Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 March 11
Научно-образовательная политика
​​Глава Республики Саха (Якутия) @republic_sakha_yakutia14 Айсен Николаев – о форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России»:

«По инициативе Президента России Владимира Владимировича Путина 2021 год в Российской Федерации объявлен Годом науки и технологий. В нашей стране проводится последовательная работа по укреплению научного и инновационного потенциала, уделяется огромное внимание взращиванию молодых ученых.

Прошедший год показал целесообразность этих мер, когда в условиях пандемии отечественные научные разработки позволили преодолеть многие трудности.

Я рад, что в Год науки и технологий в столице нашей республики – городе Якутске, самом крупном городе мира, расположенном на вечной мерзлоте, состоится форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России».

В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года Северо-Восточный федеральный университет
@svfunews имени М.К. Аммосова своей образовательной, научно-исследовательской деятельностью охватывает два приоритетных геостратегических макрорегиона страны – Дальний Восток и Арктическую зону Российской Федерации.

Убежден, что форум пройдет в конструктивном ключе, будет содействовать консолидации усилий науки, образования и бизнеса для формирования и развития конкурентоспособного человеческого капитала.

На многочисленных площадках представители федеральных и региональных органов власти, руководители федеральных университетов, ученые, представители экспертного и предпринимательского сообщества смогут на самом высоком профессиональном уровне выработать подходы к дальнейшему повышению роли университетов в качестве драйверов развития российских регионов.

Уверен, что итогом работы форума станут решения, которые дадут мощный импульс в достижении национальных целей, обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны»
.

@rectorsofrussia
источник
Научно-образовательная политика
«Русский» прорыв (1/2)

Президент Владимир Путин провел совещание с членами Правительства по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Арктики. Однако, была затронута и тематика Сибири.

Именно с сибирских дел началось совещание – премьер-министр Михаил Мишустин рапортовал главе государства об итогах поездки правительственной делегации по следующим регионам: Алтайский край, Республики Алтай и Тыва, Новосибирскую и Кемеровскую области. Напомним, среди остальных, важной причиной стал «кейс Проскуриной».

Научно-образовательные сюжеты заняли достойное место в выступлении главы кабинета министров. Он рассказал о форсированной интернетизации для обеспечения равных условий доступа к образовательным материалам. Отдельно прозвучал Новосибирский госуниверситет – по итогам поездки Михаила Мишустина будет реализована системная поддержка СУНЦев. А также получила значительное продвижение тема строительства нового корпуса НГУ – в этот процесс планируют активно включить бизнес.

Здесь стоит выделить и зафиксировать важный момент – научно-образовательное развитие все больше приобретает характер государственно-частного партнерства. Здесь и связи высшего образования и науки с высокотехнологичными компаниями, и включение бизнеса в решение инфраструктурных задач. Именно с этим связана и просьба Алексей Чекунова к президенту Владимиру Путину поспособствовать активному привлечению компаний с государственным участием к развитию ИНТЦ «Русский».

Научный сектор также получит серьезную поддержку. В частности, Институт ядерной физики СО РАН вскоре получит 800 млн руб. на развитие бор-нейтронозахватной терапии для борьбы с онкологией. Напомним, что сама по себе ядерная медицина – одно из направлений развития как научно-технологического сектора в целом, так и атомной науки и технологий – в частности. Курируются эти темы Курчатовским институтом и Росатомом. Госкорпорация является администратором профильной комплексной программы («нацпроекта «Атом»).

Среди системных тем – особый акцент премьер-министр сделал (и нашел в том полную поддержку со стороны президента) на решение жилищного вопроса молодых ученых. В ближайшее время планируется серьезная перезагрузка системы жилищных сертификатов.

Про Дальний Восток (и немного про Арктику) докладывал профильный министр Алексей Чекунков. Флагманом развития четко определен ИНТЦ «Русский». Технологическая долина создана на острове Русский под эгидой Дальневосточного федерального университета.

«Для того чтобы сконцентрировать усилия по разработке и выводу на рынок новых технологий, в 2020 году на острове Русский стартовал инновационный научно-технологический центр. Задача ИНТЦ – в течение пяти лет привлечь сотни молодых российских ученых в области микробиологии, робототехники, фармакологии, информационных технологий, в том числе тех, кто по разным причинам сейчас работает за рубежом», - отметил Алексей Чекунков.

ИНТЦ должен стать пространством притяжения как внутри страны (чтобы изменить вектор миграционных потоков) так и на мировой арене (привлечение иностранных студентов и ведущих ученых).

Стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/65134
источник
Научно-образовательная политика
«Русский» прорыв (2/2)

«Почему они приедут? Первое – это интересные направления исследований, в которых у России уже есть серьезный задел. Второе – это возможность совместной работы с ведущими азиатскими научными долинами. Третье – работа в ИНТЦ ускорит их научную карьеру, и ИНТЦ должен дать российской науке такой импульс, какой советская наука в свое время получила от Новосибирского Академгородка», - резюмировал Алексей Чекунков, Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики.

