Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 June 11
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков и НОП: экспертный разговор (2/6)

ВФ: Программа, с одной стороны, по своему дизайну достаточно простая, потому что у нас уже были национальные исследовательские университеты и здесь речь идет о том, что можно вновь получить статус НИУ. С другой стороны, опорные университеты нам хорошо знакомы, здесь тоже есть отдельный трек для получения статуса опорного университета. Все это собрано в единую программу стратегического академического лидерства. Она предполагает большее количество университетов, она более открытая, потому что предполагает под собой ежегодный добор. Таким образом, это эволюционный шаг вперед, при этом здесь много того, что предлагалось на прежних этапах программ. Мы постарались на фундаменте всех предыдущих программ построить вот эту новую. Поскольку запрос сообщества был большой, правда, все мыслили в логике, что это будет продолжение программы 5-100, однако она завершается в этом году. Новая программа что-то возьмет из 5-100, но она не будет ни ее продолжением, ни ее повторением, как и программа опорных университетов, которая будет перезагружена до неузнаваемости.

ЕС: Много вопросов по региональной тематике. В качестве одного из ключевых принципов в новой программе ПСАЛ назван вклад вузов в региональное развитие. Как объективно оценить этот вклад? Какую роль региональных акторов Вы видите в реализации программы? Собирается ли министерство воспользоваться результатами Госсовета убедить губернаторов больше вкладываться в финансирование вузов?

ВФ: Мы рассматриваем программу как серьезный инструмент, который дает возможности всему сообществу объединить усилия, привлечь больше денег в сферу исследований и разработок в области высшего образования и науки. Если программа будет оперативно запущена и будут быстрые результаты, в том числе сообщество само ее признает, больше шансов, что ее государство проинвестирует. Программа хороший инструмент привлечения средств для развития университетов. Что касается региональных властей, госкорпораций, регионального бизнеса, то предполагается софинансирование с их стороны. Есть много прямых механизмов взаимодействия регионов и федеральных вузов: федеральный вуз на территории региона участвует в какой-то федеральной программе, тогда регион имеет право в упрощенном порядке финансировать то, что касается материально-технической базы вуза, поддерживать его исследовательские и образовательные программы. Поручение Президента будет реализовано в полной мере в рамках этой программы. Что касается потенциала программы, то опыта нет, есть понимание того, как работали прежние программы. В рамках новой программы мы связали эффективность работы университетов с целями, которые стоят перед всей страной – с национальными целями развития. Поэтому сейчас показатели отбора формулируются таким образом, чтобы они показывали вклад университета для страны и отрасли, а не только динамику отдельных показателей.

ЕС: Большинство сейчас интересует, смогут ли они попасть в программу. Много вопросов технического характера, которые связаны с ограничениями. Будут ли предусмотрены ограничения по количеству организаций, которые смогут войти в программу по разным трекам? Чтобы обеспечить отбор и дать возможность не только большим университетам войти, но и небольшим перспективным вузам.

ВФ: На первом этапе министерство отберет до 120 вузов. В чем отличие этой программы? Вход в нее будет открыт на протяжении всех 10 лет. Каждый год важно, чтобы у каждого университета была цель и надежда, что, если команда меняется и коллектив работает, то университет может войти в эту престижную ПСАЛ. Внутри программы возможно несколько ситуаций:
• Просто попадаешь в программу и ты уже участник ПСАЛ. Ты получаешь при этом репутационный капитал.
• Минимальный финансовый грант.
Если ты достаточно сильный, что не просто вошел в программу, но у тебя есть амбиция, ты можешь попробовать дополнительно побороться за один из двух статусов: либо стать НИУ, либо стать опорным университетом.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков и НОП: экспертный разговор (3/6)

ВФ: Ограничений ни по одному из 3 треков не будет, надо соблюсти 2 условия:
• Представить программу развития, которую будет оценивать специальный совет. В зависимости от того, по какому треку вы идете, это будет очно или заочно. Если ты входишь в мировые или общие рейтинги, то совету нет необходимости заслушивать. Достаточно заочно ознакомиться членам совета с программой и принять решение. Потому что работа и признаний со стороны рейтинговых агентств позволяют верифицировать некий результат на старте.
• Соответствие всем 3 критериям: не меньше 4 тысяч студентов очной формы обучения, бюджет не меньше 1 млрд рублей, из которых не менее 5% уходит на науку.
На основании этих критериев принимается решение.

Третий путь дает возможность тем, кто бы очень хотел, имеет амбиции, показывает динамику, но по одному из критериев не дотягивает. Такие вузы есть. Мы готовы их взять в программу при условии, что, с одной стороны, такие вузы берут обязательство, что они в горизонте 2-3 года доработают недостающие критерии, с другой стороны, у них есть поручитель – тот, кто помогает финансово реализовать эту программу. Поручителем может выступать госкорпорация, если заинтересована отрасль, либо регион. Тем самым у вуза появляется стратегический партнер. Особенность программы в том, что она пронизана идеей партнерства и консорциумов. Этими действиями мы усиливаем вузы: заходишь в программу, работаешь 2-3 года и становишься полноправным членом программы, достигая всех показателей. В последствии эти вузы начнут заглядываться на возможность приобретения статуса НИУ или опорного университета.

