
Инициатива стала производной от обсуждения ряда ключевых тем на рабочих группах «Приоритет-2030», развитие технологического предпринимательства. Здесь есть 2 задачи, которые решаются:
Первая - это привлечение в науку международных талантов. Сегодня мы сталкиваемся с дефицитом людей, способных решать сложные междисциплинарные высокотехнологичные задачи. Весь мир включился в эту гонку, Россия в этом смысле не имеет специальных инструментов системной работы с этой реальностью.
Вторая - это продвижение технологий и российского образования за рубеж; она как-то ушла из предыдущего нацпроекта.
Анализируя структуру сегодняшнего состояния работы с иностранными студентами, мы видим 2 вещи: что структура контингента сегодня представляет собой не способствующий технологическому развитию конгломерат, преобладают бакалавры в структуре, магистры и аспиранты составляют минимальную долю.
Второй момент - пандемия. По оценкам экспертов, в течение 5 лет возможно только восстановится спрос на высшее образование. Это причина для серьезного сокращения мобильности студентов во всем мире.
Анализируя эту проблему, мы понимаем, что развенчивается миф о качественном и доступном дешевом российском образовании, потому что мы зафиксировались в нише не очень удачного сегмента для нас. Например, европейские страны дают либо вообще бесплатный доступ для технологического сложного дисциплинарного образования, либо доступ на льготных привлекательных условиях. В сегменте магистерском и аспирантском - совершенно другие деньги. В этой связи уже многие страны долгие годы имеют специализированные инструменты борьбы за этих людей, привлекая которых в страну мы создаем как бы репутацию, что, соответсвенно, приводит к привлечению денег и на бакалаврские программы в последствии.
Мы знаем, что у нас примерно 15000 квот. Главный инструмент - это бюджетные квоты. Для примера - Германия 120000 стипендий выдает, Турция - 20000 квот, Япония, Китай - это совершенно другие порядки.
В этом смысле важно подумать, что мы можем сделать в рамках имеющихся инструментов - это стипендии, квоты, как напрашивающееся предложение - это диверсификация, изменение структуры набора соответствия, например, олимпиады для магистров и аспирантов, и изменения в целом структуры набора в наши университеты, а также изменения инструментов набора для привлечения нужных нам людей.
Все страны имеют системные долгоиграющие институциональные проекты, связанные с привлечением лучших студентов. В этом смысле мы явно проигрываем и отстаем, поэтому, конечно, просится перезагрузка сложной сети. Особенность такая, что это разветвленная сеть центров, с другой стороны, они всегда как бы межведомственные - у нас есть сеть Россотрудничества, как правило здесь и МИД, и Минобрнауки. В этой потенциальной истории - нам догонять уже поздно, нам надо выходить уже на следующий уровень, заходить в эту историю сразу с технологическими партнерами, создавая российские технологические центры и решая задачу продвижения наших технологий за рубеж. Мы сегодня в Малайзии пытаемся такие проекты реализовывать. На базе таких центров может разворачиваться русская математическая школа, может разворачиваться полноценная модель экспортного университета. Потенциально Россия может иметь полноценные такие кампусы за рубежом, которые втягивали бы «нужных» студентов, и дальше был бы такой «мост» по переправке их в Россию.
Важно также обратить внимание на создание комфортной среды, снятие барьеров. Мы ставим вопрос о том, чтобы системно перейти к интеграции талантливых ребят, ассимиляции их в российской реальности - возможности облегченного варианта получения гражданства, виз. Это сложная история, с точки зрения безопасности, антитеррористической защищённости.
Ключевым должны быть те таланты, которых мы привлекаем в Россию, те технологии, которые мы продвигаем на Запад, но и как следствие, доходы от экспорта образования, которые побочным продуктом от этой деятельности могут явиться.