Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 June 08
Научно-образовательная политика
Главный канал о региональной политике "16 негритят" @Gubery@Gubery продолжают праздновать день рождения и в честь 3-х летия и 30 k подписчков предлагаем лучшие, на наш взгляд, федеральные каналы.

Караульный - главный агрегатор Telegram,  собирает самую полную картину всего происходящего в Telegram.

Политджойстик - авторский канал Марата Баширова, который первым открыл жанр telegram-колумнистики.

Кремлевский безбашенник -
политическая аналитика.

КАК-ТО ВОТ ТАК - единственный пример регионального канала, ворвавшегося в большой федеральный пул и с успехом там функционирующий, аналитика  и инсайды.

Красный Сион - исследователи России и мира с точки зрения истории, социологии, религии, понятным языком.

Пул N3 - все о первом лице государства, коротко и по делу.

Politburo 2.0 - авторский канал политолога Евгения Минченко.

Раньше всех. Ну почти - чаще всего коллеги оправдывают свое название, ну почти...

Выборный - еще один агрегатор, посвящённый всему, что связано с выборами и предвыборными технологиями.

Без комментариев - только цитаты, оперативно, без воды.

Научно-образовательная политика - как вы думаете, насколько тесно связаны политика с наукой и образованием? Ответы здесь.

Россия в глобальной политике - даёт самый полный срез о политике в мире.

Дежурный по СНГ - главный канал о политике на постсоветском пространстве.

Gossovet 2.0 - все о региональных элитах и межэлитарных связях.

Обухов.PRO - авторский взгляд на текущие процессы от секретаря ЦК КПРФ Сергея Обухова.

Преемник - острый на язык канал политической хроники.

Кот Эльвиры - финансовые новости.

Газмяс - новости о российском и мировом ТЭК.

Темы. Главное (ГлавМедиа) - новости, политика, медиа, мониторинг.

Майский указ - все об исполнении в регионах майских указов президента.

Зелёный змий - все о природе и экологии.

Неминздрав - коротко и ёмко о здравоохранении и не только.

ЭИСИ - Повестка дня -  аналитика от Экспертного института социальных исследований.

SexyGuber - региональные красавчики глазами любительниц из пула.

Замгубернатора - интересное чтиво про тех, кто составляет команду глав регионов.

И ещё один список федеральных каналов, с которыми мы активно сотрудничаем.

Зелёная папка - все о губернаторах и кураторах.

ПолитБрокер - политическая Биржа, рейтинг губернаторов N1.

Замполит - каждый день проводит политинформации, просто главный Замполит.

#16негритят
#телеграмрулит
#главныйканалорегиональнойполитике

Ваши "16 негритят" aka @Gubery
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков о программе академического стратегического лидерства (1/3)

8 июня в программе «Мнение» на телеканале «Россия-24» министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков представил новую программу стратегического академического лидерства.

Это новая программа, она давно обсуждалась, порядка 1 года на разных площадках. Предложения о продлении проектов «5-100» и «опорных университетов» неоднократно звучали, но в итоге родилась принципиально новая программа. Мы назвали ее программой стратегического академического лидерства. У нее есть несколько принципиальных отличий: во-первых, в ней сможет поучаствовать гораздо больше российских вузов. Мы планируем, что число участников достигнет 100-120 университетов, но не на первом этапе, а со временем.

Программа «5-100» в этом году закрывается. Новая программа не является ее продолжением, это принципиально новая программа, правда на фундаменте тех программ, которые были реализованы в последние годы, их было несколько. Меняется целеполагание: важны не рейтинги, не наукометрические показатели, а в данном случае в центре внимания всех университетов должны быть национальные цели развития.

Каждый университет должен соотнести и ответить себе на вопросы:
• Какой вклад в развитие территорий, социальное, экономическое развитие региона он делает?
• Какой вклад в технологическое развитие отрасли он делает?
• Как он готовит кадры для сферы науки и высшего образования?
То есть то, что нас волнует в нашей стране. Что касается рейтингов и наукометрических показателей, они будут приниматься во внимание, но не в приоритетном порядке, скорее, как дополнительные критерии оценки. При условии вхождения в программу будут смотреться соответствующие показатели и показывать в последующем динамику развития университетов и консорциумов.

