Фразы, которые важно не бояться говорить начальникуЕсли кто-то пишет, что нельзя говорить своему начальнику какие-то фразы, потому что вас уволят, плюньте этому человеку в лицо за совдеповское мышление. Начальник — такой же работник, как и любой другой, только со своей зоной ответственности. Начальнку можно говорить:
1. Это сделать невозможно. Объяснить, почему так, и предложить другое решение.
2. Это не моя работа. Если программиста попросят убрать туалет в офисе, это действительно не его работа. В этом случае пусть программист объяснить, почему компании выгоднее нанять уборщицу на уборку туалета, и продолжит писать код.
Очень круто, когда специалист умеет делать разную работу. Например, редактор может сверстать страницу в хтмл или поставить сайт на Вордпрессе, тогда такой редактор становится дорогим и востребованным. При этом дорогой специалист умеет вовремя понять, что вот эту работу лучше поручить другому, потому что так полезнее и выгоднее для компании.
3. Вы не правы. Обожаю, когда редакторы, дизайнеры, разработчики из моей команды мне так говорят, говорите мне это почаще, пожалуйста ❤️
4. Мы раньше так не делали. Если специалист раньше чего-то не делал, лучше сказать это до того, как он возьмется за задачу, потому что от этого зависят сроки и результат.
Хорошо, если целиком фраза будет звучать: «Я раньше так не делал, поэтому давайте я перед сдачей работы покажу результат Мише, потому что он в этом разбирается и, если что, увидит ошибку».
5. Я не могу работать с... Бывает, что в команде работает человек, который всем неприятен. Он может нормально работать, показывать результаты, но наладить контакт с ним не выходит ни у кого. В том чтобы молча его терпеть, нет ничего хорошего.
***
В России всё очень плохо с отношениями между начальниками и подчиненными. Среди тысяч учреждений и компаний в нашей стране найдется, может быть, сто, в которых сотрудники могут говорить правду, спорить с руководством и не подбирать вежливых фраз из-за страха увольнения. Давайте это искоренять вместе. Говорите правду, будьте прямыми и честными и не работайте с мудаками, которым нельзя сказать, что они не правы.
***
Несколько правил помогут вести споры на работеНе переходить на личности, оценивать только работу, а не человека. Говорить «Игорь — тупица и бездельник» — последнее дело, потому что никто не имеет права говорить, какой Игорь человек. Зато важно обсуждать работу: «Игорь за полгода работы над проектом четыре раза срывал сроки и всех подводил».
Не обсуждать рабочие вопросы на эмоциях. Лучше взять паузу, выдохнуть и поговорить чуть позже.
Не ссылаться на авторитетные источники в качестве аргумента. Мне плевать, что так делал Стив Джобс, он же не знает моей задачи. Единственное, на что можно опираться в качестве аргумента для рабочих вопросов — это польза для проекта. Всё остальное — бесполезная чушь.
***
Конечно, переговоры — это штука, которой нужно учиться и набирать опыт, а не бояться говорить правду — только первый шаг. Хорошо, что по теме рабочей коммуникации есть прекрасная книга — «Новые правила деловой переписки»:
https://www.alpinabook.ru/catalog/book-469181/***
Да да да, я живу в идеальном мире, в котором нестрашно потерять работу, потому что найду новую. Я знаю, что миллионы людей вынуждены терпеть начальников-самодуров и ходить на нелюбимую работу. Здесь у меня совета нет и я не думаю, что я вправе его давать. Мне просто очень жаль, что такое вообще бывает. Сил вам и желаю, чтобы однажды вы обрели прекрасную работу с просвещенным руководством.