ЕС: Кроме этого получится само по себе формирование НОЦ в виде региональных консорциумов по всей стране. Что тоже в русле задач Минобрнауки, правильно?

ВФ: Конечно, если посмотреть под другим фокусом, то понятно, что задача сектора полноценно объединить вузы с соблюдением интересов каждой из сторон, потому что задачи едины – технологический прорыв, масштабные научные исследования, проектирование установок мегасайенс и проектирование их строительства. В разделении нет смысла. Задача дать такие комфортные форматы, чтобы всем было удобно работать сообща.

ЕС: Если университет является центром подготовки специалистов для цифровой экономики, будут ли какие-то преференции либо лимитирующие факторы для таких организаций при входе в программу?

ВФ: Лимитирующих факторов не будет. Сегодня много разных программ для развития университетов и многие задают вопросы, как соотнести НОЦ и ПСАЛ? ИНТЦ и ПСАЛ? Универсальный ответ в том, что за это будут начисляться дополнительные баллы. То есть вузы, уже показывающие высокий потенциал к интеграции и кооперации и достигшие результата. Таким университетам можно и нужно давать дополнительные баллы в конкурентной борьбе, чтобы они шли впереди тех, кто такую работу не проделал.

ЕС: Будет ли возможность входа в программу у автономных некоммерческих организаций?

ВФ: Они должны иметь такую возможность, потому что программа первоначально проектировалась для государственных и частных образовательных организаций, а также для научных. Все, кто имеет здоровые амбиции, кто хотел бы развиваться и вносить вклад, для них это хороший большой универсальный инструмент. Нельзя сказать, что прежние программы не подразумевали участие, например, отраслевых университетов, но это, скорее, было исключением из правил. Но это не означает, что в различных отраслях нам не нужны сильные университеты, которые были бы не просто опорными для отрасли, но и глобально конкурентоспособными. Какую задачу выполняет университет, если он себя мыслит лидером? Он выступает точкой трансфера знаний и технологий с мировых рынков в Россию. Он может привлекать не только студентов, но и исследователей. И НИУ, и опорные университеты могут и должны претендовать на статус глобально конкурентоспособных, то есть те, которые будут работать, в том числе на внешних рынках. Многие из них уже не смогут работать в другой логике.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков и НОП: экспертный разговор (4/6)

ЕС: Если говорить о конкурсном отборе, он будет проводиться по всем трекам сразу или по отдельности? Как процедура будет проходить?

ВФ: По дизайну программа достаточно сложная, хотя она была достаточно легко принята сообществом. Первый отбор в программу планируется в сентябре. Это будет специальный совет, сформированный силами Минобрнауки и коллег министерства. Он отберет в ПСАЛ 100-120 университетов. После этого те, кто в эту программу зайдут, в конце октября-начале ноября с интервалом 1-2 недели состоятся заседания по отбору НИУ и опорных университетов. Начиная с 2021 года программа спокойно стартует. Первый этап – 2020-2025 годы. Второй этап – 2026-2030 годы. Университеты живут длинными циклами, поэтому значимых результатов можно достичь не за 1 год и даже не за 2. Значимые изменения долго готовятся, долго происходит трансформация. Но, если ставка была правильной, то результаты потом на долгие годы вперед.

ЕС: Давайте поговорим о KPI, которые есть в программе. Как будет оцениваться коэффициент эффективности и востребованности выпускников? Какие еще будут KPI в рамках программы? Чего ожидать?

