Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 June 03
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Новости науки и университетов:

📍Подано около 60 заявок на создание научных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука»
https://t.me/scienpolicy/9925

📍В ДВФУ впервые провели государственный экзамен онлайн - без личного присутствия студентов
https://t.me/fefudvfu/463

📍Ученые создали наночастицы, заполненные лекарством от рака, которые незаметно проникают в опухоль и разрушают ее
https://t.me/rector_muctr/271

​​📍В ТПУ появится рентгеновский фотоэлектронный спектрометр и другое новое оборудование для исследования материалов
https://t.me/newstpu/1268

#МинобрнаукиРоссии
источник
Научно-образовательная политика
Утро вечером мудренее. Уважаемая «Научно-образовательная политика» опубликовала серию достаточно критических постов про Россотрудничество и проекты в области международного молодежного сотрудничества. Было интересно почитать дискуссии в чатах, и на основании их уже высказать наше мнение. Вопрос интересный, но все же важно разделять одно с другим. Давайте по порядку.

1.  Про Россотрудничество и системность. Так уж сложилось, что именно РС является лидером среди органов власти по кадровой чехарде. Редкий руководитель агентства занимает свой пост больше 3 лет. Только-только сформировалась команда, только-только стали понятны форматы работы, так сразу замена.  В таких условиях о системности и «игре в долгую» говорить не приходится. Критика НОП во многом обоснована, но, на наш взгляд, большая её часть как раз корнями и уходит в отсутствие понятной системы и форматов работы в новых условиях (в постсоветский период). А в условиях постоянной чехарды и страхов о завтрашнем дне - не до креатива.

2.  Про международное молодежное сотрудничество. Тут важно разделять одно с другим. Международным молодежным сотрудничеством занимаются многие органы власти. Большой блок имеет Министерство науки и высшего образования, Росмолодежь возвращается после перерыва на этой блок работы, проводя межгосударственные форумы и «Евразию» в Оренбурге, есть Фонд Горчакова, параллельная Россотрудничеству МИДовская организация, осуществляет часть работы и Министерство просвещения. Совокупно из всех мероприятий, именно проводимых Россотрудничеством от силы процентов 20. В этой связи вопрос – ревизии заслуживает все международное молодежное сотрудничество или только блок Россотрудничества?

https://t.me/scienpolicy/9902
Telegram
Научно-образовательная политика
"...Дарья имеет большой опыт международной деятельности, в последнее время работала в Управлении по реализации молодежных программ и развитию публичной дипломатии Россотрудничества.

Предполагается, что Дарья будет ответственна за международное молодежное сотрудничество...

Связка Министерства и Россотрудничества в этом вопросе напрашивается, и будет способствовать активному развитию этой сферы"

Давайте честно - 99% мероприятий Россотрудничества последних лет по направлению "международное молодёжной сотрудничество" - это жесточайший фейк.

Кроме русскоязычных соотечественников, проживающих за рубежом, форумные молодежные мероприятия Россотрудничества не интересны там ну совсем никому.

У организаторов (причем в разных странах!) по непонятной причине ни разу не "щелкнуло" в голове, что нужно работать с зарубежной молодежью, с зарубежными СМИ, с зарубежными партнерами - и продвигать русскую культуру и русский язык.

Стиль, полностью заточенный под предоставление отчёта о потраченных средствах без малейших попыток…
источник
2020 June 04
Научно-образовательная политика
Тем временем, вузовский телеграм продолжает прирастать сибиряками.

Наши друзья из Сибирского федерального университета (СибФУ) и их чудесная белка.

https://t.me/SibFUofficial/13
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ: претенденты – два подхода

Продолжает формироваться пул кандидатов из числа (меж)региональных научно-образовательных центров на получение нацпроектного статуса в рамках отбора второй пятерки НОЦ.

Новосибирская область (достаточно неожиданно) решила активизировать усилия по вектору АПК. Актуальные вопросы разработки необходимых мер по организации аграрного научно-образовательного центра (АгроНОЦ) в регионе, взаимодействия аграрной науки, бизнеса и агропромышленного комплекса были рассмотрены 2 июня на выездном совещании под руководством заместителя Губернатора Вячеслава Ярманова.

Министр науки и инновационной политики Новосибирской области Алексей Васильев сообщил, что в ближайшее время регион планирует принять участие в федеральном конкурсе на создание в рамках нацпроекта «Наука» мультидисциплинарного НОЦ мирового уровня, в том числе с агротехнической специализацией. В настоящее время ведется подготовка соответствующей заявки в федеральный центр. Уже определены десять приоритетных направлений в рамках АгроНОЦ – от генной инженерии, клеточных технологий и технологий ускоренной селекции до новых приборов, машин и механизмов в АПК, 18 приоритетных проектов и 32 инициативных проекта, более 25 организаций подтвердили свою готовность стать участниками аграрного научно-образовательного центра, в их числе – НГАУ, НГТУ, НГУ, шесть научных институтов СО РАН, а также различные предприятия и компании аграрного профиля.

