Size: a a a

Чушь в массы!

2019 November 24
Чушь в массы!
Нойз трёхсотлетней давности, или претендент на самый необычный релиз 2019.

Литовский саунд-артист и композитор Артурас Бумштейнас записал альбом при помощи барочных шумовых машин. Подобные механические девайсы размещались за сценой театров эпохи барокко (чаще оперных) для имитации звуков ветра, дождя, шторма, грозы и прочих атмосферных, которые возникали по ходу сюжета. Аппараты нехитрые, но изящно придуманные: например, для имитации ветра использовался вращающийся деревянный цилиндр (он на обложке), на который натягивался холст (крутишь за ручку и фьььььюююююююхххх); чтобы воспроизвести дождь, внутрь круглого деревянного барабана насыпали рис или сухой горох; а аппарат для имитации грозы - огромный деревянный короб с камнями внутри. Крепится он к стойке с осью по центру и качается влево-вправо а-ля детская качеля. Булыжники громко перекатываются и вот уже небеса содрогаются.
Фото девайсов.

В 2017 году, проект Bad Weather представлял собой театральный саунд перфоманс, в котором шесть исполнителей "играли" на этих механизмах, используя в качестве партитуры метеорологические карты.
А в 2019 из фрагментов и репетиций Bad Weather появился полноценный LP. Круто, что это не просто филд рекординг in vitro, а оформленное концептуальное нечто. Кроме шумовых девайсов, на диске используются препарированная ария Вивальди и какая-то неведомая мне придворная музыка шведского композитора XVIII века. Сэмплы искажаются, наслаиваются друг на друга, как бы многкратно отражаясь, раздваиваясь. Звучит весьма крипово.

Надо сказать, что Бумштейнас в принципе чудной дядька. Среди его овер многочисленных проектов есть, например, продолжающееся по сей день "Органное сафари", где он путешествует по городам Литвы и записывает местные церковные органы в их естественном состоянии; или альбом, в котором довоенные записи еврейских песнопений звучат на фоне абстрактной электроники, записанной на советском Поливоксе; интерес к шумовой машинерии тоже не просто так: релиз "Эпилоги" (2014) посвящен столетию манифеста музыкального футуризма Руссоло, в качестве инструмента здесь также используются барочные шумовые аппараты, семплы голоса Маринетти и клавесин. Сам перфоманс при этом мыслится как эпилог к утеряной опере Якопо Пери "Дафна", которая вроде как самая первая опера ever (1598г.).

Партитура для Bad Weather Long Play сделана как раз на манер нотации для Интонарумори - рупорных нойз машин, которые создавал Руссоло для своего шумового оркестра. Такая изящная 300-летняя рифма между шумовыми инструментами разных эпох. Получается, что барочные композиторы были вполне нормальными пацанами, которым нравились пыщь-пыщь эффекты, и они точно не пытались передать шторм "одной лишь силой музыки" и прочая херня, о которой мне вещали на истории музыки.
Нужен шторм? Винченсо! Заводи свою шарманку!

Bad Weather LP - дико захватывающий опыт даже на уровне текстуры. Просто потому, что таких звуков нет в моём слуховом багаже. Мерцающий электрический треск рисовых зёрен; шквалистый рёв холщовой бумаги; камни, перекатывающиеся внутри короба, и грохочущие будто со всех сторон разом. Всё какое-то странное, текучее, иллюзорное. По отдельности каждый аппарат звучит вполне правдоподобно. Ветер дует, гром гремит. Но вместе и без сюжетной основы они превращаются в какую-то самостийную машину иллюзий, чем и был Барочный театр по своей сути. В этом смысле логика интереса Бумштейнаса вполне понятна: ему просто в кайф, что при должной концептуальной отбитости, все эти технические фокусы, на которых держится "иррациональная привлекательность" барочного искусства, по-прежнему работают и увлекают нынешнего слушателя. Несмотря на то, что в большинстве своём он хладнокровный пост-критический мудак.

