Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 June 02
Научно-образовательная политика
Онлайн-лагерь и игровой путь в науку

Эпидемия коронавируса еще раз всколыхнула споры о том, что наше цифровое будущее станет не раем, а вотчиной «Большого брата».

Однако, винить в этом технологии неразумно – ведь во благо или во зло обратить их – решать самим людям.

Университеты, особенно региональные – это точки роста не только научных или исследовательских траекторий, но и огромный акселераторы развития общества. В частности, уже сейчас многие вузы понимают, что нужно не только забираться в глубь школьной программы, но и реализовывать ту самую «третью миссию» университета – консолидировать сообщества, выполняя важнейшие функции социального развития.

И вот два отличных примера.

Первый – с 1 по 12 июня по инициативе Кемеровского государственного университета пройдёт летний онлайн-лагерь «Kemp», объединяющий школьников Кузбасса. Цель лагеря – дать возможность ребятам не заскучать в режиме самоизоляции и провести свободное время с пользой, занимаясь не только интересной, но и полезной деятельностью, которая даст возможность развить творческие способности, спортивные, кулинарные, коммуникативные и многие другие навыки. Школьников ждёт насыщенная программа, включающая мастер-классы и викторины по различным тематикам, общение с организаторами и участниками. Как и обычный лагерь, онлайн-лагерь «Kemp» не сможет обойтись без вожатых, которые станут связующим звеном между участниками и программой лагеря.

Напомним, что КемГУ является флагманом научно-образовательного центра мирового уровня «Кузбасс», поэтому университету важно реализовывать общественно-значимые проекты, в том числе – привлекая будущих абитуриентов, а через выстраивание социальной ответственности – также будущих партнеров и коллег.

Второй – в Томской области решили привлекать школьников в науку с помощью игровых технологий.

Коллективы вузов Томской области разработали онлайн-игру для школьников, которые с ее помощью во время каникул смогут смотреть лекции и проходить мастер-классы по научным темам. Об этом сообщила пресс-служба Томского политехнического университета.

«Общероссийская онлайн-игра Inside Game разработана по инициативе губернатора Томской области Сергея Жвачкина. Во время каникул ученые, преподаватели вузов, инженеры, врачи, дизайнеры будут рассказывать школьникам о мире науки и техники, проводить мастер-классы и интерактивные игры. Томский политехнический университет стал одним из ключевых партнеров проекта», – говорится в сообщении.

С 1 июня в течение 44 дней школьники 5-11 классов всех регионов России и зарубежья, владеющие русским языком, могут бесплатно принять участие в игре. Каждый день Inside Game будет посвящен определенной теме. Программа подготовлена по таким направлениям, как агробиоэкотехнологии, создание стартапов, умные материалы, нефтегазовый инжиниринг, популяционные технологии, химический инжиниринг, олимпиады кружкового движения, микроэлектроника.

В частности, преподаватели и ученые Томского политеха подготовили для школьников мастер-классы, занятия и интерактивы по нескольким темам: от разработки видеоигр и основ промышленного дизайна до создания своего стартапа и знакомства с профессиями нефтегазового комплекса. Один из игровых дней будет посвящен новым материалам: как их разрабатывают, испытывают и где применяют.

Встречи со школьниками в прямом эфире на платформах Zoom и YouTube рассчитаны на 30 минут. Лекции и мастер-классы будут доступны для просмотра в течение всего проекта в официальной группе в социальной сети «ВКонтакте». Там же участники смогут посмотреть информацию о расписании на каждый день, спикерах и заданиях.

На двух конкретных примерах четко видно, что цифровые технологии могут приносить массу пользы. Главное – подойти с умом, а там и социальная миссия будет выполнена, и молодежь в науку – привлечена.
источник
Научно-образовательная политика
В РГПУ им. А.И. Герцена силовики пришли с обыском к проректору Лопатину. По всей видимости, это связано с произволом руководства университета в части принудительных сокращений сотрудников, принуждения писать заявления на отпуск за свой счёт и т.д.
источник
Научно-образовательная политика
Как сложить 2+2 в высшей школе? (1/2)

Директор Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета поделился опытом организации модели бакалавриата по схеме 2+2, которую призвал внедрять в российских вузах президент Владимир Путина.

