Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 May 25
Научно-образовательная политика
Не надо удивляться, коллеги, полярности мнений.

Пока учёные Уральского федерального университета исследуют социальные сети и продолжают им не доверять, ректор УрФУ, уважаемый Виктор Кокшаров, сделал свой выбор.

Именно г-н Кокшаров больше других ректоров волновался, чтобы его поздравление с днем рождения Президентской платформы «Россия - страна возможностей» было размещено в социальных сетях в срок.

Возглавлявший областное правительство Кокшаров знаком и с кремлёвской системой мониторинга соцсетей «Инцидент-менеджмент», и с «аналитикой ФСО».

А уважаемым учёным УрФУ передаём большой научный привет!

https://t.me/youthpolicy/3572
Telegram
НОП - Молодежь и система
ВЦИОМ публикует исследование ученых из УрФУ о возможности изучения ценностей молодежи через социальные сети. Даже первый тезис «в настоящее время нет единой точки зрения можно ли доверять полученным из социальных сетей данным о человеке» звучит если не архаично, то крайне аудиторно. Как и последующие выводы.

Какой же серьезный гэп между всеми этими теориями, попытками исследований молодежи и реальными практиками.  

Что там Артур Хачуян с SocialDataHub рассказывает из ютюбов и со сцен молодежных форумов о работе с данными?

Как современные политики выстраивают свои избирательные кампании и привлекают молодежь на основе анализа данных?

Видимо всё это недостаточно аргументированно для научной статьи.

Подобные исследования не должны быть «в стол», они должны носить прикладной характер, чтобы соотноситься с реальной политической и социальной практикой. Особенно когда речь идёт об исследованиях на стыке data и молодежи.

https://t.me/WCIOMofficial/3359
источник
Научно-образовательная политика
За окном – Люксембург, а в окне – онлайн-курс

Студенты Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина продолжают стажироваться в Университете Люксембурга. Во время самоизоляции обучение проходит в онлайн-режиме.

«Несмотря на сложившуюся ситуацию в мире, мы получили возможность продолжить стажировку в Университете Люксембурга, но уже в онлайн-формате, – говорит магистрант Педагогического института Тамбовского госуниверситета Ирина Соломатина. – Статистика по заболеванию в Люксембурге с каждым днем улучшается, новых заболевших становится все меньше. Мы можем выходить на улицу, но должны обязательно соблюдать социальную дистанцию. Надеемся, что мы закончим стажировку уже на занятиях в университете».

По словам студентов факультета филологии и журналистики Державинского университета Марии Пениной и Марины Котельниковой, онлайн-обучение дает им возможность познакомиться с новыми программами и ресурсами, овладеть новыми навыками.

«Учебный процесс продолжается, хотя непосредственное посещение занятий в Университете невозможно. Педагоги делают все, чтобы провести свои курсы в полном объёме», – отметили студентки.

Магистрант факультета истории, мировой политики и социологии Омар Бен Хамаду во время стажировки принял участие в реализации совместного проекта Университета Люксембурга и Министерства здравоохранения Люксембурга по подготовке официального сайта с информацией о коронавирусе. Портал содержит основную информацию о заболевании и ориентирован на жителей Люксембурга. Информация представлена на английском, немецком и французском языках. Омар выступил в качестве переводчика информации сайта на немецкий язык.

Подобный опыт является крайне важным – он позволяет понять, какие форматы используются в других государствах, причем сделать это методом включенного наблюдения. Это даст возможность из первых рук получить информацию о том, что общего и уникального в переходе на дистант в вузах различных стран.

Имея контакты с коллегами и партнерами более чем в 25 странах мира – преимущественно в Европе – можем засвидетельствовать, что очень многие решения, используемые в России, являются предметом зависти европейских коллег.

Зная профессионализм и цифровую подкованность руководства Державинского университета, с уверенностью полагаем, что люксембургский опыт будет детально проанализирован, а лучшие решения – интегрированы в информационно-цифровую образовательную среду вуза.

Источник: http://www.tsutmb.ru/tsu-news-archive?pid=10255
источник
Научно-образовательная политика
Технопарки: ракурс НОЦ

Вышел в свет обзор «Технопарки России-2019», подготовленный Ассоциацией развития кластеров и технопарков России при поддержке Минэкономразвития и Минпромторга.

Технопарки ориентированы на заключительные стадии инновационного цикла, таким образом выступают в качестве пространства, на которое могут опереться в своем развитии научно-образовательные центры мирового уровня.

В группе I (А+) «Наивысший уровень эффективности функционирования технопарка» (свыше 110% от агрегированного по 4 подиндексам общероссийского показателя) отметим, присутствующий на втором месте Технопарк в сфере высоких технологий в Республике Мордовия – именно с этим пространством инноваций тесно взаимодействует Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева – один из самых ярких участников консорциума НОЦ Самарской области «Инженерия будущего».