При всей важности сельского хозяйства такой акцент со стороны Новосибирской области выглядит достаточно странно. Во-первых, уже функционирует НОЦ «Инновационные решения в АПК» Белгородской области. Во-вторых, ведущие генетические институты области уже принимают участие в формировании Курчатовского геномного центра мирового уровня, который также будет концентрироваться на развитии сельского хозяйства и микробиологической промышленности. В-третьих, в рамках нацпроекта «Наука» предусмотрено создание агробиотехнопарков, а также селекционно-генетических и селекционно-племенных центров, которые являются более профильными нацпроектными форматами. В-четвертых, планируемый в АгроНОЦ фронт работ полностью соответствует Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства (разве что в ФНТП несколько меньше масштаб и не так явно видна институциональная компонента). В-пятых, есть опция создания «технологической долины» (ИНТЦ), которая могла бы взять на себя часть функций планируемого АгроНОЦ. В-шестых, часть мероприятий можно включить в план комплексного развития ННЦ «Академгородок 2.0».

В итоге, опять же, несмотря на актуальность вопросов продовольственной, биологической и генетической безопасности страны, а также развития АПК, подобный формат заявления новосибирцев вызывает много сомнений. Как самостоятельный НОЦ подобный центр вряд ли нужен, а для работы в рамках междисплинарного центра тематика может оказаться слишком разновекторной.

С другой стороны, заявка Новосибирской области как минимум выглядит проработанной и обоснованной. А вот власти Иркутской области и Республики Бурятия сосредоточились только лишь на активном проговаривании намерений.

Врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев и глава Бурятии Алексей Цыденов 3 июня подтвердили намерение подписать соглашение о создании межрегионального научно-образовательного центра «Байкал».

Вопрос создания научно-образовательного центра нового поколения в регионе обсуждается с 2014 года на многочисленных заседаниях координационных и иных советах, а также совещаниях с различным составом участников. На федеральном уровне вопрос создания НОЦ на территории Иркутской области презентовали в сентябре 2018 г. на круглом столе, который прошел в Госдуме РФ.

Благими намерениями нацпроектный НОЦ, конечно, не получить. Тем удивительнее концентрация двух регионов с крайне выигрышной байкальской тематикой и обсуждениях (бесплодных) и презентациях (сомнительного качества).

Подробнее: об АгроНОЦ и НОЦ «Байкал».
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с врио ректора Томского политехнического университета Андреем Яковлевым (1/2)

Вчера Губернатор Томской области Сергей Жвачкин представил нового руководителя Томского политеха Андрея Яковлева. По нашей просьбе с ним побеседовал Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика».

ЕС: Андрей, поздравляю с назначением! С чем связано ваше решение возглавить один из крупнейших российских университетов в Сибири?

АЯ: Спасибо, Евгений. Моя личная траектория как управленца всегда проходила на стыке двух сфер – науки и реального сектора. Этот принцип позволил мне увидеть свой исторический шанс – построить технологический университет мирового класса именно в Томске.

Занимаясь инновациями в «Газпромнефти», я работал и с ТПУ, и с Томской областью в целом. Меня восхищали сибиряки своим характером и волей к знаниям, своей прогрессивностью, завидной даже для обеих столиц. Главное, чтобы руководство не вставало в охранительную позицию, не защищалось от новых практик.

Наоборот, университет должен интегрировать новые подходы, чтобы строить будущее новых поколений, региона и страны в целом. А все решения – от стратегических до операционных всегда должны оцениваться в исторической рамке. В этом и сложность, настоящий вызов для любого управленца, я его принял.

ЕС: Как ситуация с коронавирусом повлияла на образовательную и научно-исследовательскую деятельность?

АЯ: Томский политех одним из первых в стране и довольно легко перешел на дистанционный режим, мы давно и активно используем цифровые форматы и инструменты. В целом идея цифрового университета в широком смысле принята всеми преподавателями вуза уже давно.

С началом осложнения эпидемиологической ситуации вузу удалось оперативно пересобрать имеющиеся мощности, компетенции, софт, оборудование в области аддитивных технологий в интегрированную цепочку для создания, например, опытных образцов индивидуальных средств защиты медицинского персонала – масок, очков.

Разработка и испытания выполнялись вместе с клиниками Сибирского государственного медицинского университета. Было реализовано еще несколько важных проектов. Времени не теряем.

ЕС: В Томском политехе разрабатывается новая комплексная программа развития вуза. Чем это вызваны эти изменения?

АЯ: Обновление стратегических целей и приоритетов нужны для нашего дальнейшего участия университета в Программе академического превосходства [перезагруженный проект 5-100 – прим. НОП]. Многое изменила пандемия, здесь нужны не только быстрые ответы, но и новые стратегические ходы, например по поддержке международных научных сетей, укреплению позиции на рынке образования.

Новые ориентиры требуют участия университета в реализации технологических стратегий крупных компаний, а также в масштабных региональных инициативах: «Томский НОЦ», «Большой университет», «Экспорт образования», «Межуниверситетский кампус» и т.д.

Но самое главное – в самом университете есть запрос на перемены, качественное улучшение работы по большинству направлений деятельности, появление новых практик и решений. Об этом говорят результаты проведенных исследований. Работа над Стратегией развития вуза является ответом на эти вызовы и запросы.
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с врио ректора Томского политехнического университета Андреем Яковлевым (2/2)

ЕС: В МГУ была анонсирована крупнейшая реформа – объединение факультетов в школы, в ТПУ уже была реализована аналогичная – объединившая кафедры. Как вы оцениваете её результаты?

