Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 June 17
Научно-образовательная политика
ПСАЛ и слабые ректоры

Каждые несколько дней в НОП приходит письмо или раздается звонок с примерно одинаковыми вводными фразами:

К вам посоветовал обратиться губернатор / сенатор/ депутат / замминистра и т.д....

Вы поддерживаете N- ректора, а нашего критикуете. Как избежать критики?

Объясним на примере Программы стратегического академического лидерства (ПСАЛ).

После её анонсирования и серии интервью Министра Валерия Фалькова (в т.ч.в экспертном разговоре с НОП) мы ежедневно получаем массовую обратную связь от ректоров и проректоров вузов, а также лоббистов из губернаторских команд.

Есть стойкое ощущение, что много руководителей университетов за период лидерской логики «5-100» привыкло что побеждать можно наукометрией и ростом в рейтингах (даже не важно, каких – включая откровенно «купленные»).

Очевидно, многие ректоры с большим трудом осознают, что успешность вуза (и их персональную) уже оценивают по критериям синхронности фактических управленческих действий ректората с национальными приоритетами.

А это значит, что больше не получится отчитаться об «эффективном» взаимодействии с бизнес-сообществом, которое существует лишь на бумаге в соглашениях о намерениях.

Это значит, что в научных достижениях вуза гораздо громче будут «звучать» не выигранные гранты, а коммерциализация результатов исследовательской деятельности университета.

Если говорить о вузовском сегменте ДПО – то в зачёт будут идти те программы, которые де-факто помогают устранить компетентностный разрыв в экономике региона и помогают рынку труда.

Персонально ректорам пора навсегда забыть о логике «раз меня избрали, могу быть относительно спокоен».

Университет в логике Майского указа (в т.ч. его грядущих трансформаций), национальных проектов и правительственных мероприятий по стабилизации экономики – это центр социально-экономического роста региона.

А это значит, что ректор персонально должен понять и донести до своей команды – нужно научиться командно и эффективно работать с губернатором, федеральным и местным бизнесом, академическим институтами и экспертным сообществом.

Важнейшим приоритетом в работе ректора и его команды должна стать и соответствующая работа со СМИ и социальными сетями.

Возвращаясь к ПСАЛ, за редким исключением, каждый потенциальный участник должен видеть себя как минимум опорным вузом, которые, в свою очередь, должны также, как и все остальные, параллельно ориентироваться на национально-исследовательский трек.

Эпоха больших научно-образовательно -технологических коллабораций только начинается.

Интересно, что недавно назначенные врио ректоров ведущих университетов (из проекта «5-100») больше всех понимают верность данного вектора. По нашей информации, в командах таких руководителей уже созданы штатные должности (от помощников/советников до проректоров), которые будут отвечать за PR/GR университета, при этом синхронизируя и гармонизируя работу вуза и траектории его развития с национальными приоритетами.

Без всякого сомнения, команда НОП будет и впредь помогать и усиливать именно таких лидеров вузов и регионов, а не любителей легких побед и «телефонного права».

И, без всякого сомнения, мы и впредь будем отмечать работу слабых ректоров, которые не согласны и не готовы к командной работе в обозначенной парадигме.
источник
Научно-образовательная политика
А вы как в новом учебного году распорядитесь с цифровой экосредой университета, созданной за период учебного процесса в дистанте?
Анонимный опрос
11%
Оставим дозированно в рамках смешанной формы обучения
38%
Продолжим развивать,совершенствуя цифровую экосистему вуза по разным направлениям работы
20%
Готовимся к продолжению дистанта в сентябре
12%
Надеемся в сентябре забыть "цифру" как страшный сон
19%
У нашего ректора компетенций и воли не хватит цифру "докрутить" в вузе
Проголосовало: 1015
источник
Научно-образовательная политика
​​С опорой на партнеров

В Томске создают научно-образовательный центр мирового уровня.

Томский НОЦ станет пилотной площадкой для отработки новых форматов технологических партнерств.

В самом университете непрерывно разрабатываются и внедряются передовые практики.

Так, например, когда в МГУ только анонсировали крупнейшую реформу – объединение факультетов в школы, то в ТПУ уже закончили объединение кафедр с аналогичной целью.

Создание школ позволило выделить отраслевые направления научной работы и образовательной деятельности, сконцентрировать компетенции под вызовы индустрий, настроить работу с крупнейшими компаниями, такими как «Газпром», «Росатом», СИБУР.

В ТПУ действует более 90 договоров о реализации программ академической мобильности с зарубежными вузами.

С университетами Великобритании, Германии, Чехии, Казахстана действует 12 сетевых магистерских программ.

Томский политех одним из первых в стране полностью перешел на дистанционное обучение. В новом режиме учатся 12 000 студентов.

Также дистанционно реализуются программы повышения квалификации индустриальных партнеров ТПУ – почти для тысячи слушателей.

Специалисты ТПУ создали специальный сервер для дистанционного обучения для Севастопольского государственного университета.

