Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 May 22
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Волков, победитель конкурса «Лидеры России» 2017-2018 гг., заместитель Главы Минстроя РФ

«Платформа «Россия - Страна Возможностей» новый, хорошо организованный способ создать целый пласт людей, мотивированных на то, чтобы делать нашу страну сильной, делать ее мировым лидером в целом и по отдельным направлениям. Это и новый способ дать дополнительный шанс таким мотивированным людям, помочь в нужный момент поверить в себя, проставить плечо в самый критический момент жизни, когда мы стоим перед серьезной развилкой дорог судьбы, выбираем путь. Это и новое сообщество близких по духу людей. У нас гордый, сильный и талантливый народ. Дать каждому его представителю шанс, возможность реализовать себя - Великое Дело. Процветания и развития проекту, дай Бог всего самого доброго тем, кто его создаёт и поддерживает».

#НОПдляРСВ
источник
Научно-образовательная политика
Марта Сахелашвили, руководитель Российской национальной премии "Студент года"

Хочу поздравить команду платформы "Россия - страна возможностей" с двухлетием огромной проделанной работы по поддержке талантливых и активных россиян.

Желаю постоянного развития, преумножения эффективных кейсов, интересных проектов и историй успеха участников.

С вхождением Российской национальной премии "Студент года" в платформу у проекта появились новые возможности для развития, для развития и продвижения талантливой молодежи страны.
Уверена, что продолжая двигаться в этом направлении мы влияем на настоящее и создаем будущее! Ведь Россия - это страна возможностей, а Россию строить молодым!

#НОПдляРСВ
источник
Научно-образовательная политика
Алевтина Черникова, ректор МИСиС

Уважаемый Алексей Геннадиевич!

Ровно два года назад, 22 мая 2018 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин издал Указ о создании АНО «Россия – страна возможностей». От НИТУ «МИСиС» и от себя лично поздравляю Вас и весь коллектив автономной некоммерческой организации со второй годовщиной со дня основания!

За этот короткий срок вам удалось осуществить десятки проектов, которые изменили судьбы миллионов наших сограждан, получивших возможность проявить себя, реализовать свой профессиональный и творческий потенциал, воплотить в жизнь бизнес-идеи или общественные инициативы. НИТУ «МИСиС» и АНО «Россия – страна возможностей» связывает давнее и плодотворное сотрудничество, наш университет принимает активное участие в таких проектах, как «Я – профессионал», «Лидеры России», «CASE-IN», «Студент года» и многих других. Убеждена, что вместе мы реализуем еще много новых ярких/вдохновляющих проектов, продемонстрировав всему миру, что Россия – страна уникальных возможностей!

В этот праздничный день желаю Вам, уважаемый Алексей Геннадиевич, и всему коллективу АНО крепкого здоровья и благополучия, неиссякаемой жизненной энергии, верных друзей и единомышленников, новых успехов на благо Отечества!

#НОПдляРСВ
источник
Научно-образовательная политика
Павел Сорокин, победитель конкурса «Лидеры России» 2017-2018 гг, заместитель Министра энергетики РФ

РСВ - это надежда. Надежда на то, что в мире, где каждый шаг отставания через год превращается в пропасть, талантливые, амбициозные, честные люди, способные помогать движению страны вперед, получат шанс быть замеченными на любом карьерном этапе, смогут реализовать свой потенциал на благо общества. Желаю РСВ и дальше соответствовать своему названию, создавать возможности для развития граждан и служить примером для всех!

#НОПдляРСВ
источник
Научно-образовательная политика
Онлайн-обучение: перспективы и ограничения (1/2)

Много споров развернулось относительно дистанционного обучения. Однако вынужденный стресс-тест системы образования сегодня уже является не только реалиями современности, но многие эксперты его рассматривают как будущее просвещения.

Недавно Минобрнауки совместно с РАНХиГС провел исследования об отношении преподавателей вузов к дистанту. В опросах приняло участие 15% профессорско-преподавательского состава из более чем 100 вузов посредством электронных анкет через Facebook.  Педагоги в абсолютном большинстве понимают и поддерживают принимаемые на государственном уровне меры: 77% считают ситуацию серьезной или скорее серьезной, 91% - согласны с мерами. При этом 83% профессорско-преподавательского состава регулярно пользуются смартфонами и персональными компьютерами. Таким образом, большая часть относит себя к уверенным пользователям интернета и онлайн-среды.

