Ацтекский монотеизм
"Были и контр-течения; не все были одержимы кошмарными видениями жрецов, страдающих галлюцинациями. По всей стране Науа проживало небольшое количество тламатиними, интеллектуалов или мудрецов, большинство из которых собирались в крошечных святилищах в Уэсотзинго и Тескоко.
Несауалькойотль) и его сын Постящийся Принц были членами и покровителями этого ордена, которые в основном были астрономами или инженерами - людьми, чья профессия заставляла их искать наблюдаемые или интеллектуальные ответы, а не магические решения существования.
Тламатиними считали раздутый мексиканский пантеон монстров нелепым. Тламатиними скорее верили, что существует один Бог, которого они описывали разными качествами и именами. Он был
Тлоке Науаке, или "Владыка близкого соседства", широко известный в сельской местности; или же он был Ипалнемоуани ("Податель жизни"); или
Ометеотль ("Владыка Двойственности"). Тламатиними воспринимали монотеизм, с сильным чувством к инь и янь, чтобы объяснить работу их вселенной.
В более поздние времена спекуляциям этих мексиканских интеллектуалов, вероятно, было уделено гораздо больше внимания, чем они того заслуживали. Они не имели значения для цивилизации. Эти холодные, в высшей степени философские идеи не достигали, не говоря уже о влиянии, даже аристократии Анауака. Крестьянство их совершенно не знало. Хотя со временем эти мудрецы, возможно, изменили бы завершенность своей культуры, время для мексиканской цивилизации было на исходе."
T.R. Fehrenbach, Fire and Blood: A History of Mexico (1995)
Справедливости ради, стоит отметить, что ряд современных историков ставит под сомнение монотеизм Несауалькойотля. Они считают, что это в значительной части выдумка его биографов (и потомков), Фернандо де Альва Кортеса Иштлишочитля и Хуана Баптисте де Помара, живших столетием позже. Им, католикам и сыновьям испанских идальго, было выгодно представить своего деда по материнской линии не как невежественного язычника и политеиста, но как единобожника.