Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 May 29
Научно-образовательная политика
Уважаемые читатели НОП!

Мы хотим, чтобы мероприятия нацпроектов "Наука", "Образование" и национальной программы "Цифровая экономика" были полезны для каждого из вас.

С этой целью, совместно с правительственным проектом @stopcoronavirusrussia просим вас принять участие в опросе. Сегодня мы просим вас поделиться мнением о НП "Наука".
источник
Научно-образовательная политика
О каких проектах НП "Наука" вы знаете?
Анонимный опрос
49%
Сеть научно-образовательных центров
14%
Центры мирового уровня по математике и геномным исследованиям
14%
Установки класса "мега-сайнс"
7%
Обновление приборной базы
16%
Поддержка молодых учёных
Проголосовало: 485
источник
Научно-образовательная политика
источник
2020 May 30
Научно-образовательная политика
Поздравляем студентов ТюмГУ, победивших в в III Всероссийском нефтегазовом чемпионате OilCase.
2-е место СФУ и 3-е ТПУ - тоже отличные результаты достойных университетов.

https://t.me/newstpu/1263
Telegram
ТПУ I Томский политех
​​Итоги III Всероссийского нефтегазового чемпионата OilCase

В период с 30 марта по 30 апреля на базе Центра подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела Инженерной школы природных ресурсов ТПУ был проведен III Всероссийский нефтегазовый чемпионат OilCase.

Чемпионат проходил в дистанционном формате в 3 этапа, каждый из которых предполагал решение практико-ориентированной задачи из различных областей геологоразведки и проектирования разработки месторождений нефти и газа.

В мероприятии приняли участие 744 человека, среди которых были студенты и выпускники технических и естественно-научных специальностей вузов России.

Экспертная комиссия, оценивающая решения участников чемпионата, состояла из 11 сотрудников Центра Heriot-Watt в ТПУ, Инженерной школы природных ресурсов ТПУ, ПАО «Газпром нефть» и компаний Baker Hughes, Halliburton и Schlumberger.

Статус победителя и дипломом I степени получили студенты магистратуры ТюмГУ:

– Коваленко Владислав
– Опольский Константин
– Питюлин Степан
– Платонов…
источник
Научно-образовательная политика
Эксперты Мирового экономического форума о том, какие уроки короновирусного периода будут определять будущее образования. 1/2

Эксперты отмечают, что студенты и преподаватели за время дистанта осознали, как утомительно находиться на экранах весь день напролет.

Дистанционное обучение напомнило нам, что эффект  проходит только тогда, когда мы энергичны и сосредоточены на происходящем на экране.

Если речь идет о "заполнении часов", то мы упускаем "нить". Вот почему хорошей практикой во время периода дистанционного обучения было сокращение "экранного времени" и соответствующее изменение учебной программы.

Исследователи из Пекинского университета заявили, что "наиболее эффективны онлайн-сеансы продолжительностью от 15 до 30 минут".

Это должно заставить задуматься о том, насколько эффективны современные модели образования, когда учащиеся часами находятся в классах с небольшими перерывами.

Во-вторых, университеты  поняли, что это не просто дистанционное обучение, это обучение во время пандемии.

Тревога, неуверенность, страх и изоляция стали нормальными явлениями.

Проверка и мониторинг студентов, чтобы убедиться, что они справляются, стали чрезвычайно важными, как и предоставление студентам возможности общаться друг с другом в чатах или видеоконференциях во время удаленных уроков.

Вопросы, которые дистанционный период обучения "подвесил" и которые простоит осмыслить:

Если вузы оказались готовы изменить учебную программу и время обучения для обеспечения того, чтобы учащиеся могли концентрироваться и оставаться вовлеченными во время дистанционного обучения, то как они будут (и будут ли?) менять учебную программу, длительность занятий и педагогические стратегии для обеспечения того, чтобы учащиеся концентрировались и занимались в “нормальных” классах?