АЯ: Создание Школ позволило выделить отраслевые направления научной работы и образовательной деятельности, сконцентрировать компетенции под вызовы индустрий, настроить работу с крупными компаниями.

Вместе с тем, в университете проявляется отсутствие кафедр как «места» совместной работы преподавателей, ученых, аспирантов, которое позволяло формировать научную и образовательную повестку.

Сегодня мы готовим ряд управленских решений, позволяющих настроить горизонтальные связи между Школами, существенно повысить продуктивность исследовательских сообществ университета. Это будет сбалансированное решение.

ЕС: В Томской области был недавно утвержден план работы по проекту «Большой Томский университет». Что он из себя представляет?

АЯ: Общая задача томских университетов и научных организаций – запустить новый этап сотрудничества, который обеспечит томскому научно-образовательному комплексу возможность быстро и гибко отвечать на глобальные вызовы.

Этого можно добиться только совместно, при условии равноправного партнерства, взаимного учета и «мягкой» координации стратегий. Важно, что при этом сохраняется юридическая самостоятельность, автономность и независимость каждого участника.

Таким образом, под словосочетанием «Большой университет» имеется в виду название партнерства, которое будет иметь планомерное и эволюционное развитие, начиная с совместных сервисов.

ЕС: Томская область претендует на право создания НОЦ. Этот проект возглавляет политехнический университет, что сейчас делается по этому направлению?

АЯ: Создаваемый в Томской области НОЦ мирового уровня является пилотной площадкой для отработки новых форматов технологических партнерств. В ТПУ уже создан проектный офис по ряду направлений НОЦ, в котором работают представители всех томских университетов и НИИ.

Все проекты и инициативы НОЦ – для достижения лидерских позиций промышленными компаниями регионального и федерального уровня. Этого возможно достичь только за счет межуниверситетского и кросс-академического сотрудничества.

При этом лидерами направлений выступают представители разных университетов и научных организаций с учетом профиля исследовательских компетенций. Сейчас введено горизонтальное разделение ответственности за создание новых технологий. А коллаборации могут быть разные, в зависимости от научно-технологического направления и нужных компетенций.
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ – школам: агро – цифра

С самого старта нацпроекта «Наука» стало понятно, что удовлетворение кадрового голода будущих центров мирового уровня, а также иных институциональных форматов, возможно только при условии массового привлечения молодых исследователей в науку, что реализуемо лишь в случае начала работы с ними еще со школьной скамьи.

Именно этот формат активно реализует НОЦ «Кузбасс» (точка сборки – Кемеровский государственный университет), который инициировал проект «Школы НОЦ».

Первая «смена» уже стартовала в первых числах мая циклом лекций по цифровой агрономии. В качестве объекта изучения выбран картофель.

С ребятами занимаются преподаватели и научные сотрудники Всероссийского национального института фитопатологии и Кемеровского научно-исследовательского института сельского хозяйства.

Наставники знакомят школьников с работой компьютерной системы поддержки принятия решений по борьбе с заболеваниями картофеля (СППР). Учащиеся попробуют составить научно обоснованные адаптивные программы защиты картофеля от фитофтороза и альтернариоза.

Параллельно образовательные организации приступили к практической части занятий: провели высадку семенного картофеля элитного сорта «Кузнечанка» на опытных участках (это собственный селекционный сорт Кемеровского НИИ сельского хозяйства).

Заметим, что вектор цифровой агрономии «Школ НОЦ» научно-образовательного центра «Кузбасс» тесно сопряжен с реализацией подпрограммы по селекции и семеноводству картофеля Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства, в которой сельхозпроизводителе Кемеровской области также принимают участие.

А вопросы цифрового развития АПК – во многом согласуются с digital-направлением научно-технологической работы НОЦ «Кузбасс», в рамках которой многие разработки уже применяются в сельскохозяйственном секторе.

Напомним, проект раннего вовлечения школьников в научно-исследовательскую деятельность «Школы НОЦ» организован научно-образовательным центром «Кузбасс» и стартовал в конце апреля. Его цель – создание условий для формирования у детей представления о современных методах научных исследований в приоритетных направлениях науки Кузбасса и России.

Учебная программа состоит из трех частей (теоретическая, лабораторная, практическая) и рассчитана на 7 месяцев. В настоящее время реализуется первое направление проекта: «Цифровая агрономия». Однако в будущем НОЦ «Кузбасс» планирует сделать подобные проекты по разным областям знаний: русскому языку и литературе, физике, химии и др.

Подобный интегративный подход – школы + цифра + НОЦ + иные форматы развития (в данном случае – ФНТП РСХ) – является уникальным для России. Это делает работу НОЦ «Кузбасс» не только действительно прорывной, в том числе – по кадровому вектору, но и во многих смыслах модельной, а в рамках самого научно-образовательного центра мирового уровня и его флагмана – Кемеровского государственного университета – формирует уникальный центр средоточия компетенций.

