На RA вышел огромный — под 50 тысяч знаков — материал Никиты Величко о современной
российской клубной сцене. На мой взгляд, отличное введение в предмет.
Величко буквально в двух абзацах рассказывает о становлении современной сцены, подробнее останавливается на событиях 2016–2017 годов (прежде всего, на обстоятельствах отмены фестиваля Outline и начавшегося следом преследования промо-объединения Arma, а также на том, как докошмарили «Рабицу»), а затем говорит уже только о текущей ситуации, расстановке сил, главных героях и инициативах, местах здесь и сейчас. Речь идет о возвращении «Армы» с вечеринками A и открытием нового пространства на Дубровке в апреле 2019-го, о трансформации «Рабицы» в кочующие вечеринки «Минимум», о новых местах силы — прежде всего, питерских «Клубе» и Blank, о промо-группах Roots United и m_division с их фестивалями Present Perfect и Gamma соответственно, а также о «Сигнале», Popoff Kitchen, Q For Quintessence, System 108, НИИ, лейблах ГОСТ ЗВУК и «трип» и многом другом.
Что-то, конечно, не освещено, но материал и без того большой, с упоминанием десятков мест и вечеринок, с цитатами спикеров от Саши Церетели и Юлии Си до Нины Кравиц. И да, понятно, что основные места действия — Москва и Санкт-Петербург, но в последней части текста Величко упоминает региональные объединения (ижевскую промо-группу ABCD, казанскую Izolenta, саратовскую Elektrichka) и с воодушевлением пишет об экспансии и перспективах экспорта «российской клубной музыке» за рубеж.
Три не то чтобы неочевидных, но важных для меня мысли:
• Российская клубная сцена — по-прежнему по большей части про комьюнити и единомышленников. Это нормально.
• Есть промоутеры, которые понимают зыбкость завоеванных культурой позиций и уже не хотят привязываться к конкретному месту и бренду, но готовы, например, предоставлять свои площадки под близкие им по духу ивенты (см. пример Blank), делать что-то как часть комьюнити и не жалеть об ушедшем, идти только вперед. И это тоже нормально!
• За последние годы, в том числе из-за давления внутри страны, у сцены появились амбиции не только «покорять Запад», но и строить комьюнити в России, поддерживать региональные движи и так далее. Это замечательно.
Так победим. Или хотя бы повеселимся.