В новом формате проходит приемная кампания, в университете реализуется уникальный проект – Цифровая приемная комиссия 5.0.

https://rg.ru/2020/06/16/reg-sibfo/v-tomske-sozdadut-nauchno-obrazovatelnyj-centr-mirovogo-urovnia.html
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемые друзья и коллеги!

Мы почти каждый день получаем письма с просьбами создать аккаунт "Научно-образовательной политики" ВКонтакте.

Как вы знаете, кроме Telegram, НОП работает для вас в Facebook.

Теперь мы доступны и в социальной сети "ВКонтакте", которая к тому же является нашим информационным партнёром.

https://vk.com/scienpolicy
источник
Научно-образовательная политика
Безопасность, секьюритизация и COVID

Заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев на портале «Россия в глобальной политике» выступил с программной статьей о сотрудничестве и безопасности в эпоху коронавируса и в постэпидемическое время.

Научно-технологические и образовательные сюжеты получили достойное звучание.

Первое – это сотрудничество для обеспечения не только глобальной, но и бытовой безопасности человека. Коронавирус отчетливо подтвердил появление «сквозной» и трансбезопасности – то есть секьюритизации подвергаются явления различных уровней (от мира до человека) и направленности (от военной до научной и образовательной).

Важно, что в каждом из измерений безопасности есть свои акторы и ключевые центры принятия решений. Например, Андрей Ваганов из «Независимой газеты» обратил внимание на взаимосвязь курирования Курчатовским институтом (его президент – Михаил Ковальчук) Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий и использованием «Национальной базы генетической информации» для обеспечения безопасности страны. При этом напомним, что на поле генетики также активно играют «Роснефть» и Игорь Сечин.

Необходимо наладить открытое и энергичное взаимодействие практически всех стран по линии власти, науки и бизнеса на современной международно-правовой основе. Научное взаимодействие в санкционный период показало, что есть определенный уровень компетенций в той или иной исследовательской области, при котором политика перестает оказывать определяющее влияние на международное сотрудничество. Коронавирус отчетливо продемонстрировал, что научные контакты должны развиваться и благодаря отношениям между странами, и вопреки им. Работа по противодействию эпидемии, а также разворачивающаяся программа megascience делают Россию не только неизбежным, но и желанным партнером для коллег из всех стран – в том числе, и тех, кто продолжает поддерживать санкционные режимы в отношении нашей страны, а также ряда других государств, причем часть из которых отчаянно нуждается в поддержке из-за сложной эпидемиологической обстановки.

Важно, что Правительство одобрило антикризисный план и представило его Президенту. Сейчас главное – его реализация с возможными коррективами по ходу исполнения. Заметим, что в План войдет и недавно анонсированная Программа стратегического академического лидерства – которая подразумевает системную перезагрузку и трансформацию университетского и в целом – научно-образовательного сектора, а вузы окончательно становятся локомотивами регионального и общероссийского развития.

Пандемия предъявила новые требования к функционированию секторов, непосредственно определяющих условия жизни человека, – образование и здравоохранение, условия труда и отдыха, система мотивации. Предстоит осмыслить долгосрочную роль «цифры» во всех этих сферах, причём так, чтобы качество их работы существенно возрастало. Ведь именно человеческий капитал (или, точнее, человеческий потенциал) является в XXI веке ключевым фактором конкуренции. На данный момент стало ясно, что как безоглядное цифрофильство, так и «цифровой луддизм» не могут представлять собой рецепты жизни в новой реальности. Она стремительно становится как минимум «смешанной» – по аналогии с тем, как образование начинает сочетать в себе как серьезно увеличившуюся долю дистанционных и онлайн-технологий, так и понимание того, что без личного и очного контакта невозможна реализация очень многих из социально-экономических процессов – от обучения в университете до реструктуризации кредита.

На поле безопасности есть много игроков. При этом все более сквозной и системный характер безопасности и секьюритизация различных сфер общественно-политической и социально-экономической жизни означают, что в них велик вес иных игроков (например, «группы прорыва» с ядром Ковальчуки-Кириенко в научно-образовательной политике), которые претендуют на значимое влияние в профильных для них процессах, все более взаимосвязанных с вопросами безопасности.

Статья Дмитрия Медведева.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️ Всероссийский выпускной для студентов состоится 27 июня в режиме онлайн

Онлайн-выпускной 2020 — это целая серия мероприятий: выпускников ждут  челленджи и конкурсы, напутствия руководителей крупных компаний и знаменитостей, советы работодателей и интеллектуальная викторина, концерт и еще мнооого сюрпризов!

Алексей Комиссаров, генеральный директор Президентской платформы «Россия - страна возможностей» специально для @scienpolicy и @youthpolicy:@scienpolicy и @youthpolicy:

«Мы поздравляем всех выпускников российских вузов с этим важным, первым на вашем профессиональном пути, достижением. Каждый из вас не просто получит диплом, но с ним и билет во взрослую, полную возможностей и самых разных путей самореализации, жизнь.

Дальше все зависит только от вас самих и вашего выбора.
Это важная веха в жизни каждого человека, и никакие трудности не могут испортить этот день. Пусть ребята пока не могут собраться вместе, это можно наверстать. Мы предлагаем всем вам провести выпускной ярко и интересно.

