском районе Умрание.

Стал депутатом парламента от консервативной партии Refah, от Стамбула, в 1991-1995 г.г. Эрбакану его кандидатуру предложил лидер стамбульского отделения партии Реджеп Тайип Эрдоган. Критиком Ататюрка, кемализма, секуляризма и роли армии он показался слишком яростным даже для "исламистов" из партии Эрбакана (которые хотели скорее стать частью системы, а не ломать ее). Против него постоянно подавались судебные иски (около 150 исков) и парламентские запросы. Даже сейчас его называют самым противоречивым членом турецкого парламента в истории. Кстати, Мезарджи возглавлял парламентскую комиссию по поиску могилы Саида Нурси и восстановлению его достоинства.

Пресса его травила, из Refah его исключили, депутатскую неприкосновенность сняли, а потом суд в Анкаре приговорил Мезарджи к тюремному заключению за оскорбление Ататюрка. Говорят, что когда его уводил в суде он кричал "Меня травят". Освободился через 10 месяцев, в октябре 2000 года.

Уже в тюрьме за ним замечали, как это сказано, "интроверсию и изоляцию". Осенью 2000 года он объявил о том, что три года назад к нему якобы пришел Бог и объявил его мессией Иисусом. С тех пор он живет с учениками в в горной деревне в Дюздже и ждет скорого Судного дня. В 2012 году он направил письмо президенту Абдуллаху Гюлю, премьер-министру Эрдогану и патриарху Варфоломею с призывом признать его мессией. Вообще к нынешним порядкам в Турции он по прежнему также оппозиционен, но уже с другой стороны - осуждает политический ислам, патриархат и так далее.

У тех кто помнит яркого политика и духовного деятеля из 90-х нет сомнений, что он потерял психическое здоровье из-за того, что в тюрьме подвергался психологическим и биохимическим пыткам. Тем более, что похожие случаи в турецкой новейшей истории имеются.

https://twitter.com/hasanmez18/status/1474795166938681346
источник
Wild Field
Видео о Хасане Мезарджи на турецком (с английскими субтитрами). Там есть фрагменты его выступлений в 90-х. Проглядывается кстати общая тема турецких консервативных демократов тех годов - "Нам не нужно религиозное или шариатское государство, как не нужно секулярное государство. нам нужно просто государство."

Тот Хасан Мезарджи умер в конце 90-х. Вернувшийся из тюрьмы человек, называющий себя мессией на потеху турецкому твиттеру (как же, "исламский фундаменталист" стал фриком, отмечающим свое собственное "рождество"), это уже другая история.

https://www.youtube.com/watch?v=eX2-qhdvYdA&t=405s
YouTube
dedim dedim inanmadınız
yakın siyasi tarihin kara kutularından, eski müftü ve refah partisi milletvekili hasan mezarcı, 2000 yılında reha muhtar’ın canlı yayınında ‘mesih’ olduğunu ilan ettikten sonra inzivaya çekildiği düzce’de havarileriyle kıyamet gününü bekliyor.

140journos’tan “dedim dedim inanmadınız”

🎧 monty python - brian song
🎧 carpenter brut - le perv
🎧 odetta hartman - batonebo
🎧 stellamara - prituri se planinata (nit grit remix)
🎧 kjartan sveinsson - teil i
🎧 john williams - star of bethlehem
🎧 röyksopp & robyn - monument
🎧 no clear mind - dream is destiny
🎧 grizzly bear - ready, able

🎼 tüm playlist'i dinlemek için: https://sptfy.com/dedim-dedim-inanmadiniz

===================================

yeni 140journos videolarını kaçırmamak için linke tıklayarak abone olabilirsiniz: https://www.youtube.com/subscription_center?add_user=140journos

ayrıca 140journos’u diğer mecralarda da takip etmek için:

tüm haberler ve özel fotoğraf hikayeleri: https://140journos.com

instagram: https://instagram.com/140journos
twitter: https://twitter.com/140journos
spotify: https://open.spotify.com/user/140journos
facebook: https://facebook.com/140journos

===================================

140journos whatsapp yayını yenilendi: 140journos ONLY!