Подробнее: http://образование42.рф/news/5346/
источник
Научно-образовательная политика
#Мнениеэксперта

В списке поддержанных молодежных организаций выделяется факт, что перечень НКО крайне не велик и поддержаны только лояльные организации, кто итак получает материальную, административную и иные виды поддержки. При этом самое удивительное узнать, что например председатель РСМ Павел Красноруцкий не ограничился внесением в список поддержки одной своей базовой организации, а используя административные возможности проллобировал сразу ТРИ организации, имеющих отношение к РСМ. В стране тысячи молодежных организаций, которые так или иначе следует поддержать, но избирательный подход и выбор только своих может негативно отразиться на развитии молодежных организаций.

https://t.me/youthpolicy/3763
Telegram
НОП - Молодежь и система
Самое интересное — это процесс обсуждения. У нас есть возможность узнать, как формировался перечень и на что опирались эксперты при принятии решений о поддержке организаций.
Почитайте, это интересно.

Леонид Израйлевич Трахтенберг, заведующий лабораторией «Функциональных нанокомпозитов» ФГБУН Институт химической физики
им. Н.Н. Семенова РАН:

Дорогие коллеги!
Я нахожусь в затруднительном положении. Передо мной список из 21 организации, о большинстве из которых я слышу впервые. О существовании нескольких организаций я ранее знал, и тем более, после краткого сообщения об их деятельности, возможно, хотел бы задать руководству этих организаций, вопросы. Вместо этого, мне предлагается проголосовать по поводу этого списка заочно.
Однако, я не могу возражать против их финансирования, если средства выделены. - наш человек!
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков в эфире «Первого» канала рассказал об абитуриентах и студентах (1/6)

На «Первом» канале 2 июня в программе «Право на справедливость» гостем Андрея Макарова стал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Вместе с ним в беседе приняли участие: ректор РАНХиГС Владимир Мау, Ректор НИТУ МИСиС Алевтина Черникова, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, руководитель регионального штаба российских студенческих отрядов Юлия Дрожжина. Во время эфира к обсуждению подключился губернатор новосибирской области Андрей Травников, а также свои вопросы смогли задать абитуриенты, студенты и представители бизнеса.

Андрей Макаров: 20 июня наступает пора поступления в вузы. Что и как это будет в ситуации неопределенности? Сегодня на вопросы ответит министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Здравствуйте, Валерий Николаевич! Главный вопрос – а не пропадет ли год для тех детей, которые в этом году заканчивают школу?

Валерий Фальков: Конечно, нет! Не стоит волноваться, вузы готовы, бюджетных мест в этом году больше, поэтому надо поступать в вузы и получать качественное образование.

АМ: Государство придает особое значение увеличению количества бюджетных мест, особенно в этом году. Давайте послушаем Софью Шаньгину, типичную выпускницу школы.

Софья Шаньгина: В этом году я заканчиваю школу. Чтобы продолжить династию учителей в моей семье, мне хотелось бы поступить в Петрозаводский государственный университет на специальность «Начальное образование», но в связи с последними событиями у меня есть доля сомнения, смогу ли я поступить. Мне хотелось бы знать, будут ли в этом году дополнительные бюджетные места, чтобы я могла спокойно отучиться и пойти работать в родную школу.

ВФ: Во-первых, хочу поздравить – очень хороший выбор. Те, кто оканчивает педагогические направления не испытывают сложностей с трудоустройством.

АМ: Почему возникают опасения? Мы помним, как в послании Президента была поставлена задача увеличить количество бюджетных мест. Вот Софья хочет быть учительницей в родной школе. По таким направлениям есть увеличение?

ВФ: Конечно, дополнительно в этом году.

АМ: Президент сказал, что дополнительные места надо предоставлять в первую очередь в регионы. В бюджете на эти цели заложены большие деньги. Не произойдет ли перераспределение этих средств на что-то более нужное сегодня?

ВФ: Можно не волноваться, потому что образование не менее значимо, нежели здоровье. Неслучайно в этому году изначально было больше выделено бюджетных мест в сравнении с прошлым годом. Но дополнительно принято решение, что сейчас в самое ближайшее время будет распределено, в первую очередь, в регионы еще дополнительно минимум 11 тысяч бюджетных мест, а возможно и больше.

АМ: Тогда что посоветовать Софье в этой ситуации?

ВФ: Надо обязательно поступать и получать хорошее образование. Шансов поступить на бюджет гораздо больше, чем в прошлом году.

Источник: https://www.1tv.ru/shows/pravo-na-spravedlivost/vypuski/gost-valeriy-falkov-pravo-na-spravedlivost-vypusk-ot-02-06-2020
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков в эфире «Первого» канала рассказал об абитуриентах и студентах (2/6)

АМ: Медицина и здравоохранение стоит на пятом месте по количеству распределения бюджетных мест. 2/3 опрошенных считают, что врачом быть престижно. Если посмотреть на эти цифры год тому назад, это было совершенно другое. Давайте сейчас послушаем еще одну девочку, еще одну выпускницу.

Софья Лесняк: Готовлюсь к экзаменам, планирую поступить в медицинский университет. С наступлением пандемии я окончательно определилась в своем выборе и поняла, насколько важны врачи в нашем мире и что нужны хорошие специалисты нашей стране. Мой главный вопрос про места не в вузах, а рабочие. Смогу ли я найти работу? Ведь сейчас многие захотят поступать в медицинские университеты. Не будет ли переизбытка специалистов через 5-10 лет?