[ниже выкладываю flac]
источник
2019 November 25
Чушь в массы!
источник
2019 November 26
Чушь в массы!
Основатель концертного агенства Forest booking Александр Агроном @alexanderagri рассказывает, как в рамках Года музыки Великобритании и России 2019 получил от Отдела культуры и образования Посольства Великобритании грант на посещение музыкального фестиваля в Шотландии.

https://telegra.ph/Britanskij-grant-11-03

Почитайте, очень интересно и вдохновляет. Я, меж тем, регулярно оставляю тут ссылки (например) на такие гранты. Имейте в виду, что это не пустые слова, реклама или что-то нереальное — возможно всё.
источник
Чушь в массы!
Напоминаю, что у меня есть еще и канал про книжки — @pro4itala. Сейчас будет репост оттуда про новые мемуары Патти Смит «Год обезьяны», хотя они и совсем не про музыку ⏩
источник
Чушь в массы!
​​Year of the Monkey by Patti Smith

В рецензии на предыдущий том мемуаров Патти Смит M Train австралийская писательница и журналистка Анвен Кроуфорд сравнивает стиль Смит с ее же излюбленным напитком — черным как смоль кофе. Мол, повествование у американки такое же тягучее, пробуждающее неожиданные повороты—воспоминания и/или аллюзии. Это сравнение справедливо и по отношению к Year of the Monkey — вышедшей в этом году книге Смит, посвященной последнему году обезьяны, 2016-му.

Смит как всегда путешествует, проводит бесчестное число ночей в странных отелях, на границе сна и яви, встречает друзей (реальных и воображаемых — в обоих случаях старых добрых), прощается с друзьями, размышляет о писательстве и через строчку упоминает любимые книги и фильмы и так далее. И кофе, конечно же, куда без него. Еду по прошлому Патриции, не доеду до конца, короче.

Читать Year of the Monkey немного трудно, если вы не ориентируетесь в жизни и творчестве Смит: если Just Kids была портретом ушедшей эпохи, реально книгой воспоминаний о любимом человеке и любимом городе и той жизни, а читать ее можно было, даже если вы не слышали ни трека с Horses, то тут, как и в M Train, Смит буквально на каждой странице оставляет маяки. В итоге чтение превращается в квест «для своих», а со стороны проза Смит наверняка кажется претенциозной и слишком уж замкнутой на себя. Это как поздний Джармуш, например его «Любовники»: куча шуточек и отсылок, цитат и проч., так что в результате для одних зрителей фильм стал чуть ли не любимым в фильмографии режиссера, а для других — провалом, началом конца, солдаутом и т. п.

Лейтмотив Year of the Monkey — старость и смерть. «Только что мне было семь, а теперь уже семьдесят», — считает Смит себе года. Хоронит друзей — в ее памяти по-прежнему молодых, горячих, бравых парней, с которыми хоть на край света, скажем в Австралию. Учит смирению. Вдохновляет на то, чтобы снова собрать рюкзак, надеть пыльные ботинки и выйти... для начала хотя бы за кофе, а там уж куда ноги и память заведут.
источник
2019 December 02
Чушь в массы!
Декабрь: астрологи объявили недели подведения итогов года. Вот #topofthepops2019 от сайта the Quietus — в меру занятный, в меру смешной. Тем не менее один из тех, что всё еще меня интересуют. Первая десятка выглядит так:

1. Loraine James — For You and I
2. Richard Dawson — 2020
3. Caterina Barbieri — Ecstatic Computation
4. William Doyle — Your Wilderness Revisited
5. These New Puritans — Inside The Rose
6. Vanishing Twin — The Age Of Immunology
7. Black Midi — Schlagenheim
8. Fat White Family — Serfs Up!
9. Brìghde Chaimbeul — The Reeling
10. Sunn O))) — Life Metal

Еще 90 альбомов: https://thequietus.com/articles/27504-quietus-albums-of-the-year-2019-norman-records
источник
2019 December 04
Чушь в массы!
​​«Der Klang Der Familie. Берлин, техно и падение Стены» Феликса Денка и Свена фон Тюллена

Написать убедительную oral history, то есть книгу, в которой историю рассказывают непосредственно действующие лица и свидетели событий, сложно. Примеров неудачных попыток в музыкальной документалистике полно. И дело не в том, что герои могут недоговаривать, приукрашивать и даже откровенно врать, что как раз нормально. И не в том, что многие авторы плохо готовятся, не перепроверяют информацию и используют не все источники, хотя и это проблема. Главным препятствием на пути к созданию относительно правдивой истории той или иной сцены зачастую становится ее мифологизация. Нередко у субкультуры уже есть доступные точки входа в массовой культуре, которые сформировали у читателя искаженную картинку. Причем чем дальше от нас во времени отстоит описываемый период, тем сложнее, потому что иных уж нет, а часть источников, к которым приходится обращаться автору, и сама значительно мифологизирована. Так что выправить, а лучше — стереть к чертям собачьим и переписать представление условного обывателя о феномене — в этом-то, мне кажется, и состоит первоочередная задача автора, взявшегося за такую работу. Денку и фон Тюллену это удалось. Берлин в Der Klang Der Familie (далее DKDF) именно такой, каким представляешь себе город накануне и сразу после падения Стены: брошенный на произвол судьбы, ошарашенный свалившейся на него свободой, жадный до всего нового, необычного, способного пощекотать и без того распаленные нервы. Будущее отменили, поэтому танцуй как в последний раз, будто никакого завтра не будет.