ВФ: На следующей неделе будут представлены в разных форматах наработки на этот счет, потому что для себя изначально мы разделили концептуальную часть программы, ее важно было обсудить, и, стартовав 5 числа, мы уже с коллегами посоветовались, пообсуждали и получили обратную связь. Мы понимаем, что в основном сообщество одобрительно относится к этому предложению. Второй важный этап – критерии отбора. Здесь, с одной стороны, не будет каких-то откровений, потому что для самих университетов и для тех, кто с ними работает, это институции уже известные. Ясно, что речь пойдет и о качестве студентов по среднему баллу ЕГЭ, об универсальной оценке научной продуктивности, включая количество статей в соответствующих журналах, будут оцениваться показатели, связанные с привлечением иностранных студентов. Важны тонкости, это будет приниматься во внимание, но будут и дополнительные критерии. Если брать опорные университеты, вклад в технологическое развитие отрасли. Таким показателем может быть количество средств, которые компании проинвестировали в опорный университет, в научные образовательные организации консорциума на научно-исследовательские работы. с территориальными консорциумами будет сложнее. Пока идет дискуссия, надо ли вводить кадровые дефициты по отдельным отраслям. Понимая все плюсы и минусы, каждый критерий надо использовать осторожно, поскольку это ориентир на долгие годы для работы университетов. Он должен быть хорошо верифицируем. Что касается трудоустройства, то здесь есть общая проблема и все университеты ее знают – это качество той статистической информации, которой мы владеем, и возможность ее проверить. Поэтому трудоустройство, с одной стороны, очень важно, с другой стороны, мы сейчас смотрим, как грамотно это проверить. В мире идут по другому пути. Там не столько важно трудоустройство, сколько вклад в экономику региона и страны. То есть это успешность, отраженная в зарплате и выплаченных налогах. Наше направление мысли в эту сторону. В самое ближайшее время все соображения на этот счет будут представлены. Важно отметить, что кардинального разделения между НИУ и опорными университетами не будет, потому что университет должен оставаться университетом. Образование должно базироваться на исследованиях, должны быть иностранные студенты, иначе не будет уникальной среды, должно быть взаимодействие с предприятиями, что актуально и для исследовательских, и для опорных. Есть нюансы в стратегиях и моделях развития. Эти нюансы мы в показателях постараемся отразить. На следующей неделе мы отдельно об этом поговорим на разных площадках. Мы обязательно эти критерии выработаем, они будут общеизвестными. Программа беспрецедентна, мы строим ее на принципах максимальной открытости. Мы вырабатывает программу вместе с экспертным сообществом.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков и НОП: экспертный разговор (5/6)

ЕС: Программа может перезагрузить связки с университетами в регионах. Есть ли уже критерии для этих игроков, регионов, госкорпораций, по третьему пути?

ВФ: Что касается критериев участия госкорпораций и региональных властей в программе, один из самых очевидных – готовность инвестировать в развитие университета. То есть конкретные ресурсы, которыми готов пожертвовать регион или госкорпорация. Второе – в составе команд, которые будут представлять проекты совета, будет отражена готовность работать в консорциумах и серьезность отношения к программе университетом. Это присутствие и губернаторов, и топ-менеджмента компаний на защите этих проектов и отстаивание стратегии развития университетов. Остальные критерии мы еще ищем. Для регионов я бы назвал отдельно – если они считают приоритетной сферу научно-технологического развития, то это разветвленная система нормативной поддержки. То есть законы и нормативные акты, которые позволяют самые разные инструменты поддержки задействовать. Хорошая нормативная основа далеко не во всех субъектах сегодня есть. Мало иметь желание помочь, надо для этого иметь соответствующее нормативное обеспечение. Это еще один критерий, который может быть задействован. Сегодня много интересных идей, чтобы стимулировать к еще большему развитию, но они находятся в стадии обсуждения.

ЕС: Как главы регионов отнеслись к инициативе? Какая обратная связь уже есть?

ВФ: Большинство губернаторов пока не идентифицирует эту программу, потому что ей всего 5 дней, хотя многие ее элементы обсуждались с абсолютным большинством. Я могу зафиксировать беспрецедентный интерес глав регионов за 4 месяца работы в министерстве. Все понимают, что без сильных университетов на своей территории, решить те задачи, которые стоят перед регионом, невозможно. Важно, чтобы университеты мыслили себя по-другому. Мыслили, что они институты развития, что они могут и должны предлагать новые проекты. Для многих регионов кажется немыслимым сегодня, что университет может что-то предложить и глава субъекта будет на него опираться. Такие цели и задачи себе и надо ставить, только так и можно провести серьезную трансформацию университета. Если относиться к себе как к институту обслуживания и кадрового обеспечения отраслей, то это риторика 20 века. университеты сегодня должны такое целеполагание проговаривать и такие масштабные задачи ставить. Надо выходить из прежней парадигмы и не мыслить себя одной из социальных организаций, которая выполняет утилитарные функции в регионе. От вузов ждут инициативы, масштабных идей, ярких проектов для этого надо иметь определенный уровень зрелости. Другого качества отношения должны быть с региональными властями. Надо доказать возможность участия в крупных проектах, многое сделать у себя внутри университетов. Все начинается с целеполагания, с программ развития. Именно поэтому в ПСАЛ мы внимательно будет смотреть, куда вузы хотят двигаться и как они себя видят. Это будет исходная точка. Те, кто поучаствовал в программах развития в последние годы, уже это отчетливо понимают и по-другому уже не могут жить. Многие университеты, не дожидаясь того, что происходит в министерстве, уже запустили масштабную интеллектуальную работу по подготовке новых программ. Это уже не просто амбиции.

ЕС: Что Вы можете сказать о вузовской системе дополнительного образования? Чего ожидать? Трансформируя университеты, может быть, есть смысл и дополнительное профессиональное образование развивать? Как Минобрнауки смотрит на это направление работы вузов?

