Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 May 27
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
​​Эксперты ТПУ приняли участие в заседании национального комитета университета БРИКС

На заседании Национального координационного комитета Сетевого университета (СУ) БРИКС эксперты Томского политехнического университета обсудили с коллегами концепцию функционирования и развития СУ, утвердили проект дорожной карты и состав рабочих групп по разработке концепции академической мобильности преподавателей и студентов.

В заседании приняли участие российские вузы-участники Сетевого университета БРИКС: МГИМО, МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МИСиС, ТПУ, ВШЭ, МЭИ, ТГУ, РУДН, СПбГУ, ИТМО и УРФУ. Встреча проходила в дистанционном формате.

«В этом году Россия председательствует в БРИКС и в рамках этого был подготовлен целый ряд мероприятий, но все они перенесены на более поздний срок.

Однако российская сторона активно работает в направлении совершенствования деятельности Сетевого университета БРИКС, и на собрании Национального координационного комитета был представлен
проект концепции функционирования и развития СУ БРИКС, а также проект дорожной карты на краткосрочный и долгосрочный период», – рассказала руководитель отделения геологии ТПУ Наталья Гусева.

По итогам заседания комитет утвердил рабочие группы по разработке концепции академической мобильности преподавателей и студентов, а также проект дорожной карты Сетевого университета.

Вузам-координаторам предложено выступить с инициативой организации заседаний международных тематических групп для обсуждения представленных документов.

Сетевой университет – это совместный образовательный проект стран БРИКС – ассоциации, в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика.

Проект запущен в 2016 году и направлен на повышение качества образования, подготовку высокопрофессиональных кадров, формирование единого образовательного пространства, развитие академической мобильности и объединение ресурсов для проведения исследований.
источник
Научно-образовательная политика
Приемная кампания 2020: формат и сроки (1/2)

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в эфире Первого канала рассказал о сроках приемной кампании 2020. Главная особенность этого года – заявление в вузы абитуриенты могут подавать до сдачи ЕГЭ. О каких еще изменениях в приемной кампании этого года нужно знать абитуриенту – в нашем материале.

Сроки

Несмотря на изменения в графике проведения ЕГЭ прием документов в вузы начнется уже в июне – сразу после того, как выпускники получат аттестаты об образовании и до начала сдачи единого государственного экзамена. Приемные комиссии будут работать с заявлениями, аттестатами, фотографиями и другими документами. Как только выпускник сдаст ЕГЭ, и его баллы будут внесены в базу, приемной комиссии останется провести рейтингование и зачисление. Также уже в июне документы в вузы могут подавать выпускники средних профессиональных учреждений, бакалавриата и те, кто сдавали ЕГЭ в 2019 году и ранее.

Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования РФ:

«Мы решили также, как и в прошлом году, предоставить возможность всем абитуриентам начиная с 20 июня до 17 августа подавать заявления в вузы о поступлении на соответствующее направление или специальность. Особенностью этого года будет то, что подать заявление можно до сдачи ЕГЭ».  

Как подавать документы?

Документы в вузы в этом году абитуриенты будут подавать дистанционно: через информационные системы университетов или через сервис «Поступи в вуз онлайн». Как и раньше, есть возможность подать документы в пять вузов, и в каждом вузе – на три специальности по выбору.

«Поступи в вуз онлайн» - централизованный сервис подачи документов, который впервые будут использовать 53 университета в этом году. Абитуриент сможет зайти на единый портал госуслуг, выбрать сервис и направить документы в любые 53 университета из списка. Один из них – Тольяттинский государственный университет.

Михаил Криштал, ректор опорного Тольяттинского государственного университета:

С 2015 года благодаря нашему проекту «Росдистант» мы научились вести приемную кампанию исключительно в онлайн. Именно так в 2019 году были зачислены абитуриенты из 81 субъекта РФ и 15 стран зарубежья – без малого 4 тысячи человек. Это помимо тех, кто пришел поступать очно. Платформа «Росдистант» и сформированная вокруг нее экосистема уже 5 лет бесперебойно обеспечивают поступление абитуриентов, проживающих во всех часовых поясах мира, в режиме 24/7. В приемной кампании 2020 года мы масштабировали этот опыт на всех наших абитуриентов. Опыт ТГУ пригодился и при разработке Суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» – наши сотрудники вошли в рабочую группу по его созданию. Сам Тольяттинский госуниверситет стал одним из 53 вузов, поступить в который в 2020 году можно через эту систему с использованием портала Госуслуг.

