
Литовский саунд-артист и композитор Артурас Бумштейнас записал альбом при помощи барочных шумовых машин. Подобные механические девайсы размещались за сценой театров эпохи барокко (чаще оперных) для имитации звуков ветра, дождя, шторма, грозы и прочих атмосферных, которые возникали по ходу сюжета. Аппараты нехитрые, но изящно придуманные: например, для имитации ветра использовался вращающийся деревянный цилиндр (он на обложке), на который натягивался холст (крутишь за ручку и фьььььюююююююхххх); чтобы воспроизвести дождь, внутрь круглого деревянного барабана насыпали рис или сухой горох; а аппарат для имитации грозы - огромный деревянный короб с камнями внутри. Крепится он к стойке с осью по центру и качается влево-вправо а-ля детская качеля. Булыжники громко перекатываются и вот уже небеса содрогаются.
Фото девайсов.
В 2017 году, проект Bad Weather представлял собой театральный саунд перфоманс, в котором шесть исполнителей "играли" на этих механизмах, используя в качестве партитуры метеорологические карты.
А в 2019 из фрагментов и репетиций Bad Weather появился полноценный LP. Круто, что это не просто филд рекординг in vitro, а оформленное концептуальное нечто. Кроме шумовых девайсов, на диске используются препарированная ария Вивальди и какая-то неведомая мне придворная музыка шведского композитора XVIII века. Сэмплы искажаются, наслаиваются друг на друга, как бы многкратно отражаясь, раздваиваясь. Звучит весьма крипово.
Надо сказать, что Бумштейнас в принципе чудной дядька. Среди его овер многочисленных проектов есть, например, продолжающееся по сей день "Органное сафари", где он путешествует по городам Литвы и записывает местные церковные органы в их естественном состоянии; или альбом, в котором довоенные записи еврейских песнопений звучат на фоне абстрактной электроники, записанной на советском Поливоксе; интерес к шумовой машинерии тоже не просто так: релиз "Эпилоги" (2014) посвящен столетию манифеста музыкального футуризма Руссоло, в качестве инструмента здесь также используются барочные шумовые аппараты, семплы голоса Маринетти и клавесин. Сам перфоманс при этом мыслится как эпилог к утеряной опере Якопо Пери "Дафна", которая вроде как самая первая опера ever (1598г.).
Партитура для Bad Weather Long Play сделана как раз на манер нотации для Интонарумори - рупорных нойз машин, которые создавал Руссоло для своего шумового оркестра. Такая изящная 300-летняя рифма между шумовыми инструментами разных эпох. Получается, что барочные композиторы были вполне нормальными пацанами, которым нравились пыщь-пыщь эффекты, и они точно не пытались передать шторм "одной лишь силой музыки" и прочая херня, о которой мне вещали на истории музыки.
Нужен шторм? Винченсо! Заводи свою шарманку!
Bad Weather LP - дико захватывающий опыт даже на уровне текстуры. Просто потому, что таких звуков нет в моём слуховом багаже. Мерцающий электрический треск рисовых зёрен; шквалистый рёв холщовой бумаги; камни, перекатывающиеся внутри короба, и грохочущие будто со всех сторон разом. Всё какое-то странное, текучее, иллюзорное. По отдельности каждый аппарат звучит вполне правдоподобно. Ветер дует, гром гремит. Но вместе и без сюжетной основы они превращаются в какую-то самостийную машину иллюзий, чем и был Барочный театр по своей сути. В этом смысле логика интереса Бумштейнаса вполне понятна: ему просто в кайф, что при должной концептуальной отбитости, все эти технические фокусы, на которых держится "иррациональная привлекательность" барочного искусства, по-прежнему работают и увлекают нынешнего слушателя. Несмотря на то, что в большинстве своём он хладнокровный пост-критический мудак.
[ниже выкладываю flac]