Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 June 11
Научно-образовательная политика
Кружок федерального масштаба

Кружковое движение Национальной технологической инициативы совместно с Минпросвещения РФ запускают первый всероссийский конкурс кружков. Об этом ТАСС сообщили в четверг в пресс-службе Кружкового движения.  

«По итогам будут определены лучшие кружки, работа которых направлена на включение школьников в решение реальных технологических задач, подготовку инженеров, новаторов и технологических предпринимателей будущего», – рассказали в пресс-службе.

В комментарии для «Научно-образовательной политики» Дмитрий Земцов, лидер Кружкового движения и проректор Дальневосточного федерального университета отметил:

«Мы запустили Всероссийский конкурс кружков в рамках исполнения поручения Президента по созданию сети кружков по модели Кружкового движения НТИ. Необходимо понять, какие и сколько технологических кружков в настоящее время действуют в России, с какими темами и технологиями в них работают, какие кружки наиболее эффективны и популярны у школьников? К осени мы представим первую карту технологических кружков, участники которых способны не только использовать новые технологии, но и разрабатывать их, исследовать, создавать новые продукты. Заявки на конкурс могут подавать и сами школьники-участники кружков. Например, уже есть первые заявки от победителей Олимпиады Кружкового движения НТИ, которые собирают кружки в своих школах и занимаются со сверстниками перспективными темами в области цифровых технологий, искусственного интеллекта и пр.»

Первый заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко в комментарии ТАСС сообщил:

«Распространение накопленного опыта, практик Кружкового движения НТИ открывает перед талантливыми российскими школьниками, которые интересуются наукой и технологиями, мечтают стать учеными, инженерами, предпринимателями, новые возможности для роста, самореализации, развития своих способностей... Благодаря конкурсу лучшие кружки, сообщества технологических энтузиастов страны смогут заявить о себе, продемонстрировать свои умения, достижения, уникальные и оригинальные формы работы, находки, решения, видение будущего».

Участвовать в конкурсе могут кружки по тематикам НТИ, технического творчества, углубленного изучения наук, а также неформальные и самоорганизующиеся сообщества технологических энтузиастов, в том числе интернет-сообщества. Прием заявок будет вестись на первом этапе, который продлится до 30 июня. Все участники первого тура попадут в реестр и карту кружков. Организаторы мероприятия рассчитывают охватить максимум кружков из всех регионов страны.

Второй этап конкурса, соревновательный, пройдет по трем номинациям. В номинации «Инструменты быстрого реагирования» командам кружков предстоит разработать онлайн-занятие и продемонстрировать авторские инструменты и методики. В рамках номинации «Принимаю вызов» поборются кружки, открывшие новые возможности во время пандемии коронавируса. Они представят готовые решения, которые можно масштабировать и использовать в других кружках.

В номинации «Взгляд в технологическое будущее» участники смогут подать заявку на проведение мероприятий (хакатона, школы, челленджа), которые подготовят школьников к работе с технологиями и воплощению практик будущего. Лучшие мероприятия будут проведены при финансовой и организационной поддержке Кружкового движения НТИ. Третий этап конкурса, на котором определят победителей, планируется провести в очном формате в ноябре-декабре 2020 года. На заключительный этап отправятся команды кружков-финалистов, в каждой из которых должно быть от трех до пяти человек с обязательным участием школьников.

Напомним, Кружковое движение НТИ – это всероссийское сообщество технологических энтузиастов, ставящее своей целью формирование следующего поколения предпринимателей, инженеров, ученых и управленцев. Задачи НТИ интегрированы в нацпроект «Наука» и входят на правах подпрограммы в национальную программу «Научно-технологическое развитие РФ».

Новость на портале «Будущее России. Национальные проекты».
источник
Научно-образовательная политика
Поручения: подготовить и принять и на работу

На днях Президент утвердил перечень поручений по итогам совещания о ситуации на рынке труда, состоявшегося 27 мая 2020 года. Ряд поручений напрямую касаются образовательной сферы.

Правительству поручено в срок до 1 июля 2020 г. проработать вопросы, касающиеся «внесения в законодательство <…> изменений, предусматривающих возможность заключения органами службы занятости контрактов на профессиональное обучение безработных граждан с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования (при наличии соответствующих заявок от работодателей) как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Это поручение становится одной из граней реализации проектов в сфере ДПО выстроенной на единых принципах общефедеральной системный повышения компетенций и профессиональной (пере)подготовки - в том числе, в рамках НП «Образование» и НП «Цифровая экономика».

В итоге университеты, организации СПО и ДПО усиливают свой функционал как центра «стыковки» потребностей работодателя, гражданина и государства (региона).

Не менее важно поручение «Минтруду России совместно с Минобрнауки России, Минфином России, высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и при участии объединений работодателей обеспечить разработку и реализацию комплекса мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году, в том числе в образовательные организации высшего образования и научные организации» (доклад 1 июля 2020 года, далее – ежеквартально).