Минобрнауки собирается скорректировать ФГОСы таким образом, чтобы дать возможность студентам выбирать направление подготовки после второго курса. Школа перспективных исследований (SAS) ТюмГУ предоставляла студентам возможность такого выбора с самого начала своего существования – причем выбирать они могут не только среди смежных направлений подготовки, которыми, возможно, ограничится новый ФГОС. Как работает 2+2 на практике?

Второкурсники SAS уже дважды выбирали направления подготовки, и в обоих случаях направление сменило более 50% студентов (см. диаграммы). Иными словами, большинство студентов вначале поступают не на те направления подготовки, которые оказываются им ближе после непосредственного знакомства с различными дисциплинами и областями знания на университетском уровне. Это безусловный аргумент в пользу модели 2+2. Однако, чтобы эта модель по-настоящему работала, недостаточно синхронизировать учебные планы первых двух курсов.

Профили бакалавриата в SAS (всего их 7, по одному на каждое из 7 направлений подготовки) называются мейджорами (majors), и это не просто лингвистическое отличие. Даниэл Контовски, руководитель учебного офиса SAS, отмечает, что «мышление в терминах мейджоров требует другой организационной логики: согласно этой логике, важнейшая цель университетского образования – это интеграция знания самим обучающимся. Выбор мейджора после второго курса – это не просто отложенная специализация или возможность немного скорректировать траекторию в середине пути. Поздний выбор мейджора предполагает, что студент учится в первую очередь в университете, а его специализация – лишь один из компонентов этого обучения. Все остальное – это не что-то дополнительное или второстепенное, а не менее значимый компонент образовательной траектории».

Следуя ФГОСам, SAS вынуждена принимать студентов на то или иное направление подготовки с соответствующим набором ЕГЭ, но мы «забываем» о направлении их поступления сразу после зачисления. Первые два курса все студенты учатся по единой программе, и мы не идентифицируем их как «IT-шников», «биологов», «социологов» или «историков» до момента выбора мейджора. Важную роль здесь играет ядерная программа – набор обязательных для всех курсов, который не позволяет студентам пропустить этап приобретения базовых интеллектуальных навыков и широкого мультидисциплинарного кругозора, необходимых для осмысленной специализации.

Даниэл Контовски выделяет 3 аспекта, которыми выбор мейджора после 2-го курса отличается от поступления на то или иное направление подготовки после средней школы. «Во-первых, студенты понимают, что делают: выбор мейджора основан на опыте прохождения университетских курсов в разных дисциплинарных областях, разговоров с профессорами из разных дисциплинарных традиций и бесед с однокурсниками, стоящими перед тем же выбором. Во-вторых, студенты подходят к выбору в более зрелом возрасте, когда период бурных личностных трансформаций, совпадающий с окончанием средней школы и поступлением в университет, уже завершен. Наконец, первые два года бакалавриата требуют от студента изменить привычный образ мышления: вместо того, чтобы просто менять более широкую оптику средней школы на все более узкую оптику направления подготовки, профиля и специализации внутри этого профиля, SAS стремится научить своих студентов видеть связи между внешне разрозненными способами мышления и восприятия мира».

Источник: https://www.facebook.com/shcherbenok/posts/10219836041304119
источник
Научно-образовательная политика
Как сложить 2+2 в высшей школе? (2/2)

Внедрение полноценной модели 2+2 потребует от российских университетов решения ряда давних проблем. На выбор студентов оказывают большое влияние достоинства и недостатки конкретных профессоров, с которыми они сталкиваются в процессе обучения. Отсутствие интересного образовательного предложения может сделать мейджор непопулярным – SAS прошло это в 2019, когда мейджор по истории выбрал один студент, да и тот ушел в академический отпуск. SAS пришлось предпринять ряд мер чтобы изменить ситуацию с историей в этом году. Система 2+2 отменяет крепостное право и запускает реальную конкуренцию преподавателей и кафедр, в результате чего слабые направления подготовки могут остаться без студентов.

С другой стороны, два года позволяют частично нейтрализовать влияние семьи и общественных стереотипов на выбор направления. Примечательно, например, что в SAS не наблюдается повышенный спрос на мейджор по экономике: в этом году этот мейджор по популярности уступил не только кино и медиа, но и культурным исследованиям. Если бы возможность свободно выбрать направление была предоставлена студентам в начале первого курса, ситуация почти наверняка была бы другой. Выбор мейджора после второго курса дает шанс преподавателям дисциплин, менее популярных среди абитуриентов, продемонстрировать ценность своего предмета.

