
ВФ: Программа, с одной стороны, по своему дизайну достаточно простая, потому что у нас уже были национальные исследовательские университеты и здесь речь идет о том, что можно вновь получить статус НИУ. С другой стороны, опорные университеты нам хорошо знакомы, здесь тоже есть отдельный трек для получения статуса опорного университета. Все это собрано в единую программу стратегического академического лидерства. Она предполагает большее количество университетов, она более открытая, потому что предполагает под собой ежегодный добор. Таким образом, это эволюционный шаг вперед, при этом здесь много того, что предлагалось на прежних этапах программ. Мы постарались на фундаменте всех предыдущих программ построить вот эту новую. Поскольку запрос сообщества был большой, правда, все мыслили в логике, что это будет продолжение программы 5-100, однако она завершается в этом году. Новая программа что-то возьмет из 5-100, но она не будет ни ее продолжением, ни ее повторением, как и программа опорных университетов, которая будет перезагружена до неузнаваемости.
ЕС: Много вопросов по региональной тематике. В качестве одного из ключевых принципов в новой программе ПСАЛ назван вклад вузов в региональное развитие. Как объективно оценить этот вклад? Какую роль региональных акторов Вы видите в реализации программы? Собирается ли министерство воспользоваться результатами Госсовета убедить губернаторов больше вкладываться в финансирование вузов?
ВФ: Мы рассматриваем программу как серьезный инструмент, который дает возможности всему сообществу объединить усилия, привлечь больше денег в сферу исследований и разработок в области высшего образования и науки. Если программа будет оперативно запущена и будут быстрые результаты, в том числе сообщество само ее признает, больше шансов, что ее государство проинвестирует. Программа хороший инструмент привлечения средств для развития университетов. Что касается региональных властей, госкорпораций, регионального бизнеса, то предполагается софинансирование с их стороны. Есть много прямых механизмов взаимодействия регионов и федеральных вузов: федеральный вуз на территории региона участвует в какой-то федеральной программе, тогда регион имеет право в упрощенном порядке финансировать то, что касается материально-технической базы вуза, поддерживать его исследовательские и образовательные программы. Поручение Президента будет реализовано в полной мере в рамках этой программы. Что касается потенциала программы, то опыта нет, есть понимание того, как работали прежние программы. В рамках новой программы мы связали эффективность работы университетов с целями, которые стоят перед всей страной – с национальными целями развития. Поэтому сейчас показатели отбора формулируются таким образом, чтобы они показывали вклад университета для страны и отрасли, а не только динамику отдельных показателей.
ЕС: Большинство сейчас интересует, смогут ли они попасть в программу. Много вопросов технического характера, которые связаны с ограничениями. Будут ли предусмотрены ограничения по количеству организаций, которые смогут войти в программу по разным трекам? Чтобы обеспечить отбор и дать возможность не только большим университетам войти, но и небольшим перспективным вузам.
ВФ: На первом этапе министерство отберет до 120 вузов. В чем отличие этой программы? Вход в нее будет открыт на протяжении всех 10 лет. Каждый год важно, чтобы у каждого университета была цель и надежда, что, если команда меняется и коллектив работает, то университет может войти в эту престижную ПСАЛ. Внутри программы возможно несколько ситуаций:
• Просто попадаешь в программу и ты уже участник ПСАЛ. Ты получаешь при этом репутационный капитал.
• Минимальный финансовый грант.
Если ты достаточно сильный, что не просто вошел в программу, но у тебя есть амбиция, ты можешь попробовать дополнительно побороться за один из двух статусов: либо стать НИУ, либо стать опорным университетом.