Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 May 23
Научно-образовательная политика
Поступить в вуз, построить карьеру, открыть бизнес, выиграть грант, стать добровольцем, найти наставника — платформа «Россия – страна возможностей» уже помогает в этом миллионам россиян.

Школьники и студенты, управленцы и инженеры, ученые и медики, финансисты и политики, IT-специалисты и волонтеры, люди рабочих профессий и вожатые, отельеры и туроператоры — наша задача, чтобы все россияне, не зависимо от профессии и места жительства, имели возможности для самореализации.

За два года:
•  тысячи человек прошли обучение в нашем образовательном центре – Мастерской управления «Сенеж»;
•  830 прототипов IT-продуктов разработаны на конкурсе «Цифровой прорыв», а финал проекта вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой хакатон по числу участников;
•  более тысячи команд школьников разработали собственные бизнес-проекты благодаря участию в конкурсе «Мой первый бизнес»;
•  9 синглов выпустили участники фестиваля «Российская студенческая весна».

И это только небольшая часть результатов и достижений наших конкурсантов. Больше – в инфографике РИА Новости.

🚀 Дальше – интереснее. Присоединяйтесь к нам и участвуйте в наших проектах. Будем становиться лучше вместе!
источник
Научно-образовательная политика
Большое спасибо нашим друзьям @scienpolicy и @youthpolicy за информационную поддержку Дня рождения АНО «Россия - страна возможностей»!

В общей сложности в наш адрес пришло более сотни поздравлений с двухлетием.

Большинство мы опубликовали на нашем сайте:

Федеральные и региональные министры, губернаторы, мэры:
https://www.rsv.ru/news/1/1115?mView=detail

Ректоры и проректоры:
https://www.rsv.ru/news/1/1116?mView=detail

Партнеры:
https://www.rsv.ru/news/1/1113?mView=detail

Лидеры России:
https://www.rsv.ru/news/1/1114?mView=detail

Друзья, партнёры, большое спасибо за тёплые поздравления и пожелания!
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня в 13:00 присоединяйтесь к онлайн-ланчу, где поговорим о цифровой трансформации образования. Коллеги в @scienpolicy и @youthpolicy многое на этот счет писали.
Нашим собеседником станет Антоний Швиндт, директор Департамента цифрового развития Минобрнауки, именно его департамент сейчас отвечает за перевод науки и высшего образования на цифровые рельсы.

За чашкой чая/кофе обсудим три ключевых фокуса:

— главные результаты последних двух месяцев «цифровизации» образования: что получилось сделать, какие управленческие, организационные и коммуникационные докризисные модели оказались неэффективными;

— модель образования: как вынужденная цифровизация изменила взаимодействие всех участников образовательного процесса, какие компетентностные профили участников объективно оказались востребованными и как они поменяют модель;

— профессии и образование: как цифровизация меняет рынок труда, в частности в сфере образования и науки, какие из условных «профессий будущего», описанные в прогнозах, случились за период ковида и как кооперация разных ведомств (работающих с молодым поколением) может благодаря цифре обогатить процесс приобретения профессий молодыми.

Почему понимание этих процессов в образовании важно для молодёжной политики? Потому что молодой человек себя между ведомствами не делит, а кооперация систем всё также выглядит пока наиболее сообразным развитию самого молодого человека принципом.


Регистрироваться на форум тут.
Telegram
Научно-образовательная политика
Спецназ: цифровой и научно-образовательный

В министерствах и ведомствах практически сформирован пул цифровых заместителей руководителей — круг их задач вчера обозначил премьер-министр Михаил Мишустин на встрече в Белом доме. Об этом сообщает «Коммерсант».

Цифровые замы должны обеспечить выполнение типовой ведомственной программы цифровой трансформации – в частности, по оказанию онлайн-услуг населению и по переходу к управлению данными.

В ближайшее время у чиновников появится типовая ведомственная программа цифровой трансформации со сроком исполнения в три года, сообщил вчера премьер-министр Михаил Мишустин на встрече с заместителями глав ведомств, ответственными за это направление. В программу войдут показатели, по которым будут оцениваться результаты внедрения информационных технологий — цифровые замы будут отвечать за их выполнение в своих сферах.

Как пояснил премьер, «цифровой спецназ» правительства должен наладить цифровые процессы в каждом конкретном ведомстве.

У замов будут полномочия по реинжинирингу…
источник
Научно-образовательная политика
Из Telegram с любовью

На днях Безбашенник опубликовал большой текст, один из тезисов которого был посвящён усилению роли Телеграма как инструмента коммуникации элит.

В публикации сказано, что для больших руководителей (и их пресс-служб) – министров, губернаторов и прочих чиновников – эффективная работа в Telegram уже де-факто приносит как минимум не меньший эффект, чем работа с информагентствами и прочими СМИ (а также иными социальными сетями).

В числе прочего, у БезБашенника был приведен в пример телеграм-канал АНО «Россия-страна возможностей».

Это очень удобный случай, чтобы проиллюстрировать нашу правоту.

Вчера через телеграмм-канал «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) и наших коллег из «НОП – Молодёжь и система» (@youthpolicy) десятки больших руководителей поздравляли АНО «Россия – страна возможностей».