ВФ: У нас обязательно будут критерии входа в программу. Мы будем смотреть на объем дополнительного образования среди взрослых и детей, а также на качество этой работы. Здесь кроется огромный потенциал для всей системы.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков и НОП: экспертный разговор (6/6)

ВФ: Нам нужно переосмыслить концепцию дополнительного образования, потому что мы должны быть клиентоориентированными, понимать запросы рынка труда и работать с профессиональными сообществами, объединениями работодателей. Надо понимать, пользуются ли это программы спросом на рынке. Есть единицы университетов, где эта работа поставлена хорошо и совершенно на других принципах. Дополнительное образование надо совершенно по-другому отстраивать в университете, оно имеет другую логику, отличную от программ высшего образования. Его надо по-другому продвигать и выстраивать другие партнерства. Здесь более требовательный заказчик. Здесь конкуренцию не столько вузы составляют, сколько корпоративные университеты и частный сектор. Существует огромный дефицит и спрос. Университеты, в частности, могли бы себя существенно лучше проявить, если бы готовы в части дополнительного образования в период пандемии. Если бы у нас были хорошие программы ДПО онлайн, то это была бы уникальная возможность, когда люди не заняты и могут повысить квалификацию. К сожалению, таких программ в масштабах системы немного. Если бы озаботились этим раньше, то к пандемии были бы готовы, но в середине марта было уже поздно. Это большое перспективное отдельное направление деятельности для университетов, которое надо отстраивать. Министерство допобразование видит в качестве одного из важнейших приоритетов. В национальном плане развития заложены соответствующие средства на эти цели. Как запустим ПСАЛ, планируем взяться за блок дополнительного образования, чтобы совершенно по-другому его организовать и придать импульс со стороны министерства.

ЕС: НОЦы-тема, которая сильно звучала в прошлом году. Это была главная тема, которая вдохновила многие университеты, губернаторов, госкорпорации. Сейчас есть некое затишье по этому вопросу. Что будет дальше с НОЦами? Что их ждет? Перезагрузка? Как новая команда Минобрнауки на это смотрит?

ВФ: Как мероприятие национального проекта, как инструмент развития и научных организаций, и университетов и стимулирования их взаимодействия с реальным сектором экономики НОЦ останется. Мы наблюдаем за первыми 5 НОЦ, в этом году будет отбор еще 5 НОЦ. Интерес большой, однако ноцемания сменяется интц-манией. Так устроен академический мир – любит получать разные статусы. Главное, чтобы здесь вся энергия не уходила на борьбу за статусы. Еще до пандемии совместно с Минэкономики были предприняты переосмыслить, что такое НОЦ, как его можно пересобрать по-другому. Сегодня это представление есть: существующие НОЦ мы поддерживаем и они двигаются, но динамика движения разная; новый НОЦы однозначно будут отобраны. Сверхзадача этого года: одновременно с отбором сформулировать нормативные рамки, определить концепцию НОЦ. Она уже есть, она не радикально отличается от того, что было, скорее, проведена работа над ошибками, фокус на том, на какие вопросы надо ответить, чтобы некое партнерство можно было назвать НОЦем и чтобы он был успешным.

ЕС: Одна из ключевых тем для студентов – как будут проходить выпускные после окончания экзаменов. Как у ребят закончится год? Будут ли вообще выпускные и как они пройдут?

ВФ: Выпускные однозначно будут. Настрой у большинства, в зависимости от эпидемиологической ситуации, провести их в стандартном формате оффлайн. В любом случае, мы как заявляли, так и готовим всероссийский онлайн-выпускной. Такой формат не должен подменять оффлайн. Мы сохраняем онлайн-выпускной, но в тех регионах, где позволит эпидемиологическая ситуация, могут быть проведены массовые мероприятия оффлайн. Там, где возможности не будет, все присоединятся с помощью средств коммуникации. Это проявление солидарности коллегам отметить окончание университета.
источник
Научно-образовательная политика
ИГА-2020

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал Постановление Правительства об особенностях экзаменов и получения аттестатов в 9 и 11 классах.

1.  Аттестат будет выдаваться без сдачи экзаменов (ОГЭ или ЕГЭ).
2.  Оценки в него ставятся также без учета экзаменов – по результатам промежуточной аттестации (т.е. по четвертям, годам и т.п.)
3.  В учреждения СПО будут зачислять по аттестату.
4.  ЕГЭ сдают только те, кто планирует поступать в университет.
5.  Школы будут в дистанционном режиме помогать выпускникам в подготовке к ЕГЭ.

Постановление и новость.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Медуниверситет в очередной раз чудит. Ректор ТюмГМУ Ирина Медведева заставляет студентов подписывать согласие на прохождение практики в ковид-отделениях. Иначе - до практики не допустят и "будет отдельная беседа потом".

