Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 June 04
Научно-образовательная политика
❗️Завтра, 5 июня, в интервью программе «Дайте сказать!» на телеканале Life Министр просвещения Сергей Кравцов расскажет о порядке проведения ЕГЭ в этом году, итогах временного дистанционного обучения и перспективах организации образовательного процесса в новом учебном году.
📲Смотрите эфир в 15 часов по московскому времени.
#Рекомендуем #Интервью #СергейКравцов #ЯндексЭфир #Дистанционка #УчусьДома
источник
2020 June 05
Научно-образовательная политика
Управление, дистант и единая наука (1/3)

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков дал программное интервью ТАСС. Публикуем ключевые тезисы.

Результаты работы министерства зависят не только от министра, но и от всего коллектива, поэтому на этом этапе одна из важных задач — выстроить слаженную работу подразделений, которые формировались в разное время и по разному принципу.

На сегодняшний день в министерстве сформирован состав на уровне заместителей министра, практически полностью закрыты вакансии по директорам департаментов. Помимо представителей научных и образовательных организаций в Министерство пришли новые люди со свежим взглядом, которые не работали непосредственно в сфере образования. Уверен, что эти меры привнесут новое видение.

Автономия вузов позволяет системе высшего образования быть более приспособленной к таким нештатным ситуациям, как коронавирус.

В министерстве прекрасно понимают, что универсальных решений, учитывающих специфику регионов и эпидемиологическую ситуацию, быть не может, поэтому изначально университетам было разрешено дополнять рекомендации Минобрнауки локальными решениями. На мой взгляд, такой рекомендательный гибкий подход министерства полностью себя оправдал.

Однако в момент перехода на дистант стало очевидно, что руководство некоторых университетов боится принимать решения и исходит из принципа «запрещено все, что не разрешено».

В тех университетах, где ректоры и управленческие команды смогли взять на себя ответственность и принимали решения, не дожидаясь окриков из министерства, переход на дистант не вызвал больших проблем. Кто-то перешел на второй день, а где-то сначала взяли паузу.

С первых дней пандемии все стали беспокоиться, сохраним ли мы должное качество и доступность образования в новых реалиях. Согласно данным ЮНЕСКО, 191 страна была вынуждена перевести систему образования на другие рельсы. И все столкнулись с большими проблемами. Что касается России, то в отдельных вузах и на отдельных направлениях сложности были, однако в целом наша система успешно справилась. Университеты в масштабах страны смогли организовать обучение в новом формате в беспрецедентно короткие сроки без предварительной подготовки. И, я уверен, сохранили здоровье многих студентов и преподавателей.

Ротация ректорского состава идет постоянно, но так как предельный возраст пребывания на должности ректора составляет 70 лет, то в ближайшие год-два большая когорта очень уважаемых ректоров достигнут этого возраста. На повестке уже стоит вопрос о лидерстве в этих университетах и о появлении новых людей. Понимая, что эта ротация будет происходить скоро, мы уже обсуждаем возможные кадровые решения.

Подробнее: https://tass.ru/interviews/8644947
источник
Научно-образовательная политика
Управление, дистант и единая наука (2/3)

Программа [5-100] выполнила свою задачу и в этом году будет завершена. Как правило, университеты — участники программы в целом развивались более динамично, чем остальные российские вузы. Программа помогла улучшить позиционирование российского высшего образования и науки на международном рынке. Вузы «5–100» смогли не только привнести передовые практики в учебный процесс и образовательную деятельность, но и стали на порядок активнее работать с иностранными студентами и зарубежными преподавателями.

Разумеется, были у программы и недостатки. Например, повышенное внимание к наукометрии, которого не будет в новой программе.

Новая программа [на смену 5-100], у которой пока что нет общепринятого названия, будет основана на совершенно других принципах. Один из них — сотрудничество и интеграция университетов и научных организаций. В программе будет на порядок больше участников, чем в «5–100», а принять участие в ней сможет любой вуз или институт, способный доказать свою конкурентоспособность, независимо от подведомственности.

Главная цель новой программы — значительно усилить вклад научных и образовательных организаций в развитие страны.

Иными словами, KPI будет основан не столько на наукометрии, сколько на оценке реального вклада в экономический рост, рост благосостояния, создание более комфортной среды в наших регионах и городах.

Программа обсуждается внутри министерства и с университетским сообществом. До этого мы по частям презентовали ее университетам и ректорам. Целостное видение планируем представить в самое ближайшее время.

Дискурс о конкуренции между вузовской и академической наукой пора менять: наука едина, и совершенно неправильно делить ее на «огороды».

Никто не спорит, что большая наука исторически в нашей стране живет преимущественно в академических институтах, однако в последнее время вузы значительно укрепились в части науки и показывают очень достойные результаты. В университетах появились современные лаборатории и очень сильные исследовательские коллективы.

Поэтому я думаю, что будущее — не за конкуренцией между образовательными и научными организациями, а за кооперацией с созданием гибких управленческих структур формата консорциумов при сохранении «суверенитета» всех участников. И это не только пример томского «Большого университета».

Я считаю, что за такими консорциумами будущее российского высшего образования и науки. Быть первопроходцем всегда тяжело, однако эффект, который эта кооперация даст для страны в целом, может стать колоссальным, так как гораздо эффективнее конкурировать и внутри страны, и на внешних рынках сообща, чем по отдельности.

Задача Минобрнауки заключается в том, чтобы развить эти интеграционные процессы на принципах открытости и обеспечить постоянное кадровое обновление науки, которой нужен приток «свежей крови».

Науку делают не структуры, а личности и исследовательские коллективы. Задача министерства, во-первых, состоит в том, чтобы создать максимально комфортные условия для развития потенциала талантливых исследователей и работы больших исследовательских коллективов. Во-вторых, сделать так, чтобы ресурсы шли на те направления и тем коллективам, которые дадут максимальный результат для повышения конкурентоспособности страны сегодня и в перспективе.

