Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 March 12
Научно-образовательная политика
​​Ректор Крымского федерального университета Андрей Фалалеев – о форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России»:

«Стратегическое территориальное планирование крайне важно для развития такой огромной страны, как Россия. Это включает и четкие приоритеты развития территорий, сформированные на государственном уровне, и четкие инструменты поддержки, в том числе такие инструменты развития как университеты. В этой логике были созданы федеральные университеты, призванные обеспечить кадровое, научное и инновационное развитие геополитически важных территорий».

Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» пройдет 18-19 марта в Якутске на базе СВФУ при поддержке Минобрнауки РФ, РАН и Правительства Якутии @republic_sakha_yakutia14. Мероприятие запланировано как знаковое и масштабное событие – драйвер Года науки и технологий в России.

Форум откроет вице-премьер Дмитрий Чернышенко, участие в дискуссиях примут председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, президент РАН Александр Сергеев, руководитель Росмолодежи @rosmolodez Александр Бугаев, представители руководства Минобрнауки @minobrnaukiofficial, Минпросвещения @bpshkola, главы регионов, первые лица корпораций, ректоры ведущих университетов России.

Официальный сайт форума https://svfu.mmco-expo.ru/

@rectorsofrussia
источник
Научно-образовательная политика
Научная политика: информационные акции

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в последние дни продемонстрировал очень высокий уровень понимания информационных процессов.

Известия об отмене конкурса «а» РФФИ всколыхнули научно-образовательное сообщество. Было понятно, что в первые дни обстановка была слишком накалена для серьезных выступлений.

И здесь глава Минобрнауки продемонстрировал недюжинную выдержку, пережидая основной удар бури народного возмущения.

Затем последовал очень выверенный и мощный ответный удар. Утром четверга, 11 марта, причем уже в 9 утра, Валерий Фальков созвал пресс-конференцию. Он четко и детально обрисовал ситуацию: отмена конкурса была ожидаема, ключевые линейки грантов РФФИ будут оперативно перезапущены в РНФ, финансирование будет сохранено.

На фоне массовой критики решения об отмене конкурса «а» все равно звучали более взвешенные оценки. В частности, слова министра полностью подтвердили наш анализ ситуации.

Что особенно радует – это тайминг пресс-конференции (то есть выбор времени ее проведения). С самого утра четверга министру удалось стать ньюсмейкером в научно-образовательной сфере. Его слова были подхвачены и тиражированы многими ведущими СМИ страны.

Более того, структурированной позиции министра (скажем шире – власти) возразить что-то было трудно. А оппоненты были вынуждены это делать, потому что впереди были еще четверг и пятница. Возразить же было нечего. Да, случилась накладка, да, условия конкурсов после миграции в РНФ несколько изменятся, но объем финансирования сохранится, как и инициативные (задельные) гранты. Причем конкурсы будут проведены уже в самое ближайшее время.

В PR-сфере стоит отметить еще одно важное решение. Валерий Фальков грамотно дистанцировался от турбулеции вокруг «поправок о просветительстве». Это еще раз подчеркивает, что профилирование данного законопроекта связано именно с безопасностью и противодействием иностранному влиянию, а не наукой или образованием.

Как это часто бывает, радикальные либералы в своей критике действия власти часто проговариваются, сами не осознавая того. Сейчас часто используется формула «власти действуют с наукой и образованием в формате спецопераций». Если говорить об уровне собственно политических решений – это не так. Есть магистральная линия – это Стратегия и госпрограмма НТР, нацпроект «Наука и университеты». Целевые ориентиры заданы в работе над Стратегией инновационного развития и Стратегией социально-экономического развития. В этих рамках происходит живой процесс выработки конкретики. Здесь мы имеем дело с осознанной стратегией и поступательной ее реализацией.

В информационном пространстве также проводится системная работа по сопровождению нацпроектов или процесса выработки новых Стратегий. Однако, условная «власть» регулярно становится объектом информационных атак. Причем в них атака ведется на государство как таковое и общественную стабильность. Таких «нападений» за последнее время было несколько. Самые звучные – как раз по поводу «фондовой перестройки» и «поправок о просветительстве».

И было бы странным, чтобы реакция государства не приобретала характер информационных спецопераций – тщательно выверенных и мощных. Как раз наподобие этой пресс-конференции Валерия Фалькова.

