
По поводу хода голосования тоже нужно сказать отдельно. Во-первых, процесс растянули на несколько дней, во-вторых, разрушили саму процедуру - избирательные участки были и на пеньках, и на детских каруселях, и в багажниках машин, и онлайн. Это всё затрудняет процесс контроля за голосованием или и вовсе делает его невозможным. Были, кроме того, зафиксированы случаи, когда люди голосовали 2-3 раза - и онлайн, и на избирательном участке.
Самый большой вызов - это, конечно, онлайн-голосование. Оно, безусловно, повышает явку, но, с другой стороны, полностью меняет саму процедуру. Я думаю, что онлайн-голосование подойдёт для решения небольших локальных проблем, но национальные голосования нужно проводить в прежнем режиме. Выборы - это всегда некоторая аккламация, политика обретает таким образом физические очертания. Прийти на избирательный участок - значит, инвестировать своё время. Онлайн-голосование, наоборот, деполитизирует процедуру, высушивает её, рутинизирует.
Одна из проблем современной политики как раз связана с тем, что год от года на выборах снижается явка - и этот процесс происходит как в развитых странах, так и в развивающихся. Этот тренд могут местами разрушать те политические игроки, которых называют популистами, но он всё равно никуда не девается. Онлайн-голосование видится как способ поднять явку, но, возможно, его нужно использовать только в комбинации с классическим посещением избирательного участка.
Я думаю, на ближайших выборах в Казахстане мы тоже увидим какой-то компонент цифровизации. Тем более, что этой весной на сайте электронного правительства зарегистрировалось много новых людей. Скорее всего, этим воспользуются для электорального эксперимента, но каким будет его итог, сказать сложно. В новую среду могут прийти люди, которые никогда не голосовали по тем или иным причинам, и испортить праздник вообще всем.