Трудоустройство выпускников перестает быть сферой ответственности исключительно конкретного университета. Известно, что процент трудоустроенных выпускников является важным показателем при мониторинге эффективности работы вуза. При этом отчетные цифры зачастую берутся «из головы», а университет (при всей его социальной миссии) не может (а чаще – и не желает) брать на себя дополнительную заботу о тех, кто уже покинул его стены. Теперь же будет не только подтверждена обязанность вузов заниматься трудоустройством, но и будет проведена стыковка (в чем-то принудительная) – рынка труда, региональной или отраслевой экономики, высшего образования.

Для научно-образовательной сферы особенно значим последний пассаж относительно трудоустройства в университеты и научные организации. Привлечение молодежи в сферу науки (как в академический, так и университетский сектор) является одной из важных задач нацпроекта «Наука».

Не секрет, что университеты во многом обновляют кадровый состав за счет собственных студентов и аспирантов. Инбридинг – один из ключевых процессов, характеризующих кадровое измерение работы вузов и НИИ. При этом он происходит в рамках интеграции студентов, аспирантов и выпускников не только в научно-образовательную, но также и в административную работу.

При этом существуют объективные препятствия для расширения масштабов привлечение выпускников к работе в университеты и научные институты – это нехватка ставок и низкий уровень оплаты на стартовых позициях. Безусловно, функционирующая система поддержки молодых исследователей (которую бы надо распространить также и на преподавателей, которые все равно в университетах занимаются наукой) способствует обеспечению в ряде случаев пристойного уровня дохода. Однако, так происходит далеко не везде. Да и само руководство вузов и научных институтов далеко не всегда заинтересовано брать на работу выпускников без научной степени.

Еще одним препятствием для привлечения молодых является тенденция многих вузов и НИИ переходить на годичные контракты.

Впрочем, проблемы ясны, поручения даны – будем ожидать (и участвовать) в подготовке молодежного кадрового прорыва в научно-образовательной сфере.

Полный перечень поручений.
источник
Научно-образовательная политика
Образование и COVID

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания «О ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции».

Ключевое по сфере высшего образования:

1. Правительству Российской Федерации:
а) обеспечить выделение бюджетных ассигнований из федерального бюджета в размере 41,7 млрд. рублей на оказание в 2020 году поддержки федеральным образовательным организациям, научным организациям и организациям здравоохранения, в том числе на сохранение уровня оплаты труда работников указанных организаций не ниже уровня, достигнутого в 2019 году.
Доклад – до 15 июня 2020 г., далее – ежеквартально;

б) с учётом ранее данных поручений ускорить подготовку и внесение в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на предоставление обучающимся по образовательным программам высшего образования права получения на бесплатной основе дополнительной квалификации, в том числе путём освоения образовательных программ профессионального обучения;

в) с учётом ранее данного поручения обеспечить начиная с 1 сентября 2020 г. увеличение общего объёма контрольных цифр приёма на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Доклад – до 1 сентября 2020 г.
Ответственный: Мишустин М.В.

2. Правительству Российской Федерации совместно с Банком России принять меры по повышению привлекательности условий предоставления образовательных кредитов, включая снижение ставки по таким кредитам для заёмщиков до 3 процентов, увеличение периода отсрочки их выплаты, а также увеличение размеров налоговых вычетов для лиц, выплачивающих образовательные кредиты и проценты по ним.
Срок – 15 августа 2020 г.
Ответственные: Мишустин М.В., Набиуллина Э.С.

<...>

5. Минобрнауки России подготовить совместно с Минпросвещения России с учётом опыта реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и представить предложения о совершенствовании форм и методов обучения и воспитания, образовательных технологий, имея в виду сохранение приоритетности осуществления учебной деятельности непосредственно в образовательных организациях.
Срок – 1 ноября 2020 г.
Ответственные: Фальков В.Н., Кравцов С.С.

6. Минобрнауки России совместно с Минпросвещения России, Минтрудом России, Минсельхозом России и при участии молодёжной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» разработать комплекс мер по поддержке занятости студентов, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, и обеспечить его реализацию, предусмотрев привлечение обучающихся в летний период 2020 года к оплачиваемой работе, в том числе в сферах организации отдыха и оздоровления детей, сельского хозяйства, информационно-телекоммуникационных технологий и инженерного дела.
Доклад – до 1 октября 2020 г.
Ответственные: Фальков В.Н., Кравцов С.С., Котяков А.О., Патрушев Д.Н.

Полный перечень поручений: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/63502
источник
2020 June 12
Научно-образовательная политика
Главный день в году

Сегодня День России – праздник, который все знают, но который за годы существования не вполне получилось наполнить смыслом, достойным названия.

Народная мифология праздников на большом постсоветском пространстве традиционно сильнее продуманной идеологии, пусть логичной и правильной.

Поэтому за годы советской власти не забылись церковные праздники, поэтому праздник 9 мая понятен и близок всем поколениям.

То же – в целом про легендарные «майские праздники» и «новогодние каникулы», где народное праздничное мифотворчество с каждым новым поколением наполняет их своим смыслом.