Вообще, велик соблазн сравнить DKDF с еще одной oral history, классикой жанра «Прошу, убей меня!» Легса Макнила и Джиллиан Маккейн. Мол, примерно то же, только главные герои не панк и Нью-Йорк, а техно и Берлин. И всё же это будет некорректное сравнение, потому что Макнил и Маккейн писали о сцене, у которой были центральные персонажи — Лу Рид, Игги Поп, Джонни Сандерс, Ричард Хелл и другие харизматики, вокруг которых и выстроился сюжет книги. Каждое интервью — подробное, и видно, как авторы восхищаются своими кумирами (среди которых, к слову, нет ни одного положительного персонажа!), дают зеленый свет их версиям событий, позволяют часами травить байки. У Денка и фон Тюллена тоже есть герои — диджеи, продюсеры, промоутеры первых вечеринок, основатели клубов и торговцы пластинками. И среди них полно легендарных персонажей! Но текст организован так, что внимание читателя не задерживается ни на одной фигуре надолго. Чаще это отдельные реплики (самые длинные — на полстранички), часто не то чтобы противоречащие друг другу, но порой спорящие, а больше уточняющие, дополняющие друг друга и в результате сливающиеся в многоголосицу и тонущие в потоке. Один из героев DKDF в какой-то момент говорит о зарождении сцены и первых экспериментах со звуком: «Анонимность означала, что можно было работать в самых разных направлениях. К тому же звездами стали вечеринка как таковая и сама музыка. Личности не играли никакого значения». Это-то производит мощный эффект: главными героями становятся город и звук.

И еще мне безумно понравилось, что DKDF не прячется за мифами и анекдотами, но дает ответы на вопросы, как зародилась субкультура; почему она появилась и получила такой форс именно в Берлине, а не, к примеру, в Детройте (в книге это прямо проговаривается, есть интервью с детройтцами); как социально-экономический контекст стал катализатором горения и взрыва культуры на бывшем Востоке и так далее. При этом совсем уж без баек, язвительных комментариев и шпилек не обошлось. В итоге получился бойкий, живой рассказ о важнейшем музыкальном феномене конца XX века. Познакомиться с ним будет интересно не только рейверам и/или интересующимся темой меломанам, но и любому, кто хоть что-то слышал о Стене и жизни в разделенной Германии до и после ее падения. То есть каждому.
источник
Чушь в массы!
​​Чёрт, всю дорогу держала в голове и, конечно же, забыла добавить, что читать DKDF лучше всего под ту самую музыку. В «Шуме» позаботились и об этом — составили в Vk плейлисты с гимнами первых берлинских тусовок и клубов UFO, Tekknozid, Tresor и Planet. Как говорится, вы знаете, что делать!
источник
2019 December 05
Чушь в массы!
Продолжаем собирать: свой #topofthepops2019 выкатил авторитетный ну в очень узких кругах журнал Wire. Как пройти мимо. Первая десятка выглядит так:

1. 75 Dollar Bill — I Was Real
2. Angel Bat Dawid — The Oracle
3. The Art Ensemble of Chicago — We Are on the Edge: A 50th Anniversary Celebration
4. Moor Mother — Analog Fluids of Sonic Black Holes
5. Philip Thomas — Morton Feldman Piano
6. Klein — Lifetime
7. Kali Malone — The Sacrificial Code
8. People Like Us — The Mirror
9. Joshua Abrams & Natural Information Society — Mandatory Reality
10. Sunn O))) — Life Metal

Еще 40 альбомов по ссылке: https://www.yearendlists.com/2019/12/wire-top-50-releases-of-2019

Больше постить журнальные и редакционные топы не буду, собирать сводный как в 2018-м — тоже. Зато позднее поделюсь несколькими материалами с подведением итогов года, в которых приняла участие. Stay tuned.
источник
2019 December 10
Чушь в массы!
🎫 Билет на Мэтта Эллиотта в Москве

Супершустрый розыгрыш билета на сегодняшний концерт Мэтта Эллиотта в «Шагах». Эх, давно я ничего не разыгрывала, так что хотя повод грустный — заболела и не иду на концерт сама — порадую вас возможностью увидеть и услышать одного из лучших исполнителей на планете Земля прямо сейчас. Альбом Only Myocardial Infarction Can Break Your Heart заслушан до дыр. Спала и видела, как разрыдаюсь сегодня под The Right To Cry, если она прозвучит.