Основной принцип министерства — не мешать, а помогать. Снизить административные барьеры и объемы отчетности, чтобы в институтах было больше научного творчества, а не бюрократии и нездоровой конкуренции.
источник
Научно-образовательная политика
Управление, дистант и единая наука (3/3)

Мы стараемся ускориться по направлениям [реализации нацпроекта «Наука»], которые на момент моего назначения вызывали особые вопросы. Например, строительство синхротрона СКИФ в Новосибирске. Еще в начале февраля СКИФ был «горячей точкой», однако на текущий момент заключен контракт, определен подрядчик и начата работа.

Это, конечно, не говорит, что на пути реализации нацпроектов нет сложностей.

Например, из-за коронавируса пришлось ограничить доступ к лабораторному оборудованию, в том числе уникальным научным установкам, до сих пор нет понимания по экспедициям. Ясно, что на научной деятельности скажется и закрытие границ, и отсутствие полноценной научной коммуникации, и невозможность для иностранных исследователей приехать в Россию на постоянные или временные позиции.

В текущем положении нужен не алармизм, а трезвая оценка. Министерство — открытая площадка, мы готовы обсуждать с ректорами вузов, руководителями институтов и научными коллективами их опасения по поводу реализации нацпроекта.

Международное научное сотрудничество с участием России развивается и остается одним из приоритетов. Если говорить о больших проектах в области физики, то они, на мой взгляд, стоят над всей историей с пандемией. Это долгосрочные проекты, поэтому коронавирус оказал на них минимальное влияние.

В образовательном сотрудничестве моя оценка гораздо менее позитивна: из-за закрытия границ российские вузы в следующем году столкнутся с уменьшением числа иностранных студентов. Сейчас очевидно, что нужны другие инструменты работы с иностранными студентами. Речь идет об интернационализации на дому, когда с помощью цифровых технологий можно обучать нынешних студентов и привлекать новых. Конечно, теперь они будут смотреть не только на качество высшего образования в стране, но и на ее способность создать безопасные условия в условиях пандемии.

Наше взаимодействие с РАН строится на основе разумной интеграции и сотрудничества. Мы приветствуем любые предложения, которые сделают сотрудничество РАН и Минобрнауки более эффективным.

Как это взаимодействие организовать наиболее рациональным и разумным способом? Для этого нам совместно с РАН необходимо понять, какие форматы взаимодействия вообще нужны и каких сегодня не хватает.

Не стоит забывать, что в широком смысле РАН никогда не переставала участвовать в научных исследованиях: академики не только принимают участие в работе академических институтов, но и руководят некоторыми из них.

Создание наблюдательных советов с интеграцией представителей РАН, о чем мы договорились с президентом Академии наук Александром Михайловичем Сергеевым, — это одна из таких системных мер, однако не панацея.

Министерство слышит академическое сообщество и приложит максимум усилий, чтобы дать ему возможность внести максимальный вклад в развитие российской науки.
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня день рождения у
Вячеслава Никонова, бессменного
председателя Комитета Государственной Думы
по образованию и науке.

В разные периоды времени Вячеслав Алексеевич был для чиновников то самой страшной грозой в научно- образовательной политике, то получал славу друга министра.
Мы лично видели,как трясло всесильную первого замминистра Третьяк, когда во времена министра Ливанова Никонов на заседаниях Комитета громил решения министра.

Помним, как в другой период времени радовались академики в руководстве РАН, говоря о "союзе с Никоновым против МОН".

Хорошо помним что именно Никонов стал главным лоббистом законопроекта о возрастных ректорах (тогда забракованного, а совсем недавно принятого).

В период министра Котюкова временами Никонов вызывал ярость у вице-премьера Голиковой, публично критикуя ее решения.
Но за спиной Вячеслава Алексеевича всегда стоял спикер Госдумы - в критике его поддерживал и Нарышкин, и позже - Володин.

Один из последних проектов Вячеслава Никонова - создание экспертного совета по дебюрократиции  образования.

Поздравляем с днем рождения и понаблюдаем.
источник
Научно-образовательная политика
Генеральный директор АНО «Россия –страна возможностей» в 10:30 в прямом эфире телеканала «Россия 24». Включайтесь, будет интересно!
источник
Научно-образовательная политика
❗️Восстановление экономики РФ на 5 трлн.
☝️А вы думали, будет больше? Или меньше? Деньги на это есть и даже в избытке: в ФНБ 12,406 трлн рублей. Кабмин не раз заявлял, что готов направить часть денег из фонда на подъем реального сектора. И вот параметры программы объявлены. Ее представил Путину премьер Мишустин.
📍Программа разбита на три этапа. Предполагается, что к концу 2021 года экономика страны будет расти на 2,5%. А также:
👉безработица будет ниже 5 %,
👉реальные зарплаты вырастут на 2,5 %,  
👉бедность снизится ниже 12,3 % .  

Эко-канал RadioSputnik.ru - следим, куда уходят деньги. Подпишитесь, если ещё не с нами: https://t.me/radio_sputnik
источник
Научно-образовательная политика
Лидерство – стратегическое и академическое

Минобрнауки РФ предлагает запустить новую программу повышения глобальной конкурентоспособности вузов, на первом этапе в нее будет отобрано до 120 вузов. Об этом сообщил в пятницу министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании Российского союза ректоров.

«Программу предлагается именовать Программой стратегического академического лидерства. Здесь принципиально важно сказать, что не указываются напрямую университеты, потому что программа видится общая для сектора не только высшего образования, но и науки <…> На первом этапе не будет больше 100-120 вузов», – сказал Валерий Фальков, добавив, что срок реализации программы – 10 лет. Она прошла экспертное обсуждение с ректорами ведущих вузов, а также обсуждалась на площадке правительства и администрации президента.

Эта Программа придет на смену проекту «5-100». Как уже известно – в перезагруженной версии  которой будет участвовать 30 вузов, причем любой подведомственности, в том числе, и регионального учредительства. При этом больше значения будет уделяться связке с реальным сектором экономики, а сами участники могут быть поделены на две условные лиги: мировую и регионально-отраслевую (последняя должна будет в большей степени демонстрировать интеграцию с региональной и общероссийской экономикой).