В начале девяностых годов молодая новая Россия искала для себя новые точки «народно-идейной концентрации» и создавала то, что позже назовут «скрепами».

Одним из решений стало создание новых праздников – Дня России (12.06) и Дня народного единства (04.11).

День России ведет историю от 12 июня 1990 года, когда РСФСР отделился от СССР. За годы дискуссия о верности этого шага не прекратилась ни на день.


Мы страна, которая за столетия существования с кем-то постоянно воевала и прирастала территориями. Мы исторически не привыкли радоваться потерям, в том числе территориальным – потому первоначальный смысл 12 июня был заменен на более широкий. Кстати, именно поэтому ежегодная годовщина «крымской весны» понятна и близка массам – там «мы победили», как и 9 мая, а теперь – еще и 24 июня.

В этих условиях не нужно удивляться, что народ на генетическом уровне понимает и любит «народные» праздники (в первую очередь – 9 мая) на порядок искреннее, чем День России.

И в этом нет ничего плохого. Праздники разные нужны.

Во многом силой Дня России является как раз идеологическая неперегруженность его содержания. В этот день каждый имеет возможность и гордиться страной, и задумываться о том, что такое Россия – лично для него или нее.

Фактически в каждом празднике так или иначе присутствует «День России» – будь то майские «шашлыки» или новогоднее застолье, щемящее чувство в груди от песен военных лет 9-го мая.

Именно поэтому 12 июня объединяет в себе все смыслы, которые и власть, и рядовые россияне вкладывают в понятие «Россия».

Поэтому Победа – у нас одна на всех, День – общий, смыслы и чувства у всех – разные, а Россия – тоже одна на всех.

А четко сформулированных «скреп» у нас и так предостаточно – хватит на любой другой день в году. Так, для системы науки и образования главным днем был и остается 1 сентября, и массовое торжественное настроение в этот день накрывает всю страну, делая и его – Днем России.

С праздником!
источник
Научно-образовательная политика
Сибирский «Научный квартал»

Сибирский федеральный университет объявляет конкурсный отбор молодых учёных в ведущие научные коллективы университета и запускает программу поддержки победителей. Уникальная рекрутинговая компания получила название «Научный квартал».

Исследователям, которые пройдут отбор на заявленные направления, предоставят благоустроенную, укомплектованную квартиру на весь период научного проекта. В пакет предложений включено также медицинское обслуживание, широкий спектр возможностей пользования объектами социальной инфраструктуры (фитнес-центрами, бассейнами, профилакториями и базами отдыха).

Всемирная зимняя Универсиада, которая прошла в 2019 году в Красноярске, позволила университету сформировать один из лучших российских кампусов с продуманной инфраструктурой. Наличие большого разнообразия социальных сервисов (медицинского центра ФМБА, сети магазинов и кафе, стадионов, кортов, тренажёрных залов, общественных, выставочных и концертных пространств и т.д.), делает проживание максимально комфортным.  Близость спортивных объектов, лыжных и велосипедных трасс, леса, парковых зон, аллей для пеших прогулок формирует особую среду и атмосферу – экологичный образ жизни в стремительно развивающемся мегаполисе, расположенном в самом центре России.

Помимо социальной инфраструктуры университет обладает современной исследовательской и опытно-конструкторскую базу: укомплектованные лаборатории, R&D-центры, экспериментальные полигоны.  Набирает обороты сформированный в конце прошлого года НОЦ «Енисейская Сибирь», где заказы на фундаментальные исследования и технологические разработки заказывают индустриальные партнёры университета – капитаны национальной индустрии – РУСАЛ, Норильский никель, Полюс, Роснефть.

Участвовать в конкурсе могут учёные в возрасте до 35 лет (для тех, кто не имеет учёной степени, либо имеет степень кандидата наук или PhD), либо в возрасте до 45 лет (для докторов наук). В числе критериев отбора кандидатов: наличие монографий и учебников, публикации в изданиях, индексируемых в Web of Science Core Collection и Scopus, сертификаты международных экзаменов по английскому языку, дипломы конференций и выставок, наличие грантов и патентов.

Отбор ведётся на стратегические научные направления, реализуемые в Сибирском федеральном университете:
•  Микрогидродинамика
•  Спектроскопия и квантовая химия
•  Дендрохронология
•  Гидробиология
•  Магнетизм
•  Биотехнология

Период пандемии СФУ использовал с пользой: не только обеспечил «на удалёнке» бесперебойную учёбу 25 тысяч студентов, но запустил программу трансформации университета под решение задач социально-экономического развития страны. Начать решили с главного – формирования перспективного кадрового резерва.

Сибирский федеральный университет с полной отдачей взялся за решение одной из магистральных задач нацпроекта «Наука» – привлечение молодежи в научно-образовательную сферу.

Причем, уникальность «Научного квартала» в том, что параллельно решаются научно-исследовательские задачи мирового уровня. Молодые умы и новые вызовы комбинируются друг с другом и создают благодатную почву для научно-технологического прорыва, в авангарде которого СФУ занимает одно из ключевых мест.

