Как было
— Вы что, серьезно поставили вотермарк на ролик?
— Разумеется
Как правильно
— Сергей, я вижу на ролике Вотермарк. Можете рассказать, зачем вы его поставили?
— Да, без проблем, извините, что сразу не предупредил. Я всегда ставлю вотермарк, когда работаю с клиентом впервые, а после оплаты присылаю ролик без него. Я понимаю, что это может быть непривычным, это мой личный пунктик, я параноик.
Как можно было предотвратить
— Максим, ролик готов. Я пока поставил на него вотермарк, это не потому что я вам не доверяю или хочу обидеть, это мой личный пунктик, я параноик и ставлю вотермарк всегда, когда работаю с клиентом впервые.
*****
1. Скандалы порой случаются на ровном месте, просто потому что кто-то не сдержал эмоций. Лучшее правило: возмутился — подожди. Успокоился — сформулируй без наезда и отправляй.
2. Конфликт легко предовратить одной фразой, если заранее предупредить собеседника о спорном вопросе. Сказал бы дизайнер сразу, что ролик будет с вотермарком, скандала бы не произошло.
3. Меня много раз выручала фраза «Простите, это просто мой личный пунктик». Люди с пониманием относятся к личным пунктикам, когда в них открыто признаешься.
К фразе «Меня однажды кинули, поэтому я теперь так делаю» трудно относиться с пониманием, потому что это обвинение и перенос ответственности.
****
Публиковать переписку с заказчиком — это днище. Это неэтично и еще это признание собственного непрофессионализма: «Я не смог разрулить проблему сам, пусть разрулит общественность».