При этом стоит отметить, что помимо указанной тридцатки, согласно нацпроектным планам, должны быть отобраны не менее 80 опорных для региональной или отраслевой экономики университетов.

Отметим особую значимость того, что к программе академического лидерства могут подключиться научные институты. Это станет значимым фактором реализации научно-технологического прорыва, а также интеграции науки-образования-промышленности-инноваций.

Однако, пока что все озвученные планы являются предварительными набросками. Обсуждения находятся в самом разгаре.

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/minobrnauki-predlagaet-novuu-programmu-povysenia-globalnoj-konkurentosposobnosti-vuzov
источник
Научно-образовательная политика
Лидерство – стратегическое и академическое: основные положения

Прямая речь министра науки и высшего образования Валерия Фалькова.

Мне сегодня выпала честь представить проект новой программы.Программу предлагается именовать программой стратегического академического лидерства и, на мой взгляд, здесь тоже принципиально важно сказать, что не указываются напрямую университеты, потому что программа видится как общая для сектора не только высшего образования, но и науки.

Несмотря на то, что эта программа представляется от лица министерства, она не только прошла серьезное экспертное обсуждение с ректорами ведущих вузов, но и детальнейшим образом обсуждалась на площадке правительства РФ и Администрации президента.

Принципы, которые положены в ее основание: один из главных – это принцип интеграции и кооперации научных и образовательных организаций. Мне кажется, что достижение целей, которые мы все перед собой ставим – это общая задача и университетов и научных организаций.

Второй принцип – это принцип состязательности или конкуренции. Это такое конкурентное поле, где только постоянное движение вперед ценится и позволяет тем, кто показывает наилучший результат, получать наибольшие преференции. Сама конкурентоспособность – это часть миссии, мне кажется, вообще всех университетов, но особенно вот этой группы лидеров.

Еще один важный принцип... мы из него исходили, когда проектировали все значимые элементы программы – это принцип открытости. Чем больше открытости во время отбора и во время деятельности, тем меньше будет вопросов у общества, в том числе, вопросов по такому направлению: как сказала Татьяна Алексеевна (Голикова – НОП), государство выделяет значительный ресурс, что в ответ дают университеты и научные организации?

Для всей системы высшего образования и науки главные цели определены в указе президента РФ – это национальные цели развития страны. Как минимум на четыре цели стоит ориентироваться. Это ускорение технологического развития, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий, вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора.

Планируется отобрать в этом году... 100-120 вузов, ориентировочно до 150 вузов из 724 могли бы войти в эту программу. Программа рассчитана на 10 лет, поскольку университеты живут длинными циклами, а также министерству хотелось бы задавать горизонт на долгосрочную перспективу.

Отбор в программу будет проходить тремя путями. Облегченный вход – вузам, доказавшим свою состоятельность, достаточно будет подтвердить свое вхождение в ряд академических рейтингов, они смогут войти практически автоматически. Базовый вход – это соответствие трем критериям для вузов: не менее четырех тысяч студентов очной формы обучения, совокупный бюджет не менее миллиарда рублей, и не менее 5% – доля доходов вуза от научно-исследовательской работы.
Третий путь предлагается тем вузам, которые не соответствуют названным базовым критериям, и предполагает, что за вуз может поручиться регион, в котором он находится, либо ведомство, в подчинении которого находится учебное заведение, либо госкорпорация, которая готова ему помогать. Также вуз должен представить стратегию развития, которая позволила бы ему достичь показателей, необходимых для базового входа.

Программа, на наш взгляд, должна быть открытой, и вход в нее должен осуществлять не единожды, а раз, допустим, в год или в два года. С тем, чтобы все те вузы, которые сегодня не имеют возможности – пока не соответствуют, у них нет партнеров – они имели возможность в горизонте 10 лет, через год, через два, через три, подготовиться и войти в эту программу.

По итогам первого этапа, в 2025 году будет проведена ротация, чтобы дать возможность войти в программу тем, кто не смог сделать этого на первом этапе, но за пять лет подтянул показатели, сменятся по итогам ротации не менее трети вузов.

Источник: https://ria.ru/20200605/1572512145.html
источник
Научно-образовательная политика
Научно-политическое стратегическое академическое лидерство

Программа стратегического академического лидерства, которая сегодня впервые получила широкую огласку, является делом государственного значения.

Знаком этого является структура управления. Вице-премьер Татьяна Голикова сегодня описала ее следующим образом:

«Один совет – это совет по научно-исследовательским университетам. Второй совет – это совет по опорным университетам. Я не могу сказать, что мы здесь поставили точку в обсуждении. Но и не могу не сказать вам о том, что мы обсуждали. Первый совет – это некий прообраз того, что было по «5-100» (проект повышения конкурентной позиции ряда российских вузов на глобальном рынке), но модернизированный. И здесь с высокой долей вероятности совет будет возглавляться правительством, ну, наверное, мною, как это и было.

Далее еще один совет, совет по так называемым опорным университетам. Мы преложили и фактически уже получили согласие на то, чтобы этот совет возглавил представитель администрации президента в лице Сергея Владиленовича Кириенко. И мы с ним вдвоем будем осуществлять общую координацию глобальной программы».

Основные выводы:

Программа условно делится на два блока: первый – глобальный научно-образовательный. Его возглавляет Татьяна Голикова.

Второй – внутриполитический. Опорные вузы становятся не только точкой массированного входа внутриполитического блока Кремля в образовательные процессы, но и важным фактором внутренней политики.

Через вузы будет осуществляться контроль за всем социально-экономическим состоянием региона и работой губернатора – ведь опорные университеты заточены как раз под экономику и «социалку» субъектов, в которых расположены.

С точки зрения федеральной научной политики произошел тектонический сдвиг – место Андрея Фурсенко занял Сергей Кириенко. Ранее, как правило, у коллегиальных органов управления «советского» типа или у близкородственных советов председательство было двояким – Фурсенко-Голикова (до нее – Дворкович).

Теперь же, как мы видим, формируется связка Голикова-Кириенко. При этом заметим, что у «группы прорыва» (Ковальчуки-СВК) есть очевидные и широкие интересы в научно-образовательной отрасли, которую курирует как раз «социальный» вице-премьер Татьяна Голикова.