Отметим, что подобные грамотные PR-решения должны стать нормальной практикой. Страна вступила в пояс предвыборных бурь. За избранием нового состава Госдумы последует «перезагрузка» Правительства. А значит – ко всем главам министерств и ведомств сейчас особое внимание. Напомним, что умении управлять конфликтами, в том числе – в информационном пространстве, является одним из ключевых требований к управленцам высшей страты. Причем, как к министрам, так и к губернаторам.
Telegram
Научно-образовательная политика
Фондовый апгрейд

Сегодня Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ, в пресс-центре ТАСС рассказал о перспективах грантовой поддержки ученых в контексте «фондовой перестройки».

Трансфер грантов
«а»
Поддержка фундаментальных проектов конкурса «а» РФФИ будет продолжена расширением форматов грантов РНФ. В работе Российского научного фонда особый акцент поставлен именно на задельные гранты.

В принципе и в РФФИ конкурс «а» претерпел много трансформаций. В частности, в прошлом году финансирование было увеличено до 1,5 млн и проведены другие коррективы. И изначально предусматривалось, что в «перезагруженном» формате финансирование будет начинаться только с 2022 года.

«Я хотел бы акцентировать внимание на том, что речь не идет об отмене. Конкурс отменен одним фондом, чтобы его мог на близких условиях в этом же году запустить другой фонд», - подчеркнул Валерий Фальков.

Меняется только оператор конкурса, который будет проведен в 2021 году. Все параметры (с необходимым переосмыслением) и объем запланированных…
источник
Научно-образовательная политика
Михаил Алашкевич, старший вице-президент ВЭБ.РФ:ВЭБ.РФ:

Форум проходит в преддверии серии встреч по разработке стратегии социально-экономического развития до 2030 года. Поэтому думаю, что в Якутске, где соберутся вместе ведущие учёные и практики сферы образования и науки, мы увидим новые стратегические инициативы и нестандартные решения для развития образования, науки и инноваций.

Якутия становится важным регионом в вопросах развития системы образования. ВЭБ.РФ совместно с НИУ ВШЭ реализует пилотный проект в сфере общего образования в Хангаласском улусе, но у нас есть идеи и для высшей школы. Думаю, что на базе Северо-Восточного федерального университета совместно мы можем реализовать ряд пилотных проектов и в дальнейшем масштабировать их на всю страну. Это проекты в сфере университетского технологического предпринимательства и развития экспорта образования. Мы готовы к сотрудничеству.ВЭБ.РФ совместно с НИУ ВШЭ реализует пилотный проект в сфере общего образования в Хангаласском улусе, но у нас есть идеи и для высшей школы. Думаю, что на базе Северо-Восточного федерального университета совместно мы можем реализовать ряд пилотных проектов и в дальнейшем масштабировать их на всю страну. Это проекты в сфере университетского технологического предпринимательства и развития экспорта образования. Мы готовы к сотрудничеству.

Регистрация участников Форума до 16 марта:

https://svfu.mmco-expo.ru/
источник
Научно-образовательная политика
Моя космическая

1 марта открыл прием заявок Всероссийский конкурс «‎Моя страна — моя Россия»‎, в этом году он приурочен к 60-летию со дня полета Ю.А. Гагарина в космос. В 2021 году просветительскому проекту исполнилось 18 лет. Одна из основных целей конкурса это привлечение молодежи к участию в социально-экономическом развитии российских регионов, городов и сел.

Об изменениях в конкурсе, космической тематике и роли молодежи в социальном проектировании в интервью телеканалу «Россия 24» рассказала Лариса Пастухова, руководитель конкурса «‎Моя страна — моя Россия», доктор педагогических наук, проректор РГГУ:

«‎Традиционно номинации конкурса охватывают весь спектр вопросов социально-экономического развития российских территорий - такова концепция. Молодежь может предлагать проекты, не только сугубо связанные с молодежной проблематикой, но со всем тем, что окружает молодых людей  в наших российских городах и селах. Это, конечно, и развитие городской среды, и развитие сельских территорий.

В этому году сквозная ниточка - это наука, технологии и космос. Мы ожидаем, в том числе, научно-исследовательские проекты, и думаем, что будут не только российские граждане, но и иностранцы, наши соотечественники, проживающие за рубежом. Космическая тематика есть и в педагогической номинации, возможно будут педагоги-новаторы, которые работают по этому профилю с нашими ребятишками.

Космос представлен в номинации «‎Моя гостеприимная Россия», потому что в России очен‎ь много мест, которые традиционно связаны с космосом: и Калуга, и Рязань, и Циолковский. Может быть будут предложены интересные маршруты, которые пригласят будущих туристов, нынешних туристов их посетить.

Конкурс давно вышел из конкурсных оков. Это сообщество, сообщество педагогов-новаторов, которые развивают проектный метод. Это сообщество молодых людей, которые очень субъектно, очень ответственно относятся к развитию российских территорий. Поэтому очень много проектов, которые прикладные и практико-ориентированные.