А сам научно-образовательный центр «Инженерия будущего» - один из наиболее достойных претендентов на нацпроектный статус во вторую волну отбора НОЦ мирового уровня – опирается, в том числе на Технопарк в сфере высоких технологий «Жигулёвская долина» (третье место рейтинга).

Отметим Инновационно-производственный технопарк «Идея» Республики Татарстан (группа А+) и Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» (II (А) – «Высокий уровень эффективности функционирования технопарка» (от 100% до 109%)) – вместе с одним из флагманов цифровых технологий – университетом Иннополис – они наращивают инновационный потенциал Татарстана (также, как и Казанский федеральный университет, КНИТУ-КАИ и ряд иных образовательных и научных организаций).

Новосибирский «Академпарк» тесно интегрирован в научно-образовательно-инновационную экосистему Академгородка и является важной частью плана развития Новосибирского научного центра – «Академгородок 2.0».

Нижегородский НОЦ «Техноплатформа-2035» на базе Университета Лобачевского (ННГУ) в своем развитии использует инновационную среду Технопарка в сфере высоких технологий «Анкудиновка» (А+), а также в ряде направлений – Технопарк «Саров» (А).

Технопарк «Якутия» работает в тесной связке с Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова – якорным в НОЦ «Север», который объединяет четыре региона: Якутию, Камчатский край, Магаданскую область и Чукотский автономный округ. Данный центр является носителем уникальных компетенций в области изучения и использования ресурсов Восточной Арктики, причем по ряду направлений СВФУ является мировым лидером. Это делает заявку на нацпроектный статус НОЦ «Север» крайне значимой для системного развития Арктической зоны РФ.

«Западно-Сибирский инновационный центр» (Тюменский Технопарк) и Технопарк высоких технологий (ХМАО) (оба – группа III (В) «Умеренно высокий уровень эффективности функционирования технопарка» (от 90% до 99%)) – и вносят свой вклад в эффективное развитие Западно-Сибирского межрегионального НОЦ (точка сборки – Тюменский государственный университет), и сами получают эффективную отдачу от функционирования научно-образовательного центра.

Среди технопарков Группы III (C) «Достаточный уровень эффективности функционирования технопарка» (от 60% до 89%) выдели три региона, в которых НОЦ будет служить локомотивом вывода их на еще более высокий уровень работы, конечно, с опорой на инновационную экосистему самих технопарков:

1.  Кузбасский технопарк является важным элементом развития НОЦ «Кузбасс» (точка сборки – Кемеровский государственный университет).
2.  Технопарк «Пермь» и Технопарк в сфере высоких технологий Morion Digital (Морион Диджитал) выполняют схожие функции для НОЦ «Рациональное недропользование» Пермского края.
3.  Технопарк «Контакт» Белгородской области по ряду направлений формирует синергию усилий с НОЦ «Инновационные решения в АПК».

В целом, для прорывного развития нужна комбинация различных организационных форм – НОЦ, научные центры мирового уровня, ИНТЦ (технологические долины) и технопарки.

Как мы видим, есть корреляция между силой НОЦ (даже претендентов) и наличием эффективно функционирующего технопарка.

Обзор «Технопарки России-2019».
источник
2020 May 26
Научно-образовательная политика
Задай вопрос Министру

⚡️29 мая в 11:00 (Мск) состоится событие, аналогов которому еще не было в российской системе  образования и науки.

Прямая линия с Министром науки и высшего образования Валерием Фальковым.

Студенты, преподаватели, ученые, руководители университетов и эксперты - всех вас ждёт серьёзный, откровенный разговор.

Уже сейчас вы можете написать нам на Горячую линию и прислать свой вопрос министру.

Авторы самых интересных вопросов получат возможность задать их лично Министру в прямом эфире!

Задай вопрос Министру:

sciedu@protonmail.com или  sciedu@criptext.com

НОП-бот @SciEdu_bot
источник
Научно-образовательная политика
Кравцов у Познера: достаточно реформ! (1/2)

Именно так Министр просвещения среагировал на вопрос о том, что стоит улучшить в школах, во вчерашнем эфире у Владимира Познера.

Вообще, в процессе всего разговора Сергей Сергеевич часто мысленно возвращался в недавнее прошлое и отмечал его недостатки.

Так, дважды вспоминал период 2013-14 гг., когда «произошла девальвация образования», но действия Рособрнадзора (который в тот период возглавлял Кравцов) по диверсификации ЕГЭ его (образование) спасли.

Поднадоевшая всем тема короновируса и звучала, и не звучала.

Нам доподлинно известно, что редакции Первого канала хотелось побольше потерзать министра на тему «как же школы прошли коронавирус в дистанте».

В какой то момент показалось, что Владимир Познер задал неудобный вопрос, вспомнив, что на совещании 21 мая Владимир Путин чуть ли не предал анафеме дистанционный формат обучения – на случай, если он из коронавирусного периода перейдет в светлое школьное будущее.

Но, очевидно, Сергей Кравцов именно этого и ждал.