140journos ONLY hakkında daha fazla bilgi ve ücretsiz kayıt için: https://140journos.com/only

===================================

◉ aktüel yayın: https://www.youtube.com/playlist?list=PLyyy5cNOa_nSgq9kvzskip_I-9cTf--BI
◉ spot yayın: https://www.youtube.com/playlist?list=PLyyy5cNOa_nSsM2ym1IBPvfJmVsb1H4wO
◉ SO: https://www.youtube.com/playlist?list=PLyyy5cNOa_nTyh0WggK1MsNCh37TlziOY

===================================

140journos, türkiye’yi anlamak için orijinal belgesel videolar, nitelikli araştırmalar ve görsel hikayeler üreten bir yeni medya yayıncısı. yeni gelişmeleri takip etmek için sosyal medya kanallarından abone olmayı unutmayın.
источник
2021 December 28
Wild Field
​​Алжир-Франция: давняя любовь

Еще в 1530-е годы Хайреддин завяжет отношения между Алжиром и Парижем. Алжир сыграет ключевую роль и в первых шагах Османов на пути к союзу с Францией. Вряд ли можно найти этому лучшее доказательство, нежели путешествия между двумя столицами дипломатов Ринкона и де ла Форе – они непременно ехали через Алжир. И, конечно же, не только Хайреддин поддерживал хорошие отношения с Валуа. Обычно французы поддерживали мир с гази, воевавшими против испанцев. В 1552 году французский посол Д’Арамон в письме, адресованном королю, будет восхвалять алжирского бейлербея Салиха-реиса за службу французам. И гази слыл именно таким, каким его увидел посол. Тогда же французский король пошлет к Салиху-реису посланника и попросит напасть на испанские берега, Бейлербей не разочарует покровителя: на следующий год, командуя флотом из сорока чектири, он сначала разграбит провинцию на Майорке, потом захватит десять португальских и испанских кораблей и наконец высадится на полуострове Пеньон-де-Велес. Правда, Д’Арамон был не очень-то доволен предшественником Салиха-реиса – Хасаном-пашой. Он лично добился снятия с поста этого независимого корсара, который, преследуя собственные интересы, предпочел нападать на Марокко, а не на Оран или испанские берега.

Нередко обмен любезностями уступал место настоящему сотрудничеству. Как нам известно, адмирал французских галер Леоне Строцци в 1547 году попросил помощи у Тургуда, лишь бы поймать наследника престола Габсбургов – Филиппа II, совершавшего путешествие из Испании в Геную. Строцци не получит ожидаемой помощи, однако боевая готовность французских галер в период османской осады Мерс-эль-Кебира явно свидетельствует о том, что флоты Алжира и Франции действовали сообща.

Наилучшее же подтверждение того, что Алжир расценивал Францию как своего главного европейского союзника и покровителя, – это его желание войти под ее протекторат именно в трагические для Османов годы, наступившие после сражения у Лепанто, где они потеряли едва ли не весь свой флот. Можно сказать, что христианский король Генрих II, принявший предложение гази о вассалитете, уже планировал разместить гарнизоны в Алжире, Тунисе и Аннабе. По крайней мере, восемь лет спустя в Алжире откроет свои двери французское консульство. А в 1593 году такие уже будут не только в Алжире, но и в Тунисе и Триполи.

Несомненно, для гази был важен и Марсель, неизменно впускавший их в XVI веке и в первой половине XVII столетия. Пока корсары, выходя в походы, запасались в Марселе провиантом и находили нужные сведения, их правительства покупали там сырье и оружие. Вот еще одно очевидное доказательство тесных отношений Алжира с Марселем: Стамбул желал, чтобы в 1595 году алжирский бей убедил «народ вилайета, называемого Марчилья» признать Генриха IV своим королем. Впрочем, согласно тому же приказу, на марсельцев можно было и напасть, если те вдруг начнут упрямиться.

(Согласно венецианскому байло, Стамбул по прошению английского посла и в качестве жеста доброй воли по отношению к Генриху Наваррскому приказал корсарам взять в осаду берега Марселя. )

Emrah Safa Gürkan, Sultanın Korsanları
источник
Wild Field
Мехмет Акиф Эрсой в одной из проповедей говорит:

"Обычно мы считаем европейцев и американцев нерелигиозными людьми. Позвольте мне сказать вам правду: если и есть в мире страна, которая наименее религиозна, то это наша страна. Смотрите! Хотя сегодня пятница, здесь, в одной из самых многолюдных мечетей города Кастамону, очень мало людей. В Берлине, который сегодня является одним из самых современных и продвинутых городов мира, церкви полностью забиты. И не думайте, что прихожане в Берлине - это только представители низших классов; напротив, в основном это представители высших классов, буржуазии и интеллигенции. В Англии, если вы не купите еду и провизию в субботу, вы не сможете найти ни одного магазина, открытого в воскресенье, чтобы купить еду в воскресенье. Западные люди очень религиозны, в отличие от нас."

