Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 March 09
Научно-образовательная политика
Коллеги, Дмитрий Чернышенко в качестве поручения правительства РФ в Иннополисе говорил о необходимости появления проректоров по цифре ("цифровой спецназ") во всех российских государственных вузах, а не только подведомственных Минобрнауки РФ.

Для этого в Иннополисе и собрали ректоров вузов разной подведомственности, а также замминистров из Минцифры, Минобрнауки, Минпросвещения, Минэкономразвития и т.д.

https://t.me/rectorsofrussia/922
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

При наличии широкой линейки мер государственной поддержки молодых учёных чёткое и единообразное определение понятия "молодой учёный" отсутствует... что создаёт трудности в правоприменении, сужает круг получателей государственной поддержки...

Предлагается установить, что молодым учёным является профессионально занимающийся наукой и (или) научно-технической деятельностью гражданин в возрасте до 35 лет включительно
.
источник
Научно-образовательная политика
Инициатива Валерия Фалькова, согласованная с Андреем Фурсенко, лично для вас, это, скорее (один вариант ответа):
Анонимный опрос
9%
Мера поддержки,, которая реально сработает. Верное и своевременное предложение АП и Минобрнауки
14%
Давно пора,хорошо что в Минобре слушают молодёжь. Это и синхрон с законом о молодёжной политике
9%
Отличный пример командной работы АП и правительства РФ,где победителями будут молодые учёные
47%
Мне 36, и я - молодой учёный, которому грустно что планка возраста до 35 лет.
20%
У Андрея Александровича всё схвачено
Проголосовало: 276
источник
Научно-образовательная политика
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ - инициатива «Повод для гордости. Массовая основа инновационной системы»:

Идея этого проекта очень простая - сделать в образовательной политике поворот от поддержки только лидеров (неважно 30 или 100) к созданию возможностей для роста качества образования и исследований в каждом вузе. Только тогда можно будет создать в подлинном смысле национальную инновационную систему с точками роста по всей стране. Эту идею активно поддержали и Дмитрий Николаевич Чернышенко, и Валерий Николаевич Фальков. И в рабочей группе очень активно работают ректоры региональных университетов. Особенно хочу поблагодарить ректоров Калужского, Псковского, Тамбовского университетов за их участие и идеи.

Мы видим следующие возможности гордиться собой для каждого вуза:

Первое - кадровая программа для каждого вуза: целевые аспиранты, целевые постдоки, система коротких стажировок в ведущих вузах, с обязательным условием возвращения в свой родной вуз.

Второе - открытый для каждого университета единый цифровой маркетплейс с бесплатным цифровым контентом и сервисами: MOOK, конференц-курсами, виртуальными лабораториями. И пользование ресурсами этого маркетплейса должно быть приравнено к использованию собственных ресурсов. Так вуз сможет освобождать время на исследования и методическую работу для своих преподавателей, которые сейчас перегружены чисто аудиторной нагрузкой.

Третье - это поддержка совместных инновационных проектов регионального вуза и регионального бизнеса (проект «‎218-регионы») по модели 218-ПП, но с большей долей бюджетных средств 2к1. И совместных программ ДПО.

Четвертое - сетевые лаборатории и программы, в том числе с ведущими вузами. К 2030 году надо бы выйти на 500-700 совместных лабораторий.

Последний элемент - это финансовый стимул для каждого вуза повышать качество образовательных программ и исследований, выявлять и развивать точки превосходства в каждом вузе. Мы предлагаем это сделать по укрупненным направлениям‎, а не по всему вузу в целом. Либо грант, либо повышенный норматив.

И как эффект вузы ¾ регионов удерживает более 50% и более выпускников школ с ЕГЭ 70+. Каждый второй вуз России имеет не меньше 20% студентов из других регионов и иностранных студентов.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Мировой океан против рака

Ученые Дальневосточного федерального университета вместе с российскими и немецкими коллегами продолжают цикл исследований противоопухолевых соединений, синтезированных на основе биологически активных молекул из морской губки Fascaplysinopsis reticulata.

Исследование Мирового океана и поиск инновационных и перспективных методов борьбы с заболеваниями является одним из приоритетных для ДВФУ научных направлений.