Обратная связь самому процессу построению работы менее позитивная, чем восприятие ситуации и оценка собственных навыков: 66% недовольны работой дома. У 34% отсутствуют комфортные для занятий условия; 85,7% испытывают увеличение нагрузки и уменьшение личного времени; 87,8% убеждены в большей эффективности своих предметов в очном формате. Стоит также отметить, что постоянное пребывание дома ведет к низкой физической активности и ухудшению состояния здоровья. Мы так долго прививали обществу здоровое отношение к спорту и к вредным привычкам, что неразумно было бы терять то, что уже наработано. В текущей ситуации 96,2% преподавателей перешли в онлайн, из них 53,2% проходили переподготовку по ведению онлайн-обучения, 67% убеждены в сохранении формата преподавания после окончания пандемии. Лояльное отношение к удаленке выразили преимущественно преподаватели военных, компьютерных и сельскохозяйственных вузов.

Мнения респондентов значительно разошлись по следующим вопросам:
•  Индивидуализация обучения за счет онлайн: согласны 36,5%, не согласны – 46,1%.
•  Свобода выбора способов и приемов обучения у преподавателя: за – 41,5%, против – 42,8%.

Выявлены основные недостатки дистанционного образования, по мнению педагогов:
•  Низкая мотивация студентов;
•  Нехватка дисциплины и усердия для удаленного обучения;
•  Эмоциональная нестабильность всех участников процесса;
•  Увеличение нагрузки у преподавателей;
•  Обезличенный подход к студентам;
•  Отсутствие контроля знаний;
•  Невозможность качественно освоения ряда дисциплин (точные и инженерные науки);
•  Заформализованность образования.

Таким образом, преподаватели рассматривают дистант скорее как вынужденную меру и считают онлайн-обучение дополнением к очному. Риски тотального ухода в онлайн связаны с падением качества знаний и разложением системы высшего образования в России. Проблемы перехода носят больше психологический характер, нежели организационный. Многие придерживаются консервативных взглядов на построение процесса обучения. 15% опрошенных считают, что через год качество образования в РФ улучшится, 43% - ухудшится.

Однако исследования проводились через 2 недели после перехода на дистант, поэтому реальная картина может быть иной на сегодня, отмечает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

При преимущественно негативной оценке отказа от традиционных форм обучения преподавателями вузов противоположной точки зрения придерживается Минкомсвязи. Министерство предлагает выделить субсидии до 300 млн рублей для расширения образовательных онлайн-сервисов, поскольку уверен, что в настоящий момент не хватает средств для масштабирования дистанционного обучения. Было предложено перераспределить часть средств из федпроекта «Цифровые технологии» для этих нужд.
источник
Научно-образовательная политика
Онлайн-обучение: перспективы и ограничения (2/2)

В спор с Минкомсвязи вступил Минфин, который опасается, что средства могут быть использованы не по назначению: для игровых и развлекательных сервисов. Отбор проектов предложено возложить на Российский фонд развития информационных технологий, фонд «Сколково», Российскую венчурную компания и Фонд содействия инновациям. Что не совсем логично, когда речь идет об образовательных сервисах. С этой точки зрения, в процессе отбора должны участвовать представители науки и образования. В противном случае это больше походит на очередную лазейку для «попила» бюджета.

Кроме того, опасения Минфина обоснованы. Игромания в России растет, и правовое регулирование не создает ограничений для игроманов.

На отрицательное заключение Минфина с комментариями о том, что средства смогут получить, в том числе дистанционные развлекательные и игровые сервисы, Минкомсвязи не отреагировал.

В условиях карантина много компаний открыло бесплатно доступ к своим сервисам. Однако отсутствие прибыли не позволяет масштабировать проекты, в связи с чем бизнес был бы рад государственному субсидированию, но ждет условий «сверху».

До коронавируса российские компании работали преимущественно с дополнительным образованием, сейчас стоит задача перенести в онлайн школьные программы, что требует значительных вложений. Субсидии представляют собой точечные решения. Вопрос требует комплексной проработки с правовым регулированием партнерства с вузами.

До пандемии «тотальный онлайн» в образовании пропагандировался экспертами как новая мировая парадигма. Сегодня, когда переход состоялся, общество разделилось на 2 большие группы сторонников и противников этого подхода.

Несмотря на уверения, что дистанционное обучение не равно заочное. Факт остается фактом: учащийся не посещает университет. Советская ментальность накладывает свой отпечаток в сознании россиян. С советских времен заочное «заочка» воспринималась как второсортное и третьесортное обучение. Неудивительно, что в обществе на этом фоне растут волнения.