Там же он упоминает, как жители Вены, столицы союзной Австро-Венгрии, устроили праздник в честь взятия британцами Иерусалима в 1917 году (который защищал в том числе и экспедиционный австро-венгерский контингент). "Австрийскому правительству было очень трудно запретить и положить конец венских торжеств"

https://t.me/vinishko_v_stambule/1679
источник
Wild Field
И еще из наследия Мехмета Акифа Эрсоя. Фрагмент из его статьи в еженедельной газете Sırat-ı Müstakim, которая выходила в 1909-1912 г.г.

"В этом мире только те народы, которые освободились от апатии и состоят из трудолюбивых и находчивых граждан, будут быстро прогрессировать и оставят другие страны позади. Поэтому только благодаря упорному труду и трудолюбивому образу жизни общество может достичь современного уровня цивилизации. Некоторые социальные и политические авторы утверждают, что религия мешает людям принять такой продуктивный образ жизни, вызывая вялость и праздность среди людей. Здесь я собираюсь утверждать как раз обратное. Ислам отнюдь не является причиной лени среди своих последователей, поощряет и фактически приказывает им усердно трудиться в этом мире. Пророк Ислама говорит: "Вы должны работать над делами этого мира так, как будто будете жить вечно, и работать над делами вечной жизни как будто вы завтра умрете".

Мы должны осознать, что мир - это место борьбы. Здесь активный человек победит пассивного и будет доминировать над ним. Поэтому мы не должны не пренебрегать этим миром. Ислам, как религия, содержит много правил и принципов. которые предписывают мусульманам вести очень продуктивную жизнь. Пророк Ислама сказал. что те, кто трудится, чтобы заработать себе на пропитание, подобны тем, кто сражается на пути Аллаха. Ислам осуждает тех, кто отказывается работать, как тех. кто отвергает свою религию. Знаете ли вы, какое значение имеет богатство в Исламе? На самом деле, одним из главных столпов жизни мусульманина является процветание и прогресс. Опять же, Пророк Мухаммад сказал: "Моя община [умма] станет свидетелем такого времени. когда для того, чтобы исповедовать свою религию, а также обеспечить себя пропитанием, они будут нуждаться в деньгах". Да, сегодня мы живем в такое время, что для того, чтобы жить в соответствии с нашей религией, нам необходимо быть процветающими. Несомненно. если бы Пророк Ислама презирал и отвергал материальное богатство и процветание, то среди его сподвижников не нашлось бы ни одного богатого человека."

- Islamist Thinkers in the Late Ottoman Empire and Early Turkish Republic (by Ahmet Seyhun)
источник
Wild Field
Минареты от Испании до Кашгара
источник
Wild Field
Гюркан надо сказать не самый типичный турецкий историк. Вся его книга это по сути вызов турецким историческим мифам и ревизионизм с опровержением многих популярных тезисов, с жесткими наездами на турецкую историографию.

Но на счет Лепанто в принципе есть устоявшийся сбалансированный взгляд. Гильмартин пишет, что итог сражения принес скромные стратегические дивиденды победителям, но если рассматривать альтернативу (то есть, победу османов), то Средиземное море скорее всего оказалось бы полностью в османских руках, Мальта и Крит были бы захвачены, Венеция загнана в угол, связи между Магрибом и Стамбулом укрепились бы и так далее. В смысле оборонительном, по мнению Гильмартина, даже гипотетическое взятие Вены Сулейманом не имело бы таких последствий.

Самой серьезной потерей для османов, как я уже как то писал, были конечно не корабли (их почти каждый год теряли много). Огромной потерей, которую османы не могли возместить так быстро, были люди, ветераны, военные и морские специалисты. Поэтому хоть Улудж Али и собрал огромный флот уже на следующий год, он предпочитал не лезть на рожон, потому что с неопытными экипажами много не навоюешь.