Наконец, необходимость пройти специализацию за 2 года – при том, что и на последних двух курсах SAS выделяет заметную часть учебного времени для элективов за пределами мейджора – заставляет отказаться от привычки измерять глубину и качество подготовки количеством аудиторных часов. Примерно треть учебного плана бакалавриата, остающаяся на обязательные профильные дисциплины, должна быть использована максимально эффективно. Важно первые два года учить студента так, чтобы к третьему курсу он стал всесторонне развитым субъектом собственного образования, способным учиться в разы интенсивнее, чем студент, попавший из средней школы в ту или иную образовательную трубу.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Право на степень и степень права

Сегодня состоялось первое после долгого перерыва заседание Президиума Российской академии наук. Причем прошло оно в онлайн-режиме.

И это – значимый шаг для РАН, которая долгое время оставалась оплотом традиций. Конечно, не все еще отлажено – например, голосовали поднятием рук на камеру. Впрочем, в Академии редкие вопросы не принимаются единогласно – так что с внедрением этой функции можно и повременить.

Самым политически «заряженным» был вопрос о расширении перечня организаций, которые могут самостоятельно присваивать степени. Напомним, к настоящему моменту им обладают 25 вузов и 4 научных организации.

РАН последовательно выступала против появления списка, а затем его расширения, отстаивая традиционную ВАКовскую модель, которую, впрочем, очень активно критиковала (на пару с Диссернетом) – что в момент формирования нового списка членов ВАК, что в дискуссиях вокруг памятного доклада о кандидатах в члены РАН.

В принципе, новая волна заявок на получение указанного права была инициирована не Министерством науки и высшего образования, а текстом Постановления Правительства №553, в котором прямо предусмотрен регулярный отбор новых организаций.

Позиция, единогласно принятая Президиумом РАН, была сформулирована Александром Лутовиновым и вице-президентом Алексеем Хохловым.

Академия просит ввести трехлетний мораторий на расширение списка, а также совместно с Минобрнауки провести изучение опыта самостоятельного присуждения степеней.

С одной стороны, «посравнить да посмотреть – век нынешний и век минувший», никогда не бывает лишним.

А вот, с другой стороны, Роберт Нигматуллин обрушился с критикой за анонимность всех властных инициатив. Традиция анонимных доносов, на которую ссылается уважаемый академик (раз реформы анонимны – выступая против них, Академия как бы начинает бороться со всей системой власти), не обошли стороной и саму РАН, о чем ему очень хорошо известно.

Еще от него поступило предложение президенту РАН Александру Сергееву – «там в Правительстве топнуть ногой». Хотя, уже очевидно, что эскапады эпохи Фортова дорого дались Академии. И уж топать, хлопать, швырять – явно не конструктивное поведение.

Валерий Козлов обозначил позицию: «Работает – не трогайте». Хотя здесь также было не до конца ясно – работать ВАКовская система должна, как раньше? Или уже по заветам Диссернета и Комиссии по противодействию фальсификации научных исследований?

В целом, позиция РАН предельно ясна – мораторий плюс активное участие в экспертизе достигнутых результатов.

И сложно не согласиться с тем же Валерием Козловым – если это был эксперимент, ему нужно дать всестороннюю оценку.

Правда, три года паузы – чересчур долгий срок в любом начинании. Там уже не за горами будет окончание нацпроектов.

Президент РАН Александр Сергеев напомнил членам Президиума, что Академия уже обращалась к Минобрнауки с точно таким же предложением, но далее никакой активности не последовало.

Странно, если бы было иначе – ректорское сообщество сейчас все больше объединяется (яркий пример – Российский союз ректоров), ведущие вузы начинают активно помогать отраслевым и региональным партнерам. А возможности дистанционной защиты открывают интригующие перспективы для всей системы аттестации научных кадров высшей квалификации.

И тут, с одной стороны, нельзя не отметить правоту Алексея Хохлова – почему треть членов диссовета все равно должна обязательно присутствовать очно? А с другой, нельзя не согласиться – что система анонимного удаленного голосования не столь уж распространенная практика, а видеоизображение «карточки» - все-таки не полноценный дистант в принятии решений.