С условиями участия в отборе можно ознакомиться на сайте СФУ – http://www.sfu-kras.ru/scientists
источник
Научно-образовательная политика
Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) оштрафовали на 100 000 рублей за «ненадлежащее соблюдение режима самоизоляции».

Массовое заражение инфекцией среди студентов общежития произошло в начале мая. 16 мая сообщалось о 113 зараженных. Постановление суда еще не вступило в силу, и оно может быть обжаловано сторонами.
источник
Научно-образовательная политика
Мегагранты – издание восьмое

Минобрнауки объявило о начале сбора заявок на участие в восьмом конкурсе на получение мегагрантов, результаты которого будут подведены в конце 2020 года. В рамках конкурса планируется поддержать 35-40 проектов на создание лабораторий мирового уровня, с финансированием в размере до 90 млн. рублей для каждой.

Мы попросили комментарий у Ирины Коротковой, генерального директора компании «Инконсалт К» – оператора программы мегагрантов:

«Каждый этап программы мегагрантов вбирает в себя лучшие практики и самые эффективные методики отбора тем исследований и ведущих ученых, под руководством которых открываются лаборатории и ведутся научные изыскания. Это обусловлено, с одной стороны, требованиями времени, когда глобальные вызовы перешли из теоретической плоскости в сферу ежедневной повестки, а с другой стороны – растущей популярностью программы мегагрантов среди мировых ученых.

Конкурс среди ученых по предыдущему, седьмому конкурсу, составил более 10 человек на одно место. Восьмым конкурсом программы требования к соискателям значительно повышены. Например, значения наукометрических показателей ведущего ученого для участия в конкурсе были переведены из формата рекомендованных в формат обязательных.

Этот пункт условий конкурса, как и некоторые и другие, помогут еще более эффективно отобрать самых достойных исследователей мирового уровня для получения мегагрантов».

Отметим, что программа мегагрантов в свое время стала прорывом – как по объемам финансирования, так и по содержанию. Именно мегагранты сформировали многие «лучшие практики», на которые опираются масштабные гранты РНФ и РФФИ, а также мероприятия нацпроекта «Наука». Например, уровень и качество экспертизы – с обязательным привлечением иностранных ученых мирового класса.

Благодаря своей передовой механике и реализации, а также ощутимой результативности – как в количественном, так и в качественном плане, программа мегагрантов органично интегрировалась в нацпроект «Наука».

Также она является действенным инструментом научной дипломатии – на международной арене Россия подтверждает не только свои амбиции на одну из лидерских позиций в мировой науке, но и способность оперативно наращивать компетенции для этого.

Иностранные ученые и соотечественники, принимающие участие в мегагрантовых лабораториях, а также формирующиеся коллаборации и научные сети – демонстрируют нацеленность России на конструктивное сотрудничество, а интерес к программе лишний раз свидетельствует – никакие политические обстоятельства не могут остановить стремление исследователей к партнерству для новых открытий и свершений.

https://t.me/minobrnaukiofficial/302
Telegram
Минобрнауки России
Мегагранты. Мировая наука — в интересах России

Программа мегагрантов является частью национального проекта «Наука».

10 июня начался сбор заявок на участие в восьмом конкурсе на получение мегагрантов, результаты которого будут подведены в конце 2020 года. В рамках конкурса планируется поддержать 35-40 проектов на создание лабораторий мирового уровня, с финансированием в размере до 90 млн. рублей каждый.

В течение 10 лет по программе мегагрантов в России открыты более 270 новых лабораторий, результатом научной деятельности которых стал целый ряд прорывных решений в таких направлениях науки как химия, физика, медицина, компьютерные технологии, материаловедение и других.

📌Конкурсная документация размещена на официальном сайте Министерства науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1218&cat=/documents/docs/) на русском и английском языках. Победители конкурса будут определены в срок до 15 декабря 2020 года.

#МинобрнаукиРоссии #НацпроектНаука #национальныепроекты …
источник
Научно-образовательная политика
Смыслы на Сенеже

Хорошо помню, как в феврале 2019 года в уютной кофейне на Баррикадной Алексей Комиссаров с энтузиазмом рассказывал мне о скором открытии образовательного кластера в РСВ - тогда о «Сенеже» мало кто знал и шло формирование команды проекта.

Сегодня Мастерская управления «Сенеж» как образовательный проект президентской платформы «Россия - страна возможностей» уже имеет славную историю, став важным ресурсом в команде Сергея Кириенко, первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ.

Выступая в прошлом году на
«Территории Смыслов»,
Сергей Кириенко назвал «Сенеж» уникальной площадкой, предоставляющей больше возможностей для «Территории смыслов» и развития социальных лифтов в целом. Тогда он рассказал, что «Сенеж» развивается как всесезонный образовательный центр, объединяющий масштабные молодежные проекты с обучением государственных служащих высшего звена:

«Мы постарались создать для вас пространство, где можно начать работать, но дальше мы хотим, чтобы эта территория работала круглогодично. Мы собираемся увеличивать количество образовательных программ.Это очень правильно: в течение года – центр обучения для руководителей, а летом разворачивается молодежный форум».