На сегодняшний день по разным оценкам от 150 до 200 вузов могут заявить свою амбицию. Принципиально важно отметить, что это будет открытая программа: вход в нее будет не только в 2020 году, она предполагает ежегодный добор. Те, кто хотел бы в ней участвовать, каждый год могут подавать заявку, специальная комиссия будет рассматривать и принимать решения. В случае, если вуз не соответствует одному из трех названных критериев, есть возможность участия, если вуз берет на себя обязательство представить программу развития, в которой он в течение 1 или 2 лет достигает всех тех показателей, которые необходимы для участия в программе. При этом за этот вуз должен поручиться либо регион, если он заинтересован в его развитии, либо госкорпорация, либо федеральный орган исполнительной власти. Критерии предложены Минобрнауки и еще будут обсуждаться с профессиональным сообществом, но пока они хорошо восприняты.

Самое главное [для вузов] – репутационный капитал, престиж. Когда вузы в конкурентной борьбе получают возможность участвовать в программе и побеждают, это делает их более интересными и увлекательными и для преподавателей, и для студентов. Всегда в таких случая образуется сообщество, где все передовые практики образования, организация взаимодействия с работодателями, работа с иностранными студентами, привлечение преподавателей активно нарабатываются и распространяются среди участников программы. Планируется, что все участники программы будут получать ежегодный базовый грант, независимо от того, планируют ли они получить особый статус национального исследовательского, либо опорного университета. Но получать не «просто так», решение будет соотноситься с программой развития, потому что она является одним из условий вхождения. Вуз разрабатывает программу на ближайшие 10 лет, представляет ее. Эта программа оценивается вместе с показателями, заслушивается управленческая команда, которая представляет команду. В последующем вопрос о выделении гранта обусловлен отчетом о реализации программы.

Источник: https://youtu.be/T_aP91zPrZs
YouTube
"Мнение": Валерий Фальков о новой программе стратегического академического лидерства - Россия 24
Министерство образования представило новую программу стратегического академического лидерства. Что это такое, какие изменения она привнесет в работу вузов и каковы цели данной программы? Об этом рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Подпишитесь на канал Россия24: https://www.youtube.com/c/russia24tv?sub_confirmation=1


Последние новости России и мира, политика, экономика, бизнес, курсы валют, культура, технологии, спорт, интервью, специальные репортажи, происшествия и многое другое.
#Россия24 #Вести #Новости


Официальный YouTube канал ВГТРК.
Россия 24 - это единственный российский информационный канал, вещающий 24 часа в сутки. Мировые новости и новости регионов России. Экономическая аналитика и интервью с влиятельнейшими персонами.


Смотрите также:
60 минут - https://www.youtube.com/channel/UCR16nHT1nkmG7g9AkE9tGeQ?sub_confirmation=1
Новости в прямом эфире - https://www.youtube.com/playlist?list=PLLHjKKyQ4OaQ73BA1ECZR916u5EI6DnEE
Международное обозрение - https://www.youtube.c…
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков о программе академического стратегического лидерства (2/3)

Сегодня очевидно, что финансирование программы стратегического академического лидерства будет многоканальным. Программа напрямую соотнесена с нацпроектом «Образование», в рамках этого проекта не меньше 52 млрд рублей будет направлено на развитие университетов, начиная с 2021 года по 2024 год. По дизайну программы подразумевается, что будет региональное финансирование, плюс участие бизнеса, который будет участником создаваемых консорциумов. В самой программе развития «опорных университетов» будут проекты, в том числе профинансированные бизнесом. Через какое-то время будет понятен общий бюджет программы, но это достаточно серьезные средства.

В хороших университетах на 3-4 курсе, если это бакалавриат, или на 4-5 курсе, если это специалитет, студенты уже четко представляют себе, где они будут работать. Во многом это обусловлено тем, что у таких университетов ясные, понятно выстроенные отношения с работодателями. В основании программы большую роль играет принцип интеграции и кооперации. И для НИУ, и для Опорных университетов актуально создание консорциумов, в одном случае с научными организациями, в другом случае с предприятиями реального сектора экономики, другими университетами и научными организациями. Исходя из того, что будет более плотная кооперация, мы рассчитываем, что вопросы трудоустройства будут решаться принципиально по-другому, поскольку, если есть нормальные проекты с предприятиями, то предприятия участвуют в организации образовательной деятельности, вместе с ними реализуются исследовательские проекты, в этом случае студенты неизбежно вовлечены. Тогда знакомство студента и работодателя происходит еще в университете, и очень быстро решается вопрос трудоустройства. Либо студент сам себе должен задавать вопросы, если у него есть вопросы по успеваемости, либо таких вопросов нет, потому что лучших на старших курсах работодатели уже берут себе.