Информацию о том, как подать документы через сервисы вуза можно найти на сайтах учебных заведений.

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2631
источник
Научно-образовательная политика
Приемная кампания 2020: формат и сроки (2/2)

Проректор по учебной работе ННГУ им. Лобачевского Ольга  Петрова:

«Университет Лобачевского будет осуществлять прием документов, используя свою собственную систему приема онлайн. В прошлом году данный сервис был доступен только для иностранных абитуриентов, в этом году возможность поступления онлайн будет реализована для всех. Каковы ожидания от приема? Проходной балл будет чуть выше, чем в прошлом году; конкурс будет выше; большее количество выпускников останется в своих регионах».

Очная подача документов будет возможна только в тех регионах, где ограничения в связи с распространением COVID-19 будут смягчены. При этом вузы обязаны информировать обо всех изменениях в режиме приемной кампании.

Дополнительные вступительные экзамены, в том числе в творческих вузах, будут также проходить в дистанционном формате.

Слепухин Виктор Валерьевич, проректор по учебной работе МГХПА им. Строганова:

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности, проводимые академией самостоятельно, осуществляются с использованием дистанционных технологий. Уменьшено количество внутренних вступительных экзаменов: абитуриенты будут сдавать только творческое испытание - рисунок и профессиональное испытание - композицию. Абитуриенты будут сдавать их онлайн, находясь в домашних условиях.

Зачисление

Университеты не будут зачислять абитуриентов, пока все желающие не сдадут ЕГЭ. На совещании, которое провел президент Владимир Путин, было решено, что ЕГЭ начнется 29 июня. Это значит, что до конца июля абитуриенты будут сдавать экзамены. Если в связи с пандемией или по другим причинам выпускники не смогут сдать ЕГЭ в основные сроки проведения, тогда будут задействованы резервные дни в августе. Только после этого будет проводится зачисление в вузы.

Зачисление пройдет в сжатые сроки, но порядок останется тем же. Первым приказом зачисляются те, кто имеет льготы, квоты и тд. Далее – приказ, зачисляющий абитуриентов на 80% бюджетных мест. И последний приказ – зачисление на оставшиеся 20% мест. Таким образом, зачисление в вузы должно состоятся в конце августа.

Контрольные цифры приема на 2020 год были распределены в прошлом году. Подробная информация про дополнительные места, которые будут выделены по поручению Президента, появится позже.
источник
Научно-образовательная политика
По данным наших источников в Администрации Президента, продолжают набирать силу новые тренды в диалоге элит. Накануне мы рассказали о некоторых из них.

Так, в ситуации с судебным иском Михаила Игнатьева инициатором и заказчиком выступает "силовая партия". Причин тому несколько.

Первая - это попытка косвенного влияния на результаты предстоящего голосования по поправкам к Конституции. "Силовая партия" хочет продемонстрировать, что в обществе все ещё нет консенсуса по этому вопросу.

Вторая причина связана с первой - через ситуацию с Игнатьевым (который выбран "сакральной жертвой") показать, что механизм УВП по подбору кандидатов в губернаторы  работает плохо. Время выбрано не случайно - именно сейчас УВП прорабатывает ряд отставок-назначений глав регионов, запланированных на конец лета-сентябрь.

При этом наши источники сообщают, что "силовая партия" параллельно атакует ряд федеральных министров, но дело тут не в персоналиях, а в нацпроектных бюджетах, которые курируют соответствующие ведомства.