Сложнее всего обстоит ситуация со сдачей ЕГЭ, который академическим сообществом воспринимается как единственно возможный способ поступления в вузы, осознавая при этом, что качество школьного обучения существенно снизилось из-за удаленки и речи о равных условиях с точки зрения знаний абитуриентов уже не идет. В этом году выпускников около 800 тыс. человек. Эксперты уже сейчас прогнозируют, что не сдавших ЕГЭ будет 30–45%, а число отличников сократится на 10–15%. Основная концепция ЕГЭ заключается в якобы справедливом отборе. Однако хочется подчеркнуть, что речь идет скорее об «уравниловке», нежели о равенстве возможностей. Если проанализировать пропорции, в которых «снимают» баллы за 1 и за 10 ошибок, мы увидим, что все стремится к среднему.

Мы видим, что неоспоримый плюс дистанта в том, что он позволяет группировать предметы таким образом, чтобы сохранялся баланс между личной и образовательной составляющими жизни. И, наверное, это могло бы стать решением для тех студентов, которым приходится работать, чтобы обеспечить себя. Много говорится о помощи студентоам в трудоустройстве. Но действительно ли многие были заинтересованы в этом до пандемии? Напомним, средняя стипендия студента составляет всего несколько тысяч в месяц. Многие вынуждены жертвовать высокими оценками у несговорчивых преподавателей, которые карают трудяг за рабочие прогулы. Может быть, дистант действительно стоит предложить как выход из ситуации тем, что совмещает работу с учебой?

Но есть еще один вопрос. Школа и университет являются важными социальными институтами, которые выявляют лидерские качества своих подопечных. Как выявить дистанционно личностные качества?

Таким образом, удаленка является решением проблемы, но не изменением парадигмы образования. Она позволяет реализовать умственный потенциал, но не личностный.

Материалы:
https://www.kommersant.ru/doc/4347751,
https://www.kommersant.ru/doc/4349320,
https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2603,
http://www.ng.ru/editorial/2020-05-19/2_7864_editorial.html
источник
Научно-образовательная политика
Наталья Починок, ректор РГСУ

Искренне поздравляю с днем Рождения АНО «Россия – страна возможностей»!

Всего за два года РСВ добилась впечатляющих успехов и продолжает развиваться в сфере профессиональной самореализации граждан, социального развития страны и реализации карьерного лифта. С особым удовольствием хочу заметить, что РСВ и РГСУ давно стали хорошими партнерами.

Одним из первых проектов платформы и первым совместным проектом с РГСУ стал Национальный чемпионат «Абилимпикс». Нашими общими усилиями удалось увеличить количество участников чемпионата и количество трудоустроенных инвалидов, а это является главной целью проведения чемпионата.

В 2019 году в число флагманских проектов РСВ вошел Всероссийский конкурс проектов в области социального предпринимательства «Лучший социальный проект года», реализуемый РГСУ совместно с Минэкономразвития РФ. Благодаря поддержке РСВ все участники получили информационную поддержку, а наставниками лауреатов стали победители Конкурса «Лидеры России».

Желаю вам успехов и высоких достижений в деле развития человеческого потенциала граждан Российской Федерации!

#НОПдляРСВ
источник
Научно-образовательная политика
Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева

Уважаемые друзья!

Примите поздравления по случаю вашего дня рождения!
В наше стремительное, сложное, бурное  время ваша деятельность, направленная в будущее, не может не вызывать чувство восхищения и гордости. Проект, инициированный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, превратился в динамичное развивающееся движение, охватывающее миллионы участников. Двадцать пять реализуемых проектов, сотни проведенных мероприятий, тысячи историй успеха доказывают, что талант, желание реализовать свои возможности, активность – все эти качества крайне нужны и востребованы в нашей стране. Вы создали уникальную площадку для заинтересованых в своем развитии людей разных возрастов, из разных регионов, имеющих разный жизненный опыт, но, благодаря вашей деятельности, убедившихся, что Россия – действительно страна возможностей! Более 180 «Лидеров России» стали губернаторами, заместителями федеральных министров, руководителями компаний.

Их успехи и достижения  – лучшая награда для вашей большой команды единомышленников.

Поздравляя вас сегодня с Днем рождения, уверены, что вместе мы реализуем новые проекты, воспитаем новых лидеров, осуществим новые начинания на благо нашей Великой Родины!

#НОПдляРСВ
источник
Научно-образовательная политика
Николай Парфентьев — советник генерального директора ПАО «Россети», победитель конкурса «Лидеры России» 2018-2019 гг., члены клуба «Эльбрус»

#НОПдляРСВ
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Остроменский — главный врач родильного дома сети клиник «Скандинавия», победитель конкурса «Лидеры России», член клуба «Эльбрус»

#НОПдляРСВ
источник
Научно-образовательная политика
Иван Ефремов, начальник отдела координации мероприятий национальных проектов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, финалист «Лидеров России» и победитель трека «Наука»

Два года назад по инициативе Президента была создана платформа «Россия – страна возможностей». И сегодня очень радостно от того, что смысл, заложенный в названии, реализуется в полной мере!