У онлайн-формата есть очень важное преимущество – он объединит выпускников всей страны, преподавателей, кураторов и научных руководителей, под чутким руководством которых они подошли к этому новому этапу жизни. Объединит ректоров и проректоров, деканов факультетов, которые помогли успешно завершить обучение в это непростое время. И вся страна будет с вами в этот день. Сегодня это единение преподавателей и их подопечных в едином онлайн-пространстве особенно важно».


https://t.me/minobrnaukiofficial/314
Telegram
Минобрнауки России
⚡Всероссийский студенческий онлайн-выпускной пройдёт 27 июня

Новый онлайн-формат выпускного вечера продолжит традиции прошлых лет, сохранит в памяти всю торжественность момента и сделает этот день особенным для выпускников.

Кульминацией праздника станет онлайн-концерт, в котором примут участие выпускники со всех уголков России, ректоры ведущих вузов страны, блогеры и известные артисты. Прямая трансляция будет доступна 27 июня в официальных сообществах Минобрнауки России и президентской платформы «Россия —страна возможностей».

«Уверен, что первый Всероссийский студенческий выпускной станет новой традицией — ежегодным летним праздником студенчества. Он не только объединит университеты, даст возможность на всю страну поздравить выпускников и рассказать истории лучших из них, но и позволит сказать слова благодарности преподавателям и родителям за их труды. Они их заслужили по праву», — заявил Министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Помимо концерта выпускников ждет целая серия онлайн-мероприятий:…
источник
Научно-образовательная политика
ЕГЭ-2020

Минпросвещения утвердило график проведения Единого государственного экзамена в 2020 году.

Основной период:

29 июня (пн) – пробный экзамен
30 июня (вт) – пробный экзамен
3 июля (пт) – география, литература, информатика и ИКТ
6 июля (пн) – русский язык
7 июля (вт) – русский язык
10 июля (пт) – математика (профильный уровень)
13 июля (пн) – история, физика
16 июля (чт) – обществознание, химия
20 июля (пн) – иностранные языки, биология
22 июля (ср) – иностранные языки (раздел «Говорение»)
23 июля (чт) – иностранные языки (раздел «Говорение»)
24 июля (пт) – Резерв: по всем учебным предметам
кроме русского языка и иностранных языков
25 июля (сб) – Резерв: по всем учебным предметам

Дополнительный период:

3 августа (пн) – география, литература, информатика и ИКТ,
иностранные языки (раздел «Говорение»), биология, история
5 августа (ср) – русский язык
7 августа (пт) – обществознание, химия, физика, иностранные языки (кроме раздела «Говорение»), математика
8 августа (сб) – резерв: по всем учебным предметам

Напомним, что в связи с эпидемией коронавируса, в этом году ЕГЭ должны сдавать только те, кто хочет поступать в высшие учебные заведения. Аттестаты, в том числе – медаль «За особые успехи в обучении», выдаются по итоговым оценкам.

Сам Единый государственный экзамен будет проводиться с соблюдением всех мер предосторожности, связанным с коронавирусом.

Приказ Минпросвещения о графике ЕГЭ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006170013
источник
Научно-образовательная политика
Научно-познавательные и образовательные

@scienpolicy@scienpolicy Научно-образовательная политика

@youthpolicy Молодежь и соцлифты

@notmythought - цитаты, которых нет в сборниках афоризмов

@Rus_Philosophy Русская философия

@moskvafishki Канал имени Москвы
источник
Научно-образовательная политика
Новости науки и университетов:

📍Ученые из МФТИ совместно с коллегами и медиками впервые успешно применили РНК-секвенирование для диагностики рака
https://t.me/zanauku/148

📍В ВШЭ, МГТУ Станкин, Политехе и Синергии проведут испытания инновационных технологий в сферах образования, виртуальной реальности и благоустройства уличных территорий.
https://t.me/Den_studenta/692

📍Группа красноярских учёных проводит исследование с привлечением методов искусственного интеллекта для диагностики поражений вызванных Covid-19
https://t.me/scienpolicy/10099

📍Студенческий проект из УрФУ «Время карьеры» получил президентский грант
https://t.me/urfu_ru/2826

📍Студент третьего курса ДВФУ Константин Травин рассказал абитуриентам, которые хотят связать свою жизнь с «цифрой», об университете, о реализованных идеях, о планах на будущее в специальном видеопроекте «Go в ДВФУ».
https://t.me/fefudvfu/493

📍Учёные Севастопольского университета    отправятся на поиски подводного города в Тамани  
https://iz.ru/1023808/2020-06-15/uchenye-iz-sevastopolia-otpraviatsia-na-poiski-podvodnogo-goroda-v-tamani?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

#МинобрнаукиРоссии
источник
2020 June 18
Научно-образовательная политика
'Молодые россияне гораздо больше склонны получать информацию и новости через интернет, чем через финансируемые государством каналы или печатную прессу. Вашингтон должен попытаться достучаться до большинства из них там, где они есть: в соцсетях 'Одноклассники', 'ВКонтакте', в Facebook, Telegram и YouTube и на других многочисленных возникающих русскоязычных цифровых платформах', — Виктория Нуланд в Foreign Affairs.