Так, наши источники сообщают, что будет продолжена атака в адрес министров Шадаева и Фалькова, а также в адрес самых различных проектов братьев Ковальчуков. То есть, опять таки - атака в сторону партнеров и исполнителей проектов  кремлевской внутриполической команды.

Интересно, что "силовой партией" была подготовлена атака и на министра Кравцова (критика ЕГЭ, неготовность школ и т.д.), но сами же инициаторы её "притормозили"...
источник
Научно-образовательная политика
THE АлтГУ Impact

Сегодня, 27 мая, петербургский корпункт ТАСС организовал пресс-конференцию с участием трех российских университетов, вошедших в топ-100 глобального рейтинга влияния вузов на устойчивое развитие общества – Times Higher Education University Impact Rankings 2020.

В пресс-конференции, посвященной роли вузов в развитии региональной экономики, приняли участие ректор Санкт-Петербургского политехнического университета, академик РАН Андрей Рудской, ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин и ректор опорного Алтайского государственного университета Сергей Бочаров.

«Алтайский госуниверситет второй год подряд входит в рейтинг THE University Impact Rankings благодаря скрупулезной, тщательной и систематичной работе всего коллектива вуза, прежде всего, в рамках реализации стратегических проектов, вошедших в программу развития опорного университета. Один из проектов созвучен названию рейтинга и посвящен устойчивому развитию территорий Алтая в трансграничном пространстве. Он нацелен на адресную разработку стратегий социально-экономического развития для муниципальных образований Алтайского края, которую осуществляют научные коллективы АлтГУ. Они же берут на себя обязательства и по дальнейшему экспертному их сопровождению. Два других – «Алтай-биофарма» и «Алтай-агробио», также соответствуют идеологии рейтинга и объединяют те научные проекты, ту экспертную деятельность, которые на сегодняшний день осуществляет опорный вуз региона», – пояснил ректор АлтГУ.

В рамках пресс-конференции, организованной в онлайн режиме, ее участники не только обсудили темы, посвященные опыту взаимодействия вузов страны, развитию высшего образования на местах и участию вузов в международных рейтингах, но и ответили на вопросы корреспондентов ТАСС, «Российской газеты», «Ведомостей», МИА «Россия сегодня» и других федеральных СМИ. В частности, журналисты высказали опасение, что из-за ЕГЭ лучшие абитуриенты поступают в столичные вузы и не возвращаются на родину, а повсеместный перевод образовательного процесса в онлайн режим может повлиять на сокращение преподавательского состава в регионах.

Отвечая, ректоры отметили, что локально такие процессы происходят, но в целом в стране принимаются меры по усилению региональных вузов: увеличена квота по бюджетным местам для регионов, реализуется программа опорных университетов, а показатели авторитетных рейтингов демонстрируют высокие позиции именно региональных высших школ. Яркий тому пример – Алтайский государственный университет, который постоянно совершенствует свою образовательную базу, учитывая требования экономики и спрос на конкретные образовательные направления.

«Мы проанализировали, какие на сегодняшний день специальности пользуются спросом не только у наших абитуриентов, но и в целом в регионе, и пришли к выводу, что востребованными являются специальности, связанные с IT сферой, фармацией и медицинскими технологиями, биотехнологиями и иммунологией, а также традиционно в Алтайском крае востребованы специалисты по экономике, юриспруденции и в сфере АПК, – уточнил, отвечая на вопрос Сергей Бочаров. – Нужно развивать не абстрактные образовательные программы, а имеющие прикладное значение, то есть те, что востребованы со стороны реального сектора экономики для решения конкретных задач».

В завершение пресс-конференции руководители трех российских университетов, вошедших в топ-100 глобального рейтинга THE University Impact Rankings 2020, договорились объединить усилия для достижения целей устойчивого развития общества и обсудить в ближайшее время первые шаги в реализации данного направления.
источник
Научно-образовательная политика
Команда «Научно-образовательной политики» поздравляет с днём рождения ректора НИУ ВШЭ Ярослава Ивановича Кузьминова.

Четыре реплики, кратко о самом прогрессивном ректоре России:

1998 г. (в приемной Министра финансов):
«позиция Кузьминова помогла спасти бюджет вузов».