Мы долго советовались [по поводу названия программы], наверняка еще будут дискуссии. Каждое слово здесь имеет значение. Что касается слова «академический», оно многозначное в русском языке. Очень много смыслов, в данном случае важно было подчеркнуть, что это программа развития не просто университетов или вузов, но это в равной степени и программа развития для научных институтов. То есть она адресована не только сектору высшего образования, но и сектору науки. По самому дизайну программа рассчитана таким образом, что при получении статуса НИУ и опорного университета, важно показать реальное стратегическое партнерство с научно-исследовательскими институтами. В самих критериях это будет прописано. При отборе будет смотреться содержание того, что это за партнерство. Важно не только заявить, но и показать результат. А результаты партнерства – это подготовленные кадры по конкретным магистерским, аспирантским программам, это результаты научных исследований. Здесь мы ориентируем не только на статьи и выигранные гранты, но и коммерциализацию результатов исследовательской деятельности.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков о программе академического стратегического лидерства (3/3)

Вполне найдется [достойное для всех наук]. Если мы представим себе гуманитарный вуз, то он также может быть опорным для какой-то сферы деятельности. Давайте возьмем большую масс-медиа сферу, где нужна и подготовка кадров, и надо взаимодействовать с работодателями по самому широкому спектру вопросов: телевидение, традиционная пресса, современные медиа. Почему здесь нельзя построить одному или нескольким вузам, академическим институтам соответствующий отраслевой консорциум? Этот список можно продолжить. Отраслевые практически все вузы, они в этом случае в благоприятной ситуации, потому что наиболее сильные или конкурентоспособные из них могут претендовать на то, чтобы объединить вокруг себя другие отраслевые вузы, и тем самым создать консорциум. Для чего такие консорциумы нужны? В том числе для того, чтобы достигать других более значимых результатов. Кооперация часто недооценивается, она не просто удваивает, она делает сильнее каждого участника такого консорциума, если это настоящая интеграция.

Есть 2 идеологии [по формированию консорциумов]: с одной стороны, все полностью расписать в дорожную карту. И на мой взгляд, это неправильно. Поэтому в основание программы заложен другой принцип: свобода, основанная на академической автономии как вузов, так и научных институтов. Мне кажется, будут самые интересные консорциумы и партнерства, мы даже себе не можем представить. Мы лишь задаем рамку, кто может быть участником программы. Кто может быть партнером? Любой другой университет, любой НИИ, неважно, государственный он или частный. Бизнес тоже может участвовать самый разный. Все зависит от инициативы, от того, кто хочет участвовать в программе, как он выстроит этот консорциум. С 5 июня, с момента презентации программы прошло мало времени, но уже интерес к программе огромный. Консорциумы и партнерства будут очень интересными и в этом сила программы, потому что через такие консорциумы можно получить совершенно другой результат.

[Хотелось бы взаимного движения навстречу – регионов, бизнеса, вузов, научных институтов], но скорее всего, будет, что региональные власти и бизнес будут подвигать университеты к участию, потому что на территории регион и крупные муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы вузы были точкой притяжения молодежи, чтобы не было оттока в столицу и много других задач решает. Что важно, в этой конструкции, если есть интерес регионов, бизнеса и партнеров из научного и научно-технологичного сектора, то если вуз не проявит инициативу и амбицию, то ничего не произойдет. Одним из принципов программы является состязательность. Тот, кто хочет развиваться, должен показать и доказать это на деле. Если желания нет, то и ставку делать на такой вуз смысла нет, надо ставить вопрос о кадровых изменениях.

Если во всех предыдущих [программах, в первую очередь – 5-100] было ограниченное участие профильных или отраслевых вузов, то эта программа рассчитана на все вузы. Все могут в равной степени участвовать. Мы считаем, что так конкуренция будет больше. По этапам: в ближайшие 2 недели состоится обсуждение. Оно ведется на разных площадках, главная площадка – Российский союз ректоров. В последующем проект нормативного акта будет внесен в Правительство РФ, планируется, что осенью начнутся отборочные мероприятия. В интервале месяца после этого будет отбор на присвоение статуса НИУ и опорных университетов.
источник
Научно-образовательная политика
#словоРАН – Президент Академии наук Александр Сергеев о новой Программе стратегического академического лидерства

#словоРАН – Президент Академии наук Александр Сергеев о новой Программе стратегического академического лидерства

По существу, это новая стратегия развития высшего образования в России. Она была анонсирована сегодня на совещании с Татьяной Алексеевной Голиковой, в совещании также принимали участие ректоры ведущих вузов страны. Эту программу поддерживает и Правительство РФ, и администрация президента РФ.