ВФ: Абсолютно правильная постановка вопроса. Я хочу так же Софью поздравить, во-первых. Думаю, что в этом году конкурс на медицинские направления будет выше, чем в прежние годы, понятно почему. Мы все убедились в том, что профессия врача одна из самых благородных и самых нужных и востребованных в обществе. Что касается вопроса Софьи, то у меня нет сомнений, что и через год, и через два, и через пять профессия врача будет востребованной. И она обязательно найдет рабочее место.

АМ: Насколько выше престиж профессии врача о молодого поколения, чем у старшего, которое видело медицину разной? Что считает по этому поводу ВЦИОМ?

Валерий Федоров: Те, кто старше 24 лет еще не старики, это во-первых. Во-вторых, пандемия, конечно, сильно ситуацию подтолкнула, но вообще стать врачом считается престижным, и это первый ответ на вопрос на протяжении более 10 лет.

АМ: И это на фоне оптимизации здравоохранения, когда профессия по большому счету убивалась?

Валерий Федоров: Да. Я абсолютно убежден, что даже несмотря на увеличение бюджетных мест в медицинских вузах, работа найдется всем. В целом изменилось представление о ценности здоровья и здорового образа жизни.

ВФ: Здесь еще один принципиально важный момент есть. Статистика показывает, что интерес есть не только у выпускников школ, но и у тех, кто заканчивает вуз, в том числе пойдет дальше в аспирантуру и будет заниматься наукой, потому что 24 года – это возраст принятия решений и определения дальнейшей судьбы.

АМ: Вузы и государство готовы к тому, что будет так много людей? Готовы и они увеличивать количество бюджетных мест? Или придется за уважение к профессии врача платить?

ВФ: Государство увеличивает количество бюджетных мест. Работодатели сегодня очень заинтересованы, и многие из них с удовольствием оплатят целевое обучение талантливого, способного, подготовленного аспиранта в тем, чтобы в последующем трудоустроить его либо в университет, либо в научную организацию, либо в передовую высокотехнологичную компанию.

АМ: Владимир Александрович, дети, поступая в вузы, думают о будущем, что у них будет после вуза. Все-таки что у них будет после вуза?

Владимир Мау: Прежде всего, очень важен специалист, а не название специальности. Знаете, что бы не было написано на заборе, за ним будут дрова. И в этом смысле мы, те, кто готовит юристов и экономистов, которых берут уже на старших курсах на работу, должны отметить, что наши юристы и экономисты будут так же хороши, как врачи.

АМ: Но какое качество этих специалистов? Сегодня наше высшее образование готово обеспечить будущее этих ребят, чтобы они после института вышли и имели перспективу?

ВМ: Поскольку к нам поступают на бюджетные места только люди со 100 баллами, то они точно имеют огромные перспективы. Хорошие и плохие студенты бывают при любом режиме. Главное – человек, который способен хорошо учиться и много работать. Это единственный ответ на успешность. Количество врачей и желающих стать врачами меня пугает, потому что если это станет модой, то плохой юрист менее опасен, чем плохой врач. Лучше пусть идут в плохие юристы, чем в плохие врачи.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков в эфире «Первого» канала рассказал об абитуриентах и студентах (3/6)

АМ: Вот позиция руководителя достаточно крупной компании, который говорит об этом.

Эльвира Агурбаш: Если сегодня меня спросят, возьму ли я выпускника вуза без опыта работы на свободную вакансию, я отвечу нет. И не взяла бы 2-3 года назад. По причине того, что бизнес давно не занимается расширенным воспроизводством, то есть не работает с прибылью. И соответственно, у него нет времени и финансовых возможностей вкладываться в обучение специалиста. Результаты труда нужны здесь и сейчас. Между промышленными предприятиями и профильными вузами разорвана цепочка.

АМ: Алевтина Анатольевна, как на счет позиции бизнеса: разорвана цепочка – вузы не готовят то, что нужно производству? Эта проблема реальна?

Алевтина Черникова: Мне кажется, нужно в каждом случае разбираться, но многие университеты сейчас, и наш в частности, МИСиС, очень много внимания уделяет как раз связи с бизнес-сообществом, потому что востребованного конкурентоспособного специалиста подготовить можно только при постоянной системной работе с работодателями. То есть мы должны знать их нужды, чтобы с минимальным периодом адаптации человек пришел и начал работать. А для этого должны быть неформальные практики и стажировки. Для этого должна быть обратная связь от бизнеса: что им нужно. Тогда будет успех. В настоящее время только в нашем университете мы работаем с более чем 1600 работодателей, с каждым из которых у нас есть либо научный проект, либо образовательная программа.

АМ: Валерий Николаевич, как Вы оцениваете со своей точки зрения то, что мы услышали от человека, который представляет бизнес.

ВФ: Мы должны вернуться к тому, о чем Вы сказали раньше. Обеспечивают ли вузы трудоустройство? И как система высшего образования справляется? Система высшего образования неоднородна. Если мы с вами берем хорошие вузы, которые нацелены на то, чтобы дать хорошее образование, и считают своей миссией трудоустройство своего выпускника. Это очень важный момент. Они занимаются чем: первоначальный трудовой стаж хороший студент получает, если мы возьмем IT-специальность, 2-4 курсы. К моменту выпуска в хорошем вузе работодатель уже известен, потому что связь с реальным сектором экономики и наличие первоначального опыта уже позволяет оценить студента. Но, конечно, сложности есть, не все вузы в полной мере еще идут этим путем. Здесь им надо помогать.

