Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 March 06
Научно-образовательная политика
"Ректорская" стратсессия под модерацией министра  Валерия Фалькова закончила свою работу, и уже в 15:30 в этом зале Технопарка им.Попова в Иннополисе начнётся совещание под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
источник
Научно-образовательная политика
Регионы: прорыв и пересборка

На совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко «Кадры для будущего» ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов сделал важное заявление: большая часть регионов сейчас не участвует в инновационной деятельности, а их головные университеты не могут удерживать студентов и выполнять функцию производства инноваций и подготовки инноваторов.

Вывод же из этого Ярослав Кузьминов сделал очень системный: «или мы закрываем регион, присоединяем его к кому-то, или в этом регионе должен быть нормальный университет».

Здесь в очередной раз очень тесно соприкоснулись две стратегии – пространственного развития, с одной стороны, и научно-технологического развития, с другой.

Напомним, что в Стратегии пространственного развития уже сформировано несколько макрорегионов. Та же логика «консорциума регионов» заложена во многих научно-образовательных центрах, причем, как мирового уровня, так и региональных. Эти процессы комплиментарны формированию единого научно-технологического пространства, которое заложено как ориентир в Стратегии НТР. Но в итоге – через создаваемую Стратегию социально-экономического развития, должно сформироваться единой пространство страны в вопросах экономики и социального развития.

По большому счету, речь идет о том, что в высших стратах экспертных кругов страны всерьез обсуждается вопрос о переходе в районировании страны от исторического принципа к иным основам – причем в спектре от формирования «консорциумов» (чему примеры НОЦ или в частном случае – комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь») до фактического объединения.

«Региональное развитие» начинает все более осознаваться не просто как развитие имеющихся субъектов федерации (которые надо как конструктор объединять в различные структуры), но скорее как «зонтичные оргуправленческие явления». То есть «регион» - это не феодальная структура, но некое сетевое пространство, в котором могут пересекаться самые разные измерения взаимодействий – сотрудничество университетов и научных институтов, партнерские программы с бизнесом и т.п.

«Регионом» в новом смысле слова становятся пространственные координаты сгустков этих процессов с привязкой к тому, как происходит социально-экономическое функционирование связанных с ними территорий.

Регион – это то, что может, должно и будет эффективно развиваться. А связанность страны и ее общее развитие может быть только сетевым.

В свое время, в России состоялась война объединений регионов – было много споров, но в целом новые более крупные субъекты федерации показали более уверенные результаты как в социально-экономическом, так и в научно-технологическом развитии.

Уже сейчас, в целом, ясно, что прорыв страны возможен только как синергия региональных прорывов. А для этого нужны серьезные локомотивы – такие регионы существуют. И уже на практике ясно, что у их «проблемных» соседей, собственно, альтернатив в развитии нет – это глубокая интеграция (различных форм и уровней) с более мощным лидером.

Здесь внутренняя региональная политика очень хорошо соотносится с политикой научно-образовательной. В рамках Стратегии инновационного развития, а конкретнее – в программе Приоритет-2030 и некоторых других инициатив – заложены две ключевых идеи: уровневая поддержка для всех вузов (сохранение акцента на ведущие университеты, но не замыкание на нем) плюс активная консорциумная интеграция.

Однако, в вопросах регионального (пространственного) развития допустим только один сценарий – когда будут двигаться вперед все регионы, все пространство страны. Следовательно – интеграция регионов неизбежна. В ряде случаев возможно это делать в консорциумном режиме, в иных – скорее всего, скоро встанет вопрос о фактическом слиянии.

Здесь отметим два важных обстоятельства. Первое – появление федеральных территорий. Они сформируют центры роста, прорыва и превосходства. Второе – это формат «тюменской матрешки» (более мягкий вариант, чем полное слияние в единый регион).

О многих этих сюжетах мы писали еще год назад: https://t.me/scienpolicy/7285
Telegram
Научно-образовательная политика
Объединение регионов: тренды и возможности

Вопросы объединения субъектов России в более масштабные образования все громче звучат в политических дискуссиях.

Самым вероятным представляется объединение Еврейской автономной области (кстати, единственной в таком статусе) и Хабаровского края (учитывая масштаб регионов – вхождение ЕАО в него). Эта идея здравая – у Еврейской АО уже давно нет национального флера (евреев там крайне мало), а возможности самостоятельного развития практически отсутствуют. Однако, это будет практически рабочий момент – не таков масштаб перемен.