Среди них были федеральные министры, губернаторы, мэры, ректоры ведущих университетов и даже вице-президент Сбербанка.

То есть – авторы поздравлений напрямую или через свои пресс-службы прислали их нам. Мы опубликовали и понаблюдали за дальнейшей судьбой поздравлений.

Приведем лишь часть из писем обратной связи, которые мы получили после публикаций у нас, репостов и публикаций наших коллег из РСВ, попадания поздравлений в сводки информагентств и многочисленных СМИ, а также на бесчисленное количество страниц в социальных сетях.

https://www.rsv.ru/news/1/1115

«спасибо за такой марафон поздравлений»

«у нас такого эффекта вообще никогда не было»

«опубликовали через вас, и весь день читаем в ТАСС и МИА РОССИЯ СЕГОДНЯ»

«вчера мы поняли, что один анонимный телеграмм-канал способен быть эффективнее, чем вся наша система продвижения университета через федеральные СМИ»

«увидел своё поздравление на сайте «России – страны возможностей», рядом с Мау и Кузьминовым. Спасибо!!»

«с утра мне позвонил заместитель полпреда Президента и похвалил – первый раз за год»

«Наш губернатор очень доволен. И область отлично прозвучала, и университет. Спасибо вам, что встряхнули нас в этом РСВ-challenge»

«после публикации у вас, ректор принял решение подать заявку в новых "Лидерах России"»

День рождения Президентской платформы сделал очень многих из нас ближе друг к другу, дал возможность публично высказаться тем, кто до того скромничал, и показал огромные коммуникационные и объединяющие возможности Телеграма.

https://www.rsv.ru/news/1/1115
источник
Научно-образовательная политика
Тут коллеги решили наехать на одного из наших друзей - Гасана Мирзоева.

Скажем несколько слов об этом человеке, который не раз помогал конкретно нам.

Гасан Мирзоев, будучи депутатом Государственной Думы 3 созыва, разработал и провел в жизнь закон об адвокатуре и адвокатской деятельности - по нему до сих пор живёт вся страна и все адвокатское сообщество.

Генерал-майор Мирзоев является одним из главных людей, не допустивших полномасштабной войны в Приднестровье.

Глубоко верующий Мирзоев является жертвователем и меценатом многих общественных проектов,
он организовал бесплатную юридическую помощь неимущим и социально незащищённым гражданам России.

Мирзоеву многократно жали руку с благодарностью руководители России самого высокого уровня - от глав всех силовых ведомств и спецслужб до Президента России.

Мы из первых рук знаем, что Мирзоев никогда не "добивал" врагов. По-кавказски горячился, ругался, но всегда прощал.

Почему пишем об этом в НОП?

Потому что профессор Мирзоев еще и наш коллега - ректор Российской академии адвокатуры и нотариата, автор и соавтор более 500 научных работ, статей и публикаций, в т.ч. более 20 монографий.

Почётный доктор Бридчпортского Университета (США), Почётный доктор философии университета «EuroSwiss», Профессор кафедры уголовного процесса Московской академии Следственного комитета РФ.

https://t.me/barristerru/1226
Telegram
Три буквы
​​Мирзоев это как прорванная старая фановая труба в хрущёвке - заткнуть невозможно и вонь на весь квартал. Проще снести, чем отремонтировать. Мы лишь чуть потрогали жулика за вымя, как отовсюду потекло. Нам пишут и пишут, и пишут. В жизни ведь как оно бывает?

Кто-то иногда предаёт, а кто-то часто или всегда, но кое-кто при этом ещё и последнее пытается стащить у жертвы. Ботиночки снять с трупа или по карманам по-оперски пробежаться. Этих не то, чтобы мало, но все-таки есть. И один из них Гасан -та-там- Мирзоев. Скажите преувеличиваем? Нет, отнюдь, как говорит другой наш герой из Удмуртии, но об нём позже.

Воистину стал героем нашей полевой почты этот выдающийся прохвост. Если коротко, то адвокаты Юрьева (так они представились, а чьих они будут - бог ведает) сообщили, что Гасан коллегу и товарища своего сдал «слегка», ну как и смог, так и обчистил. Сразу после задержания руководителя МКА «Межрегион», адвоката Сергея Юрьева по сфабрикованному уголовному делу, Мирзоев удалил его из вице-президентов Гильдии российских…
источник
Научно-образовательная политика
Telegram стремительно прирастает каналами университетов - как официальными, так и неофициальными.

Мы решили познакомить вас с частью из них.