Зачем учить успешных людей? Какие запросы на новые знания есть у «Лидеров России»?
Как меняются требования к руководителям?

Как управленцам получить объективной оценку ситуации в своём регионе и стране в целом в стремительном потоке новостей, когда одна информация противоречит другой и растет количество фейков, что делать, чтобы не попасть в «ментальную ловушку», как научится критически мыслить и отличать правдивую информацию от ложной?

Форум «Территория смыслов»: как изменится формат в этом году, как будет встречать Мастерская управления «Сенеж» участников форума?

Об этих и многих других темах я побеседую 18 июня в 19:00 в Экспертном разговоре
с Марией Афониной, проректором по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия - страна возможностей».


А коллеги из Вконтакте помогут с трансляцией.
источник
Научно-образовательная политика
Поздравляем официальный телеграм-канал команды  АНО "Россия - страна возможностей" t.me/stranavozmojnostey с первой тысячей подписчиков.
Коллеги, в телеграме каждая органическая тысяча идет за десять. Вперед, к новым вершинам!
источник
Научно-образовательная политика
Сотрудники из Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского разбирались в вопросе родительских ролей в современной российской семье. Особенно остро рассматривалась роль отцовства. И опубликовали результаты в нашем журнале «Мониторинг общественного мнения».

Авторы исследования подчёркивают, что в нашей стране фактически противопоставляются традиционный (многодетный, нормативный, стабильный, образцовый, желаемый, но «вымирающий») и современный (малодетный, многообразный, малоустойчивый, патологический, бесперспективный, но ныне получающий широкое распространение) типы семьи.

Результаты проведенных исследований показывают, что движение к эгалитаризации в сфере родительства становится все более заметным как на уровне представлений, так и в реальных практиках семей. Но процесс этот сложен, противоречив и неравномерен. Более образованная часть молодежи, студенчество, в целом ориентирована на распределение обязанностей и ответственности родительских функций, но с определенными оговорками.

Состоявшиеся отцы осознают важность и ценность отцовского участия в воспитании детей. Помимо выполнения традиционных, патриархальных ролей кормильца, дисциплинатора, «имиджмейкера» и защитника семьи на публичных площадках, сегодня отцы акцентируют внимание на родительской ответственности, непосредственном вкладе в присмотр и занятия с детьми. Некоторые мужчины отмечают, что они не прочь сменить место работы, если им будет предложен более гибкий график, чтобы иметь возможность чаще и больше находиться дома, проводить время с ребенком/детьми. Особенно это характерно для отцов из полных семей.

Однако включаясь в жизнь детей, мужчины выбирают определенные роли, связанные, например, с проведением свободного времени, формированием хобби, избегая не очень интересных, рутинных, а, значит и менее престижных для них видов деятельности по уходу и воспитанию.

Это особенно чётко выражено даже в воспитании детей разного пола. Авторы пишут, что в отношении сыновей подчеркивается необходимость выстраивания доверительных, дружеских отношений, но с компонентами строгости. Подспудно мужчины считают, что смогут самореализоваться и самоидентифицироваться в роли отца, прежде всего, в процессе воспитания сына, поскольку стремятся к самопроекции в нем, хотят быть для него примером, прививать «мужские» умения и интересы, общаться «на равных». Такие отцы сознательно ставят себя на второстепенные позиции в отношении дочерей, вменяя заботу о них матерям.

В статье подчеркивается разница в целях и процессе социализации мальчиков и девочек, что скорее будет способствовать воспроизводству традиционной/патриархатной модели семьи и родительства.
источник
Научно-образовательная политика
Пандемия как драйвер перезагрузки отношений науки и промышленности

В Томске прошла виртуальная стратегическая сессия, посвященная восстановлению экономики Томской области в новых социально-экономических условиях, представители университетов обсудили вклад научно-образовательного комплекса в этот процесс.

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин:

Уже третий месяц наш регион вместе со страной борется с распространением коронавируса, решает другие оперативные вопросы. Но мы не должны забывать о стратегических целях и завтрашнем дне. А это напрямую зависит от состояния экономики и благосостояния граждан.

В масштабах страны идет реализация плана восстановления экономики. Свой план есть и у нас в Томской области. Мы работаем в тесном контакте с бизнес-сообществом, с федеральным центром, держим руку на пульсе.

Заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова:

Научно-образовательный комплекс не просто украшение региона. Он приносит в бюджет Томской области 7% от общего объема, и его удельный вес в бюджете региона растет.

При этом он влияет на бюджет региона не только напрямую, за счет образовательной и научной деятельности организаций, но и косвенно. Он работает на репутацию и узнаваемость региона.

Ситуация пандемии поставила перед экономикой региона и научно-образовательным комплексом целый ряд вызовов, при этом открыла и новые возможности.