Впрочем, для него самого и корсарской корпорации был плюс, ведь Лепанто оказалось проигрышем именно стамбульской дворцовой партии, из которой и назначали адмиралов. Адмиралтейство снова вернулось под руководство корсаров, сам Улудж Али был назначен главнокомандующим всего флота, так что легче христианам в Средиземном море не стало.

https://t.me/tyrasbaibak/5636
источник
Wild Field
Ну и еще об отношениях Алжира и Франции. При всех позитивных отношениях, алжирцы упорно отказывались открывать у себя консульство Франции. По одной простой причине - им не хотелось, чтобы у них в порту постоянно присутствовал человек, который бы жаловался на корсарские налеты на французов, когда такие случались. В итоге консул все же появился, благодаря вмешательству Стамбула.

Но в 17 веке, когда отношения ухудшатся до нельзя, а французы будут бомбить порт Алжира, двух разных французских консулов с перерывом в 5 лет засунут в пушку и выстрелят ими в сторону французских кораблей. Эта пушка венецианского производства, известная как Баба Марзук ("Сытый отец") после 1830 года была увезена во Францию и сейчас украшает набережную Бреста как колонна. Гюркан пишет, что недавно алжирское правительство потребовало вернуть пушку домой.
источник
2021 December 29
Wild Field
"внутренняя замкнутость, порожденная архаической и безблагодатной лекционной структурой турецких университетов"

- каких только выражений не припас Гюркан для турецкой академии. К слову, сам он учился в Университете Билькента, мастерскую (о корсарах как раз) писал под руководством Халила Иналджика, PhD писал в Джорджтауне, сейчас преподает в стамбульском Университете 29 Мая.
источник
Wild Field
​​Бардак в магрибских пиратских республиках доводил Стамбул до такой точки кипения, что османы угрожали корсарам то полным истреблением то что еще хуже...полной независимостью.

"Одно из событий, описанных в османской летописи «История Наимы» одноименного автора, ясно показывает, что Османы давно были готовы избавиться от непокорных гази. Султану Ибрагиму I надоели деи «из-за их бездарного правления и волнений»; он приходил в ярость оттого, что те совершенно не позволяют бейлербеям заниматься делами, отбирают их деньги и «не позволяют ничего». Султан разразился гневом на реисов, прибывших из Алжира, и пригрозил всех их казнить:

«Больше не убегайте из моей страны! Если вы мои подданные, пренебрегшие своими полями, что же вы правите, как фараоны? Запустив поля ваши, вы прибыли в Магриб из сел Фоча и Карабурун, что подчинены Измиру, и вы, собравшись, не покоряетесь моему приказу, осмеливаясь перечить моим бейлербеям? Если так поступите с пашой, которого посылаю к вам, всех вас разорву на куски».

Из этих слов султана, тени Аллаха на земле, сразу понятно, как высоко элиты имперской столицы ставили социальную иерархию. Стоит сравнить это с ценностями пограничья, где на происхождение никто не обращал внимания, и мы тотчас увидим разницу в воззрениях Стамбула и Магриба. Алжирцы, даже не позволявшие смещенным с поста бейлербеям возвращаться в Стамбул, пропустят угрозы Ибрагима мимо ушей и продолжат сами управлять своим государством-республикой.

После 1659 года связи стали еще слабее. Бейлербей Ибрагим-паша, «пристрастившись к власти и деньгам», не нашел общего языка ни с кулами, ни с янычарами, и не выплачивал последним меваджиб. Чашу терпения переполнило желание бейлербея, ко всему прочему, присвоить деньги, которые прислал реисам Стамбул за их участие в Критской войне. Собственно, логика вали была проста: поскольку из-за войны корсары не охотились за добычей, то, стало быть, он не получил своей доли от газы. Вот только реисы не собирались долго его слушать и на первом же галеоне отправили Ибрагима-пашу в Измир. Впрочем, за такую наглость им всем придется заплатить. Великий визирь Копрюлю в ярости не только велит казнить бейлербея, но и запретит алжирцам приближаться к берегам Мемалик-и Махрусе:

«Больше из государства к вам не пришлют вали, подчиняйтесь лишь тому, кого считаете старшим; все вы – полчище бунтарского племени, непокорное святейшему падишаху, и ваше служение не нужно ему. У него – тысяча таких стран, как Алжир. Впредь нет согласия властелина на ваше приближение к берегам, над которыми простирается власть государства Османов».

