Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 June 18
Научно-образовательная политика
Цифровая экосистема вуза: запустить нельзя медлить (3/4)

ЕС: Василий, большинство университетов видит учебный процесс с сентября в смешанном формате. Как это может выглядеть на практике? Какая доля очного и заочного обучения должна быть?

ВТ: Когда мы просто меняем формат обучения, это может не дать положительного эффекта. Вузы применяли сейчас новые технологии, потому что другого варианта не было. В вопросе нужен ли переход в онлайн или нет выбор определяется тем, как строится траектория обучения каждого конкретного студента, какая у него мотивация, получает ли он больше возможностей. Речь идет не только о переносе занятий в цифровую среду, есть составляющие, связанные с тем, как формируются результаты обучения, как фиксируются знания и т.д. Новое, что может возникнуть сегодня в университете – работа с данными о студентах и преподавателях. На основе этих данных можно выстраивать взаимодействие между ними через цифровую среду. Анализ информации сможет помочь в принятии решений, что перевести в дистанционный формат, а что оставить в очном. Основа, связанная с накоплением данных в системе управления знаниями вуза является важной составляющей. Дистанционный формат расширить свои возможности, выйти за пределы конкретного университета. Если студент имеет мотивацию к этому, то доля дистанционного обучения может быть существенно выше.

ЕС: Андрей, как проверить, что цифровая экосистема университета уже создана? Где точка, на которой остановиться? Как понять, что работа проделана и ее можно завершать?

АЯ: Остановиться никогда нельзя. Любой руководитель должен всегда быть немножко недоволен. Но стоп-точки, вехи, которые ты намечаешь, должны быть обозначены. Приоритеты расставления индикаторов, что ты реализуешься успешно, у каждого университета уникальны. Они связаны с долей образования, исследований, человеческого капитала, инфраструктуры. Приоритеты у всех разные. Для ТПУ успехом является то, что в телефоне есть полностью система документооборота, снятие операционных барьеров, наличие катастрофоустойчивых серверов, которые могут поддерживать работоспособность системы без внешнего интернета. Развитая система видеонаблюдения позволяет грамотно распределять потоки студентов. Вся информация должна храниться в единой системе, это позволяет добавлять новые инструменты для принятия правильных управленческих решений. Каждый университет должен делать свой выбор. Своими наработками мы готовы поделиться. У нас есть 2 трека: разрабатываем программное обеспечение под себя и когда мы работаем в партнерстве.

ЕС: Василий, в каком направлении коллаборации университетов есть будущее? Какой правильный вектор?

ВТ: Есть 2 составляющие сетевого взаимодействия. Первая – про студентов. Любой студент имеет доступ к знаниям, курсам и тому, что происходит за пределами его университета. Сегодня есть платформы, где размещены курсы не только от университетской среды, но и от технологических компаний. Таких курсов становится все больше. Мы хорошо понимаем, что если у студента есть потребность в знаниях, то ограничивать его теми возможностями, которые предоставляет образовательная программа, точно не стоит.
источник
Научно-образовательная политика
Цифровая экосистема вуза: запустить нельзя медлить (4/4)

ВТ: Если мы сможем сделать так, чтобы обучение с использованием внешних материалов оставалось частью его образовательной деятельности в университете, то те возможности, которые дает вуз станут гораздо шире, а мотивация студента к обучению и построению персональной траектории существенно возрастает. Этот аспект является движущей силой для построения сетевого взаимодействия. Это важно, поскольку появляется возможность интегрировать все имеющиеся знания. Второй аспект связан с развитием сетевого взаимодействия университетов в формальной плоскости. Здесь сложнее. Потому что выстроить кооперацию – большая сложная организационная задача. В данном случае мы видим будущее за образовательными франшизами, когда одна образовательная компания может создать методику освоения определенного модуля. Особенность в том, что вуз не просто берет чужой курс, он выстраивает у себя систему подготовки для передачи той компетенции, которой в вузе изначально могло не быть. Франшизы и передача процесса преподавания будет развиваться на том, что называется системой управления знаниями. Фактически франшиза образовательной программы может выходить вместе с некой образовательной платформой, в которой реализуется деятельность всех обучающихся. Это прорывной формат, который сможет развить сетевое взаимодействие между университетами.

ЕС: Василий, планируется ли дальнейшее развитие островов?

ВТ: Вопрос обсуждается, могут быть разные форматы. Конференция совместно с EdCrunch запланирована на осень в распределенном формате, она может стать первым мероприятием. Будет много мероприятий, которые помогут переосмыслить тот опыт, который был получен, и применить его для развития университетов и образовательной системы в целом.

ЕС: Из каких блоков цифровая экосистема университета должна состоять? Какие пропорции смешанного обучения приемлемы для начала обучения в сентябре?