Проекты очень разные, это то, что заботит, интересует наших молодых ребят, то, что они видят как нерешенные проблемы в своих городах, селах, где они получают образование, либо уже работают.

Конкурс ежегодно меняется, мы стараемся меняться вместе с теми изменениями, которые происходят в стране, да и за 18 лет молодежь очень изменилась.

В этом году появилась интересная номинация, которая рассчитана на ребятишек маленьких «‎Сказки о космосе». Тем, кто создает конкурс, видится очень важным сохранить дерзость мечты, которая присутствует в юном ‎возрасте, потому что, возможно, наши школьники это будущие Королёвы и Циолковские. И мы снизили возрастную планку, потому что основные номинации это 14-35 лет, здесь могут быть младшие школьники и 6, и 7 лет ребятишки. Это такая новелла этого года, и мы здесь ожидаем очень интересные проекты, которые, может быть, будут созданы и с родителями, и с педагогами.

Конечно обратим внимание на постконкурсное сопровождение, у нас отдельная смена в «‎Артеке», в «‎Океане» на Дальнем Востоке. Это все то, что осенью будет сопровождать наших победителей по итогам конкурсных основных событий.‎»

Заявки на конкурс принимаются до ‎12 мая, в этом году организаторы создали 17 номинаций для участников, две из которых специальные - для юных мечтателей-космонавтов, и для молодых журналистов, рассказывающих о стране.

Подробнее: https://www.vesti.ru/video/2276519
источник
Научно-образовательная политика
Лариса Пастухова, руководитель конкурса «Моя страна - моя Россия», доктор педагогических наук, проректор РГГУ специально для НОП:

2021 год для Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия» станет периодом обновления и перемен. Одной из тематических линий нового сезона выбран космос. Она найдет отражение сразу в ряде номинаций: «Моя страна. Моя история. Мой космос», «Моя педагогическая инициатива», «Моя гостеприимная Россия», «Мой Дальний Восток. Моя Арктика», «Большая технологическая разведка моей страны».

Одним из интересных ​ нововведений сезона станет новая специальная номинация для детей «Сказки о космосе». Свои сказки и рисунки смогут представить ребята до 13 лет без нижнего возрастного ограничения. Почему это важно? Из мечты ребенка рождаются его будущие профессиональные достижения. Возможно, среди маленьких участников подрастают будущие Королевы и Циолковские. Поддержать смелые, созидательные мечты подрастающих поколений – ​ важная задача взрослых.

Важна и другая составляющая - информационная поддержка научных и исследовательских инициатив детей и молодежи в печатных​ и электронных СМИ, социальных сетях, рассказ о тех, кто сегодня выбирает путь исследователя и изобретателя, стремится создавать новое.

https://t.me/scienpolicy/15395
Telegram
Научно-образовательная политика
Моя космическая

1 марта открыл прием заявок Всероссийский конкурс «‎Моя страна — моя Россия»‎, в этом году он приурочен к 60-летию со дня полета Ю.А. Гагарина в космос. В 2021 году просветительскому проекту исполнилось 18 лет. Одна из основных целей конкурса это привлечение молодежи к участию в социально-экономическом развитии российских регионов, городов и сел.

Об изменениях в конкурсе, космической тематике и роли молодежи в социальном проектировании в интервью телеканалу «Россия 24» рассказала Лариса Пастухова, руководитель конкурса «‎Моя страна — моя Россия», доктор педагогических наук, проректор РГГУ:

«‎Традиционно номинации конкурса охватывают весь спектр вопросов социально-экономического развития российских территорий - такова концепция. Молодежь может предлагать проекты, не только сугубо связанные с молодежной проблематикой, но со всем тем, что окружает молодых людей  в наших российских городах и селах. Это, конечно, и развитие городской среды, и развитие сельских территорий.

В этому году сквозная…
источник
Научно-образовательная политика
​​Ректор Балтийского федерального университета им. И. Канта @Ikbfu Александр Федоров – о форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России»:  

«Роль университетов в достижении национальных целей – одна из главных тем форума. Восходящее опережающее развитие каждого ради создания инноваций в области образования, науки, культуры и формирования общих национальных целей и глобальных интересов – наша общая задача. И мы планомерно к ней идем.

Так, в ноябре прошлого года Севастопольский государственный университет
@sevsu_live, Дальневосточный @fefudvfu и Балтийский федеральный университеты заключили соглашение о создании «Университетского консорциума».

Таким образом вузы сформируют современную и эффективную систему подготовки квалифицированных кадров для выполнения задач социально-экономического развития России, а также создадут научно-исследовательский и образовательный кластер мирового уровня в области изучения Мирового океана и прибрежных зон.