В принципе, срок действия программы составляет 10 лет. Конечно, не на всю декаду, но на несколько ближайших лет, судя по всему, оба главы двух советов останутся более-менее в том же статусе и той же сфере компетенций (наука и образование + внутренняя политика у Сергея Кириенко, либо «социалка» у Татьяны Голиковой).

Источник: https://ria.ru/20200605/1572518155.html
источник
Научно-образовательная политика
Многочисленные просьбы коллег не случайны.

Как экспертная площадка Telegram состоялся уже давно.

Если говорить о научно-образовательной политике, то в нашей сфере Telegram давно "положил на лопатки" все иные социальные сети, большинство профессиональных СМИ и различных вестников, вместе взятых.

И это не наши слова. Господин Чеснаков легко получит подтверждение у любого реального лидера мнений нашей сферы.

Как мы писали ранее, в последнем рейтинге экспертов от ЦПК Телеграм как PR/GR-площадка был принципиально проигнорирован.

Поддержим ЦПК и будем наблюдать.

https://t.me/Chesnakov/1664
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзив от наших источников, близких к следствию.

Прямо сейчас - Генеральный директор РВК Александр Повалко в зале Гагаринского районного суда.

Путь управленческого лифта входит в противоречие с планами силовых структур?

Будем наблюдать.
источник
Научно-образовательная политика
РАН 2.0 или две РАН?

«Независимая газета» в редакционной статье констатирует «смерть Российской академии наук» и появление новой, «2.0», – на базе Курчатовского института.

«НГ» абсолютно верно фиксирует основные этапы «сборки» нового лидера отечественной науки на базе Курчатника – от заболлотирования в 2008 году кандидатуры Михаила Ковальчука в академики через реформу РАН 2013 году к формированию на базе Курчатского института многопрофильного научного центра (через присоединение научных организаций и расширение спектра исследований) – атомного, биологического, генетического, гуманитарного, междисциплинарного.

Также верно отмечено, что Курчатовский институт координирует и администрирует сразу несколько ключевых векторов научно-исследовательско-технологических работ: Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий, ФНТП развития синхротронных и нейтронных исследований (программу megascience), а также серьезное участие в науке военной и двойного назначения – через курирования научных компонентов работы военного технополиса ЭРА.

Впрочем, к этому стоит также добавить значимую роль Курчатовского института и в ФНТП развития сельского хозяйства – особенно в генетической части через запуск Курчатовского геномного центра мирового уровня, а также тесное взаимодействие с агропромышленным НОЦ мирового уровня Белгородской области. А также имеет очень серьезные позиции в ядерной медицине.

На основании всех этих факторов редакция «НГ» делает вывод, что РАН стала «невидимкой», а обсуждать дальнейшую ее судьбу «не продуктивно», поскольку Курчатовский институт «уже сегодня де-факто – Академия наук 2.0».

Вместе с тем, не стоит списывать со счетов и РАН. Реформа 2013 года была половинчатой не столько потому, что у Академии осталось лишь научное и научно-методическое руководство бывшими своими институтами, но и вследствие того, что все равно в России сохранилось несколько отраслевых академий наук.

При этом РАН аккумулировала в себе экспертный потенциал практически по всему спектру наук – от гуманитарных до медицинских, от ядерной физики до семеноводства.

Важнейшим фактором последних лет стало закрепление за Академией наук экспертных функций. Да, РАН справляется с этими вопросами не всегда успешно, претендуя при этом на расширении пространства экспертизы. Однако, на данный момент весьма сомнительно, что Курчатовский институт желал бы взять данные функции на себя.

При этом Курчатнику при всем многообразии его компетенций, все равно вряд ли удается «закрыть» хотя бы четверть магистральных научно-технологических областей.

Именно поэтому стоит говорить не о смене версии РАН с 1.0 на 2.0, а о формировании двух Академий – объединенных широкими рамками научно-технологической политики, но при этом достаточно отличных друг от друга по формату работы и назначению.

В конце концов, знающие люди читали не только Стругацких, но и Азимова, а прогрессорство хорошо сочетается с психоисторией.

Статья «Независимой газеты»: http://www.ng.ru/editorial/2020-06-04/2_7879_editorial.html
источник
Научно-образовательная политика
​​Всем привет, с вами Медиатехнолог!

«Всё, что имеет начало имеет и конец.»

Спустя месяц мы завершаем нашу акцию «Telegram - Врачам». Наверное эта акция - первая гражданская инициатива такого масштаба для российского сегмента Telegram.
Мы говорим спасибо всем, кто присоединился к нам и помог организовать доставку обедов для врачей в такой непростой период: деньгами, информационно, всем, кто готовил еду для врачей, а также волонтерам и компании Яндекс, которые помогали в доставке обедов до больниц!

Мы доказали, что телеграм-сообщество - это сила, способная поддержать людей в трудную минуту, что среди нас нет безразличных и что всем нам важно, что и как происходит у нас в стране. Еще раз спасибо Вам всем, от команды акции и от врачей, которым мы доставляли обеды всё это время.

И если вдруг так случится, что опять понадобится помощь, мы знаем, что мы сможем объединится вновь, и что для нас нет не решаемых проблем!

Ещё раз Спасибо Вам за такую возможность!

Отдельно хотели бы отметить команду канала «
Дальше действовать будем мы» оформившего самый крупный донат за все время акции.