АЯ: Важно понимать, какой студент у тебя в университете. Те студенты, которые знают, зачем пришли, сами определятся в пропорции. Есть студенты, которым подсказали идти в университет. И студенты, которые не знают, почему они здесь оказались. Внутри университета идет плотная работа со студентами, чтобы понять, к какой категории они относятся. Этот показатель сильно варьируется, поэтому возможность надо дать всем. Единственное от чего университет не откажется, всегда самостоятельная работа у студентов сопровождалась дистанционным форматом. Студент должен при самостоятельной работе оставаться под руководством. Сейчас мы готовимся дать возможность всем работать в определенном формате. Дать возможность студенту самостоятельно воспринимать информацию так, как он хочет.

ВТ: Надо ориентироваться на потребности студента. Еще важнее влиять на студентов с точки зрения их осознанного отношения к обучению. Важно, чтобы вуз предоставлял возможности студентам и давал больше свободы тем, кому она нужна. Если университеты после вынужденного перехода в онлайн будут правильно использовать эти инструменты для персонализации и хорошо мотивировать студентов, это даст изменения и многие смогут ответственно и с пониманием относиться к полученным знаниям.
источник
Научно-образовательная политика
Выступая в прошлом году на «Территории Смыслов», Сергей Кириенко назвал «Сенеж» уникальной площадкой, предоставляющей больше возможностей для «Территории смыслов» и развития социальных лифтов в целом. Тогда он рассказал, что «Сенеж» развивается как всесезонный образовательный центр, объединяющий масштабные молодежные проекты с обучением государственных служащих высшего звена:

«Мы постарались создать для вас пространство, где можно начать работать, но дальше мы хотим, чтобы эта территория работала круглогодично. Мы собираемся увеличивать количество образовательных программ. Это очень правильно: в течение года – центр обучения для руководителей, а летом разворачивается молодежный форум».

Зачем учить успешных людей? Какие запросы на новые знания есть у «Лидеров России»? Как меняются требования к руководителям?

Как управленцам получить объективной оценку ситуации в своём регионе и стране в целом в стремительном потоке новостей, когда одна информация противоречит другой и растет количество фейков, что делать, чтобы не попасть в «ментальную ловушку», как научится критически мыслить и отличать правдивую информацию от ложной?

Форум «Территория смыслов»: как изменится формат в этом году, как будет встречать Мастерская управления «Сенеж» участников форума?

Об этих и многих других темах - в Экспертном разговоре с Марией Афониной, проректором по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия - страна возможностей».

Прямой эфир 18 июня (сегодня) в 19:00.

Трансляция эксклюзивно ВКонтакте:
https://vk.com/video-183619859_456239068?list=5c71d9bc86bf7c34a6
источник
Научно-образовательная политика
Смыслы onair: насколько велика территория смыслов в режиме online?

Посткороновирусная молодёжная политика: новые песни о старом или уходим в прорыв?

Президентский вектор: какие преломления большой политики востребованны и актуальны в палитре смыслов прогрессивной молодежи?


Без темников и пафоса в вечернем экспертном разговоре с Матвеем Навдаевым, Программным директором Всероссийского образовательного форума "Территория смыслов" побеседует Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ "НОП", ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.

Прямой эфир 18.06 в 19:45

Трансляция пройдёт эксклюзивно ВКонтакте:

https://vk.com/videos-89015898?z=video-89015898_456239605%2Fclub89015898%2Fpl_-89015898_-2
источник
Научно-образовательная политика
Коллега, Вы абсолютно верно отметили тренды Телеграма – критикуешь у себя, отвечают как на официальный запрос.

Это уровень встроенности Telegram в управленческие процессы.

Но есть и обратная сторона – разблокированная и легальная «телега» становится комфортной площадкой для отработки механизмов российского права.

И может так случиться, что пишешь в личный канал, а на следующий день получаешь ответ, очень похожий на письмо от правоохранителей.

https://t.me/trueresearch/492
Telegram
Русский research
...И вот что нам отвечают по поводу заимствований в диссертации зам. министра П.А. Кучеренко (прислано на @RResearcherBot)

"В информационном поле активно обсуждается тема диссертационной работы заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Петра Кучеренко.
В целях предотвращения распространения фейковых новостей направляем объективную позицию, основанную на фактах, по данному вопросу.

Построчный сравнительный анализ текстов выявил, что П.А. Кучеренко в своей диссертации использовал более раннюю работу одного из соавторов указанной монографии (Бузин А.Ю.), материалы которой частично и были использованы Бузиным при подготовке коллективной монографии. Кучеренко дал соответствующие ссылки на нее, приводил собственные примеры, а также цитаты из нормативных правовых актов, что соответствует требованиям цитирования при выполнении научных работ.

«Диссернет» указывает на заимствования из диссертации Борисовой Н.П. Стоит отметить, что данные «заимствования» полностью совпадают со статьей Петра…
источник
Научно-образовательная политика
#словоРАН
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Приемка-2020

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подписал приказ, регламентирующий приём в университеты.

