
Эпидемия коронавируса еще раз всколыхнула споры о том, что наше цифровое будущее станет не раем, а вотчиной «Большого брата».
Однако, винить в этом технологии неразумно – ведь во благо или во зло обратить их – решать самим людям.
Университеты, особенно региональные – это точки роста не только научных или исследовательских траекторий, но и огромный акселераторы развития общества. В частности, уже сейчас многие вузы понимают, что нужно не только забираться в глубь школьной программы, но и реализовывать ту самую «третью миссию» университета – консолидировать сообщества, выполняя важнейшие функции социального развития.
И вот два отличных примера.
Первый – с 1 по 12 июня по инициативе Кемеровского государственного университета пройдёт летний онлайн-лагерь «Kemp», объединяющий школьников Кузбасса. Цель лагеря – дать возможность ребятам не заскучать в режиме самоизоляции и провести свободное время с пользой, занимаясь не только интересной, но и полезной деятельностью, которая даст возможность развить творческие способности, спортивные, кулинарные, коммуникативные и многие другие навыки. Школьников ждёт насыщенная программа, включающая мастер-классы и викторины по различным тематикам, общение с организаторами и участниками. Как и обычный лагерь, онлайн-лагерь «Kemp» не сможет обойтись без вожатых, которые станут связующим звеном между участниками и программой лагеря.
Напомним, что КемГУ является флагманом научно-образовательного центра мирового уровня «Кузбасс», поэтому университету важно реализовывать общественно-значимые проекты, в том числе – привлекая будущих абитуриентов, а через выстраивание социальной ответственности – также будущих партнеров и коллег.
Второй – в Томской области решили привлекать школьников в науку с помощью игровых технологий.
Коллективы вузов Томской области разработали онлайн-игру для школьников, которые с ее помощью во время каникул смогут смотреть лекции и проходить мастер-классы по научным темам. Об этом сообщила пресс-служба Томского политехнического университета.
«Общероссийская онлайн-игра Inside Game разработана по инициативе губернатора Томской области Сергея Жвачкина. Во время каникул ученые, преподаватели вузов, инженеры, врачи, дизайнеры будут рассказывать школьникам о мире науки и техники, проводить мастер-классы и интерактивные игры. Томский политехнический университет стал одним из ключевых партнеров проекта», – говорится в сообщении.
С 1 июня в течение 44 дней школьники 5-11 классов всех регионов России и зарубежья, владеющие русским языком, могут бесплатно принять участие в игре. Каждый день Inside Game будет посвящен определенной теме. Программа подготовлена по таким направлениям, как агробиоэкотехнологии, создание стартапов, умные материалы, нефтегазовый инжиниринг, популяционные технологии, химический инжиниринг, олимпиады кружкового движения, микроэлектроника.
В частности, преподаватели и ученые Томского политеха подготовили для школьников мастер-классы, занятия и интерактивы по нескольким темам: от разработки видеоигр и основ промышленного дизайна до создания своего стартапа и знакомства с профессиями нефтегазового комплекса. Один из игровых дней будет посвящен новым материалам: как их разрабатывают, испытывают и где применяют.
Встречи со школьниками в прямом эфире на платформах Zoom и YouTube рассчитаны на 30 минут. Лекции и мастер-классы будут доступны для просмотра в течение всего проекта в официальной группе в социальной сети «ВКонтакте». Там же участники смогут посмотреть информацию о расписании на каждый день, спикерах и заданиях.
На двух конкретных примерах четко видно, что цифровые технологии могут приносить массу пользы. Главное – подойти с умом, а там и социальная миссия будет выполнена, и молодежь в науку – привлечена.