Официальные каналы:

Университет онлайн: https://t.me/go_university

ДВФУ: https://t.me/fefudvfu

ТПУ: https://t.me/newstpu

МАИ: https://t.me/MAIuniversity

Наш ГУУ: https://t.me/GUUmsk

Мой МИСиС: https://t.me/nust_misis

ЯМудрый (НовГУ и Новгородская область): https://t.me/novsuru

УрФУ: https://t.me/urfu_ru

РЭУ им. Г.В. Плеханова: https://t.me/Plehanova_channel

КБГУ: https://t.me/kbsu1957

УлГТУ: https://t.me/ulstu73

SechenovNews: https://t.me/sechenov_news

САФУ – Арктический вектор: https://t.me/narfu_news

Неофициальные каналы:

Тюменская матрешка: https://t.me/tyumen_science

УГТУ: https://t.me/ugtuintrigi

МГУ: https://t.me/msuthefirst

Студсовет МГУ: https://t.me/studsovetmsu

TheVyshka (ВШЭ): https://t.me/thevyshka

Вышак (ВШЭ): https://t.me/wvyshak

Фатальный аутсайдер (ВШЭ): https://t.me/insiderhse

НиВО Алания: https://t.me/alania_science

ВГУ: https://t.me/livevsu

МФТИ-Физтех: https://t.me/miptru

МГТУ им. Баумана|Новости: https://t.me/bmstu1830

Кипящий МИФИ: https://t.me/boilingmephi

Новосибирский государственный университет: https://t.me/Novosibirsk_State_University

НГТУ им. Р.Е. Алексеева: https://t.me/nntualekseeva

Самарский университет онлайн: https://t.me/samarauniversity

ITMOLNIA: https://t.me/itmolnia

Российский экономический университет: https://t.me/ekonomichiskiy

КемГУ просвещает: https://t.me/kemsu_live

Центр трансфера технологий МГУ им. Н.П. Огарева: https://t.me/cttmgu

Набережная УлГУ: https://t.me/naberulsu

Цифровой УГНТУ: https://t.me/digital_ugntu

МГИМО: https://t.me/mgimonews

ВГИИК  https://t.me/vgiik
источник
Научно-образовательная политика
Антоний Швиндт об образовании в «цифре»

В рамках молодежного онлайн-форума «Zавтра» 23 мая состоялся online-ланч с участием директора департамента цифрового развития Минобрнауки РФ Антония Швиндта на тему: «Цифровая трансформация образования: кризис и возможности».

В диалоге он рассказал об опыте работы системы высшей школы в дистанционном формате. Система «с колес» очень оперативно переходила не в частичный, а 100% дистант. Антоний Швиндт подчеркнул, что команда министерства хорошо сработала в стрессовой ситуации. С первых дней карантина был создан ситуационный центр для аккумуляции вопросов. Было дано множество разъяснений и методических рекомендаций для вузов. Работа Минобрнауки тоже была переведена на удаленку, включая настройку ЭДО.

Заделов для перехода было много в виде большого количества образовательных платформ.

Общий доступ к платформам удалось обеспечить с помощью проекта «Современная цифровая образовательная среда». Это позволило решить проблему доступа к контенту студентам университетов, у которых нет собственной базы курсов.

Помимо этого уже была готова инфраструктурная база, а контакты с IT-компаниями дали возможность оперативно увеличить мощности серверов в вузах. С точки зрения управленческих процессов, у многих университетов были развернуты LMS-платформы.

Что выявила ситуация с коронавирусом? Какие точки роста?
Готовность преподавателей – не все оказались готовы проводить все в дистанте;
Качество LMS-платформ – у всех разный уровень и качество доступа к системам, в том числе ВКС.

Антоний Швиндт уверен, что после пандемии в «цифре» все не останется. Эта ситуация подчеркнула важность микроклимата и личных контактов с преподавателями. Есть мэтры преподавания, которые способны именно в аудитории передать всю полноту и мощь собственного предмета, но при этом не вполне владеют навыками новых технологий.

Планируется активное развитие цифрового волонтерства для помощи педагогам, которые в этом нуждаются. Не всегда речь идет о преподавании, иногда просто о цифровых компетенциях для повседневной жизни. Министерство планирует поддерживать эти меры и сейчас, и в посткоронавирусный период.

На начало пандемии вузы имели разную подготовку. Кооперация и обмен лучшими практиками позволили масштабировать проекты. Еще одним важным моментом стала открытость: рабочие группы и совещания находились в общем доступе. Сделано это было для того, чтобы каждый преподаватель мог понимать логику действий и исходить из этого. Министерство стало в своем роде news-мейкером. Минобрнауки активно поддерживает диалог со студентами и педагогами.

Что касается самих образовательных организаций, они должны успевать за изменениями стека технологий, у себя тоже их внедрять, включая трансляции заседаний и совещаний на своих официальных сайтах. Антоний Швиндт, по сути, призвал вузы к усилению открытости внутри.

Ситуация с коронавирусом четко показала, что у вузов разный доступ к набору цифровых инструментов. Важно обеспечить равенство. Согласно данным статистики 47% обучающихся применяет для обучения свои девайсы, значит, надо делать более качественный контент.

Государство медленнее реагирует на ожидания пользователей сервисов, не успевает за изменениями в технологиях. Быстрее реакция у IT-компаний, поэтому им надо дать возможность конкурировать в сфере образования, считает Антоний Швиндт. Однако у образовательных организаций есть право на автономию, согласно 273-ФЗ, поэтому не стоит призывать всех работать по единому шаблону. Важно выработать единую техническую политику в области защиты данных, применимых форматов и т.д.

Роль министерства - консолидировать эти действия. Важно заложить расходы на технологии в бюджетные места вузов, и стимулировать разработчиков искать новые решения: обсуждение сейчас ведется вместе с Минцифрой.

В создании экосистемы большую роль играет поиск и внедрение прорывных решений. Меры для их стимуляции должны принимать сами вузы и становиться драйверами прорыва.