Врио ректора Томского политехнического университета Андрей Яковлев:

Сложившаяся ситуация привела к перезагрузке отношений. Она дала нам возможность выстраивать более тесные контакты.

Научно-образовательный центр мирового уровня сам по себе является новой формой взаимодействия университетов и исследовательских институтов с индустриальными партнерами.

Для того чтобы работать над созданием НОЦ, нам больше не нужно летать по стране и договариваться с партнерами – все можно сделать теперь дистанционно. Пандемия просто стерла территориальные границы.

Сейчас мы видим, как академическое сообщество и компании начинают говорить на одном языке. Мы активно развиваем сетевые формы взаимодействия для достижения общей цели.
источник
2020 June 13
Научно-образовательная политика
Алексей Кудрин (в интервью ТАСС):

Если бы правительство пошло на реформы и сконцентрировалось на наиболее приоритетных направлениях социально-экономического развития, таких как рост реальных доходов населения, образование, здравоохранение, снижение уровня бедности, оно бы получило большую поддержку. Это было бы воспринято как движение государства навстречу чаяниям людей.
источник
Научно-образовательная политика
Наблюдаем начало заказной информационной атаки в адрес Елены Шмелёвой, руководителя Фонда «Талант и успех» («Сириус»).
В редакции ряда телеграм-каналов поступают информационные вбросы инсайдерского характера, связанные с созданием ПГТ
«Сириус».
источник
Научно-образовательная политика
🤓Друзья, у нас сегодня праздник! Мы отмечаем рубеж в 10 000 подписчиков! Мы счастливы от того, что нас читает все больше молодежи, студентов, абитуриентов, научных работников и руководства российских вузов.

Сердечно благодарим коллектив других каналов - наших друзей и коллег, которых мы с удовольствием читаем сами!

360tv.ru
Толкователь
Натан вернулся
📚 Учеба Online - удаленное обучение, онлайн курсы и лекции
Полезное образование
Reddit
Теперь живите с этим
The Люди
Лайфхаки
КОНЬ НА СТАЖИРОВКЕ
4chan
DOXA
Московские студенты:
Мел
Научно-образовательная политика
Первый университетский
Моё Образование
Юрайт про образование
Гриша Тагильцев
Реальная экономика
Пора выпить
НЕВМИНКУЛЬТ

💫Per aspera ad astra – через тернии к звёздам! Ваш @Den_studenta
источник
2020 June 14
Научно-образовательная политика
Просто митрополит Тихон умеет в медийку и соцсети. Дистант пришёл не только в образование, он укоренился в повседневной жизни. Россия вполне может пропустить стадию теле-евангелизма и сразу перейти к онлайн-православию.

https://t.me/russica2/29608
источник
Научно-образовательная политика
🏆 Команда ДВФУ вышла в финал в дисциплине «Dota 2» Всероссийской киберспортивной студенческой лиги.

🔵 Киберспортсмены ДВФУ, представляющие Дальневосточный федеральный округ в финале Всероссийской киберспортивной студенческой лиги, одержали победу в полуфинале по «Dota 2», обыграв команду из НГТУ. В финале команде дальневосточников будет противостоять ИТМО или ТюмГУ, чей матч за прохождение в финал скоро начнется.

🛡⚔️ Поднимем щиты за ДВФУ!

🔗 Трансляции по ссылке: https://vk.com/vksleague
источник
Научно-образовательная политика
Университетская телега: выбор колеи

В последнее время активизировался диалог представителей университетов в Telegram.

Коллеги создают свои каналы и осваивают новое для себя диалоговое пространство.

И тут в полной мере проявляется талант или его отсутствие у пресс-службы и PR-специалистов вуза.

Многие очень именитые университеты публикуют скучные официальные пресс-релизы, которые ну совсем не "заходят" в телеграме.

Другие - ограничиваются узкой тематикой, интересной очень ограниченном кругу читателей - и по этой причине не "растут".

Третьи садятся на конёк инсайдерской критики вузов-конкурентов и нативного продвижения себя любимых - и до поры до времени становятся читаемыми и популярными. Но только на критике сложно "ехать" постоянно - и коллеги начинают "буксовать".

Один из беспроигрышных сценариев работы вуза в телеграме - публикация дайджестов.

Короткие, яркие,  информационно-насыщенные сообщения, через прочтение которых вы сможете узнать почти всё о событиях в вузе за неделю.

Хорошо, если в сообщениях будет элемент эксклюзива- то, что не вошло в официальные сводки в СМИ.

Ещё лучше, если ректор и другие лидеры вуза будут давать комментарии именно для вашего канала - верифицируя и повышая ценность вашего контента.

В качестве хорошего примера можно посмотреть как ведет телеграм-канал команда Томского политеха. Ребят интересно, не скучно читать не только в Томске, но и далеко за пределами области.

Второй пример тоже из Томска - жанр ректорского канала в Telegram не столь популярен, но у него большое будущее.