Абитуриенты смогут подать заявления в вузы до сдачи ЕГЭ – такова главная особенность приёмной кампании этого года. Начиная с 20 июня у выпускников школ есть возможность отправить необходимый пакет документов в выбранные университеты без результатов единого государственного экзамена. Как только будут известны, а затем и внесены в базу результаты сдачи ЕГЭ, приёмная комиссия распределит студентов в рейтинге и опубликует итоговые списки поступивших. Последний день приёма документов – 18 августа. 


В 2020 году подавать документы в вузы абитуриенты будут преимущественно дистанционно. Сделать это можно следующими способами: 

1. Через собственную электронную информационную систему вуза;
2. С использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» (https://www.gosuslugi.ru/superservices/university) через портал Госуслуг;
3. Через операторов почтовой связи общего пользования.


Высшее учебное заведение вправе осуществлять приём документов, а также проводить вступительные испытания и рассматривать апелляции у поступающих лично, если это не противоречит законодательным актам того субъекта, где находится университет, и общей санитарно-эпидемиологической обстановке. 

Ответственность за обеспечение безопасных условий для поступающих и сотрудников организации несёт руководитель вуза. Узнать о том, когда будут проводиться вступительные испытания, абитуриент сможет на официальном сайте университета не позднее 15 июля 2020 г.


Согласно утвержденным особенностям приёма студентов в вузы, списки поступающих должны быть размещены на официальном сайте учебного заведения 19 августа, приказы о зачислении абитуриентов на основные конкурсные места опубликованы 26 августа. Не позднее 15 сентября 2020 года университет должен опубликовать объявление о дополнительном приёме по программам бакалавриата и специалитета по очной и очно-заочной формам обучения.

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2713
источник
2020 June 19
Научно-образовательная политика
Гринфилд в эпоху ПСАЛ

В чем польза научно-образовательных гринфилдов для российских университетов?

Каких компетенций не хватает сегодня ректорам и проректорам вузов?

В какой точке сейчас находится процесс трансформации российского высшего образования?

Что такое «Экспериментальное высшее образование» от SAS?


Смотрите экспертный разговор с Андреем Щербенком, Директором Школы перспективных исследований ТюмГУ (SAS) и Евгением Сжёновым, научным руководителем ЭАЦ "НОП", ведущим экспертом Института образования НИУ ВШЭ.

Сегодня, 19 июня в 11:00 (мск)

Трансляция эксклюзивно ВКонтакте:

https://vk.com/video-146251082_456239156
источник
Научно-образовательная политика
Через час (в 11:00) в Государственной Думе в режиме видеоконференции  пройдет рабочее совещание фракции «Единая Россия» с Министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым по проекту Федерального закона № 960545–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», внесенному Президентом России Владимиром Путиным.
источник
Научно-образовательная политика
Новый науч-поп как инструмент социальной адаптации

Сегодня науч-поп приобретает важную характеристику, которой раньше у него не было: он дает людям возможность адаптироваться к изменяющимся внешним обстоятельствам и среде – получив экспертные оценки от ученых, увидеть последствия этих изменений и приложить их к своей жизни. Новые цели требуют новых форматов и каналов.

В Европе есть старинное развлечение под названием bar hopping: весь вечер переходить из одного бара в другой. Фонд инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) и петербургское интернет-издание «Бумага» решили добавить к доверительным разговорам в баре серьезные научные лекции – так получился фестиваль Science Bar Hopping. Необычная коммуникационная площадка быстро обрела популярность в заведениях Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Люди стали собираться, чтобы получить экспертную оценку  – в неформальной обстановке и от молодых преподавателей вузов или научных работников академических институтов.

Барная атмосфера не мешает говорить о серьезном, а скорее даже располагает к таким разговорам. И молодые преподаватели с удовольствием идут туда, где их слушают и задают вопросы. Отсутствие дистанции не пугает и дает возможность убедить в правильности своих идей.

«Сегодня, когда общество растеряно из-за пандемии и кризисов, у вузов появилась новая функция – не только обучать, передавать знания, заниматься исследованиями – но и выступать, рассказывать, популяризировать. Таким образом они помогают людям адаптироваться к меняющейся жизни и легче принимать новые идеи», – считает Сергей Филиппов, руководитель дирекции популяризации ФИОП.

Соцопросы показали, что такое общение в большой степени востребовано у трех групп – у студентов, молодых специалистов, которые хотят получить «верхнюю картинку» или «быстрые знания» по смежным темам, и у людей более старшего поколения, которые получили хорошее образование, но зарабатывают другим трудом. Наука же им остается интересной и они с удовольствием обновляют таким образом свою «картинку мира».

