Дилеммы научного лидера
В рамках VI Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес», организаторами которого выступили МГУ и компания «Иннопрактика», состоялся круглый стол, посвященный научным лидерам. Участники (представители почти всех мощных сил научной политики) обсуждали и компетентностную, и ролевую модели. Глубокий и системный анализ хода дискуссий представлен у Екатерины Мищенко в статье на Индикаторе. Мы же остановимся на некоторых наиболее принципиальных моментах.
Игорь Курчатов 2.0
Именно отец советской атомной бомбы и Лаборатории № 2, в дальнейшем ставшей институтом, носящим его имя, стал основной ролевой моделью идеального научного лидера, по мнению участников дискуссии.
И здесь стоит отметить, что Курчатов был не только гениальным физиком, но и умелым политиком. Он знал, как найти подход к власть предержащим, при этом тонко чувствуя грань возможного. Следовательно, ни в какой «башне из слоновой кости» научный лидер сидеть не должен – чистый исследователь сможет стать ведущим ученым, но никак не лидером.
Индивидуалист или коллективист?
По определению лидер не может существовать один, но современная наука такова, что неизбежно становится все более коллективной. Многие исследования не по силам не то что отдельному ученому – отдельному государству. Именно поэтому научные лидеры должны уделять внимание и управленческим навыкам, и тимбилдингу, и умелому делегированию полномочий.
Вдохновлять или объяснять?
В своей работе такой человек должен стать своего рода оксюмороном – сочетать несочетаемое: вдохновлять учеников, поддерживать общий уровень исследований, совершать открытия, при этом взаимодействовать с чиновниками и бизнесом (то есть говорить и мыслить сразу на нескольких языках). Только лидер способен выдержать такую «шизофрению».
Творец или продавец?
Здесь требуется находить баланс между собственно исследованиями и их «продажей» - то есть «упаковкой», презентацией «покупателям» из бизнеса, а также адаптацией под нужды заказчика. В этом проявляется не столько творческая, сколько ремесленная часть труда научного лидера – приходится искать компромисс между прибылью и интересом. Но такова современная наука.
Белый халат или белый воротничок?
Выбор между наукой и административной работой всегда сделать нелегко. Романтика и драйв исследований (а также – преподавательского труда) часто перевешивают безусловные бонусы от административки. Однако, в какой-то момент у каждого успешного ученого (тем более – с лидерским потенциалом) неизбежно встанет дилемма: призвание или потребность. Еще более сложен этот выбор и тем, что не всегда талант в профессии означает способность к эффективной управленческой работе. Впрочем, если приходится сделать выбор – настоящий научный лидер, обладающий способностями чиновника или руководителя, должен понимать, что он может помочь очень многим своим коллегам по цеху. Хотя, безусловно – нужно стремиться к тому, чтобы сочетать исследовательскую работу и административную. А для университетских преподавателей и профессоров этот выбор еще сложнее – поскольку многие действительно горят своим делом, а из «административки, преподавания, науки» часто получается выбрать только два пункта.
Администратор или пассионарий?
Екатерина Мищенко согласна с позицией участников дискуссии:
«Все-таки научный лидер должен оставаться «апостолом» своей науки и «пассионарием», а не только администратором, а для этого надо стараться продолжать совмещать научную деятельность с новыми обязанностями». Увы, зачастую нет варианта «и-и», а выбор сводится к гамлетовскому «быть или не быть». И так «оксюморон научного лидера» превращается в героя песни Оксимирона:
В каземате прозябает только пассионарий,
Избавляя избирателя от самотерзаний.
Так и научный лидер может «заткнуть собой» административную амбразуру, работая во благо страны и своих коллег, но эта жертва не будет оценена по достоинству.
Подробнее:
https://indicator.ru/humanitarian-science/administrator-ili-apostol.htm