В статье, опубликованной в Marine Drugs, исследователи рассказали об активности одного из этих перспективных веществ против клеток рака, устойчивых к стандартной химиотерапии, а также объяснили особенности его механизма действия. Ученые испытали биологическое действие алкалоида 3,10-дибромфаскаплизин на различных клетках рака простаты, в том числе устойчивых к химиотерапии стандартным препаратом. Это соединение впервые было выделено из морской губки Fascaplysinopsis reticulata и впоследствии химически синтезировано сотрудниками ДВФУ. Под действием вещества опухолевые клетки погибали по программируемому механизму. Это процесс называется апоптозом и считается наиболее благоприятным сценарием действия противоопухолевых лекарственных соединений.

«Интересно, что испытанное соединение, способствуя гибели раковых клеток, в том числе устойчивых к стандартной химиотерапии, одновременно активирует в них фермент, который опухолевые клетки защищает. В принципе, это нельзя оценивать в категориях «хорошо» или «плохо». Это просто механизм действия, понимая который, 3, 10-дибромфаскаплизин нужно применять вместе с молекулами, подавляющими активность этих ферментов», — рассказал НОП сотрудник лаборатории биологически активных веществ Школы естественных наук ДВФУ, старший научный сотрудник лаборатории фармакологии Национального научного центра морской биологии Дальневосточного отделения Российской академии наук Сергей Дышловой.

Ученый рассказал, что помимо самостоятельной противоопухолевой активности, синтезированное соединение в сочетании с уже известными химиотерапевтическими препаратами усиливает их действие.

На следующем этапе планируется проверить действие 3,10–дибромфаскаплизина на неопухолевых клетках. Работы в этом направлении ведутся и уже поддержаны Российским фондом фундаментальных исследований, ученые планируют опубликовать результаты в течение 2021 года.

«Фаскаплизины достаточно токсичны для здоровых клеток. В нашей лаборатории мы пытаемся так модифицировать структуру этих соединений, чтобы уменьшить их цитотоксическое воздействие на обычные клетки, сохранив при этом необходимый противоопухолевый эффект. Цель — создать вещество для таргетированной терапии, с минимумом побочных эффектов для здоровых клеток организма», — отметил в беседе с НОП заведующий кафедрой органической химии Школы естественных наук ДВФУ Максим Жидков.

По словам ученых, о создании лекарства можно говорить на горизонте 10-15 лет, учитывая необходимость длительных предварительных и клинических испытаний.

В исследовании приняли участие специалисты ДВФУ, Национального научного центра морской биологии, Мартини Клиник, Университетской клиники Гамбург-Эппендорф (Германия), НИИ биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича, Института Молекулярной Биологии им. В.А. Энгельгардта РАН.

Разработка инновационных и перспективных методов борьбы с заболеваниями является одним из приоритетных научных направлений для Дальневосточного федерального университета. Особое внимание уделяется исследованию современных методов диагностики и лечения рака и других трудноизлечимых болезней на молекулярном и генетическом уровнях. Работа ведется на собственной научной базе университета и в сотрудничестве с крупнейшими научно-исследовательскими центрами мира.

Источником новых потенциальных лекарственных соединений инновационных соединений является Мировой океан, изучение которого — одно из приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности ДВФУ, развиваемое в тесном сотрудничестве с Российской академией наук, отечественными и зарубежными партнерами.
источник
Научно-образовательная политика
МАДИ: стратегические ориентиры

В МАДИ завершила работу масштабная стратегическая сессия по разработке программы развития на период до 2030 года.

По результатам стратегической сессии были сформированы ключевые векторы стратегии университета на ближайшие 10 лет. Они направлены на усиление позиций МАДИ в российском и международном научно-образовательном пространстве, цифровизацию вуза и вхождение в опорные национальные проекты и федеральные программы.

Андрей Келлер, врио ректора МАДИ специально для НОП:

Для чего мы все задумали и провели стратегическую сессию? Причин несколько.