АМ: Беспокоит то, что бизнес 2-3 года назад не брал выпускников без опыта, и сейчас не берет, потому что надо получать прибыль здесь и сейчас.

ВФ: Потому что всегда рассматривается, что это обязанность только вуза или чья-то еще, но не бизнеса. А текущая ситуация принципиально отличается от того, чтобы было год назад. Работодателю тоже стоило бы задуматься и пойти навстречу выпускнику этого года для того, чтобы вместе с вузом, вместе с государством помогать выпускнику трудоустроиться.

АМ: Нет такого подхода, что государство нам должно дать все? А потом мы покажем результат?

ВФ: Бизнес бизнесу рознь, есть социально ответственный бизнес.

АМ: Давайте послушаем, что по этому поводу сказал Президент. Он говорил именно о такой ситуации.

Владимир Путин: В последние годы мы много сделали для того, чтобы выстроить прямые отношения между учебными заведениями и будущими работодателями. Всегда надо заботиться о выпускниках. надо молодым людям плечо подставить и помочь. Но сейчас особая ситуация. И эта работа не должна вестись, как обычно. Здесь нужно включиться по полной.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков в эфире «Первого» канала рассказал об абитуриентах и студентах (4/6)

АМ: Мы готовы эту работу организовать как-то иначе? Сейчас попробуем подключиться на связь с Андреем Травниковым, губернатором Новосибирской области. Добрый день, Андрей Александрович, Вы глава региона, где наука и образование системно развиты, с другой стороны, Вы руководитель рабочей группы Совета по направлению «Образование и наука». Из того, что сказал Президент, Вы как руководитель в двух лицах что можете сказать?

Андрей Травников: На протяжении 30 лет слышны взаимные претензии между системой образования и промышленностью. Одни говорят: «Вы не тех готовите!» Вторые говорят: «А вы нам не формулируете заказ!» Сегодня эта ситуация более острая и актуальная, потому что мы живем в других условиях государственного управления. С другой стороны, потому что экономика сегодня более динамичная. Надо понимать представителям бизнеса вузы или спо они всегда будут немного отставать от запросов бизнеса и промышленности, потому что именно промышленность и бизнес формируют новые рынки и новые запросы на специалистов. С другой стороны, и система образования должна реагировать на запросы клиентов и становиться более мобильной и оперативной.

АМ: Что у вас с бюджетными местами?

АТ: Действительно, количество бюджетных мест растет. Мы увидели прибавку еще в прошлом 2019 году. В этом году после установок Президента из его послания прибавка более значительна, в частности в новосибирских вузах. В 2020 году мы увидели увеличение бюджетных мест на 11%, это почти 1500. Надеемся, что увеличение продолжится. Но остается проблема распределения бюджетных мест между регионами, между вузами, по специальностям. К сожалению, зачастую при распределении случаются сбои и заявки регионов не удовлетворяются. Но по итогам заседания Совета был сформирован перечень поручений Президента, я надеюсь, что теперь мы более прозрачно будем видеть, как эта система работает, а самое главное через обратную связь на нее влиять.

АМ: Количество бюджетных мест растет, а стоимость образования для тех, кто за него должен платить свои деньги, тоже растет?

АТ: Я не влияю на цену образования в вузах, особенно в вузах федеральных. Но, тем не менее, могу подтвердить, что стоимость платного обучения растет, потому что меняется стоимость входящих затрат. Инфляция за последние годы значительно снизилась, но она остается.

АМ: Будет расти стоимость образования на следующий год?

ВФ: Еще месяц назад мы собрались с большинством российских ректоров. И после долгих обсуждений на площадке российского союза ректоров приняли решение по рекомендации Министерства сохранить стоимость обучения на уровне прошлого года.

ВМ: Хочу отдать должное министру, у нас рекомендации вырабатываются совместно. Это наше абсолютное мнение: мы в этом году ни по одной программе как бакалаврской, так и магистерской не повышаем стоимость образования.

АМ: А у вас как?

АЧ: В 2020 году по решению Ученого совета нашего университета стоимость обучения утверждена на уровне прошлого 2019 года. Более того, на весь срок обучения стоимость остается неизменной.

АМ: Еще один вопрос, который часто задается, озвучит мама студентки.

Оксана Чекмышева: Я мама шестерых детей. Третий ребенок учится у меня в университете на платной основе. Оплачивали мы очень большую сумму: 174 тысячи рублей за год. Дети учатся уже третий месяц дистанционно, но нам вернули всего лишь 1200 за дистанционное обучение. За 3 месяца возврат очень маленький, я считаю, что нам должны пересчитать за дистанционное обучение другую сумму. Будут ли подниматься цены на обучение? И сможем ли мы с мужем в дальнейшем обучать своего ребенка?

ВФ: Качественное образование в этом году для детей, которые заканчивают школы, становится более доступным, появляется больше возможностей. Стоимость обучения повышаться в этом году не будет, она зафиксирована в большинстве абсолютном вузов на уровне 2019 года.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков в эфире «Первого» канала рассказал об абитуриентах и студентах (5/6)

АМ: Но цена-то не маленькая за обучение. Как с Вашей точки зрения?