Проект существует уже два года, но если раньше бары были реальными, то сейчас они стали виртуальными: 17 мая и 14 июня Science Bar Hopping прошел онлайн.

Одна из самых интересных лекций проекта – "Как связь 5G изменит российскую экономику". Ее прочитал Дмитрий Лаконцев, руководитель Центра компетенций НТИ по беспроводной связи и интернету вещей.  
Анонс лекции: мифы и реальность 5 G, ее роль в деглобализации мира и выгоды для отечественного бизнеса.

Посмотреть лекцию Дмитрия Лаконцева можно по ссылке.

А во вложении - интересное исследование аудитории фестиваля.
YouTube
Как связь 5G изменит российскую экономику
Почему мы говорим про связь 5G в контексте бизнеса и экономики? Разве это не просто более быстрый доступ в интернет или умный холодильник? Как сети и сервисы 5G позволят справиться с технологическими вызовами периода восстановления экономики после COVID-19?

Рассказывает кандидат технических наук, руководитель Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха по беспроводной связи и интернету вещей Дмитрий Лаконцев.

Лекция состоялась в рамках второго онлайн-фестиваль Science Bar Hopping. Десять ученых рассказали о том, как технологии влияют на общество и лично на нас с вами. Подробнее о проекте: https://online.sciencebarhopping.ru/

Организаторы Science Bar Hopping — Фонд инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО) и петербургская медиакомпания «Бумага». Официальная соцсеть Science Bar Hopping Online — «ВКонтакте»
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Мария Афонина о «Сенеже» (1/2)

18 июня прошел экспертный разговор проректора по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» Марии Афониной и научного руководителя экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгения Сжёнова.

Евгений Сжёнов: Для кого эта мастерская? Это образовательный центр, где могут собираться талантливые ребята со всей страны? Или это для финалистов конкурсов автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей»?

Мария Афонина: Ведется активный сбор обширной обратной связи по работе мастерской. В этом году уже прошло почти на 2000 участников больше, чем в 2019 году. «Сенеж» считают быстрым, он содержит много информации. Участие может быть в оффлайн и онлайн. Масса мероприятий, которые становятся переломными в жизни участников.

ЕС: Чем «Сенеж» отличается от других образовательных площадок? Почему люди идут даже в период коронавируса? Чем вы отличаетесь?

МА: Для всех слушателей – это возможность попасть в столицу, хоть и виртуально, увидеть лучших спикеров, которые говорят на самые актуальные темы. Уникальность «Сенежа» в том, что эти знания можно получить в свободном доступе.

ЕС: Кто учит ребят, которые приходят? Кто дает контент?

МА: Это лучшие люди, потому что мы ищем спикеров на трендовые темы, которые актуальны. Мы обучаем лидеров, а значит, это харизма, личная эффективность, умение познать себя и работать с внутренними барьерами. Лучших спикеров привлекает аудитория. Получается интересный симбиоз: мы учим лучших, эксперты, понимая это, имеют интерес отвечать на актуальные вопросы в рамках мастерской. Мы подбираем экспертов-практиков, потому что один из принципов мастерской – деятельностный след. Мастерская – место, где лучшие профессионалы делятся своими навыками. А лучшие слушатели получают эти навыки.

ЕС: Президентская платформа «Россия - страна возможностей» представила обновленный функционал обновленной цифровой платформы месяц назад. Есть ли там «Сенеж»?

МА: Мы часть АНО РСВ и образовательный контент там доступен. Многие курсы уже разработаны и мы их постоянно пополняем. Главное быть активно и социально небезразличным человеком. Кроме информации про себя ты получаешь траекторию развития, которая близка тебе. Создано более 100 программ и они продолжают расти. На платформе можно оставить заявку на участие и получить возможность оффлайн-участия.

Источник: https://vk.com/videos-183619859?z=video-183619859_456239068%2Fclub183619859%2Fpl_-183619859_-2
источник
Научно-образовательная политика
Мария Афонина о «Сенеже» (2/2)

ЕС: Удалось ли решить задачу по круглогодичной подготовке управленческих кадров?

МА: Удалось, цифры говорят сами за себя. Круглогодичная работа налажена. Дистанционный формат обучения появился еще до пандемии. Кризис во время самоизоляции не остановил процесс работы «Сенежа». Коллектив мастерской принял активное участие в акции «МыВместе». Цель проекта «Сенеж» – найти способных людей и дать им развиваться.

ЕС: Многие открыли свои платформы и поделились своим контентом в период пандемии. Удалось ли вам сделать аналогичный вклад?

МА: Запустили проект «Полный вперед», который включал в себя вебинары для помощи в том, чтобы пережить период самоизоляции. Мы искали интересных спикеров, которые могли бы помочь руководителям удаленно управлять своими командами, научиться говорить на камеру. Спикеры помогали людям не потерять себя. Наши образовательные проекты, в отличие от остальных, затрагивали «колесо баланса», а не только научную сторону. После каждой встречи было практическое задание, которое надо было выполнить в течение 48 часов, чтобы запомнить пройденный материал.