Потому что, не моргая, пояснил – когда Владимир Путин публично ругал дистант, на самом деле он его хвалил. И в «новой нормальности» школьных уроков (был приведен пример урока истории) детей обязательно ждёт дополненная реальность, инфографика и иные аспекты цифрового настоящего.

Наметивший массу новаций в работе Минпросвещения и подведомственной сети (включая и трансформацию дорожных карт нацпроекта «Образование»), Кравцов отметил, что «в образовании не должно быть поспешных решений».

Владимир Познер очень хотел, чтобы, отвечая на вопрос о главной школьной проблеме, Кравцов сказал о недостающих компетенциях учителей.

Но Сергей Сергеевич использовал ту же эффективную схему, что и в недавнем интервью Юлии Шойгу на России 24 – дал возможность ведущему озвучить тезис о необходимости переобучения учителей.

А сам сосредоточился на обсуждении необходимости формирования единого образовательного пространства («вырастет качество») и работе со школами с плохими результатами («им нужно помочь»).
источник
Научно-образовательная политика
Кравцов у Познера: достаточно реформ! (2/2)

Как пример помощи школам и учителям Министр политкорректно и своевременно поблагодарил партию «Единая Россия».

Познер, послушав ответ, пытался ностальгировать о том, что «в советское время идеология в школе была главным злом», апеллируя почему-то к парижским воспоминаниям папы (который советскую школу не застал, эмигрировав во Францию подростком в 1922 году).

Но Кравцов слушал Познера с poker face, и развития в разговоре тема идеологии не получила.

Оживился Министр, когда появилась возможность вспомнить о годах юности.

Тут прозвучала прекрасная двухходовка, которая еще раз напомнила внимательным зрителям об особенностях тактического и стратегического мышления гостя передачи.

Рассуждая о необходимости сохранения ЕГЭ как фильтра для тех, кто не достоин вуза, Сергей Кравцов сообщил, что в школе сам мечтал стать врачом и бороться с хворями и вирусами. И даже работал санитаром в детской больнице. А не стал врачом из-за продажных чиновников от образования: «потому что за поступление нужно было платить». И поступил Сергей Сергеевич вместо второго меда в пед, и стал учителем.

От себя предположим, что предложение платного поступления будущий министр скорее всего получил всё же не в вузе, а еще в школе. 170-я школа в Беляево, которую закончил Кравцов, была особой – директор Элла Иссааковна Гуськова сотрудничала с ведущими вузами и отбирала контингент для поступления класса с 9-го.

Рассуждая о ЕГЭ, Владимир Познер упомянул НИУ ВШЭ, а Министр рассказал, что ЕГЭ в этом году будут сдавать лишь те, кто решил поступать в вуз.

Причём, именно по тем предметам, которые нужны абитуриенту для поступления в университет.

Редакция НОП в этот момент порадовалась примеру командной работы ведомства с системой высшей школы, вспомнив, что именно с такой инициативой недавно выступил ректор Вышки Ярослав Кузьминов и Ассоциация «Глобальные университеты».

Завершая интервью, привыкший реализовывать многолетние стратегии, Кравцов почему-то отметил, что не любит настойчивости в себе.

В мужчинах ценит мужское слово, переживает, что не имеет талант певца, но при этом заметил, что ничего не стал бы в себе менять.

Также Министр отметил, что не терпит в других людях предательства.

Желаем обновившему команду Сергею Кравцову не встречать предательства среди коллег, подчиненных и партнеров. И самому «держать высокую планку».

В командной работе риск всегда меньше, а поводов для хорошего настроения неизменно больше.

Тогда и менять ничего точно не нужно будет.
источник
Научно-образовательная политика
ЕГЭ 2020

Объявлены даты проведения Единого государственного экзамена. Напомним, что сдавать его должны только те выпускники, кто намерен поступать в вузы. Остальные получат аттестаты по сумме оценок, в том числе – аттестаты с отличием и золотые медали.

29 и 30 июня пройдут пробные ЕГЭ без участия школьников, чтобы удостовериться в готовности системы к сдаче экзаменов с учетом рекомендаций и предписаний Роспотребнадзора.

Самый массовый ЕГЭ по русскому языку запланирован на 6 и 7 июля, а экзамен по профильной математике – на 10 июля. Историю и физику выпускники смогут сдать 13 июля, экзамены по обществознанию и химии проведут 16 июля, ЕГЭ по биологии и письменной части экзамена по иностранному языку состоится 20 июля, а 22 и 23 июля выпускники сдадут устную часть экзамена по иностранному языку.

Сдача Единого государственного экзамена (ЕГЭ) «второй волной» абитуриентов назначена на 3, 5, 7 и 8 августа, заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов в эфире телеканала «Россия-24».

«Вузам хотелось бы принимать абитуриентов на основе Единого государственного экзамена. То расписание, которое озвучено, позволяет нам в приемлемые сроки принять [абитуриентов], мы это подробно обсуждали с Российским союзом ректоров», заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков в эфире телеканала «Россия-24».
источник
Научно-образовательная политика
Единороги и тараканы посткоронавирусного мира

Коллеги из канала @RF2035 не очень уверены, что на посткоронавирусном рынке небольшим и мобильным компаниям будет легче выжить.