Вопрос. На каком основании Медведева нарушает договор об обучении, в котором у университета есть четкая обязанность обучать студентов, в том числе - обеспечивать им прохождение практики?
источник
Научно-образовательная политика
❗️Екатерина Толстикова назначена заместителем Министра просвещения Российской Федерации
10 июня Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал распоряжение Правительства Российской Федерации № 1528-р «О заместителе Министра просвещения Российской Федерации».
На должность заместителя Министра просвещения Российской Федерации назначена Екатерина Толстикова.
«Назначить Толстикову Екатерину Андреевну заместителем Министра просвещения Российской Федерации», – говорится в распоряжении.

Справка: Екатерина Андреевна Толстикова
Родилась 18 марта 1981 года в Севастополе.
В 2004 г. окончила с отличием Московскую государственную юридическую академию.
В 2001 году работала специалистом в Арбитражном суде Московской области.
2001 - 2003 гг. - ведущий специалист Агентства федерального имущества по Москве Минимущества России.
2003 - 2004 гг. - ведущий специалист Министерства имущественных отношений Российской Федерации.
В 2004 году - главный специалист Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
2004 - 2005 гг. - заместитель начальника отдела Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Москве.
2005 - 2010 гг. - начальник отдела, заместитель начальника Управления Федерального агентства по науке и инновациям.
2010 - 2012 гг. - помощник Министра, заместитель директора, директор Департамента инвестиционного развития и федерального имущества Минобрнауки России.
2012 - 2014 гг. - директор Департамента управления сетью подведомственных организаций Министерства образования и науки Российской Федерации.
2014 – 2016 гг. - заместитель министра образования и науки Российской Федерации.
В ноябре 2016 г. назначена заместителем Председателя Правительства Республики Дагестан
С января 2018 г. по февраль 2019 г. - заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан - министр по земельным и имущественным отношениям РД;
28 февраля 2019 г. назначена заместителем Председателя Правительства Республики Дагестан.
источник
Научно-образовательная политика
Про выплаты медицинским работникам

Я никогда так не волновалась из-за зарплаты. Никогда. И, как вы понимаете, это не моя зарплата.

Вчера сотрудники респираторного госпиталя СибГМУ впервые получили зарплату, так как работать мы начали 16 мая.

Мы считали и проверяли, боясь ошибиться.  Зарплата состоит из трёх частей:

1. Собственно оплата отработанных часов с учетом ночных, выходных и других компенсационных выплат.

2. Выплаты по 484 постановлению Правительства. Они же –
«президентские». Их размер не зависит от отработанного времени. Не облагаются подоходным налогом.

3. Выплаты по 415 постановлению Правительства. За фактически отработанное время.

Итак, реальная заработная плата «на руки» сотрудников  респираторного госпиталя за период с 16 по 31 мая на одну ставку выглядит так.

Врач – терапевт: 150 269;
Врач анестезиолог–реаниматолог: 163 780;
Медицинская сестра палатная: 98 178;
Санитар: 56 913;
Уборщик: 33 116.

Достойная заработная плата за тяжелую работу. Все честно.
Telegram
КОБЯКОВА 🄼🄳
​​В клиники Сибирского государственного медицинского университета поступили первые пациенты с COVID

Респираторный госпиталь СибГМУ расположен по адресу Ленина 4/1. Это современнее 7-этажное здание. Оно надежно изолировано от других подразделений университета.

Коечная мощность нашего госпиталя – до 90 коек. Запуск будет проводиться поэтапно по мере заполнения.

Особенностью респираторного госпиталя СибГМУ является то, что к нам будут переводиться пациенты из других больниц с подтверждённым диагнозом коронавирусной инфекции.

А именно:

– из Медико-санитарной части №2

– Городской больницы №3 им. Б.И.Альперовича

– других центральных районных больниц Томской области

В нашем госпитале пациентам с COVID-19 будет оказываться терапевтическая и реанимационная помощь. 63 койки обеспечены кислородом.

Начали работать с 8-ми часовых смен медицинского персонала. Дальше посмотрим.

12 часов – очень тяжело физически и морально. Шесть часов – посчитали неудобно, так как происходят частые пересменки.

Подавляющее большинство…
источник
Научно-образовательная политика
❗️Друзья, напоминаем, что в 14:00 информационное агентство "Интерфакс" проведет онлайн пресс-конференцию с участием министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова.

Самые важные тезисы мы будем публиковать в режиме реального времени. Следите за новостями на нашем канале!
источник
Научно-образовательная политика
Дистант и big data (1/2)

В мае Университетский консорциум исследователей больших данных, образованный российскими вузами во главе с Томским государственным университетом, объявил о старте нового проекта. Ученые планируют проанализировать по данным социальных сетей реакцию миллионов россиян на переход школ и вузов к дистанционному обучению. О проекте Индикатору рассказали рассказали председатель консорциума профессор ТГУ и Орегонского университета Михаил Мягков и заведующий лабораторией наук о больших данных и проблемах общества ТГУ Вячеслав Гойко.