Но все же прав вице-президент РАН – «документы, регламентирующие детали проведения процедуры защиты диссертаций, вполне можно отнести к ведению Минобрнауки. Вовсе не обязательно их принимать на уровне Правительства, у которого во время пандемии есть много других важных дел».

Синопсис и видео-запись заседания Президиума РАН.
источник
Научно-образовательная политика
Хороший канал. Очень рекомендую!

https://t.me/youthpolicy/3703
Telegram
НОП - Молодежь и система
В @youthpolicy больше 4 тысяч подписчиков! Спасибо каждому из вас!

Эти каналы читает наша команда и подписчики:

@russica2 — пишет о Системе и влияет на неё. Внимательно относится к роли молодежи в Системе.

@russicatop — управляет повесткой. Факт.

@scienpolicy — редкий элитарный канал в телеграме и полноценная экспертная площадка. Следите внимательно за инсайдами и аналитикой. Верифицировано.

@kremlebezBashennik — знает слишком много, но даёт высказаться другим, слышит все мнения. Ежевечерно обращается к опыту мудрых. Маст рид.

@vakasamara — канал Валерии Касамара, руководителя Олимпиады «Я — профессионал», проректора ВШЭ. От первоисточника о исследованиях молодежи, крупнейшей в России олимпиаде и университетской среде.

@kartezianec — глубинно, мудро и иронично о происходящем от  Епископа Саввы.

@vladimirlegoyda — Церковь и общество в единстве и многообразии взглядов истинного интеллектуала.

@stranavozmojnostey — канал президентской платформы «Россия — страна возможностей», в проектах которой участвуют…
источник
Научно-образовательная политика
В @youthpolicy больше 4 тысяч подписчиков! Спасибо каждому из вас! @youthpolicy больше 4 тысяч подписчиков! Спасибо каждому из вас!

Эти каналы читает наша команда и подписчики:

@russica2 — пишет о Системе и влияет на неё. Внимательно относится к роли молодежи в Системе.

@russicatop — управляет повесткой. Факт.

@scienpolicy — редкий элитарный канал в телеграме и полноценная экспертная площадка. Следите внимательно за инсайдами и аналитикой. Верифицировано.

@kremlebezBashennik — знает слишком много, но даёт высказаться другим, слышит все мнения. Ежевечерно обращается к опыту мудрых. Маст рид.

@vakasamara — канал Валерии Касамара, руководителя Олимпиады «Я — профессионал», проректора ВШЭ. От первоисточника о исследованиях молодежи, крупнейшей в России олимпиаде и университетской среде.

@kartezianec — глубинно, мудро и иронично о происходящем от  Епископа Саввы.

@vladimirlegoyda — Церковь и общество в единстве и многообразии взглядов истинного интеллектуала.

@stranavozmojnostey — канал президентской платформы «Россия — страна возможностей», в проектах которой участвуют даже самые убежденные телеграм-критики.

@postposttruth — когда постправда истинней правды, расставляет акценты, замечает то, что не видно другим;

@vibornyk — что влияет на результаты выборов? Выборный знает и рассказывает.

@Alekhin_Telega — неподготовленным не читать, можете столкнуться с реальностью.

@EbuldinSkySpez — принципиальный и справедливый, каждая публикация идет от души.

@youth_institute — авторский канал Николая Бажитова об образовании и молодежной политике.

@krispotupchik — наслаждается книгами и интеллектом. Помните, что чтение рождает мысль.

@bigtransfer2024 — канал о главном политическом событии ближайших лет.

@youthrussia — экспертная площадка молодежной политики с позицией, возможностями, традициями и международной повесткой.

@tyumen_science — Тюменская матрёшка двигает науку, развивает регион и пишет об этом.

@edpolicylab — проводники в «дзен» российской образовательной политики.

@alenasivkova — осторожно, Сивкова! Стильно пишет, стильно рулит Daily Storm, стильно поясняет кто есть кто.

@ne_propaganda — об актуальной повестке с питерской искренностью и эстетикой.

@ScreenShotTrue — ничего не получится удалить, всё и про всех хранится у них.

@trueresearch — альтернативный взгляд на популярные темы

@knigeek — реальность сквозь страницы книг.

@mp_rf — команда молодежных парламентов: они не так лояльны, как вы могли подумать + реально меняют законы. Будьте внимательны!

@vksh2019, @leadersRUY @rsmfamily — Российский союз молодежи в телеграме.

@politscience — размышления и критика молодого учёного.