2003г.
Министр образования и депутат Госдумы:
«отправьте законопроект на доработку: я хочу, чтобы вы учли персональное мнение Кузьминова, даже если оно будет противоречить моему».

2010 г. Ректор МГУ Садовничий:
«я помню как президент принял решение по кандидатуре министра. Позвонил мне, Кузьминову и решил...»

2020 г. Понимающие люди:
«Не перенапрягайте Кузьминова! От состояния его здоровья зависит курс национальной валюты».
источник
Научно-образовательная политика
«Вот на это надо обратить особое внимание»: Путин положил ручку.
Ждем топ Яндекса.
источник
2020 May 28
Научно-образовательная политика
О детском цифровом будущем: неизбежном и спорном

Наши друзья из команды Дмитрия Пескова запустили онлайн-навигатор по лучшим цифровым курсам и практикам дополнительного дистанционного обучения детей.

В рамках запуска проекта Дмитрий Николаевич со знанием дела отметил:

«У министерства просвещения есть определенная проблема с рекомендацией именно качественного контента.
<…>
Проблема избытка очень серьезная и тяжелая, и должен быть определенный фильтр. При этом мы постарались сконструировать и создать фильтр, чтобы он был максимально небюрократическим и работал на принципах саморегулируемой организации.
<…>
Дети, которые не поедут в летние лагеря, будут пользоваться образовательными ресурсами в режиме удаленного доступа, что сформирует культуру удаленного образования в педагогической практике. Родители, дети и учителя оценят возможность персонализации обучения. <…> Разовьются сервисы, формирующие экосистему онлайн-образования, в том числе в профессиональной подготовке».

А далее в разговор включился Александр Ларьяновский из SkyEng, который с наскока обозначил амбиции – дескать, ранее все было плохо и бессистемно. И учителя страдали. А сейчас-то станет резко лучше: «новая платформа позволит решить проблему огромного массива неструктурированного образовательного контента».

Г-н Ларьяновский говорил с жаром и ощутимо дольше еще одного «отца» проекта – министра просвещения Кравцова.

Организаторы проекта отметили, что отбор образовательных курсов на Платформу будет осуществлять редакционный совет Платформы из числа ведущих экспертов в области дополнительного образования, который утвердит критерии для недискриминационного доступа образовательных проектов на Платформу и будет следить за качеством размещаемого образовательного контента.

Позволим себе не согласиться с уважаемым Дмитрием Песковым.

Без всякого сомнения, о каком-то «недискриминационном доступе» можно с уверенностью забыть.

«Ведущие эксперты в области дополнительного образования» ещё вчера платили любые деньги, забивая эфиры пабликов нативными статьями о собственном величии и пытаясь в качестве спикеров попасть на любую значимую конференцию – исключительно с целью продвижения своего коммерческого продукта.

Вот и сейчас, о том, что 40% курсов на Платформе будут платными, организаторы сказали тихо и нехотя.

В списке организаторов проекта мы видим много старых знакомых, в чьём государственном видении решаемой задачи сомневаемся очень сильно.

Боимся ошибиться, но очень может быть что проект, громко запущенный государственными мужами – в работе окажется монопольным коммерческим  междусобойчиком не самых лучших, но самых наглых, которые через громкие лозунги задач, сформулированных в нацпроектах, будут решать свои, совсем не связанные с достижениями критериев Майского указа задачи.

Конечно же, будем наблюдать.

https://t.me/go_university/141
Telegram
Университет онлайн
АСИ и Минпросвещения запустили онлайн-навигатор по лучшим цифровым курсам и практикам дополнительного дистанционного обучения детей.
В проекте принимают участие лидеры эдтех-рынка России и участники рынка EduNet НТИ. Среди них Яндекс Школа, Skyeng, Учи.ру, «Фоксфорд», «Мобильное электронное образование», Алгоритмика, ЯКласс, Лекториум, Math01, Интернетурок, Инфоурок, Кодвардс, CORE, Кружковое движение. Платформа позволит структурировать и верифицировать образовательный контент, утверждают эксперты.