Источник. https://www.youtube.com/watch?v=nQmpPH6hPkU&feature=youtu.be
источник
Научно-образовательная политика
Спасибо 5000 подписчиков, что читают! Или подписались, по крайней мере.

Совсем недавно я размещал обзор рекомендуемых каналов в связи с достижением порога в 4500 читателей (вместо пропущенного порога в 4000). Поэтому составлять заново не буду, но повторюсь, чуть подправив.

* * *

Читать Евангелие каждый день - это насущная необходимость. Мы ведь едим каждый день? И душа требует питания. Для тех, у кого нет времени открыть книгу, есть @gospeleveryday.

Канал небольшой, редко обновляется, но по важности для меня темы упомяну его в числе первых: @Butovo1937 Бутовский полигон. Знать. Помнить.

Портал "Приходы" @prichodru позволяет в нынешнее эпидемическое время читать не только о коронавирусе, но и о жизни (ибо  Церковь - это жизнь!).

Создатель портала "Приходы" и мой друг @evgeniya_e_zh У неё теперь много новых фронтов работы (отсюда и разнообразие публикаций), но "Woman in Church" она остается.

Интеллектуальный спарринг-партнёр, да что уж - добрый приятель В.Р.Легойда @vladimirlegoyda

@politadequate Это тот канал, про который я могу сказать только с ударением на втором слове: "Мне интересно его читать". Автор, обращенный к любимому мною ratio.

Неизменно с уважением к @evgenyprimakov О международной политике и о жизни в Отечестве от депутата с ответственным подходом к своим обязанностям.

@poklonskaya_nv С удовольствием нынче читаю Наталью Владимировну. И часто соглашаюсь. С искринкой о проблемах и радостях нашего Отечества.

Патриотическое консервативное воспитание делает меня симпатизантом @kvmalofeev. Соглашаюсь не со всеми его высказываниями и формулировками (а кто сказал, что консерватизм тоталитарен?). То же касается и его @tsargradtv (за эфир с tovaristch Zuganov был готов в бан отправить, но решил потерпеть).

* * *

Об интересах

Нельзя просто взять, и разлюбить науку. А наука должна развиваться, о чем нам пишет @scienpolicy

Должна ли работа с молодежью быть отдельной "политикой"? Как-нибудь поразмышляю на сей счёт. Но читать всяко стоит @youthpolicy

Проект "Россия - страна возможностей" мне очень интересен. По конструкции и по интенции. Канал этого проекта пока растёт, последим @stranavozmojnostey

@ru_global и @vatfor хоть международная политика и не мой профиль

Личные увлечения: книги @polka_academy и @Rus_Philosophy, живопись @kartiny, @shakko_kitsune и @pic_history, архитектура @arkhlikbez, родной язык @love_rus_yaz
Наконец-то про математику! @obznam
Каналы про историю и про музыку, которые я счел бы возможным рекомендовать, пока не нашёл.

Ещё люди Церкви
@blagokavkaz Архиепископ Пятигорский Феофилакт. Живой и... живой.
@chudo_iva Протоиерей Александр Ефанов. Мысли рядового-нерядового священника Ивановской области.
@SymSem Архимандрит Симеон (Томачинский). Ректор Курской семинарии
@karpenkodm Протоиерей Димитрий Карпенко. Добрый иерей с Белгородской земли.
@avdjugin Протоиерей Александр Авдюгин. Мудрый пастырь с Луганска.
@ovchapriest Протоиерей Александр Овчаренко. Священник с Запорожья (и его семья).
@sergey_hudiev Апологет Сергей Львович Худиев

Ещё о Церкви
@patriarch_press Официально о Русской Православной Церкви с видео на @SlovoPatriarha
@upc_news Официально об Украинской Православной Церкви.
@religiontoday Читаем, как не читать (за истекший период уже наверное 60/40 или даже 70/30 - private joke).
@cerkovj Журналист Сергей Стефанов о религиозной тематике.
@UOCpip Размышления о ситуации в украинском и мировом Православии.
@veryuneveryu Интересные факты о вере. Или про веру. Или для веры.
источник
Научно-образовательная политика
GR через online: первый цифровой учёный в РАНХиГС

Вчера, 22 мая, из-за пандемии COVID-19 заседание диссовета впервые в практике РАНХиГС проходило в формате видеоконференции. 

Первым соискателем ученой степени онлайн стал Александр Костин, успешно защитивший кандидатскую диссертацию по GR-тематике «Специфика политических механизмов обеспечения корпоративных интересов в современной России».

«Моя диссертация была посвящена специфическим чертам политических механизмов обеспечения корпоративных интересов в современной России, их выявлению и упорядочиванию. Защита в онлайн-формате - это было действительно непривычно. Я прекрасно понимаю, что это связано с текущей неблагоприятной эпидемиологической ситуацией - и такой формат позволяет исключить риск здоровью, не подвергать ему всех участников защиты диссертации. Дистанционная защита имеет и свои преимущества – это то, что в форс-мажорных обстоятельствах позволяет не приостанавливать текущий процесс защит диссертаций, что очень важно для соискателя», – рассказал НОП Александр Костин.