Итак, у султана – тысяча вилайетов, подобных Алжиру, поэтому так ли важно, покорно ли ему такое непослушное племя? Великий визирь пошел на риск. Но заметит ли это Алжир? Что это означало – не приближаться к османским берегам? Не закупать продовольствия; не приобретать военные материалы и древесину, а главное – не сооружать кораблей и не набирать левендов с янычарами. Для янычарского оджака, старавшегося не допускать местных, это было почти равносильно фирману о казни. Гази могли только отступить и попытаться успокоить могущественного великого визиря. Если только хронист Силахдар Фындыклылы Мехмед-ага не преувеличивает, то корсары не раз отправляли в Стамбул шефаат-наме, заверяя столицу, что готовы принять даже собаку, если ту пришлют к ним на пост вали. Однако им придется ждать до 1661 года, когда новым визирем вместо Копрюлю Мехмеда-паши назначат его сына Фазила Ахмеда."

Emrah Safa Gürkan, Sultanın Korsanları
источник
Wild Field
источник
2021 December 30
Wild Field
Афганистан: кладбище империй или государство-рантье?

Несмотря на заслуженную репутацию «кладбища империй», Афганистан всегда был зависимым от иностранных источников дохода

Али Нуриев

https://www.trtrussian.com/mnenie/afganistan-kladbishe-imperij-ili-gosudarstvo-rante-7545782
источник
2021 December 31
Wild Field
Продажа индеек к новогоднему столу в Измире, 1913 год. Обычай есть индейку в канун Нового года - американский. После того как Чарльз Диккенс написал "Рождественскую песнь" в 1843 году, обычай распространился по всему миру, хотя в наших палестинах он таки уступает оливье. Но вот в Турции как видно этот обычай существовал уже в османское время. "Неверный Измир" конечно не показатель, но сейчас среди секулярного населения Турции это такая же норма как украшенная елка.
источник
Wild Field
"Национальность" индейки в разных странах мира #maps
источник
Wild Field
В линии наследования Даниэль Адриан Абдульхамид Кадир Эфенди находится на 13 месте, выше чем например известный и популярный Абдульхамид Кайихан Османоглу

https://t.me/vinishko_v_stambule/1699
источник
2022 January 01
Wild Field
Абдуллах Хавез обратил внимание на интересную вещь. Всего 11 турецких университетов вошли в топ-1000 глобального рейтинга университетов 2022 года (Times Higher Education, THE), все они расположены в Стамбуле и Анкаре.

В Иране 31 университет входит в топ-1000, причем географически они очень разбросаны по всей стране.

"Это может быть просто рейтинг университетов, но я думаю, он может многое рассказать вам о турецкой и иранской моделях развития и обращении с различными регионами и этническими группами; в Иране два университета со словом "Курдистан" в названии входят в топ-1000".

https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2022/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats
источник
Wild Field
Топовые турецкие университеты, Босфорский и Ближневосточный технический, сегодня не входят даже в первые 600. Это серьезное падение с 2014–2015 г.г. когда они занимали соответственно 85 и 139 места. Говорят, что частично это падение связано с изменениями в расчетах THE, но свою роль играет и нездоровая политическая ситуация вокруг вузов.

Ну и еще заметно, что топовые турецкие универы - частные.
источник
2022 January 02
Wild Field
Ловите новогоднюю подборку русскоязычных каналов

@wildfield Про Турцию и исламский мир

@tolk_tolk Толкователь. Блог Павла Пряникова

@moneyandpolarfox Хороший канал Дмитрия Прокофьева об экономике. На редкость эрудированный автор

@kedr2earth Тоже об экономике, но с уклоном в tech

@neaysin Неайсин, текущая повестка Татарстана

@HVSchannel Харун Сидоров, один из лидеров русских мусульман

@tsarofkazan Блог казанского историка Марка Шишкина

@pithhelmet Прошлое и современность Индостана

@knfeed Современная Корея, c середины 20 века в основном

@golovnjaq Пахом Головин вообще редкий чел. Помимо древнекитайского, древнеяпонского и маньчжурского, знает еще c пяток мертвых восточно- и центральноазиатских языков. У него были и еще надеюсь будут хорошие подборки из первоисточников, относящихся к Китаю и Inner Asia
источник
2022 January 11
Wild Field
Потребление мяса в Европе. Турция, Сев. Македония, Албания и Молдова почти вегетарианские страны. В случае с Турцией по крайне мере объясняется отсутствием свинины (самого дешевого мяса) в культуре и дороговизной телятины и баранины.
источник