О чем идет речь? Сейчас у нас есть несколько программ поддержки ведущих унверситетов. Например, программа 5-100, которая в этом году заканчивается, есть также программа поддержки опорных университетов и др. Сегодня обсуждалось создание новой десятилетней стратегии поддержки высшего образования. Новая программа предусматривает ориентацию наших вузов на то, чтобы готовить кадры высокой квалификации для российского работодателя. Прежде всего речь идет о работодателях в сфере высоких технологий и передовых отраслей промышленности, науки. Такую стратегию я считаю очень интересной. Речь идет о том, чтобы не просто зафиксировать участников в Программе, а создать более открытую систему, в которой сможет участвовать большее числов вузов и будет возможность входа/выхода из Программы.

Предполагается два трека этой программы: один — на базе национальных исследовательских университетов, второй — на базе опорных университетов. В первом случае основным заказчиком кадров (выпускников) выступают наша наука и высокотехнологичные направления промышленности, во втором — отраслевые министерства, региональные власти. Предполагается, что в обоих этих треках университеты будут принимать участие в составе неких объединений, партнерств. Если говорить о национальных исследовательских университетах, то это партнерство с научными организациями, с академическими, прежде всего. Университет для вступления в программу будет подавать свои проекты совместно с объединениями, куда входят научные организации. Именно поэтому в программе появляется термин академическое лидерство. Это будут партнерства, в которые уже включены заказчики (работодатели) — и это принципиально важный момент. Научные организации (они же работодатели) вместе с университетами будут разрабатывать программы подготовки студентов. Эта идея партнерства вузов с работодателями пронизывает и первый трек, и второй.

Главным KPI для вузов в рамках Программы должен быть KPI востребованности выпускников — наукой, работодателями. Суть в том, чтобы готовить выпускников, которые будут востребованы именно российским работодателем.

Если программа будет утверждена, Российская академия наук сможет принять активное участие в ее развитии. Ведь РАН осуществляет руководство не только академическими учреждениями, но и всеми научными организациями страны. Мы готовы оказать всестороннюю научно-методическую поддержку Программы: и в плане создания вышеупомянутых партнерств, консорциумов, и в плане предоставления академических площадок наших отделений для обсуждения программ развития этих объединений, мы готовы формировать академические наблюдательные советы в вузах, работать на площадках в этих вузах и так далее.

Куратором трека национальных исследовательских университетов будет Татьяна Голикова, а куратором опорных университетов — Сергей Кириенко. Сегодня на совещании это было озвучено. Поставлена задача в течение двух недель провести обсуждение Программы на разных площадках, внести коррективы, а далее должно выйти постановление Правительства.

Источник: https://scientificrussia.ru/articles/aleksandr-sergeev-o-programme-strategicheskogo-akademicheskogo-liderstva
источник
Научно-образовательная политика
Новая университетская структура России

Анонсированная Программа стратегического академического лидерства предусматривает формирование новой, причем в определенной степени динамической, иерархии организаций высшего образования. Ее важно отличие – универсальность, то есть в нее будут интегрированы вузы любой подведомственности.

Верхушка российского высшего образование остается неизменной и двуглавой – МГУ и СПбГУ.

Ниже по формальным критериям сейчас располагаются федеральный университеты, затем – участники проекта 5-100, далее – национальные исследовательские и опорные вузы. При этом среди федеральных и национальных исследовательских есть участники проекта 5-100. Данная схема с множеством пересечений и неясностями статуса уже не отвечает стратегическим задачам научно-образовательного и научного-технологического прорыва.

Новая университетская иерархия станет более динамичной и конкурентной.

МГУ и СПбГУ остаются в качестве неприкосновенных флагманов, а вот далее – начинается серьезная и конструктивная вариативность.

Новая Программа стратегического академического лидерства предполагает формирование двух эшелонов, и двух равноправных групп в высшем из них – на этом сделал акцент министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Первая группа – национальные исследовательские университеты. Будет уточнен их статус и требования к его получению.

Второй – опорные вузы. Причем программы их функционирования и развития могут существовать в двух видах – отраслевом или региональном. В первом случае на базе университета формируется консорциум аналогичных по проблемной ориентации вузов и научных институтов – причем обязательно участие бизнеса в лице индустриальных партнеров. Это формат некоего «прото-НОЦ».

Во втором случае – речь идет об объединении научно-образовательного потенциала в рамках одного из регионов (наиболее близкий пример – «Большой университет» Томской области, который реализуется Консорциумом (председатель - ректор ТГУ Эдуард Галажинский), создание БУ курирует первый проректор ТГУ Виктор Демин, а врио ректора ТПУ Андрей Яковлев - отвечает за создание в области НОЦ).

Вторым эшелоном станут участники Программы, которые не будут претендовать на статус национального исследовательского или опорного университета.