С переходом в онлайн всем стало важно понять (причем это важность с оттенком беспокойства и волнения): а как правильно переходить, какой результат мы получаем, как студенты и школьники воспринимают знания через онлайн-технологии, какие возникают психологические проблемы, как на все это реагируют родители.

В нашем проекте, который мы ведем по инициативе Министерства науки и высшего образования, мы пытаемся map the uncharted waters — нанести на карту места, куда мы заплыли, где мы не знаем, где мель, а где водоворот, чтобы понять, что мы делаем правильно, что неправильно, где нас поджидают опасности, а где, наоборот, возник опыт, который нужно использовать и в бескоронавирусной жизни.

В рамках пилота мы исследовали только университеты. Нам было интересно, как этот процесс прошел в разных вузах: у нас и у других участников Проекта 5-100 онлайн-обучение уже существовало, пусть и не в таком масштабе, и переход был достаточно безболезненным. А как с этим справились региональные вузы, где раньше не было ставки на онлайн-обучение? Мы выбрали 79 университетов из разных субъектов РФ и собрали по ним данные с 1 февраля по апрель. Причем мы сделали ставку не на официальные сообщества вузов, а на неформальные, в которых студенты обсуждают все — от шпаргалок до общежитий. Как оказалось, порядка 7% сообщений в этот период так или иначе относятся к тематике дистанционного обучения. Мы выяснили, что переход прошел не так плохо, как могло бы показаться. Преподаватели так или иначе участвовали в онлайн-обучении, а в университетах была инфраструктура.

Больше всего было организационных проблем, и часто не на стороне университетов.

В целом оказалось, что, несмотря на организационные проблемы, студенчество лояльно перенесло переход. Треть сообщений студентов позитивные. И сейчас студенты не хотят возвращаться к прежнему формату, в тесные помещения, хотят когда и где угодно слушать лекции.

Еще одна особенность в том, что больше всего переход в онлайн ударил не по процессу обучения, а по подработкам студентов. Университеты, надо отдать должное, достаточно оперативно запустили проект по студенческим биржам труда. Это проект начали ТГУ с Балтийским и Дальневосточным федеральными университетами. Сейчас вузы сами генерируют вакансии и раздают студентам.

Подробнее: https://indicator.ru/humanitarian-science/cifrovoi-sled-cheloveka-vesh-absolyutno-obektivnaya.htm
источник
Научно-образовательная политика
Дистант и big data (2/2)

Теперь мы собираем данные по 327 вузам, мы просто взяли весь рейтинг Интерфакса. Кроме студентов, взяли старшеклассников 16–17 лет. Это целевая аудитория университетов, проблемы абитуриентов — это проблемы и вузов. Также взяли их родителей и школьных учителей, в том числе потому, что университеты генерируют образовательный контент и для них. Теперь эти образовательные модули, возможно, будет нужно корректировать в связи с ситуацией. Плюс мы изучаем университетских преподавателей, это тоже важно. Но подчеркну, что мы не создаем систему слежки за всеми, у нас данные специально обезличены. Наша задача —найти проблемы, найти позитивные сдвиги, собрать предложения и все это проанализировать, чтобы на самом деле предложить помощь Министерству в понимании реакции на те или иные инициативы, с которыми оно выходит, в студенческой, академической, профессорско-преподавательской среде. Решения, которые нам кажутся правильными и естественными, иногда имеют непредсказуемые последствия.

Наш проект — хорошая обкатка различных возможностей помощи Минобрнауки и другим организациям, которые принимают важные для жизни людей решения.

Важно и понимание эффективности тех или иных инициатив, оценка реакции студентов на те или иные процессы.

Самое интересное — выявление так называемых инсайтов. Например, сейчас многие университеты задумались — нужно ли возвращать студентов с онлайн-обучения? Ведь многие без проблем могут учиться удаленно, сейчас даже физкультуру так проводят. И люди отмечают это в своих постах. Например, стипендии стали более заметной темой, но не потому, что их стали задерживать, а потому что из-за отсутствия подработок денег у студентов стало меньше.

Каждый университет у нас представлен командой из трех-четырех человек, это руководители и аналитики, разметчиками сообщений, также у нас есть техотдел в ТГУ. Всего над проектом работают около 100 человек. Некоторые участвуют в большей степени в построении методологии, например Севастопольский университет силен школой анализа медиа, и в проекте они заняты этим.

Мы работаем вместе с командами, которые проводили эти опросы, например участвовали в разработке опроса студентов с ВШЭ и помогали распространять опросник преподавателей от РАНХиГС.