@wvyshak — неангажированный телеграм-канал про ВШЭ и не только;

@msmprapn, @smp_rapn, @ruspolitology — сообщества молодых политологов, в рассуждениях которых гораздо больше зерна, чем у многих экспертов из ТВ.

@produman_TMB, @molkbr, @aktivist56 — локальные каналы об актуальном для молодежи.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Через 35 минут, в  00:10 по московскому времени Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в прямом эфире на Первом канале примет участие в программе "Право на справедливость".  

Глава Минобрнауки  расскажет о том, насколько вырастет число бюджетных мест в вузах, как университеты помогают студентам и выпускникам с трудоустройством, а также о новых требованиях к общежитиям после коронавируса.
источник
2020 June 03
Научно-образовательная политика
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подписал приказ о назначении Андрея Яковлева врио ректора Томского политеха, и сегодня утром губернатор Томской области Сергей Жвачкин представил нового главу вуза его коллективу.

Новая команда ТПУ уже приступила к разработке новой стратегии развития на ближайшее десятилетие, которая включает и создание НОЦ мирового уровня.
Это направление курирует лично Яковлев.
Андрей Яковлев - член команды губернатора Жвачкина, ранее работал в «Газпромнефти», где совместно со Сколтехом и другими партнёрами  занимался несколькими большими технологическими проектами, например, созданием первого отечественного симулятора гидроразрыва пласта.

«Мы будем строить университет открытым всему новому, наш образовательный и научный потенциал огромен, но главная наша сила в людях. Я уверен, что команда Томского политеха способна реализовать любые проекты, но самые сложные и интересные у нас ещё впереди», – сказал НОП врио ректора ТПУ Андрей Яковлев.

«Один из лучших технических университетов страны получил руководителя, который имеет современный и успешный опыт работы и в науке, и в больших корпорациях. Такой опыт и умение выстраивать интеграционные процессы между учеными и бизнес-компаниями не в теории, а на практике сегодня остро необходимы не только ТПУ, но и всей Томской области», – прокомментировал  назначение для НОП губернатор Томской области Сергей Жвачкин.

Коллектив НОП желает нашему другу и партнёру  Андрею Яковлеву и всему Большому томскому политеху успехов, новых возможностей для развития университета и Сибирских Афин.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Приоритетные научные центры

Пятьдесят восемь заявок от научных организаций и вузов допущено для участия в конкурсе, победители которого получат финансирование на создание и развитие научных центров мирового уровня, выполняющих исследования по приоритетам научно-технологического развития РФ. Соответствующие протоколы конкурсного отбора опубликованы во вторник на сайте Министерства науки и высшего образования.

В 2019 году было создано три центра геномных исследований и четыре международных математических центра. В России должны появиться еще девять центров мирового уровня по приоритетам научно-технологического развития, из них 3 в этом году и 6 в следующем.

На конкурс поступили заявки по семи направлениям научно-технологического развития (в соответствии со Стратегией НТР и в редакции профильного Совета НЦМУ).

По приоритету а) «Передовые цифровые технологии и искусственный интеллект, роботизированные системы, материалы нового поколения» к участию в конкурсе допущена 21 заявка.

По приоритету б) «Экологически чистая ресурсосберегающая энергетика, эффективное рациональное использование недр и биоресурсов» подано четыре заявки.

По приоритету в) «Персонализированная медицина, высокотехнологичное здравоохранение и технологии здоровьесбережения» – девять.

По приоритету г) «Высокопродуктивное и экологически чистое агро- аквахозяйство, создание безопасных, качественных и функциональных продуктов питания» – пять.

По приоритету д) «Технологии обеспечения национальной безопасности (противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества и экономики)» на конкурс принято шесть заявок.

По приоритету е) «Интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, исследование и эффективное освоение геосферы Земли и окружающей Вселенной (космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики)» – семь заявок.

По приоритету ж) «Гуманитарные и социальные исследования взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов как эффективных ответов общества на большие вызовы» – шесть.

В 2020 году на создание и развитие центров будет направлено до 2 млрд 394,6 млн рублей (не более 798,2 млн рублей на один центр). В 2021 году объем субсидий может превысить 698 млн рублей (не более 232 млрд 689,6 млн рублей на один центр). Всего до 2021 года на эти цели будет направлено более 3 млрд руб.