Коснутся ли изменения пассивных студентов, которые не проявляют активности во время "живых" занятий?  Будет ли потрачено больше времени и усилий на понимание того, почему студентам зачастую  становится  скучно на традиционных лекциях и будут ли предприняты усилия для того, чтобы этот эффект был сведено к минимуму?

https://www.weforum.org/agenda/2020/05/covid19-lockdown-future-education/
источник
Научно-образовательная политика
Эксперты Мирового экономического форума о том, какие уроки короновирусного периода будут определять будущее образования. 2/2

Тревога, страх и изоляция стали полноценными  факторами в кризисе COVID: преподаватели должны были более тщательно думать о создании чувства общности и человеческого контакта с помощью дистанционного обучения.

Возьмут ли преподаватели этот кейс в скорое будущее, вернувшись в аудитории?  

Будут ли они тратить время на дополнительные занятия и общение со студентами в месседжерах и социальных сетях, чтобы укреплять появившийся тренд "быстрых" коммуникаций "здесь и сейчас"? Будут ли преподаватели считать себя наставниками? Или же это будет возвращение к тому, что традиционно происходит на занятиях в аудиториях : режиму тишины и серьёзности процесса?

Поскольку большинство правительств инвестируют в образование от 2 до 4,5% ВВП (по данным ОЭСР), многие программы повышения заработной платы преподавателей и их профессионального развития финансируются недостаточно.

Изменится ли такой баланс инвестиций в важнейший ресурс в будущем?

И будет ли уделяться особое внимание обучению преподавателей цифровым компетенциям?   Обеспечивая при этом учащимся в неблагополучных регионах доступ к технологиям, которые стали необходимыми для обучения?

Или же это будет возвращение к “нормальному” состоянию, когда одни секторы обладают современными ресурсами, а другие-нет?

Авторы исследования отмечают, что образование сегодня находится под угрозой и находится на переломном этапе. Таково значение китайского слова, обозначающего кризис.

Один путь может привести образование туда, где всё было до кризиса COVID-19, к системе, которая, по большому счету, существовала в течение последних 200 лет.

Другой путь концентрируется на гораздо больших инвестициях в образование и в здоровье студентов.

При этом сценарии будет сделано всё возможное для обеспечения того, чтобы обучение происходило не только через результаты тестов и иных проверочных работ , но и через более тесную связь с психологическими и эмоциональными особенностями учащихся.

Эксперты Мирового экономического форума призывают стремиться к второму пути - пути мудрости. Как гласит древняя китайская пословица: лучшее время для посадки дерева было двадцать лет назад.

По их мнению, сейчас самое лучшее время для этого, пока ещё не слишком поздно.

https://www.weforum.org/agenda/2020/05/covid19-lockdown-future-education/
источник
Научно-образовательная политика
Большая часть редакции НОП, как и экспертов, которых мы привлекаем к работе, считает, что или у "Сколково" что-то всё же не получилось, или у Фонда есть серьезные недоработки в части презентации разработок компаний-резидентов.

На наш субъективный взгляд, в своё время создание "Сколково" было столь громко обозначено Дмитрием Медведевым и Аркадием Дворковичем, что значительная часть населения страны ждала появления если не второй Силиконовой долины,то как минимум появление национальной Скрепы от мира технологий, инноваций и цифры.
Высокотехнологичной площадки, которая бесспорно будет поводом для массовой гордости, а не в режиме B2B.

Вот и значимый для "Сколково" евент STARTUP VILLAGE прошёл неделю назад тихо, скромно и в основном в режиме "для своих".

Можем ошибаться, поэтому просим и вас поучаствовать в опросе.

Нас читают практически все руководители Фонда "Сколково", профильные члены Правительства РФ и их команды. Опрос - не троллинг, а попытка обратить внимание на существующую проблему.

https://t.me/skolkovoleaks/3421
источник
Научно-образовательная политика
Вы гордитесь разработками Инновационного центра "Сколково"?
Анонимный опрос
14%
Знаю много примеров разработок и изобретений, горжусь "Сколково"
29%
Не знаю практически ничего о разработках, хотя наблюдаю за "Сколково" внимательно
19%
Затрудняюсь привести примеры, но верю в успех "Сколково"
38%
Не верю в успех. По разным причинам не получилось реализовать задуманное.
Проголосовало: 2302
источник
Научно-образовательная политика
​​Образовательные проекты для молодёжи в XXI веке

Дистанционное образование показало, что современные студенты и школьники оказались вполне готовы осваивать часть образовательных программ в режиме онлайн. И это неудивительно, ведь подавляющее число молодёжи начинает использовать новые цифровые технологии уже в возрасте 11-13 лет.