В прикладном значении уже детально обсуждаются перспективы формирования единого региона из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который сможет всерьез соперничать с Москвой. Стоит учесть, что подобный проект при условии его реализации на практике реализует концепцию двух столиц, усилив уже начавшееся перетекание части властных функций на берега Невы.

В этом контексте реанимировались споры о возможном слиянии Москвы и Московской области. Это…
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер правительства РФ:

В совещании более 450 участников. Я надеюсь, что скоро сможем встретиться с каждым ректором лично. Нам есть о чём с вами поговорить.

Готовы ли вы вместе с Дмитрием Николаевичем и Валерием Николаевичем осуществить прорыв в науке и образовании?
Готовы ли вы вместе с Дмитрием Николаевичем и Валерием Николаевичем осуществить прорыв в науке и образовании?

Вы все участвуете в создании фронтальной стратегии социально-экономического развития России.

Очень важный вопрос: это кадры.
Хотелось бы более серьезного результата.

Ключевая роль-за вами, руководителями вузов. Это не только подготовка, но и переподготовка, переобучение граждан.
Это не только подготовка, но и переподготовка, переобучение граждан. Это практически все выпускники (вузов-НОП).
Такие специалисты будут строить инновационную экономику России.

За подготовку этих кадров отвечаете вы, руководители вузов.
Вы осуществляете реализацию заказа государства на кадры.
За подготовку этих кадров отвечаете вы, руководители вузов.
Вы осуществляете реализацию заказа государства на кадры.

От редакции НОП: Дмитрий Николаевич в своём выступлении "подколол" ректоров в том, что они ждали поручение президента РФ в части подготовки кадров для ЦЭ, и сами особо не начинали.
Сигнал!
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер правительства РФ:

Иннополис выступает точкой сборки. Это место где важна ваша (вузов) совместная работа. Чтобы лучшие практики не замыкались в рамках одного учебного заведения.

Внедрение таких практик мы будем финансировать
.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️Дмитрий Чернышенко:

Поручение Минобрнауки: ввести "цифровой спецназ" в университетах на уровне проректоров.

В вузах появятся "цифровые" проректоры.
источник
Научно-образовательная политика
Олег Подольский, управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики «‎Университет 2035»:

Прошлый год был как стресс-тест для всех для нас, для системы образования. Он подчеркнул 3 болевых точки: цели образования, содержание и форма. Как бы это не звучало просто, но это сложная ‎проблема, которая находится на стадии решения. Начнем с цели: система образования - это инструменты и среда развития гармоничной личности и профессионального, и в целом развития человека. И здесь мы должны рисовать траекторию, давать какую-то точку впереди и рассказывать, чего человек достигнет, начиная с самого младшего возраста.

Большие беды, которые сейчас есть у молодежи, как последствия депрессии и несамореализации
- это неправильное целеполагание. И в этом смысле, основная цель, которую нужно сегодня зафиксировать на всех уровнях образования, задача педвузов готовить педагогов, воспитателей, тьюторов, фасилитаторов, людей, которые проводят в мир и помогают ставить цели для ребенка, студента и человека, который в течение всей жизни учится.

Мы говорили про содержание образования. Мы говорим про компетенции 21 века, но если посмотреть на шумерские глиняные таблички, там уже все вопросы были пройдены: и критическому мышлению учили, и астрономии. Там ставили вопросы восприятия действительности должным образом. Все уже придумано до нас. Цифра - это не самоцель, это инструмент развития, повышения эффективности профессиональной деятельности, в том числе и самореализации.

В этой связи наше предложение, так называемое, цифровое ядро, потому что цифровые технологии, цифровая грамотность - тот ядерный компонент, который должен быть инкорпорирован во все формы образования. Мы понимаем, что нужны разные уровни владения этими компетенциями. 41-й приказ Минэкономразвития в рамках федерального проекта зафиксировал первый уровень. Это серьезная, но длинная работа со всеми стандартами должна произойти в течение ближайших нескольких лет.

Мы считаем, что инструменты цифрового ГТО это, по сути дела, уже не поднятие гири, а умение программировать для решения определенных задач. Должно стать инструментом и развитие этой культуры, и продвижение умений использовать эти технологии вне зависимости, чем ты занимаешься.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

В приличном университете сегодня немыслима подготовка (специалистов) без цифровых модулей.

Без науки нормальной подготовки кадров не будет.