В акции принимали участие следующие каналы (пройдите по ссылочкам и подпишитесь):

1. Бойлерная
2. Караульный
3. Старая площадь
4. Кремлевский мамковед
5. Как то вот так
6. Финансовый караульный
7. Политтранзит
8. Выборный
9. Рай и Мкад
10. Диванный аналитик
11. Страна и Народ
12. Небожена
13. Темы.Главное
14. Выборы, выборы, выборы
15. Русское будущее
16. Москва сейчас
17. Доктор прописал
18. СМИ_Ли
19. Еду в Татарстан
20. Варламов
21. Архитектурные излишества
22. Тимирязевский радиус
23. Юрист Евгений Шупиков
24. Мэйдэй. Хроника пикирования.
25. Канал для переболевших
26. Акитилоп
27. Новый век
28. Выпускайте Кракена!
29. Аргументы и FUCK
30. Инвестиционные идеи
31. Научно-образовательная политика
32. Media Малькевич
33. Mos_News
34. Медиацентр B1
35. Политген
36. Натан Вернулся
37. Антонина ненавидит их
38. Наш Чаваш
39. Алло, Галочка, ты не поверишь.
40. Тайны Ленинградского двора
41. Сокамерник
42. Борода вещает
43. Aviaincidet
44. Дальше действовать будем мы
45. Бабская курилка
46. Банковская тайна
47. Клуб детских экспертов
47. Ortega
48. О прививках и COVID-19
49. Злой токсиколог
50. КСТАТИ

И рестораны:

1. «OXUS» в Москве
2. «Винный погреб» в Туле

Мы благодарим рестораны, которые приняли участие в акции «Telegram - Врачам», и призываем Вас, после окончания карантина, обязательно посетить их! Тем более, что лучшей рекомендацией являются отзывы о прекрасной еде от Врачей!

Всю отчётность по акции, а так же фотографии и видео, можно посмотреть на канале «Telegram - Врачам».

Все вы герои! Люди, которые поддержали не только словом, но и реальным делом! Вместе мы Сила!

#НакормиВрачаСпасиЖизни #ИзТелегиСЛюбовью
источник
2020 June 06
Научно-образовательная политика
Первая прямая линия Валерия Фалькова (1/8)

Юрий Вяземский: Добрый день, уважаемые участники и зрители первой прямой линии министерства науки и высшего образования РФ. Валерий Николаевич, здравствуйте!

Валерий Фальков: Здравствуйте, уважаемый Юрий Павлович! Здравствуйте, уважаемые коллеги!

ЮВ: Прежде всего, давайте поблагодарим господина министра за то, что с первого дня работы в этой должности, он стал открытым для очень широкого круга людей. Это очень здорово. Хотелось бы, чтобы эта традиция продолжилась.

ВФ: У нас сегодня знаменательное событие совершенно случайно. Мы не планировали, чтобы это совпало. Я хотел бы поздравить с днем рождения коллег из университетов, из научных образовательных организаций, экспертного сообщества. В той ситуации, в которой мы находимся, я хотел бы пожелать здоровья, счастья и творческого вдохновения. Мы все каждый год в наши университеты ждем умников и умниц.

ЮВ: Сейчас время очень сложное из-за пандемии. С 16 марта система высшего образования и научные институты работают дистанционно. Эту ситуацию заранее невозможно было спрогнозировать. В Ваших интервью Вы неоднократно подчеркивали, что система стресс-тест прошла, но есть моменты, которые требуют усовершенствования. Над чем еще надо работать?

ВФ: Я думаю, что, в первую очередь, надо посмотреть за лето все, чтобы хорошо подготовиться к новому учебному году. В этой ситуации надо задаться вопросом, можно ли организовать работу наших вузов в тех же условиях, которых мы оказались, по-другому. Проще говоря, не уходить дистанционно всем студентам и преподавателям. Это самый актуальный вопрос, и министерство создает специальную рабочую группу с тем, чтобы в самое ближайшее время пересмотреть стандарты деятельности, посмотреть по-другому на операционную деятельность университетов, и посмотреть, как можно в условиях распространения коронавирусной инфекции сохранить жизнь и здоровье преподавателей и студентов при этом наладить учебный процесс. Когда немного пандемия отступила, мы живем, но это другая жизнь, с точки зрения социальной активности, плотности коммуникации и т.д. Вторая очень важная задача: посмотреть, чем можно помочь коллегам-преподавателям, потому что при той нагрузке, которая появилась, многие из них сохранили качество преподавания. До нового учебного года надо понять, как им повысить квалификацию или освоить современные форматы удаленного взаимодействия. Это надо закрепить с тем, чтобы со следующего учебного года все были готовы на 100%.

ЮВ: Дистанционная форма образования во время коронавируса очень помогла. Нет ли опасности, что дистанция между учителем и учеником нарушит живое общение? Ведь воспитание идет через подражание.

ВФ: Опасность такая есть, и это Ахиллесова пята во всем дистанционном образовании. Само качество опосредовано, но все равно по-другому. Нет эмоций и подражания такой степени. Мы друг друга видим и слышим, но это совершенно иной формат образования. Нельзя рассматривать дистанционное образование в качестве альтернативы традиционному формату. Оно может и будет дополнять, оно много на что повлияет. Я думаю, что это должно повлиять на нагрузку преподавателей, потому что они перегружены работой. И это одна из серьезных проблем всей высшей школы. Мы  сейчас опробовали дистанционные форматы обучения, где можно индивидуально заниматься со студентами в малых группах. Это повод вузам задуматься, как перестроить образовательную деятельность без потери качества и разгрузить преподавателей. С этой точки зрения, это преимущество.

Источник. https://www.youtube.com/watch?v=0ZcZ581NUDo&feature=youtu.be
источник
Научно-образовательная политика
Первая прямая линия Валерия Фалькова (2/8)

ВФ: Что касается воспитания и настоящего образования, личное общение с преподавателем - это то, что всегда ценилось. Качественное фундаментальное образование основано на личном общении. Студенту нужна социализация, она тоже является частью университета. Зачастую неизвестно, что интереснее: общение с коллегами или какая-то тема по дисциплине, которую студенты изучают. Наша задача: в условиях, когда можно традиционным образом организовать обучение в университетах с соблюдением всех норм, сократить количество аудиторных часов, добавить больше дистанта, но не уходить полностью и не закрываться. Чему нас научила история с коронавирусом? Мы все вне социума чувствуем себя плохо, возникает ощущение неполноценности, тревоги, подавленности, потому что нам надо общаться. Без этого немыслим университет и высшее образование. Будущее за тем, чтобы адаптироваться, а не за тем, чтобы закрываться в случае всяких угроз.