И отдельно отметим заявление профильного министра о внутренней миграции: «Что особенно важно, впервые за многие годы зафиксирован положительный приток молодых специалистов в возрастной категории от 20 до 24 лет. Дальний Восток вспомнил репутацию места комсомольской мечты и снова прирастает энергией молодых».

Здесь стоит особо отметить, что основным магнитом здесь выступает именно ДВФУ, а также вся научно-образовательно-инновационная экосистема острова Русский. Сюда едет все больше студентов и молодых ученых потому, что именно здесь сейчас открыты уникальные возможности по развитию в секторе исследований и разработок. Здесь широкие «карьерные лестницы» и очень вместительные «социальные лифты». Также именно в пространстве ДВФУ-Русского реализуются уникальные образовательные и научные программы и проекты, аналогов которых нет в остальной России.

Следовательно, взят курс на формирование дальневосточного центра прорыва, который по своему значению не будет уступать Новосибирску (в том числе – с сумме с Томском). В этих вопросах определяющую роль будет играть именно ДВФУ, но также можно ожидать усиления Дальневосточного отделения РАН. Кстати говоря, том же заинтересовано и руководство Российской академии наук – чтобы создать противовес Сибирскому отделению.

В качестве второй референтной модели избран «Сириус» - по тем же механизмам будет происходить формирование фонда ИНТЦ. Это также означает, что всерьез рассматривается вариант выделения новой федеральной территории – на острове Русский по образу и подобию ФТ «Сириус», расположенной в Сочи.

Среди приоритетов развития дальневосточного макрорегиона отдельно выделена технологическая компонента. Сам по себе прорыв – что научно-технологический, что социально-экономический – во многом совершается именно на региональном уровне. А в случае Дальнего Востока мы имеем задачу более высокого уровня сложности – необходимо запустить очень мощный локомотив комплексного развития всей геостратегической территории Дальнего Востока, которая включает в себя и Восточную Арктику.

ДВФУ как точка концентрации прорывных усилий и форпост России в азиатско-тихоокеанском пространстве «мягкой силы» мировой политики определил еще одно важное геостратегическое измерение всего Дальнего Востока. Как сказал Алексей Чекунков: «Сегодня для наших азиатских соседей Дальний Восток – это витрина достижений и способностей России».

Данный подход делает ДВФУ одним из ключевых акторов российской внешней политики в регионе.

Роль университетов как драйверов научно-технологического и социально-экономического развития территорий, в том числе – применительно к арктическому и дальневосточному макрорегионам, обсудят 18-19 марта в Северо-Восточном федеральном университете (Якутск) на форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России».
источник
Научно-образовательная политика
Фондовый апгрейд

Сегодня Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ, в пресс-центре ТАСС рассказал о перспективах грантовой поддержки ученых в контексте «фондовой перестройки».

Трансфер грантов
«а»
Поддержка фундаментальных проектов конкурса «а» РФФИ будет продолжена расширением форматов грантов РНФ. В работе Российского научного фонда особый акцент поставлен именно на задельные гранты.

В принципе и в РФФИ конкурс «а» претерпел много трансформаций. В частности, в прошлом году финансирование было увеличено до 1,5 млн и проведены другие коррективы. И изначально предусматривалось, что в «перезагруженном» формате финансирование будет начинаться только с 2022 года.

«Я хотел бы акцентировать внимание на том, что речь не идет об отмене. Конкурс отменен одним фондом, чтобы его мог на близких условиях в этом же году запустить другой фонд», - подчеркнул Валерий Фальков.

Меняется только оператор конкурса, который будет проведен в 2021 году. Все параметры (с необходимым переосмыслением) и объем запланированных средств на конкурс «а» будут сохранены.

Новые конкурсы будут объявлены в апреле, по сумме объем сохранится на уровне 1,5 млн руб., группы коллективов смогут достигать до 4 человек (в РФФИ было чуть больше), при этом срок реализации проектов – до 2 лет. Можно также будет профинансировать командировки, экспедиции, доступ к уникальному научному оборудованию.

«Нам важно профинансировать задел для апробирования научной идеи, съездить на конференцию, получить доступ к оборудованию», - подчеркнул Валерий Фальков.

По количеству участников коллектива же должно быть разумное количество, соотносимое с общим размером гранта.

Международные и региональные
В РНФ в свое время были запущены две линейки грантов – нацеленные на международное сотрудничество и на региональные вопросы. Теперь два соответствующих конкурса РФФИ перейдут в эти две грантовые программы РНФ.

Сейчас планируется, что региональные гранты – это будут совместные с субъектами проекты на паритетной основе финансирования отдельных научных групп.