Цифровой след человека — вещь абсолютно объективная. Чем дольше человек живет в этом цифровом мире, тем больше цифрового следа он оставляет. Единица исследования для нас — именно человек со всеми его поведенческими, личностными, психологическими и прочими характеристиками. Мы стремимся разработать методики анализа связи этого цифрового следа и поведения человека, его отношения к различным процессам. Чем больше и дальше мы будем это делать, тем лучше будем понимать, какие у людей проблемы, что им нужно, как реагировать на вызовы общества. Естественно, это имеет не только научные и общественные, но и коммерческие приложения. Это и маркетинг, и помощь в профориентации, прохождение практик и возможность трудоустройства. Мне кажется, что в будущем эти цифровые следы будут очень сильно помогать нам.
источник
Научно-образовательная политика
Шестая порция смыслов

18 июля 2020 года открывается Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов». Он пройдет на базе Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», в подмосковном   Солнечногорске.

В этом году форум пройдёт  в смешанной форме. По информации НОП, в первой смене будет около 100 «живых» участников. На других сменах ожидается уже несколько сотен, в зависимости от короновирусной обстановки и позиции Роспотребнадзора.

Будущих участников ожидают 6 тематических смен:

• 1 смена (18 – 24 июля 2020)
Амбассадоры Форума

• 2 смена (26 июля – 1 августа 2020)
Гражданское общество

• 3 смена (3 – 9 августа 2020)
Политика и сетевые лидеры

• 4 смена (11 – 17 августа 2020)
Вызовы образования

• 5 смена (19 – 25 августа 2020)
Служение Отечеству

• 6 смена (27 августа – 2 сентября 2020)
Цифровая экономика

«Уже второй год подряд форум «Территория смыслов» пройдет на базе нашего образовательного центра – Мастерской управления «Сенеж» – и впервые позволит объединить участников не только на самой площадке, но и в режиме онлайн из любой точки нашей страны. В прошлом году форум открывался со смены «Россия – страна возможностей», а в этом году фактически все 6 смен будут проходить с участием конкурсантов, победителей, экспертов и партнеров различных проектов нашей платформы – в том числе флагманского конкурса управленцев «Лидеры России». Они расскажут о том, какие, помимо профессиональных знаний и компетенции, качества нужны настоящему лидеру, как их воспитать в себе, научится вдохновлять людей, принимать правильные решения», – рассказал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

В 2020 году Федеральное агентство по делам молодежи и АНО «Россия страна возможностей» организуют обучение участников по-новому: одновременное проведение равнозначных и взаимодополняющих друг друга офлайн и онлайн форматов Форума.

В рамках Форума офлайн и онлайн-участников ожидают различные форматы мероприятий. Количество офлайн-участников будет зависеть от эпидемиологической обстановки. Количество онлайн-участников не ограничено, и они смогут включиться в работу Форума и посетить в формате онлайн все основные мероприятия.

«Форум «Территория смыслов» традиционно объединяет активных и целеустремленных молодых людей со всей страны. Этот год не станет исключением. Благодаря синергии онлайн и офлайн-форматов можно посетить форум, находясь у себя в регионе. Также в этом году появится новый формат работы: к участнику офлайн-форума закрепится команда на дистанте. Это позволит молодым людям приобрести новый опыт взаимодействия и лучше понять друг друга. Уверен, что молодежь сможет получить уникальные знания от спикеров, найти вдохновение для самых смелых свершений и приобрести полезные контакты», – поделился руководитель Росмолодежи Александр Бугаев.

«Нам кажется, мы нашли решение сегодняшнему чёрному лебедю - вирусу, напавшему на планету. Мы не стали отказываться от проведения форума или уменьшать количество участников, наоборот, мы адаптировались и изобрели микс-формат - комбинирование онлайна и оффлайн для всех активностей форума. Так, все ребята из всех регионов нашей страны, в независимости от эпидемиологической обстановки смогут стать частью главного форума страны. Всё-таки мы «Территория смыслов», а смыслы можно и нужно искать везде и всегда», – рассказал программный директор форума «Территория смыслов» Матвей Навдаев.

С 2019 года площадкой Форума «Территория смыслов» стала Мастерская управления «Сенеж» в Подмосковье.

Организаторами Форума выступят Росмолодежь и АНО «Россия страна возможностей», образовательный партнер – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Эксперты НОП обязательно примут участие в «Территория смыслов», об этом мы сегодня договорились с Матвеем Надаевым.

Тем для разговора очень много – и мы традиционно будем рады обратной связи читателей НОП. Очень может быть, что с этой целью в ближайшие недели организуем экспертный онлайн-разговор, который проведем на базе Мастерской управления «Сенеж».
источник
Научно-образовательная политика
Иннополис в мировом топ-10:
прорыв в международных научных публикациях

Университет Иннополис стал первым российским вузом в своей категории U-Multirank и впервые достиг попал в топ-25 вузов мира в категории «Совместные международные научные публикации» в престижном международном рейтинге, заняв сразу восьмое место. Всего составители рейтинга оценили 1700 вузов из 92 стран по 10 категориям.