ЧТД
источник
Научно-образовательная политика
Цифровая экосистема вуза: запустить нельзя медлить.

Сегодня у всех вузов появилась цифровая экосреда. А что дальше? Как и для чего ее развивать?

Какие задачи после пандемии в системе высшей школы будут решаться за счет технологий?

О смысле и задачах цифры в вузе после пандемии поговорим с Андреем Яковлевым, Врио Ректора Томского политехнического университета и Василием Третьяковым, генеральным директором Университета 20.35.

Модератор:
Евгений Сжёнов,
Научный руководитель ЭАЦ "НОП", ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.

Прямой эфир через час, в 9:00

Трансляция пройдёт эксклюзивно ВКонтакте:

https://vk.com/videos-193461053?z=video-193461053_456239133%2Fclub193461053%2Fpl_-193461053_-2
источник
Научно-образовательная политика
Минобрнауки и РАН: единым фронтом к академическому лидерству и против плагиата (1/2)

16 июня состоялось заседание Президиума РАН. В повестку были включены 2 важных темы российской научно-образовательной политики:
• Программа стратегического академического лидерства;
• Переводной плагиат и иностранные «хищные» журналы.

Проект ПСАЛ членам академии представил заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев. Минобрнауки видит большую роль РАН в реализации программы. В рамках ПСАЛ предусмотрено объединение вузов в консорциумы, в том числе с научными организациями. ПСАЛ одной из своих целей видит укрепление исследовательской составляющей вузов. Закономерно встает вопрос привлечения академии для грамотно выстроенной научной составляющей в заведениях высшего образования.

Другим важным компонентом совместной работы над ПСАЛ являются критерии входа в консорциумы и оценка их работы. Министерство ожидает рекомендаций РАН по данному вопросу. Дмитрий Афанасьев отметил, что не стоит путать объединения в рамках ПСАЛ с созданием научно-образовательных центров. Эти программы не будут пересекаться, у каждой из них свои задачи. Если ПСАЛ призван повысить подготовку кадров, то НОЦ скорее направлен на выполнение высокотехнологичных проектов, хотя программу также ждет перезапуск.

Также новая Программа будет нацелена на то, чтобы в максимальной степни избежать «рейтингобесия» (термин Дмитрия Афанасьева) – на смену ему придет оценка реального вклада в подготовку кадров и социально-экономическое развитие как региона, так и всей России.

Президент РАН Александр Сергеев выразил готовность поддержать программы: «Российская академия наук готова принять активное участие в этой программе. Мы готовы оказать всестороннюю научно-методическую поддержку программы и при создании консорциумов, предоставления академических площадок наших отделений для обсуждения программ развития этих объединений, готовы формировать академические наблюдательные советы в вузах».

При этом с привычной критикой выступил академик РАН Роберт Нигматулин. Он акцентировал свое внимание на проблемах недостаточного финансирования, низких заработных платах профессорско-преподавательского состава, недооснащенности и подменой решения проблем их обсуждениями. Действительно, эти обстоятельства остро стоят остро не одно десятилетие перед наукой и высшей школой. Однако стоит отметить, что и ПСАЛ, и НОЦ предполагают включение бизнеса в научно-образовательную деятельность. В России исторически структура расходов на науку и образование преимущественно заложена в бюджет государства. Реальный сектор экономики имеет низкую степень вовлеченности. Программы развития сегодня направлены на то, чтобы сократить данный дисбаланс. В этом случае те проблемы, о которых сказал Роберт Нигматулин, могут быть эффективно решены.

Видео-запись и синопсис: https://scientificrussia.ru/articles/zasedanie-prezidiuma-ran-16-06-2020-pryamaya-translyatsiya
источник
Научно-образовательная политика
Минобрнауки и РАН: единым фронтом к академическому лидерству и против плагиата (2/2)

Доклад о переводном плагиате и иностранных «хищных» журналах представил вице-президент РАН Алексей Хохлов. Стимулирование публикационной активности было продиктовано нацпроектом «Наука». Однако достижение этих целей не всегда происходит честным путем. РАН составил список иностранных журналов, которые за материальное вознаграждение публикуют статьи без должного рецензирования, при этом входят в Scopus и Web of Science. Это создает почву для переводного плагиата, когда недобросовестные авторы присваивают себе чужие тексты при помощи онлайн-переводчиков и публикуют их за рубежом. «Грешат» такими изданиями преимущественно развивающиеся страны.

«Эти журналы, которые публикуют статьи за деньги без должного рецензирования. по сути, это коммерческий проект. Таких журналов, называющих себя научными, довольно много, но главный вред наносят те журналы, которые индексируются в международных базах данных. Наличие таких журналов создает благодатную почву для явления переводного плагиата», - сказал в своем выступлении Алексей Хохлов.

