Я уже почти написал другой пост, но тут в ленте появилось сообщение о том, что в больнице в Венеции умер антрополог и анархист
Дэвид Гребер. Его книга "Бредовая работа" (Bullshit job's) мне попалась совсем недавно, и это было одно из сильнейших впечатлений от социальных наук после, наверное, "Экономической антропологии" Бурдьё.
Гребер был радикальным леваком (причем во втором поколении - его отец входил в Лигу молодых коммунистов США), его называют одним из лидеров движения "Оккупай", что стоило ему места в Йельском университете. Работы Гребера, посвященные и
долгам, и бессмысленной
работе, и
бюрократии, экономисты могут посчитать прекрасным простодушием и чистым активизмом. Но на деле он, по-моему, всегда был про расширение границ, про совершенно новый взгляд на вещи, про проговаривание того, что как бы лежит в основе цивилизации и почему-то не подвергается сомнению.
Марксистский запал и разделение общества на управляющих и управляемых в случае Гребера не надо связывать с теориями заговора. Он говорит только о том, что миропорядок сложился таким порочным образом в результате проб и ошибок, а до этого у нас не вполне хватало научного (или когнитивного) инструментария, чтобы понять всю несправедливость происходящего. И тут вспоминается всё тот же Бурдьё, который постоянно говорил о том, что государство производит здравый смысл, у него монополия на производство здравого смысла - разумеется, выгодного ему, потому что от этого зависит устойчивость системы в целом.
Жалко, что Гребера больше нет, тем более что ему было всего 59 лет - это если и не молодость, то уж точно зрелость по меркам развитой части мира. Жалко не просто по-человечески (а это, по сути, главная его оптика), а еще и потому, что он открывал людям дополнительную оптику. Например, после эссе "О феномене бессмысленных работ", которое потом выросло в уже упомянутую книгу, на него вылился поток писем от людей, которые чувствовали себя несчастными идиотами из-за того, что получали хорошие деньги, но занимались совершенно бессмысленной и тупой работой.
В наших палестинах это, наверное, и смотрится как проблемы белых людей. Но я более чем уверен, что Гребер будет близок многим - хотя бы тем, что он внятно сформулировал ту несправедливость, которая находится у основания цивилизации и которая закреплена институтами. Может быть, он не предложил решения, но в этом случае диагноз всё-таки важнее, потому что мы и не думали о том, что больны.