U-Multirank — международный независимый рейтинг, основанный при финансовой помощи программы Еврокомиссии Erasmus+, поэтому его принято считать европейским рейтингом, хотя в нём участвуют университеты не только из Европы. Рейтинг оценивает образовательные учреждения по пяти показателям — образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, передача знаний, международная ориентация, региональная активность. Оценка происходит на основе поданных данных и наличия публикаций в базе данных Web of Science.

Составители рейтинга определяют топ-25 в каждой из 10 категорий — топ цитируемых вузов, топ вузов по студенческой мобильности, топ вузов по патентам и так далее. Университет Иннополис попал в топ вузов по совместным международным публикациям, где занял 8 место и стал единственным российским вузом в этом списке. В топ вошли только университеты, у которых не менее 75 % публикаций в базе Web of Science с иностранными соавторами — такой высокий процент отражает высокую степень вовлеченности в мировое научное сообщество.

Специалист отдела международного и академического сотрудничества Университета Иннополис Пётр Жданов: «Так как U-Multirank является рейтингом, спонсируемым Еврокомиссией, а именно программой Erasmus+, то нахождение нашего университета в этом рейтинге положительно сказывается на его репутации в Европе, возможности получения грантов программы Erasmus+, развития международной и в том числе европейской научно-исследовательской деятельности. Основываясь на рейтинге, европейские студенты могут сравнивать университеты по выбранным показателям. Учитывая, что критичным для студентов при выборе университета зачастую бывает кто преподает, попадание Университета Иннополис в рейтинг по данной категории показывает международную ориентированность членов профессорско-преподавательского состава и их открытость к сотрудничеству, особенно в научных исследованиях и публикациях».

Таким образом, Иннополис по заслугам находится на острие цифрового прорыва и оригинал диплома Гиннеса за самый большой в мире хакатон - тоже по делу висит в кабинете куратора Иннополиса и вице-премьера Татарстана Романа Шайхутдинова.

Маленький, но яркий вуз уже стал важным хабом компетенций – как в российском, так и общемировом масштабе.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Олег Мансуров, создатель "Цифрового прорыва" специально для НОП, комментируя высокую оценку проекта Владимиром Путиным:

"Стоит отметить, что Президент внимательно и давно следит за процессами цифровой трансформации в разных сферах жизни нашего общества. Когда несколько лет назад по его поручению мы начали развивать эту тему, то первым делом мы поняли две вещи.

Нам необходимо начинать с людей, с подготовки кадров, массовой и повсеместной, не только в элитных учебных заведениях и богатых регионах, а по всей стране.

Вторая, чтобы успешно осуществить цифровой прорыв, должна быть сформирована соответствующая культура, которую разделяют люди не только в ИТ-парках, компаниях отрасли, но и люди из других областей экономики. В рамках этой работы мы активно начали создавать связи на уровне региона между специалистами или командами, местным и федеральным бизнесом, и местной властью.

Параллельно мы ведём работу на федеральном уровне совершенствуя законодательство, системы регулирования и налогообложения".

https://t.me/stranavozmojnostey/966
Telegram
РСВ
Президент России Владимир Путин на совещании по вопросам развития информационно-коммуникационных технологий и связи призвал использовать разработки участников конкурса «Цифровой прорыв»

«Мы все хорошо знаем, что сфера информационных технологий отличается высокой, если не сказать очень высокой мобильностью сотрудников, причём глобальной. Но это не значит, что нужно, как в прежние времена, «хватать и не пущать». Напротив, нужно создавать открытые, привлекательные, конкурентные условия для работы и воплощения передовых идей именно здесь, у нас, в России, формировать стимулы для сохранения и реализации потенциала отечественных разработчиков программного обеспечения, технологий в области связи, привлекать профессионалов, перспективных молодых людей, молодёжь из других стран.

Так, для поиска талантов и развития специалистов на базе платформы «Россия – страна возможностей» запущен конкурс «Цифровой прорыв». В прошлом году в нём приняли участие 66 тысяч человек, они предложили свыше тысячи цифровых решений для таких…
источник
Научно-образовательная политика
Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) очень гордится своими зарубежными профессорами, сотрудничеством с мировыми центрами компетенций и международной публикационной активностью.

Мы уважаем Сколтех и ректора Кулешова - во многом именно благодаря ему вуз добился заметных успехов.

Но в топ престижного международного рейтинга U-Multirank по совместным международным публикациям попал не Сколтех, а Университет Иннополис, заняв сразу 8 место и стал единственным российским вузом в этом списке: его создатели и руководители во всех ситуациях повернуты к людям лицом.

https://t.me/scienpolicy/10054
источник
Научно-образовательная политика
Путин поручил выделить 41,7 млрд рублей на зарплату педагогам, сотрудникам научных организаций и организаций здравоохранения - «в том числе на сохранение уровня оплаты труда работников не ниже уровня, достигнутого в 2019 году»
источник