ВМ: Цена на обучение ориентируется на несколько параметров, в том числе и на бюджетный норматив. Она не может быть ниже бюджетного норматива, хотя в этом году министерство несколько пересмотрело эту позицию. И есть нижняя граница, она не может быть ниже бюджетного норматива. А хороший бюджет платит никак не меньше. Я как экономист могу сказать честно – у нас много бюджетных мест. Если вы учитесь на платной основе, значит, ваш ребенок недостаточно хорошо учился в школе. Первый вопрос: ваши дети должны хорошо учиться с тем, чтобы сдать нормально ЕГЭ и поступить на бюджетное место. Государство выделяет много бюджетных мест и их количество сейчас увеличивается.

АМ: Давайте тогда поговорим о качестве образования. Перевод на дистанционное обучение. Что по этому поводу говорит ВЦИОМ после опроса студентов? 72% студентов удовлетворены, Что показывают данные опроса РАНХиГС по преподавателям? Влияние COVID-19 на качество образования: 42,7% педагогов считают, что ухудшится. Если качество ухудшится, а родители платят, то возврат 1200 рублей Вы считаете, что это немало?

ВМ: Я скажу другое. Это мнение преподавателей. Мнение не транслируется в экономику. Если 42% говорят, что качество ухудшится, они хотят вернуться в оффлайн, но это не означает, что образование действительно ухудшится. Задача всех вузов сделать так, чтобы через год это утверждение оказалось неправдой, даже если это может быть правдой. Наша обеспечить все, чтобы через год оно не ухудшилось. И мы это сделаем.

ВФ: Здесь один очень важный момент: это сравнение внезапного дистанта, который мы не выбирали, и он безальтернативный, и традиционной формы. И разговор про выбор между традиционной формой и дистантом, когда преподаватели голосуют за ухудшение образования, они тем самым говорят, что ничего не может заменить традиционную форму обучения. С чем сложно спорить. Это абсолютная правда. Это живое общение и социализация.

АМ: Социализация – это часть образования и студента, и школьника. Если этой части нет, почему мама шести детей должна платить за то, что часть образования, за которое она платила, ее ребенок не получает?

ВМ: Потому что это не заочное образование. Можно перейти на заочное и платить в 5 или 10 раз меньше. А еще лучше сдать ЕГЭ на нормальный балл и поступить на бюджетное место.

АМ: Работа летом в стройотрядах она как-то помогает дальнейшему трудоустройству? Не используется как попытка поиска работы? Или это просто заработок?

Юлия Дрожжина: Мы 100% говорим о том, что это помогает им приобрести первый опыт записи в трудовую книжку, знакомства с работодателем и дальнейшее трудоустройство.

ВФ: Но есть еще одна важная вещь. Это про то, чтобы быть в коллективе летом, это определенный вызов, это социализация, то есть то, о чем мы говорили. Поэтому стройотряды – это очень важный опыт не только с точки зрения получения трудовых навыков.

АМ: Общежития не приспособлены к той ситуации, в которой мы оказались. Что Вы думаете по этому поводу?

ВФ: Вопрос очень глобальный, потому что мы, скорее всего, не сможем и не должны закрывать от коронавируса. Сейчас совместно с вузами мы создаем большую рабочую группу. У нас богатейший опыт. Мы в условиях пандемии перешли на дистантный формат, но у нас работали общежития. Мы понимаем, что с 1 сентября все бы хотели работать в нормальном формате. Что это означает? Мы должны проанализировать тот опыт, который получили, и выработать новые форматы, когда мы будем понимать, как по-другому рассадить классы, какие другие требования к общежитиям и т.д. Этот опыт мы сейчас анализируем. И требования с учетом того, что скажет Роспотрбнадзор, с учетом лучших российских практик, к 1 сентября мы выработаем и будем этим пользоваться. Но закрываться нет смысла. Мы попробуем в новых условиях нормально жить и по-другому организовать свою деятельность. Это сложно, но возможно.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков в эфире «Первого» канала рассказал об абитуриентах и студентах (6/6)

АМ: Попова согласует это?

ВФ: Мы будем убеждать, во-первых. Мы же университеты, у нас университеты тоже носители знания, у них есть экспертная оценка.

АМ: А что вы будете со своими общежитиями делать?

АЧ: А мы и сейчас делаем. У нас в данное время проживает около 2000 студентов. У нас очень много иностранцев – из 84 стран мира обучаются в нашем университете. Российские студенты тоже многие не уехали.

АМ: Надо что-то менять в этом плане?

ВМ: Да, несомненно. Была создана рабочая группа, которая уже на протяжении 3 недель вырабатывает решения, как функционировать в текущих условиях неполного снятия карантина. Это не только про то, сколько человек в аудитории, но и про то, сколько человек в буфете, как сделать расписание без очередей.

ВФ: Достаточно для начала простые задачи решить. Первое – стационарная термометрия. Второе – совершенно другие требования по санитарной обработке. Дальше – определенные нормы и график посещения мест общего пользования. Массовые мероприятия, которые раньше были нормой, то сейчас должны проводиться в зависимости от эпидемиологической ситуации в конкретном городе или населенном пункте.

АМ: Есть много вопросов от абитуриентов, давайте сейчас в блице снимем их опасения.