Такие компании в первоисточнике сравнены с тараканами – созданиями, которые могут долго жить без еды и воды, двигаться группками, поддерживая друг друга.

И по мнению авторов статьи, с которыми в своем посте спорит может так статься сам Дмитрий Песков (один из авторов канала), у таких стартапов сегодня гораздо больше шансов на выживание, чем у многих «квазиединорогов».

«Квазиединороги» – яркие, красивые, почти всегда переинвестированные компании, которым надо много денег для выживания.

Дмитрий Николаевич и его соавторы-визионеры считают, что в «новой нормальности» «место для единорогов остается, они будут возникать неожиданно и расти очень быстро, гибель прежних вряд ли остановит рождение новых, скорее наоборот».

Вообще, идеологу цифровой трансформации экономики следует думать именно так, иначе может возникнуть дилемма – зачем нужны государственные инвестиции в компании-«тараканы», которые и без особой поддержки пережили коронавирусную потерю клиентов и не закрылись в условиях «кассового разрыва».

Без всякого сомнения, «квазиединороги» будут появляться и дальше – ровно на тот период жизненного цикла, на который хватит денег у романтичных инвесторов или (квази)бюджетных фондов.

Если такие компании не хотят отказываться от атрибутов докоронавирусной эпохи – в ближайший год у них есть только один шанс. И это необходимость научиться диверсифицированно работать в условиях сильной трансформации глобальных рынков. Приносить прибыль, становиться бизнесом, а не красивой визитной карточкой для презентаций на форумах типа Startup Village.

Ещё мы считаем, что эта же логика уже сегодня актуальна для коммерческих продуктов университетов.

В частности, для практико-ориентированных программ ДПО.

До сих пор есть сегмент вузов (около 20%), где руководители считают, что классические кафедральные преподаватели обязаны на равных конкурировать с мобильными коммерческими компаниями, которые строят бизнес в образовании, непрерывно держа руку на пульсе потенциальных клиентов. Такие компании сейчас потеряли часть клиентов и будут еще злее, ещё искушённее в борьбе за них.

И в этой борьбе государственные университеты, воспринимающие бюджетное финансирование как вечный источник энергии – типичные «квазиединороги» от образования.

https://t.me/RF2035/41
Telegram
RF 20.35
Выживут стартапы-«тараканы»

Акционер группы компаний «ТехноСпарк» Денис Ковалевич рассказал о том, как производственный бизнес может работать в условиях пандемии. Предприниматель считает, что меры, снижающие вероятность заразиться, станут новым постоянным фактором производства, так как нынешняя эпидемия только первая из длинного цикла, а человечество переходит к ситуации, когда новые вирусы будут появляться регулярно.

В таких условиях:
•  необходимо проводить регулярное тестирование, вне зависимости от величины предприятия (на площадке «ТехноСпарк» — три раза в неделю), обеспечить социальное дистанцирование и по-новому организовать рабочее пространство с учетом направления воздушных потоков внутри помещения, набор мер индивидуален для каждого производства
•  появится новый вид менеджмента — эпидемиологические комиссары, так как важно избегать ситуаций, когда одномоментно заболевает 60–80% коллектива, что ведет к остановке работы предприятия
•  сейчас работают немногие компании, но все они перегружены, что дает…
источник
Научно-образовательная политика
Дистант и soft научной коммуникации

Не только образование, но и наука в настоящее время мигрировали в дистант. Флагманы цифрового трансфера в научно-образовательной сфере, как и все остальные, трансформируют привычные формы активности в онлайн и дистанционные.

Институт системного программирования РАН как один из локомотивов цифрового перехода в социально-экономической и научно-технологической сферах на своем примере готов продемонстрировать класс. Впервые ИСП организует одну из своих конференций в дистанционном формате. А ранее в онлайн были успешно и эффективно переведены все остальные научно-образовательные активности.

Ежегодно ИСП РАН проводит ряд научно-практических мероприятий, как международных, так и внутрироссийских: Открытая конференция, «Иванниковские чтения», OS DAY и др. В ближайшее время (28-29 мая) состоится Весенняя конференция молодых учёных по программной инженерии − SYRCoSE (Spring/Summer Young Researchers Colloquium on Software Engineering). Изначально планировалось, что её участники соберутся в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбГПУ), однако из-за пандемии коронавирусной инфекции конференцию решено провести в онлайне. В программе будут представлены более 30 докладов в восьми тематических секциях: тут – там

– компиляторные технологии и формальная верификация;
– управление требованиями и поддержка жизненного цикла;
– программные модели и языки моделирования;
– методы и инструменты для заданных приложений;
– многопроцессорные системы и сети;
– безопасность программных систем;
– хранение и обработка данных (в двух частях).