Платформа РСВ – это не только 25 разноплановых проектов, это 3,5 миллиона участников, каждый из которых получил новые возможности!

Мне довелось принять участие в проекте «Лидеры России» и это стало для меня одним из самых ярких событий последних лет! Потрясающие новые знакомства и друзья, стимул к саморазвитию и образованию, новые совместные проекты и социальные инициативы. Спасибо РСВ!

Поздравляю коллектив РСВ и лично Алексея Комиссарова с прожитыми двумя годами со страной возможностей! Хотя никто не поспорит, что мы в ней живем от рождения!

Пусть все реализуемые проекты радуют своими результатами и приносят удовлетворение!

Желаю лучшей команды, новых талантливых участников и самой деятельной поддержки от всех партнеров!

#НОПдляРСВ
источник
Научно-образовательная политика
Виктор Кокшаров, ректор УрФУ (@urfu_ru@urfu_ru)

За два года президентская платформа, призванная помочь людям во всех регионах, реализовала немало успешных проектов. Они доказали свою высочайшую эффективность. Студенты, преподаватели, ученые и сотрудники УрФУ принимают активное участие в таких знаковых проектах платформы, как «Я – профессионал», «Лидеры России», «Профстажировки 2.0» и многих других.

Отдельная благодарность коллегам — за высокий профессионализм в проведении всероссийской акции «Время карьеры»: инициатива наших студентов по содействию трудоустройству сверстников нашла поддержку главы государства прошлым летом, а вчера РСВ и наш вуз помог тысячам россиян определиться со своей дорогой в будущее: на одной площадке с молодежью встретились работодатели, эксперты, представители кадровых агентств и образовательных учреждений. Событие позволило в неформальной обстановке пообщаться с представителями ведущих компаний и пройти обучающие тренинги. Безусловно, это поможет студентам и недавним выпускникам вузов качественно подготовиться ко всем этапам приема на работу, а также получить приглашение на стажировку или получить рабочее место в ведущих компаниях. Прямые эфиры десятичасового онлайн-марафона «Время карьеры» собрали более 500 тысяч просмотров, а опробованные форматы станут частью всероссийской акции в ноябре.

Мне особенно приятно, что в день двухлетия РСВ «Время карьеры» объявлен 25-м проектом платформы. Спасибо!

Уверен, впереди у нас еще много ярких совместных проектов, которые позволят стране повышать конкурентоспособность в глобальном масштабе. Желаю платформе новых идей, успешной реализации всех намеченных планов и процветания. С днем рождения!

#НОПдляРСВ
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Песков,
Специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Поздравляю всю команду "России - страны возможностей" с двухлетием! Ее профессионализм и потенциал позволяют масштабировать и развивать проекты, направленные на развитие людей и их талантов. Мы успешно сотрудничаем по проектам Кружкового движения Национальной технологической инициативы, и это способствует их акселерации и ускоренному росту. Надеюсь, в скором времени результатом нашей совместной работы станет выход российских образовательных решений, созданных нашими технологическими компаниями, на глобальные рынки, и не только российские, но и зарубежные пользователи смогут оценить наши возможности.

#НОПдляРСВ
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков и Алексей Комиссаров о будущем образования – прямая речь (1/6)

В программе «Диалог» на канале «Россия-24» состоялась онлайн-встреча Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова и генерального директора автономной некоммерческой организации «Россия-страна возможностей» Алексея Комиссарова.

Валерий Фальков: Алексей, добрый день!

Алексей Комиссаров: Добрый день!

ВФ: В очень необычном формате встречаемся. Я хотел бы, в первую очередь, поинтересоваться, зная, что Вы увлекаетесь экстремальными для меня видами спорта. Это и марафоны, но самое главное, это, по-моему, триатлон, даже ironman, да? Я знаю, что в прошлый год удалось 50-ти километровую дистанцию одолеть, что для меня опять же немыслимо, на Чукотке. Хотелось узнать, какие, во-первых, планы? Во-вторых, как форму поддерживаете в это непростое время?

АК: Спасибо, Валерий за такое необычное начало разговора! Про спорт я всегда с удовольствием пообщаюсь, потому что спорт действительно люблю. Считаю, что те дистанции длинные, которыми я увлекаюсь, они и в жизни помогают. Помогают выдерживать какие-то нагрузки серьезные, но и узнавать нашу страну лучше, вообще мир весь. И то, что Вы упомянули, трэвел по Чукотке, который действительно был в прошлом году 50-ти километровый, я бежал и восхищался, какая у нас красивая природа, какая у нас красивая страна. Очень хочется, чтобы как можно больше людей внутренним туризмом могли заниматься и видели все эти красоты. Марафоны это все здорово, но мне кажется, что работа министром это покруче любого марафона, с точки зрения нагрузок и физических, и эмоциональных. Как первые 4 месяца прошли? На мой взгляд, Вы очень хороший старт взяли. Я надеюсь, что, кстати, учеба в ВШГУ хоть немного, ВШГУ президентской академии, учеба на кадровом резерве, учеба, которую наш Президент инициировал. Я надеюсь, что она хоть немного Вам тоже помогла.

ВН: Спасибо за хороший вопрос! Время, действительно, бежит очень быстро: 4 месяца они пролетели, как 1 день. Такого темпа у меня ни разу не было, конечно, в жизни, и по-другому, наверное, быть не может, потому что очень динамичная, очень разносторонняя работа, большое количество общения с людьми, и сейчас все это ушло в онлайн. А что касается обучения, я с удовольствием вспоминаю это время, когда мы с Вами часто очень виделись. Конечно, это помогает, потому что много очень полезного, как с точки зрения общения с людьми, там познакомились с теми, с кем мне сейчас приходится работать, многие – это первое. А второе – это, конечно, понимание того в личностном больше всего плане, как относиться к делу, какие-то принципы жизненные, очень интересные примеры – это все, конечно, неоценимо. Я с удовольствием всегда говорю, что я закончил школу, которой занимался Алексей Комиссаров. И занимается!

АК: Спасибо! У нас, к сожалению, тоже сейчас небольшой перерыв, потому что не удалось закончить очно третий поток, но, надеюсь, что скоро вернемся к привычному формату и будем продолжать дальше.

ВФ: Мы все, студенты и преподаватели с нетерпением ждем. Не хватает живого общения, поскольку огромное количество мероприятий, окончание года. Все хотели бы, чтобы в привычном традиционном формате, может быть, без того, как это в школе с колокольчиком, но, тем не менее, все пришли, поздравили друг друга, но мы начали 1 сентября.

АК: Мне вообще кажется, что у Вас, судя по тому, как начали первые месяцы работы, одна из целей – это вообще поддержать студентов, помочь им как-то реализоваться. Сейчас еще есть какие-то программы, министерство которые делает для того, чтобы в этой непростой ситуации держать ребят? Конечно, всем непросто.

Источник: https://youtu.be/AAza6nsU6K0
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков и Алексей Комиссаров о будущем образования – прямая речь (2/6)

ВФ: Это один из основных вопросов сегодня. Что касается непосредственно студентов, то здесь, на мой взгляд, есть 3 принципиальных момента. Первая мера поддержки – это солидарное мнение вузов по рекомендации министерства. Для тех, кто поступает в этому году, не повышать стоимость обучения в этому году, то есть зафиксировать ее на уровне 2019 года. Это, мне кажется, хороший шаг вперед. Второе – это увеличение количества бюджетных мест. И, собственно, поручение главы государства на этот счет с 2021 года было дано. Об этом много говорили. Большие выделены средства до 2024 года, но предполагалось, что со следующего года пойдет масштабное увеличение. Тем не менее, решения приняты и уже в этом году будет существенное увеличение бюджетных мест. И третье – это расширение программы кредитования с государственным участием. То есть образовательный кредит, только не в той старой редакции, а в новой редакции, когда это половина ставки рефинансирования ЦБ и, соответственно, срок продолжительности его на 15 лет. Сумма кредита здесь не ограничена. 15 лет – это уже означает, что выпускник, если он хорошо учится, получит образование, он сам уже из своей зарплаты может его отдать. Кредитовать с государственным участием – ставка она совершенно другая, нежели если вы берете потребительский кредит. Поэтому посмотрим, что сработает, мне кажется, здесь должен быть целый арсенал. Мы сейчас думаем и о других мерах. Мы на этом не ставим точку, но сама ситуация с пандемией сподвигла нас к тому, чтобы линейку этих инструментов поддержки студентов расширить.

Алексей, у меня вопрос. Мы очень внимательно смотрим за тем, что происходит в системе образования: делаем замеры преподавателей, студентов, их мнения. Насколько Вы оцениваете хорошо или плохо плюсы и минусы того, что сегодня происходит? Хотя это безальтернативная вещь, на самом деле, потому что у нас не было права выбора. То есть либо закрывать университеты и школы, либо все-таки пробовать в одночасье адаптироваться, что тяжело. С одной стороны, вы сейчас в образовании, хоть это и дополнительное образование, но это образование, с другой стороны, Вы отец сам. Мне Ваше мнение очень интересно знать. Как Вы оцениваете происходящее?