Екатерина Морева: Я столкнулась с проблемой отсутствия электронной подписи, для ее оформления нужен ИНН, которого у меня нет. Налоговая служба сейчас тоже не работает. Поэтому я боюсь, что я не смогу подать свои документы.

ВФ: Есть 4 способа поступить в университет, и ни один из них не требует ЭЦП. Опасения абсолютно беспочвенны.

Дарья Полтавская: Я выбираю подходящий для себя вуз в городе Тюмень. Один из них уже опубликовал документы, которые необходимы при поступлении. В перечне была медицинская справка. Я очень переживаю по этому вопросу, так как из-за этого могут возникнуть проблемы с поступлением.

ВФ: Никаких сложностей не будет. Потому что временный порядок, который разработало министерство, в ближайшее время будет зарегистрирован в Минюсте. Он предполагает, что справки медицинские можно будет представить потом очно, когда абитуриент поступит и приедет в вуз. справка сейчас при поступлении не требуется.

Данил Великанов: Даты ЕГЭ уже переносились не один раз. Какова вероятность того, что в июле они будут снова перенесены на неопределенный срок? И начнем ли мы учиться в университете в качестве студентов 1 сентября или в сентябре мы будем по-прежнему сдавать ЕГЭ? Эта ситуация у девушек обстоит не так остро, как у юношей, потому что существует армия. И нас могут забрать в армию.

ВФ: По армии самое сложное решение принято. В этом году всем предоставлена возможность поступать и никого в армию не заберут. Второе – все нацелены начать учебный год в традиционном формате 1 сентября. Для нас это принципиально важно: для всей системы образования вообще и высшего образования, в частности.

АМ: 5 июня у Вас состоится прямая линия. Такого министерство еще не делало. Что это значит? Любой может задать вопрос? И никакого отбора не будет?

ВФ: Это опыт эпохи коронавируса. Мы 15 марта создали рабочую группу совместно с представителями вузов и провели большое количество заседаний онлайн. Мы хотим «венчать» эту серию заседаний прямой линией, где каждый родитель, студент, преподаватель и даже ректор может задать вопрос.

АМ: Что бы вы сейчас пожелали родителям, у которых сегодня самые тяжелые времена?

ВФ: Я бы рекомендовал родителям дать возможность выпускникам, детям самим принять решение при поступлении. Конечно, советоваться с ними, подсказывать, обсуждать. Если он сделает свой выбор, а не последует моде или чужому совету, это позволит ему состояться в вузе и быть успешным человеком. Поэтому в этом году есть уникальные возможности, несмотря на то, что год сложный. Больше бюджетных мест, больше возможностей проконсультироваться и много других инструментов и механизмов поддержки тех, кто оказался в этой непростой ситуации. Министерство со своей стороны сделает все возможное.
источник
Научно-образовательная политика
⚡8 июня в 14:00 состоится Прямая линия с Александром Бугаевым, руководителем Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь).

Откровенно и "без галстуков" о молодёжной политике с Александром Бугаевым поговорит Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика".

Трансляцию Прямой линии смотрите в Youtube на сайте и в социальных сетях Росмолодёжи, при информационной поддержке
@scienpolicy, @youthpolicy,
@stranavozmojnostey.
источник
Научно-образовательная политика
⚡Завтра, 5 июня, в 14:30 мск состоится Прямая линия с Министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым ⠀
Во время трансляции Министр расскажет о работе ведомства и ответит на поступившие вопросы. ⠀
Трансляция будет доступна в аккаунте Минобрнауки России на YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=0ZcZ581NUDo&feature=youtu.be , а также в аккаунте Минобрнауки России Вконтакте. ⠀
#МинобрнаукиРоссии #МинистрФальков
источник
Научно-образовательная политика
По просьбе коллег, публикуем сообщение пресс-службы РВК:  

"Следственные действия, начатые вчера с обысков в компании, продолжаются, в настоящий момент генеральный директор РВК отвечает на вопросы органов следствия. В фокусе внимания следствия – деятельность фонда RVC I LP, в частности сделка по реинвестированию части вырученных от продажи портфельной компании Soft Machines Inc. средств в другую портфельную компанию - Алион. Инвестиции осуществлялись с 2012 года с соблюдением корпоративных процедур.
Компания оказывает необходимое содействие следственным органам, мы надеемся на скорое и справедливое завершение разбирательства. События не влияют на операционную деятельность РВК, компания продолжает работу в обычном режиме. Однако ситуация не может не вызвать озабоченности и недоумения у всего инвестиционного сообщества и наших партнеров."
источник
Научно-образовательная политика
Сопредседатель Центрального штаба ОНФ Алексей Комиссаров обратился с предложением к председателю Правительства Михаилу Мишустину:

«Просим рассмотреть возможность упрощения процедуры получения гражданства Российской Федерации для иностранных студентов, проявивших себя в качестве волонтёров в период борьбы с коронавирусной инфекцией, в части снижения требований о наличии совокупной трудовой деятельности в Российской Федерации до одного года с включением в этот срок периода их волонтёрской деятельности».

В настоящее время претендовать на гражданство России иностранные студенты могут после окончания учебного заведения и при наличии трудового стажа сроком три года.

https://russian.rt.com/russia/news/751855-pandemiya-volontyory-pomosch-grazhdanstvo
источник