«Для Академии, имеющей разветвленную филиальную сеть, простирающуюся от Калининграда до Хабаровска, интерактивный удаленный режим защит является оптимальным. С одной стороны, он расширяет возможности гибкого формирования диссертационных советов с участием ведущей профессуры из Москвы и регионов, а, с другой стороны, позволяет экономить расходы на командировки», – пояснил НОП Андрей Марголин, проректор Президентской Академии, курирующий вопросы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.
источник
Научно-образовательная политика
На этой неделе мы получили целых 3 повода для гордости!

Во-первых, наш канал перешагнул отметку в 100 баллов в индексе цитирования ТГстат.

Во-вторых, на прошлой неделе наш пост стал самым цитируемым в политическом сегменте телеграма.

И, наконец, сегодня наш канал занял 13-е место в списке 20-ти самых авторитетных телеграм-каналов в политико-экономическом сегменте.

Мы благодарим наших читателей, соратников и оппонентов. Только благодаря вам мы смогли достичь столь высокого результата всего за 7 месяцев!

По традиции представляем 10 каналов, без которых нам бы это не удалось:

Кремлёвский безБашенник

Информ-бюро ЮФО

Мастер пера

Образ будущего

Незыгарь

Научно-образовательная

Сибиряк

Свои да наши

Темы. Главное (ГлавМедиа)

Алёхин. Telega власти
источник
Научно-образовательная политика
Спасибо коллегам из @scienpolicy за сводку основных тезисов сегодняшнего обсуждения.
https://t.me/scienpolicy/9790

В дополнение несколько модераторских размышлений от нас с Максимом Михайловым.

1. Экстраординарная открытость, вовлечение вузов разного ранга в обмен опытом – это новая культура общего дела (в ответ на чрезвычайный вызов) и кризисный инструмент управления: тк решения должны быть публичны и достигать адресата мгновенно. То, что управленческий центр собственной практикой начал задавать новую норму, не боясь где-то показаться неуклюжим, но постоянно объясняя свои действия - крайне ценно, особенно в условиях работы с молодёжной аудиторией. Это продемонстрировало направленность в будущее и это формирует доверие. Предложенная же всем субъектам модель партнёрства в выработке правил и обсуждениях (имеются в виду регулярные открытые заседания раб.группы) с вовлечением в планирование всех и каждого, в каком-то смысле, даже обогнала по времени президентскую практику регулярного привлечения всего населения страны на регулярные совещания с правительством. Важно теперь понять, как уместная экстраординарная практика превратится в системный инструмент.

2. Ликвидация цифрового неравенства – вызов. Часть решения - конкурирующие IT-продукты в рамках заданных государством стандартов и протоколов.  Edtech – это уже не только про допобразование, а и про обрпроцесс и менеджмент в высшем образовании. И тут важно вспомнить отличный текст Фрумина в Коммерсанте: https://www.kommersant.ru/doc/4343122
Текст правда про возросший уровень школьной неуспешности. Но нам кажется риски для высшей школы очень похожи. К счастью, этот вызов понимается и фиксируется как один из основных.

3. Кооперация. Цифровые волонтёры помогают интегрировать «консервативных» преподавателей в новые форматы. Важно, что многие студенты впервые осознали свою ответственность за организацию образовательного процесса наравне с преподавателями. Вообще важно, что ситуация с ковид позволила всем (пусть и принудительно) продегустировать, что такое образование в партнерской логике, с взаимным обогащением друг у друга.

4. Смешанное обучение эффективнее. Задача - научиться проектировать такие программы,  комбинировать инструменты онлайна и оффлайна, индивидуализировать обучение на основе данных – и по содержанию, и по форматам, и по организации процесса.

5. Для молодого человека образование не ограничено стенами вуза. Социальные практики, работа, личные отношения ("колесо баланса") - всё это про образование. А, значит, не обойтись без сотрудничества вузов и остальных сфер/отраслей, работающих с молодыми. Возможно, успешно внедряя модели открытости и кооперации как внутренние принципы повседневной работы, Минобрнауки выходит вперёд и становится ведомством, наиболее готовым к модерационным и сетевым моделям, чем остальные их коллеги. И это уже вопрос ко всей остальной экосистеме работы с молодежью - нужно брать лидерские практики и внедрять в своих системах. Не конкурировать за головы, но дополнять и усиливать общие процессы.

И будет нам тогда, наверное, колесо баланса счастье.
Telegram
Научно-образовательная политика
Антоний Швиндт об образовании в «цифре»

В рамках молодежного онлайн-форума «Zавтра» 23 мая состоялся online-ланч с участием директора департамента цифрового развития Минобрнауки РФ Антония Швиндта на тему: «Цифровая трансформация образования: кризис и возможности».

В диалоге он рассказал об опыте работы системы высшей школы в дистанционном формате. Система «с колес» очень оперативно переходила не в частичный, а 100% дистант. Антоний Швиндт подчеркнул, что команда министерства хорошо сработала в стрессовой ситуации. С первых дней карантина был создан ситуационный центр для аккумуляции вопросов. Было дано множество разъяснений и методических рекомендаций для вузов. Работа Минобрнауки тоже была переведена на удаленку, включая настройку ЭДО.

Заделов для перехода было много в виде большого количества образовательных платформ.