Каждый ректор мечтает, чтобы на его хорошую работу обратил внимание губернатор или даже профильный замминистра в Москве.

Но лишь малое количество коллег осознали, что они (по меньшей мере, пока сидят в кресле ректора) - носители уникального контента.

Который при правильной, интересной подаче увидит не то что замминистра - а всё руководство Минобрнауки и еще сотни руководителей с разных московских площадей. Причём в день публикации.

В этом смысле у  ректора СибГМУ Ольги Кобяковой (@okobyakova) получилось - трендовая тематика, короткие (на экран смартфона) посты.

И пока вы выкладывайте фото в свой Инстаграм и мониторите страницы в Фейсбук, телеграм-блогер Кобякова ежедневно прирастает все большим количеством думающих читателей из числа лиц, принимающих решения.

https://t.me/newstpu/1287
Telegram
ТПУ I Томский политех
​​Воскресный дайджест главных событий в ТПУ за неделю

8 июня:

♻️  Томские ученые о ситуации в Норильске.

📰  Валерий Фальков о Большом Томском университете.

📰  Студенческий Центр управления полетами ТПУ возобновил наблюдение за спутниками.

📰  Ученые впервые сфокусировали плазмоны в нанострую.

📰  Преподаватели ТПУ готовят к поступлению в вуз выпускников техникумов и колледжей.

9 июня:

🏥  ТПУ и «Кванториум» передали в больницу Томска тысячу усовершенствованных защитных экранов.

📰  На Inside Game политехники научат школьников создавать игру мечты.

📰  Ученые ТПУ: цифровые двойники помогают прогнозировать надежность резервуаров для нефти.

10 июня:

📈  Почти 50 политехников защитили дипломы в виде стартапов.

📰  ТПУ улучшил позиции по академической репутации и цитированию в рейтинге QS.

📰  В Томске будет создан центр малотоннажной химии.

11 июня:

🎖  Президент РФ наградил политехников за заслуги перед Отечеством.

📰  В ТПУ разрабатывают линейку медицинских бетатронов для лучевой терапии.

📰  Пандемия…
источник
Научно-образовательная политика
Особая роль в комплексном развитии Дальнего востока принадлежит Дальневосточному федеральному университету, чья база (Остров Русский, «Остров») давно стала именем нарицательным для самых ярких событий в цифровой трансформации экономики России.

Вуз является не только образовательным и научно-исследовательским, но и крупным медицинским центром. Опыт ДВФУ по противодействию коронавирусу, а также интеграции студентов в «дистантную жизнь» во многом стал модельным даже для столиц.

Точкой роста становится многовекторная инфраструктура на острове Русский, функционирующая под эгидой ДВФУ.

Именно здесь сосредоточены компетенции по переходу к цифровой экономике, digital «перековки» чиновников и предпринимателей. Также на острове Русский будет развернут синхротрон РИФ. Важным элементом становится НОЦ «Биоэкономика Дальнего Востока» на базе ДВФУ, который однозначно обретёт нацпроектный статус.

Именно в Приморском крае и на Дальнем Востоке в целом - будет реализовываться модель «университет как локомотив социально-экономического развития».

Также важно отметить, что ДВФУ выступает в качестве флагмана реализации мягкой силы России в Азиатско-тихоокеанском регионе. Именно через Дальневосточный федеральный университет во многом идёт взаимодействие с Китаем, Японией, Южной Кореей, Индией и другими странами.

https://t.me/bamway/207
Telegram
БАМ
В День России особую актуальность приобрела дискуссия об образе будущего, которую начал уважаемый НЕЗЫГАРЬ @russica2 и поддержали уважаемые коллеги @obrazbuduschego2 @scienpolicy @master_pera @kremlebezBashennik @the_diletant @sorok40russia. Согласимся, что идеологический вектор крайне важен, но без экономического базиса далеко не уехать. В этом плане будущее России невозможно без Дальнего Востока.  

Столица смотрит на Дальний Восток, в последние годы все пристальнее. Сдвинулись с мертвой точки инфраструктурные проекты: возобновилась «вечная стройка» БАМа, дальневосточные регионы включат в Севморпуть. Получили развитие программы дальневосточных «гектаров» и «ипотеки».

Тем не менее, примеров «забытости» дальневосточных территорий много, мы их уже приводили. Дальний Восток газифицирован лишь на 13%, при этом макрорегион обладает огромными запасами природного газа. «Газпрому» проще гнать газ в Китай, чем обеспечить «национальным достоянием» население своей страны. Дальний Восток обладает самыми большими лесными…
источник
2020 June 15
Научно-образовательная политика
Алексей Мухин хороший политолог, а его "Изменения баланса сил" достойная аналитическая работа, читаемая во многих высоких кабинетах. Рады, что г-н Мухин регулярно включает в неё и публикации НОП.