До конца года мы разработаем новый стандарт преподавателя высшей школы.

О прикладном бакалавриате: если отрасль (IT) поддержит, почему бы на это не пойти?
источник
Научно-образовательная политика
Оксана Тарасенко, заместитель министра экономического развития РФ, круглый стол «Искусственный интеллект»:

Федпроект «ИИ» уникальный - про кадры, науку, образование и исследования. Там есть все прогрессивные связки, которые позволят ИИ в стране консолидироваться и продвинуть Россию на международной арене.

ИИ должен внедряться в соответствии с нацстратегией
.

Показатели отраслевой трансформации по данным ПАО «Сбер»:
- Сейчас в мире 25% крупных компаний проинвестировали в ИИ;
- Еще 20% планирует такие инвестиции.

Массово вводятся должности региональных аналогов двойников федеральных замминистров по ИИ.

Требования к специалистам в сфере ИИ:
- Специалисты по разработке алгоритмов фундаментальных технологий ИИ (драйверы - ведущие научно-образовательные центры);
- Специалисты в области инжиниринга и систем ИИ (здесь больше роль играет Иннополис как интегратор подготовки специалистов среди вузов)
.

Мировые фронтиры в сфере ИИ:
Быстро развивающиеся технологии:
- Вычисление на конечных устройствах;
- Распознавание образов мультимедиа-данных;
- Обучение с подкреплением для самообучающийся роботов.

Зарождающиеся тренды:
- Нейроморфные вычисления и генеративно-состязательные сети;
- Системы дополнительного интеллекта.

Основные компетенции в области ИИ в России сформированы МГУ - будет презентация в правительстве по направлениям:
- Психокогнитивные исследования и нейробиология;
- Машинное зрение и компьютерная графика;
- NLP, новые подходы NL;
- Предикативная аналитика;
- Распознавание текстов;
- ИИ в физике и химии;
- Разработка лекарств;
- Отраслевые приложения ИИ (точное земледелие, нефтегазовый инжиниринг и др.).

Есть определенные требования к профстандартам, поэтому есть потребность альянса Минобрнауки и Минэкономразвития для построения правильных траекторий обучения, а соответственно необходима также оценка качества образования.

На науку мы будем тратить достаточно!
источник
Научно-образовательная политика
Виктор Садовничий, ректор МГУ:

Уже с 1 сентября мы будем активно готовить цифровых специалистов для нашей страны.
Кроме этого, МГУ выдвинул идею "долины" - я бы хотел послушать Иннополис, потому что мы близки друг-другу.

Мы должны думать о том, чтобы молодые талантливве ребята оставались работать у нас. Я выступаю за то, чтобы в аспирантуре мы оставались самой сильной державой мира.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

В приличном университете сегодня немыслима подготовка (специалистов) без цифровых модулей.

Без науки нормальной подготовки кадров не будет.

До конца года мы разработаем новый стандарт преподавателя высшей школы.

О прикладном бакалавриате: если отрасль (IT) поддержит, почему бы на это не пойти?

Есть предложение выбрать 20-30 университетов, где слабо идет подготовка кадров для ЦЭ и помочь им. Повышать там уровень преподавания, где то наказывать, если разгильдяйство.
источник
Научно-образовательная политика
Искандер Бариев, проректор-начальник управления по проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис, круглый стол «Искусственный интеллект»:

Консорциум вузов: в планах объединить и бюджетные, и частные вузы в рамках консорциума. ИИ - сквозная технология, которая должна быть представлена во всех отраслях экономики.

На базе университета Иннополис создан опорный образовательный центр «Кадры для цифровой экономики» (ООП) и единый методологический центр.

Проблематика отсутствия или недостатка квалифицированных кадров для цифровой экономики выявила потребность в специалистах в области базовых технологий, обучения и внедрения ИИ, который пронзает все приоритетные отрасли.

10 приоритетных отраслей ООП:
- Обрабатывающая промышленность;
- Энергетическая инфраструктура;
- Здравоохранение;
- Образование;
- Добывающая промышленность;
- Транспортная инфраструктура;
- Строительство;
- Сельское хозяйство;
- Городское хозяйство;
- Финансовые услуги.

Приоритетные отрасли единого методологического центра:
- Информационные технологии;
- Информационная безопасность;
- Системы связи.

Рабочие группы должны определить приоритетные специальности, которые необходимо «перезапустить» с точки зрения ИТ-технологий. Необходимо переосмыслить подготовку ИТ-специалистов.