Во-первых, для того, чтобы выявить и аккумулировать вокруг решения стратегически важных для университета задач кадровые ресурсы. Вне зависимости от должности, звания, статуса вузу очень нужны люди инициативные, думающие, готовые разрабатывать нестандартные решения, отстаивать свою точку зрения и, в конечном итоге, нести ответственность за нее.

Управленческая практика показывает, что на стратегических сессиях подобные люди загораются как «звёздочки». Они начинают верить в свои силы и показывать лучшие результаты. Поэтому, повторюсь, поиск  кадровых ресурсов - это одна из ключевых задач, которую мы решали и, как мне сейчас видится, добились успеха.

Но не менее важны и другие задачи. Я не буду повторять известную истину о том, что технические университеты сегодня находятся в уникальной ситуации. Это время глобальной смены парадигм в науке и технике на всех уровнях, слом устоявшихся технологий и норм. Он виден невооружённым глазом в автомобильно-дорожной сфере.

В этих условиях университет должен, следуя известной мудрости Льюиса Кэрролла, не просто бежать - он должен бежать в два раза быстрее. Только в этих условиях наши выпускники будут подготовлены к работе в условиях новой технической реальности, а разработки университета возглавят инновационную перестройку технологий.

Отсюда следует, что важно чётко понимать, чему и как мы будем учить студентов через год, два, пять, десять, пятнадцать лет. И это решение, что немаловажно, невозможно навязать «сверху».

Сам коллектив университета в процессе дискуссий и споров должен выработать новую парадигму, новую стратегию своего развития и преподавания. Тогда она будет жизнеспособна, понятна преподавателям и студентам и принята ими. Именно этим мы и занимались на стратегической сессии.

Подробнее: http://www.madi.ru/5304-madi-opredelil-vektory-razvitiya-na-blizhayshie-10-let.html
источник
Научно-образовательная политика
Просветительские поправки – содержание

Госдума во втором чтении приняла законопроект о внесении изменений в федеральный закон «Об образовании», касающихся просветительской деятельности. Напомним, эта законодательная инициатива вызвала неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе.

Традиционно второе чтение является ключевым – именно на нем вносятся сутевые поправки относительного того текста, который был изначально внесен в Госдуму и принят в первом чтении.

Просветительская деятельность
Из того, что сохранилось неизменным – вводится определение «просветительской деятельности» с акцентом на то, что она осуществляется вне рамок образовательных программ.

Отдельной статьей 12-2 теперь определены требования к подобной деятельности. Просветительскую деятельность «осуществляют» органы государственной власти и местного самоуправления и уполномоченные ими организации. «Вправе осуществлять» ее – физические и юридические лица, а также ИП.

Сохранен пункт о недопустимости разжигания, который является одним из фундаментальных.

Порядок, условия и формы осуществления «просветительской деятельности», а также порядок контроля над ней устанавливаются Правительством.

Международная деятельность
Заключения на договоры университеты будут получать у своего учредителя. Напрямую в Минобрнауки или Минпросвещения будут получать те организации, которые не являются федеральными государственными в ведении федеральных государственных органов.

Здесь изменений для основной массы университетов нет – они в любом случае являются подведами Минобрнауки.

Порядок подготовки и получения указанных заключений утверждается Правительством Российской Федерации. Следовательно, многое будет зависеть именно от того, как будет прописана механика их получения. Предполагается, что она будет необременительной ни для университетов, ни для Минобрнауки.

Университеты и все остальные образовательные организации будут заключать договоры от своего лица.

В законопроект введен третий смысловой блок, которого не было ранее. Поправки вводят понятие «научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности» касаемо основных общеобразовательных программ (т.е. это касается школ). Перечень организаций, которые реализуют данное обеспечение (в том числе, их отбор) отнесены к ведению Минпросвещения.

Поправки вступят в силу с 1 июня 2021 года. Организации до 1 сентября 2022 года должны будут получить заключения на свои международные договоры – но лишь на те, срок действия которых истекает после указанной даты (01.09.2022).