На конференции выступят молодые учёные из ИСП РАН, МГУ, ВШЭ, СПбГУ, ИТМО и других вузов.

Главная цель SYRCoSE – предоставить возможность студентам, аспирантам и молодым учёным поделиться результатами своих исследований, а также получить опыт написания и презентации научных докладов в международном формате. Рабочий язык конференции – английский, что особенно полезно для развития навыков общения с учёными из разных стран. Избранные статьи участников публикуются в «Трудах ИСП РАН», которые индексируются в РИНЦ, Google Scholar и др., включены в Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science, а также входят в перечень ВАК.

SYRCoSE проводится с 2007 года в мае-июне – до начала летних каникул. Участники конференции уже собирались в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Казани, Самаре, Саратове и Великом Новгороде. Теперь настал через онлайн-пространства.

В этом году организаторами конференции стали ИСП РАН, Питерский политех (СПбПУ) и Cанкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Программный комитет конференции возглавляют д.ф.-м.н. А.К. Петренко (заведующий отделом технологий программирования ИСП РАН) и д.ф.-м.н. А.Н. Терехов (заведующий кафедрой системного программирования механико-математического факультета СПбГУ). В комитет входят и другие сотрудники ИСП РАН, а также представители российских и зарубежных вузов, в частности: МГУ им. М.В. Ломоносова, ВШЭ, СПбГПУ, Орхусского университета (Дания), Флоридского атлантического университета (США).

Таким образом ИСП РАН в едином формате: проведет научную конференцию, усилит software-составляющую цифрового прорыва, а также позволит молодым исследователям «прокачать» soft skills. Достойный пример мастерства дистанта от одного из digital-флагманов страны.

Источник: https://www.ispras.ru/news/syrcose-2020-online/
источник
Научно-образовательная политика
Пандемия и радикализм

Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет и Томский политехнический университет проводят Всероссийскую научно-практическую видеоконференцию «Трансформация молодежного экстремизма, идеологии терроризма и других информационных угроз в эпоху пандемии».

«Видеоконференция пройдет в среду, 27 мая, с 15 до 18 часов по томскому времени», – сообщила доцент отделения социально-гуманитарных наук ТПУ Анна Карпова.

Основные тематические направления всероссийской конференции: социальная напряженность в обществе и ее последствия для молодежи; стохастическое развитие интернет-коммуникации: основные трансформации и их влияние на молодежь; информационные стратегии и технологии экстремистских и террористических сообществ и их воздействие на молодежь; новые информационные угрозы и их влияние на молодежную аудиторию сети Интернет; социальные сети и деструктивный контент в период пандемии и другие.

«В работе видеоконференции примут участие и эксперты Томского политеха. Один из докладов будет посвящен разработке прототипа системы выявления в соцсетях ультраправых деструктивных сообществ. Над этим проектом в ТПУ работает междисциплинарная команда, включающая социологов, специалистов data-science, психологов, лингвистов. Это новое направление, развитием которого занимаются буквально несколько научных коллективов. Исследование поддержано грантами РФФИ и отмечено на всероссийском конкурсе научных проектов в сфере общественно-политических наук», – пояснила Анна Карпова.

Ученые ТПУ уже несколько лет развивают новое научное направление «Интеллектуальный анализ деструктивного контента социальных медиа», изучают источники угроз и рисков для молодежи в информационном поле. Поддержанный РФФИ проект позволит ученым ТПУ сконцентрироваться на создании технического решения для выявления в соцсетях ультраправых радикальных сообществ и прогнозировании угроз с их стороны.

Томский политех находится на острие научного противодействия экстремизму, радикализму и терроризму в новых обстоятельствах информационной среды и эпидемиологической ситуации.

Заметим, что указанные деструктивные сообщества давно и с выгодой для себя эксплуатируют новую коммуникационную реальность. Они завербовали трех из четырех всадником информационного апокалипсиса (метафора принадлежит Евгении Стуловой) – информационный фастфуд, постправду и fake news, а также научились справляться с новым «Большим Братом».

Вирусные ролики, «новая искренность» однобокого представления событий, кликбейт, мимикрия под благотворительные фонды или информагентства – все это давно стало повседневностью для террористов и экстремистов, что правого, что левого толка.

Именно поэтому работу Томского политеха по данному вектору сложно переоценить – ведь в настоящее время речь идет уже не только об информационной, но и о коммуникационной (медийной) безопасности государства.

Подробнее: https://news.tpu.ru/news/2020/05/26/36255/
источник
Научно-образовательная политика
Редакция НОП поздравляет с днем рождения академика РАН Валерия Макарова, директора центра цифровой экономики ГУУ.