ЕС: Это программа для своих? Или с возможностью стать своим?

МА: Скорее второе, потому что важно хотеть прежде, чем прийти к нам. У каждого есть возможность в АНО РСВ выбрать вызов, который тебе по плечу.

ЕС: Что так понравилось в «Сенеже»? Что так увлекло?

МА: Я всегда ищу для себя вызовы. Надо делать то, что ты проповедуешь и то, во что ты веришь. Как только ты выходишь из зоны комфорта и получаешь новое интересное дело, то получаешь феноменальное развитие. Крайне важный момент – это люди: команда, коллеги, сотрудники. Все они хотят менять мир и созидать. Это невероятно вдохновляет.

ЕС: У РСВ много социальных лифтов. Как меняется запрос на образовательные программы для Лидеров России?

МА: Мы готовим лидеров, а для любого лидера есть качества, которые требуют гравировки – развиваться дальше и лучше. Ищем инструменты, которые позволяют себя узнать, они включают в себя классику высоко эффективных людей. Участникам представляются различные типологии, чтобы они могли на себя и других людей смотреть под разными углами. Это возможность давать обратную связь без оборонительной позиции. Всегда развиваем навыки публичного выступления. Ключевой навык лидера - умение донести свою мысль, зарядить другого человека. Ты должен уметь говорить, используя харизму, навыки, про это и запрос. Самый «свежий» запрос, который есть в «Сенеже», это запрос на получение знаний и инструментов по оценке достоверной информации. В июле запускается новая интересная программа «Право знать», в составе которой есть инструменты распознавания достоверной информации. В рамках программы будет развиваться компетенция «Критическое мышление». Это трудно развиваемая компетенция, чтобы ее развить, надо уметь анализировать информацию. «Право знать» научит проверять информацию и распознавать лживые факты, то есть мы научим руководителя противодействовать фейк-ньюз, самостоятельно быть коммуникатором и действовать вдумчиво. Часто мы действуем невдумчиво, если информация подкреплена ярким образом или эмоциями, в этот момент возникает феномен постправды, когда доверяешь информации, потому что она нравится. Однако зачастую эмоция, на которую мы покупаемся, требует делиться этой информацией. Тогда этот фейк становится распространенной вирусной правдой. Критически оценивать происходящее и формулировать верные решения – один из трендов современности.

ЕС: «Сенеж» - это площадка для «Территории смыслов», форум является резонансным и заметным среди молодежи, о нем много говорят. Готовы ли вы как хозяева к встрече гостей?

МА: Мы очень ждем и рады, что форум состоится. На прошлой неделе узнали об этом на 100% и очень обрадовались. Мы будем в тренде и будем делать смешанный формат форума: онлайн и оффлайн. Официальное открытие состоится 18 июля. Уже сейчас идет круглосуточная работа по подготовке.
источник
Научно-образовательная политика
«Атомный локомотив» на территории прорыва

В разговоре с президентом Владимиром Путиным генеральный директор Росатома Алексей Лихачев высказался по всем направлениям работы госкопорпорации и ее вкладе в развитие страны.

1.  Росатом – коммерчески успешен и является крупным налогоплательщиком.
2.  Успехи в мобильной атомной («Михаил Ломоносов» в Певеке) и альтернативной (Адыгейская ветроэлектростанция) энергетике.
3.  Белорусская АЭС – «флагманский проект». Росатом в отношениях с Белоруссией и Александром Лукашенко является значимым игроком.
4.  Северный морской путь и Арктика – зоны приоритетного внимания, и рассматриваются Росатомом как своя вотчина.
5.  Росатом активно и эффективно участвует в реализации национальных проектов.
6.  Экология – госкорпорация уверенно агрегировала под своим началом и администрирует все работы по отходам I и II класса опасности.

Стоит отдельно остановиться на некоторых моментах.

«Цифра»
В союзе с Ростелекомом построен самый крупный в Европе центр обработки данных. Работая в парадигме президента Курчатовского института Михаила Ковальчука, Алексей Лихачев предложил размещать крупные ЦОД для информации государственного значения на территории АЭС. Что, по его мнению, повысило безопасность и позволило всерьез сэкономить на электроэнергии.

Этот союз «цифры» и «атомки» логичен для «группы прорыва» с ядром из Ковальчуков и Кириенко. Он подчеркивает не только обоюдную зависимость энергетики и digital-технологий, но и расширение спектра усилий «атомного локомотива» научно-технологического прорыва.