Вот что он пишет в своем ТГ-канале:

Атаковать легче всего тех, кто работает. А ещё легче атаковать направление их работы.
Сейчас внутриполитический блок Администрации президента РФ готовит гражданское общество к голосованию по поводу принятия поправок в Конституцию, соблюдая легитимность этого процесса. Вполне предсказуемо, что оппоненты будут стараться мешать и дискредитировать основных акторов процесса...
Выявить этих деструкторов не представляет труда - вот они все на виду: в медиа поле, соцсетях и ТГ-каналах.
С последними сложнее, многие из них анонимны, но вы же понимаете цену анонимности в эпоху всеобщей информатизации...

Короче, ребята, не мешайте работать на общее дело.

Алексей, очень хорошо понимаем!
Вот у нас похоже. Каждый день разъясняем уважаемым читателям в телеграме о верности курса внутриполитического блока АП. Причём образно, с комментариями и интервью больших руководителей и лидеров мнений из команды Сергея Владиленовича.

Но вдруг глядишь - начинают эти самые деструкторы в анонимных ТГ-каналах, о которых пишете, и на нас наскакивать.

И всё бы ничего, но некоторые из них Вас, уважаемый Алексей, называют "другом", а Вы их дружески репостите в своем канале в подборках рекомендуемых ТГ-каналов.

Так и хочется Вас снова процитировать:

Короче, ребята, не мешайте работать на общее дело. Вам зачтётся.

https://t.me/AlekseyMukhin/1364
источник
Научно-образовательная политика
Цифра как драйвер науки

Цифровой прорыв является неотъемлемой частью аналогичного масштабного продвижения в научно-образовательной и научно-технологической сферах. Это подтверждается значимым присутствием digital- и онлайн-форматов практически во всех национальных проектах, а в первую очередь, естественно, наличием профильной нацпрограммы «Цифровая экономика». Вопросам развития искусственного интеллекта уделяется особое и самое пристальное внимание в высших эшелонах власти, в том числе – президентом Владимиром Путиным, а развитие суперкомпьютеров все чаще воспринимается как необходимое условие научно-инновационного прогресса как такового.

В цифровых вопросах (как и в целом – научно-технологических) лидируют в основном две столицы. Однако, одной из задач, которую должны решить национальные проекты, является выравнивание уровня компетенций по всей территории страны, что обеспечит ее научную и технологическую связанность, а также способствует формированию все более широких и продуктивных меж- и трансрегиональных консорциумов.

Напомним, поручения президента предусматривают формирования точек роста во всех ключевых научных и образовательных центрах. Однако, при этом не стоит забывать и о других регионах – ведь в цифровом прорыве, если оценивать его в масштабах страны, очень многие показатели будут «засекаться» не по лидеру, а скорость digital-каравана зависит от равномерного развития остальных. При этом направления развития, естественно, всегда определяют лидеры.

Одним из ответов на эти вызовы формы и содержания является запланированная на 25-26 сентября в Орле третья конференция «Иванниковские чтения» (вся серия посвящена разработке инновационных технологий в области системного программирования).

Двухдневная встреча ведущих экспертов отрасли проводится ежегодно по инициативе Института системного программирования Российской академии наук (ИСП РАН) при поддержке IEEE и IEEE Computer Society в память академика В.П. Иванникова – выдающегося ученого, основателя Института. В этом году конференция посвящена 80-летию со дня его рождения.

Организаторами выступают – Институт системного программирования РАН, Российская академия наук, Орловский госуниверситет и Академия ФСО России.

Место проведения – Орловский государственный университет, и организаторы в максимальной степени нацелены именно на очный offline-формат. Это важно, поскольку при продолжении замыкания науки, образования и инноваций в online неизбежно начнут накапливать токсические эффекты.

Заметим, что ИСП РАН является одним из флагманов отечественного цифрового развития, при этом в своей работе институт сочетает как научную деятельность, так и образовательную и технологическую.

Конференция «Иванниковские чтения» – одно из ключевых событий в области системного программирования как в России, так и в мировом масштабе. Высочайший уровень компетенций ИСП РАН и в частности «Иванниковских чтений» подтверждается тем, что два его ключевых издания входят в ведущие мировые научно-библиографические базы данных. Русскоязычные «Труды ИСП РАН» индексируются в Russian Science Citation Index на платформе Web of Science, а англоязычные «Ivannikov Memorial Workshop Proceedings» (по итогам данной конференции) будут размещены в электронной библиотеке IEEE Xplore Digital Library и индексированы в Web of Science и Scopus).

На данном примере хорошо видно, что прорыв – будь то цифровой, научно-технологический или любой иной – не является самоценным. Ключевое в нем – развитие, причем не только отраслевое (в данным случаям по сквозным вопросам системного программирования), но и региональное. Также важно, что любые новые технологии обязательно должны быть изучены с точки зрения их безопасности.

Прогресс не знает границ, точно так же и цифра должна развиваться совместно – и лидерами в этой сфере, и региональными драйверами роста, а в этой роли все чаще выступают организации высшего образования.

Подробнее о конференции, выступлениях и публикациях: https://www.ispras.ru/news/ivannikov-workshop-orel-2020/
источник