Был период, когда мы активно помогали академику Макарову развивать один из факультетов МГУ (ВШГА МГУ), который он также возглавляет.

https://t.me/GUUmsk/2517
Telegram
Наш ГУУ
День рождения выдающегося ученого России  академика В.Л. Макарова, научного руководителя ЦЭМИ РАН, директора Центра цифровой Экономики ГУУ

«Многоуважаемый и дорогой Валерий Леонидович, коллектив Государственного университета управления поздравляем Вас с Днем Рождения!
Примите искреннюю благодарность многих поколений ученых и преподавателей ГУУ, воспитанных на ваших трудах, а также работах ваших многочисленных учеников!
Пусть у Вас будет много сил и энергии для успешного сбережения и приумножения научного потенциала отечественной школы экономико-математического моделирования! Желаем Вам здоровья, творческого долголетия, верных соратников и последователей!»

С уважением,
научно-педагогический коллектив
Государственного Университета Управления

Макаров Валерий Леонидович – доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, директор Центра цифровой экономики ГУУ.
Является автором более чем 230 статей, учебников, монографий и учебных пособий. Работы Валерия Леонидовича Макарова процитированы 6443 раза…
источник
Научно-образовательная политика
Re:-квием по партиям

Дискуссии о партийной системе России продолжают бушевать в Телеграме. Кто-то склоняется к тому, что пациент скорее жив, иные – что мертв, а кто-то задается вопросом – а был ли пациент в принципе.

Эпоха «новой искренности» дает запрос не на жесткие партийный структуры, а на «хороших людей». В этом смысле пророческой является строчка Сплина – «на фонарях объявились хорошие люди». Здесь как раз указана развилка – либо это «новые депутаты», чьи плакаты на столбах должны открыть эпоху «низовой демократии», «малых дел», проактивного волонтерства в рамках разделенной с государством ответственности за социальный сектор.

Либо – эти «хорошие люди» окажутся повешенными на тех самых фонарях. Но это будут висельники из предыдущей полуторапартийной эпохи.

Никакие ответы не могут быть оригинальными – все варианты в той или иной степени уже присутствовали в политических системах разных стран и различных эпох.

Мы вступили в политическую эпоху «Re:», когда политика подстраивается под новые условия – соцсети, а затем – Телеграм, коронавирус, fake news, запрос на новый популизм и новую искренность и т.п.

Ключевой выбор – между «пе-Re:-стройкой» - то есть перезагрузкой имеющихся политических (в том числе, партийных) конструктов – и «Re:-волюцией» с акцентом на демонтаж прежних устоев.

Для стабильности политической системы «перестройка» партийного пространства намного более желательна с точки зрения стабильности. Однако, здесь придется полагаться на умении оперировать различными весами, вводить новых игроков или усиливать (ослаблять, поддерживать) часть старых.

В центре внимания партийных споров – судьба «Единой России». Многие уже как мантру твердят, что она отжила свое. И максимум, на что может рассчитывать – это на платформизацию или полноценный «реквием».

В первом случае администраторы и аналитики исходят из того, что Единая Россия еще сохраняет в себе конструктивный потенциал. Поэтому возможна реанимация с отсечением всего лишнего (в первую очередь – шлейфа «партии бюрократии») и вливанием новой крови (основным донором рассматривается ОНФ). Происходит деление ЕдРа на две крупные партиии – условный «центр» и «прогрессистов» (с привлечением ОНФ, Лидеров России и т.п.) – и ряд более мелких (для «закрытия» ключевых пунктов протестной повестки) – «зеленые», «муниципальная партия» и т.п.

Во втором случае – партия должна взять на себя максимум негатива, сосредоточить на себе открыто демонстрируемое недовольство со стороны президента, правительства и регионов, хоронить свой собственный рейтинг, беря на себя ответственность за пробуксовку национальных проектов и недоработки в экономической политики. А затем, став «черной дырой» негатива – вовремя быть распущенной или глубоко перезагруженной.

Однако, источники из внутриполитического блока АП утверждают, что в качестве основного утвержден вариант «операция Феникс». В рамках ее реализации чем ближе к думским выборам 2021 г., тем больше Единая Россия будет брать на себя роль контролера – причем как Правительства, так и Госдумы с Советом Федерации.

Партия возьмет на себя роль борца «за все хорошее» (то есть, реальное воплощение нацпроектов и улучшение жизни граждан) и «против всего плохого» (чиновников, а временами и законодателей, тормозящих проведение перемен и трансформаций).

Тем не менее, в этих вопросах камбэк Единой России будет означать в значительной степени ее перерождение в ЕдРо 2.0. Очевидно, что потребуется некий водораздел между «старой» и «новой» партией. И для «отпевания» «старой» вполне может быть использован упомянутый «реквием».
источник
Научно-образовательная политика
Шторм первых недель

В мире наблюдается бум исследовательского интереса к ситуации пандемии. Российские исследователи включены в это глобальное движение.

На смену «быстрым фотографиям» экстраординарной ситуации приходит тщательный многоаспектный анализ.

На сегодня самым полным аналитическим материалом стал доклад Института образования НИУ ВШЭ «Шторм первых недель», посвященный тому, как высшее образование шагнуло в новую реальность. Исследователи подчеркивают, что еще рано подводить итоги и извлекать уроки.