Общий доступ к платформам удалось обеспечить с помощью проекта «Современная цифровая образовательная среда». Это позволило решить проблему доступа к контенту студентам университетов, у которых…
источник
2020 May 24
Научно-образовательная политика
Вслед за ректором КНИТУ-КХТИ задержали проректора Казанского федерального университета Дмитрия Пашина.

Его также обвиняют в мошенничестве, но не в КФУ, а в КНИТУ. След тянется как раз с задержанного ранее ректора Сергея Юшко. Пашин вину не признает.
источник
Научно-образовательная политика
Преподавателям в вузах надо перестраиваться. Умение читать одни и те же лекции много раз вскоре никому станет не нужно. - Валерия Касамара
источник
Научно-образовательная политика
​​Воскресный дайджест главных событий в ТПУ за неделю

18 мая:

📰  Статья ученых ТПУ вошла в топ самых скачиваемых публикаций ведущего европейского химического журнала.

📰  ТПУ направит почти 35 миллионов рублей на конкурс образовательных проектов.

📰  Инженеры ТПУ создали роботизированный аналог УЗИ для металлических деталей.

19 мая:

📰  В ТПУ приступят к изготовлению макета первого российского 3D-принтера для работы в космосе.

📰  ТПУ вошел в Топ-10 российских организаций по привлечению иностранных ученых.

📰  Прибор ТПУ для поиска скрытых дефектов на газопроводе поступит в «Газпром».

📰  Томский политех запускает онлайн-лекторий «Всем наука».

20 мая:

📰  Молодые специалисты СИБУРа рассказали студентам-целевикам, как управлять проектами на химпроизводстве.

📰  Ученые ТПУ и Катара предлагают схему использования дронов для сетей 5G.

📰  ТПУ проведет вебинары для школьников, которые любят физику и химию.

21 мая:

📰  Разработка ученого ТПУ поможет сохранить пшеницу с помощью электронных пучков.

📰  ТПУ и DWIH собрали на онлайн-площадке университеты и научные организации Сибири и Германии.

📰  Первый проректор ТПУ Андрей Яковлев на инфовебинаре DWIH. Тезисы.

📰  Ученые ТПУ и СибГМУ разрабатывают регенерирующие повязки для лечения гнойных ран.

📰  Студенты ТПУ смогут создать сервисы для «умных» городов на онлайн-хакатоне «Росатома».

📰  «Точка кипения» ТПУ отмечает год с начала работы.

22 мая:

📰 Ученые экспериментально доказали, что плоское зеркало может фокусировать свет.

📰  Студенты ТПУ поделились мыслями о том, как изменится мир после коронавируса.

📰  ТПУ готов начать новый учебный год 1 сентября.

Университетская газета «За кадры» от 8 мая – открыть

С вниманием к каждому слову
Служба новостей ТПУ.
источник
Научно-образовательная политика
Японское «Общество 5.0»

«После пандемии нас ждет будущее, в котором люди не будут доминировать во всем, мы будем пытаться выживать, но в контролируемых условиях», считает исполнительный директор центра RIKEN (ведущий институт фундаментальных исследований в Японии) Йоко Хараяма.

Еще в феврале правительство Японии запустило конкурс решений для достижения к 2050 году амбициозных целей технологического развития (финансирование программы составляет €830 млн на пять лет). Они включают создание робота с искусственным интеллектом, развитие системы ранней диагностики и предотвращения заболеваний, новые методы устойчивой переработки мусора, устойчивое производство продовольствия и использование квантовых технологий.

Итоги конкурса планировалось подвести уже этим летом, но теперь объем финансирования R&D сократится. «Даже через год мы вряд ли полностью вернемся к прежней ситуации в области исследований», прогнозирует Хараяма. Более того, по ее словам, в текущих условиях гораздо сложнее формировать новые научные связи, особенно с зарубежными коллегами.

Концепция «Общества 5.0» предполагает реализацию ключевых инноваций четвертой промышленной революции, но с человеком « в центре этого процесса», его основной чертой, по задумке авторов, должна стать высокая степень конвергенции киберпространства и физических объектов. Программа ориентирована на коренную трансформацию транспорта, систем здравоохранения и предотвращение катастроф, промышленности, агросектора, энергетики.

#postcovid, #назадвбудущее
источник
Научно-образовательная политика
Спасибо, друзья из @scienpolicy, что расширяете Телеграм-сообщество российской науки и образования!

Мы бы добавили ещё несколько:

Глобальный аутсайдер (ВШЭ): https://t.me/global_outsider

Ордынский инсайдер (ВШЭ): https://t.me/ordynets

Студпрофсоюз «Молодость» (ВШЭ): https://t.me/hseagainst

Digital Мясо (ВШЭ): https://t.me/digitalmy

Фокина: почему бы и да (ВШЭ): https://t.me/fokina_da

BonJourn (РАНХиГС): https://t.me/journranepa

Журфак УрФУ (УрФУ): https://t.me/journurfu
источник
Научно-образовательная политика
В то время как Давыдов.Индекс отметил среди важнейших событий следующей недели особенности ношения защитных масок в Египте и отдельные аспекты работы аэропортов в Казахстане, мы хотим обратить внимание мэтра:

Кроме отмеченного им видеоинтервью Министра просвещения Сергея Кравцова, очень может случится так, что на будущей неделе пройдёт Прямая линия с Министром науки и высшего образования Валерием Фальковым.