Студент 3 курса Московского колледжа железнодорожного и городского транспорта Андрей Шаманин: Здравствуйте, Валерий Николаевич! После школы я решил поступать в колледж, чтобы подготовиться к обучению в высшем учебном заведении. Сейчас я всерьез задумался. Обязательно ли мне поступать в вуз для того, чтобы стать успешным?

ВФ: Было бы неправильно сказать, что те, кто имеет среднее профессиональное образование, неуспешны. Успех во многом зависит от самого человека: насколько он целеустремлен, настроен и собран. Это особая присущая каждому человеку специфика, что заставляет одного двигаться и достигать невероятных высот, а другой при тех же параметрах ничего не может достигнуть. Вместе с тем есть научный статистический подход: если сравнить выпускника школы и выпускника вуза, то последний имеет +60-70% образовательной премии на рынке труда. При этом если вы заканчиваете вуз из топ-50, то у вас образовательная премия составляет уже 100%. Если вы заканчиваете дополнительно магистратуру, то, по мнению экспертов, это дополнительно 25% к уже полученному уровню образования (бакалавриат/специалитет). Если вы действительно учитесь и получаете качественное образование, вы более востребованы на рынке. Я бы рекомендовал такое образование все-таки получить.

Сегодня высшее образование практически всеобщим стало. Очень многие поступают, процентов, минимум 60.

ЮВ: Как будет выглядеть приемная кампания этого года? Нужна ли будет ЭЦП абитуриентам для подачи документов в вуз в системе онлайн?

ВФ: В СМИ появилась разная информация, после которой сложилось впечатление, что для поступления в вузы нужна ЭЦП. Это дополнительное препятствие, которое абсолютно ненужно, поэтому никакой ЭЦП ни в этом году, ни в будущем мы не планируем, она не нужна. Есть 4 способа поступить в вуз:
• традиционный, когда можно прийти в вуз при условии, что эпидемиологическая ситуация в регионе расположения вуза подразумевает возможность личного общения;
• через электронные системы самого вуза, когда в личном кабинете можно подать документы;
• отправка документов почтой;
• через сервис «Поступи в вуз онлайн» на портале «Госуслуги» (в этом система тестируется).

Прогунова Лада, доцент кафедры международного бизнеса таможенного дела РЭУ им. Плеханова: Не планируется ли в вузах сокращения кадров или снижения уровня заработной платы преподавателей или увольнения тех, кто не справился с переходом на цифровые сервисы?

ВФ: Актуальный вопрос, особенно учитывая непростую ситуацию на рынке труда. Не может быть никакого увольнения и деления на тех, кто справился и не справился. Все испытывали сложности, потому что не знали особенностей всех цифровых сервисов. Мы в такой реальности еще не жили. Наша задача – дать возможность преподавателям пройти обучение на краткосрочных курсах, если это необходимо. Часть университетов такую работу организовали. По заработной плате. Заработная плата должна не только вовремя заплачена, но и с уровнем.
источник
Научно-образовательная политика
Первая прямая линия Валерия Фалькова (3/8)

ВФ: Вузам и научным организациям будет оказана дополнительная поддержка. Размеры этой поддержки были обозначены: 41,4 млрд рублей. Сейчас министерство применительно к каждому вузу и научной организации анализирует финансовое состояние, в том числе с учетом запросов от коллег. Уже в июне месяце поступят дополнительные средства туда, где наиболее сложная ситуация, для выплаты заработной платы в размерах, которые определены указом Президента. Июнь – это время особенное, преподаватели заканчивают учебный год. У преподавателей и научных сотрудников 2 года: учебный и календарный. Поэтому по окончании учебного года выплачивается не только заработная плата за июнь, но еще и отпускные. Эту задачу все научные организации выполнят, никаких оснований для беспокойства нет. Осенью, когда вернемся, проанализируем ситуацию, там, где необходимо, дополнительно поможем исследовательским институтам и университетам. Все беспокойства в вузах и университетах с сокращением работы, с увольнением связаны, как правило, с нагрузкой. Для этого нет никаких фундаментальных причин, потому что студентов с каждым годом становится больше. В этом году студентов, выпускников тоже будет больше, соответственно, и работы больше. Оснований для того, чтобы сокращать штат или оставлять преподавателей без работы, нет. Если факты будут, в министерство всегда можно обратиться, по каждому такому случаю будем отдельно разбираться.

Врач-терапевт из Таллина, мама иностранного студента, который учится в России, Екатерина Лебедева: Мой сын хочет закончить свой вуз, но границы закрыты, неизвестно, когда откроются. Сможет ли мой сын продолжать учиться удаленно, если границы не откроют до осени? Будет ли какое-то решение со стороны Минобрнауки по этому поводу?

ВФ: Вопрос актуальный. Мне бы хотелось успокоить и заверить, что вне всякого сомнения обучение будет организовано удаленно. Но я хотел бы реально посмотреть на ситуацию. Я не знаю, о каком университете и о каком направлении идет речь. Могу лишь предположить. В ряде университетов эта работа уже проведена. У них есть возможность удаленно организовать обучение студентов по соответствующим направлениям подготовки, независимо от того, иностранный студент или нет. Но далеко не по всем программам, потому что сейчас мы «с колес» переходили, речь идет о следующем учебном годе пока соответствующая работа продумывалась, как ее организовать. Особенно, если студент поступал в вуз, который планирует работать очно, а студент в силу разных причин приехать не может. Мы сейчас отдельно будем рассматривать такие ситуации и помогать вузам такую работу провести с тем, чтобы сформировать гибридные классы, когда кто-то будет находиться очно в аудитории, а кто-то дистанционно, может быть, синхронно будет обучаться, а где-то асинхронно проходить эту же программу несколько в ином режиме. Но это один из вызовов, перед которым сейчас стоят все университеты, где есть иностранные студенты. Мы справимся. Там, где необходимо помочь, министерство обязательно такую помощь вузам окажет.

Артем Метелев, Ассоциация волонтерских центров: Расскажите о Вашем отношении к волонтерскому движению среди студентов? Хотелось бы попросить поддержать возможность зачесть в качестве практики участие в волонтерской деятельности в качестве медиков, социальных работников, психологов, который оказывают профессиональную помощь. Есть ли возможность рассмотреть для тех, кто в период пандемии был активно вовлечен в добровольческую деятельность, учесть вклад в борьбу с коронавирусом при поступлении в аспирантуру?

ВФ: Быть волонтером в период распространения коронавирусной инфекции – фактор, который хорошо характеризует человека. Это люди бесстрашные, люди, которые готовы делиться. Волонтерское движение очень популярно в вузах. Многие присоединились к акции «МыВместе», в которой участвуют не только студенты. Но студенты – это ядро.
источник
Научно-образовательная политика
Первая прямая линия Валерия Фалькова (4/8)

ВФ: Что касается преференций, мы вправе и сделаем это. Рекомендации будут оформлены письменно и направлены в вузы с тем, чтобы можно было зачесть в качестве практики. Наверняка будут какие-то бюрократические сложности и проволочки, потому что зачастую бывает, что добрая воля есть, а локальный акт не позволяет. Акт всегда можно подкорректировать. То, что касается поступления, у вузов есть возможность дать дополнительные баллы за волонтерскую деятельность. В правилах приема каждого вуза установлено, за что даются дополнительные баллы. Мы такую работу с вузами уже проводили и давали рекомендации. При наличии волонтерской книжки можно присваивать дополнительные баллы, это повышает шансы на поступление в вуз.

Екатерина Мягкова, студентка 2 курса Мичуринского государственного аграрного университета: Вы недавно переехали в Москву. Москва – это очень интересный культурный город. Как при таком плотном графике у Вас получается найти время на какой-то досуг и как Вы вообще отдыхаете?

ВФ: Москва, действительно, большой и интересный город. У меня большие планы с ним ознакомиться, побывать не только в музеях и театрах, но и еще много где. С учетом того, что через 1,5 месяца после прихода в министерство, был объявлен режим самоизоляции и социального дистанцирования, то возможности побывать в разных интересных местах пока я не реализовал. Думаю, что сейчас, во второй половине июня, такая возможность предоставится, также лето предполагает немного другой график. Я обязательно этим воспользуюсь. Пока лишь строю планы.

Саргылана Игнатьева, ректор Арктического государственного института культуры и искусств: Благодаря слаженной поддержке Минобрнауки наш творческий вуз безболезненно перешел на дистанционное обучение. Но живое общение никто не отнимал. Больной вопрос: государственная итоговая аттестация в дистанционном режиме для ряда специальностей. В письме Минобрнауки от 23 апреля 2020 года мы не увидели четкой установки, поэтому вопрос: возможно ли принятие отдельного решения Минобрнауки РФ по проведению ГИА по творческим направлениям и специальностям, по которым ФГОС запрещает ГИА в дистанционном режиме?

ВФ: Вопрос непростой. К ФГОС и вузы и министерство должны относиться уважительно. Если там записано, что в онлайн-формате запрещено, давайте пока будем исходить из этого. Я знаю, что у вас ситуация пока непростая и послаблений по карантину нет. Речь идет о государственной аттестации промежуточной? Или для выпускных курсов?

СИ: Об итоговой.

ВФ: То есть речь идет о выпуске. Я предлагаю поступить следующим образом: у нас на протяжении 2 месяцев еще поле для маневра есть, давайте посмотрим с учетом эпидемиологической ситуации у вас. Лучше позже, но провести все-таки очно экзамены для творческих специальностей. Если такой возможности не будет, то мы дополнительно проработаем, посмотрим, как вам помочь, если вы в принципе можете организовать в онлайн-формате. Наш опыт взаимодействия с творческими вузами показывает, что они готовы, как вступительные испытания, так и итоговую аттестацию, они готовы перенести, но не перевести в онлайн-формат. Я бы пока был позитивно настроен, потому что ситуация положительно меняется практически во всех субъектах. Можете на нас рассчитывать, мы не оставим вас в этой ситуации один на один с коронавирусом.

Светлана Кужугет, кандидат биологических наук, тыва: Когда возобновят выдачу жилищных сертификатов для молодых ученых?

ВФ: У нас есть специальная ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам по обеспечению жильем и оплате ЖКХ». Мы в ближайшее время готовимся выдать 42 сертификата, 79 таких сертификатов уже выдано. В прошлом году было выдано всего 154. Списки получателей сертификатов в 2020 году в июне будут опубликованы на официальном сайте министерства, дополнительно будет размещен порядок подачи документов для получения сертификатов.
источник
Научно-образовательная политика
Первая прямая линия Валерия Фалькова (5/8)

ЮВ: Когда Вы заканчивали вуз, Вас распределяли на работу?

ВФ: Нет, я сам выбрал место работы.

ЮВ: Уже кончилось распределение, которое было когда-то обязательным? Трудоустройство студентов – серьезная проблема.

Олег Цапко, председатель всероссийского студенческого союза: У меня вопрос по положению студентов. На протяжении многих лет всероссийский студенческий союз ведет проект «Студенческий дозор», правозащитный проект. К нам поступает большое количество обращений, связанных с тем, что в связи с эпидемией многие студенты попали в трудную финансовую ситуацию. Многие студенты сейчас находятся в непростом положении. Хотелось бы узнать, на какую помощь российские студенты могут рассчитывать уже сейчас? Какие решения по этому поводу приняты на будущее? Какие меры еще только планируется принять?

ВФ: Мы занимаемся этим вопросом, начиная с середины марта, потому что мы понимаем, что значительная часть студентов подрабатывали, с учетом того, что мы стали жить в другом мире, они просто потеряли эту работу. Поэтому первое, что мы сделали, договорились с вузами, что развернем большую программу трудоустройства. Сегодня уже 150 вузов в нее вовлечены. Мы планируем сделать эту программу постоянной, в период эпидемии она была тестовой. Поэтому я бы рекомендовал всем студентам обратиться в свои вузы, в том числе на сезонные работы. Каждый вуз творчески подходит. Уже трудоустроено 16 тысяч студентов. Второй момент, который касается стоимости обучения. Значительная часть студентов, проживающих в общежитиях, выехали. Мы рекомендовали вузам сделать перерасчет за проживание в общежитиях: средства либо вернут, либо их учтут в счет будущего проживания. Третий важный момент актуален для поступающих на программы бакалавриата и магистратуры – стоимость обучения. Мы договорились и абсолютное большинство вузов это поддержали, что стоимость обучения не индексируется, сохраняется в 2020 году на уровне 2019 года. По этому году нет универсального средства снизить стоимость обучения. При скептическом отношении к дистанционному образованию между студентом и университетом или между родителем и университетом заключен договор. Мы рекомендовали там, где не выполняются условия договора, рассматривать как повод для снижения стоимости обучения. Но это всегда индивидуальная история. Если говорить про всех студентов и все вузы, то мы сознательно на это не пошли. Почему? В противном случае мы бы оказались в очень сложной ситуации: преподаватели работали, бюджет вузов формируется в том числе от этих доходов.

ЮВ: Ботанический сад закрыт по приказу Минобрнауки. Жители Москвы собрали петицию с требованием открыть территорию ботанического сада для посетителей. Требуем решить вопрос оперативно.

ВФ: Это решение было оперативно принято в логике развития ситуации, несмотря на то, что не все это решение приветствовали, но оно оправдано. Сейчас постановка вопроса справедлива, на следующей неделе мы ботанический сад откроем для посещения. Не позднее 11 июня мы откроем ботанический сад.

Аду Яо Никез, Ассоциация иностранных студентов: Вопрос продления визы для студентов. Готовы ли продлевать в это время?

ВФ: 17 апреля 2020 года было принято соответствующее постановление правительства и продлен срок действия виз. Сегодня продление допускается до 90 дней, при этом оно может быть неоднократным. Действие визы продлевается территориальными органами МВД. Это всегда непростая процедура, но мы всегда настраиваем вузы на то, чтобы помогать студентам. Госпошлина за продление не взымается. Иностранные студенты оказались в наиболее сложной ситуации: и те, кто выехал, и те, кто остался. Мы сейчас думаем об организации методической и консультационной помощи иностранным студентам. В ближайшие 2 недели будет широко анонсировано, куда по этому поводу можно будет обращаться.
источник
Научно-образовательная политика
Первая прямая линия Валерия Фалькова (6/8)

Магомед Магомедов, ученик 10 класса махачкалинской школы: Я надеюсь в будущем стать ученым. В Швейцарии есть большой адронный коллайдер, во Франции международный экспериментальный ректор. Есть ли в России что-то такого же уровня, где я смогу работать?

ВФ: Россия великая научная держава. У Вас есть большие возможности, потому что у нас есть и инфраструктура, и программные инструменты развития и поддержки. Недавно была принята специальная федеральная научно-техническая программа синхротронных и нейтронных исследований. В России, например, есть реактор «ПИК», комплекс «Ника». Еще сейчас разворачивается большая работа по установке класса мегасайенс в Новосибирске «СКИФ». У нас уже имеется конкурентоспособная инфраструктура и в ближайшее время появится неимеющая аналогов в мире. Проблем с трудоустройством не будет.

ЮВ: Жили ли Вы в общежитии?

ВФ: В общежитии я не жил, скажу честно. Но я там бывал, потому что я был нормальным студентом.

Екатерина Елкина, заместитель председателя объединенного совета обучающихся Сахалинского государственного университета: Большинство общежитий российских университетов строились еще в советское время и на данный момент они устарели как внешне, так и морально. Как будут обстоять дела со строительством новых общежитий либо с капитальным ремонтом старых в ближайшее время?

ВФ: Тяжелый вопрос, потому что сейчас у нас дефицит общежитий. Что касается вашего общежития, то в этом году на ремонт нескольких общежитий средства выделяли, поэтому к новому учебному году часть этих общежитий будет в другом состоянии. Если говорить в целом по стране, то 24 общежития строятся, расчетной мощностью на 15 тысяч студентов, если говорить о новых общежитиях. Министерство ежегодно выделяет средства, в этом году выделено почти 3 млрд рублей на ремонт 243 корпусов общежитий. Важно не просто провести ремонт, но и каким он будет. Студент сегодня не такой, как 20-30 лет назад. Студенты сегодня справедливо хотят комфортных условий проживания. Эта программа получит развитие. На будущее мы соберемся и обсудим вопрос общежитий. В Сахалинском ГУ у губернатора особые планы развития кампуса университета, поэтому будет значительная финансовая поддержка.

Сергей Коновалов, директор морского гидрофизического института: В рамках нацпроекта «Наука» строятся суперсовременные научно-исследовательские суда. Каково положение этого вопроса? И каковы шансы получить эти суда в обозначенные в нацпроекте «Наука» сроки?

ВФ: Величие державы измеряется, в том числе, возможностью проводить исследования на просторах мирового океана. Нельзя сказать, что все легко дается, идут обсуждения. Из позитивного: закончено проектирование 2 больших научно-исследовательских судов неограниченного района плавания. Мы рассчитываем, что к окончанию нацпроекта «Наука» эти суда поступят и их можно будет в полной мере использовать. Сейчас мы определяемся, кто изготовит, где это будет проходить. Все точки невозврата пройдены: есть проекты, согласованные с научно-исследовательским сообществом и понимание, что это будут за суда. Рассчитываем, что за 3 года работа будет завершена. Второй важный вопрос – не только строить, но и ремонтировать: в этом году судно «Академик Николай Страхов», «Академик Келдыш». Последовательно каждый год будем ремонтировать. Рассчитываем на то, что в ближайшие 3-4 года будет совершенно другая ситуация с научным флотом. Не все вопросы решены. Сейчас идет дискуссия относительно подводных глубоководных аппаратов, как поступать с экспедициями, организационные форматы управления. Вопрос один из приоритетных в деятельности министерства. как у вас ситуация в регионе с пандемией и как вы планируете организовать свою работу в ближайшие летние месяцы? Нужна ли помощь?

СК: Вчера вышла научно-исследовательская экспедиция на 26 суток на судне «Профессор Водяницкий» в составе 30 океанологов. Мы работаем.
источник