Нацпроект «Образование» изначально предполагал подобное деление – должны быть отобраны не менее 30 вузов обновленной программы 5-100, а далее – определены 80 университетов, осуществляющих подготовку кадров для базовых отраслей экономики.

При этом как сам нацпроект, так и Программа стратегического академического лидерства (министр Валерий Фальков подчеркнул, что она не представляет собой продолжение 5-100) являются достаточно гибкими – пока что идет активное обсуждение всех особенностей новой университетской структуры страны. Именно с этим связаны различия в озвучиваемом количестве университетов как первого, так и второго эшелона.

Предполагаемый срок реализации программы – 10 лет, в два этапа: 2020-2025 годы и 2025-2030 годы. По итогам первого этапа в 2025 году проведут ротацию – не меньше 1/3 вузов должны будут выйти из программы и предоставить возможность другим участникам.

«Входа» в программу будет три – первый по совокупности имеющихся рейтинговых заслуг, второй – соответствие озвученным критериям, третий – «поручительство» региона, ФОИВа или госкорпорации.

При этом вход в программу должен осуществляться не единожды, а раз в год или в два года, чтобы обеспечить дополнительную мотивацию участников, их ротацию и гибкость всей структуры.

Финансирование программы стратегического академического лидерства будет многоканальным. Она напрямую соотнесена с национальным проектом «Образование». В рамках этого проекта не менее 52 млрд рублей будет направлено на развитие университетов начиная с 2021 по 2024 год. Об этом сообщил министр Валерий Фальков.

Важно отметить, что Программа стратегического академического лидерства будет включена в Общенациональный план развития (т.е. посткоронавирусного восстановления). Об этом заявила вице-премьер Татьяна Голикова.
источник
Научно-образовательная политика
Где студенты и преподаватели встретят новый учебный год: в аудиториях или в дистанте?

Программа академического лидерства: чего университетам ждать от амбициозного проекта с участием Сергея Кириенко и Татьяны Голиковой?

Какие приоритеты в работе Минобрнауки сегодня и чего нам ждать в новом учебном году?

На эти и многие другие темы пойдёт речь в Экспертном разговоре Валерия Фалькова, Министра науки и высшего образования РФ и Евгения Сжёнова, научного руководителя экспертно-аналитического центра «НОП», ведущего эксперта Института образования НИУ ВШЭ.

Вас ждут прямые вопросы на самые горячие темы, честные ответы и гарантированный драйв.

Прямой эфир - 10 июня в 19:00.

Трансляция состоится на платформе ММСО.
Партнером трансляции выступит социальная сеть ВКонтакте.

Ссылка на трансляцию:

https://vk.com/mmcoexpo
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2020 June 09
Научно-образовательная политика
​​Валерий Фальков о Большом Томском университете

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в ходе прямой линии отметил, что создание Большого Томского университета является уникальным опытом для страны, и выразил уверенность в успехе проекта.

«Я знаю, какие непростые процессы идут в Томске. Мы считаем, что это уникальный опыт для страны, и томичи большие молодцы, потому что двигаться вместе и находить компромисс непросто.

А зачастую что такое партнерство? Это шаг навстречу, где-то необходимо пожертвовать своими интересами ради общего дела. Мы, к сожалению, на это часто не обращаем внимания. А томичи не просто ведут разговоры, они строят университет.

Я думаю, что это процесс длительный, он напрямую связан с автономией вуза, потому что выстраивая эффективное партнерство, вы вынуждены поделиться частью суверенитета. Я бы сказал, зная томичей, все обязательно получится», – ответил
Валерий Фальков.

В основе проекта «Большого университета», инициированным губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным, лежит идея кооперации научного потенциала и инфраструктуры всех томских университетов и академических институтов.

Создание Большого Томского университета прокомментировал врио ректора НИ ТПУ Андрей Яковлев:

«Общая задача томских университетов и научных организаций – запустить новый этап сотрудничества, который обеспечит томскому научно-образовательному комплексу возможность быстро и гибко отвечать на глобальные вызовы.

Этого можно добиться только совместно, при условии равноправного партнерства, взаимного учета и «мягкой» координации стратегий. Важно, что при этом сохраняется юридическая самостоятельность, автономность и независимость каждого участника»
.

Проект «Большого университета» реализует Консорциум томских вузов и академических институтов, в него входят 7 университетов, 10 академических институтов и Томский научный центр СО РАН.

Задача консорциума – повышение эффективности и качества научно-образовательной и инновационной деятельности.

Председателем Томского консорциума является ректор НИ ТГУ Эдуард Галажинский.