Все документы по законопроекту: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1057895-7
источник
Научно-образовательная политика
Просветительские поправки – смысл и значение

Основные мотивы внесения изменений в ФЗ «Об образовании» сохранились и после второго чтения. Это, в первую очередь, введение понятия «просветительской деятельности», без которого ее нельзя ни контролировать, ни поддерживать. Также не менее важна четкая правовая фиксация, что подобная деятельность не может вестись в «экстремистском» ключе.

Государство однозначно становится главным просветителем – и это хорошая новость. Поскольку теперь полностью открыты двери для целевого бюджетного финансирования просветительских проектов и мероприятий.

Получение заключений на международные договоры (напомним, обучение иностранных студентов сюда не входит) разведено по учредителям образовательных организаций. Еще раз подчеркнем – важнее всего именно механизм, который утвердит Правительство. И напомним, сейчас большинство ректоров прекрасно понимает, какие договора можно заключать, а какие отношения лучше оставить в формате общих и ни к чему не обязывающих соглашений о намерениях. Тем более, что очевидно – подавляющее большинство сутевых договоров все равно получат одобрение, причем оперативно.

Новый третий блок по научному и методическому обеспечению школьного образования – это еще один шаг на пути к формированию единого образовательного пространства с единым гарантируемым уровнем качества подготовки. Здесь же есть потенциал для расширения сферы влияния Российской академии образования.

Вместе с тем поправки к законопроекту не сняли главных опасений представителей научно-образовательного сообщества. Во-первых, критики подчеркивают, что законопроект носит запретительный характер, не внося ничего существенно нового. В частности, запрет «на разжигание» уже содержится в нормативных актах по противодействию экстремизму. Дублирование его в законе «Об образовании» многим видится излишним. Также не меньше волнений вызывает возможное расширительное толкование понятия «просветительская деятельность».

Второе направление критики – это необходимость «согласования» заключаемых международных договоров. Многие представители университетского и научного сообщества высказывали опасения, что это привете к полному параличу всей международной деятельности университета.

Впрочем, стоит напомнить и сторонникам изменений, и их противникам – федеральный закон «Об образовании» имеет рамочный характер. Конкретика прописывается в нормативных правовых актах Правительства и профильного министерства. Следовательно, именно они будут вызывать повышенный интерес. И только после официального обнародования этих документов станет возможно делать системные выводы.
источник
Научно-образовательная политика
«Сверка часов»: экология и климат

Сегодня президент Владимир Путин провёл рабочую встречу с Министром науки и высшего образования Валерием Фальковым. Основной темой стал Год науки и технологий.

Глава Минобрнауки еще раз подчеркнул, что мероприятия Года формируются через призму национальных целей и нацпроектов. Валерий Фальков еще раз напомнил о том, что предполагается проведение тематических месяцев.

Министр науки и высшего образования шел к главе государства не только с отчетом, но и с важным предложением – законодательно закрепить понятие и правой статус «молодого ученого» как совокупности прав, обязанностей, а также гарантий.

Владимир Путин особенно внимательно отнесся к теме экологии и климата. Это лишний раз повышает важность будущей Федеральной научно-технической программы по экологии и климатическим изменениям. Курирует ее помощник Президента Андрей Фурсенко. Эта сфера в фокусе его пристального внимания, в том числе – на перспективу.

Здесь есть два интересных политических наблюдения. Первое – экологические (климатические) требования могут стать очень значимым фактором взаимодействия элитных групп, поскольку все они тесно связаны с крупными компаниями или даже целыми отраслями.

Второе – это явно пересечение проблематики между сферами научно-образовательной и собственно эколого-климатической, а значит, здесь же будет важную роль играть советник Президента по климату. Этот пост сейчас занимает Руслан Эдельгериев.

Важна повестка экологии и климата и для международного взаимодействия – как и в области науки с образованием по данным вопросам можно получить хорошо действующие (пусть и не всегда полностью формальные) каналы взаимодействия с другими странами. А неформально поговорить России есть о чем со многими странами мира.

В общении президента Владимира Путина и министра Валерия Фалькова четко прозвучал еще один флагманский проект – создание сети карбоновых полигонов. Глава Минобрнауки очень четко подчеркнул системную идею – это вопрос не только науки или бизнеса, но и национального суверенитета и безопасности. Россия должна иметь свою систему учета эмиссии парниковых газов, чтобы этот вопрос не получил превратного толкования от наших зарубежных коллег в угоду их политическим настроениям.