Сейчас проводятся повторные обследования студентов и преподавателей, на основании которых консорциум исследователей уже из разных университетов сможет оценить как российская система образования справилась со «стресс-тестом».

https://ioe.hse.ru/data/2020/05/26/1551527214/%D0%A1%D0%90%D0%9E%206(36)_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня День российского предпринимателя и у нас есть маленькая победа - мы преодолели рубеж 4000 подписчиков! Будем рады поделиться с вами подборкой классных каналов, которые мы читаем:

🔹 Научно-образовательная политика —  политика, наука, образование, цифра.
🔹 Первый университетский — канал для студентов по различным мероприятиям;
🔹 АСИ — канал Агентства стратегических инициатив.
🔹 Минобрнауки России — канал Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
🔹 Гранты/стипендии stay home. stay safe — канал по грантам, стипендиям и стажировкам.
🔹 Skolkovo Leaks — всё об инновационном центре «Сколково». Неофициальный канал.
🔹 День студента  — канал о студенческой жизни и закулисах университетов;
🔹 Типичный программист — канал про актуальные тенденции программирования.
🔹 Brain drain дома— канал про оплачиваемые стажировки и вакансии зарубежом;
🔹 Теперь живите с этим — канал для интеллектуалов и не только;
🔹 SETTERS — про цифровую культуру, дизайн, технологии.
источник
2020 May 27
Научно-образовательная политика
Биобезопасность – научный ответ

Биологическая безопасность – одно из приоритетных направлений развития современной науки. Насколько важны новые научные результаты и современные конкурентоспособные технологии в области биобезопасности, показало и распространение коронавирусной инфекции. В России исследованиями, призванными защитить человека и природу от биологических угроз, занимаются ученые ведущих университетов и научных центров.  

Сибирский федеральный университет

Исследования почвы как основы всего аграрно-промышленного комплекса проводят ученые СФУ совместно с биофизиками РАН. Сейчас, чтобы найти загрязнения почвы тяжёлыми металлами, пестицидами, компонентами удобрений и принять оперативные меры по их устранению, массово используют биотесты. Например, проверяют загрязнение воды или почвы при помощи простых организмов — бактерий, водорослей или рачков-дафний. Но точность таких биотестов невысока.

В СФУ предлагают тесты, в основе которых – ферменты, а не живые организмы.  В случае подавления ферментативных реакций, отвечающих за различные функции организма (дыхание, свечение и т.д.), тест-системы делают заключение о наличии токсических веществ в почве. Результат получается более точным, чем при использовании классических методов биологического анализа.

«Разрабатываемые нами ферментативные тесты включают в себя плюсы химических и биологических методов анализа и служат «мостиком» между ними, дополняя арсенал аналитических инструментов, с помощью которых мы будем лучше понимать процессы, происходящие в почве, и сможем сделать нашу жизнь более безопасной», – рассказывает Елизавета Колосова, инженер кафедры биофизики СФУ, сотрудник лаборатории биолюминесцентных биотехнологий.

Томский политехнический университет

Вопросом безопасности сельхозкультур и исследованиями в области пищевой безопасности занимаются ученые ТПУ. Инженер Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов Томского политехнического университета Асемгуль Исемберлинова вместе с командой ученых работает над проектом «Обработка семян пшеницы с использованием импульсного электронного ускорителя». Цель проекта – разработать технологии обеззараживания семян злаковых культур с помощью электронных пучков.

В ходе экспериментов ученые получили новые данные о зависимости показателей посевных качеств семян пшеницы от дозы и кинетической энергии электронов.

Исследования показали, что обработка электронными пучками помогает обеззараживать семена пшеницы в том числе от патогенных грибов, некоторые виды которых могут быть опасны для человека и животных.

Тюменский государственный университет

В Тюменском государственном университете с 2017 года существует Институт экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO). В Институте осуществляются научные разработки, реализуются программы магистратуры и аспирантуры, а также апробируются новые технологии и внедряются в практику сельского и лесного хозяйства. Исследования научных сотрудников X-BIO затрагивают области микрофлюидики, химии природных соединений, растениеводства, биологии почв, микробиологии и антимикробной резистентности, энтомологии, акарологии, фитопатологии и защиты растений.

Денис Казаков – младший научный сотрудник лаборатории антимикробной резистентности Института X-BIO. Он работает над проектом «Экология летучих мышей - потенциальных резервуаров и векторов возбудителей опасных заболеваний человека». Свои исследования молодой ученый с соавторами проводит на эпидемиологически значимых территориях в местах массовых скоплений летучих мышей – в крупных карстовых пещерах Восточной Сибири.

Впервые для азиатской части России Денис с соавторами описал явление сворминга – это временная и массовая концентрация летучих мышей у входов в пещеры в конце лета – начале осени.

