Незачетные отношения
Накануне поздним вечером в прямом эфире самой цитируемой радиостанции в России,
радио «Спутник» @radio_sputnik,
состоялся почти получасовой разговор о харассменте в вузах (
послушать полностью).
Постараюсь изложить суть нашей беседы.
Отмечу, что
универсального и эффективного решения проблемы харассмента в учебных заведениях ни в одной стране пока нет. Есть отдельные нормы, инструкции, методички и регламенты, но не более.
Вопрос стоит рассматривать с двух позиций:
уязвимости студентов от посягательств на сексуальной почве и
уязвимости преподавателей и сотрудников от лжеобвинений. И любое злоупотребление каким-либо инструментом борьбы с харассментом может привести к крайне печальным последствиям.
Студенты часто боятся обращаться за помощью по ряду причин (
рассматривал подробно ранее):
1. Уязвимость и страх жертвы умножаем на юный возраст, растерянность, черты характера, а также на внутренние психологические и морально-этические особенности человека.
2. Кризис доверия уже давно бушует в стенах многих учебных заведений.
Часто студенты не доверяют такие проблемы структурам внутри университета: деканатам, ректоратам, студенческим организациям. Просто потому, что недостаточно доверяют, думают, что все повязаны, и никто не будет решать их проблему. И напрасно. В университетах много прекрасных и неравнодушных людей.
❗️
Но преподаватели и сотрудники тоже не защищены от лживых обвинений по самым разным причинам: студент не доволен оценкой, личные счеты с преподавателем, внутривузовские войны за «теплые места», в которых студентов нередко используют старшие товарищи.
Какие решения можно предложить для снижения остроты проблемы харассмента в вузах?
1. Самое главное – ДОВЕРИЕ ❗️
Ректоратам нужно своими управленческими решениями выстроить доверительную систему к администрации учебного заведения, деканатам, иным структурам вуза: тревожными кнопками, постоянной коммуникацией по проблемным вопросам со студентами, реальным решением проблем, постоянным взаимодействием с нелояльными студентами, проведением мониторингов и т.д.
Усилить правозащитную функцию студорганизаций, чтобы студенты могли доверять им решение самых непростых вопросов.
2. Организация работы сторонних кризисных центров и психологических служб в вузе. К ним у студентов будет гораздо больше доверия, чем ко многим внутренним структурам. Для кризисных центров это стало бы новой точкой развития.
3. Когда-то в рамках борьбы с коррупцией вносились предложения о
видеофиксации зачетов и экзаменов. Не думаю, что это кардинально изменит ситуацию, но
в совокупности с другими мерами видеофиксация процедуры контроля знаний может дать существенный эффект.
4. Запретить сдачу экзаменов, зачетов, утверждение дневников практики, защиту курсовых работ и т.д. вне аудиторного фонда учебного заведения. Никаких кафе, дома, на основной работе у преподавателя, «передам курсовую в метро» и т.д.
5. Разработать этические кодексы, регламенты и инструкции по взаимодействию преподавателей и студентов для предотвращения случаев харассмента.
Прописать, что уместно и что нет, а также порядок действия в различных ситуациях.
❗️Многие преподаватели даже не догадываются, что могут стать жертвами клеветы или оказаться в очень невыгодном положении.
За рубежом в таких пособиях для преподавателей и сотрудников четко описывают возможные ситуации.
Например, общение со студентами за пределами университета. Дабы в определенных гендерных комбинациях это не показалось двусмысленным, рекомендуется вариант неформального общения в компаниях нескольких студентов.
Уверен, этот список далеко не исчерпывающий.
Нам точно предстоит пройти этот путь для предотвращения случаев харассмента в учебных заведениях в будущем, при этом с одной стороны не нарушив право на неприкосновенность частной жизни, а с другой – не допустив домогательств, в которых бездействие вузов будет оправдываться формулировками про некие отношения «двух взрослых людей».
И как крупнейшая в стране студенческая правозащитная организация мы готовы искать действенные меры со всеми заинтересованными сторонами.