В ходе пресс-конференции министр обратился к коллегам из РНФ с просьбой подготовить сравнительную таблицу по всем основным параметрам между линейками РФФИ и РНФ.

Окончательное решение о формате двух грантовых линеек будет приниматься в начале апреля на Совете РНФ. И после него конкурсы будут объявлены.

Финансы
РФФИ выполнит все свои финансовые обязательства по текущим проектам. А в целом бюджет будет полностью передан РНФ. То есть финансирование, предусмотренное для РФФИ, без остатка перейдет в Российский научный фон.

«На наш взгляд, негативного влияния на достижение национальных целей и реализацию нацпроектов или госпрограммы НТР не будет», - оценил текущее положение дел министр.

Развитие
Система мер поддержки не исчерпывается молодыми учеными. Сегодня обсуждается целая линейка введения новых или обновления имеющихся грантов – молодежных лабораторий и других линеек в РНФ.

Реорганизация
В конце декабря вышло Распоряжение Правительства № 3710, в нем был указан план мероприятий по объединению РФФИ и РНФ. И был пункт о прекращении объявления конкурсов РФФИ. Таким образом, это планировалось заранее. Решение не было неожиданным и было обусловлено реорганизацией РФФИ. Еще 8 февраля на площадке Минобрнауки руководители двух фондов подписали «Общие подходы к объединению РФФИ и РНФ». Там были зафиксированы принципы, в том числе учет лучших практик.

Трансфер РФФИ
Что касается судьбы коллектива РФФИ, министр отметил, что в задачах этого года – завершить реорганизацию и запустить понятные и знакомые гранты в рамках РНФ.

В соответствии с дорожной картой до конца этого года будет разработана концепция дальнейшей работы РФФИ. Фонд не перестанет существовать, он продолжит функционировать, например, он остается оператором национальной подписки. Уже сейчас обсуждаются несколько вариантов.

В планах – сделать специализированную организацию по работе с научной информацией, в консультациях с сообществом определить формат ее работы.

Подробнее: https://tass.ru/press/12735
источник
Научно-образовательная политика
Александр Сергеев, Президент РАН:

Этот форум по научно-технологическому развитию геополитических значимых регионов России. Речь идёт о Арктических регионах, Якутск, Дальний Восток, Сахалин, а также будет представлен Калининград и Крым. Нам очень важно, чтобы эти регионы по понятным причинам развивались опережающими темпами науки в технологии.

Для Академии наук это важно, потому что миссия заключается в том, чтобы обеспечить как можно более быстрый переход знаний в технологии.


Регистрация участников Форума до 16 марта:

https://svfu.mmco-expo.ru/
источник
Научно-образовательная политика
Новое лицо СПО

О переменах в системе СПО еще в начале марта в своем интервью рассказал замминистра просвещения Дмитрий Глушко. А уже вчера замминистра науки и высшего образования Петр Кучеренко представлял в Госдуме законопроект о новом формате ФГОСов для СПО.

Укрупнение
Планируется сократить нынешние 500 профессий и специальностей в два раза за счет формирования более общих ФГОСов, что подразумевает объединение или трансформацию программ. Еще часть программ будет переведена на уровень профобучения (ДПО).

При этом не будут потеряна ни одна компетенций, не будет упущен ни один необходимый навык. Станет возможно формировать обучение по двум направлениям – давать фундаментальную подготовку, которая востребована в наборе профессий и оперативно настраивать «быструю» часть, то есть те навыки, которые оперативно меняются.

«Например, действующие три профессии – «Мастер общестроительных работ», «Арматурщик» и «Слесарь по строительно-монтажным работам» укрупнятся в одну профессию с широким набором квалификаций», - привел пример Дмитрий Глушко.

Концентрация
Рынок труда постоянно меняется и предъявляет всё новые требования к выпускникам СПО, активно развивается ДПО, в котором в максимально концентрированной форме проводится подготовка или переподготовка. В итоге программы СПО будут сокращены по срокам подготовки за счет того, что станут более интенсивными.

СПО+ДПО
СПО все больше гибридизируется с дополнительным образованием – «короткие» программы будут развиваться и в области профессиональных навыков, и в сфере педагогики (то есть, подготовки учителей и мастеров).

Колледжи (аналогично университетам в иных профессиональных сферах) станут центрами получения и оперативного обновления компетенций по рабочим специальностям.

В СПО растет внебюджетка – то есть, все больше людей и предприятий доверяют колледжам и техникумам в вопросах дополнительной подготовки по «коротким» программам.

И в целом, СПО теперь будет давать, условно говоря, необходимый минимум – в первую очередь, практический. А уже затем – с помощью оперативных программ ДПО (на базе тех же колледжей и техникумов) работник сможет «достроить» свои компетенции.

СПО+ВО
На базе многих организаций СПО реализуются действительно сложные образовательные программы – например, в IT. Для некоторых сфер СПО становится траекторией не менее значимой, чем университеты. Формируется логичная уровневая система подготовки по формату, например «музыкальное училище – консерватория».

СПО и регионы
Уже запущена система определения контрольных цифр приема для обучения за счет бюджета в университетах. Теперь решения принимаются в тесном взаимодействии с регионами, крупнейшими отраслевыми компаниями. Та же логика постепенно распространяется и на СПО. В 10 регионах стартовал пилотный проект по синхронизации системы подготовки в СПО и кадровых потребностей экономики субъектов.

Стратапы
Студенты колледжей и техникумов не меньше, чем студенты, заинтересованы попробовать свои силы в бизнесе. А по некоторым вопросам – они даже превосходят студентов вузов, ведь в СПО обучение очень практико-ориентированное, и обучающиеся четко понимают, как новые идеи или технологии могут (или наоборот – не могут) встроиться в текущие производственные процессы. На формирование стартапов и малых инновационных предприятий вокруг колледжей и техникумов сейчас также направлено большое внимание Минпросвещения.

На выходе
Магистральная траектория развития СПО – это переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен. Для этого параллельно развернута программа подготовки 35 тысяч преподавателей.

Демонстрационный экзамен постепенно станет обязательным для всех учреждений СПО за очень небольшим исключением.

По итогам демонстрационного экзамена выпускник теперь будут получать не только диплом, но и цифровой Паспорт компетенций. С ним портфолио выпускника попадает в базу данных, доступ к которой имеют ведущие предприятия. Это облегчит и трудоустройство, и поиск специалистов, и проведение аналитики в разрезе специальностей, а также отдельных сотрудников или их компетенций.

Полный текст интервью Дмитрия Глушко.
источник
Научно-образовательная политика
Алексей Кудрин, Председатель Счетной палаты об эффективности 5-100:

Одними из ключевых факторов, определяющих траекторию развития общества в современном мире, называют качество человеческого капитала и уровень технологий.

Университеты вносят все больший вклад в достижение этих показателей: они помогают готовить высококвалифицированные кадры и разрабатывать инновационные продукты. Кроме того, они выступают маркером уровня экономического, социального и технологического развития страны, ее конкурентоспособности на глобальной арене. Поэтому сегодня так важно уделять особое внимание повышению эффективности системы российского образования. К сожалению, пока по прогнозу доля расходов на образование может быть снижена с 3,9 % ВВП в 2021 году до 3,6 % ВВП – в 2023 году.

Проект 5-100, который мы проанализировали в Счетной палате, был направлен на преодоление этого разрыва, а его цель заключалась в усилении конкурентоспособности российских университетов на международной арене. Пока ключевой показатель – вхождение пяти вузов в сотню ведущих университетов согласно международным институциональным рейтингам – не достигнут. Если взять первую сотню институционального рейтинга QS (QS World University Rankings), то Россия в настоящее время представлена в нем только МГУ им. Ломоносова.

По результатам конкурсного отбора в Проект вошел 21 вуз, но между тем, благодаря заданным ориентирам, общее число российских университетов в международных институциональных рейтингах увеличилось с 15 в 2012 году до 51 в 2020 году. Также количество предметных рейтингов, в которых представлены российские университеты, увеличилось с 18 в 2016 году до 66 в 2020 году, причем восьми вузам удалось войти в топ-100 предметных рейтингов. Это стало результатом формирования принципиально новых направлений специализации отдельных университетов. Кроме того, в вузах выросли показатели, связанные с научной активностью, численностью иностранных студентов и преподавателей.

И все-таки для того чтобы качество российского образования значительно улучшилось и наши университеты начали входить в международные рейтинги, прежде всего нужно понять, что важно учить не только твердым фактам, но и навыкам и компетенциям, которые позволят быстрее осваивать новые сферы. Креативное мышление, эмоциональный интеллект, формирование гибких навыков, критическое мышление, постоянное желание учиться, генерировать идеи, продукты и новые смыслы – все это даст возможность нашим студентам быть востребованными на рынке труда. Переход университетов на новые программы позволит им стать привлекательными и конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом.

Новая структура экономики и знаний должна быть в фокусе органов власти. Развитию российского образования могут способствовать применение междисциплинарного подхода, работа на стыке hard skills и soft skills, индивидуальные треки обучения и многое другое. Все это сегодня, в частности, применяется в таких образовательных моделях, как liberal arts.

Нужно помнить, что современная система образования должна учить нас мыслить, уметь адаптироваться к изменениям и быть проактивными в своем развитии, и тогда качество знаний наших студентов и рейтинги наших вузов будут на самом высоком уровне.
источник
Научно-образовательная политика
Болонская солянка

Возвращение научной аспирантуры, которое произошло в последние несколько месяцев, конечно, всколыхнуло общественность. Решение четко увязать прохождение аспирантуры с защитой диссертации (точнее – представления на защиту или прохождение предзащиты) было очень позитивно воспринято образовательным сообществом.

Действительно, в аспирантуре как «третьей ступени» высшего образования было много перекосов – большие объемы курсов с зачетами и экзаменами, полная оторванность защиты и пр.

Все это было необходимо исправлять. Первый и самый важный шаг сделан – аспирантура, по сути, возвращается в науку, хотя формально за ней и сохраняется статус «третьей ступени». Он обусловлен не только необходимостью максимально безболезненно обеспечить указанный трансфер, но и желанием сохранить наработанную интеграцию с Болонской системой.

Некоторые комментаторы традиционно видят все беды России именно в том, что она, отринув советские традиции и лучшие практики, с головой бросилась в болонский омут. Причем в итоге наступил откат – и эксперты, и государственные деятели во главе с президентом начинают все более настойчиво говорить о том, что 4 лет бакалавриата маловато для очень многих областей. Тем более, что магистратура традиционно больше ориентирована на исследовательскую работу.

В возврате научной аспирантуры ряд представителей научно-образовательного сообщества разглядел первый шаг к слому Болонской системы в России как однозначно вредной и разрушительной и для образования, и для науки.

Однако, есть ряд важных обстоятельств, которые подобные комментаторы упускают из вида.

Российская научно-образовательная система вообще изначально имела мало стыковок с европейской (да и американской). Пятилетние (за рядом исключений, где обучение длилось дольше) специалисты были основным и единственным уровнем высшего образования. А далее научно-педагогический вектор вел уже в чисто научную аспирантуру. Выпускаясь из которой, человек получал ученую степень кандидата наук.

Все это разительно отличалось от евро-атлантической модели бакалавриат + магистратура + PhD. С первыми двумя ступенями более-менее отечественная высшая школа освоилась, пусть с трудом и перекосами. Тем не менее, в ведущих университетах страны выстроилась вполне четкая и логичная система, в которой комбинации бакалавриата и магистратуры в итоге выдают выпускников с достаточно уникальным набором компетенций. Важно, что именно разделение на первые две ступени дало дополнительный стимул к внутрироссийской студенческой мобильности, а также формированию индивидуальных образовательных траекторий.

С аспирантурой же случилась проблема. Которая тянется уже очень давно. Она состоит в том, что в России было две «научных ступени» и две ученых степени – кандидата и доктора наук. И всегда была проблема – как же соотнести это все с единственным PhD. Аспирантура именно потому и стала ступенью образования (со всеми вытекающими перекосами), что требовалось хотя бы примерно соотнести ее с моделями и бакалавриата-магистратуры, и системой PhD.

Эксперимент прошел откровенно неудачно. «Корочка» преподавателя-исследователя, которую получали выпускники аспирантских программ оказалась вообще никому не нужна – ни вузам, ни НИИ, ни экономике, ни самим выпускникам. Да и явный «образовательный» перекос в аспирантуре в итоге признали не только ненужным, но и вредным.

Собственно, было принято соломоново решение – бакалавриат и магистратура продолжают развиваться (причем с большей вариативностью – например, по срокам обучения), выделяется отдельное направление прикладного бакалавриата (которое логически связано с СПО). А аспирантуре возвращается ее законный статус «первой научной» в замен «третьей образовательной» ступени.

Так что ни о каком сломе Болонской системы речь не идет. Скорее – о настройке и исправлении перекосов.

См. напр.: https://vnnews.ru/social/91010-priklyucheniya-bolonskoj-sistemy-v-rossii-nachalo-kontsa-ili-ocherednaya-kosmeticheskaya-polumera.html
источник
Научно-образовательная политика
Исак Фрумин, профессор, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ: 

Сегодня идет обсуждение прорывных проектов, позволяющих усилить роль университетов в инновационном развитии страны. Я ожидаю, что на форуме по этому поводу случится содержательный разговор, поскольку у участников будет возможность поделиться своим богатым опытом.
 
Наш институт образования продолжительное время плотно сотрудничает с руководством республики. В частности, мы хорошо знакомы с представителями Северо-Восточного федерального университета. Однако, к сожалению, совместных исследовательских проектов на сегодня у нас нет. Надеюсь, что во время форума нам удастся обсудить возможности сотрудничества в области научных исследований и и аналитики.

Якутия является примером интересного устойчивого развития арктического региона, в том числе развития человеческого капитала. По моему мнению, этот опыт заслуживает серьезного осмысления.

Регистрация участников Форума до 16 марта:

https://svfu.mmco-expo.ru/
источник
Научно-образовательная политика
Всероссийская «Экосистема‎»

Уже этой весной молодежные экоактивисты, молодые ученые-экологи, руководители НКО и эковолонтеры смогут принять участие в первом Всероссийском молодежном экологическом форуме в России, который пройдет в этом году на территории Вологодской области 23-27 мая.