В РАН провели анализ и выявили признаки «хищных» журналов и «продажных» статей в них. Кроме того, был составлен рейтинг вузов, которые прибегают к такой практике, в их числе оказались даже участники 5-100. Этот проект был направлен на повышение конкурентоспособности российских вузов в мировых рейтингах. В погоне за последними некоторые университеты с известным именем и большими деньгами запятнали свою репутацию уже у себя в стране. Вероятно, именно ПСАЛ, которая, в отличие от 5-100, нацелена на решение более практических задач, а не только улучшение имиджа России в научно-образовательном мире, приведет к качественному улучшению работы вузов.

На основании проделанной работы РАН разработала список предложений:
• Предложить министерству науки и высшего образования РФ включиться в работу по выявлению несоответствующих работ и отбраковке «хищных» журналов.
• Обратиться в Scopus и Web of Science с предложением повысить требования к экспертизе журналов, исключить «хищные» журналы, перестать индексировать статьи с нарушениями.

Мы привыкли видеть 2 разнонаправленных вектора политики РАН и Министерства с элементами перекрестной критики. Консолидация усилий обеих структур способна привести к синергии. Системный подход, при котором Минобрнауки и РАН выступают единым фронтом, важен для реализации научно-образовательной политики в стране для достижения целей и задач нацпроектов «Наука» и «Образование». И заседание Президиума РАН от 16 июня продемонстрировало открытую для взаимодействия политику как Минобрнауки, так и Российской академии наук.

Презентация Алексея Хохлова: https://yadi.sk/i/nRwV1uSDc3Byjw
источник
Научно-образовательная политика
Цифровой мозговой штурм «Инженерии будущего»

Завершилась вторая стратегическая сессия научно-образовательного центра мирового уровня Самарской области «Инженерия будущего». Команда НОЦ и его партнеры теперь еще на шаг ближе к формированию программы научно-образовательного центра мирового уровня.

Проект, созданный год назад по инициативе Губернатора Дмитрия Азарова, постоянно находится в фокусе его внимания. В этот раз он лично участвовал в работе сессии.

«За короткий срок в условиях удаленного режима вами была проделана огромная работа, – обратился Глава региона к участникам стратегической сессии. – Рад, что никакая пандемия не стала препятствием в вашей деятельности и работа по-настоящему кипит. В этих сложных условиях 8 регионов, которые представляют университеты, поработали как одна команда. Я очень рад, что научные школы объединяют свои усилия, происходит реальная коллаборация. Безусловно, это обогатит научные школы каждого представленного университета. Но самое главное, что в это непростое время, когда ресурсы ограничены, мы сможем объединять усилия для достижения результата. И очень надеюсь, что будут разработаны по-настоящему прорывные решения в тех или иных сферах».

К обсуждению мегапроектов НОЦ подключился первый вице-президент «Союза Машиностроителей России», член Совета научно-образовательных центров мирового уровня, депутат Государственной Думы РФ Владимир Гутенёв: «В рамках НОЦ мы должны формировать запрос на развитие российских технологий, с внедрением их на наших предприятиях. Именно для того, чтобы работа НОЦ не стала теоретическим изысканием, к ней и должны быть привлечены индустриальные партнёры. Для достижения общего результата очень важно опираться на существующие планы научно-технических советов госкорпораций «Ростех», «Роскосмос», «Росатом» и других профильных структур».

Стратсессия стала по-настоящему «индустриальной», среди экспертов были представители крупных госкорпораций и самых прогрессивных инновационных компаний: «Ростех» «РЖД», «Роскосмос», «Росатом», «ОДК», «ОАК», «Газпромнефть», «АВТОВАЗ», СОЛЛЕРС Инжиниринг, «Уралвагонзавод», Zetta и многих других.

Советник Губернатора Самарской области, генеральный директор Института регионального развития, управляющей компании НОЦ «Инженерия будущего» Ольга Михеева отметила в своем обращении к участникам:

«Проекты, которые были сформированы участниками на первом этапе сессии получили высокую оценку экспертов и модераторов МШУ «СКОЛКОВО», заинтересовали не только существующих индустриальных партнеров НОЦ, но и привлекли новых. Сегодня в нашем фокусе работа с индустриальными гигантами федерального масштаба и развитие сотрудничества с региональными компаниями и предприятиями. Вузы-участники, как никто другой знают свои компетенции и их востребованность в субъектах России. Поддержка проектов индустриальными партнёрами – обязательное условие для НОЦ, претендующих на выход во вторую пятерку научно-образовательных центров мирового уровня».

В онлайн-режиме на стратегической сессии одновременно работали порядка 150 участников из 8 регионов России. Каждую из 9 групп сопровождали эксперты индустриальных партнёров и модераторы МШУ «СКОЛКОВО».

Университеты из Москвы, Санкт-Петербурга, Самарской, Ульяновской, Пензенской, Тамбовской областей, Республик Мордовия и Татарстан нацелены на самые прорывные задачи мирового уровня, создание крепких рабочих коллаборации и развитие сопутствующей инфраструктуры, в том числе суперсовременного студенческого кампуса в Самаре.

«Учёные – это исследователи будущего, как «разведка» или «десант», которые двигаясь в неизвестность должны укрепляться в новых секторах науки, брать и удерживать ранее не достижимые высоты технологического развития», – подчеркнул на открытии стратегической сессии заместитель председателя Правительства Самарской области Александр Фетисов.