Благодаря этому и в связи с эпидемиологической ситуацией быстро растёт запрос на качественные и доступные образовательные проекты на самых популярных площадках, например, YouTube.

Один из таких образовательных проектов инициировал губернатор Томской области Сергей Жвачкин. Новый проект называется Общероссийская онлайн-игра Inside Game.

Его разработкой занимается Томский политехнический университет, который стал одним из ключевых партнёров проекта.  В разработке также принимают участие все томские вузы: ТГУ, ТУСУР, СибГМУ, ТГАСУ.

Игра стартует в День защиты детей, 1 июня, и продлится 44 дня.

Принять участие могут школьники с 5 по 11 класс со всей России и зарубежья, владеющие русским языком.

Образовательная программа будет включать в себя следующие направления: умные материалы, нефтегазовый инжиниринг, популяционные технологии, химический инжиниринг, микроэлектроника и другие.

В роли спикеров выступят ректоры томских университетов, руководители компаний-партнёров, учёные, инженеры, врачи, блогеры, дизайнеры. Каждый день Inside Game будет посвящен определенной интересной теме.

«Утро на YouTube-канале будет начинаться с зарядки, затем в прямом эфире пройдёт лекция, за ней – челлендж, оффлайн-задание, а вечером участников ждет квиз на тему дня», – сообщил губернатор Томской области Сергей Жвачкин.

При этом школьники не будут проводить весь день за компьютером: встречи в прямом эфире на платформах Zoom и YouTube рассчитаны на 30 минут.

Преподаватели и ученые Томского политехнического университета подготовили для школьников мастер-классы, занятия и интерактив в нескольких треках: от разработки видеоигр и основ промышленного дизайна до создания своего стартапа и знакомства с профессиями нефтегазового комплекса.

Один из игровых дней будет посвящен новым материалам: как их разрабатывают, испытывают и где применяют. Кроме того, участники игры узнают о создании в Томске научно-образовательного центра мирового уровня.

«Политехники расскажут школьникам, например, об умных покрытиях в человеческом теле, создании игр, поиске нефти, космическом принтере и других удивительных вещах.

Думаю, среди участников игры точно есть инженеры будущего, а значит – наши будущие студенты»
, – сказал НОП первый проректор ТПУ Андрей Яковлев.

Участие в проекте для школьников бесплатное.

https://vk.com/insidegametomsk
источник
Научно-образовательная политика
Или у "Сколково" что-то всё же не получилось, или у Фонда есть серьезные недоработки в части презентации разработок компаний-резидентов. https://t.me/scienpolicy/9875
источник
2020 May 31
Научно-образовательная политика
Хроника пикирующего проректора

Стало известно, что Владиславу Большенко, проректору по экономическим вопросам и управлению кампуса Севастопольского государственного университета вменяют получении взятки в особо крупном размере.

По версии следствия, летом 2019 года с фирмой "Гласстрой", которая должна была строить учебно-лабораторный комплекс и реконструировать библиотеку СевГУ, были заключены госконтракты. После получения компанией аванса, упомянутый проректор потребовал себе 5,5 миллиона рублей за свое покровительство "и пролонгирование контрактов с последующей передачей ему пяти процентов от суммы всех платежей".

Компания "Гласстрой" - многолетний ключевой подрядчик Администрации Губернатора Санкт-Петербурга (парки, храмы, научные институты, университеты), Минсельхоза, концерна "Алмаз-Антей" (возглавляет Михаил Фрадков), Федерального Казначейства и т.д.

Именно этому подрядчику федерального масштаба проректор предложил "покровительство".

Мы просим прощения за термин, но иначе как "охренел" охарактеризовать действия г-на Большенко не можем.

Правда в том, что за работой СевГУ новое руководство Севастополя (как раз упомянутые коллегами из ВЧК-ОГПУ и Крымским каналом Михаил Развожаев и Денис Солодовников) стало очень внимательно наблюдать сразу же после своего назначения.

Наши эксперты лично разговаривали с руководством Севастополя - и тогда, и сейчас было недовольство действиями руководителей СевГУ.

В этой связи мы также неоднократно встречались с ректором СевГУ Владимиром Нечаевым и обращали его внимание на то, что команде университета нужно оперативно повышать эффективность и результативность в работе - доказывать управленческие компетенции.

Очевидно, что на фоне большой глупости, сделанной  проректором Большенко, нашему доброму товарищу Владимиру Нечаеву предстоит делать экстраординарные шаги по укреплению репутации своей команды.

https://t.me/vchkogpu/7941
Telegram
ВЧК-ОГПУ
Слившая на взятке в пять млн рублей проректора СевГУ Большенко питерская компания «Гласстрой» срывает севастопольские подряды от Минобрнауки и регионального капзаказчика – общей стоимостью 1,62 млрд рублей.

Четырехпроцентное исполнение контрактов по университету решили оправдать сдачей силовикам Большенко. Он без спроса (первая часть отката, говорят, была принята от лица вышестоящих) влез в распределение вознаграждений за работы на библиотеке и корпусах СевГУ, который за шесть лет амбициозных деклараций превратился в выгребную яму фантастических субсидий под государственные контракты и программы.  

«Гласстрой» был заочно обручен с Севастополем еще до того, как фирма получила доступ к освоению денег на местные школьные стадионы и капсметам СевГУ параллельно с переехавшим из Минобрнауки к Развожаеву – вице-губером Солодовниковым. «Гласстрой» оформлен на стрелочников замешанного в хищении 1,5 млрд рублей с путинской резиденции в «Ново-Огарево» бизнесмена Михальченко. Сейчас тот сидит за алкогольную контрабанду…
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемый Незыгарь репостит сообщения из молодёжного НОП-чата.

У нас бывает горячо, и вы приходите погреться.

https://t.me/russica2/29077
источник
Научно-образовательная политика
Доктора философских наук Владимира Жириновского смело можно называть одним из основоположников
системы дистанционного обучения в России.

И он с ним сталкивался не "лет 15 назад" (по собственной оценке), а более 20 лет назад, в 1999-м.

В самом конце 20-го века ВВЖ и ЛДПР создали собственный вуз, Институт мировых цивилизаций, который сразу стал делать ставку на использование дистанционного формата обучения.

Но интересно в посте Жириновского другое - 27 мая он пишет, что "сегодня мы принимаем во втором чтении законопроект о статусе дистанционного образования" и тут же выступает опытным лоббистом:

"за этим будущее, потому что будущее  вообще за "цифрой" и за роботами. И те, кто сегодня сопротивляются, через 10 лет будут обижаться: "Ой, меня уволили, вместо меня взяли робота"..И именно дистанционное образование поможет тысячам людей, расширит возможности выбора, упростит переквалификацию".

Из проверенных источников знаем, что законопроект во втором чтении не слушался ни 27 мая, ни после.

Он был инициирован группой сенаторов и поступил в Государственную Думу 15 мая, его направили в комитет по образованию. До 26 июня принимаются отзывы по его тексту от субъектов законодательной инициативы и профессионального сообщества.

Сейчас законопроект включён в программу на июль 2020 года - именно тогда депутаты будут его рассматривать.

На наш взгляд, в своей публикации  Владимир Вольфович выступил в роли кодера мнений элит, причём именно в телеграмме, который как дискуссионная площадка для этого прекрасно подходит.

Поддерживаем и прикладываем текст законопроекта.

https://t.me/zhirinovskylive/1437
Telegram
Жириновский
Сегодня мы принимаем во втором чтении законопроект о статусе дистанционного образования. Я сам с этим сталкивался еще лет 15 назад, и тогда чиновники никак не хотели принять эту идею: «Да что это такое, какое-то дистанционное образование… какие знания люди так получат? сколько проблем будет?..», – говорили они.