Карбоновые полигоны создаются на двух типах территорий. Первый – геостратегические (Калининградская и Сахалинская области, Чечня, Краснодарский край). Второй – ключевые научно-технологические кластеры: Новосибирская, Свердловская и Тюменская области. Восьмой полигон будет создан в Казани. Об этом на днях сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Валерий Фальков на конкретном примере продемонстрировал свое умение оперировать системными характеристиками – в рамках карбоновых полигонов сплетаются интересы и компетенции науки и образования, а также бизнеса и регионов. Это и площадка для привлечения молодежи в сектор исследований и разработок, и отличный имиджевый проект – экология сейчас в моде, особенно у молодых людей.

Даже публичная часть встречи президента и министра показала, что Валерий Фальков отлично ориентируется в новой прорывной парадигме. Общение с главой государство показало, что Минобрнауки и его глава действуют в тесном сопряжении с Администрацией Президента и Правительством.

Разговор Владимира Путина и Валерия Фалькова был по существу, про конкретику, про тесную и неразрывную связь научно-образовательного сектора с экономикой и инновациями. Собеседники вполне могли хотя бы на камеры просто обсудить важность и нужность Года науки и технологий. Однако, смысл встречи был не в этом – а в серьезной и системной работе. Это не было смотром достижений или, тем более, отчетом о совершенных ошибках, а рабочая «сверка часов». А следовательно, впереди еще много таких встреч.

Стенограмма: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65110
источник
Научно-образовательная политика
«Кудринка»

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин рассказал, что в России появится «Университет свободных искусств и наук». Это будет первое полностью самостоятельное учебное заведение, которое станет работать исключительно по модели Liberal Arts.

Вуз создается не «в чистом поле», а путем отделения Факультета свободных искусств и наук СПбГУ в одноименный университет. Скорее всего, как государственное автономное образовательное учреждение. В свободное плавание «Кудринка» уходит не с пустыми руками, а с текущим объемом ставок и финансирования госзадания.

Цель, как ее обрисовал Алексей Кудрин, это распространение модели Liberal Arts, причем с особым акцентом на индивидуальные образовательные траектории, работу в малых группах, постоянный контакт преподавателя и студента.

Все особенности «Кудринки» по частям уже реализованы в России. В частности, по модели «свободных искусств и наук» работают факультет Liberal Arts Института общественных наук РАНХиГС и Школа перспективных исследований (SAS) Тюменского госуниверситета. Это примеры именно государственных вузов, реализующих подобный формат.

В негосударственном секторе примерно подобным образом работает Европейский университет в Санкт-Петербурге.

Важной новацией «Кудринки» станет форсированная междисциплинарность – то есть модель Liberal Arts воспринимается в своем фундаментальном значении синергии гуманитарных, общественных, естественных и точных наук.

У Алексея Кудрина есть явное воодушевление по поводу «Университета свободных искусств и наук», которое он бы хотел все же брендировать как «Смольный». Впрочем, будем откровенны, «Кудринка» звучит не хуже.

Особенностью нового университета станут полностью индивидуализированные образовательные траектории. «У нас индивидуальные треки обучения, они не совпадает ни с одной специальностью в классическом университете», - подчеркнул Алексей Кудрин.

На этом вопросе стоит остановиться поподробнее. Конечно, аппаратный вес и авторитет Кудрина велики, но от всех формальных требований новый университет это не освободит. То есть, все равно будут сформулированы какие-то образовательные программы, соответствующие ФГОСам и отвечающие их требованиям. Ведь что-то в итоге вписать в диплом выпускнику придется. Предполагаем, что это не будут полностью индивидуальные образовательные траектории – скорее все же модульная система major’ов и minor’ов.

Впрочем, в реальности все будет зависеть исключительно от настойчивости самого Алексея Кудрина. В принципе, он сможет «продавить» право и на самостоятельные стандарты, и на присуждение собственных ученых степеней.