Сегодня система образования столкнулась с необычной проблемой – избытком образовательного контента, считает спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. «Раньше у нас была нехватка образовательных ресурсов, сейчас у нас в каком-то смысле избыток. У министерства просвещения есть определенная проблема с рекомендацией именно качественного контента, в том числе по дополнительному образованию. Проблема избытка очень серьезная и тяжелая, и должен быть определенный фильтр.…
источник
Научно-образовательная политика
Выпускники университетов – трудоустройство (1/2)

Вчера Владимир Путин провёл в режиме видеоконференции совещание о состоянии рынка труда.

На нем с развернутым докладом выступил министр науки и высшего образования
Валерий Фальков:

В 2020 году из вузов страны выпускаются 554 тысячи студентов очной формы обучения. По нашим оценкам, с учетом опыта предыдущих лет, более 20 процентов выпускников продолжат обучение по программам магистратуры, аспирантуры и ординатуры. По предварительным оценкам, на рынок труда в этом году выйдут 410 тысяч выпускников вузов, из которых 267 тысяч – выпускники очного бакалавриата и специалитета. В отличие от магистров, как правило, совмещающих работу и учебу, они впервые выходят на рынок труда и в наибольшей степени подвержены риску не трудоустроиться.

Необходимо отметить, что востребованность выпускников медицинских и педагогических направлений и специальностей, специалистов по цифровым технологиям традиционно высока: их в выпуске этого года – более ста тысяч человек. Практически обеспечены рабочими местами те, кто поступал и учился на условиях целевого приема и по целевым договорам: таких более 40 тысяч выпускников.

У остальных выпускников с поиском работы дело может обстоять сложнее, поэтому решение задачи мы видим, в первую очередь, в активной позиции вузов и в их взаимодействии с органами власти в регионах.

В настоящее время уже имеются лучшие практики содействия трудоустройству выпускников. В частности, на базе вузов действуют специализированные структурные подразделения – центры карьеры и трудоустройства. Сейчас в вузах таких центров 207, в них ежегодно обращается 61 процент выпускников. Целью деятельности этих центров является повышение привлекательности выпускников на рынке труда, а главное – содействие каждому обратившемуся в поиске работы. Центры активно сотрудничают с работодателями, отбирают вакансии, информируют о них выпускников, организуют их стажировки, размещают их резюме на открытых платформах. В условиях сложной ситуации на рынке труда востребованность услуг центров карьеры растет, в том числе в части психологической поддержки выпускников после окончания обучения.

Особо хотелось бы отметить, что 28 регионов Российской Федерации уже принимают деятельное участие в трудоустройстве выпускников, реализуя специальные программы по содействию их занятости, в том числе совместно с вузами. Обычно это оплачиваемые стажировки от двух до шести месяцев. Созданные временные рабочие места на предприятиях дают возможность работодателям оценить личностные характеристики молодых специалистов, их знания, навыки и впоследствии принять их уже на постоянные позиции. Этот опыт может быть использован и другими субъектами Российской Федерации.

Уважаемый Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением, данным на совещании 21 мая, в этом году будет реализована такая форма занятости выпускников и студентов старших курсов, как их устройство в учреждения образования, в том числе дополнительного, и в подразделения вузов по работе со школьниками для организации летнего отдыха детей. Речь идет о центрах молодежного инновационного творчества, фаблабах, детских университетах, технопарках и так далее. Это станет первыми шагами выпускников к их будущему постоянному трудоустройству.

Отдельные меры поддержки выпускников вузов текущего года могут выступить дополнительным инструментом в достижении национальных целей развития страны. В частности, национальным проектом «Наука» предусматривается вхождение России в пятерку ведущих научно-технических держав мира. Без устойчивого притока в сектор исследований и разработок молодежи нам сложно будет достигнуть этой амбициозной цели, поэтому предлагается реализовать специальные меры привлечения выпускников 2020 года на исследовательские позиции в вузы и научные организации.

Стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/63419
источник