Неотъемлемой частью национального развития является создание инновационных научно-технологических центров. Калининградская область в этом вопросе не исключение. Идею строительства ИНТЦ, деятельность которого связана с разработкой, апробацией и внедрением «человекоцентричных» технологий и продуктов, поддержал Владимир Путин. Для нас это важно.

Считаю, что форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» станет для участников крайне полезной площадкой для обсуждения совместных проектов, которые направлены на достижение национальных целей».


Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» пройдет 18-19 марта в Якутске на базе СВФУ @svfunews при поддержке Минобрнауки РФ, РАН и Правительства Якутии @republic_sakha_yakutia14. Мероприятие запланировано как знаковое и масштабное событие – драйвер Года науки и технологий в России.

Форум откроет вице-премьер Дмитрий Чернышенко, участие в дискуссиях примут председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, президент РАН Александр Сергеев, руководитель Росмолодежи @rosmolodez Александр Бугаев, представители руководства Минобрнауки @minobrnaukiofficial, Минпросвещения @bpshkola, главы регионов, первые лица корпораций, ректоры ведущих университетов России.

Официальный сайт форума https://svfu.mmco-expo.ru/

@rectorsofrussia
источник
Научно-образовательная политика
Исак Фрумин научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, профессор, академик Международной академии образования, об эффективности 5-100:

Россия с некоторым опозданием включилась в гонку за позицией в рейтингах, и основным проектом в этом направлении стал проект «Повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров» (5-100). Несмотря на все выявленные в отчете ограничения, проект достиг поставленной цели. Вузам-участникам удалось за рекордно короткие сроки продемонстрировать хорошие результаты по многим направлениям.

Среди элементов Проекта 5-100 можно выделить экспертный анализ и международный совет, с целью дальнейшего использования в других проектах. Эти два компонента можно рекомендовать использовать, например, в таких программах, как развитие цифровых компетенций и цифровые образовательные ресурсы, поскольку обе они включают в себя элементы глобальной конкурентоспособности.

Необходимо заметить, что, несмотря на резкий скачок в международных рейтингах российских университетов, в ряде отраслей в России нет вузов, входящих хотя бы в первые 200 позиций в соответствующих предметных рейтингах. Например, такой отраслью является сельское хозяйство. Поэтому при дизайне следующей программы стоит выделить области, где продвижение вузов в мировую элиту было бы наиболее критично.
источник
Научно-образовательная политика
Сети и супермагистрали

Национальные проекты еще на этапе своего обсуждения несколько лет назад стали задавать новую парадигму развития сектора исследований, разработок и высшего образования.

Для научной сферы они стали логическим развитием идей, заложенных в Стратегии научно-технологического развития. Именно это позволило оперативно запустить профильные национальные и федеральные проекты. Что позволяет уже сейчас, в эпоху нацпроектов второго поколения продолжать развитие в тех же рамках стратегических установок и новых оргуправленческих метаструктур.

Центры мирового уровня (научно-образовательные и научные – по приоритетам Стратегии НТР, геномные, математические) – это узлы нового сетевого пространства научно-образовательной политики.

В процессе своего создания оно встречается с реальными и более традиционными форматами – отсюда расслоение на два вазимосвязанных эшелона: федеральный и региональный. Именно в субъектах формируются региональные НОЦ, каждый из которых в своем развитии стремится получить статус «мирового уровня» по нацпроекту. В той же логике выдержано развитие региональных математических центров.

Создание установок класса мегасайенс – это формирование уникальных пространств, в которых региональное, федеральное и международное сплетаются воедино. Их гравитационное притяжение однозначно изменит научно-технологическое лицо регионов базирования. Но вокруг них будут формироваться международные центры – наподобие Объединенного института ядерных исследований.

Аналогичная идея и в НОЦах, которые ориентированы и на развитие (макро)региональных социально-экономических систем, и на прорывы мирового уровня.

Это формирование «сквозных» пространств хорошо коррелирует с созданием федеральных территорий. «Сириус» задал тон одной из веток развития – и тут можно ожидать появления новых географических пространств «сквозных» политических оргуправленческих структур.

Данные механизмы (от узлов сети прорыва до федеральных территорий) уже находятся в стадии отладки в рамках формирование системы единой публичной власти.

Сетевое пространство науки, образования и инноваций является неотъемлемой частью стратегических парадигм развития. Это две Стратегии – научно-технологического и пространственного развития. Это ядро Стратегии инновационного развития и фундаментальной Стратегии социально-экономического развития – их разработка сейчас активно идет под администрированием премьер-министра Михаила Мишустина и глав рабочих групп из числа его заместителей, которые каждый курирует несколько направлений. Это само по себе способствует достижению столь же сквозных и междисциплинарных (межотраслевых) национальных целей развития.

Именно эти цели обозначаются как ключевые ориентиры. Это формирует «супермагистрали» в рамках сетевого пространства России 2.0. «Правила движения» на них – новые доктринальные документы, причем уже на стадии обсуждения и разработки.

Наука, высшее образование, инновации – это как раз те пространства, в которых возможно оперативное выстраивание сетевой связанности страны. И уже отсюда будет происходить «переплескивание» на все остальные «супермагистрали», нацпроекты и программы.

Та же «сквозная» логика у комплексных научно-технических программ и проектов – механизма реализации Стратегии НТР. Аналогично с федеральными научно-техническими программами и рынками НТИ.

Благодаря всему этому происходит «сшивка» узлов между собой – как мы это можем видеть на примере пересекающихся тематик и членства, или совместной работы над проектами.

Эти парадигмальные установки формируют те паттерны, которым начинают следовать все участники научно-образовательной политики.

В частности, регионы не только активно включаются в «гонку за НОЦ», но и производят комплексную перезагрузку своих секторов прорыва. Пример тому томский «Большой университет» или предложение создать в Татарстане Центр академической науки.

Парадигма как и мышление стали именно такими – сетевыми, узловыми, комплексными, сквозными и системными. Это и означает, что прорыв действительно происходит.
источник
Научно-образовательная политика
На острие науки

Что такое старение? Когда оно начинается? Это нормальный физиологический процесс или это болезнь, патология? Как воздействовать на организм, чтобы замедлить старение и можно ли повернуть его вспять?  Эти вопросы — одни из самых сложных в биологии, но одновременно и одни из самых важных: ведь старение касается каждого, в том числе – потому что возраст является основным фактором риска хронических заболеваний.  

Проблемам и вопросам старения будет посвящена лекция одного из самых авторитетных ученых-геронтологов мира, профессора Гарвардской медицинской школы и профессора факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ имени М.В. Ломоносова Вадима Гладышева, которая состоится завтра, 13 марта, в рамках стартовавшего на днях мультиформатного научного лектория «На острие науки».
«На острие науки» - проект, реализуемый Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Президенте Российской Федерации, компанией «Инконсалт К» и НИТУ «МИСИС» в рамках Года науки и технологий. Партнерами проекта также выступают   Российский научный фонд и  Mail.ru Group.  

Ирина Короткова, генеральный директор компании «Инконсалт К» рассказала НОП, что  в течение всего года перед студентами, школьниками и всеми, кто интересуется достижениями российской науки, выступят ведущие российские и мировые ученые, в том числе участники программы мегагрантов, состоятся экскурсии для студентов в самые современные научные лаборатории, исследователи проведут мастер-классы перед учащимися российских вузов и средних школ.

«Предстоящая лекция Вадима Гладышева интересна и примечательна тем, что он пользуется высоким научным авторитетом не только в России, но и за рубежом. Под его руководством в 2017 году в рамках программы мегагрантов в МГУ была  создана лаборатория системной биологии старения, которая исследует возрастные изменения в живых организмах на молекулярном и клеточном уровнях, причины изменения показателей смертности и другие аспекты этой области науки».

Лекция Вадима Гладышева состоится 13 марта в 18-00 по московскому времени в онлайн-формате, для участия достаточно зарегистрироваться по ссылке: https://na-ostrie-nauki.timepad.ru/event/1579595/
источник
Научно-образовательная политика
​​Управляющий партнер, директор по бизнес-развитию школы Skyeng Александр Ларьяновский – о форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России»:

«У Skyeng многолетний опыт работы с лучшими вузами страны, и мы отчетливо видим рост спроса на новые формы сотрудничества между высшим образованием и частным бизнесом. Мы считаем этот форум отличной площадкой, где нужно делиться лучшими практиками такого результативного взаимодействия».

Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» пройдет 18-19 марта в Якутске на базе СВФУ при поддержке Минобрнауки РФ, РАН и Правительства Якутии @republic_sakha_yakutia14. Мероприятие запланировано как знаковое и масштабное событие – драйвер Года науки и технологий в России.

Форум откроет вице-премьер Дмитрий Чернышенко, участие в дискуссиях примут председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, президент РАН Александр Сергеев, руководитель Росмолодежи @rosmolodez Александр Бугаев, представители руководства Минобрнауки @minobrnaukiofficial, Минпросвещения @bpshkola, главы регионов, первые лица корпораций, ректоры ведущих университетов России.

Официальный сайт форума https://svfu.mmco-expo.ru/

@rectorsofrussia
источник
Научно-образовательная политика
Региональный срез образования

Рособрнадзор представил первый рейтинг качества школьного образования, который стал результатом проведенной оценки по 12 критериям.

Многие рейтинги предлагали оценивать субъекты РФ по среднему баллу ЕГЭ, но Рособрнадзор всегда считал, что это неправильный подход. Хотя бы потому, что только половина выпускников-одиннадцатиклассников сдает ЕГЭ, что фактически в два раза меньше человек, чем сдающих экзамены после 9 класса. И такая оценка была бы необъективной, она не может продемонстрировать настоящий уровень качества образования в регионе.

«‎Эта оценка была в оценке работ эффективности губернаторов, к чему это привело? Апогеем стал 2013 год, все пытались под этот показатель подстроиться», - комментирует Анзор Музаев, руководитель Рособрнадзора.  

Для рейтинга качества образования в регионах был составлен перечень из 12 критериев: которые учитывали не только средние результаты по ЕГЭ, ОГЭ и Всероссийским проверочным работам, но и то, как школы используют компьютеры и лабораторное оборудование на уроках, практикоориентированость школьного образования и процент выпускников, поступающих в учреждения СПО и вузы своего региона.

Предполагается, что теперь рейтинг будет обновляться регулярно 2 раза в год, а до конца года этого года планируется сделать оценку по всем муниципалитетам страны отдельно.

Цель рейтинга - открытость для граждан, родителей, учеников, учителей. Чтобы у них четко сложилось понимание, на каком месте по уровню общего образования субъект находится. Это посыл регионам, органам исполнительной власти: они смогут посмотреть на пробелы и провести «‎работу над ошибками»‎.

«Для регионов, которые оказались в аутсайдерах рейтинга, уже организовано консультационное и методическое сопровождение, сформированы «дорожные карты», не реже раза в месяц мы встречаемся, обсуждаем ситуацию, обеспечивая полную поддержку и открытость с нашей стороны», - подчеркнул глава Рособрнадзора важность рейтинга для решения проблем.

Подробнее: https://tass.ru/press/12707
Рейтинг: https://maps-oko.fioco.ru/
источник
Научно-образовательная политика
Звонит мне сегодня один чиновник.
Ты, говорит, чего уважаемому начальнику жалуешься что мы таким-то людям про тебя плохо сказали? Это ж неправда!

Я ему - как это неправда, ещё как правда, устал уже от такой правды.
Надо для людей работать, а не с ведьмами бороться. За слова отвечаю!

Он мне - сдай свои источники. Кто там недоволен нами?

Я ему - хрен сдам. Я для людей работаю, чтобы в системе высшего образования порядок был. И начальник твой это хорошо знает.

Уважаемые госслужащие системы образования и науки! У вас так много прекрасных задач в Год науки и технологий. Давайте жить дружно и командно, общее дело делаем.
Чувство локтя гораздо приятнее чем раскачанная лодка.
источник
Научно-образовательная политика
Сквозь Байкал виднее

Завтра, 13 марта, в рамках Года науки и технологий в России состоится торжественный запуск Байкальского глубоководного нейтринного телескопа.
Запуск осуществит Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования РФ вместе с директором ОИЯИ академиком РАН Григорием Трубниковым.

Валерий Фальков:

«Торжественный запуск глубоководного нейтринного телескопа на озере Байкал станет одним из ярких, флагманских мероприятий Года науки и технологий в Российской Федерации. Это конкретный результат интенсивной работы международного коллектива учёных при ведущей роли Минобрнауки России, Объединённого института ядерных исследований и Российской академии наук.  Важно, что Baikal-GVD бережно использует уникальные природные ресурсы нашей страны для решения задач на переднем крае фундаментальной науки. Самый большой в Северном полушарии глубоководный нейтринный телескоп станет ещё одним магнитом для талантливых учёных со всего мира».

Установка класса мегасайенс «Байкальский глубоководный нейтринный телескоп» строится с 2015 года на 106 км Кругобайкальской железной дороги на озере Байкал силами международной коллаборации BAIKAL-GVD. Возведение установки происходит под патронажем исследователей из Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна) и ИЯИ РАН (г. Москва) с важным вкладом ученых и инженеров из российских научных центров (ИГУ, НГТУ и др.), зарубежных ученых, в частности, из Чехии, Словакии и Польши.
Главными целями создаваемого нейтринного телескопа являются обнаружение источников нейтрино сверхвысоких энергий, исследование эволюции галактик и Вселенной. Он также станет основой развития нейтринной астрономии и астрофизики. В перспективе планируется создание детектора объемом один кубический километр. Уже сегодня нейтринный телескоп на Байкале является самым крупным нейтринным телескопом в Северном полушарии. В этом году с введением в строй восьмого кластера телескопа установка догонит по объему телескоп IceCube на Южном полюсе.

«Символично, что на льду озера Байкал Минобрнауки России и Объединённым институтом ядерных исследований будет подписан Меморандум о совместном развитии Байкальского глубоководного нейтринного телескопа Baikal-GVD. Думаю, неслучайно, что мероприятие, знаменующее выход на новый этап развития этого международного проекта и экспериментальных исследований в области нейтринной астрофизики высоких энергий, нейтринной астрономии, физики нейтрино состоится 12 марта 2021 г. – в день рождения Владимира Ивановича Вернадского, великого русского учёного-естествоиспытателя и мыслителя. В 2021 году коллаборация Baikal-GVD развернет 8-й кластер в стандартном исполнении. Все это возможно благодаря слаженной работе специалистов ОИЯИ, ИЯИ РАН, ИГУ и поддержке Минобрнауки России»,директор ОИЯИ Григорий Трубников.

https://ria.ru/20210312/teleskop-1600858930.html
источник
2021 March 13
Научно-образовательная политика
Скончалась Ректор ТюмГМУ Ирина Медведева. Последние несколько лет она боролась с раком.
источник
Научно-образовательная политика
В понедельник, 15 марта в 20.00 (мск) неформально обсудим, как выполнять поручение вице-премьера Дмитрия Чернышенко о вводе позиции "цифрового десанта", проректоров- CDTO во всех вузах страны. А также поговорим о лучших практиках сбора реальной информации о трудоустройстве выпускников по полученной специальности - такая задача в качестве тестовой будет определять профпригодность будущих CDTO, а ее показатели - влиять на оценку эффективности администрации вузов.

Приходите, поговорим!

https://www.joinclubhouse.com/event/xjX50kZ6
источник
Научно-образовательная политика
В рамках Года науки и технологий в Российской Федерации состоялся торжественный запуск Байкальского глубоководного нейтринного телескопа BAIKAL GVD.

Запуск осуществил Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.

📍 Телескоп стал результатом интенсивной работы международного коллектива учёных при ведущей роли Минобрнауки России, Объединённого института ядерных исследований и Российской академии наук.

«Самый большой в Северном полушарии глубоководный нейтринный телескоп станет ещё одним магнитом для талантливых учёных со всего мира. Это инструмент, который будет приносить новые научные знания в течение двух-трех десятилетий. Это значит, что молодые люди из Иркутской области и других регионов смогут участвовать в научных исследованиях и инженерно-технологических работах на передовом уровне, делать открытия, учиться, увеличивая, тем самым научно-технический потенциал нашей страны», — отметил глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

#МинобрнаукиРоссии #Фальков
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
@edstats@edstats для НОП @scienpolicy@scienpolicy

Всем привет, это редакция @edstats и мы решили собрать для вас 10 возможностей в нашем любимом мессенджере, которые можно применить в коммуникационной деятельности университета и в научно-образовательном процессе, чтобы упростить и сделать жизнь лучше: студентам, преподавателям, научным сотрудникам, администрации вуза и даже закончившим много лет назад выпускникам.

1. Официальный Telegram-канал вашего университета
Канал вуза - это главный канал информирования всех и вся. В нем должна быть сосредоточена вся информация по обучению, поступлению и образованию в университете. Студентам очень важно получать новости здесь и сейчас. И активнее коммуницируйте с ведущими коллегами - в первую очередь, каналами семьи "НОП".

2. Общеуниверситетский чат
Он поможет быстро получать мнения студентов, устраивать обсуждения вопросов, даст возможность учащимся скоординироваться в учебные группы и обмениваться опытом с студентами старших курсов.

3. Чат студенческой группы
Чат прежде всего полезен для студентов, чтобы можно было делиться полезной и оперативной информацией с одногруппниками. Для порядка в администраторы можно поставить старосту группы или самого ответственного.

4. Персональные каналы руководства вуза
Ректорат и деканы факультетов могут делиться своим мнением в авторских каналах (необязательно в рамках своей должности), анонсировать проекты университета и давать актуальные советы для студентов.

Ректор ТУСУР ведёт канал, в котором пишется про успехи и главные новости вуза.

5. Канал с вакансиями и стажировками
Канал с вакансиями - это самый простой в реализации, но несомненно важный канал, где можно писать про рынок труда и составление резюме, анонсировать мероприятия по трудоустройству от партнёров, делиться стажировками, практиками и вакансиями для студентов.