Работа, с одной стороны предполагает, что ведущие компании будут делать заказ «на специалистов», с другой стороны в каждой отрасли есть ведущие вузы, с которыми станут разрабатываться приоритетные отрасли
.

Также требуется тесная работа с ФОИВами, чтобы лучшие практики были рекомендованы к тиражированию.

Большинство ИТ-компаний сегодня плохо представлены, с точки зрения образования, кроме 1С. Одно из направлений развития - внедрение продуктов российских компаний в учебные практики.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер правительства РФ:

Первое поручение "цифровым" проректорам вузов - получить достоверные данные, кто из обученных студентов-выпускников пошел не по специальности? Очень странно, если (к примеру) вуз выпускает экономистов, а они устраиваются (работать) не экономистами.
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Рахтеенко, генеральный директор компании Custis, технологическая платформа управления образованием MODEUS, специально для НОП:

«В каждом российском вузе должен появиться проректор-CDTO, по аналогии с CDTO министерств.

Такое поручение было дано вице-премьером сегодня, оно назрело, но выполнить его не «для галочки» даже вузам среднего эшелона будет чрезвычайно сложно.

«Цифровой» проректор обязан работать в партнерстве с ключевыми стейкхолдерами университетов, ректором, с проректором по образованию, с проректором по науке. Он должен понимать их цели, чаяния, которые развертываются в горизонте 5-7 лет вперед. То есть он должен понимать, какая у вуза стратегия, куда он движется, что именно он меняет и цифровизирует. Он должен быть способен организовать эти вполне себе бизнес-запросы на современном цифровом материале: платформа, EdTech или внутренняя автоматизация, это уже не важно. То есть фактически он должен переводить мягкие и не до конца оформленные стратегические и тактические потребности стейкхолдеров университета в цифру и в ИТ-реализацию.

Такие люди существуют в небольшом количестве в бизнес-сообществе, в бизнес-индустрии, в развитых цифровых компаниях, например, банках и ритейле, где эта компетенция последовательно развивается последние 15 лет, потому что это реальные цифровые компании.

Но я себе слабо представляю, что готовые CDTO существуют в вузе, потому что современный вуз все-таки не корпорация. Он нестабилен в подходах, в нем проблема управления изменениями стоит очень остро.

Люди из зрелых организаций могут пойти в организации предыдущего уровня зрелости только за альтруистическую идею спасения ценностей высшего порядка. Потому что даже большими деньгами их купить практически невозможно».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Подготовкой преподавателей и специалистов из традиционной экономики и соцсферы для цифровой экономики займётся
Университет Иннополис

Сегодня университет был официально объявлен опорным образовательным и единым центром, который будет:
 
- формировать цифровые компетенции у специалистов из отраслей:
образование, здравоохранение, добывающая промышленность, с/х, энергетика, транспорт, городское хозяйство, финансы, строительство

- единым учебно-методологическим центром -
подготовка ИТ-кадров

Также на площадке университета создадут консорциум, который объединит ВУЗы и ссузы страны для создания актуальных образовательных программ.

Инициатор этой темы и главный ее двигатель - вице-премьер Правительства Татарстан Р.А. Шайхутдинов.
источник
2021 March 07
Научно-образовательная политика
Коллеги, Виктор Садовничий вчера в режиме ВКС (хотя был заявлен в Иннополис с "живым" участием) не "выдвинул идею "долины, вероятно по аналогии и во взаимодействии с Иннополисом", а напомнил, что в МГУ уже идет строительство "долины" - инновационного научно-технологического центра "Воробьевы горы".

Ещё рано говорить, можно ли проводить аналогию "долины МГУ" с Иннополисом - в МГУ есть риск повторения "болезней" Сколково. При всём уважении к коллегам, объём господдержки в Сколково (и МГУ) несоизмеримо больше, чем участие частного капитала. Такая модель не только делает "долину" сильно внешне зависимой, но и теряется баланс: без заметного участия капитала из индустрий "длинная" мотивация резидентов на порядок ниже.

Несколько лет назад экосистема "Сколково" выглядела гораздо фундаментальнее, чем Иннополис.
Сегодня ситуация совсем иная - бизнес активно включён.

Более того, в рамках вчерашнего совещания формализована роль Иннополиса как агрегатора лучших вузовских цифровых практик.

https://t.me/Nauka_xlam/909
источник