Кадры
«Все наши технологии и установки всё равно без людей ничто. С первых дней работы госкорпорации огромное внимание уделяется работе с людьми, уже есть результаты. В прошлом году мы – первые, лучшие работодатели России по версии HeadHunter, первое место по версии Universal среди молодёжи. У нас возрождён интерес и авторитет профессии инженера. Молодые ребята хотят к нам идти. Мы здесь обгоняем очень многие несырьевые компании в том числе.

Пять лет подряд [занимаем] первое место в WorldSkills Hi-Tech. Три золотые медали мы внесли в копилку нашей сборной на мировом чемпионате, который в прошлом году проходил», - сообщил президенту Алексей Лихачев.

Отметим, что у Росатома – одна из самых впечатляющих программ сквозной и системной подготовки кадров – от среднего профессионального до высшего и дополнительно. Академия Росатома является одним из лучших корпоративных университетов страны.

Наука
«По международному нашему проекту – многоцелевому быстрому исследовательскому реактору – тоже досрочно сдали документы, готова площадка, готов технический проект. Очень надеюсь, что для наших партнёров во Франции, Китае, Чехии это станет притягательным совместным проектом, инновационным, для подготовки реакторов будущих поколений», - сказал Алексей Лихачев.

Проект МБИР по своей сути тесно связан с мероприятиями по созданию инфраструктуры класса megascience. Данный процесс, а также профильную Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований курирует в качестве головной научной организации Курчатовский институт.

«Владимир Владимирович, в заключение хотел бы поблагодарить Вас. Вы в апреле подписали указ о создании комплексной программы развития техники, технологий и научных исследований в сфере использования атомной энергии. Такая программа подготовлена, она действительно комплексная. Она не просто согласована с ведомствами, её поддержала активно Академия наук, Министерство науки [и высшего образования], Курчатовский институт. И мы видим в этом огромную синергию для промышленности, огромную синергию для науки», - отметил Алексей Лихачев.

Здесь речь идет о «нацпроекте “Атом”» - указанная Комплексная программа по своему масштабу и объему финансирования встает в один ряд с другими национальными проектами и является сферой доминирования Росатома и Курчатовского института.

Стенограмма встречи: http://kremlin.ru/events/president/news/63517
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Мау об экономике, коронавирусе и образовании

Сегодня на портале ТАСС опубликовано интервью с ректором Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимиром Мау. В числе прочего обсуждались вопросы дистанционного образования. Прямая речь.

К чести ведущих учебных заведений следует признать, что им удалось оперативно перенести образовательный процесс в онлайн. Преподаватели вне зависимости от возраста и технологической продвинутости в деталях, используя известные до недавнего времени лишь узкому кругу айтишников термины, обсуждают преимущества и недостатки дистанционных платформ.

Онлайн-образование обладает рядом очевидных преимуществ. Это и предоставление широкого выбора образовательных траекторий и ресурсов, создание единой образовательной среды и ее масштабирование, повышение доступности качественного образования; обучение по удобному индивидуальному графику. Кроме того, такая форма существенно сокращает финансовые и временные затраты обучающегося.

Вместе с тем не стоит и абсолютизировать перспективы дистанционного образования. В стандартных, обычных, нормальных условиях онлайн образование — это дополнение к образованию классическому.

Замечательно, что ведущие университеты практически за два-три дня смогли обеспечить онлайн-обучение и подготовленной профессурой, и технологическим сопровождением, и контентом. Но отнюдь не тождественно обеспечить онлайн-образование в условиях надвигающейся угрозы и жить в онлайн-образовании как в некоей новой реальности.

В образовательной сфере обостряется конкуренция, причем не только внутриотраслевая, но и межотраслевая. С вузами начинают конкурировать образовательные интернет-платформы, успешное окончание которых в некоторых случаях предпочтительнее диплома или степени, полученных в местном институте. Более того, университеты теряют монополию на предоставление образовательных услуг. Основными конкурентами становятся не другие университеты, а компании, участвующие в разнообразных, диверсифицированных и свободных от дипломов образовательных программах, которые пользуются все большим спросом.

РАНХиГС продолжит развивать онлайн-обучение в той мере, в какой это будет способствовать повышению качества образовательного процесса в его содержательном, организационном и технологическом смыслах.

Полный текст интервью: https://tass.ru/interviews/8760071
источник
Научно-образовательная политика
Наука и образование: правительственный вектор – дайджест (12-19 июня)

Представлен Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2019 году, подготовленный, в первую очередь, усилиями Минпросвещения и Минобрнауки – http://government.ru/news/39866/

На поддержку федеральных образовательных, научных и медицинских учреждений будет направлено 15,8 млрд рублей. Распоряжение подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин – http://government.ru/news/39885/

Михаил Мишустин утвердил «дорожную карту» в области инжиниринга и промышленного дизайна – http://government.ru/news/39868/

Достичь [ее] показателей поможет совершенствование госрегулирования и улучшение системы кадрового обеспечения. Помимо этого, в числе необходимых для отрасли мероприятий – создание профильных центров на базе инновационных кластеров и вузов, формирование открытого реестра компаний, разработка мер налогового стимулирования, а также подключение к поддержке инжиниринговых фирм институтов развития. Минобрнауки принимает активное участие по развитию сферы исследований и разработок, совершенствованию системы кадрового обеспечения, дальнейшей реализации программы создания инжиниринговых центров, созданию и запуску профильных профессиональных конкурсов и социальных лифтов.