Победители будут выбраны в ходе конкурсного отбора, проводимого Советом по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития совместно с Минобрнауки России.

Основная интрига отбора 9 центров по приоритетам НТР состоит в том, что направлений всего 7, следовательно – некоторые из них получат 2 центра (либо при определенных условиях один из приоритетов – три). При этом важным направлением работы НЦ МУ должны стать междисциплинарные исследования и сквозные технологии. Поэтому можно ожидать, что ряд самых «емких» по количеству приоритетов заявок также будут отобраны для создания центров мирового уровня.

Как ожидалось и как демонстрирует динамика рубрицирования заявок по приоритетам в рамках иных конкурсных отборов – основной массив поступил по приоритету а) – больше трети от общего числа.

Напомним, что научные центры должны функционировать в сопряжении с научно-образовательными центрами мирового уровня (уже отобрана первая пятерка, в этом году выберут вторую, в следующем – третью), а также интегрироваться в работы по комплексным научно-техническим программам и проектам (которые также реализуются по приоритетам НТР).

Протоколы на сайты Минобрнауки: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1240
Новость на портале «Будущее России. Национальные проекты»: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/pocti-60-zaavok-podano-na-sozdanie-naucnyh-centrov-mirovogo-urovna-po-nacproektu-v-rf
источник
Научно-образовательная политика
РАН: структура и оценка

На прошедшем вчера Президиуме РАН также было рассмотрено два весьма важных административно-экспертных вопроса.

Первый – окончательное урегулирование структуры Академии и курирующих вице-президентов. 15 мая была проведена реструктуризация РАН. Структурные изменения затронули 9 управлений в рамках существующей численности. Цель изменений: расширение и решение новых задач, оптимизация структуры.

По итогам назначено 5 новых руководителей:
Екатерина Чабан – управление научно-методического руководства экспертной деятельности;
Станислав Давыденко – управление научно-информационной деятельности РАН и взаимодействия с научно-образовательным сообществом;
Георгий Кузнецов – управление делами РАН;
Виктор Понько – управление правового обеспечения деятельности;
Сергей Маленко – управление международного сотрудничества РАН.

Также внесены соответствующие изменения в распределение полномочий вице-президентов.

Второе – вопросы оценки результативности работы научных организаций. РАН по итогам онлайн-собрания планирует обратиться в Минобрнауки и лично к министру науки и высшего образования Валерию Фалькову. Причины обращения связаны с тем, что рейтингование научных организаций произведено в 2015-2017 годах. Данные устарели. Академики солидарны, что рейтингование институтов не отражает текущую ситуацию. Было предложено провести процедуру повторно. Многие организации подтянулись и могут поднять свой рейтинг.

Второй аспект данного вопроса связан с тем, что дополнительное оборудование (по мероприятию нацпроекта «Наука») получают только организации первой категории. Это положение тоже вызывает сомнение в справедливости, потому что организации второй категории тоже показывают высокие результаты.

Это положение требует пересмотра для точечной поддержки организаций второй категории. Процесс отбора решено согласовать также с Минобрнауки.

В принципе, данная инициатива регулярно получает новую жизнь в момент обсуждений на Президиуме и Общих собраниях РАН. Действительно, пока что не проведена сплошная масштабная оценка результативности научной работы ни университетов, ни тех институтов и центров, которые были реструктуризированы в рамках первой волны оптимизации структуры научных организаций и, таким образом, получили иммунитет от оценивания.

В сущности, здесь РАН в заметной степени дублирует уже принятые решения – оценку и так планируется провести в ближайший год. А хронологические рамки оценки также зависят от скорости обновления данных в международных библиометрических базах.

Синопсис и видео-запись заседания Президиума РАН.
источник
Научно-образовательная политика
По информации источников НОП, мероприятия связаны с расследованием уголовного дела об инвестициях в компанию Alion, которые были осуществлены в 2012 году прежним руководством РВК https://www.kommersant.ru/doc/4365813  

Пришедшая в 2017 году новая команда РВК провела внутренний аудит исторического портфеля фондов с участием капитала компании. В начале 2017 года результаты этой проверки были переданы в прокуратуру, новый менеджмент компании указал на признаки возможных злоупотреблений, после чего инвестиции в Alion попали в фокус внимания правоохранителей. Были задержаны бывший инвестиционный директор РВК Ян Рязанцев, уволенный к тому времени из компании, а также партнер Bright Capital Михаил Чучкевич.