Самый, по-нашему мнению, образцовый пример у ИТМО с каналом ITMO.Careers.

6. Telegram чат руководства вуза.
Сугубо практическая история для стратегической и тактической координации администрации вуза и обсуждения повестки. Если для этого используется другой инструмент (например мессенджер Slack или Битрикс-24), то не надо переходить через силу. Мы видели своими глазами, такие чаты существуют у нескольких крупных российских вузов и они работают!

7. Канал о науке и для науки
Про аспирантов и научных сотрудников, к сожалению, почти все забывают, а для них можно создать полезные каналы с советами от сотрудников вуза, в которых можно давать информацию о стажировках, грантах, библиотеках, базах данных, конференциях, симпозиумах, собраниях и технических требованиях к научным работам. Ну и присылать самые крутые открытия в канал Минобрнауки.

Для примера можете посмотреть каналы #Наука_МГУ  и  Science Works | О науке в ТГУ.

8. Площадка для неформального общения со студентами
Telegram - это свобода и экспериментальная площадка новых форматов, а также ключ к сердцу молодого поколения. Долой канцелярит и скучные тексты, да здравствует неформальный стиль постов, яркие картинки, gif-анимация, самоирония и мемы! Университет должен показывать своё индивидуальное лицо, в которое влюбятся ваши будущие студенты.

Для примера, в таком стиле ведётся Telegram-канал РГГУ, оцените их котиков и дружескую подачу новостей!

9. Чат студентов и преподавателей
Хорошо организованный чат студентов с преподавателем открывает очень много возможностей, в большей степени даже для преподавателя. В нём можно одновременно выполнять коммуникационные и образовательные задачи. Например, в формате войс-чата преподаватель может быстро спрашивать студентов по материалу, а в самом чате можно разбирать домашние задания или обсуждать связанные с предметом темы.

10. Канал выпускников университета
Канал выпускников - это прекрасный канал коммуникации, работающий, в первую очередь на усиление бренда вуза. Ведь каждый российский вуз гордится своими известными и профессиональными талантами!

В качестве примера можно привести ВШЭ с их каналом.

Пишите нам в личку, если мы что-то забыли или у вас есть свои идеи на этот счёт!

#маркетингдлявуза

@edstats
источник
Научно-образовательная политика
Состоялся запуск мегасайенс-установки «Байкальский глубоководный нейтринный телескоп», его осуществил Министр Валерий Фальков:

«Одна из приоритетных задач Года науки и технологий в России – привлечение молодежи в исследовательскую деятельность, а также – развитие в российских регионах науки, технологий и высшего образования. Здесь, на Байкале, в уникальном месте, развивается наука мирового уровня – наши лучшие научные институты, университеты, в том числе и региональные, объединили усилия в проекте Байкальский глубоководный нейтринный телескоп. Наука - один из драйверов развития территорий.

Проблема многих регионов в том, что молодежь выбирает в качестве места жительства крупные агломерации, города, столичные университеты. Для того, чтобы у молодых людей был стимул развиваться на родине, необходимы такие проекты, какой мы сегодня запускаем в Иркутской области. Молодые люди смогут участвовать в научных исследованиях и инженерно-технологических работах на передовом уровне, делать открытия, учиться, увеличивая, тем самым научно-технический потенциал своего региона и всей нашей страны. Я признателен нашим коллегам из крупнейших институтов, из Объединенного института ядерных исследований, Института ядерных исследований РАН, которые уже не первый год очень активно работают на Байкале».


В мероприятии также приняли участие директор Объединенного института ядерных исследований (г.Дубна) Григорий Трубников, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, директор Института ядерных исследований РАН Максим Либанов, ректор Иркутского госуниверситета Александр Шмидт.

https://t.me/minobrnaukiofficial/1132?single
Telegram
Минобрнауки России
В рамках Года науки и технологий в Российской Федерации состоялся торжественный запуск Байкальского глубоководного нейтринного телескопа BAIKAL GVD.

Запуск осуществил Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.

📍 Телескоп стал результатом интенсивной работы международного коллектива учёных при ведущей роли Минобрнауки России, Объединённого института ядерных исследований и Российской академии наук.

«Самый большой в Северном полушарии глубоководный нейтринный телескоп станет ещё одним магнитом для талантливых учёных со всего мира. Это инструмент, который будет приносить новые научные знания в течение двух-трех десятилетий. Это значит, что молодые люди из Иркутской области и других регионов смогут участвовать в научных исследованиях и инженерно-технологических работах на передовом уровне, делать открытия, учиться, увеличивая, тем самым научно-технический потенциал нашей страны», — отметил глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

#МинобрнаукиРоссии #Фальков
источник