Конечно, есть сложности с внедрением таких новшеств. Дистанционно на занятии трудно человека контролировать, за руку не возьмешь, к доске не вызовешь. Могут быть какие-то подсказки на экзамене. Но, тем не менее, за этим будущее, потому что будущее  вообще за «цифрой» и за роботами. И те, кто сегодня сопротивляются, через 10 лет будут обижаться: «Ой, меня уволили, вместо меня взяли робота». Так ты уже сейчас думай, какую профессию осваивать, чтобы она была востребована! Думай, какие технологии развиваются, чтобы в 2030 году не кусать локти и не плакать. И именно дистанционное образование поможет тысячам людей, расширит возможности выбора, упростит переквалификацию.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Сбербанк: несерьезно о серьезном

В рамках ММСО 29 мая состоялся разговор на тему: «Дети после онлайна: каникулы со Сбером».

В беседе с @szhenov идеями поделилась Марина Ракова, Вице-президент ПАО Сбербанк.

Самым качественным и самым дорогим образованием останется оффлайн. Но будущее за смешанной моделью.

Учитель-самая «захеджированная» профессия, она никогда не исчезнет.

Задача каждого учителя заложить в учениках мышление. В смешанном обучении цифровые инструменты позволят учителю освободиться от рутинной однообразной работы, что даст возможность максимально обеспечить творческую составляющую взаимодействия.

Надо менять формулу и архитектуру передачи знаний детям. Переходить от парадигмы знаний к парадигме навыков, где будут присутствовать и soft skills, и цифровые компетенции и т.д. Вопрос не в учебниках, вопрос в контенте. Современное образование отстает содержательно на 15-20 лет.

Нужна концепция опережающего контента. Обновление содержания должно производиться каждые 3-6 месяцев и должна присутствовать междисциплинарность. Речь должна идти о конвергентном обучении, дивергентное не приносит сегодня нужных миру результатов. Весь процесс обучения детей делится на несколько уровней: понимание, зачем он это делает, репродуктивная деятельность (автоматизированная деятельность с помощью симуляторов и прочих возможностей), продуктовая/синтетическая деятельность, когда ребенок может генерировать новые продукты, четвертая – перенос знаний и навыков на другие сферы.

Понимание заменило знание. Запоминание присутствует как когнитивная функция. Понимание – новый подход в системе ценностей в индустрии образования.

В каждом педагогическом шаге должна происходить «прокачка» ребенка. Вместо контрольных и экзаменов надо научится видеть меняющаяся динамику знаний.

Летние кампании отдыха детей под угрозой: родители отказываются от отпусков. Есть риск что дети летом будут представлены сами себе.

Программа «Каникулы со Сбером» поможет детям отдохнуть с пользой, при этом с соблюдением требований социальной дистанции.

Летние занятия будут проходить в кванториумах, ITcube и Точках роста: малое число детей, близко к дому, образовательные и проектные треки.


Подробнее в записи эфира:

https://yadi.sk/i/_EFRnS4nUfBtHA
источник
2020 June 01
Научно-образовательная политика
Поздравление Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова с Международным днём защиты детей

Традиционно в первый день лета мы отмечаем Международный день защиты детей.
Дети – самое дорогое, что может быть у семьи, у общества, у государства. Они наполняют нашу жизнь светом и смыслом, дарят надежду на будущее. И, безусловно, нуждаются в постоянной поддержке и заботе со стороны близких людей, своей семьи, и, конечно же, тех, кого они почти ежедневно встречают на своем ученическом пути, – своих педагогов и наставников.В этот праздничный день особые слова благодарности хочу сказать учителям, родителям, бабушкам, дедушкам, всем, кто вкладывает свои силы и душу в наших детей и внуков, кто окружает их добротой и пониманием.
Ваш труд помогает раскрыть детям свои таланты в учёбе, реализоваться, добиваться настоящих побед в творчестве, в науке, в спорте и других сферах.
Я и мои коллеги в Министерстве просвещения со своей стороны всегда будем поддерживать все начинания, помогающие молодому поколению прокладывать свою дорогу в будущее через знания.
Так получилось, что нынешний праздник стеснен внешними обстоятельствами, многие из нас должны оставаться дома для защиты здоровья себя и своих близких.
Но я убежден, что время, которое мы проводим дома со своей семьей, сближает нас, делает более открытыми и более чуткими к друг к другу и в первую очередь, конечно же, к детям.
Всем учащимся в первый летний день я желаю интересных каникул, новых друзей, радости! Пусть вас всегда окружают внимание и забота, любовь и душевное тепло взрослых! Будьте здоровы и счастливы!

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов
источник