Эксперты сошлись во мнении, что многие проекты, имеют явный потенциал, точно взлетят на окончательной защите и принесут «Инженерии будущего» статус НОЦ мирового уровня.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Госпремии: достижения и политика

В четверг на пресс-конференции в ТАСС помощник президента РФ Андрей Фурсенко рассказал о трех коллективах-лауреатах Государственной премии РФ в области науки и технологий.

«Госпремия РФ в области науки и технологий 2019 года присуждена Михаилу Предтеченскому, Дмитрию Марковичу, Владимиру Меледину за создание основ мировой индустрии одностенных углеродных нанотрубок и научное обоснование новых методов диагностики неравновесных систем и управления ими», – сказал Андрей Фурсенко, отметив, что все лауреаты работают в Институте теплофизики имени С. С. Кутателадзе Сибирского отделения РАН.

Вторая премия присуждена также коллективу из трех человек: гендиректору компании «Биокад» Дмитрию Морозову, Андрею Улитину из Института биологического приборостроения с опытным производством РАН и директору департамента биохимии «Биокада» Татьяне Черновской за разработку и внедрение в клиническую практику комплекса лекарственных препаратов на основе моноклональных антител для лечения онкологических и аутоиммунных заболеваний.

Лауреатом третьей премии стал член-корреспондент РАН, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН Андрей Головнев. Наградой отмечен его вклад в изучение культурного наследия народов Арктики. Его исследования выявили не только богатство северных культур, но и их высокую адаптивность к экологическим условиям, культурно-политическим и экономическим воздействиям. Он разработал методологию этноэкспертизы, а также сформулировал концепцию «северности» России, так как Россия – крупнейшее северное государство с географическим центром на полярном круге, в низовьях Енисея.

Все премии – абсолютно заслуженные, но никак нельзя упустить из виду важные научно-политические контексты.

Первая – легкий реверанс в сторону Анатолия Чубайса и Роснано. Напомним, что «нанопрорыв» как раз происходил в эпоху нахождения на посту профильного министра Андрея Фурсенко. Он явно фиксирует за собой значительное влияние в этих вопросах.

Вторая – указание на «большую фарму» и генетику. «Биокад» является важным партнером для Курчатовского института и Михаила Ковальчука, которые во многом контролируют российскую генетику. Тем не менее, Андрей Фурсенко явно намекает также на то, что в медицинско-фармацевтических вопросах, особенно в моментах их связки с научными исследованиями, необходимо считаться с мнением «серого кардинала» российской научно-образовательной политики.

В третьей премии сошлись два интересных сюжета. Во-первых, это Санкт-Петербург – вотчина Ковальчуков. Но Андрей Фурсенко демонстрирует, что некоторые вопросы по принципу экстерриториальности все равно подконтрольны ему.

Во-вторых, тематика Арктики – которая также является сферой пристальных интересов Ковальчуков и Сергея Кириенко (Курчатовского института и Росатома). Напомним, Михаил Ковальчук анонсировал, что будет проведено отдельное генетическое исследование малых народов Арктической зоны. И следует помнить определяющую роль Северного морского пути, а следовательно – Росатома как его оператора.

В целом, набор премий демонстрирует, с одной стороны, ключевые векторы научно-технологического прорыва: новые материалы, фарма и генетика, политику идентичности и исторической памяти. С другой, четкую картину руководства отечественной научной политикой (и во многом – также научно-образовательной): основную роль играет «группа прорыва» с ядром по науке – Михаил Ковальчук и Сергей Кириенко, но также все еще сильны позиции Андрея Фурсенко, который в значительной степени выступает арбитром, хотя и сохраняет ряд весьма определенных интересов в научно-технологическом пространстве.

Напомним, что ежегодно присуждается 4 премии по 10 млн руб. Одна работа традиционно носит закрытый характер и не объявляется.

Государственные премии за 2019 год президент Владимир Путин вручит 24 июня 2020 года.

Подробнее: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/gospremii-rf-v-oblasti-nauki-prisuzdeny-za-sozdanie-nanotrubok-i-lekarstva-ot-raka
источник
Научно-образовательная политика
Пишите в Телеграме!

По согласованию с Генеральной прокуратурой РФ Роскомнадзор снимает требования по ограничению доступа к мессенджеру Телеграм.

Это тот самый случай, когда открытая политическая дискуссия, продуцируя помимо смыслов множество симулякров, оказалась реальнее и значимее для общественно-политического развития, чем серьезная государственная надзорная служба.

В ближайшие месяцы нас ожидает очень интересное время, когда многие ломанутся (вернутся) в Телеграм – рост аудитории, увеличение количества каналов, увеличение разнообразия дискурсов  различных элитных групп.

Разблокировка также означает признание и легитимацию одного из каналов политического лоббизма, что может всерьез продвинуть разрешение и правовое регулирование лоббизма как такового.

Также подтверждена необходимость площадки для свободной коммуникации и обмена мнениями между всеми желающими, а также явная потребность в пространстве «пробных шаров», а также дискуссии и генерировании смыслов.

Самую главную победу одержали те, кто не ушел из Телеграма в момент блокировки, а своей деятельной активностью продолжал развивать площадку и доказывать её ценность. Коллеги, это наша общая победа!

При этом, празднуя победу «Телеги», не стоит забывать, что вместе с отменой блокировки Телеграм полностью возвращается в юрисдикцию российского права, а вместе с тем – и правоохранителей.

Решение Роскомнадзора не означает разрешение на «телеграмную вольницу», но скорее – признание политической (экономической, общественной, элитной) значимости платформы, что неизбежно в том или ином виде вполне вероятно повлечет более жесткое (не)формальное или полуформальное регулирование.

https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news73050.htm
источник
Научно-образовательная политика
Ad astra? Сверхлегко!

Группа российских частных инвесторов планирует разработать сверхлегкую ракету-носитель. В проект под названием Success Rockets планируется инвестировать $50 млн, рассказал «Ведомостям» его руководитель Олег Мансуров.

Сверхлегкие ракеты никогда не производились и по сей день не производятся в России. Поэтому «Успешные ракеты» впишут нашу страну в этот раздел истории, теории и практики использования данного класса ракетоносителей.

Планируется, что ракета длиной 20 м будет весить 13 т и сможет выводить на орбиту не менее 250 кг груза, говорит Олег Мансуров. Ставится задача, чтобы стоимость доставки на орбиту 1 кг груза не превышала $10 000, это позволит ракете быть глобально конкурентоспособной. Первые коммерческие пуски планируется провести уже в 2024 г. Спрос на малые космические аппараты, в том числе со стороны IT-компаний, постоянно растет, цифровые технологии очень активно развиваются и требуют быстрых способов вывода на орбиту. В России услугами будущей ракеты сможет воспользоваться и «Роскосмос»: его проект «Сфера» потребует запуска сотен малых аппаратов.

Олег Мансуров известен как организатор IT-конкурса «Цифровой прорыв» - флагманского digital-мероприятия президентской платформы «Россия – страна возможностей». Хакатоны, организуемые Олегом Мансуровым и его командой, во многих аспектах являются примером для аналогичных мероприятий по всему миру, а недавно в Казани был проведен самый массовый хакатон в мире, что засвидетельствовано сертификатом «Книги рекордов Гиннеса».

«В России огромный научно-технический потенциал, при стабильном финансировании сверхлегкую ракету-носитель вполне реально разработать в заявленные сроки и уложиться в заявленные инвестиции», – говорит замруководителя группы «Аэроспейснет» Национальной технологической инициативы Павел Булат. «Проект осуществим, но при условии государственной поддержки, которая должна выразиться в открытии доступа к имеющимся со времен СССР технологиям, разрешении нанимать на работу сотрудников из предприятий «Роскосмоса», доступе к испытательной базе и космодромам», – рассуждает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.

Существует множество проектов сверхлегких ракет, разрабатываемых по всему миру, однако, пока никто не вышел на стадию серийных пусков, поскольку отсутствуют заказчики в достаточном количестве.

Если Success Rockets уложится в заявленные параметры, ее пуск будет стоить не дороже $2,5 млн, что сделает ее самой конкурентоспособной на мировом рынке.

Цифра и космос – это точка сопряжения двух научно-исследовательско-технологических фронтиров современности. Олег Мансуров, обладая уникальными компетенциями в digital-сфере активно накапливает аналогичные качества первопроходца сверхлегкого ракетостроения. Нет никаких сомнений, что «Успешная ракета» однозначно взлетит.

Первый старт сверхлегкой ракеты запланирован на 2024 год. И вот тут самое место спросить: Как тебе такое, Илон Маск?

Подробнее: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/06/18/832896-chastnaya-rossiiskaya-kompaniya-investiruet-v-razrabotku-sverhlegkoi-raketi
источник
Научно-образовательная политика
Цифровая экосистема вуза: запустить нельзя медлить (1/4)

Сегодня состоялся экспертный диалог Врио ректора Томского политехнического университета Андрея Яковлева, генерального директора Университета 20.35 Василия Третьякова и научного руководителя экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгения Сженова. Темой дискуссии стало формирование цифровой экосистемы вуза, ее предпосылки, возможности и перспективы.

Евгений Сженов: Три месяца образовательное сообщество прожило в режиме дистанта. За это время накопилось много решений и много вопросов. Как использовать экосреду, которая создана? Как ее трансформировать? Появляются другие вызовы. Одна из последних главных новостей – начало реализации новой программы стратегического академического лидерства (ПСАЛ), это значит, что образовательным организациям придется взаимодействовать друг с другом и учиться работать в рамках сетевого взаимодействия. Первый вопрос к Андрею: Томский политех – один из столпов сибирской науки. Вы все больше включаетесь в сетевую работу с коллегами. Каким Томский политех выходит из пандемии? Не страшно было возглавить такую махину? Если нет, то в чем основания для уверенности?