Основными направлениями мероприятия станут экологичное потребление, сохранение окружающей среды, переработка ТБО, «зеленый» бизнес и экотуризм.

Презентация форума прошла 10 марта в пресс-центре ТАСС, где руководитель Федерального агентства по делам молодежи Александр Бугаев и губернатор Вологодской области Олег Кувшинников рассказали о роли экологической повестки в молодежной политике.

Организаторов поддержал и легендарный телеведущий, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Николай Дроздов, отметив, что чем больше таких мероприятий для молодежи проходит, тем лучше.

«Экологическая повестка очень важна с точки зрения того, что это один из основных и ключевых запросов молодого поколения, об этом говорит вся социология сейчас. И мы должны на эти запросы чутко реагировать. Инициатива проведения этого мероприятия лежит в руках самих молодых людей. В рамках деятельности президентской платформы «‎Россия - страна возможностей»‎ на всероссийском конкурсе «‎Мастера гостеприимства»‎ была высказана эта идея, она была поддержана и руководством области, и нами, и отдельно заслуживает внимания деятельность волонтерского движения в области экологии. Это все будет представлено в рамках форума,» - рассказал о важных смыслах мероприятия Александр Бугаев, руководитель Федерального агентства по делам молодежи.

Основная цель «Экосистемы‎» - консолидация молодежной экологической повестки, которая была бы направлена на созидание и продвижение идей экологического просвещения. А также форум носит прикладной характер и по его результатам будут выработаны конкретные рекомендации участников форума в коллаборации с представителями науки, бизнеса, органов исполнительной власти. Поэтому у этого мероприятия есть большой потенциал в плане создания молодежного экологического сообщества в нашей стране, которое станет актантом экологических решений.

Подробнее: https://tass.ru/press/12679
источник
Научно-образовательная политика
Врио ректора Воронежского аграрного госуниверситета Алексей Попов задержан сотрудниками ФСБ по подозрению в присвоении более 800 тыс. руб. премий подчиненных
#чиновники #образование #Воронеж
источник
Научно-образовательная политика
«Ничего себе! Более 2,7 тыс подписчиков со вчерашнего вечера. Это ко многому обязывает!», - пишет в своём телеграм-канале Александр Хинштейн, председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

А мы вам подскажем, Александр Евсеевич, чего точно ждёт научно-образовательное экспертное сообщество (оно же - электорат) от вас в Телеграме.

Как минимум, коллеги ждут активного личного участия главы профильного комитета Госдумы в дискуссиях (круглых столах, форумах, экспертных разговорах и т.д.) о цифровой трансформации науки, образования, о кадрах для ЦЭ, а также о связанных с ними коммуникациях.

Нас часто спрашивают - почему НОП в свои форумы не зовёт депутата?

Это не так. Мы всегда будем рады участию Александра Хинштейна.

Фото НОП.

https://t.me/Hinshtein/4
источник
2021 March 12
Научно-образовательная политика
​​Ректор Сибирского федерального университета @SibFUofficial Максим Румянцев:

«Форум в Северо-Восточном федеральном университете @svfunews можно причислить к знаковым. Его проведение в столице Якутии с участием первых лиц Минобрнауки РФ @minobrnaukiofficial и Российской академии наук – это фиксация двух очень важных позиций.

Во-первых того, что научная жизнь не ограничивается центральной частью России, а, во-вторых, федеральные университеты по-прежнему в фокусе внимания руководства страны и на них возлагаются серьёзные, я бы даже сказал, геополитические задачи».

Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» пройдет 18-19 марта в Якутске на базе СВФУ при поддержке Минобрнауки РФ, РАН и Правительства Якутии @republic_sakha_yakutia14. Мероприятие запланировано как знаковое и масштабное событие – драйвер Года науки и технологий в России.

Форум откроет вице-премьер Дмитрий Чернышенко, участие в дискуссиях примут председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, президент РАН Александр Сергеев, руководитель Росмолодежи @rosmolodez Александр Бугаев, представители руководства Минобрнауки @minobrnaukiofficial, Минпросвещения @bpshkola, главы регионов, первые лица корпораций, ректоры ведущих университетов России.

Официальный сайт форума https://svfu.mmco-expo.ru/

@rectorsofrussia
источник
Научно-образовательная политика
​​Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) @urfu_ru:

«Университеты играют все более значимую роль в развитии российских регионов, реализуя свою третью миссию. А коллаборация университетов с органами власти, предприятиями, общественными организациями позволяет решать задачи социально-экономического развития страны в целом. Этому способствуют совместные исследования и разработки, сетевые программы, а также экспертная поддержка трендов развития общества.