АК: У меня 3 дочки. Старшая в прошлом году уже закончила магистратуру и уже вовсю работает. Средняя учится в университете. Выбрала сейчас для себя  сферу гостеприимства. Но в общем сложно, но интересно говорить, что какие-то новые появились возможности в дистанционном обучении, но, конечно, не хватает личного общения, встреч с одногруппниками и встреч с преподавателями. А младшая сейчас как раз заканчивает, закончила 11 класс. Впереди ЕГЭ, впереди поступление. Но всем, конечно, непросто, многие говорят о том, что стало еще больше работы, еще больше учебы. Мое мнение, что будет дальше какой-то гибрид, вряд ли мы уйдем полностью в онлайн. Мне кажется, ценность живого общения еще больше сейчас все понимают, но при этом какие-то элементы наверняка будут использоваться. И я думаю, что это хорошая встряска для всех для того, чтобы как раз найти новый путь образования, о котором так много говорилось.

ВФ: Я как ректор с 8-летним стажем не представляю себе университет без студентов и без живого общения. Вузы все выступают однозначно за то, чтобы поступать на основе результатов ЕГЭ. ЕГЭ в этом году все-таки состоится. И у нас есть уверенность, что в августе мы наберем студентов, талантливых, пытливых, заинтересованных. И с 1 сентября в традиционном формате, по крайне мере мы так хотели, очно начнется год. По поводу студентов, коль уж мы коснулись, тем более, у Вас в семье есть студенты. Как Вы считаете, каково примерно соотношение исследовательской деятельности, собственно, самой работы, спорта, общения с друзьями. Как, на Ваш взгляд, современный студент должен это сочетать?
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков и Алексей Комиссаров о будущем образования – прямая речь (3/6)

АК: Мне кажется, что сейчас вообще стираются границы между образованием и жизнью, между образованием и работой, между работой и жизнью. Студенческая среда не исключение, может быть, как раз самый яркий пример этого. Важно сделать так, чтобы как можно больше студенты видели реальной практики, чтобы они видели и слышали преподавателей-практиков. Мне, кстати говоря, кажется, что сейчас с активным внедрением онлайн-подхода больше появилось преподавателей-практиков, потому что проще их включить в учебный процесс. Мы здесь делаем такой проект, идея его заключается в том, чтобы курсовые и дипломные работы, которые зачастую делаются в стол ради того, чтобы поставить галочку и получить какую-то оценку. Сделать так, чтобы эти работы были реально нужными. Нужными тому, кто их заказывает, кто озвучивает проблему. У нас сейчас 1300 партнеров, которые предлагают свои кейсы. И студенты, решая эти задачи, и работу делают учебную научную, и помогают предприятию, и предприятие присматривается к студентам, кого-то берет потом на работу и приглашает на практику, на стажировку, что тоже очень важно.

ВФ: Мы с вами в этом году встречались с «Лидерами России» по треку «Наука». Очень хорошее производит впечатление. Я в этой связи хотел бы в качестве предложения, предложить подумать о том, чтобы был отдельный, может быть, отдельный трек по технологическому предпринимательству.

АК: Мне кажется, что технологическое предпринимательство действительно очень важно и для страны и для ребят, которые сами хотят развиваться. Но в этом году у нас был эксперимент: мы решили, что нам нужно выбирать лидеров не только, которые умеют не просто управлять, но и которые имеют опыт в соответствующих сферах. В данном случае это сфера «Наука и образование». Мы очень много ярких ребят нашли, увидели. У нас в финалистах 53 кандидата наук, 13 докторов наук. Это люди, которые имеют уже большой опыт. И кстати говоря, среди них есть и технологические предприниматели. Я думаю, что мы с Вами еще подведем итоги научного трека, посмотрим, как он будет развиваться дальше. Может быть, как-то внутри него, может быть, как-то отдельно еще попробуем сделать направление по технологическому предпринимательству, потому что я здесь с Вами полностью солидарен, это супер-важная тема.

ВФ: По понятным причинам эта активность немножко она замедлилась, потому что все формальные процедуры, связанные с назначением отчасти. Мы все работаем на удаленке, прямого общения нет, даже собеседования тяжело провести.

АК: Но Вы же кого-то присмотрели там? По-моему на финале, когда Вы приезжали.