Первый проректор НИ ТГУ Виктор Демин является заместителем председателя и курирует создание Большого университета.

Врио ректора НИ ТПУ Андрей Яковлев курирует взаимодействие с промышленными партнерами, а также создание в Томской области научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ).

Ректор ТУСУРа Виктор Рулевский ведет направление «Экспорт образования».

Ректор ТГАСУ Виктор Власов курирует проект «Город-университет».
источник
Научно-образовательная политика
Молодёжка в вузах. Подготовили для вас тезисы о ключевых развилках, которые возникают при проектировании молодёжной политики в университете по мотивам нашего эфира с @SibFUofficial и мыслей в каналах коллег @youthpolicy @scienpolicy.

Здесь мы фиксируем лишь вопросы и не даём ответы, поскольку «правильный» ответ даст только практика. Выбор на развилке может быть совершенно разным для конкретного вуза и для конкретной команды управленцев. Важно понимать, что выбор задаёт набор требований к системе управления, к продуктам, к коммуникации. Но любому проектированию университетской молодёжной политики на эти вопросы следует ответить. Честно. Хотя бы для себя.

Первое. «WHY? – Зачем всё это?». Кто задаёт точку отсчёта? Вписываем ли мы молодёжную политику в рамки университетских задач и тогда получаем целеполагание от ректора? Или следуем принципу студентоцентричности? И вуз становится лишь одним из инструментов личной траектории развития студента?

Второе. «Бизнес-модель». «Сделано ДЛЯ студентов» (конечный продукт), «сделано СО студентами» (вовлечение, со-творчество) или «сделано студентами». В последнем варианте наша задача – создать платформу (и сцену), которую наполняют смыслами и содержанием сами молодые люди, поддерживать условия (инфраструктуру) «зарождения» и акселерации инициатив и проектов.

Третье. Эффекты, метрики и KPI? Измерять важно для того, чтобы затем корректировать деятельность, подтверждать или опровергать гипотезы. Установление жёстких KPI в условиях недостатка данных приведёт к имитации и фокусу на простых количественных показателях. Одной из важнейших частей стратегии является как раз выбор и описание ожидаемых нами эффектов (например, «взрослость жизни»).

Четвертое. Взрослые дети или юные взрослые? Молодёжная политика в вузе это «аквариум социализации» или «шлюз для выхода в общество»? «Демо-версия» взрослого мира или взрослый мир с поддержкой наставника? Этот выбор задаёт рамку и обр.процесса. «Мир – это враждебная среда с ограниченными ресурсами или доброжелательная среда с безграничными возможностями?». И где тогда границы демоверсии мира или ограниченной ответственности молодых в мире взрослых?

Пятое. Активисты или «середнячки»? Если нам важны не только активисты, если мы вовлекаем более 10-15% студентов вуза, то у нас есть два варианта: (1) большие массовые движения и (2) многообразие движений, инициатив, проектов. А если соотнести это с особенностями молодых поколений, остаётся один вариант. Сами догадаетесь какой? )

Шестое. Закрытый клуб или хаб сообществ? Мы фокусируемся на себе или стремимся стать частью как можно большего числа сообществ: городских, профессиональных, культурных? Мы создаём продукты для студентов или студенты создают продукты/сервисы для внешнего мира (рынка). Ведь проектное обучение об этом. Кампус – это крепость или кампус – это общественное пространство для всего города/региона и для кадровых партнёров?

Седьмое. Образование и молодёжка: вместе или рядом? Является ли «внеурочная» деятельность частью обр.процесса? Как мы учитываем в нём те компетенции, которые студент получает в молодёжных проектах? Как мы интегрируем молодежные проекты в обр.программу (и наоборот), строим индивидуальную траекторию развития молодого человека? И давайте теперь вновь посмотрим на роль преподавателя как наставника в образовании и в молодёжной политике.

Восьмое. На каком языке разговариваем? На унифицированном? Или на нескольких: на профессионально-исследовательском, на вовлекающем стейкхолдеров, на понятном самим молодым людям и простому городскому населению – удерживаем общую суть, но преподносим разными текстами?

Девятое. В чём «миссия» университетской молодёжки? Вот, например: университетское время – важная часть жизни человека. Новый социальный статус, новые города и друзья, пробы и ошибки, победы и награды. Проектирование этого опыта может стать нашей особой задачей, а выпускник вернётся к нам инвестором, кадровым партнёром, амбассадором. Как мы говорим – life long evolution.
источник
Научно-образовательная политика
Указом Президента награждены государственными наградами многие представители научно-образовательного сообщества. Поздравляем коллег с присвоением почетных званий и получением наград.