Интересно, что изначально «Кудринка» планируется в формате двух дипломов. Второй – от Бард колледжа из США.

Политические измерения
Алексей Кудрин еще более активно включается в научно-образовательную политику. В его «обойме» Европейский университет, очень серьезные позиции в Северном (Арктическом) федеральном университете и неформальный статус «отца нацпроектов». В том, что именно  НОЦ «Российская Арктика» на базе САФУ получил статус мирового уровня, опередив крайне интересный и мощный межрегиональный НОЦ «Север» с точкой сборки в СВФУ (Якутия), немалая заслуга председателя его попечительского совета – то есть, самого Алексея Кудрина.

Создание «Кудринки» не приведет к каким-либо серьезным последствиям для баланса сил в научно-образовательной политике – университет будет маленьким, нишевым и, очевидно, элитарным. Финансами его не обидят, но и прямо говорить о том, что в таких условиях возможно тиражирование опыта, не приходится. Скорее это будет вещь в себе по аналогии с Европейским университетом, РЭШ, Шанинкой или Сколтехом.

Однако, Алексей Кудрин явно готов собрать максимум влияния в сфере Liberal Arts. Именно он становится послом этого формата высшего образования.

«Кудринка» – это показатель консолидации позиций либералов (как в экономике, так и в образовании).

Отдельный важный сюжет – двойной диплом с Бард-колледжем. Это подтверждает, что Алексей Кудрин является одним из ключевых переговорщиков с США от России.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Технологии информационного общества

На базе МТУСИ состоялась XV международная научно-техническая конференция «Технологии информационного общества».

Среди основных направлений Конференции в этом году: цифровое телерадиовещание и аудиовидеоинформатика, системы мобильной связи и радиодоступа, спутниковой связи и вещания, инфокоммуникационные технологии и защита информации.

Конференции организована МТУСИ при поддержке Института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) и издательского дома «Медиа Паблишер».

Детальное обсуждение вопросов, обозначенных экспертами на Пленарном заседании, продолжилось на 16 тематических секциях в течение двух дней.

Всего в работе конференции приняли участие представители более 80-ти отраслевых организаций России и зарубежья.

С каждым годом интерес специалистов к научно-отраслевой конференции возрастает все больше: увеличивается количество участников, расширяется география и повышается уровень работ, представляемых на конференции.

По результатам конференции разработаны рекомендации по совершенствованию путей развития научных исследований и образовательного процесса в вузах.

Сергей Ерохин, ректор МТУСИ специально для НОП:
«История нашей научно-технической конференции началась в 2007 году. Ежегодно мы собираем ведущих ученых и отраслевых экспертов на одной площадке, чтобы поделиться своими разработками.

В этом году в конференции заявлено более 200 докладов представителей 18-ти городов России и восьми иностранных государств. Будут представлены результаты исследований в области систем мобильной связи и радиодоступа, цифровой экономики и интеллектуальных систем.

Тематика особенно популярна в условиях развития цифровизации и внедрения систем искусственного интеллекта.

Перечень вопросов повестки представляет собой закономерное логическое продолжение реализации Стратегии научно-технологического развития».
источник
2021 March 10
Научно-образовательная политика
Компетенции для «Учителя будущего. Студенты»

В Нижнем Новгороде 9 марта стартовал полуфинал профессионального конкурса «Учитель будущего. Студенты», входящего в президентскую платформу «Россия – страна возможностей». 100 студентов из разных университетов Приволжского федерального округа, проходят задания, ориентированные не только на профессиональные компетенции – это не экзамен по методикам преподавания. Кроме это участников конкурса ждет комплексная оценка психолого-педагогических компетенций и надпрофессиональных навыков – важных компетенций учителя будущего. По результатам заданий будет сформирован индивидуальный рейтинг каждого участника.

«Наша основная задача – дать шанс активной, талантливой молодежи проявить себя, открыть новые пути для профессионального развития. Уверен, конкурсные испытания будут интересными и полезными для вашей будущей педагогической деятельности. Желаю вам получить удовольствие от участия в конкурсе, удачи», – обратился к конкурсантам руководитель проекта «Учитель будущего. Студенты» АНО «Россия – страна возможностей», - обратился к конкурсантам руководитель проекта «Учитель будущего. Студенты» АНО «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев.