ВФ: Я завесу тайны приоткрою немного. Мы уже все, приняли решения, приготовили несколько назначений на вузы, в том числе проректоров и ректоров. И несколько человек прямо в министерстве мы тоже смотрим, потому что у нас тут как раз сейчас такой период, когда изменилась структура, появились вакансии. С большим удовольствием смотрим тех, кто прошел этот отборочный конкурс. Кстати, я хотел спросить у Вас, что для Вас «лидер», «Лидеры России»? Студенты любят это спрашивать. Что значит быть лидером? Я всегда предельно просто отвечаю: лидер – это тот, кто готов нести ответственность не только за себя, но и за других. Рабочий ответ.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков и Алексей Комиссаров о будущем образования – прямая речь (4/6)

АК: Для меня лидер – это человек, который всегда ищет возможности, всегда в любых внешних обстоятельствах видит возможности и делает так, чтобы эти возможности реализовать и не только и не сколько для себя, но и для тех людей, которые вокруг этого человека. Валерий, Вы, активно сейчас министерство развивает НОЦ. Я смотрю на эти проекты, и мне кажется, что это шанс для нашей страны ворваться, вернуться, может быть, в лидеры вообще в научном мире. Вы для таких центров видите возможность у наших победителей конкурсов как-то в этих проектах участвовать? Включать их в работу? Или это для более уже опытных, более серьезных ученых?

ВФ: Очень хороший вопрос. Я, честно сказать, до разговора с Вами не задумывался, но думаю, что это наше упущение. НОЦ и многие другие структуры, которые мы создаем, там в основании одна идея. Это идея интеграции и правильной кооперации. За счет умения выстраивать кооперацию взаимодействия с теми, с кем как бы ты по определению говоришь на разных языках и по-разному думаешь. Представьте научно-образовательный центр – это 3 разных типа сущностей: научные институты, которые развивались и жили в своей логике, университеты, многие из которых живут в логике, что их задача – подготовка кадров, и бизнес, который, мыслит категориями совершенно другими: совет директоров спрашивает категориями прибыли, производительностью труда, возвратом инвестиций и многим-многим другим. Теперь представьте, что людей, которые двигаются каждый по своему треку, и их целая организация, надо объединить во что-то общее. И здесь нужны люди неординарные и желательно без профессиональной деформации сознания. Они могли бы очень придать динамики. Это все все равно пока экспериментальные площадки. Но то, что мы на будущий год откроем такие вакансии целевым образом в НОЦах для «Лидеров России», будем рады этому. Причем там разные позиции есть: как сугубо управленческие, так и исследовательские и предпринимательские.

Самым слабым местом НОЦов является отсутствие технологических предпринимателей. Именно тех людей, которые связывают исследователей, массовое производство, рационализаторов или инноваторов, то есть тех людей, которые способны превратить идею хотя бы в какую-то разработку. Может быть, еще не в массовое производство запустить, но в разработку. А предприниматель – тот, который видит все это, сводит воедино, и самое главное, выводит это на рынок. Это уникальная вообще компетенция, уникальная позиция во всем разделении труда.

АК: Это здорово! Спасибо большое! Я, кстати, сейчас подумал про IT-шников, когда Вы стали говорить вообще про технологическое предпринимательство. Но мы знаем с Вами, что наши, российские IT-шники самые лучшие в мире, об этом, по-моему, весь мир постоянно говорит.

ВФ: Это даже не подвергается сомнению!

АК: А Вы как-то выделяете это направление? Считаете, что все институты должны, все университеты должны развивать IT-предпринимательство и IT-компетенции? Или это должны быть какие-то специализированные вузы? Вы как к этому относитесь?
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков и Алексей Комиссаров о будущем образования – прямая речь (5/6)

ВФ: Самой жизнеспособной моделью университета является то, что называется у нас многопрофильный классический. В мире, я имею ввиду, это уже исторически так повелось. Или то, что называется за рубежом «comprehensive». Хотя специфика России состоит в том, что у нас много отраслевых вузов самых разных. Если посмотреть, то даже в отраслевых вузах сегодня очень много представлено IT-специальностей и направлений. С одной стороны, мне кажется, это потребность очевидная – рынок труда. С другой стороны, мне кажется, тут есть исторический очень важный момент, почему? Потому что же все IT базируется на математике. И это одна из дисциплин, которая обеспечивает и обеспечивала по-настоящему конкурентоспособность страны в XX веке и в математике мы всегда были сильны. Поэтому сильные математические школы, хорошие учителя математики, которые еще были в советских школах, – это все фундамент, на котором до сих пор вузы строят подготовку IT-специалистов. Но я хотел бы пошире на это посмотреть, потому что сфера IT сегодня это не только подготовка студентов, но уже многие университеты реализуют проекты с условным названием «Цифровой университет». То, что за этим будущее, и сейчас мы это отчетливо понимаем. Знаете, нам надо разумный баланс соблюсти. Сохранить университет в его традиционном понимании, чтобы там было живое человеческое общение в разумных пределах естественно, потому что сегодня зачастую преподаватели не выходят из аудитории: безумная нагрузка. А с другой стороны, все, что можно, рутину перевести в «цифру» и сделать более удобными сервисы для студентов, преподавателей, управленцев, взаимоотношения университета со всеми другими средами - это, конечно, задача приоритетнейшая. Я говорю сейчас в условиях противодействия распространению коронавирусной инфекции. Мы видим слабые места практически у всех вузов и понимаем, как много надо перестроить в этой части.