Оперативное совещание премьер-министра Михаила Мишустина с вице-премьерами  о планах мероприятий по реализации новой Доктрины продовольственной безопасности, развитию в сфере инжиниринга и промышленного дизайна, о расширении парка современных атомных ледоколов – http://government.ru/news/39872/

Прямая речь председателя Правительства:

«Утверждён план мероприятий в сфере инжиниринга и промышленного дизайна. Этот план – результат совместной работы Минпромторга, представителей отрасли и научных организаций. Труд промышленных дизайнеров – важнейшая часть создания любого продукта. Он помогает сделать его функциональным и привлекательным для потребителя, а для производителя – простым и лёгким в изготовлении. Причём речь идёт практически обо всех направлениях, начиная от разработки электронных продуктов, бытовой техники и заканчивая строительством новых предприятий, жилья, формированием комфортной городской среды.

В 39 регионах уже создана сеть из 72 инжиниринговых центров. Это более 13,5 тысячи рабочих мест. И свыше 40% данного рынка составляют предприятия малого и среднего бизнеса.

Важно, что более трети всех инжиниринговых контрактов охватывают полный цикл создания объектов – от изначального проекта до сдачи в эксплуатацию. Такой принцип позволяет снизить издержки, повысить качество работ и ответственность исполнителей.

Обновлённая «дорожная карта» предусматривает создание новых центров на базе научно-исследовательских организаций и университетов, а также меры стимулирования экспорта инжиниринговых услуг и поддержки малого и среднего бизнеса.

Мы продолжаем реализацию крупных научных проектов, в первую очередь тех, которые имеют большую технологическую и экономическую перспективу, способны не только продвинуть вперёд науку, но и создать уникальные товары или услуги, дать новые интересные рынки потенциальным инвесторам.

Один из таких проектов – это строительство серии из пяти атомных ледоколов, которые будут работать на Северном морском пути. Задачу увеличить грузопоток по этому маршруту поставил Президент. Развитие этого важного транспортного направления включено в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».

Доработанный проект общенационального плана восстановления экономики направлен Президенту России Владимиру Путину – http://government.ru/news/39899/

«Мы рады, что Правительство сегодня ведёт диалог с научным и экспертным сообществом, это очень позитивная работа, которая продолжится и дальше», – прокомментировал вице-президент НИУ ВШЭ Лев Якобсон.
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня в 18:00 здесь состоится интервью Матвея Навдаева с кураторами молодежной политики из Астраханской области и ЯНАО.
Фон как бы символизирует выводы на чистую воду.

Напомним, вчера в большом интервью НОП Матвей Навдаев заявил, что те, кто ездят на форумы, через 15 лет будут руководить теми, кто их игнорирует; сказал, что на любом современном молодежном форуме есть место для молодежи всех взглядов (кроме тех, кто призывает к насильственным методам); и что кураторы молодежной политики в регионах не могут быть не талантливыми людьми.
источник
Научно-образовательная политика
Рефлексия смыслов, или Что такое #ТСonAir ? (1/3)#ТСonAir ? (1/3)

18 июня состоялся экспертный разговор программного директора форума «Территория смыслов» Матвея Навдаева и научного руководителя ЭАЦ «НОП», ведущего эксперта Института образования НИУ ВШЭ Евгения Сжёнова.

В беседе Матвей Навдаев рассказал, что все достижения ТС – результат большой дружной командной работы, которая создает множество творческих идей. В прошлом году каждая установочная сессия заканчивалась словами «Делай, делай, делай!» Такой подход обусловлен тем, что прокрастинация сегодняшней молодежи достаточно высока, желание начать делать иногда требует огромного времени. Это небольшая лепта в то, что бы вы ни захотели – вы можете сделать. В шутку Матвей отметил, что, чтобы верстка была красивой, все делалось на экране в 2 строки, а верстка с последним словом «делай» в 2 строчки не влезала, поэтому их оказалось 3.

В вопросах личностного развития Матвей Навдаев рассказал, что является сотрудником Вышки - заместителем проректора Касамары - и постоянно находится среди людей, рядом с которыми развивается. Это помогает ему «держать голову» и смотреть по сторонам. Между форумами в период пандемии работа продолжалась, и ее было много. Много совместных проектов с Александром Бугаевым и Росмолодежью, помогают активно развивать молодежную политику Сергей Кириенко, Алексей Комиссаров и другие. «Я пришел 6 лет назад в АНО РСВ, тогда перезапускали «Селигер» и начинали «Территорию смыслов». Это дело чести, которое мне по душе, оно меня не отпускает до сих пор», - поделился Матвей.

