
ЕС: Василий, большинство университетов видит учебный процесс с сентября в смешанном формате. Как это может выглядеть на практике? Какая доля очного и заочного обучения должна быть?
ВТ: Когда мы просто меняем формат обучения, это может не дать положительного эффекта. Вузы применяли сейчас новые технологии, потому что другого варианта не было. В вопросе нужен ли переход в онлайн или нет выбор определяется тем, как строится траектория обучения каждого конкретного студента, какая у него мотивация, получает ли он больше возможностей. Речь идет не только о переносе занятий в цифровую среду, есть составляющие, связанные с тем, как формируются результаты обучения, как фиксируются знания и т.д. Новое, что может возникнуть сегодня в университете – работа с данными о студентах и преподавателях. На основе этих данных можно выстраивать взаимодействие между ними через цифровую среду. Анализ информации сможет помочь в принятии решений, что перевести в дистанционный формат, а что оставить в очном. Основа, связанная с накоплением данных в системе управления знаниями вуза является важной составляющей. Дистанционный формат расширить свои возможности, выйти за пределы конкретного университета. Если студент имеет мотивацию к этому, то доля дистанционного обучения может быть существенно выше.
ЕС: Андрей, как проверить, что цифровая экосистема университета уже создана? Где точка, на которой остановиться? Как понять, что работа проделана и ее можно завершать?
АЯ: Остановиться никогда нельзя. Любой руководитель должен всегда быть немножко недоволен. Но стоп-точки, вехи, которые ты намечаешь, должны быть обозначены. Приоритеты расставления индикаторов, что ты реализуешься успешно, у каждого университета уникальны. Они связаны с долей образования, исследований, человеческого капитала, инфраструктуры. Приоритеты у всех разные. Для ТПУ успехом является то, что в телефоне есть полностью система документооборота, снятие операционных барьеров, наличие катастрофоустойчивых серверов, которые могут поддерживать работоспособность системы без внешнего интернета. Развитая система видеонаблюдения позволяет грамотно распределять потоки студентов. Вся информация должна храниться в единой системе, это позволяет добавлять новые инструменты для принятия правильных управленческих решений. Каждый университет должен делать свой выбор. Своими наработками мы готовы поделиться. У нас есть 2 трека: разрабатываем программное обеспечение под себя и когда мы работаем в партнерстве.
ЕС: Василий, в каком направлении коллаборации университетов есть будущее? Какой правильный вектор?
ВТ: Есть 2 составляющие сетевого взаимодействия. Первая – про студентов. Любой студент имеет доступ к знаниям, курсам и тому, что происходит за пределами его университета. Сегодня есть платформы, где размещены курсы не только от университетской среды, но и от технологических компаний. Таких курсов становится все больше. Мы хорошо понимаем, что если у студента есть потребность в знаниях, то ограничивать его теми возможностями, которые предоставляет образовательная программа, точно не стоит.