Научная политика: управленческие трансформации
Опубликован Указ Президента «О мерах по повышению эффективности реализации государственной научно-технической политики».
Система администрирования и руководства научной политикой претерпит весьма значимые изменения.
Основная метаидея – выделение двух ключевых коллегиальных органов, ответственных за научный прогресс: Совета по науке и образованию и правительственная Комиссия по научно-технологическому развитию РФ (КНТР). Указ Президента проводит достаточно четкое разделение функционала между ними. При этом Совет ориентирован больше на стратегические параметры, а Комиссия – на управленческую машинерию высокого уровня.
Совет получает функционал (а с ним и обязанность) по определению стратегических целей, задач и приоритетов научно-технологического развития, а также по принятию решений о разработке и реализации Правительством важнейших инновационных проектов государственного значения (ВИП).
Значительное место в Указе занимает Комиссия по научно-технологическому развитию – своеобразный ГКНТ 2.0.
Состав КНТР утверждается Президентом по представлению премьера. По должности в Комиссию входят представитель аппарата Совета Безопасности, а также представители в ранге министра или заместителя следующих ФОИВ: Минобрнауки, Минфин, Минпромторг, Минздрав, Минсельхоз, Минцифра.
Основной функционал Комиссии – координация. Также в полномочия входит и участие в планирование бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения. Помимо площадки высокого уровня для выработки решений, КНТР также обладает полномочиями по внесению необходимых предложений, которые затем обретут статус обязательных к выполнению. Более того, в функционале Комиссии отдельно закреплено, что она «дает поручения ФОИВам и организациям, участвующим в реализации важнейших инновационных проектов государственного значения».
Окончательно упорядочен список и иерархия форм реализации Стратегии научно-технологического развития (для чего, в том числе, вносятся поправки в текст документа).
Теперь действует иерархия из трех видов программ и проектов, направленных на реализацию СНТР:
1. «Важнейшие инновационные проекты государственного значения» - будут направлены на обеспечение безопасности, высокой эффективности экономики и повышением качества жизни.
2. Федеральные научно-технические программы.
3. Комплексные научно-технические программы и проекты полного инновационного цикла (КНТПП ПИЦ).
ВИП ГЗ и ФНТП утверждаются Правительством по согласованию с Советом по науке и образованию. КНТПП – остаются сферой деятельности советов по приоритетам.
Также создается консультативная группа по научно-технологическому развитию (КГ). Ее задача – экспертно-аналитическое обеспечение разработки ВИП ГЗ и оценка предложение о разработке ФНТП. Обеспечение деятельности КГ возложено на Управление по научно-образовательной политики Администрации Президента.
Произведена серьезная перезагрузка функционирования советов по приоритетным направлениям НТР. Теперь координацией их деятельности займется именно Комиссия по НТР. Напомним, что ранее система была иной – в их главе стоял Координационный совет (под председательством президента РАН), который сам по себе являлся тематическим «подразделением» Совета по науке и образованию.
В течение месяца Правительство должно образовать аппарат Комиссии, принять Положение о ней и представить предложения по персональному составу. По результату станем многое понятно в соотношении научно-политических сил.
Основные выводы
На новом уровне выстроен баланс между двумя акторами научной политики: Администрацией Президента и Правительством. Первая усилена Консультативной группой, второе – собственной Комиссией с надведомственными полномочиями.
Система управления наукой стала более логичной и стройной. Отдельно отметим окончательную системную интеграцию РАН в более широкие рамки научной политики. Ожидаем, что в Комиссии по НТР президент Академии Александр Сергеев займет один из самых высоких постов.
Текст Указа.