Текст Указа.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Дело Михаила Ефремова безусловно станет важной битвой «либеральной общественности» и «государства».

Однако, в первую очередь – это трагедия. Погиб человек. Его уже не вернешь семье, друзьям и коллегам, которым мы искренне сочувствуем.

Многие говорят о том, что в этой битве «спалят» последние репутационные козыри многие представители контрсистемной интеллигенции.

При этом, ряд комментаторов уверен, что реальный срок для Ефремова – будет означать победу государства и окончательное поражение «демшизы».

Однако, в посадке Ефремова не будет ничего экстраординарного – суд в данном случае вынесет свой вердикт и сработает (в кои веки) как и должен. То есть воевать-то за него будут – всячески «отмазывая», глаголя о «невыносимой духоте для творческого человека» и прочее. Только вот вряд ли для государства этот кейс станет поводом для «войны» с оппозицией. В итоге та-то будет ломать копья и палить из всех информационных орудий, а оппонент в дело вряд ли вступит.

А вот если «государство» убедит Михаила Ефремова бросить пить – да тот еще и будет держать «чистое» время, вот тогда действительно – это станет окончательным разгромом оппонентов со стороны «Системы».

Хотя, стоит отметить, что указанная «Система» существует в основном в сознании (воображении) самих борцов с ней. Ну а убийца, как и вор, должен сидеть в тюрьме – за исключением редких случаев (нечем кормить детей, самооборона и т.п.). Но случай Ефремова явно не из разряда подобных исключений.
источник
Научно-образовательная политика
Один из участников акции – победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России», руководитель проекта АО «Лаборатория Касперского» Владимир Милькин. В свои 32 года он сдавал кровь и ее компоненты уже 42 раза.

«От наличия запасов донорской крови, в прямом смысле, зависит жизнь человека на операционном столе. Делать искусственную кровь еще нигде не научились, и поделиться ей может только донор. Наша акция очень полезна и важна для продвижения донорского движения. Вероника Игоревна Скворцова это отметила и наградила Лидеров России почётной грамотой. Но для устойчивого функционирования системы важнее, чтобы каждый донор сдавал кровь регулярно. Очень рад, что все «новенькие доноры» сегодня ушли довольные и с твёрдым желание прийти снова!» – поделился  Владимир.
источник
Научно-образовательная политика
ИНТЦ: активизация облегчением

Минэкономики подготовило поправки к закону об инновационных научно-технологических центрах (ИНТЦ, 216-ФЗ). Напомним, это территории с особым налоговым и финансовым режимом, которые должны стать интегратором и хабов для инновационных процессов.

Сейчас действуют три центра – «Воробьевы горы» (Москва, на базе МГУ при активном участии Иннопрактики Екатерины Тихоновой), «Сириус» (Сочи, в интеграции с образовательным центром и научно-технологическим университетом, возглавляет инфраструктуру Елена Шмелева), «Долина Менделеева» (Москва, на базе РХТУ им. Д.И. Менделеева).

Как сообщает Коммерсант, на согласовании в правительстве находится еще один центр – «Композитная долина» (Тула). Добавим, что также в формате ИНТЦ развивается вся комплексная система острова Русский под эгидой Дальневосточного федерального университета – продолжаются работы по формированию заявки.

ИНТЦ были запущены раньше нацпроекта «Наука», при этом очень органично вписываются в его идеологию. Регионы имеют возможность выбора между двумя формами – научно-образовательный центр (в идеале – мирового уровня) или технологическая долина. Причем практика все больше указывает на то, что НОЦ и ИНТЦ дополняют друг друга, а в ряде вопросов могут выступить как эрзац-заменители друг друга.

При этом особого ажиотажа в вопросах создания технологических долин не наблюдается – всего помимо трех созданных ИНТЦ известно о буквально нескольких планах по их созданию. Сравним это с гонкой за НОЦ с элементами мясорубки.

Содержание поправок раскрывает «Коммерсант».

Они предполагают наделение правительства полномочиями по установлению требований к форме и содержанию предложений о создании ИНТЦ, а также последующее утверждение критериев к подающим заявки и требований к стратегии развития ИНТЦ. Появляется и обязанность управляющей компании ИНТЦ ежегодно отчитываться о реализации этой стратегии.

В Минэкономики также разработали концепцию критериев для повышения прозрачности оценки предложений. В основном они описывают то, насколько действительно центр специализируется на заявляемых технологиях, а также наличие инвестиционных проектов (включая их финансово-экономические показатели) и потенциальных инвесторов, подтвердивших в письменной форме готовность реализовать эти проекты на территории будущего ИНТЦ, обоснованность затрат на создание инфраструктуры, объемы внебюджетного финансирования. Отдельно указывается, что срок окупаемости бюджетных средств создаваемого ИНТЦ должен составлять не более 15 лет.