Андрей Яковлев: Страх – то чувство, которое отличает человека здорового от нездорового. Все немного должны бояться в хорошем смысле этого слова, чтобы понимать рамки, в которых ты находишься. Я осознаю кредит доверия, который мне выдан. Задача ТПУ сделать шаг вперед. Наша тема сегодня очень важна для университета, потому что мы говорим про цифровизацию, цифровую экосистему. Подход университетов и частного сектора в данном вопросе отличается. Поддержки при оформлении простых документов в вузах недостаточно. Здесь необходимо направлять цифровизацию на оптимизацию бизнес-процессов. Зачем нужна цифровая среда? И в компаниях, и у нас в университете разворачивается то, чего, на мой взгляд, недостаточно – это система распространения знаний, система, где знания генерируются, аккумулируются, обращаются. Именно такой фокус сейчас у ТПУ. Потому что сейчас в университете многие знания находятся «на кончиках пальцев»: в голове тех исследователей, которые работают в университете. Как меняется каждый год количество статей в мире? Рост составляет 15%. Прочитать все практически невозможно. Исследователи должны уметь вычленять из огромного объема знаний то, что им нужно. С другой стороны, еще одна важная составляющая в том, что те стейк-холдеры, с которыми работает вуз имеет свою программу цифровизации. Основная цель – увязка всей системы в целом в одну цепочку. Если университет не встроится в эту цепочку, то он катится назад.

ЕС: Многие сервисы, предложенные «Университетом 20.35» вузам в период пандемии, применимы и в постковидное время. Какие задачи после пандемии сможет и будет решать созданная цифровая экосреда в университетах?

Василий Третьяков: Первое, с чем мы столкнулись во время перехода, это перенос тех проектов, которые мы делали с университетами вместе с началом семестра. Как и все, мы вынуждены были перейти в цифровую среду. Это касалось наших проектов-интенсивов, которые мы проводим с университетами, работа со студентами в другой парадигме, когда у них есть персональная траектория развития и проект, который связан с их образовательной программой, но легко выносится за ее пределы, требуя тех знаний, которые иногда не может дать даже университет. Мы перевели персональные траектории в формат проектной работы со студентами, формат решения реальных производственных задач и создания новых стартапов полностью в онлайн-среде.

Источник: https://vk.com/videos-193461053?z=video-193461053_456239133%2Fclub193461053%2Fpl_-193461053_-2
источник
Научно-образовательная политика
Цифровая экосистема вуза: запустить нельзя медлить (2/4)

ВТ: Важно, что за счет перехода в онлайн мы сняли все ограничения и позволили поучаствовать студентам всех университетов. Когда университеты оказались в новой ситуации, мы попытались найти новые сферы применения своих технологий. Здесь возникло много интересных запросов. С одной стороны, вузы сказали, что самые проблемные вещи – это лабораторные работы и физкультура. Были найдены нестандартные решения. С другой стороны, появился запрос по лабораториям, который превратился в целый большой проект, который мы делаем с рядом университетов и огромным количеством технологических компаний по созданию цифровых двойников для образовательных целей, по созданию новых лабораторий для специфических задач, которые решает каждый университет. Со следующего учебного года это будут десятки университетов и сотни студентов, которые создают новый тип контента для образования, связанного с цифровыми двойниками. Первый опыт показал, что цифровики интересны бизнесу, он готов за это платить, принимать эти результаты или нанимать студентов. Есть еще одна важная составляющая: будущее перехода в цифру после пандемии. Технологии для чего-то должны быть использованы. Смешанное обучение будет иметь место, но многое будет зависеть от того, насколько вузы и преподаватели готовы вложить усилий для того, чтобы поменять образовательные технологии, исходя из целей повышения качества. Это сложный процесс, для которого необходимо отстраивать систему управления качеством и измерять эффекты, которые дают новые технологии. Эти технологии открыли другие направления ля вузов: первое, что стало понятно, когда вуз может учить студентов дистанционно, он может учить студентов и других вузов, это открывают новую возможность для сетевого взаимодействие. Эффект, когда студенты разных вузов будут принимать участие в совместном обучении, будет иметь место. Еще одна важная составляющая – персонализация обучения за счет асинхронности образовательного процесса с помощью дистанционных технологий. Сетевое взаимодействие и персонализация обучения станут теми основаниями, которые позволят закрепиться опыту использования технологий онлайн-обучения в университетах.

ЕС: Андрей, что представляет, с Вашей точки зрения, цифровая экосистема современного университета? В какую сторону она должна расти?

АЯ: Мы пандемию и старт перехода на дистант пережили легко, для нас это не было препятствием, мы были готовы как с аппаратной точки зрения, так и по подготовке курсов. Мы выстроили сетевое взаимодействие, помогли ряду университетов у них наладить образовательный процесс. Цифровизация и переход на дистанционный режим должны сопровождаться изменением культуры человека, преподавателя, студента. В цифровой экосистеме мы делаем акцент на том, что университет является открытой интеграционной платформой для долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества студентов, преподавателей, исследователей, бизнеса и власти. В этой среде студент и преподаватель партнеры. Это другой формат взаимодействия.
источник