Знают ли коллеги о важности для тех кто важен и для них? Конечно, да.
Но это не точно.  

Уважаемый @DavydovIn знает, что наш чай самый вкусный. Но пока скромничает. А зря - у нас к чаю еще и печенье, всё как мы с вами любим.

https://t.me/DavydovIn/3341
Telegram
Давыдов.Индекс
Топ событий предстоящей недели 25-31 мая 2020 года

25 мая, понедельник
Встреча Максима Решетникова с депутатами фракции «Единая Россия» в ГД.
Видеоинтервью Сергея Кравцова, посвященное проведению ОГЭ и ЕГЭ, дистанционному обучению и следующему учебному году.
Праймериз партии «Единая Россия» по отбору кандидатов для участия в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления (по 31 мая).
Смягчение ограничений в рамках противодействия распространению коронавируса в Москве.
Заседание совета директоров ПАО «Аэрофлот».
Заседание совета директоров ПАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королева».
Онлайн-собрание Российской академии наук «Настоящее и будущее: Моделирование выхода из коронакризиса».
Возобновления работы всех аэропортов Казахстана для выполнения внутренних рейсов.
Видеоконференция членов Совета Европейской экономической зоны.

26 мая, вторник
Парламентские слушания в Архангельской области и НАО по обсуждению объединения регионов.
Заседание Совета министров иностранных дел ОДКБ в видеоформате.…
источник
2020 May 25
Научно-образовательная политика
Приемная кампания 2020 – коронавирусные коррективы

Заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев рассказал об особенностях сдачи ЕГЭ, подачи документов в вузы, а также о распределении дополнительных бюджетных мест.

В этом году приемная кампания пройдет с особенностями. В первую очередь, это касается ее сроков. Несмотря на изменения графика ЕГЭ, мы хотим начать прием документов от абитуриентов довольно рано – в июне. После того, как выпускники текущего года получат аттестаты о своем образовании, и до начала сдачи ЕГЭ. Мы хотим, чтобы приемные комиссии могли спокойно поработать с заявлениями, с аттестатами, с фотографиями и другими документами. А уже потом, после сдачи ЕГЭ, когда полученные абитуриентами на ЕГЭ баллы будут внесены в базу, приемные комиссии проведут рейтингование и зачисление.

[Смогут подать документы те, кто сдавал ЕГЭ в предыдущие годы]. А также те, у кого ЕГЭ нет - выпускники средних профессиональных учреждений. Также могут подавать документы выпускники бакалавриата. Им ЕГЭ не нужно, они будут поступать в магистратуру.

Абитуриенты также, как и раньше, могут подавать документы в пять вузов и в каждом вузе на три специальности по их выбору.

50 вузов, точнее, 53 – это те вузы, которые в этом году впервые в истории будут использовать централизованный сервис подачи документов.

В остальные вузы нужно будет посылать документы напрямую через информационные системы вузов – где-то по электронной почте, где-то через личный кабинет.

В основных параметрах, конечно же, правила приема не будут меняться. Мы сохраняем преемственность и предсказуемость. Изменятся сроки и способы подачи документов. Очевидно, что также будут сдвинуты сроки зачисления. Мы будем контролировать вузовские сайты с тем, чтобы они оперативно отражали решения.

На недавнем совещании под руководством Президента было решено, что ЕГЭ начнется 29 июня. Предполагается, что до конца июля абитуриенты будут сдавать единые государственные экзамены, потом будут резервные дни для тех, кто по разным причинам либо пересдает, либо не успел в первую, основную волну. И только после этого мы сможем, дождавшись всех, кто хотел бы сдать ЕГЭ, проводить зачисление.

Мы не будем производить зачисление, пока все желающие не сдадут ЕГЭ.

Зачисление пройдет в сжатые сроки. Но пока мы предполагаем ее проводить по обычной формуле. То есть, первым приказом зачисляются те, кто имеет особые льготы, особые права, квоты. Потом - приказ, зачисляющий абитуриентов на 80% бюджетных мест. И, наконец, последний приказ, когда зачисляются на оставшиеся 20%. Таким образом 100% зачисления мы планируем произвести в конце августа.

Контрольные цифры приема на 2020 год были распределены в прошлом году, они размещены на сайтах вузов. А вот подробная информация про дополнительные места, которые будут выделены по поручению Президента, появится чуть позже. Думаю, таких мест будет чуть больше 30 тысяч. Правительство установит, на какие направления подготовки и в каком объеме эти цифры будут распределены.

По поручению Президента, преимущество будет отдано региональным вузам.

Думаю, всем вузам нужно внимательно прислушаться к словам президента, который четко сказал – не задирать цену.

Цены для первого курса должны быть на уровне 2019 года.

Что касается второго и следующих курсов, там уже были ранее заключены договоры между вузами и студентами, определены предельные возможности повышения стоимости на размер инфляции. Здесь вузы выстраивают ценовую политику в пределах своей автономии. Но и тут мы говорим о том, что нужно строго соблюдать условия заключенных договоров, не превышать цену, искать способы смягчения ситуации для тех студентов, которые попали в трудную материальную ситуацию.