Я, Алексей, в этой связи хотел спросить. Что бы  Вы посоветовали, у нас одна из насущных проблем, это трудоустройство выпускников. Мы понимаем, что структура рынка труда меняется и ситуация непростая на рынке труда. Приоритетом будут обладать те, кто имеет опыт и уже доказал свою состоятельность; соответственно, быстрее его работодатели могут взять. Но, тем не менее, на рынок выходит большое количество студентов. Что бы Вы посоветовали им и порекомендовали? Ваш взгляд экспертный?

АК: Во-первых, мы сейчас как раз запускаем новый проект, акцию, которая называется «Время карьеры». На самом деле, УрФУ этот проект реализовывал на протяжении 5 лет. Потом к ним приехал наш президент и в диалоге со студентами, с преподавателями появилась идея сделать проект большим всероссийским. И мы в этом году его запускаем. Я, надеюсь, что это позволит многим студентам, многим выпускникам найти действительно интересную работу, интересную профессию. Совет только один – максимально активно еще в студенческие годы проявлять себя. Как раньше было? Все привыкли, что поступил в институт, потом его закончил, потом по распределению тебе страна найдет место работы.

ВФ: Гарантированное трудоустройство.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков и Алексей Комиссаров о будущем образования – прямая речь (6/6)

АК: Да, гарантированное. Сейчас, конечно же, все поменялось и нужно занимать проактивную позицию и, не дожидаясь окончания университета, пробовать себя, искать, участвовать в разных проектах, не обязательно в наших, любых других; для того, чтобы понять, к чему лежит душа, что интереснее; для того, чтобы проявить себя, для того, чтобы показать себя будущему работодателю, и как-то в этом смысле продвинуться. Вообще сейчас у нас впереди выпускные. Вы предложили в этом году такой необычный формат: сделать большой всероссийский онлайн-выпускной. Может быть, поделитесь?

ВФ: Конечно, надо понять студентов, которые заканчивают в этом году. У них впереди онлайн-защита дипломов. У кого-то онлайн-защита госэкзаменов. И непонятно, как будет происходить выпускной, может быть, вообще по почте придет диплом.

АК: Не хотелось бы лишать!

ВФ: Не хотелось бы. Поэтому мы выступили, с одной стороны, с такой инициативой, понятно, в силу распространения эпидемии. А с другой стороны, если подумать, собственно онлайн - это еще и позволяет стирать границы, потому что в один день. То есть я думаю, что 4 июля ориентировочно. С одной стороны, будет объединяющие всех мероприятия. И  мне бы очень хотелось, чтобы наших выпускников поздравили, всероссийская традиция, лучшие, самые успешные люди нашей страны, которые вернулись в свои студенческие годы, вспомнили свои студенческие годы и сказали напутствия. Это с одной стороны. С другой стороны, конечно, это всегда будут локальные площадки, потому что мы понимаем, что и часовые пояса, и особенности, эпидемиологической ситуации, да и ритм жизни, он в каждом городе, в каждом регионе свой. И будут свои уникальные мероприятия. Но атмосфера праздника, солидарности и поддержки со стороны страны тех, кто выходит, мне кажется, что это то, что ждут сегодня наши выпускники. Идеальный вариант, если бы собраться всем вместе в прежнем формате. И мы не препятствуем, наоборот все для этого сделаем. Тем более, что онлайн он лишь как дополнение сработает, но сама идея того, что это пройдет в один день по всей стране. И многие вузы, если не большинство, уже поддержали, то мне кажется, что это эксперимент, заслуживающий внимания. У нас такого раньше не было.

АК: Я надеюсь, что праздник получится, выпускники найдут себя и запомнят этот день как день позитивный. Спасибо большое! Спасибо за интереснейшую беседу!

ВФ: Спасибо, Алексей!

АК: Надеюсь, что скоро увидимся!

ВФ: Вживую!

АК: Я думаю, что мы скоро все вернемся к нормальной жизни, и у нас у всех все будет хорошо.

ВФ: Да! Я это полностью желание и стремление поддерживаю!
источник