You are the prisoner
And you are the guard
You are the one who constructed the bars

Ладно! Давайте к делу. Пришлите мне в @dramachushbot рассказ про то, как вы неожиданно не справились с чувствами. Автору самой heartbreaking истории в 17:00 по мск кину билет.
источник
Чушь в массы!
На концерт Мэтта Эллиотта отправляется Софья С., приславшая действительно печальную историю. Впрочем, сегодня поводов поплакать предостаточно. Составила для @thecity24 плейлист из главных хитов Roxette. Мари Фредрикссон R.I.P.

https://thecity.m24.ru/articles/1590
источник
2019 December 12
Чушь в массы!
Артём Абрамов @nomoremuzak сделал отличное интервью с Люсей Казарян-Топчян aka Margenrot.

Почитайте и послушайте альбом Zangezur, если вдруг еще не — радует, что скоро будут новые треки.

https://daily.afisha.ru/music/13791-poznakomtes-s-proektom-eks-uchastnicy-fanni-kaplan-gde-ona-igraet-kvazifolk-indastrial/
источник
2019 December 13
Чушь в массы!
Совместила приятное с полезным и собрала для «Афиши Daily» топ книг о музыке, вышедших в 2019 году. Повторюсь, что у меня есть канал про книжки @pro4itala, и скопирую оттуда: на самом деле я бы не назвала эти десять книг лучшими, скорее наиболее интересными, заметными и важными (последнее относится прежде всего к «Фермате» Алексея Мунипова @fermate).

От себя особенно рекомендую мемуары Фли, био A Tribe Called Quest и DKDF.

https://daily.afisha.ru/music/13784-itogi-2019-luchshie-knigi-o-muzyke/
источник
Чушь в массы!
Киберпанк, который мы... а сами решайте!

И, кстати, тот случай, когда каким получится альбом уже не важно.

https://youtu.be/Q4ZdkEiYvK0
источник
2019 December 15
Чушь в массы!
Слушала весь день и вот включила вновь Open, To Love Пола Блея 1972 года. Даже не принимая во внимание факт грандиозности материала (все-таки бóльшую часть его написал не сам Блей), невозможно отрицать гениальность пластинки: исполнено и записано неимоверно круто. Послушайте и вы.

https://songwhip.com/album/paul-bley/open-to-love
источник
2019 December 18
Чушь в массы!
В рамках программы make Afisha great again по возвращению разнообразия в повестке медиа о популярной культуре @herebedocuch запилил список хорошего тяжеляка, вышедшего в 2019-м. Далеко не всё слушала из представленного, так что пойду наверстывать и вам желаю.

https://daily.afisha.ru/music/13804-11-luchshih-metal-albomov-2019-goda-29-prosto-horoshih/

И нет, канал не превратился в вестник одного медиа, как может показаться. Просто совпало! 👻
источник
2019 December 19
Чушь в массы!
Весь сет бэнда Макаи Маккрейвена на #LeGuessWho2019

https://soundcloud.com/leguesswho/sets/makaya-mccraven-live-at-le-guess-who-2019
источник
2019 December 20
Чушь в массы!
🤘Помните рок-магазины?

Достаточно уникальный вид рекордсторов из 1990-х, где можно было купить не только пластинки и CD, но и футболки, банданы, напульсники и обувь самых невообразимых конфигураций. Мы выяснили, как выживают подобные торговые точки в Москве и Санкт-Петербурге в XXI веке.

https://i-m-i.ru/post/rock-shops
источник
Чушь в массы!
Как интересно! А вы ходите в рок-магазины? (Я вот не могу вспомнить, когда в последний раз заходила в такой.)
Анонимный опрос
21%
🤘
79%
👎
Проголосовало: 181
источник
2019 December 21
Чушь в массы!
Слушаю вышедшие в 2019-м записи, которые по разным причинам пропустила. Вот, к примеру, очередной лонгплей исландцев Singapore Sling. Группа появилась в начале 2000-х и играет рок в духе Jesus and Mary Chain, регулярно кивая то постпанку, то шугейзу, то какой-нибудь психоделии. Посматриваю за ними где-то с середины того десятилетия. Лучшие альбомы — первые два, их прямо стоит слушать. Новый Killer Classics — всё та же жвачка для самых стойких. Удивительно, конечно, что в Рейкьявике можно так заморозиться на без малого 20 лет. Интересно, когда фронтмену этого безобразия Хенрику Бьорнссону оно надоест и надоест ли вообще.

https://songwhip.com/album/singapore-sling/killer-classics
источник