
Конечно, речь идет о стартовых позициях: это инженеры-исследователи, лаборанты. Можно субсидировать часть затрат научных и образовательных организаций, связанных с приемом на работу выпускников этого года на должности исследователей. При этом возможность трудоустройства должны получить выпускники всех уровней образования.
В частности, для выпускников бакалавриата это возможность поработать в научном коллективе на технически сложном оборудовании и осмысленно определиться с тем, в каком вузе и по какой программе дальше продолжить образование, например, в исследовательской магистратуре. Надо отметить, что вообще-то это общемировая практика – наличие периода трудовой деятельности между уровнями образования, когда молодой человек уточняет выбор направления своего профессионального роста.
Для выпускников магистратуры это уже возможность проверить свою готовность стать исследователем и связать свою карьеру с наукой. Как правило, это возраст, когда уже принимаются решения о семье, о доме. Это та жизненная ситуация, когда материальный фактор может перевесить тягу к научному поиску в условиях экономической неопределенности. Поэтому дополнительная поддержка со стороны государства в это время крайне актуальна и может предопределить дальнейшую карьеру выпускника.
И, наконец, для выпускников аспирантуры это возможность начать свою научную карьеру на ставке научного сотрудника, проверить и развить идеи, полученные в ходе диссертационного исследования, а для организаций, в свою очередь, это возможность принять готового исследователя в коллектив, включить новое направление в свою научную повестку.
Мы рассчитываем, что реализация этого механизма обеспечит дополнительный приток в сектор исследований и разработок не менее 10 тысяч выпускников. Прежде всего мы ожидаем активности от уже созданных научно-образовательных центров, от ведущих университетов и научных организаций.
Уважаемый Владимир Владимирович, учитывая дефицит научных кадров в регионах, учитывая те приоритеты, которые Вы обозначили, предлагаем в приоритетном порядке реализовать данную меру поддержки прежде всего в отношении региональных вузов и научных организаций. На наш взгляд, это даст дополнительный импульс региональному развитию.
Совместно с Министерством труда мы планируем сформировать механизм прямого взаимодействия выпускников с работодателями, используя уже существующие сервисы портала «Работа в России».
В заключение хочу отметить, что Министерство совместно с университетами, вузами и органами власти регионов будет регулярно проводить мониторинг ситуации с трудоустройством выпускников и в случае необходимости принимать дополнительные меры по организации их занятости. Благодарю за внимание.
Владимир Путин:
Валерий Николаевич, Вы в недавнем прошлом возглавляли высшее учебное заведение, прекрасно знаете, как устроена жизнь, как работа там идет. Да, у нас нет распределения сейчас выпускников высших учебных заведений, да и средних специальных тоже. Но в последние годы мы многое сделали для того, чтобы выстроить прямые отношения между учебными заведениями и будущими работодателями. Работодатели напрямую практически включены во многие учебные процессы. Ведущие специалисты предприятий участвуют в работе с будущими выпускниками вузов, принимают студентов на практику и так далее. То есть всегда надо заботиться о выпускниках, надо молодым людям плечо подставить и помочь. Но сейчас особая ситуация, и эта работа не должна вестись как обычно. Здесь нужно включиться по полной, что называется.
Уже говорил во вступительном слове, еще раз скажу попозже: с работодателями, с коллегами из других ведомств надо продумать – Вы сейчас перечислили набор, но я думаю, что он не является исчерпывающим, – набор возможных мер по поддержке выпускников. Прошу Вас и всех других коллег, включая, кстати говоря, и руководителей регионов (некоторые из них у нас на связи сейчас находятся), обратить на это особое внимание. На это надо обратить особое внимание в текущей ситуации в этом году.