Дискуссионные площадки форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России» помогут не просто обменяться лучшими практиками, а будут способствовать развитию таких коллабораций и консорциумов.


Особенно полезной будет презентация опыта федеральных университетов, ведь они создавались и развиваются как драйверы для своих регионов, а сегодня по многим параметрам авторитетны в стране и мире».

Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» пройдет 18-19 марта в Якутске на базе СВФУ @svfunews при поддержке Минобрнауки РФ, РАН и Правительства Якутии @republic_sakha_yakutia14. Мероприятие запланировано как знаковое и масштабное событие – драйвер Года науки и технологий в России.

Форум откроет вице-премьер Дмитрий Чернышенко, участие в дискуссиях примут председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, президент РАН Александр Сергеев, руководитель Росмолодежи @rosmolodez Александр Бугаев, представители руководства Минобрнауки @minobrnaukiofficial, Минпросвещения @bpshkola, главы регионов, первые лица корпораций, ректоры ведущих университетов России.

Официальный сайт форума https://svfu.mmco-expo.ru/

@rectorsofrussia
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер правительства РФ для НОП:

При формировании Координационного центра Правительства особый акцент мы сделали на важность получения оперативной и качественной обратной связи от населения. В этой связи, возможности ПОС позволят решить эти задачи. Речь, в первую очередь, о работе с обращениями граждан с возможностью оперативного контроля решения вопросов. Проведение онлайн-опросов по социально значимым для населения темам и общественных обсуждений вопросов местного значения, а также ведение госпабликов органов власти в соцсетях и мессенджерах и отслеживание инцидентов в социальных сетях. Я надеюсь, что огромное научно-образовательное сообщество в полной мере оценит пользу этих новых мер.ведение госпабликов органов власти в соцсетях и мессенджерах и отслеживание инцидентов в социальных сетях. Я надеюсь, что огромное научно-образовательное сообщество в полной мере оценит пользу этих новых мер.

http://government.ru/news/41722/
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Чернышенко, вице премьер правительства РФ:

Ведение госпабликов органов власти в соцсетях и мессенджерах и отслеживание инцидентов в социальных сетях. Я надеюсь, что огромное научно-образовательное сообщество в полной мере оценит пользу этих новых мер.

Очень (ОЧЕНЬ) ждём, что госорганы будут вести паблики в соцсетях/телеграме именно как паблики (в т.ч., с активной оперативной обратной связью online) , а не как отчёты с пресс-подходов.

Первый шаг будет самым сложным, он противоречит ведомственной логике, где А) "за коммуникации отвечает пресслужба" и Б) "не согласуешь с шефом - не напечатаешь".

Писать (лично) в пабликах должен носитель смыслов, "мозг" ведомства, а не транслятор передвижений шефа. При всём уважении к коллегам.

https://t.me/scienpolicy/15384
источник
Научно-образовательная политика
​​Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова – о форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России»:  

«Кадровое обеспечение прорывных направлений развития страны – один из основных ресурсов реализации национальных целей и обеспечения достойного места России среди технологически развитых держав в будущем.

Считаю особенно важным, что форум проводится в Якутске – столице крупнейшего субъекта РФ, часть территорий которого находится в российской Арктике. Особое внимание государства к развитию АЗРФ, Дальнего Востока и других геостратегиически важных зон подчеркивает представительный состав участников форума.

Подготовка специалистов для инновационной экономики российских регионов, обеспечение кадрами задач научно-технологического рывка сегодня требуют совместных интеллектуальных усилий ведущих управленцев, ученых и представителей крупного бизнеса.

Рассчитываю, что в ходе работы форума будут высказаны предложения, включая законодательные, по укреплению ресурсной базы высшей школы в регионах, созданию современных привлекательных условий для учебы, жизни и трудоустройства талантливой молодежи – ключевого ресурса успешного развития.

Готовы включиться в проработку конкретных инициатив по усилению этой работы с учетом дополнительных возможностей Года науки и технологий в интересах развития геостратегических территорий России».

Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» пройдет 18-19 марта в Якутске на базе СВФУ @svfunews при поддержке Минобрнауки РФ, РАН и Правительства Якутии @republic_sakha_yakutia14. Мероприятие запланировано как знаковое и масштабное событие – драйвер Года науки и технологий в России.

Форум откроет вице-премьер Дмитрий Чернышенко, участие в дискуссиях примут председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, президент РАН Александр Сергеев, руководитель Росмолодежи @rosmolodez Александр Бугаев, представители руководства Минобрнауки @minobrnaukiofficial, Минпросвещения @bpshkola, главы регионов, первые лица корпораций, ректоры ведущих университетов России.