Период коронавируса смыслы где-то подкосил, где-то искривил, заставил задуматься о правильности прежних. Формат обучения из-за пандемии изменится. Образованием нужно планомерно и спокойно заниматься длительное время. Медленно думать и спокойно рассуждать – причина, по которой ТС хочет оставить онлайн. Главный вызов – перенести атмосферу оффлайна в онлайн, но в абсолюте это не сделать. При этом не стоит отгораживаться от того, что привносит жизнь. Сейчас COVID-19 заставил всех учиться коммуницировать по-новому. Одна из целей форума – заразить своим опытом и желанием развиваться. Задача сохранить это в онлайне, несмотря в том числе на хейтеров.

Главная задача форума – создание собственного опыта с использованием опыта тех людей, которые приезжают туда. Это концентрированная жизнь, которая позволяет получить ту же информацию, с одной стороны. На форуме создается особая атмосфера, которая эту информацию преподносит иначе, с другой стороны. Ты перестаешь ждать что-то от кого-то и начинаешь делать сам. В этом состоит суть молодежной политики – щелчок, когда молодой человек понимает, что что-то нужно делать самому.

Источник: https://vk.com/videos-89015898?z=video-89015898_456239605%2Fclub89015898%2Fpl_-89015898_-2
источник
Научно-образовательная политика
Рефлексия смыслов, или Что такое #ТСonAir ? (2/3)#ТСonAir ? (2/3)

У организаторов ТС много совместных проектов по молодежке с другими ведомствами. В сменах участвует по 74 региона со всей страны. Много участников, которые еще не определились. Однако мягкие навыки – то, что нужно любому человеку, потому что мы живем в мире постоянной смены профессий. Есть те, кто поняли это, а есть те, кто нет среди молодых людей. «Мы хотим, чтобы люди, попадая к нам, видели, как тяжело трансформироваться и обогащали друг друга новыми знаниями. Когда разные люди встречаются в одной точке, это помогает избавиться от «шелухи». Часто у разных людей возникают совместные проекты, они начинают смотреть на задачи шире», - считает Матвей Навдаев.

Основным мотиватором участников выступает желание делиться своим мнением, своей энергией. Желание делиться своей страстью иногда спит, это постоянный поиск и беспокойство. Это возможность найти что-то большее и быть нужным. Первое и главное – желание найти себе подобных, найти новых людей, обменяться, получить что-то, произвести творческий обмен. Второе – осознанное понимание того, что ты едешь на образовательный форум, чтобы заниматься и думать. Это работа над собой, а не отдых. Третий пункт включает в себя вызов, чтобы перенести большую оффлайн работу сейчас на платформу онлайн. Если все удастся, то это будет первый форум, который пройдет в телефоне. Надо сделать так, чтобы все происходящее было понятно и организаторам, и участникам: опыт реальной жизни, гранты, образовательная результативность с бизнес-ориентацией. Четвертое: в этом году есть уникальная вещь – ведется работа с АНО РСВ. Планируется, чтобы у ребят на смене была возможность пройти тесты на платформе АНО РСВ и попасть в лимитированное число человек, которые доказали, что они готовы быть востребованными в любой момент для своего государства. Пятый пункт – бизнес или управленческая игра. Важно, чтобы человек, где угодно, чувствовал себя на «Территории смыслов».

«Нужно четко понимать, что мы хотим воспитывать молодежь, которая будет жить в нашей стране. Мы занимаемся физиологией», - подчеркнул Матвей Навдаев. На Западе молодые люди часто путешествуют летом именно за счет университетов. Но системно постоянно и уверенно, как в России, мало где есть. Государство хочет, чтобы росли нормальные граждане, которые видели, что происходит. Часто многие в этой связи хотят навесить ярлыки патриотизма. Хотя это не имеет отношения к действительности. Одна из главных задач форума – развивать критическое мышление. Никого конкретно организаторы не просят любить, но призывают к тому, чтобы сопоставлять разные точки зрения. Именно в этот момент начинают работать софт-скиллс. Форум функционирует для тех, кто чего-то хочет.

В этом году будет 6 смен, они официально опубликованы. В первую очередь, идут амбассадоры форума и волонтеры. Первые 2 смены будут камерными из-за коронавируса. Вторая смена – гражданское общество и волонтеры Победы. Третья смена посвящена политической деятельности. Четвертая смена – образование. Пятая – служение отечеству молодых сотрудников, в том числе силовых ведомств. Последняя шестая смена – цифровая экономика. Последняя смена подведет итоги того, как ТС пройдет в этом году. Важно проверять насколько информация ТС трансформируется в навыки и работает.
источник