Прямо сейчас Турция близка к тому, чтобы потерять одного из немногих союзников в Европе.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий:
"Мы видим полностью синхронизированные действия - действия Турции с Беларусью и Россией. Мы обеспокоены, нам это не нравится. К сожалению, наша помощь Турции оказалась односторонней".
Кароль Василевский, глава программы Ближнего Востока и Африки и аналитик по Турции из Польского института международных отношений, пишет в Твиттере :
"Будет действительно сложно построить прочные отношения между Польшей и Турцией, если последняя решит оставаться равнодушной к событиям на польско-белорусской границе.
Хотя со стороны лиц, принимающих решения, может существовать подлинная воля к укреплению партнерских отношений, основание для этого может быть все труднее и труднее объяснить публике. Глядя на Twitter (да, я знаю, что это не лучшая исследовательская компания), я вижу две модели реакции (и здесь я не говорю об анонимных учетных записях, которые, вероятно, являются троллями): во-первых, растущее возмущение тем, что наш союзник по договору кажется ничего не делает, чтобы остановить поток мигрантов, ограничив количество рейсов из Стамбула в Минск, во-вторых, по принципу "ха, я же говорил вам, что это ненадежный партнер".
Более того, все больше и больше польских политиков, похоже, предлагают, чтобы авиакомпании третьих стран, то есть Turkish Airlines, были подвергнуты санкциям за содействие бедствиям на нашей границе. Я не сомневаюсь, что если это произойдет, Турция примет это к сведению, что также повлияет на двусторонние отношения, даже если это будет решение под флагом Европейского Союза.
Давайте теперь вернемся от спекуляций к аналитическому фронту: что бы ни чувствовало / ни говорило общественное мнение, польская внешняя политика извлечет урок. А поскольку это самый большой кризис на польской границе с 1989 года, урок может хорошо запомнится, говоря по существу, он может повлиять на стратегическую культуру Польши. Что касается краткосрочной перспективы, урок может заключаться в том, что проявлять инициативу по отношению к Турции недостаточно, чтобы гарантировать, что страна будет более уважительно относиться к интересам безопасности Польши. Имейте в виду, что сделать Турцию более готовой к признанию интересов безопасности Польши было главной целью польской внешней политики в отношении флага Турции в последние два с лишним года. Что касается долгосрочной перспективы, урок может заключаться в том, что единственный способ повлиять на Турцию - через ЕС, что может означать, что Польша будет еще одной страной, которая будет использовать свою поддержку сотрудничества между ЕС и Турцией в интересах собственного же блага...
Это не сулит ничего хорошего для будущего польско-турецких отношений, поскольку до сих пор каждое польское правительство безоговорочно поддерживало заявку Турции на вступление в ЕС или - в последнее время - модернизацию Таможенного союза.
Еще есть время ограничить влияние событий на польско-белорусской границе на отношения между Польшей и Турцией. Но это требует решительных действий со стороны Турции. Турки могут думать, что продажи беспилотников или отправки F-16 в Мальборк было достаточно, чтобы поддержать Польшу в этой сложной ситуации. К сожалению, это не так. Извините за то, что я немного повторяюсь, но я действительно хочу, чтобы это вызвало резонанс - это самый большой кризис безопасности в новейшей истории Польши.
Если наши союзники хотят, чтобы их поддерживали, они могут обеспечить это, только полностью встав на сторону Польшу.
Я действительно надеюсь, что именно это произойдет в ближайшем будущем, и благодаря этому у Польши и Турции будет еще одна замечательная история для поддержки своих отношений, которая - кто знает - может однажды даже затмить действительно замечательную, но немного избитую историю про посла из Лехистана."
https://www.euractiv.pl/section/migracje/news/bialorus-polska-ue-granica-migranci-sankcje-morawiecki-michel/