В финал пройдут победители, а лучшие участники смогут пройти образовательные стажировки в лучших детских центрах страны «Артеке», «Океане», «Орлёнке», «Смене», а также в образовательном центре «Сириус».

Напомним, конкурс «Учитель будущего. Студенты» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование», проводится при поддержке Министерства просвещения РФ. Оргкомитет возглавляет заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Успехи есть – покой нам только снится

Министерство науки и высшего образования отчиталось за 2020 год о своих успехах по ключевым направлениям работы.

Основные мероприятия и векторы деятельности по госпрограмме «Научно-технологическое развитие» и нацпроекту «Наука» содержатся в Отчете о реализации основных мероприятий публичной декларации целей и задач. В нем можно посмотреть краткую, но содержательную информацию по каждому содержательному блоку – будь то мегасайенс или НОЦ.

В разрезе нацпроектной конкретики – целей, мероприятий и показателей – представлена информация в Сведениях о реализации плана-графика мероприятий Минобрнауки по реализации документов стратегического планирования на 2019-2024 гг. за 2020 год.

Связным текстом отчетная информация с содержательными комментариями изложена в Информации о реализации в 2020 году Плана деятельности Минобрнауки на период с 2019 по 2024 годы.

Основной вывод – Минобрнауки достойно справилось с многофакторными кризисами 2020 года, основные показатели выполнены. Впереди «перезагрузка» госпрограммы «Научно-технологическое развитие», продолжение реализации нацпроекта второго поколения «Наука и университеты» и воплощение в жизнь Года науки и технологий.
источник
Научно-образовательная политика
«Фотоническая» стратегия

Центр компетенций НТИ по сквозной технологии «Фотоника» на базе Пермского государственного университета провёл стратегическую сессию, посвященная развитию деятельности Консорциума вузов, научных организаций и производственных компаний «Фотоника».

В мероприятии участвовали более 100 представителей российских промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, работающих в направлении «Фотоника» и смежных отраслях.

Это исследовательское направление уже не первый год является одним из самых «горячих». На этом примере хорошо видно, как подобные профильные центры - будь то компетенций НТИ, НОЦ или научные центры мирового уровня - становятся и точками прорыва, и узлами единой научно-технологической сети России. В частности, благодаря перекрестному членству университетов, научных институтов и промышленных партнеров формируются пространства сопряжения компетенций и векторов прорывного развития. Например, активным участником работы и центра компетенций НТИ, и Консорциума является Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарева. И он же выступает в качестве одного из ключевых участников НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего». Этот центр создан с базой в Самарской области пятью регионами, в том числе Республикой Мордовия.

В ходе работы стратегической сессии были определены и согласованы направления развития консорциума в 2021-2024 гг. Сделан важный шаг в укреплении кооперационных связей между организациями - участниками консорциума. Итоговым результатом работы сессии стал сформированный комплект научно-технологических, образовательных и организационных проектов, которые предстоит реализовать в рамках деятельности Консорциума и Центра компетенций НТИ «Фотоника».

Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева на сессии представляли: директор Института физики и химии К.Н. Нищев, сотрудники НОЦ «Высокочистые материалы и элементы волоконной оптики и лазерной техники» С.Н. Ушаков и А.А. Пыненков.

Сергей Вдовин, ректор МГУ им. Н.П.Огарева специально для НОП:

«Для Национального исследовательского Мордовского государственного университета участие в Консорциуме «Фотоника» имеет принципиальное значение, поскольку наш вуз располагает достаточно серьезными компетенциями в ключевых направлениях фотоники – оптическом материаловедении и лазерной физики.

Несомненно, что проведение этой стратегической сессии послужит хорошим импульсом для развития взаимодействия вузов, научных организаций и промышленных предприятий – участников Консорциума.

Проведение этого мероприятия особенно актуально сейчас, когда вузы интенсивно работают над проектами в рамках Программы «Приоритет 2030», одной из ключевых целей которой является обеспечение синергии кооперационного взаимодействия участников проектов
».
источник