На неделе рекомендую послушать три относительно свежих альбома:
Эйвинд Аарсет и Ян Банг — Snow Catches on her Eyelashes. Два интереснейших представителя норвежской и — шире — скандинавской джазовой школы и сцены объединились, чтобы пожужжать, погудеть и пошелестеть в свое удовольствие. Не ждите от этой записи фирменных гитарных скетчей Аарсета, бал тут скорее правит Банг со своими синтезаторами и процессорами: основу Snow Catches on her Eyelashes составляют собранные им сэмплы, полевые записи, а также звуки и шумы из различных библиотек, которые Аарсет обвешивает дополнительными эффектами через все ту же гитару — скрэтчами, глитчами и прочим. К урчанию дуэта в отдельные моменты присоединяются именитые гости вроде трубача Нильса Петера Мольвера или вокалистки Сидсели Эндресен.
Мария Бертель и Мария Дикманн — Live in Murmansk. В 2017 году датские композиторы, выпускницы Копенгагенской консерватории тромбонистка Мария Бертель и скрипачка Мария Дикманн, играющие в группе Selvhenter, представили на мурманском фестивале Inversia программу, основанную на «импровизационных всплесках, элементах фри-джаза, метала, дроуна и других, не менее истеричных и шумных жанров». Один из кураторов фестиваля того года, музыкант, продюсер и основатель ныне закрытого лейбла Full Of Nothing Иван Золото
@noexp, который, собственно, и затащил датчанок в лайнап «Инверсии» теперь живет в Барселоне и недавно открыл лейбл School of the Arts, причем на его создание Ивана вдохновило как раз выступление Бертель и Дикманн в Мурманске. Так что не удивительно, что одним из первых релизов нового музыкального издательства стал тот самый лайв.
Лучиан Бан, Джон Сурман и Мэтт Манери — Transylvanian Folk Songs - The Bela Bartók Field Recordings. В начале XX века венгерский композитор, пианист и этнограф Бела Барток увлекся музыкой и в целом фольклором трансильванских румын и венгров и в продолжение восьми лет — примерно с 1909 по 1917 год — путешествовал по многочисленным деревням этой области, делая полевые записи и каталогизируя сотни мелодий (пользуясь случаем, передаю привет
@ored_recordings). Всего Барток собрал больше трех тысяч мотивов на шесть каталогов под общим названием «Румынская народная музыка». Не секрет, что этнографические экспедиции и привезенный из них материал повлияли на творчество самого композитора. Румынский пианист Лучиан Бан вырос в тех краях, по которым пролегал маршрут Бартока столетие назад, поэтому, хотя в 1990-х Бан и эмигрировал в США, его не покидала идея покопаться в архивах великого соотечественника и переосмыслить хотя бы избранную часть его каталогов. К концу 2010-х идея оформилась в проект, для которого Бан совместно с американским скрипачом и альтистом Мэттом Манери отобрали некоторое количество разрозненно записанных Бартоком на примерно 150 страницах кусочков мелодий, песен, вокальных партий и придумали к ним новые аранжировки. К Бану и Манери присоединился легенда джазовой сцены, англичанин
Джон Сурман, которому пришлось «переизобрести» партии духовых, в записях Бартока предполагавшие исполнение на «народных» инструментах — от флейты и пастушьей дудочки до волынок. Получилось здорово, такое переосмысление традиции современными средствами выразительности, при этом атмосфера Закарпатья не утеряна в угоду выверенности и выхолощенности звучания.