Официальный сайт форума https://svfu.mmco-expo.ru/

@rectorsofrussia
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Илья Сёмин, Председатель АНО «Профстажировки» для НОП:

«За три сезона проект «Профстажировки» стал целой линейкой видов стажировок на любом вкус и цвет. Но драйвером проекта остаются «кейс-стажировки» – это особый вид стажировок, когда 5000 жизненных  кейсов компаний становятся темами для курсовых работ и плавно переводят студента в стажера и затем молодого штатного специалиста»

Интересные факты о проекте:

• За все время в конкурсе поучаствовало 150 000 студентов со всей страны, а 1731 авторы лучших работ были приглашены на стажировку.
• Проект «Профстажировки» стал одним из флагманских для президентской платформы «Россия – страна возможностей и Общероссийского народного фронта.
• Через «Профстажировки» молодых талантов уже ищут Роскосмос, РЖД, Россети, Росатом, Почта России, Сибур, ГАЗ, Магнит, Северсталь, Русал, Евраз и многие другие.
• Кроме компаний, кейс-стажировки уже применяют федеральные министерства (Минстрой России), региональные правительства (Ульяновск, Самара, Ямал), организации социальной сферы и НКО.
• Помимо кейс-стажировок, экосистема проекта включается в себя «Дистанционные стажировки», «Стажировки компетенций», «Экспресс-стажировки», «Волонтерство как стажировка», агрегатор стажировок ведущих работных сайтов и экскурсии-стажировки для школьников.
• Технологию проекта уже внимательно изучают в Германии и Франции для возможного применения в своих сферах образования, причем инициируют тему местные бизнес-союзы и объединения работодателей.

https://t.me/chancebox/450
источник
Научно-образовательная политика
Молодые ученые и квартирный вопрос

«Кейс Проскуриной» привел к тому, что в фокусе внимания сразу большого количества ведомств и структур оказались не только механизмы исполнения «майских указов», но и иные проблемы, с которыми сталкиваются молодые исследователи.

Один из самых горячих в России всегда являлся квартирный вопрос. Профессиональная деятельность, приверженность ей и ее успешность находятся в зависимости не только от качества оборудования или доступности реагентов, но также и от среды.

Сейчас в фокусе внимания создание уникальных экосистем для жизни и работы – в частности, в формате создания университетских кампусов. Однако, не менее важны и те «квадратные метры», на которых проходит быт ученого.

В настоящее время действует программа жилищных сертификатов для молодых ученых, однако этого объема катастрофически мало. Тем более в свете задач по масштабному привлечению молодежи в сектор исследований и разработок.

Следовательно, встал вопрос об определении иных механизмов решения «квартирного вопроса» для ученых вообще и для молодых в частности. Стала очевидна необходимость создания «научной ипотеки».

Для нее чаще всего упоминается референтный образец программ «земский учитель» или «земский врач». То есть, вектор «сельской ипотеки», но для ученых. Целеполагание здесь идет «от противного»: не столько привлечь, сколько удержать своих молодых исследователей от отъезда. Именно жилье является одним из важнейших «якорей». В таком ключе чаще всего рассматривается «научная ипотека» среди высшей управленческой страты.

Вместе с тем, очевидно, что «земские» мотивы вполне можно использовать для привлечения исследователей. Причем, делать это могут не только богатые регионы – ведь возможность получить ипотеку под необременительный процент вполне может привлечь молодежь даже из столичных городов. Тем более данный подход оправдан для стимулирования внутрироссийской миграции из двух столиц хотя бы в другие крупные города.

«Земский ученый» как программа будет особенно бурно развиваться в контексте создания (меж)университетских кампусов – именно там будет достаточно свободных «квадратов», чтобы привлечь «новую кровь».

В «земских» мотивах превалирует географический фактор – то есть существует четкая связка между ученым как субъектом ипотеки и регионом. Причем, тон здесь задает именно регион – если из нескольких регионов только один предлагает «земскую ипотеку», то и отправиться в другой у исследователя не удастся.

Однако, для «научной ипотеки» есть и другой референтный образец – это «военная ипотека». И тут «привязка» совершенно иная – она связана с профессиональной деятельностью. То есть военный может претендовать на льготные проценты, исходя из того факта, что он военнослужащий.

Данный формат в не меньшей степени востребован в рамках «научной ипотеки». Если наука воспринимается как опора в развитии страны, то и ученые должны оказаться в фокусе внимания – как социальная и профессиональная группа.

У данной модели «научной ипотеки» есть и более существенное политическое измерение. «Силовики» пользуются определенными льготами еще и потому, что власть воспринимает их как опору.

И именно в борьбе за умы молодежи и исследователей «научная ипотека» с льготами, аналогичными тем, что уже сейчас действуют для некоторых категорий граждан, способна всерьез качнуть маятник настроений научного сообщества.

Если суммировать наши наблюдения, то напрашивается вывод – «научная ипотека» должна быть как «территориальной» (в «земском» варианте), так и «профессиональной». Для науки никогда не бывает слишком много мер поддержки.
источник