shatalkanal
Знаете, когда я вижу заголовок о том, что какой-то казахстанский учёный сделал "сенсационное заявление", то начинаю нервно хихикать ещё до того, как открою новость.
Наши товарищи - мастера нести какую-то дичь про то, что Иисус был казахом, а жизнь зародилась в степях Турана. А про Туран, например, сказал глава общественного совета Алматы и ректор крупного вуза Рахман Алшанов. То есть человек, который считает Авесту актуальным научным исследованием и опирается на неё в своих "сенсационных заявлениях", отвечает за образование тысяч людей в стране. Вот что значит отсутствие института репутации.
Другой персонаж, якобы абаевед Омар Жалел говорит в НИШ о том, что девочки не должны становиться академиками, а должны рожать (!) академиков. Хорошо, что сама школа занимает позицию школьниц, которые возмутились позицией кандидата филологических наук (!). Этот же персонаж ратует за многоженство, апеллируя к древности, разумеется, сравнивает девочек с высохшими маркерами, а его зовут на мероприятия в честь 175-летия Абая.
Таких людей называют мракобесами, то есть врагами прогресса, науки и культуры. Они призывают к регрессу, перекладывают свои личные комплексы в "сенсационные заявления", учат людей, как тем правильно жить, основываясь на своих представлениях о "золотом веке". Но их почему-то носят на руках, дают им деньги и должности, возможность быть некими "политическими представителями".
Эти же люди оккупировали научные советы, дома кино и писателей, а где теперь казахстанская культура? Правильно, в жопе. На фоне таких вот людей, конечно, и Вадим Борейко, и Досым Сатпаев - светочи прогресса, если уж из двух зол выбирать меньшее.
Вообще, в люстрации таких вот любителей нести херню должны играть роль СМИ. Именно журналисты имеют возможность и полное право подвергать обструкции спикеров, которые выступают за какие-либо идиотские законы, говорят человеконенавистнические вещи или транслируют безумные идеи.
К сожалению, этого почти не было. Например, в случае с харрасментом в ozen включились молодёжные и либеральные Steppe и Village. Но, что важно, у них для таких вещей есть уже сформулированный не нами модный политический язык феминистской повестки, и издания выпустили развёрнутые статьи с чёткой позицией. Здесь, в принципе, случилась аналогичная вещь. Только выступление почётного абаеведа передали как есть - с безумными цитатами про высохший маркер. Хотя эта ситуация имела большее общественное значение, потому что идиота запустили в систему образования. К счастью, высказалось и министерство образования, и администрация НИШ: мы не поддерживаем. Новостные издания предпочли просто безоценочно передать слова спикера.
И это - большая проблема казахстанской журналистики. При всех вопросах к Степи и Вилладжу они хотя занимают позицию, а не играются в "новостную ленту". Если посмотреть на крупнейшие издания, входящие в казахстанскую big-4, то можно смело утверждать, что у них нет идентичности: одни и те же новости они транслируют с разницей от нескольких минут до получаса, и читателю похуй, откуда их получать. Это игра в то, кто быстрее доставляет контент и попадает в различные выдачи - от агрегаторов до поиска.
В такой системе координат "дать быстрее Тенгри на 5 минут" - это победа. Пиррова победа в долгосрочной перспективе. Медиа должны не просто информировать читателя, но и сообщать ему нечто важное, что ему не сообщит больше никто: это и дополнительные факты, и значение случившегося, и мнения экспертов, и контекст. А то, что происходит сейчас, это какой-то рудимент, позор. Какая разница, что ты сообщил о выходе Жакишева в интернете, когда об этом гудят социальные сети и блогеры.
Доверие к СМИ теряется именно поэтому: они выбрали модель, не требующую интеллектуальных усилий, этики и мысли, они потеряли собственную идентичность. В итоге читатель идёт к какому-нибудь блогеру, лидеру мнений, потому что тот заявляет позицию в лоб, когда медиа просто предпочитают телеграфный стиль и игру в кликбейт.
В итоге мы имеем то, что имеем: блогеров с надутым эго, которые манипулируют эмоциями, СМИ, которые ждут, когда чиновник что-то скажет, и читателя, который нихуя ровным счётом не понимает о том, что происходит в стране. А когда с бредовыми идеями выходят или вот такие абаеведы или учёные типа Рахматова или, что хуже, внештатный советник президента, то они просто ретранслируют идиотизм на широкого читателя без оценки - даже хотя бы фактологической. Так почему-то мы обсуждаем "сингапурскую модель пенсионной системы", когда за окном непроглядный постсовок, или слышим о необходимости увеличения рождаемости для 80 млн граждан страны, иначе нас захватят, когда и текущие 18 млн кормить сложно. Ну и да: СМИ говорят, что читатель тупой и потребляет только такое, в то время как ему ничего, кроме говна на лопате, и не предлагают.