Следственные органы в настоящее время изучают документы в офисе компании, в фокусе их внимания «исторический» портфель РВК, сделки 2012 - 2016 года.

Привлечение правоохранительных органов к уточнению обстоятельств дела плохо стыкуется с недавними инициативами Президента о необходимости смягчения давления на сектор венчурных инвестиций с госучастием. Соответствующий закон был в мае принят в первом чтении Государственной думой РФ, до этого пройдя  очень долгий процесс согласования с ведомствами : https://economy.gov.ru/material/news/gosduma_podderzhala_zakonoproekt_o_podderzhke_vysokoriskovyh_innovacionnyh_i_tehnologicheskih_proektov_.html
источник
Научно-образовательная политика
Варягов-технарей сменили свои гуманитарии

Центр институционального анализа науки и образования Европейский университет в Санкт-Петербурге подготовил аналитическое исследование, посвященное обновлению ректорского корпуса в 2015–2017 гг.

Публикуем наблюдения авторов и их выводы.

(1) Треть новых ректоров появилась через процедуру назначения ректора учредителем, в остальных случаях проходили выборы. При этом демократичность процедуры далеко не всегда означает конкурентность выборов – чаще всего на пост претендует один-два кандидата, а в половине случаев окончательное голосование проходит только по одной кандидатуре.

(2) В государственных российских вузах инбридинг стал более распространен: только 15,4% ушедших ректоров возглавляли те же вузы, выпускниками которых они являются, тогда как среди новых ректоров – 38,7% случаев. Среди новых ректоров не стало больше внешних управленцев, которые бы никогда не работали в возглавляемом вузе (доля таких ректоров составляет 35%). При этом нет различий в том, предпочитает ли учредитель назначать в первую очередь внешних управленцев. Мы не можем сказать, что министерство подыскивало для проблемных вузов внешних управленцев – внешние ректоры преимущественно приходили в вузы, которые всегда признавались эффективными (93% внешних кандидатов пришли в эффективные вузы).

(3) В 58,5% вузов, которые хотя бы раз признавались неэффективными, ректор не сменился. Ректоры менялись как в эффективных, так и менее эффективных вузах.

(4) Одна из распространенных причин смены ректора – возраст. В среднем ушедшие ректоры на десять лет старше новых ректоров – половине старых ректоров было на момент ухода более 60 лет, тогда как новым ректорам было около 50.

(5) Сравнение двух корпусов показывает меньшую представленность среди новых ректоров ученых со специализацией в естественных и технических науках, тогда как доля ректоров со степенями в социальных и гуманитарных науках возросла. Для кандидатов педагогических, исторических и экономических наук характерна универсальность – они возглавляют вузы в самых разных «семействах».

Среди новых ректоров ученых со специализацией в естественных науках стало меньше (при этом они и прежде не составляли большинство). Среди наиболее распространенных областей новых ректоров – гуманитарные, социальные и экономические, науки о жизни и медицина.

Интересным выглядит выход гуманитарных наук на первое место по распространенности среди ректоров, пришедших на свои посты за последние три года. При оценке этого факта следует учитывать, что среди педагогических вузов (не самого многочисленного «семейства», 5% в выборке) не самый высокий процент смены ректоров, в то время как среди более многочисленных технических вузов (20,4%) процент смены гораздо выше.

Комментарий НОП: В итоге в ректорско-управленческой среде формируется достаточно мощный костяк представителей гуманитарных (а частично – и общественных) наук. Это также является следствием все возрастающей «гуманитаризации» науки вместе с запросом на «гуманизацию», а также активному методологическому вторжению точных и естественных наук в рамках, например, НБИКС, конвергентных и природоподобных технологий.

(6) Новые ректоры по публикационным показателям не превосходят ушедших ректоров. Почти по всем показателям средние показатели выше у группы прежних ректоров, покинувших свои посты.

Подробнее: новость на Индиакторе и текст исследования ЦИАНО ЕУСпБ.
источник
Научно-образовательная политика
Сейчас будет анонс нового эфира в грядущую субботу 6 июня в 11:30 msk «Концепция молодёжной политики и воспитательной работы в вузе: версия Сибирского федерального университета», который мы проводим при информационной поддержке @youthpolicy.