Например, не брать сразу семестровую сумму, а перейти на помесячную оплату, дать различного вида отсрочки платежа на более поздний срок. Есть и еще более конструктивные способы решения.

И наконец то, что поддержал президент, – развитие льготного образовательного кредита под небольшой процент и на длительные сроки.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Олег Ястребов назначен ректором РУДН.

https://t.me/scienpolicy/7925
Telegram
Научно-образовательная политика
Большой транзит 2020 по-РУДНовски

Вчера многие СМИ подняли шум в связи громким заявлением ректора РУДН Владимира Филиппова: он уходит и причём буквально сейчас. Вскоре после 60-летнего юбилея вуза.

Вместе с тем, люди, умеющие читать между строк и склонные к анализу, прекрасно понимают - никуда Владимир Михайлович не уходит.

Филиппов, прекрасный стратег и математик, в очередной раз показал десяткам своих коллег, как нужно готовить "скамейку запасных".

Не секрет, что для возрастных ректоров проблема обеспечения преемственности является ключевой. Решать этот ребус научились единицы - слишком мало руководителей университетов умеют "играть вдолгую".

А Владимир Михайлович всегда умел это делать и в итоге покажет очередной мастер-класс.

В далёком уже 2012 году молодой юрист из РУДН-овской аристократии (не будем вдаваться в детали, но папа - один из столпов стабильности  университета последние 20 лет, сильно интегрированный в мета-уровень управления вузом) становится  доктором наук в 31 год. В 33 года он уже …
источник
Научно-образовательная политика
«Слон» дистанта

Отечественное образование перешло на дистанционную форму обучения – это факт, с которым спорить невозможно. Гораздо более сложный вопрос – как именно. И отдельно – какие точки зрения на этот процесс существуют у всех участников образовательного процесса.

Дистант стал фактором скорее поляризации мнений относительно цифровых и информационных технологий в обучении, нежели стимулом к единству позиции. Постепенно дистанционное обучение все больше превращается в пресловутого слона, которого каждый описывает исключительно из собственных ощущений.

В современном мире истина находится не только в вине, но и в больших данных. Именно сбор и анализ подобных информационных масивов может дать ответ на вопрос – так как же был воспринят переход в онлайн?

На этот вопрос хотят найти ответ участники Университетского консорциума исследователей больших данных во главе с Томским государственным университетом.

На днях прошло первое рабочее заседание, где представители университетов обсудили проект по изучению настроений россиян на переход в онлайн в условиях COVID-19. Учёные анализируют цифровые следы (высказывания в соцсетях и блогах) и на основе анализа больших данных оценивают успешность перехода среднего и высшего образования на дистант, определяют вопросы, волнующие родителей и педагогов школьников и студентов. Итогом проекта станет формирование рекомендаций по корректировке образовательной политики.

Инициатором проекта стал Университетский консорциум исследователей больших данных, в нем принимают участие ТГУ, МГУ, НИУ ВШЭ, Северный Арктический и Северо-Восточный федеральные университеты, Вятский, Тольяттинский, Севастопольский и Чеченский государственные университеты. Проект поддержало Министерство науки и высшего образования РФ.

Учёные анализируют неформальные онлайн-сообщества 327 университетов в социальных сетях, а также аккаунты старшеклассников и студентов, педагогические и родительские сообщества. Будут выгружаться данные с 1 февраля, чтобы оценить, какие сложности повлек за собой переход на дистант и какие темы обсуждались ранее. Например, у студентов и до дистанционного обучения были трудности в проживании в общежитии или они только сейчас в режиме самоизоляции стали обращать на это больше внимания и активно это обсуждать.

«Исследование будет проходить в четыре этапа. Проект осуществляется совместно усилиями участников консорциума. Факт, что многие вузы консорциума – от Севастополя и Архангельска до Якутска – вовлечены в данный проект, позволит лучше понимать региональную специфику проблем перехода и реагировать более адаптивно на проблемы студентов, старшеклассников, их родителей», – рассказал научный руководитель лаборатории наук о больших данных и проблемах общества ТГУ, председатель совета консорциума Михаил Мягков.

Основная задача университетов-участников – поиск онлайн-сообществ по лингвистическим маркерам, разметка текстовых сообщений по категориям, определение тематики и тональности сообщений, мониторинг информационного освещения темы перехода на дистант и интерпретация полученных результатов.

Помимо обработки материала, каждый университет выполняет свою научно-исследовательскую задачу.

Кроме работы с социальными сетями учёные будут проводить мониторинг новостей в СМИ и блогах, касающихся образования. Это поможет выявить ряд тем, которые в соцсетях слабо отражены.

Подобные масштабные исследовательские проекты говорят не только о возросшей интеграции между университетами различных регионов, но и о формировании единого научно-цифрового пространства.

Проект Консорциума сможет наконец дать ответ на вопрос о восприятии дистанта – и мы наконец сможем увидеть всю картину «слона» целиком. Остается надеяться, что не в посудной лавке среднего и высшего образования.

Подробнее: http://www.tsu.ru/news/uchyenye-vyyavlyayut-kak-koronavirus-povliyal-na-r/
источник