Одним из наиболее значимых новых критериев является наличие показателей заинтересованности бизнеса в создании ИНТЦ, готовности осуществлять инвестиции в проект.

Уже на первом этапе подготовки заявки от инициаторов будет требоваться показать финансово-экономическую модель, в которой определены источники внебюджетного финансирования, а также подтверждены основные, так называемые якорные, инвесторы.

Данные изменения должны сделать процесс формирования и подачи заявки более удобным, понятным и прозрачным. Очевидно, что это явно повысит интерес к формату ИНТЦ со стороны научных институтов и вузов (а именно они могут выступать инициаторами создания центра).

Также заметим, что связка ИНТЦ с любым из форматов, предусмотренных нацпроектом «Наука» позволяет не только сформировать единую экосистему, предусматривающую все стадии полного инновационного цикла, но и обеспечить ее многоканальное и многостороннее финансирование – через Минобрнауки и Минэкономразвития, а также за счет бюджетного и внебюджетного финансирования. Добавить к этому стоит и возможность многоуровневой поддержки – через участие регионов в работе как НОЦ, так и ИНТЦ.

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/4373284
источник
Научно-образовательная политика
Александр Бугаев по-молодежному о Росмолодежи (1/2)

8 июня состоялся экспертный диалог руководителя Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь» Александра Бугаева и научного руководителя экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгения Сженова.

В последние годы растет интерес к государственной молодежной политике. Сегодня нет направления, где Росмолодежь не участвует впрямую или на стыке областей.

Александр Бугаев уверен, чтобы отстаивать интересы молодых людей необходимо доносить мысли понятным языком. Нынешний состав Минобрнауки с этой задачей справляется и двигается в правильном направлении. Уже запланирована большая командная работа с автономной некоммерческой организацией «Россия - страна возможностей» и Министерством науки и высшего образования.

Профстандарты. Современному молодому человеку не нужен профстандарт и закон о молодежной политике. При этом молодые люди есть во всех сферах деятельности. Задача тех, кто делает государственную молодежную политику, создавать возможности для самореализации молодых людей. Для этого нужны инструменты. Профстандарт – один из них, он не идеальный, но позволяет систематизировать работу. Если нет нормативной базы, возникают сложности с финансированием. Ключевая задача не зарегулировать, а создать возможности и предпосылки для развития. Рост финансирования в данном вопросе зависит от роста программ и проектов, но не является самоцелью.

Сотрудничество. Совместные планы Росмолодежи и Минобрнауки определены. Вузовская молодежь – большой пласт молодежной политики, а воспитательная функция – одна из базовых, на которую направлены гранты. Значительный интерес вызывают конкурсы в области студенческого самоуправления. Международные проекты тоже проводятся совместно в виде студенческих и молодежных обменов. Мягкая дипломатия и обмены продолжают развиваться, несмотря на санкции. Направлений сотрудничества очень много, меньше того, где нельзя быть партнерами, чем того, где можно.

С АНО РСВ агентство тоже поддерживает тесные отношения. В 2019 году состоялся форум «Территория смыслов» в рамках мастерской управления «Сенеж». Грантовый конкурс «Моя страна – моя Россия» является другим совместным проектом. Значительное участие Росмолодежь принимает в проекте «Большая перемена». В этом году планируется повторное проведение всех мероприятий, но формат еще не утвержден. Взаимопроникновение очень глубокое, подчеркнул Александр Бугаев.

Вся линейка крупных экономических событий обязательно сопровождается молодежной повесткой. Росмолодежь на регулярной основе совместно с фондом Росконгресс принимает участие по своей линии.

Государственная политика. Росмолодежь участвует в реализации мероприятий в рамках нацпроекта «Образование» и федпроекта «Социальная активность», в том числе активно развивает волонтерскую деятельность. В рамках нацпроекта «Образование» предусмотрено создание 3 крупных образовательных центров: «Таврида» - для творческой молодежи, мастерская управления «Сенеж», образовательный центр «Машук». Создается сеть поддержки добровольчества, включая конкурс «Доброволец России». Кроме того, реализованы различные социальные лифты среди российского молодежи и школьников. С точки зрения нацпроекта «Культура» стоит задача распространения позитивного контента. Сейчас ведется работа над созданием проекта в области патриотического воспитания.

Источник: https://vk.com/wall-49388164_41686
источник