Подробнее, а также об исследованиях в САФУ и ДВО РАН см.: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2627
источник
Научно-образовательная политика
Незачетные отношения

Накануне поздним вечером в прямом эфире самой цитируемой радиостанции в России, радио «Спутник» @radio_sputnik, состоялся почти получасовой разговор о харассменте в вузах (послушать полностью).
Постараюсь изложить суть нашей беседы.

Отмечу, что универсального и эффективного решения проблемы харассмента в учебных заведениях ни в одной стране пока нет. Есть отдельные нормы, инструкции, методички и регламенты, но не более.

Вопрос стоит рассматривать с двух позиций: уязвимости студентов от посягательств на сексуальной почве и уязвимости преподавателей и сотрудников от лжеобвинений. И любое злоупотребление каким-либо инструментом борьбы с харассментом может привести к крайне печальным последствиям.

Студенты часто боятся обращаться за помощью по ряду причин (рассматривал подробно ранее):
1.  Уязвимость и страх жертвы умножаем на юный возраст, растерянность, черты характера, а также на внутренние психологические и морально-этические особенности человека.
2.  Кризис доверия уже давно бушует в стенах многих учебных заведений.
Часто студенты не доверяют такие проблемы структурам внутри университета: деканатам, ректоратам, студенческим организациям. Просто потому, что недостаточно доверяют, думают, что все повязаны, и никто не будет решать их проблему. И напрасно. В университетах много прекрасных и неравнодушных людей.

❗️Но преподаватели и сотрудники тоже не защищены от лживых обвинений по самым разным причинам: студент не доволен оценкой, личные счеты с преподавателем, внутривузовские войны за «теплые места», в которых студентов нередко используют старшие товарищи.

Какие решения можно предложить для снижения остроты проблемы харассмента в вузах?

1.  Самое главное – ДОВЕРИЕ
❗️
Ректоратам нужно своими управленческими решениями выстроить доверительную систему к администрации учебного заведения, деканатам, иным структурам вуза: тревожными кнопками, постоянной коммуникацией по проблемным вопросам со студентами, реальным решением проблем, постоянным взаимодействием с нелояльными студентами, проведением мониторингов и т.д.
Усилить правозащитную функцию студорганизаций, чтобы студенты могли доверять им решение самых непростых вопросов.

2.  Организация работы сторонних кризисных центров и психологических служб в вузе. К ним у студентов будет гораздо больше доверия, чем ко многим внутренним структурам. Для кризисных центров это стало бы новой точкой развития.

3.  Когда-то в рамках борьбы с коррупцией вносились предложения о видеофиксации зачетов и экзаменов. Не думаю, что это кардинально изменит ситуацию, но в совокупности с другими мерами видеофиксация процедуры контроля знаний может дать существенный эффект.

4.  Запретить сдачу экзаменов, зачетов, утверждение дневников практики, защиту курсовых работ и т.д. вне аудиторного фонда учебного заведения. Никаких кафе, дома, на основной работе у преподавателя, «передам курсовую в метро» и т.д.

5.  Разработать этические кодексы, регламенты и инструкции по взаимодействию преподавателей и студентов для предотвращения случаев харассмента.
Прописать, что уместно и что нет, а также порядок действия в различных ситуациях.
❗️Многие преподаватели даже не догадываются, что могут стать жертвами клеветы или оказаться в очень невыгодном положении.
За рубежом в таких пособиях для преподавателей и сотрудников четко описывают возможные ситуации.
Например, общение со студентами за пределами университета. Дабы в определенных гендерных комбинациях это не показалось двусмысленным, рекомендуется вариант неформального общения в компаниях нескольких студентов.

Уверен, этот список далеко не исчерпывающий.

Нам точно предстоит пройти этот путь для предотвращения случаев харассмента в учебных заведениях в будущем, при этом с одной стороны не нарушив право на неприкосновенность частной жизни, а с другой – не допустив домогательств, в которых бездействие вузов будет оправдываться формулировками про некие отношения «двух взрослых людей».

И как крупнейшая в стране студенческая правозащитная организация мы готовы искать действенные меры со всеми заинтересованными сторонами.
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня, в 12.00 мск, начнет свою работу в онлайн-формате Межрегиональная конференция ректоров вузов России и Узбекистана.

Организаторы конференции: Российский Союз ректоров, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Республиканский совет высшего образования (Узбекистан).

Трансляция: https://youtu.be/FsucdobEzE4

Модераторы:
- САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович
академик, президент Российского Союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
- УМУРЗАКОВ Уктам Пардаевич
председатель Республиканского совета высшего образования, ректор Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства.

Приветствия:
ЧЕРНОВ Владимир Александрович
начальник Управления Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами
АБДУВАХИТОВ Абдужабар Абдусаттарович
советник Президента Республики Узбекистан
МУСАЕВ Бехзод Анварович
Заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан
ФАЛЬКОВ Валерий Николаевич
Министр науки и высшего образования Российской Федерации
МАДЖИДОВ Ином Уришевич
Министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан

Ссылка на программу: http://ruf2020.msu.ru/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник