Создатели популярной серии видеоигр в жанре гранд-стратегий Crusader Kings попали под шквал критики, когда убрали из третьей части ставший символичным клич крестоносцев Deus Vult (Так хочет Бог!). Девиз стал популярен в ультраправых кругах на Западе, а потому его исчезновение из третьей части
восприняли как очередную уступку в духе политкорректности.
Западные правые в унисон сегодня кричат о том, что разработчики видеоигр продались левакам и стирают христианство из европейских истории и культуры, ну а на другом фланге последователи Эдварда Саида кричат об обратной проблеме с изображением мусульманских цивилизаций. По мнению
критиков, они всегда излишне религиозны.
"Даже самые тонкие изображения раннего исламского мира в видеоиграх, похоже, впадают в старые стереотипы XIX века. Так, например, обзор дополнения Sword of Islam для Crusader Kings II от 2012 года был озаглавлен "Сыграйте в игру в роли средневекового исламского правителя. Хоть раз". Рецензент хвалит игру за ее прогрессивный шаг за пределы изображения мусульман как просто плохих парней, которых европейцы должны избивать. Таким образом, среди любителей стратегических игр явно есть желание реалистично изобразить средневековых мусульман...
Тем не менее, интервью с лидером проекта Sword of Iskam Хенриком Фореусом показывает, что он повторяет некоторые поистине ужасающие востоковедческие тропы, включая старый добрый мотив - восточный деспотизм. Как говорит Фореус, "если ты деспот, тебе не нужно беспокоиться о том, чтобы угодить своим вассалам таким же образом" (как европейским монархам)...
В игре также воспроизводится нарратив о том, что, хотя все действующие лица полагаются на религиозные источники легитимности, мусульмане каким-то образом исторически были более религиозными (читай «фанатичными» на старом языке). Как добавляет Фореус, «мусульмане также склонны тратить больше благочестия». Эта идея действительно не выдерживает средневекового мира крестовых походов и отлучений.
Идея о том, что мусульмане по своей сути более религиозны, более тонко возвращается в другом гиганте мира стратегических игр: шестом издании Civilization . Академик Вит Шислер хвалит игры серии: "Игровое описание многих особенностей исламской цивилизации уникально своей правильностью и деликатностью". Тем не менее, если вы решите сыграть Саладина (который, хотя он, вероятно, был курдом, живущим в Сирии, по какой-то причине правит "Аравийской империей"), ваши особые способности связаны с религией.
"В Civilization VI вы можете играть за Саладина, который (хотя он, вероятно, был курдом) по какой-то причине правит "Аравийской империей".
Когда вы выбираете Саладина, вам говорят: "Объединение науки и религии - это непростое дело, но оно удалось вам, о Саладин". Как сообщает нам вики-фандом, Саладин "не любит лидеров, которые следуют другим религиям или ведут войну против последователей его религии." Его лидерским бонусом является Праведность веры , которая снижает стоимость Веры ... и позволяет ему давать бонусы Науки, Веры и Культуры .
Ну, Саладин, конечно, был преданным мусульманским правителем... но, конечно, не более религиозным, чем многие средневековые европейские правители. Помните крестовые походы? Божественное право королей? Посмотрите на Дональда Трампа, который цитирует Библию, чтобы получить голоса христиан. Даже похвальное разнообразие культурных вариантов в Civilization VI тонко закрепляет заблуждение, что Ближний Восток и мусульмане всегда были более подвержены влиянию религии, чем другие регионы."