На одной из наших последних встреч Антоний Швиндт, директор Департамента цифрового развития Минобрнауки, как писали коллеги @scienpolicy «по сути, призвал вузы к усилению открытости внутри», отмечая необходимость «успевать за изменениями стека технологий», в т.ч. вовлекая благодаря технологиям всех заинтересованных субъектов в кооперацию. Полагаем, этот призыв был услышан.

Коллеги из Сибирского федерального университета обозначили готовность провести в нашем эфире публичное обсуждение их проекта Концепции молодёжной политики и социально-воспитательной работы на 2020-2023 гг. На наш взгляд это хорошая пилотная практика, которую стоит брать на вооружение. Федеральный университет приглашает к открытому диалогу и экспертной дискуссии по внутреннему, но важному для всей университетской экосистемы, документу. Полагаю, такими форматами коллеги из СФУ вместе со всеми нами делают еще один шаг к кооперации и открытой экспертизе как стандартной практике всех субъектов в системах молодёжной политики и образования.

Проект концепции здесь.
Еще пара статей и материалов о проекте:
1. "20 вопросов к молодежке" (стр 8-10)
2. "Проекты молодежки уже упакованы в портфели"

Приглашаем всех заинтересованных коллег присоединиться к эфиру в эту субботу 6 июня в 11:30 (msk) и поделится экспертным мнением о проекте Концепции.
Будет также трансляция в FB на странице Института молодёжи. Велкам.
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Медведев только что переизбран Председателем Попечительского Совета Фонда «Сколково».

@skolkovoleaks
источник
Научно-образовательная политика
Способен ли нацпроект "Образование" помочь в решении главного вызова, стоящего перед экономикой?

Представленный Антикризисный план Правительства РФ на 2020-21 гг. от 31 мая включает в себя сумму в размере 87,1 млрд рублей, предусмотренную на поддержку образования.

Данная сумма составляет 1,1% от общего объема средств, выделенных на стабилизацию экономики.

При этом, среди проблем, которые предстоит решить Правительству за два года, на первом месте стоит вызов "навеса безработицы", который вызовет необходимость получения новых профессиональных  компетенций через  массовое и недорогое мобильное обучение граждан.

На условиях анонимности НОП переговорил с нашими экспертами,  работающими в Администрации Президента, аппарате Правительства, ряде министерств и ведомств, а также с ректорами десятка ведущих университетов, работодателями и экспертами.

Обсуждение коснулось стабильности системы высшего образования в условиях отмеченных вызовов, а также возможных рисков.

Все наши эксперты считают, что мер, запланированных ранее в национальном проекте "Образование" вкупе с дополнительно запланированным объемом средств, должно стать достаточно для устойчивого развития системы высшей школы.

При этом, эксперты НОП отмечают, что исключительно важно для плановой коррекции федпроектных мероприятий учесть меры, направленные на помощь гражданам в условии безработицы.

Важной "контрольной точкой" в рамках реализации НП "Образование" в данных условиях становится индикатор "Количество обученных", подразумевающий число слушателей курсов мобильного обучения, которые университеты будут реализовывать в рамках ФП "Новые возможности для каждого" (часть НП "Образование").

Часть наших экспертов из числа высокопоставленных чиновников выразило опасение, что в Минобрнауки существует мнение о необходимости сокращения показателей данного критерия.

Зная социально-ориентированную позицию Министра Валерия Фалькова, мы убеждены, что ведомство приложит все усилия, для того чтобы эффект от массового обучения слушателей положительно отразился на решении главной задачи государственной важности в период 2020-21 гг.

Иначе говоря, вряд ли индикатор "Количество обученных" будет снижен,  что может повлечь за собой невыполнение показателей, но главное - целей и задач федпроекта.

Похожие опасения он наших респондентов прозвучали и применительно к показателям федпроектов "Экспорт образования" и "Молодые профессионалы".

Эксперты отмечают, что дополнительное финансирование в рамках антикризисного плана Правительства может и должно стать важным балансиром, который даст возможность не сокращать ранее утвержденные показатели федеральных проектов для большинства ведомств.

Без всякого сомнения, эффективность работы всех без исключения правительственных ведомств будет измеряться и результатами реализации профильных нацпроектов.

В этой связи ряд министров-кураторов нацпроектов уже пошли на увеличение плановых показателей, что бесспорно (в случае успеха) будет позитивно оценено как со стороны населения, так и со стороны руководства страны.
источник